Научная статья на тему 'Проблемы генерации инноваций на предприятиях ракетно-космической отрасли'

Проблемы генерации инноваций на предприятиях ракетно-космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕРАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / ПРЕДПРИЯТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ / РЫНОК / ПРОИЗВОДСТВО / GENERATION OF INNOVATION / ENTERPRISE SPACE INDUSTRY / MARKET / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гостева О.В., Бойко А.А.

Рассматриваются особенности управления инновациями на предприятиях ракетно-космической отрасли, особое внимание уделяется первой стадии генерации инноваций. Рассматривается влияние внешней среды и институциональных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems OF intangible assets AT aerospace industry

This article discusses the features of innovation management at the enterprises of the space industry, focusing on the first stage of generating innovations. The influence of the external environment and institutional conditions are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы генерации инноваций на предприятиях ракетно-космической отрасли»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

УДК 334.021.1

ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕРАЦИИ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

О. В. Гостева, А. А. Бойко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: оv-gosteva@yandex.ru

Рассматриваются особенности управления инновациями на предприятиях ракетно-космической отрасли, особое внимание уделяется первой стадии генерации инноваций. Рассматривается влияние внешней среды и институциональных условий.

Ключевые слова: генерация инноваций, предприятия ракетно-космической отрасли, рынок, производство.

PROBLEMS OF INTANGIBLE ASSETS AT AEROSPACE INDUSTRY

O. V. Gosteva, А. А. Boyko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: оv-gosteva@yandex.ru

This article discusses the features of innovation management at the enterprises of the space industry, focusing on the first stage of generating innovations. The influence of the external environment and institutional conditions are considered.

Keywords: generation of innovation, enterprise space industry, the market, the production.

По данным «Росстата» ВВП России в 2016 г. сократился на 0,6 % по сравнению с итогами того же периода 2015 г. [7], что существенным образом сказывается на экономике страны и ракетно-космической отрасли (РКО). В 2016 г. бюджетное финансирование оборонных предприятий сократилось на 7,2 %. Но при этом на совещании по вопросам использования потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения В. В. Путин отметил необходимость «работать над вооружением новых поколений», а также по максимуму использовать потенциал оборонно-промышленного комплекса. Нужно уже сегодня думать об увеличении выпуска продукции гражданского и двойного назначения. Нужно, чтобы средства, вложенные в ОПК сработали на рост всей российской экономики, способствовали развитию импортозамещения, а также наращиванию высокотехнологичного экспорта [5]. На этом же совещании Д. Мантуров поставил задачу «наращивания объёмов выпуска гражданского сегмента на уровне не менее 5 % прироста по году, что должно позволить выйти на пропорцию 50:50 к 2020 году» [5].

Для предприятий РКО решение данных задач связано только с введением инноваций, причем не столько технических (к которым дынные предприятия привычны), сколько организационных, технологических и маркетинговых. Учитывая специфику продукции предприятий и относительно узкий рынок, разработанные другими предприятиями методы не могут реа-лизовываться на предприятиях РКО. Следовательно, инновации необходимо будет генерировать самостоятельно.

Генерация инноваций - это создание условий, при которых инновации будут появляться с заданной периодичностью. Какие же условия необходимы для того, чтобы в РКО, которая и так является передовой и инновационной, генерация инноваций давала больший результат.

В современных условиях в мировой практике генерации и разработки инноваций преобладает рыночный подход. С одной стороны, это позволяет снизить риски затрат и повысить эффективность окупаемости инновации, но, с другой стороны, эта тенденция ограничивает новые возможные прорывные технологии, потому что рынок в принципе не знает о их существовании и, следовательно, не может на них реагировать [1].

В большей мере это касается РКО, так как, имея весьма специфический и узкий рынок, данные предприятия обязаны выпускать продукцию, которая превосходила бы все ожидаемые параметры, т. е. была бы совершенно новой. Для данного типа предприятий основным критерием не может выступать рынок. Многое программы, которые выполняются на предприятиях РКО, в принципе не окупаемы. Такие как полет на Марс, освоение Луны и т. п. Каждая из этих программ требует совершенно новых, неизвестных пока и научных, и технических, и технологических решений. И ориентация на рынок только сбивает разработчиков, не позволяя оригинальной мысли дойти до состояния прибора из-за малой окупаемости, которую нельзя просчитать на этапе зарождения и разработки инновации.

Многое авторы, выделяя пять и более вариантов инновационного процесса, все их строят относитель-

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

но потребностей рынка и маркетинга, жизненного цикла продукта. Но если мы говорим о космических полетах и о космической технике, то мнение и анализ какого рынка необходимо учитывать?

По словам А. Лосева (генеральный директор «Спутник - управление капиталом»), объем мирового рынка космических услуг сейчас составляет около 400 млрд долл. в год и ежегодно растет примерно на 5 %, причем собственно затраты на запуски ракет и поддержание работы спутников составляют около 40 млрд долл., т. е. в 10 раз меньше. По итогам 2014 г. коммерческий сегмент космического рынка достиг 203 млрд долл. и сравнялся с объемом мировых государственных программ. Пока доля России в коммерческом сегменте составляет лишь 0,6 % из-за малого количества коммерческих спутников и недостаточного спроса населения на услуги спутниковой связи и телевидения [4]. Но это следствия уже осуществившихся разработок, результаты трансфера, изначально же эти разработки делались с совершенно другими целями.

Следовательно, чтобы генерировать технические инновации на предприятиях РКО, необходим механизм, скорее защищающий разработчиков от рынка, чем ориентирующий на него. И только тогда возможны прорывные технологии, которые впоследствии способны принести колоссальные прибыли [2].

Необходимо помнить, что РКО занимается и стратегическими объектами, отвечающими за обороноспособность и безопасность страны, значит, существует режим секретности и автономности разработок, при которых рыночная ориентация невозможна в принципе [3].

Двойственность ситуации заключается в том, что согласно задачам, поставленным правительством [5], за ближайшие 5 лет предприятия РКО должны выйти на 50 % рыночной окупаемости. При условии существующих санкций и низкоплатежеспособного и весьма скромного внутреннего рынка эта задача становится крайне сложной.

В современном состоянии для генерации инноваций, особенно в РКО, необходимо понимание стратегического направления развитие страны, ведущей частью которого должны стать именно инновации.

Для этого необходимо создание стратегических сетей и ведение параллельных процессов, когда разные группы разработчиков работают над одной проблемой, что позволяет значительно сократить время разработки и с большей вероятностью найти оригинальное эффективное решение [6].

Создание стратегических сетей, стратегической интеграции и установление связей должно сочетаться с автономностью и независимостью российской РКО, решающей вопросы обороны.

Таким образом, обозначенные задачи и проблемы говорят о необходимости разработки теоретических и методологических подходов к генерации и дальнейшему трансферу инноваций на предприятиях РКО, которые позволят с наибольшей эффективностью управлять дальнейшим развитием отрасли.

Библиографические ссылки

1. Бойко А. А. Принципы стратегического планирования инновационного воспроизводства основных фондов предприятий ракетно-космической промышленности // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития . 2013. № 11. С. 26-31.

2. Гостева О. В. Инструменты анализа стратегии эффективного использования интеллектуального капитала на предприятиях РКО // Вестник СибГАУ. 2013. № 1(47). С. 196-201.

3. Доброва К. Б. Развитие инновационных процес-совв корпорациях ракетно-космической отрасли // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7, № 2. С. 110-116.

4. Лосев А. Бизнес рвется в космос // Российская Бизнес-газета. 2015. № 1016(37).

5. Совещание по вопросам использования потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения [Электронный ресурс]. Тула, 2016. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/52852 (дата обращения: 10.08.2016).

6. Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу [Электронный ресурс]. URL: http://knts.tsniimash.ru/ru/ src/CenterInfRes/Стратегия %20развития%20 космиче-ской%20деятельности%20России%20до%202030%20 года.pdf (дата обращения: 10.08.2016).

7. Экономические показатели trading economics [Электронный ресурс]. URL: http://ru.tradingeconomics. com/ (дата обращения: 10.08.2016).

References

1. Boyko A. A. [Principles of strategic planning of innovative reproduction of fixed assets of enterprises of space-rocket industry] Jekonomika i upravlenie v XXI veke: tendencii razvitija. 2013. № 11, рp. 26-31. (In Russ.)

2. Gosteva O. V. [Tools of analysis strategies for effective use of the intellectual capital in enterprises RKO] // VestnikSibGAU. 2013. Vol. 1(47).

3. Dobrova K. B. Development of innovative protsessovv corporations space industry WORLD (modernization. Innovation. Development). 2016. T. 7. № 2. S. 110-116.

4. Losev А. Business rushes into space, Russian Business newspaper. 2015. № 1016(37).

5. Meeting on the potential use of military-industrial complex in the production of civilian high-tech products. Tula 08.09.2016. http://www.kremlin.ru/events/president/ news/52852.

6. Strategy of development of space activities in Russia up to 2030 and beyond http://knts.tsniimash.ru/ ru/src/CenterInfRes/Cтратегия%20развития%20косми-ческой%20деятельности%20России%20до%202030%20 года^£

7. Economic indicators trading economics [electronic resource]. http://ru.tradingeconomics.com/.

© Гостева О. В., Бойко А. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.