Gagaev Sergey Jurievich, Nekhaichuk Dmitry Valerievich PROBLEMS OF FUNCTIONING OF THE TRANSPORT .
economic sceinces
УДК 330:656.025.6
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
© 2018
Гагаев Сергей Юрьевич, аспирант кафедры "Государственных финансов и банковского дела" Нехайчук Дмитрий Валерьевич, доктор экономических наук, профессор кафедры "Государственных финансов и банковского дела" Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (295007, Россия, Симферополь,просп. Академика Вернадского, 4, e-mail: dimchikn@mail.ru)
Аннотация. Одной из самых актуальных проблем Республики Крым является функционирование транспортного комплекса Республики Крым, который обеспечивает значительную часть потребностей населения. По оценке специалистов, Республика Крым имеет развитую транспортную инфраструктуру, которая обеспечивает вхождение республики в ведущие транспортные коридоры мира и рынок транзитных перевозок. Транспортно-дорожный комплекс Республики Крым включает в себя сложную систему коммуникаций, в состав которой входят 6266,8 километров автомобильных дорог общего пользования, 5 морских торговых портов, аэропорты, железную дорогу, эксплуатационная длина которой около 650 км [1]. Необходимо отметить, что транспортная инфраструктура Крыма не обновляласьт около 10-15 лет и нуждается в серьезном обновлении и модернизации, а также инвестициях. Инвестиции в развитие сельского хозяйства, промышленность и туризм будут иметь слабые результаты, если будет иметь место фактор отсутствия соответствующей транспортной инфраструктуры, а также соответствующее финансирование в отрасль. Развитие транспортной инфраструктуры Крыма является многоэтапной и комплексной задачей, которая имеет тесную взаимосвязь не только с повышением эффективности отдельных сегментов логистики полуострова, но и непосредственно с развитием экономики, производства и интеграции данных сфер в Российскую Федерацию.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, финансирование, транспортно-дорожный комплекс, грузопотоки, валовый региональный продукт, аэропорты, логистика, маршрутная сеть, железнодорожные перевозки, морские порты.
PROBLEMS OF FUNCTIONING OF THE TRANSPORT SERVICES INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
© 2018
Gagaev Sergey Jurievich, post-graduate student of "Public finance and banking" Nekhaichuk Dmitry Valerievich, doctor of economical sciences, professor of "Public finance and banking" V.I. Vernadsky Crimean Federal University (295007, Russia, Simferopol, Prospekt Vernadskogo 4, e-mail: dimchikn@mail.ru)
Abstract. One of the most important problems of the Republic of Crimea is the functioning of the transport complex of the Republic of Crimea, which provides a significant part of the needs of the population. According to experts, the Republic of Crimea has a developed transport infrastructure, which ensures the country's entry into the leading transport corridors of the world and the transit market. The transport and road complex of the Republic of Crimea includes a complex system of communications, which includes 6266.8 kilometers of public roads, 5 sea trade ports, airports, railway, the operational length of which is about 650 km. It should be noted that the transport infrastructure of the Crimea has not been updated for about 10-15 years and needs serious renovation and modernization, as well as investment. Investment in the development of agriculture, industry and tourism will have poor results if it is to be factor to the lack of transport infrastructure and appropriate funding in the industry. The development of the transport infrastructure of the Crimea is a multi-stage and complex task, which has a close relationship not only with improving the efficiency of individual segments of the logistics of the Peninsula, but also directly with the development of the economy, production and integration of these areas in the Russian Federation.
Keywords: transport infrastructure, financing, transport and road complex, cargo flows, gross regional product, airports, logistics, route network, railway transportation, sea ports.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время , как отмечается многими экспертами и учеными как Е.К. Ланковская [2], Л.Б. Миротин [3], С.М. Федосеенко, все в Республике Крым все большую актуальность набирает проблема функционирования транспортной инфраструктуры. Это сегодня связано с тем, что в Республику Крым ежегодно приезжает все большее количество туристов, особенно в летний период из разных городов Российской Федерации, а также увеличение грузопотоков на полуостров. Главной задачей в сегодняшних реалиях является интеграция транспортной инфраструктуры Крыма в транспортную инфраструктуру Российской Федерации с учетом текущих объемов грузопотоков и пассажирооборота.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных ранее частей общей проблемы. Проблемы транспортной сферы Республики Крым рассмотрены такими учеными как Л.Б. Миротин, С.М.Федосеенко, Е.К.Ланковская и др. Л.Б. Миротин делает акцент на рассмотрении таких проблем , как недостаточная про-
пускная способность единственной паромной переправы, отсутствие мультимодальных контейнерных перевозок грузов и диверсификации грузопотоков, а также недостаточное проявление профессиональной предпринимательской бизнес-активности для организации альтернативных и диверсифицированных направлений и схем организации транспортного обслуживания по сути островного региона России. Е.К. Ланковская связывает транспортное обслуживание с проблемами логистической системы Республики Крым среди которых выделяются следующие негативные факторы : износ основных фондов по всем видам транспорта, трудности с наличием эффективных каналов грузооборота и пассажирообо-рота с регионами РФ, осложнение экспортно-импортной деятельности полуострова в связи с частичным признанием Крыма в качестве субъекта России.
С геополитической точки зрения также Е.К. Ланковская выделяет проблему развития пунктов пропуска через государственную границу РФ на территории Республики Крым и г. Севастополь, на разрешение которой предусмотрено выделение 6,9 млрд. рублей [2].
Формирование целей статьи. Главной целью статьи является анализ существующих проблем в комплексе с
экономические науки
Гагаев Сергей Юрьевич, Нехайчук Дмитрий Валерьевич ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ ...
учетом степени реализации проблем со времени вступления Республики Крым в состав Российской Федерации.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Транспорт и связь в Республике Крым занимают второе после промышленности место (15,7%) в формировании валового регионального продукта. В деятельности транспортного комплекса Республики Крым за последние годы наметились положительные сдвиги, а именно увеличение объема перевозок грузов, развитие пассажироперевозок и др. Изменение правового статуса Крыма естественным образом повлечет за собой развитие новых транспортных потоков, а также развитие морского вида транспорта [4].
Необходимо также отметить факторы, которые препятствуют развитию транспортной инфраструктуры, к которым , по нашему мнению, можно отнести: недостаточный объем инвестиций в отрасль (12,1 % общего объема инвестиций Республики Крым); значительный износ основных фондов по всем видам транспорта, морально устаревшая производственная база, в частности подвижного состава (износ 60 %), несоответствие их технического уровня нормативным требованиям [5].
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года " включает в себя расходы по развитию региона на сумму 708 млрд рублей и две трети из этой суммы - на транспортную инфраструктуру [6]. В данной программе присутствуют несоответствия, которые приходится регулировать путем внесения изменений, корректировок. Данная целевая программа предусматривает выделение около 10 млрд рублей на транспортную и морскую безопасность, в то время как на реконструкцию самих транспортных узлов остаются совсем небольшие средства. Также имеет место слабая составляющая инвестиционной привлекательности полуострова, имеющая тесную связь с бюджетным финансированием, которое сильно сокращено, вследствие излишней забюрократизированности, сдерживающей потенциал развития транспортных услуг в Крыму [7]. Во многих случаях именно она препятствует развитию инвестиций.
В настоящее время транспорт используется в Крыму не в полном объеме. Это связно прежде всего с введением санкций в отношении Крымского полуострова, а также из-за низкой пропускной способности крымских портов. В Крыму сегодня имеется 5 портов, и качество их работы оставляет желать лучшего. Необходимо также отметить, что практически все автодороги Республики Крым не соответствуют современным требованиям. Подвижной состав на железных дорогах также не отвечает современным требованиям безопасности.
Международные транспортные коридоры, которые на сегодняшний день проходят через крымский полуостров, недостаточно модернизированы. По нашему мнению, это является одной из главных причин, которые препятствуют реализации транзитного потенциала Республики Крым как транспортного центра Черноморского региона.
Внутренние источники угроз для России, а значит, и для Крыма , включают в себя , прежде всего критическое материально-техническое состояние некоторых отраслей транспортного комплекса в целом по России. Имеет место быть также и фактор неблагоприятной криминогенной обстановки, которая проявляется в сращивании криминальных и государственных структур в транспортной сфере [7].
Недостаточная координация органов власти для проведения единой политики в транспортном комплексе и обеспечении его безопасности. Структурные диспропорции в органах государственной власти сдерживают формирование рыночных отношений. Зависимость Российской Федерации от ресурсов, технологий от других стран не только сдерживает развитие транспортного
потенциала, но также сокращает возможности для формирования собственных резервов, которые бы способствовали снижению данной зависимости [8].
Портовые мощности Крыма используются лишь на четвертую часть вследствие падения грузопотока в связи с украинскими событиями. Федеральная целевая программа по социально-экономическому развитию полуострова и активизации строительства предусматривает увеличение грузооборота инертных и строительных материалов (песок, щебень, бетон, металлоконструкции).
Основными транспортными узлами Республики Крым сегодня являются мост через Керченский пролив и автомагистраль «Таврида», соединяющая переправу с Симферополем и Севастополем. Автомагистраль представляет собой двухполосное шоссе в каждую сторону и жесткими требованиями к радиусам кривых и уклонам. Для сравнения, нынешняя дорога Симферополь
— Севастополь имеет по две или три полосы движения и проходит через большое количество населенных пунктов.
Главная проблема будущей дороги, строительство которой сегодня идет активными темпами — симферопольская объездная. Как и значительное количество объездных дорог в Крыму, симферопольская давно включена в городскую дорожную сеть и практически не предназначена для движения транзитного транспорта.
Маршрутная сеть на Крымском полуострове развита достаточно хорошо и продолжает развиваться активными темпами. Но здесь необходимо заметить, что существует проблема адаптации отдыхающих под расписание маршрутов. Транспорт на более популярных маршрутах ходит чаще, чем на менее популярных, вследствие чего появляются неудобства, связанные с пересадками на автобусы, если до пункта назначения напрямую добраться невозможно [9].
Пассажирские железнодорожные перевозки продолжают сокращаться. На полуострове работает очень малое количество электричек по всем без исключения маршрутам. Другое пассажирское движение отсутствует. Грузовое движение также имеет тенденцию к резкому сокращению. Все это связано с отсоединением Крымского полуострова от Украины, так как все железнодорожные пути до 2014 года проходили через нее. Прямые альтернативные железнодорожные пути на сегодняшний день в Россию отсутствуют, за исключением паромной переправы.
Эксперты подчеркивают, что транспортная инфраструктура Крыма развита недостаточно хорошо, Она практически не менялась со времен распада Советского Союза. Определенная работа велась, но ее результаты практически не заметны на фоне всеобщего удручающего состояния. Примерно треть всей суммы финансирования ФЦП и половина средств - 228 миллиардов рублей,
- ушло на строительство переправы через Керченский пролив. Необходима также модернизировать автомобильные дороги, большинство которых в Крыму не отвечают требованиям как пропускной способности, так и требованиям безопасности.
Для экономического развития Крыма также очень важно наращивать грузооборот портов. В 2013 году крымскими портами было обработано около 11 миллионов тонн грузов. Если сравнить данные портов Крыма с портами Усть-Луга и Приморска, которые расположены под Петербургом, то этот объем составляет примерно 1/6 ежегодной перевалки портов Петербурга. Сегодня, при активном динамическом изменении мировой логистической схемы доставки грузов, морской транспорт будет иметь значительную востребованность при зарубежных поставках, в частности из Турции. Также очень важным элементом работы портов должно стать пассажирское сообщение - и для развития туристической сферы, и для разгрузки автомобильной дорожной сети [10].
Для развития промышленного потенциала полуострова планируется принять пакет законопроектов, на-
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4(25)
213
Gagaev Sergey Jurievich, Nekhaichuk Dmitry Valerievich PROBLEMS OF FUNCTIONING OF THE TRANSPORT .
economic sceinces
правленных на формирование инвестиционной инфраструктуры Крыма. Для портов это будет режим удобного флага и свободного порта, при которых облегчатся процедуры, связанные с перевалкой грузов и таможенным оформлением. Тем самым будут создаваться возможности в этих портах для создания транспортных морских узлов, в которых будут перерабатываться грузы.
В рамках данных законопроектов предполагается также создание свободной экономической зоны, в которой предусмотрены возможности безвизового посещения Крыма для иностранных граждан тех стран, которым требуется въездная виза в РФ - для отдыхающих на срок не более 30 дней. Эта позиция уже согласована и Министерством иностранных дел РФ, и Федеральной миграционной службой [11].
Также ФЦП предполагает концентрацию развития транспортной сети в нескольких точках для перспективного формирования туристических кластеров. Прежде всего это Евпатория - Саки в западной части полуострова, а также Коктебель и его окрестности. В данные направления предполагается направить значительные объемы финансирования, и там же необходимо решить сейчас две основные задачи, которые связаны с модернизацией сфер ЖКХ и транспорта, а также архитектурным развитием данных территорий.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что проблемы, которые сегодня существуют на территории Крыма, связанные с транспортной инфраструктурой и транспортным обслуживанием, решаются активными темпами. Ведется работа по строительству магистрали "Таврида", общая протяженность которой будет составлять около 250 км с 18 развязками и системой надземных и подземных переходов. Также трасса будет оборудована освещением, стоянками. Ее пропускная способность предполагает нагрузку в 40 тысяч автомобилей в сутки, что более чем в 2 раза превышает показатели на этой же автодороге 2016 года. Открытие нового терминала в Симферопольском аэропорте и строительство Крымского моста также призваны увеличить объемы грузо - и пассажирооборота в Крыму, что будет способствовать активной интеграции Республики Крым в российское и международное транспортное сообщение, а также притоку инвестиций.
Новый аэровокзал, мост и скоростная трасса коренным образом трансформируют весь транспортно-до-рожный комплекс Крыма, что в свою очередь повысит уровень сервисного обслуживания на полуострове. . Эти объекты также станут движущей силой развития полуострова, что позволит привлечь новых инвесторов и ведущие компании, что в свою очередь позволит Крыму превратиться в один из ведущих регионов России. В перспективе, когда весь комплекс проблем будет максимально решен, можно будет исследовать возможности потенциального сотрудничества Крыма с регионами других стран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рязанцева М.В., Якушова Е.С. Анализ перспектив развития Республики Крым посредством особых экономических зон // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34245 (дата обращения: 23.09.2018)
2. Е.К.Ланковская, Гудкова Ю.В. Перспективы развития транспортной логистики в Республике Крым//Таврический научный обозреватель. 2016 №4 (9)
3. Миротин Л.Б., Федосеенко С.М., Лебедев Е.А., Чеховская Е.Е. Организация транспортного обслуживания Республики Крым// Вестник московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (ММАДИ) 2016. №3 (46) с.73-77.
4. Кондратьева А.С., Волошин А.И. Проблемы и перспективы развития логистики в Республике Крым//Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 115-120
5. Транспорт и логистика [Электронный ресурс]. URL: http:// genichesk.inbicenter. com/strategicheskie-sferyi/transport-i-logistika/ (дата обращения: 23.09.2018)
6. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. №
790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70614732/
7. Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы [Электронный ресурс]. URL: http://www.morvesti.ru/analitics/ detail.php?ID=62550
8. Транспортная безопасность [Электронный ресурс]. URL: http://center-yf.ru/data/stat/transportnaya-bezopasnost.php
9. Коломыцева А.Е., Солопчук Ю.А. Транспортные проблемы полуострова Крым//Инновационная наука// 2015 №5 с.137-140
10. Юг расправит сети [Электронный ресурс]. URL: https://rg. ru/2014/10/28/modernizacia.html
11. Логистика, игорная зона и преференции СЭЗ. Перспективы туриндустрии Крыма [Электронный ресурс]. URL: http://tppcrimea. ru/index.php/arkhiv/2048-logistika-igornaya-zona-i-preferentsii-sez-per-spektivy-turindustrii-kryma
Статья поступила в редакцию 24.09.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018