Научная статья на тему 'Проблемы функционирования виртуальных организаций социально-экономических региональных систем России'

Проблемы функционирования виртуальных организаций социально-экономических региональных систем России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИИ / ВИРТУАЛЬНЫЙ РЫНОК / ВИРТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEM / DEVELOPMENT / FUNCTIONS / VIRTUAL MARKET / VIRTUAL ORGANIZATION FORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зелинская Мария Владимировна, Ткачева Елена Николаевна

Эффективное и устойчивое развитие региональных экономических систем имеет особое значение в пространстве национальной экономики России. Спецификация системы региона предполагает установление характерного для нее потенциала функционирования и развития. В региональных системах усиливается инновационная функция, одним из проявлений которой является возникновение виртуальных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зелинская Мария Владимировна, Ткачева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of the functioning of virtual organizations of social-economic systems of Russia1candidate of economical science, professor assistant of chair of the Accountant, Analysis and Audit's of the South Institute of Management

Effective and stable development of the regional economic systems has a special significance in the area of the national economics of Russia. The specification of the regional system suggests establishment of its typical potential of the functioning and development. The innovation function is strengthened in the regional system and one of its results is arising of virtual organizations.

Текст научной работы на тему «Проблемы функционирования виртуальных организаций социально-экономических региональных систем России»

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ РОССИИ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Зелинская Мария Владимировна, к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Южного института менеджмента.

Ткачева Елена Николаевна, к.э.н., доцент кафедры экономики Южного института менеджмента.

Аннотация. Эффективное и устойчивое развитие региональных экономических систем имеет особое значение в пространстве национальной экономики России. Спецификация системы региона предполагает установление характерного для нее потенциала функционирования и развития. В региональных системах усиливается инновационная функция, одним из проявлений которой является возникновение виртуальных организаций. Ключевые слова: Региональная экономическая система, развитие, функции, виртуальный рынок, виртуальные организационные формы.

Контакты авторов: E-mail: zelinskaya@inbox.ru .

E-mail: magadan.79@mail.ru

THE PROBLEMS OF THE FUNCTIONING OF VIRTUAL ORGANIZATIONS OF SOCIAL-ECONOMIC SYSTEMS OF RUSSIA

Zelinskaya M.V., candidate of economical science, professor assistant of chair of the Accountant, Analysis and Audit’s of the South Institute of Management.

Tkacheva E.N., candidate of economical science, professor assistant of chair of the Economic of the South Institute of Management.

The summary. Effective and stable development of the regional economic systems has a special significance in the area of the national economics of Russia. The specification of the regional system suggests establishment of its typical potential of the functioning and development. The innovation function is strengthened in the regional system and one of its results is arising of virtual organizations.

Key words: The regional economic system, development, functions, virtual market, virtual organization forms.

Процесс формирования глобальной хозяйственной системы обусловливает активизацию интеграционного взаимодействия между различными структурными уровнями пространственной организации социально-экономических отношений. К одному из

таких уровней относится система региона, эффективное и устойчивое развитие которой имеет особое значение в огромном пространстве национальной экономики России.

Понятие социально-экономической системы региона представлено в современной научной литературе в виде совокупности различных трактовок и представлений, сформировавшихся в русле существующих экономических школ и направлений, а также отражающих различные аспекты соответствующего объекта исследования.

Отношения, объективно существующие в пространстве региона, консолидированы, определенным способом упорядочены и организованы в систему, которая обладает следующими противоположными характеристиками:

- с одной стороны, она выступает в качестве элемента, встроенного в вертикаль складывающейся всемирной глобальной хозяйственной системы, то есть включена в состав национальной экономики, межгосударственных интеграционных образований и других более сложных форм пространственной организации;

- с другой стороны, она обособлена и территориально локализована, поскольку обладает системным качеством входящих в нее элементов и собственным потенциалом функционирования и развития.

Указанное противоречие задает институциональные возможности и ограничения развития региональной системы, а также очерчивает основные тенденции этого процесса.

Спецификация системы региона предполагает установление характерного для нее потенциала функционирования и развития, то есть определение тех элементов системы, которые способны обеспечить ее жизнедеятельность и эволюцию.

Любая общественная система располагает различными и, в то же время, взаимосвязанными функциями, совокупность которых составляет содержание отношений системы. Применительно к социально-экономической системе региона указанная совокупность функций задана объективно сложившимися внутренними и внешними детерминантами, которым можно отнести:

- размеры и качественное многообразие национального богатства, имеющегося в пределах регионального пространства;

- размеры и качественное многообразие потребностей населения региона;

- масштабы региона;

- соотношение между достигнутым уровнем развития и потенциалом дальнейшей эволюции региона,

- способ включения региона в состав национальной общественно-хозяйственной системы;

- способ локализации ресурсов, факторов хозяйственного процесса и общественных потребностей в пространстве региона.

Обобщая изложенные выше теоретические положения, основные функции социально-экономической системы региона можно квалифицировать следующим образом:

1) Воспроизводственная функция, ориентированная на удовлетворение потребностей функционирования и развития субъектов, существующих в пространстве региона, а, следовательно, и на эволюцию региональной системы в целом.

Бизнес в законе

3'2009

2) Функция субординации по отношению к вертикали государственной власти, обеспечивающая «встраивание» системы региона в общую социально-экономическую систему страны на основе взаимодействия федерального центра и властей региона.

3). Социально-коммуникационная функция, которая ориентирована на развитие специфически общественного (некоммерческого) взаимодействия субъектов в пространстве региона.

4) Интеграционная функция, обеспечивающая пе-

реплетение и интеграцию различных региональных систем, а также интеграционное взаимодействие с другими уровнями глобальной социально-

экономической системы

5) Инновационная функция, ориентированная на достижение следующих целей:

- модернизацию социально-экономической системы региона;

- развитие технологической основы и человеческого фактора данной пространственной системы.

Характеризуя данную функцию применительно к системе региона, необходимо исходить из императива господствующего в современном мире инновационного типа воспроизводства - необходимости эффективной адаптации социально-экономических систем к неуклонно и динамично изменяющимся условиям развития.

В инновационном воспроизводстве каждый новый цикл несёт с собой глубокие перемены в общих условиях институциональной среды, ресурсах, элементах функционирующего капитала, элементах инфраструктуры, а также технологических и организационных способах осуществления общественнохозяйственной деятельности. В настоящее время региональные социально-экономические системы России вовлечены в процесс построения глобального информационного общества - улучшения жизни людей, их максимальной самореализации. В нашей стране активно создаются и внедряются новейшие технологии, уникальные информационные ресурсы, но эти процессы происходят стихийно и слабо согласуются.

Развитие организационных форм в информационном секторе вызвано усилением конкуренции и глобализацией хозяйственной жизни. Отход от централизованно координируемой, многоуровневой иерархии, необходимость в увеличении автономности подразделений предприятия и возможность переброски ресурсов, увеличение роли информационных технологий в работе предприятия обусловили изменения в способах его создания и функционирования и привели к возникновению виртуальных организаций.

Пространство виртуализации включает в себя следующие понятия:

Виртуальный рынок - рынок товаров и услуг, существующий на основе информационных и коммуникационных возможностей глобальной сети - Интернет;

Электронный бизнес - это деятельность компании, направленная на получение прибыли, которая основывается на цифровых технологиях и тех преимуществах, которые они представляют (электронная коммерция является одной из форм электронного бизнеса);

Виртуальный продукт - товар (услуга), производимые (оказываемые) виртуальными предприятиями;

Виртуальная реальность - отображение и имитация реальных разработок и производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и инструментом, и средой;

Виртуальные организационные формы.

Остановимся кратко на понятии электронного правительства, под которым понимают систему государственного или регионального управления, предполагающую широкое использование современных информационных технологий [1].

В зависимости от развитости в стране или регионе электронных коммуникаций можно выделить несколько вариантов использования Сети правительственными органами: исключительно для размещения информации - одностороннее общение; граждане могут сообщать отдельную информацию о себе -двустороннее общение; интеграция всего комплекса государственных услуг, когда пользователи получают возможность общаться с самыми различными подразделениями правительства [2].

На настоящий момент в региональных экономических системах России активно применяются первый и второй варианты использования Сети, осуществляется переход к третьему варианту. Например, создаются налоговые сайты, которые дают клиентам информацию относительно подачи налоговой декларации.

В связи с многообразием определений термина «виртуальная организация» возможно возникновение путаницы и подмены понятий. Поэтому введем свое определение данной организационной формы, которое будет использоваться в дальнейшем. Под виртуальной организацией будем понимать временное или постоянное образование экономически независимых и географически разрозненных рыночных агентов, комбинирующих человеческий, физический, финансовый, социальный капиталы и ключевые компетенции, обладающих единой сетевой организационной культурой, действующих в рамках контракта и единого информационного пространства и производящих на их основе конечный продукт или услугу. При этом, конечный продукт или услуга могут быть как виртуальными, так и традиционными.

К основным признакам виртуальной организации отнесем: объединение экономически независимых рыночных агентов; комбинирование ресурсов предприятий, входящих в виртуальную организацию, что позволяет достичь синергетического эффекта; географическое рассредоточение элементов виртуальной организации; некоторые второстепенные функции могут передаваться другим предприятиям; координация действий виртуальной организации осуществляется через единое информационное пространство.

Виртуальные организации имеют склонность к интеграции, важнейшими критериями которой являются: юридическая самостоятельность, отраслевая общность и объединение хозяйственной деятельности. Исходя из этих критериев, виртуальные предприятия могут создавать «жесткие» и «мягкие» виртуальные объединения.

К слабо связанным виртуальным объединениям можно отнести виртуальные ассоциации и консорциумы, к предприятиям с жесткими связями - виртуальные ФПГ, к средне связанным - виртуальные концерны и синдикаты.

Рассмотрим варианты интеграции виртуальных предприятий. Главными особенностями, отличающими виртуальные интегрированные формы от подобных традиционных форм, являются:

Виртуальная интеграция предполагает совместное выполнение функций и построение распределенной бизнес-сети на основе общего электронного пространства. Сотрудничество партнеров может прекращаться сразу после выполнения общего инновационного проекта (как в виртуальных ассоциациях и консорциумах) или носить долговременный характер (как в виртуальных ФПГ). Интеграция традиционных предприятий носит более долговременный характер и жестко не привязана к компьютерным технологиям.

Г еографическое удаление партнеров друг от друга (часто на большие расстояния), ускоренное производство и обслуживание приводят к построению и активному использованию Интернет-систем снабжения и продаж, корпоративных порталов и Вебпредставительств виртуальных предприятий. Именно возможность взаимодействовать в электроном пространстве дала толчок к возникновению виртуальных предприятий. Традиционные же предприятия не имеют подобной зависимости.

Некоторые традиционные интегрированные формы, например концерн, утрачивают свою юридическую самостоятельность ради получения экономических выгод. Виртуальные предприятия обычно действуют в рамках краткосрочных и среднесрочных соглашений, поэтому не зависимо от “жесткой” или “мягкой” форм объединения юридическая самостоятельность сохраняется.

Утрата или сохранение коммерческой самостоятельности, наличие или отсутствие единого управления в виртуальных предприятиях полностью соответствуют традиционным аналогам.

Развитие информатизации в региональных экономических системах России сдерживается следующими факторами [3]: социальными, образовательными, психологическими, экономическими, правовыми, техническими и программными. Основными причинами, тормозящими развитие ИКТ, являются экономические и правовые факторы: на их долю приходится соответственно - 32% и 25%.

Рассмотрим динамику российского рынка виртуального характера. В период с 2003 по 2007 гг. наблюдается количественный рост виртуальных предприятий. В 2003 г. функционировало 44 тыс. организаций, 2004 г. - 52 тыс., 2005 г. - 65 тыс., 2006г. - 70 тыс., 2007 - 76 тыс. виртуальных организаций (рис. 1) [4].

Причем в России организации виртуального характера в основном создаются и функционируют в региональных экономических системах с хорошо развитой инфраструктурой: 40% виртуальных организаций функционируют в Центральном округе (с учетом г. Москва), 20% - в Северо-Западном (с учетом г. Санкт-Петербурга), 15% - в Южном округе, 8%

- в Дальневосточном, 7% - в Уральском, 6% - в Сибирском, 4% - в Приволжском [4].

Виртуальные организации создаются преимущественно в непроизводственном секторе экономики [4]: 70% - непроизводственный сектор, 30% - производственный сектор экономики.

® А

I 0 -I------------------1---------------1---------------1--------------1-----------

3 2003 2004 2005 2006 2007

Рисунок 1 - Динамика развития виртуальных организаций в российской экономике, 2003-2007 гг.

Структура виртуальных организаций в непроизводственном секторе имеет следующий вид: электронная торговля - 20%, банковские услуги - 15%, налоговая служба - 13%, дистанционное обучение -12%, информационные услуги - 12%, услуги электронной почты - 10%, туристские услуги - 8%, здравоохранение - 7%, риэлтерские услуги - 3% [4].

Для нейтрализации факторов сдерживающих развитие виртуальных организаций в региональных экономических системах России, считаем, что на государственном уровне необходимо решить следующие задачи:

обеспечить понимание обществом сущности виртуальных организаций, необходимости их функционирования и вклада в развитие экономики страны;

создать на федеральном, региональном и местном уровнях нормативно-правовую основу реализации сделок между субъектами виртуальных взаимоотношений;

создать условия для гармоничного взаимодействия традиционных и виртуальных организаций;

стимулировать развитие в регионах России инновационных отраслей;

определять инвестиционные приоритеты на основе устойчивого развития страны;

устранить диспропорции в уровне жизни групп населения региональных экономических систем России;

обеспечить возможности реализации потенциала граждан в области образования, здравоохранения, культуры, науки.

Список литературы:

1. Howell D. The Edge of Now: New Questions for Democracy in the Network Age. London: Macmillan, 2000. P.4.

2. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. - М.: Издательство "Экзамен", 2003.

- с. 100-101.

3.Электронный ресурс: htpp//: www.MorePC.ru.

4. Электронный ресурс: htpp//: www.rebb.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.