Научная статья на тему 'Проблемы формирования устойчивости развития малых и средних предпринимательских структур в современных условиях'

Проблемы формирования устойчивости развития малых и средних предпринимательских структур в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / DEVELOPMENT / STABILITY OF ENTERPRISE STRUCTURES / ENTERPRISE LIFE CYCLE / TURBULENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобахина Н. А.

Сектор малого и среднего предпринимательства сегодня является базовым и объективно необходимым элементом социально-экономической системы страны, что в значительной степени обусловливает актуальность управления устойчивостью его развития. Процесс поэтапного развития бизнеса предполагает смену состояний устойчивости и турбулентности, характеризующих способность предпринимательской структуры адекватно реагировать на динамично меняющиеся факторы внешней среды. В статье рассматривается теория жизненных циклов в ракурсе смены состояний устойчивости и турбулентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лобахина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sector of small and medium business today is a base and objectively necessary element of social and economic system of the country. This fact largely determines an urgency of managing the stability of its development. The process of stage-by-stage business development means changing conditions of stability and turbulence that characterize the ability of business structure to respond to rapidly changing environmental factors adequately. The article discusses the theory of life cycles from the perspective of changing conditions of stability and turbulence.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования устойчивости развития малых и средних предпринимательских структур в современных условиях»

Лобахина Н.А.

аспирант кафедры «Антикризисное и корпоративное управление» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Эл. почта: nataly lobakhina@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Сектор малого и среднего предпринимательства сегодня является базовым и объективно необходимым элементом социально-экономической системы страны, что в значительной степени обусловливает актуальность управления устойчивостью его развития. Процесс поэтапного развития бизнеса предполагает смену состояний устойчивости и турбулентности, характеризующих способность предпринимательской структуры адекватно реагировать на динамично меняющиеся факторы внешней среды. В статье рассматривается теория жизненных циклов в ракурсе смены состояний устойчивости и турбулентности.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, жизненный цикл предприятия, развитие, устойчивость предпринимательства, турбулентность.

Малые и средние фирмы существуют как несколько месяцев, так и несколько десятилетий, они могут развиваться в сторону увеличения масштабов производства и становиться крупными производственными структурами или же двигаться в сторону улучшения качественных показателей, но при этом все же оставаться малым бизнесом.

Современная экономика предлагает достаточно перспектив для любого предприятия. Это обусловлено значительным количеством программ поддержки, дифференциацией активно развивающихся форм собственности, высокоразвитой конкурентной средой, позволяющей использовать наиболее выгодные условия для сотрудничества. В условиях ежедневной необходимости принятия решений, в которых оказываются руководители, ясным и бесспорным остается только одно - остаться «на плаву»: структура должна непрерывно самосовершенствоваться и развиваться.

Под развитием, как правило, понимается непрерывный процесс необратимого закономерного изменения системы. Развитие же организации представляет собой достаточно сложный и комплексный процесс, предполагающий изменение системы посредством изменения отдельных ее элементов, требующий детального изучения.

Анализ определения «Развитие организации» представлен в таблице 1.

Систематизация таблицы 1 показывает, что зарубежные авторы рассматривают развитие организации как совокупность усилий, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия, формирующих его способность оперативно реагировать на изменение окружающей среды.

Таблица 1.Сводная таблица определений понятия _____________«Развитие организации»_______________

№ п/п Источник Определение

1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002. Развитие организаций - процесс достижения наиболее эффективного их функционирования

2. Дроздов И.Н. Управление развитием организации. - Владивосток: ПИППККГС, 2001. Развитие организации - это закономерное, целесообразное, как правило, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное изменение в заранее обозначенное время самой организации (ее целей, содержания, методов, форм организации производственного процесса) и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов деятельности.

3. Словарь терминов антикризисного управления // http://dic.academic.ru/dic.nsf/anticris/ 73038 Развитие организации - долгосрочная программа усовершенствования возможностей организации решать различные проблемы и способностей к обновлению, в особенности путем повышения эффективности управления культурой организации. При этом активно используются теоретические и технологические новинки, достижения прикладных наук о поведении, в том числе и теории операций.

4. Smith, A. Training and Development in Australia. 2nd ed. 261. Sydney: Butterworths. 1998. Развитие организации - планируемые усилия всей организации по увеличению ее эффективности и жизнеспособности.

5. Smith, A. Training and Development in Australia. 2nd ed. 261. Sydney: Butterworths. 1998. Развитие организации - ответ на изменения, комплексная образовательная стратегия, направленная на изменение убеждений, взглядов, ценностей и структуры организации, с тем чтобы они могли лучше адаптироваться к новым технологиям, маркетингу и проблемам и изменять себя на головокружительной скорости.

б. Cummings and Worley, Organization Development and Change, Sixth Edition, South-Western Publishing, 1997. Развитие организации - широкое применение поведенческих научных знаний для планомерного развития и укрепления организационных стратегий, структур и процессов для повышения эффективности организации.

7. Семенков И. Стадии развития организации. http://dps.smrtlc.ru/Metod D Pr/L Se Процесс развития в общем случае заключается в том, что организация вырастает из определенных проблем, а в ходе их решения «высвобождается энергия», позволяющая решать проблемы следующего уровня. Развитие организации в первую очередь означает ее способность справляться с более сложными проблемами.

menkov.htm

Российские авторы в большей степени под развитием организации понимают некий процесс либо программу совершенствования отдельных характеристик предприятия с целью повышения ее адаптивности и гибкости, позволяющих выходить на качественно новый уровень в достижении результатов.

Наиболее полным и адекватным современным тенденциям экономики автор считает дефиницию Дроздова И.Н., предлагающего в своей книге «Управление развитием организации» следующее определение: «Развитие ор-

ганизации - это закономерное, целесообразное, как правило, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное изменение в заранее обозначенное время самой организации (ее целей, содержания, методов, форм организации производственного процесса) и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов деятельности» [1].

Следовательно, по мнению автора, развитие - это всегда изменение со знаком «+»: оно предполагает выход на более совершенный качественный уро-

вень состояния системы, но необязательно предполагает увеличение масштабов деятельности.

Для любой живой системы, в том числе и коммерческой организации, применимо следующее правило: если слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, то есть риск стагнации (застоя), что автоматически приводит к постепенному регрессу.

В общем виде вариативность развития можно представить как процесс выбора между вертикальной интеграцией, или диверсификацией, горизонтальной диверсификацией и уходом вглубь рынка, концентрацией на повышении качества отдельного продукта или завоевании лидирующего положения на конкретном рынке (рисунок 1).

Г

Вертикальная

і Конгломератив- ! интеграция — ! Уход в глубину і

1 ная интеграция ■ і і 1 * і рынка 1

і і г___|

' 1

\ Г-'—1 / \

N 1 1 /' и

ч ч ■ / / і , •

! Горизонтальная ! Состояние бизнес- 1 ! 1 ! Горизонтальная \

і инте грация (ди- - структуры в на- — ^ интеграция (дивер- |

| версификация) і стоящий момент і сификация) ! 1 |

і

і 1 1

Вертикальная

интеграция

Рис. 1 Вариативность направлений Источник: составлено автором

Под горизонтальной интеграцией в отношении предприятий малого и среднего бизнеса понимается создание кластеров малых предприятий, выпускающих продукцию одной степени проработки, сходную продукцию, использующих сходную технологию для достижения более устойчивого положения в условиях конкурентной борьбы с крупными предприятиями.

Горизонтальная дифференциация предполагает расширение сферы деятельности в направлении создания новых продуктов и услуг, производства сопутствующих товаров и др.

развития предприятия

Вертикальная интеграция предполагает объединение предприятий разных стадий одной технологической цепочки.

Конгломеративная интеграция -это организационное объединение фирм, работающих в разных сферах предпринимательской деятельности.

Решение об объединении со слабосвязанным с основным бизнесом предприятием может быть принято исходя из стратегических интересов.

Под стратегией ухода в глубину рынка понимается концентрация усилий предприятия на создании конкурентоспособного продукта, отвечающего тре-

бованиям потребителей с целью завоевания максимально большой доли рынка.

В процессе своего развития предприятие как система взаимосвязанных элементов проходит ряд циклов, сменяющих друг друга стадий устойчивости и турбулентности.

В этих условиях наиболее адекватным представляется рассмотрение организации как динамической модели на основе концепции жизненных циклов

- стадий, на которых предприятие должно принять решение о направлении его дальнейшей деятельности и подвергать пересмотру и анализу используемые ранее инструменты.

Концепция жизненного цикла является одной из наиболее широко используемых в социальных науках. Ее применяют при анализе феноменов развития и взросления самых различных социальных объектов - от индивидуумов до отдельных организаций и их совокупностей. В целом концепция жизненного цикла возникла в конце XIX в. как комплекс идей, включающих в себя формы наследственности и развития на уровне индивидуумов и организмов, а также адаптации, выживания и вымирания на уровне отдельных видов и целых популяций живых организмов. Концепция жизненного цикла организации во многом опирается на другие дисциплины, например, биологию, социологию, психологию [2].

Существуют различные подходы к описанию жизненных циклов предприятия. Как зарубежные, так и отечественные ученые, такие, как: И. Айзе-дис, Л. Грейнер, У. Торберт, Д. Катц и Р.Кан, Г. Липит и В. Шмидт, А.Н. Зан-ковский, В. Н. Самочкин, В.С. Касьянов и др., в своих работах, связанных прямо или косвенно с вопросами развития организации, проводили разграничение между отдельными стадиями ее развития.

В своей работе Касьянов В.С. [3] рассматривает механизм развития реальной организации с помощью модели ее жизненного цикла, дополненной концептуальными положениями теории катастроф и синергетики. Модель учитывает взаимосвязь жизненного цикла организации и последовательных жизненных циклов разрабатываемой продукции.

В работах американского исследователя И.Айзедиса [4] представлена модель жизненного цикла организации, основанная на этапах развития организации, названных по аналогии с растущим человеком - «рождение», «детство», «зрелость», «расцвет».

В результате исследований Л. Грейнера [4] в 1972 году на свет появилась теория трансформаций систем управления. Ее суть состояла в известной диалектической концепции перерастания количества в качество. Иначе говоря, Грейнер предположил, что с ростом организации требования к системе управления меняются, а следовательно, и сами системы управления предприятием должны претерпевать изменения. Если же системы управления не изменяются в соответствии с требованиями бизнеса, то предприятие ждут неминуемые кризисы.

Однако, несмотря на различные подходы к анализу моделей жизненных циклов предприятия, можно сделать вывод, что в общем виде большинство авторов предполагают в развитии организации наличие четырех фаз: становления, роста, развития и упадка, причем последняя стадия может являться стадией зарождения на новом этапе, так называемое «зарождение’».

Причем нельзя сказать о том, что процесс перехода от стадии к стадии проходит для предприятия безболезненно. В данном случае речь идет о проблемах, связанных с перестройкой всей системы в результате изменения ее качественных и количественных харак-

теристик, или так называемых процессов «турбулентности».

В сфере современных экономических исследований достаточно часто встречается понятие «турбулентность», однако, понимание данного процесса чаще основывается на интуитивном понимании его смысла, нежели на теоретически обоснованной научной базе.

В естественных науках под турбулентностью понимается движение в сплошной среде, при котором наблюдается формирование вихрей в результате пульсации скоростей в отдельных локальных областях [6].

Таким образом, в экономике турбулентность может быть представлена как неупорядоченное движение элементов экономической системы и, как следствие, сильные колебания экономических показателей.

И. Ансофф [7] создал модель внешней среды, имеющей пять уровней турбулентности - от самого слабого и легкопрогнозируемого до наиболее изменчивого и непредсказуемого. По мнению ученого, для каждого из этих уровней может быть разработана модель поведения фирмы, оптимизирующая прибыльность. Пятибалльная шкала «уровней турбулентности» описывается различными сочетаниями показателей изменчивости и предсказуемости внешних событий.

Для того чтобы фирма смогла сбалансировать свои операционные и стратегические возможности, она должна принимать во внимание внешнюю и внутреннюю обстановку и корректировать свою позицию с целью достижения желаемых результатов. Такой подход ведет к пониманию того, что анализ и интерпретация внешней среды фирмы являются ключевым условием ее стратегического успеха. Внешнее окружение служит, таким образом, ключевым индикатором стратегической позиции фирмы.

Уровень турбулентности определяется комбинацией факторов:

• непостоянством рыночной сре-

ды;

• скоростью изменений;

• интенсивностью конкуренции;

• технологическими возможностя-

ми;

• покупательскими предпочтениями;

• давлением со стороны правитель ства и отдельных групп [7].

Чем выше турбулентность среды, тем агрессивнее должно быть поведение фирмы. Но, как показывает опыт, некоторые компании полностью используют предоставляемые им возможности, а другие отзываются на внешнее воздействие с опозданием. К числу факторов, влияющих на поведение компаний, относятся: прошлая история, размер, накопленная организационная инертность, соответствие навыков потребностям внешней среды и, в особенности, побуждения и способности руководства фирмы.

Принимается во внимание тот факт, что в процессе развития предприятие как система проходит сквозь процесс смены состояний устойчивости и турбулентности, и при наложении его на теорию жизненного цикла получается следующий результат (рисунок 2).

На рисунке 2 жизненный цикл организации представлен в перспективе смены уровней развития. По оси абсцисс откладывается временной показатель 1;, по оси ординат - прибыльность организации Р. Так как модель двухмерная, вместо показателя прибыльности, в зависимости от целей могут использоваться другие показатели, наиболее адекватно отвечающие целям проводимого анализа.

Следовательно, точки: А; А’; А”

- характеризуют точки турбулентности на первом витке развития, в которых происходит качественный и количественный скачок в изменении показателей

работы предприятия под воздействием накопленного влияния непрерывного, условно устойчивого изменения внешней среды (участок А - А’; А’ - А”). В данном случае речь идет об условной

устойчивости с той точки зрения, что в любой промежуточной точке возмущение настолько незначительно, что предприятие как система не ощущает его.

Р

устойчивости и турбулентности системы Источник: составлено автором

Заштрихованные области на графике характеризуют снижение целевых показателей деятельности предприятия

(в данном случае прибыльности) ниже уровня безубыточности (Р1;).

Вследствие достаточно медленного наращивания возмущающих эле-

ментов, находясь в состоянии устойчивости, большинство предприятий не замечают накопленного напряжения. В большей степени это касается предприятий, находящихся в стадии устойчивого роста и зрелости. Это обусловлено тем, что, пройдя этап «зарождения», связанный с острой «борьбой за выживание», большинство предпринимательских структур фактически «теряют бдительность» и направляют все усилия на расширение экспансии и доминирование на рынке, в результате чего подходят к этапу турбулентности и перестройки системы неподготовленными.

Зоны турбулентности характеризуют крайне неустойчивое положение предприятия, которое под влиянием малейшего негативного изменения внешней среды может потерять равновесие и изменить структурные характеристики элементов в отрицательную сторону.

Все это обусловливает необходимость поддержки предприятий именно в период перехода к очередной стадии жизненного цикла.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. -

СПб.: Питер, 2009. 344 с.

2. Бурлачков В., Турбулентность экономических процессов: теоретические аспекты. Вопросы экономики, № 11, 2009. с. 90

3. Дроздов И. Н. Управление развитием

организации. - Владивосток:

ПИППККГС, 2001;

4. Карпова, О. К. Анализ моделей жизненных циклов организации / О.К. Карпова // Технологии управления. № 2 (10) / РГЭУ «РИНХ». - Ростов н/Д, 2007. -С. 34-44.

5. Касьянов В.С., Попов В.Н., Савченко И.П. Системный анализ в менеджменте: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 304 с.

6. Хлебников Д. Бизнес: проблемы

роста // Новые рынки. №1, 2002г.

7. Широкова Г. В., Клемина Т. Н., Козырева Т. П. Концепция жизненного цикла в современных организационных и управленческих исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. Серия 8. Выпуск 2. Июнь 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.