УДК 069
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА ПОСЕТИТЕЛЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА PROBLEMS OF FORMATION OF THE VISITORS" STABLE INTEREST OF THE CULTURE-PRESERVE
С. Ю. Сидорова
S. Yu. Sidorova
Ключевые слова: деятельность музея, социальные категории, устойчивый интерес,
посетитель музея Key words: museum activity, social categories> stable interest, museum visitor
Предпринята попытка проанализировать ситуацию востребованности музейной деятельности, и рассматриваются проблемы посещаемости объектов Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.
The author makes an attempt to analyze a situation with a demand of museum activity’ and to consider the problems of attendance of the Tobolsk Historical Architectural Culture Preserve objects.
Сегодня для успешного функционирования музей не может ограничиться какой-либо определенной локальной ролью, он должен выполнять самые разные функции и максимально эффективно использовать все свои ресурсы и потенциал, становясь информационным, образовательным, научным, культурным и досуговым центром одновременно [1].
Государственное учреждение культуры «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник» — старейший в Западно-Сибирском регионе (создан в 1870 году), в его состав входят архитектурные комплексы Тобольского кремля. Представляя модель общественного института, му-зей-заповедник обновляется, выстраивает в едином контексте деятельность структуры музейного комплекса по выполнению основных направлений его деятельности: фонды, объекты, экспозиции и выставочные проекты. Каковы бы ни были приоритеты в развитии музейного учреждения, всё же одним из главных показателей его состоятельности является посещаемость. Чем больше посетителей — потребителей услуг, предоставляемых музеем, тем эффективнее работа музейного коллектива. Опрос посетителей российских музеев в 2010 году показал, что 70 % из числа взрослых посетителей, приходит В музей с детьми, причем большинство взрослых попадает в музей впервые благодаря СВОИМ де-
тям; из общего же количества детей. 6—12 лет с родителями приходит 56 %, с друзьями — 14 %. выходной или праздничный день в музее хотели бы провести 92%. Так или иначе, большинство исследователей отмечают снижение интереса публики (Т. В. Абалкина, Е. С. Грачева, Е. Б. Медведева, Л. И. Скрипкина. С. Ю. Сидорова) [2,3,5,6].
В современных условиях предъявляются новые требования к организации деятельности музеев С посетителями.
В данной статье рассматриваются проблемы формирования устойчивого интереса населения к музейному продукту, ситуация посещения Тобольского музея-заповедника.
В 2009-2011 годах нами была предпринята попытка исследовать указанные проблемы посредством анализа мнений гостей города и региона, посетителей музея-заповедника, туристов и паломников, из различных городов Тюменской области и страны. Концептуальная программа экспертного опроса в виде анкетирования имела целью: 1) выяснить интересы респондентов, как потенциальных посетителей, цели их посещения, степень удовлетворенности им; 2) определить, как они оценивают состояние современного музейного дела в регионе, следствия его изменения; 3) выявить проблемы несоответствия запросов посетителя уровню музейных услуг. В исследовании приняли участие 800 человек, в том числе 400 мужчин и 400 женщин, разграниченных по возрасту на 5 групп, опрошенных на территории Тобольского кремля, улицах и площадях города Тобольска. Из них выборочная совокупность интервьюируемых имеет следующие признаки: средний возраст посетителя Тобольского музея-заповедника составляет 20-35 лет. Социальные категории: частные лица (мужчины, женщины), дети, студенты и учащиеся, семьи и туристские группы. Опрос проводился методом случайной выборки (табл.1).
Таблица 1
Возрастные категории посетителей музея-заповедника (опрос на территории Тобольского кремля и города Тобольска)
Посетители Посетители Посетители Посетители Посетители
от 15 до 18лет от 19 до 25 лет от 26 до 32 лет от 33 до 40 лет от 40 и старше
10% 30% 27% 10% 23%
Исследование было организовано поэтапно: В 2009 году, открылся новый объект показа «Дворец Наместника», в первый год его работы был проведен опрос респондентов с фокусированным индивидуальным анкетированием. При изучении потенциального и действительного музейного посетителя была поставлена задача, опросить как мужскую категорию населения, так и женскую. Все анкетируемые были разделены по возрастному признаку на пять групп, общим количеством опрошенных 200 человек. В каждой возрастной группе опрошено равное количество интервьюеров по 40 человек в каждой группе (см. табл.1). Это дало возможность выявить достоверные, дифференцированные данные опроса. Начнем с анализа ситуации. По данным проведенного опроса Тобольского историкоархитектурного музе я-заповедника, наибольшей популярностью пользуются выставки исторические и коллекционные, а так же сменные «экзотические», способные привлекать внимание, но не просвещать посетителей (табл.2).
Таблица 2
Результаты опроса посетителей Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника и жителей г. Тобольска (2009-2010 гг.)
Часто ли вы посещаете музей? Оценка уровня музея-заповедника Ценовая политика музея-заповедника Новые технологии музея
Да Нет Высокий Низкий Приемлемая Высокая Важны Не важны
41% 68% 81% 19% 64% 36% 82% 18%
Из проанализированных материалов и исследованных анкет следует, что 41% респондентов часто посещают музеи, 68% — редкие посетители. Уровень музейных экспозиций оценивается высоко 81 % — положительно, 19% — неодобрительно, цены посетителя преимущественно устраивают, 64% считают стоимость музейных услуг приемлемой, 20% — высокой, 36% находят цены музея-заповедника высокими. 16% из их же числа считают, что музей должен быть бесплатным, для 18% респондентов инновационные технологии не являются убедительным фактором невысокой оплаты (см. табл. 2). Безусловно, первейшей задачей было выявление оценочного уровня посетителем современного музейного продукта: созданных новых постоянных экспозиций и проводимых новых музейных форм работы. В процессе мониторинга мы стремились выявить мнения респондентов о реализации НОВЫХ идей, отвечающих потребностям сегодняшнего ДНЯ [4]. Ответы высвечивают реальность, характеризующую «инновационную» деятельность музея-заповедника: открытие новых объектов музейного показа, современные технологии (СО, БУО, А1Ш1, плазменные панели, сенсорные киоски). Выявляется, что эти нововведения воспринимаются респондентами скорее как «нечто новое», так сложное приживаемое среднестатистическому посетителю в соединении с традиционным представлением о музее прошлого столетия. Респонденты констатировали определенную оценку высоких технологий в провинциальном музее. Показателен процент ответов В анкетах ПО НОВЫМ технологиям, 82% опрошенных принимают высокий уровень предлагаемых услуг именно с применением современных информационных приемов представления (см. табл.2).
В 2010 году открылся объект показа «Губернский музей» и для выявления роли музея-заповедника в культурной среде города и региона, нами проведен второй этап опроса с фокусированным индивидуальным анкетированием. Все анкетируемые были поделены по половому Признаку на две группы (мужчины и женщины), а затем еще каждая эта категорийная группа поделена по географическому признаку на две подгруппы (иногородние и местные), общим количеством опрошенных 400 человек. В каждой категорийной (по половому признаку) группе опрошено равное количество интервьюеров по 200 человек, следовательно, по 100 человек в каждой подгруппе (табл. 3). По наблюдениям, в последние годы музеи-заповедники, изучающие своего посетителя, становятся центром притяжения людей из различных этнических, демографических и социальных групп [7].
Таблица 3
Вопросы анкет Мужчины, чел. Женщины, чел
иногородние местные иногородние местные
Тобольский музей-заповедник сегодня это...
Центр сохранения наследия 68 52 80 54
Центр отдыха и развлечений 14 7 6 12
Консервативный объект 2 8 6 4
Центр новых технологий 16 13 8 6
Иное — 20 — 24
Что для Вас музей-заповедник
Место просвещения 20 6 12 10
Визитная карточка города и области 45 62 68 70
Туристический центр 30 20 15 14
Паломническая Мекка 5 10 5 6
Иное — 2 — —
Правительство Тюменской области, определяя идеологическую стратегию отрасли культуры, планомерно обновляет политику ревитализации историко-культурного наследия края. Предпринимаются комплексные меры: создаются новые экспозиции, предпринимаются нестандартные решения, реализуются креативные проекты, осуществляются интерактивные программы, из фондов представляются уникальные музейные предметы, а человек, гражданин, к которому обращена эта деятельность, не приходит в музей, или идёт, но не так инициативно, как ожидается. Например, в 2009 году количество посещений Тобольского историко-архитектур но го музея-заповедника составило 39 тыс. чел., в 2010 — 57 тыс. чел., в 2011 — 69 тыс. чел. Динамика роста демонстрирует интерес, но ресурс позволяет принимать посетителя в разы больше. В чем причина? В смене ценностных ориентиров поколений, российской ментальности, социальных гарантиях, локальности территориальных
традиций? Возможно, отсутствие современной культуры досуга и содержательного отдыха сформировало системную проблему востребованности музейной деятельности по представлению историко-культурного ресурса города, региона и страны населением и соответствия познавательного потребительского интереса ту ристов и гостей.
Оценка регионального СОСТОЯНИЯ сферы сохранения и представления историко-культурного наследия, даваемая респондентами, вырисовывается довольно четко. Прежде всего, выясняется географическая особенность восприятия и оценки увиденного посетителями С точки зрения представителей других территорий, это не только богатый историей регион, а прежде всего, край с грамотной стратегией развития, с формировавшейся концептуальной идеологией. Гости-мужчины (68) и гости-женщины (80) считают музей-заповедник центром сохранения наследия, жители города эту позицию поддерживают, но не так активно: мужчины (52), женщины (54). Уверенность, в том, что это центр развития туризма, проявляют приезжие мужчины (30), женщины (15). Чувство патриотизма переполняет сибиряков, и они не сомневаются в том, что музей-заповедник является визитной карточкой не только города, но и области: мужчины (62), женщины (70), иногородние менее оптимистичны: мужчины (45), женщины (68). По сравнению с другими регионами, возможностей здесь, несомненно, больше. Именно, приезжими из других областей России и стран отмечается высокий уровень культуры Тюменской области. По мнению интервьюированных, налицо положительные изменения во внешних факторах (реставрация памятников архитектуры и благоустройство территорий), так и во внутренних — открытие новых многочисленных объектов музейного и туристического показа, реставрация раритетов, представление ранее не транслируемых шедевров, расширение перечня услуг, предлагаемых музеем-заповедником. Несомненно, все это влияет на ментальность локальной культуры. Чувство патриотизма и гордости за исторический багаж присущи жителям, но особенность ситуации состоит в том. что возрождающиеся традиции горожанами Тобольска воспринимаются как должное развитие края, а не как возможность личностного познавательного продвижения. Отсутствие же опыта путешествия и, следовательно, сравнительного объективного анализа формирует пассивность или пониженную инициативность посетительского потенциала. Известно, что активное познание мира и окружающего пространства, приносит не только широту' восприятия культурных ценностей, но устойчивый интерес к историко-культурному наследию малой и большой родины.
Анализ анкет позволил выявить представления экспертов не только о потенциальном посетителе областного музейного учреждения, но и о роли Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника в развитии социально-культурной сферы региона, в вырабатывании ценностных приоритетов. духовном росте субъектов исследования. Определить направления совершенствования системы привлечения жителей и гостей города, области с учетом мнений, которые формируются у них в условиях трансформации российского общества.
Список литературы
1. Аксенова А. И. Музейный сервис - в интересах посетителей. // Музей, 2008. № 5.
2. Абанкина Т. В. Социальный маркетинг в «цивилизации досуга» // Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практ. пособие / [редкол : С Кози, С. Фокс, В Дукельский, Н. Никишин] - М., 2001.
3. Медведева Е. Рискует ли музей своей репутацией? Праздник в музее: за и против. // Музей. -2007.-№3.
4. Павлова И. Н. Музейный маркетинг: новый формат // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия. - М., 2006.
5. Скрипкина Л И. Проектирование деятельности историко-краеведческих музеев в контексте современных реформ // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005. -№ 7.
6. Сидорова С. Ю. Музей как система социально-продуктивной коммуникации. Проблемы формирования единого экономического пространства и социального развития в странах СНГ// Материалы международной научно-практической конференции 21-22 апреля 2011г.
7. Фурсова А. А. Роль музея в системе общего образования. // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006. - № 2.
Сведения об авторе
Сидорова Светлана Юрьевна, директор, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник, г. Тобольск, тел.: 89026247030. e-mail: sez-lotia<w,\midex nt
SidorovaS. Yu., Director of Tobolsk Historical Architectural Culture Preserve, phone: 89026247030. e-mail: sez-lana@yandex. ru