проблемы функционирования аграрного производства на европейском севере россии и основные стратегические направления его развития
Ю. А. МАРЕЦКИЙ,
кандидат экономических наук, доцент,
заведующий сектором социально-экономических проблем продовольственной безопасности E-mail: ymaretskiy@iep. kolasc. net. ru Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН
Рассмотрены ключевые проблемы функционирования аграрного производства в условиях европейского Севера. Предложены основные направления стратегии его развития, основанные на инновационном пути развития и дальнейшей концентрации производства. Сделан вывод, что только этот путь может обеспечить повышение эффективности агропромышленного производства, рост конкурентоспособности производимой в условиях Севера сельскохозяйственной продукции, сохранение окружающей среды, решение социальных задач.
Ключевые слова: экономика, сельскохозяйственное производство, финансовый кризис, национальный проект, стратегия развития, инновации, инвестиции.
Основная миссия сельскохозяйственного производства в условиях Севера — производство социально значимых продуктов питания в оптимальных объемах, обеспечивающих баланс потребностей внутреннего рынка с учетом возрастания платежеспособного спроса населения региона. При этом производство свежей диетической продукции осуществимо только при обеспечении данного процесса необходимыми ресурсами, а также при условии реализации стратегической цели, отражающей долгосрочные интересы предприятия — при обеспечении прибыльности производства. Только в этом случае можно рассчитывать на реализацию предпочтительной в условиях Севера стратегии —
достижение лидерства на определенных рыночных сегментах.
В дореформенный период регионы европейского Севера имели сравнительно высокий уровень самообеспечения основными группами продовольствия. По мясу и молоку внутренние потребности удовлетворялись более чем наполовину в Архангельской области и Республике Карелия, по яйцу и картофелю, за исключением Мурманской области — во всех регионах полностью. В настоящее время из-за обвального падения производства в 1990-х гг. удельный вес собственного производства в потреблении населением основных продуктов питания составляет: по мясу от 13 % — в Мурманской области, до 25 % — в Архангельской области. Соответственно, в этих же регионах по молоку уровень самообеспечения от 15 до 39 %, по яйцу — от 37 % в Республике Карелия до 93 % в Мурманской области. Сохранился высокий уровень самообеспечения по картофелю и рост по овощам, главным образом за счет хозяйств населения (см. таблицу).
Увеличение доли местной продукции в общем объеме потребления сдерживается неблагоприятными географическими, социально-экономическими, технологическими факторами региональной специфики. В то же время необходимость производства продукции в условиях Севера обусловлена невозможностью в полной мере обеспечить завоз
Самообеспечение основными продуктами питания, %
Субъект СЗФО Год
1990 1995 2000 2005 2007 2008
Мясо
Российская Федерация 91 71 67 62 66 67
Мурманская область 31 25 22 10 13 13
Республика Карелия 55 34 20 15 18 18
Архангельская область 65 52 46 26 28 25
Республика Коми 43 37 27 24 24 26
Молоко
Российская Федерация 97 104 103 93 94 94
Мурманская область 18 23 23 15 15 15
Республика Карелия 59 54 61 45 45 43
Архангельская область 69 91 105 76 68 39
Республика Коми 42 60 48 34 30 28
Яйца
Российская Федерация 108 106 102 104 105 106
Мурманская область 96 84 93 79 90 93
Республика Карелия 103 83 95 30 30 37
Архангельская область 101 115 74 58 66 68
Республика Коми 100 89 64 68 67 71
Овощи
Российская Федерация 74 100 99 103 99 92
Мурманская область 8 8 11 4 4 2
Республика Карелия 29 38 52 44 42 40
Архангельская область 25 102 98 90 76 35
Республика Коми 18 45 42 46 39 24
Картофель
Российская Федерация 196 217 197 196 196 183
Мурманская область 5 56 57 33 32 15
Республика Карелия 164 226 143 162 124 112
Архангельская область 164 320 336 314 159 138
Республика Коми 106 219 202 224 152 192
скоропортящейся свежей продукции по социально доступным ценам, необходимостью заполнения товарных ниш, в которых не заинтересованы работать коммерческие торговые структуры (мелкие и периферийные населенные пункты, организации социальной сферы, население с низкими доходами).
Установлено влияние местной продукции на уровень розничных цен, а также на устойчивость ресурсной составляющей потребительского рынка. Следует учитывать введение новых технических регламентов на мясомолочные товары, требования которых обязывают дифференцировать натуральные продукты от произведенных с использованием консервантов, подвергшихся глубокой переработке. Данное обстоятельство существенно повышает спрос на свежую продукцию местных товаропроизводителей.
Характеризуя общее положение сельскохозяйственного производства в регионе, следует отметить, что, несмотря на некоторое улучшение рыночной конъюнктуры последних лет, кардинального изменения в лучшую сторону состояния
экономики отраслей не произошло. Продолжают сказываться последствия глубокого продолжительного кризиса 1990-х гг., нерешенность большинства порожденных им проблем.
Прямым следствием кризиса явилась утрата по многим позициям производственных возможностей аграрного сектора экономики и ослабление его ресурсного потенциала. Снижение объемов производства животноводческой продукции продолжалось с 1990 г. более пятнадцати лет. В результате производство мяса на европейском Севере сократилось почти в 4 раза, молока и яиц — в 3 раза (рис. 1) [4]. Главная причина спада производства — сокращение поголовья сельскохозяйственных животных и птицы. Причем этот процесс в регионах европейского Севера значительно превосходил спад по стране в целом (рис. 2) [5].
Анализ развития сельскохозяйственных предприятий за годы экономических реформ свидетельствует о том, что в наиболее тяжелом положении оказались хозяйства глубинных районов республик и областей европейского Севера, удаленных от ос- 61
1 п
0,9 0,8 0,7 -0,6 -0,5 0,4 0,3 -0,2 -0,1 0
0,1 -
1
0,9
0,7 0,6 0,5 0,4 т,3 0,2 0,1 0
2 2 2 2 2 2 2 2 2
(М (М (М (М
счсчсч сч сч сч сч сч сч
Республика Карелия Республика Коми
-Архангельская область -Мурманская область
.... Российская Федерация
Источник:Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сборник. М.: Росстат, 2009. Примечание: уровень производства 1990 г. принят за 1.
Рис. 1. Динамика производства продукции животноводства в 1990—2008 гг.: а — мяса; б — молока; в — яиц
0
новных рынков сбыта св оей продукции, имеющие, как правило, слабую финансовую и материально в техническую базу, низкую закрепляемость кадров, худшие дорояш ые и 'ф анспортные условия, неразвитую социальную инфраструктуру.
Современный с|^ина1:1со№1^ кризис значительно ухудшил экономияеское положение в сельском хозяйстве, привел к свертыванию и отмене ^астия предприятий в программахразвития отрасли. При этом в наиболее сложном положении оказались многие ведущие производители животноводческой продукции, которые активно участвуют в реализации крупных инновационных пр оектов и ин-
в естировали значительные, в том числе и заемные средства в модернизацию и строительство новых иом плексов.
В целом долговую нагрузку предприятий аграр-иого сектора экономиви можно охарактеризоватв как ресковенную, поэтому многие коммерческие банки сворачиваюс кредитование (прежде всего селыкохо зяйствен сыс пс едсриятий). В результате им все сложнее становиася получить к.едиты не только на развитие материальна-технической базы, но и на пополнение оборотных средств. В то же время при сбыте продукции сельские товаропроизводители все чаще сталкиваются с неплатежами
Российская Федерация Республика Карелия
- Республика Коми —Архангельская обл.
-Ж— Мурманская область
Источник: Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. 2009: стат. сборник. М.: Росстат, 2009. С. 29. Примечание: уровень производства 1990 г. принят за 1.
Рис. 2. Динамика поголовья сельскохозяйственных животных в хозяйствах всех категорий в 1990—2008 гг.: а — крупного рогатого скота; б — свиней; в — птицы
розничных сетей и увеличением отсрочки платежей за поставленную ими для реализации продукцию, что приводит к резкому сокращению оборотных средств.
Федеральные программы развития агропромышленного комплекса страны, реализуемые с 2006 г., привели к определенным позитивным сдвигам [1, 3]. Приостановился спад производства, наметились тенденции к росту продуктивности в животноводстве, но результативность принимаемых мер имела точечный эффект и по сути затронула лишь отдельные наиболее жизнеспособные предприятия, тем самым усилив поляризацию в отрасли. Следует отметить недостаточную системность реализуемых программ. Так, например, программа национального проекта «Ускоренное развитие животноводства» реализовывалась без увязки с другими отраслевыми подкомплексами и, прежде всего, развитием земледелия и кормопроизводства. Другой раздел национального проекта «Обеспечение жильем молодых специалистов на селе» только через решение жилищной проблемы не обеспечивал притока и закрепления молодежи на селе, т. к. для этого необходимо было параллельно решить целый комплекс задач, связанных с повышением престижности сельскохозяйственного труда, восстановлением разрушенной социальной инфраструктуры села.
Оценивая ситуацию в сельском хозяйстве регионов европейского Севера в целом, можно констатировать, что возможности развития отраслей напрямую зависят от того, насколько каждая из них сможет адаптироваться к меняющейся рыночной ситуации. Следовательно, основной задачей как на среднесрочную, так и долгосрочную перспективу является создание в регионах организационных, экономических и социальных условий, способствующих повышению конкурентоспособности продукции, осуществление комплекса мер, направленных на финансовое оздоровление и устойчивое функционирование предприятий АПК. Стратегическими направлениями развития предприятий АПК следует считать:
1) увеличение производства социально значимых продуктов питания в целях снижения зависимости от внешних поставок и обеспечения устойчивости ресурсной составляющей потребительского рынка, повышения уровня экономической доступности населения к важнейшим продуктам питания;
2) максимальное использование ресурсного потенциала региона и повышение его эффективности за счет задействования конкурентных
преимуществ, имеющихся в отраслевых подкомплексах.
К основным направлениям реализации приоритетов развития относятся:
• развитие отраслей с учетом условий взаимодействия с рыночной средой, емкостью рынка, его конъюнктурой;
• модернизация производственного потенциала отрасли, внедрение прогрессивных технологий, максимально устойчивых к природно-климатическим условиям Крайнего Севера;
• совершенствование организации производства, развитие различных форм кооперации и агропромышленной интеграции;
• создание условий для финансового оздоровления и повышения финансовой устойчивости предприятий, использование противозатратного механизма хозяйствования;
• совершенствование форм и механизмов государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли;
• развитие регионального законодательства в направлении создания благоприятных условий для развития отраслей АПК [2].
Исходя из того, что уровень производства продовольствия в условиях Севера значительно ограничен природно-климатическими и экономическими факторами, за критерий самообеспечения предлагается принять такое количество продовольствия, которое обеспечивало бы определенную автономность регионов в удовлетворении минимальных потребностей населения в важнейших видах продовольствия. При этом должна учитываться возможность ухудшения политической, экономической и международной обстановки, а также возникновения чрезвычайных ситуаций, при которых поступление продовольствия в регионы может быть прервано на некоторое время. При этом повышенные затраты, связанные с производством продовольствия в худших условиях, можно рассматривать как страховые платежи, как гарантию от голода, даже при общем развале российского рынка продовольствия.
При таком подходе самообеспечение служит гарантией продовольственной безопасности и, соответственно, способствует устойчивому функционированию важнейших индустриальных комплексов Севера, социально-политической стабильности. Следует также иметь в виду уязвимость этих регионов в транспортном отношении, обусловленной различными условиями транспортной доступности
- 63
и величинои транспортной составляющей. Таким образом, современная аграрная политика должна содержать комбинацию механизмов рыночного и активного государственного регулирования для стабилизации и устойчивого развития аграрного производства в целях приведения факторов внутренней и внешней среды в состояние, обеспечивающее рост доходности сельскохозяйственного производства. При этом главным критерием устойчивого функционирования сельхозпредприятий в условиях конкурентной среды является рост параметров воспроизводственного процесса, а также необходимость перевода сельского хозяйства на инновационный путь развития, мобилизации ресурсов в наукоемкие производства и перспективные технологические направления. Для его реализации в современных условиях и ближайшей перспективе при ограниченности финансовых ресурсов наиболее целесообразна в управлении развитием агропромышленного производства стратегия, при которой имеющиеся инвестиции концентрируются на создании и освоении ограниченного числа инноваций, оперативно обеспечивающих максимальный мультипликационный эффект от вложения средств. Такими «точками роста» в АПК европейского Севера являются молочное животноводство, свиноводство и птицеводство на промышленной основе, вложение средств в развитие которых благоприятно отразится на эффективности большинства структур комплекса, обеспечивая при этом подъем научно-технического уровня, повышение конкурентоспособности производства, занятость населения.
Важнейшие направления инновационного процесса в животноводстве, позволяющие повысить эффективность и устойчивость развития производства, представлены на рис. 3.
Стратегия развития животноводческих отраслей в целом будет основываться на максимальной реализации генетического потенциала продуктивности, внедрении инновационных технологий,
64 -
Рис. 3. Основные направления технологического развития животноводства
снижении себестоимости продукции и повышении уровня концентрации на основе агропромышленной интеграции.
Целевая установка современной стратегии развития заключается в создании условий повышения доходности сельскохозяйственного производства и насыщения продовольственного рынка отечественными продуктами для удовлетворения потребностей населения в питании по рациональным нормам. Исходя из современного состояния АПК, для восстановления и развития сельского хозяйства бюджетное финансирование должно быть значительно увеличено и законодательно зафиксировано на определенном процентном уровне от расходной части региональных бюджетов. В конечном счете, увеличение уровня бюджетной поддержки должно обеспечить на ближайшую перспективу расширенное воспроизводство с одновременным обновлением и модернизацией материально-технической базы.
Учитывая то, что в ряде сельских регионов европейского Севера неблагоприятные природно-климатические условия ограничивают возможности для ведения конкурентного сельскохозяйственного
производства, наблюдается тенденция к сокращению занятости населения, необходимы меры по диверсификации сельской экономики, развитию альтернативной занятости населения в несельскохозяйственных отраслях народного хозяйства.
Систему государственного регулирования и поддержки следует выстраивать по целевым программам с тем, чтобы учитывать региональные особенности, стимулировать приоритетные направления развития производства, формировать новые организационно-правовые формы хозяйствования, исключать непроизводственные затраты. В этой связи практика функционирования и развития различных форм хозяйствования свидетельствует о неоспоримых преимуществах крупных сельхозпредприятий и холдингов, которые более финансово устойчивы, имеют больше возможностей приобретать и эффективно использовать современные дорогостоящие машины и оборудование, инвестиционно привлекательны, а также имеют лучшую систему мотивации труда и социальное обеспечение работников [6].
Таким образом, стратегия аграрного производства должна основываться на инновационном пути развития, обеспечивающим повышение эффективности агропромышленного производства, сохранение окружающей среды, решение социальных задач. При этом приоритетным направлением развития агропромышленного производства будет
дальнейшая его концентрация с использованием различных форм интеграции, что будет способствовать повышению конкурентоспособности производимой в условиях Севера сельскохозяйственной продукции.
Список литературы
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы: утверждена Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.
2. Иванов В. А. Государственное регулирование аграрного сектора в условиях Севера // Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета.
2006. № 4.
3. Развитие агропромышленного комплекса: приоритетный национальный проект от 21.12.2005.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сборник. М.: Росстат, 2009.
5. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. 2009: стат. сборник. М.: Росстат, 2009.
6. Советов П. М. Агропромышленная интеграция: концепция, механизмы, эффективность. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН.
2007.
Мурманск, Ледовый Дворец спорта
10-12 марта 2011
XII международная рыбопромышленная выставка
"МОРЕ. РЕСУРСЫ. ТЕХНОЛОГИИ - 2011"
Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области и АНО "МурманЭКСПОцентр" при организационной поддержке Правительства Мурманской области приглашают принять участие в XII международной рыбопромышленной выставке «МОРЕ. РЕСУРСЫ. ТЕХНОЛОГИИ - 2011».
http://murmanexpo.ru/