Научная статья на тему 'Проблемы функционирования государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства в рыночной экономике'

Проблемы функционирования государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства в рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Олеся Анатольевна

Представлены научно-теоретические обоснования авторского представления государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства в рыночной экономике. Рассмотрены модель и проблемы государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства, а также функции данной системы в аспекте актуальности для современного макроэкономического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьева Олеся Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы функционирования государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства в рыночной экономике»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184). Экономика. Вып. 24. С. 20-22.

О. А. Соловьева

проблемы функционирования государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства

В РЫНОЧНОЙ экономике

Представлены научно-теоретические обоснования авторского представления государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства в рыночной экономике. Рассмотрены модель и проблемы государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства, а также функции данной системы в аспекте актуальности для современного макроэкономического процесса.

Ключевые слова: антикризисное регулирование, предпринимательство, государственная политика.

В трудах учёных-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. Понятие кризиса теснейшим образом связано с понятием риска, который в той или иной мере влияет на процесс антикризисного управления. Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы. Кризисы могут возникать в самих процессах функционирования. Первопричиной, то есть возможностью возникновения экономических кризисов, является разрыв между производством и потреблением. В условиях свободной конкуренции экономические кризисы стали объективной закономерностью.

Проблемы функционирования государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства актуальны, так как позволяют выявить взаимосвязь кризисных явлений в экономике и развития современных механизмов государственной системы антикризисного регулирования, которые дают возможность эффективному функционированию предпринимательства.

Государственная система антикризисного регулирования предпринимательства в России влияет на отношения, возникающие в процессе взаимодействия субъектов предпринимательства и государственной системы антикризисного регулирования.

С позиции основных научных представлений об экономической роли государства в условиях кризиса под «антикризисным регулированием» следует понимать установление необходимого взаимодействия в функционировании экономических субъектов для получения нужных пока-

зателей в условиях экономического кризиса, которое обосновывает специфику государственного регулирования на основе дифференциации, оптимизации и интеграции.

Государственная система антикризисного регулирования предпринимательства рассматривается как много- и разноплановая организация антикризисного регулирования и совокупность, закономерно связанных друг с другом элементов системы объединённых едиными целями и задачами, в комплексе представляющих собой экономическое образование, функционирующее и целенаправленно воздействующее на ход и последствия кризиса.

Проблемы функционирования государственной системы антикризисного регулирования связаны с участием государства в поддержке основных хозяйственных целей, принимаемых всеми участниками рынка, тем самым государственная система антикризисного регулирования предпринимательства имеет основу для своего участия в макроэкономических процессах. Наиболее важными функциями данной системы в условиях кризиса являются:

— влияние на создание и развитие правовой базы функционирования экономики страны;

— защита и стимулирование системы конкуренции;

— разумное перераспределение дохода и богатства;

— стимулирование структурного обновления экономики;

— создание «регуляторов» экономики для сглаживания отрицательных колебаний макроэкономических показателей.

В зависимости от пересечения интересов государства и бизнеса можно дифференцировать две группы регулирующих функций системы.

Во-первых, это функции по созданию условий эффективного функционирования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных «регуляторов».

Модель функционирования государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства можно представить следующим образом (рисунок).

Если внимательно посмотреть на результаты вмешательства государства в экономику, то можно заметить, что они весьма противоречивы: попытки решения какой-либо проблемы означают, что возможности решения других проблем ограничиваются, а нередко эти проблемы становятся острее, насущнее. В итоге возникают дилеммы государственного регулирования экономики. Сущность подобной дилеммы можно сформулировать так: в рамках ограниченных государственных и негосударственных ресурсов решение (частичное или достаточно полное на данном этапе) одной проблемы приводит к потерям альтернативных экономических результатов.

Из этого следует существенный вывод: несмотря на множество видов подконтрольных государству ограничительных факторов макро-

производства, конкретный экономический выбор делается в пользу того фактора, который способствует гомеостазу системы (самосохранению, развитию, прогрессу). Поэтому, только принимая во внимание всю совокупность исторически сложившихся институциональных макроусловий того или иного государства, можно понять, насколько правилен или не правилен выбор вектора государственного регулирования экономики в условиях кризиса.

К наиболее важным дилеммам государственного регулирования экономики можно отнести следующие:

— «национализация—приватизация»;

— «инфляция—дефляция»;

— «потребление— инвестиции»;

— «занятость—безработица»;

— «спад—рост»;

— «жёсткая экономия — дефицит бюджета»;

— «внешнеэкономическая либерализация — национальный протекционизм»;

— «экономическая безопасность — экономическая зависимость».

На проблемы государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства влияют препятствия, которые затрудняют

Цель

Объект

Субъекты

Методы

Средства

(ресурсы)

Создание благоприятных условий для развития бизнеса и установление эффективных правил для его функционирования в условиях кризиса

Государственные институты: законодательные, исполнительные, «специфические»

Субъекты предпринимательства

Прямые — организационно-правовые методы Косвенные — экономические методы (финансовая и налоговая политики)

Кадровые, финансовые, информационные, материальные, административные, производственные, природные

Модель функционирования государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства

её оптимальное функционирование. Можно выделить основные группы препятствий:

1) порождённые политической средой:

— независимость от рыночных факторов;

— влияние политических соображений на принимаемые решения;

— стремление общественности увидеть немедленные результаты и пренебрежение скромными постепенными достижениями;

— желание сохранить заведённый порядок;

— отсутствие очевидных эффектов роста производительности, которые можно было бы напрямую использовать в политических целях;

— недальновидность политиков и высшей администрации, их нацеленность на краткосрочные результаты;

— низведение значения эффективности и производительности на второстепенные роли;

— установки гражданской службы;

— законодательные ограничения и решения судебных органов;

— отрицательное значение определённой финансовой помощи правительства;

— существующая процедура принятия решений в области финансирования государственных расходов;

2) обусловленные человеческим фактором:

— бюрократизация;

— дефицит ответственности;

— «перевёрнутая» поощрительная система;

— неадекватное отношение менеджеров к проблемам производительности;

— трудности построения систем материального стимулирования;

— противодействие профсоюзов;

— воображаемый подрыв гарантий занятости;

— противостояние менеджеров разных звеньев;

— неопределённость целей;

— неспособность отказаться от неоправдавших или исчерпавших себя программ;

— нехватка аналитиков или аналитических способностей;

— неадекватная система калькуляции затрат;

— неадекватная информация о деятельности государственных организаций;

— неадекватная оценка индивидуальной деятельности;

— неадекватная информация о проводящихся программах и нежелание использовать имеющуюся информацию;

— множественность властных структур;

— бюрократическая косность и распыление ответственности;

— неадекватная система исследований и разработок, отсутствие экспериментальной базы;

— необходимость крупных капиталовложений в повышение производительности;

— организационные «мифы»;

— завышенные ожидания.

Таким образом, назовём шесть основных проблем государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства:

1. Несистемность целей и задач управления. Использование системного подхода — это базовое условие для эффективного функционирования государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства и экономически активных хозяйствующих субъектов.

2. Нереалистичность решений, принимаемых управленцами в рамках государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства, их недостаточная соизме-ренность с сложившейся ситуацией на определённый момент времени в экономической системе страны.

3. Недостаточная «векторность» поставленных задач в рамках государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства, что зачастую не ведёт к достижению поставленной «генеральной» цели.

4. Отсутствие мониторинга государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства, который бы позволил системно оценивать результаты работы и выявлять закономерности в функционировании одних направлений деятельности от других.

5. Недостаточно эффективное оперативное антикризисное регулирование в рамках государственной системы. Именно своевременное (сиюминутно необходимое) включение механизмов регулирования в предпринимательской среде является условием сохранения устойчивости функционирования экономических субъектов.

6. Неэффективное использование внутренних ресурсов государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства.

Тем не менее все выше обозначенные проблемы в рамках государственной системы антикризисного регулирования предпринимательства могут иметь практические решения, которые требуют экономического обоснования для эффективной их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.