Научная статья на тему 'Проблемы формирования устойчивого антиэкстремистского поведения в период профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу'

Проблемы формирования устойчивого антиэкстремистского поведения в период профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ЭКСТРЕМИЗМ / ANTI-EXTREMIST BEHAVIOUR / PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS / SURVEY / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыкова Ирина Юрьевна

В статье обосновывается необходимость формирования высокой правовой культуры и правосознания у сотрудников правоохранительных органов как основы их антиэкстремистского поведения. Предлагаются конкретные решения рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation of sustainable anti-extremist behavior in the period of professional training of police officers for the first time employed

Need of formation of high legal culture and sense of justice at law enforcement officers as bases of their anti-extremism behavior is proved in article. Concrete solutions of the considered problem are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования устойчивого антиэкстремистского поведения в период профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу»

Рыкова Ирина Юрьевна

Проблемы формирования устойчивого антиэкстремистского поведения в период профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу

В статье обосновывается необходимость формирования высокой правовой культуры и правосознания у сотрудников правоохранительных органов как основы их антиэкстремистского поведения. Предлагаются конкретные решения рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: антиэкстремистское поведение, профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел, анкетирование, экстремизм.

Problems of formation of sustainable anti-extremist behavior in the period of professional training of police officers for the first time employed

Need of formation of high legal culture and sense of justice at law enforcement officers as bases of their anti-extremism behavior is proved in article. Concrete solutions of the considered problem are proposed.

Key words: anti-extremist behaviour, professional training of police officers, survey, extremism.

В Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, основной угрозой государству и обществу названа деятельность экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, и радикальных общественных объединений и группировок, проповедующих религиозно-экстремистскую идеологию.

В последние годы наблюдается стабильный рост преступлений экстремистской направленности. Количество таких деяний, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с 2012 по 2017 г. возросло с 696 до 1521 [1].

В 2017 г. всего на территории России зарегистрировано 2058476 преступлений, что на 101587 меньше, чем за аналогичный период 2016 г. (-4,7%). Однако при общем снижении количества выявленных противоправных деяний в Российской Федерации число преступлений экстремистской направленности увеличилось на 4,9% [2].

Анализ статистических данных позволяет предположить, что расследование преступлений данного вида имеет ряд сложностей как правового, так и организационного характера. В связи с этим требуется постоянное повышение квалификации соответствующей категории сотрудников правоохранительных органов. Эта

необходимость также продиктована изменениями и дополнениями законодательства в исследуемой сфере, а также появлением новых форм экстремизма.

Формирование основ устойчивого антиэкстремистского поведения у сотрудников органов внутренних дел как представителей власти является одной из важнейших задач их профессиональной подготовки.

На наш взгляд, антиэкстремистское поведение следует понимать как неотъемлемый элемент правосознания, правовой и профессиональной культуры сотрудника полиции.

Основой совершенствования образовательного процесса и воспитательной работы являются знания об уровне сформированности антиэкстремистского поведения слушателей, их отношении к проявлениям экстремизма в обществе и анализ изменения ключевых показателей устойчивости антиэкстремистского поведения в период их обучения.

Так, в Брянском филиале ВИПК МВД России было проведено исследование, целью которого являлось получение актуальной информации о сформированности антиэкстремистского поведения у слушателей, обучающихся в филиале.

Для проведения исследования была подготовлена анкета, включающая вопросы, позволяющие определить исходный уровень имеющихся у слушателей правовых зна-

110

ний об экстремизме, а также наиболее эффективных методах профилактики и предупреждения данного негативного социально-правового явления.

В анкетировании, проводившемся анонимно, приняли участие 180 слушателей (33 (18%) женщины, 147 (82%) мужчин), из них 126 (70%) человек относятся к должностной категории рядового и младшего начальствующего состава, 54 (30%) слушателя - среднего и старшего начальствующего состава. По возрасту респонденты распределились следующим образом: от 18 до 25 лет - 114 (63%) слушателей, от 26 до 30 лет - 46 (26%), от 31 до 35 лет - 18 (10%) и старше 35 лет - 2 (1%).

Исходя из тематики и задач исследования, прежде всего было установлено, какое смысловое значение участники опроса вкладывают в понятие «экстремизм», как оценивают уровень преступности экстремистской направленности.

Так, значительное количество опрошенных (59%) (при условии выбора не более трех вариантов из шести ответов, предложенных в анкете) поставили знак равенства между понятиями «экстремизм» и «терроризм». Это, на наш взгляд, обусловлено тем, что терроризм как крайнее проявление экстремизма представлен наиболее резонансными преступлениями.

Более половины респондентов (53%) под экстремизмом понимают «воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения», а 52% слушателей - «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации».

Сотрудники, относящиеся к должностной категории рядового и младшего начальствующего состава, обучающиеся в филиале менее двух месяцев (6%), экстремизмом считают получение взятки и использование государственных, муниципальных средств в личных целях. Можно предположить, что данные респонденты отождествляют понятия «экстремизм» и «коррупция» либо считают, что коррупционные преступления влекут за собой проявления экстремизма.

В графе «Другое» слушатели указали пропаганду, возбуждающую социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду. Следует отметить, что наличие у опрошенных высшего юридического образования позволяет им видеть правовые предпосылки того или иного явления.

Большинство анкетируемых считают, что за последние 3-5 лет уровень преступности экс-

тремистской направленности снизился (41%), хотя это не соответствует действительности; 38% респондентов полагают, что таких преступлений стало больше. 21% слушателей уверен, что данный показатель не изменился. Полученные результаты вполне предсказуемы. Указанное выше отождествление экстремизма и терроризма не позволило респондентам объективно оценить ситуацию.

Интересным с научной точки зрения представляется анализ мнений слушателей относительно причин возникновения экстремистских настроений в России. Так, 45% опрошенных отметили, что они обусловлены политическими разногласиями в обществе, 31% слушателей в качестве главной причины указали социальное неравенство и 24% - религиозную вражду.

Однако, согласно результатам других социологических исследований, экстремистские настроения обусловлены недостаточным пра-вововым просвещением граждан в сфере противодействия экстремизму, а также целенаправленным разжиганием социальной, национальной или религиозной ненависти и вражды [2; 3].

Подавляющее большинство слушателей (92%), участвовавших в анкетировании, признались, что они не сталкивались с проявлениями экстремизма, а, соответственно, 8% респондентов имеют такой опыт. Следует отметить, что среди последних преобладают представительницы женского пола.

Информацию об антиэкстремистских мерах слушатели в основном получают из средств массовой информации (71%), представители среднего и старшего начальствующего состава, обучающиеся в филиале более двух месяцев, - из нормативных правовых актов (18%), а также от своих руководителей и коллег (9%).

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают ответы слушателей на вопросы, связанные с противодействием экстремистской преступности. В частности, важным для исследования был вопрос: «Знакомы ли Вы с основными мерами по противодействию экстремистской преступности?». Большинство респондентов - 135 (75%) ответили, что имеют лишь общее представление о них, 23 (13%) человека подтвердили, что хорошо знакомы с ними, 22 (12%) признались, что не владеют такой информацией.

Респонденты считают, что с помощью применяемых сегодня мер можно значительно снизить уровень преступности в данной сфере (51%), однако, по мнению 42% опрошенных, это можно сделать лишь частично. Неэффективными признают используемые меры 2% слушателей. При этом к основным мерам противодействия

111

экстремизму большинство респондентов (62%) относят повышение уровня антитеррористической защищенности важных и потенциально опасных объектов, улучшение качества жизни российских граждан (51%), устранение политических разногласий (37%).

При этом эффективное правовое просвещение населения как меру, направленную на борьбу с экстремизмом, отметили лишь 11% респондентов, религиозное просвещение -13%. Такие показатели позволяют констатировать невысокий уровень правовой культуры и правосознания анкетируемых слушателей.

Таким образом, отсутствие правовых знаний о сущности экстремизма, отождествление его с террористической деятельностью проявились в ответах и на данный вопрос.

Анкета также включала в себя задание, не предусматривающее готовых вариантов ответов: «Перечислите основные субъекты противодействия экстремистской деятельности в России (не менее 3-х)». Большинство респондентов указали в качестве таких субъектов органы внутренних дел, в том числе полицию (81%) и ФСБ России (81%). Кроме того, слушатели называли ФСО России (26%), Вооруженные Силы России (12%), органы местного самоуправления (9%), Национальную гвардию России (8%). Следует отметить, что такое соотношение ответов проявилось у представителей всех возрастных групп и должностных категорий. Вместе с тем респонденты, относящиеся к среднему и старшему начальствующему составу, нередко указывали более трех субъектов. Анализ их ответов на предыдущие вопросы позволяет утверждать, что они обладают более высоким уровнем правовой культуры и профессиональных знаний.

Для самостоятельной оценки респондентами собственного уровня правовых знаний и правосознания в анкете был предусмотрен соответствующий вопрос, т. к. данные показатели являются базой для успешного профессионального обучения и формирования устойчивого антиэкстремистского поведения.

Так, 11% опрошенных (в основном слушатели, имеющие высшее юридическое образование) считают уровень своих правовых знаний и правосознания высоким, 83% - средним, 6% -низким. На наш взгляд, такая самооценка является объективной, т. к. в качестве эффективной меры борьбы с экстремизмом только 11% респондентов назвали правовое просвещение.

Необходимо отметить, что антиэкстремистское поведение сотрудников органов внутренних дел включает два основных направления:

недопущение экстремистских проявлений в собственной деятельности, как служебной, так и вне службы;

непосредственное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

Наиболее актуальным для сотрудников органов внутренних дел, безусловно, является второе направление, эффективная реализация которого подразумевает не только наличие соответствующих знаний в сфере противодействия экстремизму, но и возможности их применения. Именно на формирование системы таких знаний и овладение соответствующими профессиональными компетенциями в рассматриваемой сфере должно быть направлено профессиональное обучение.

Вместе с тем результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы:

1. Большинство респондентов не обладают достаточными знаниями об экстремизме, его причинах и формах, отождествляют понятие «экстремизм» с терроризмом, информацию о противодействии экстремизму в основном получают из СМИ, имеют слабое представление о субъектах противодействия экстремистской деятельности.

2. Уровень правовых знаний и правосознания респондентов является достаточно низким, что говорит о необходимости его повышения как в ходе профессионального обучения, так и в дальнейшей служебной деятельности.

Для сотрудника ОВД правовая подготовленность имеет важнейшее значение, определяющее устойчивое положительное отношение к праву и практике его применения, понимание полезности, необходимости и справедливости закона. Поэтому формированию высокой правовой культуры сотрудников правоохранительных органов как основы их антиэкстремистского поведения должно уделяться пристальное внимание, особенно на этапе их профессионального обучения.

3. Наиболее низкий уровень оценки собственных правовых знаний, правосознания и антиэкстремистского поведения в целом был выявлен у сотрудников, относящихся к категории рядового и младшего начальствующего состава, не имеющих высшего образования.

На наш взгляд, это обусловлено следующими причинами:

недостаточным уровнем правовой культуры и правосознания российского общества в целом, отсутствием эффективно действующей системы правового просвещения населения;

недостаточностью освещения проблемы экстремизма в рамках воспитательной работы

112

и изучения учебных дисциплин, преподаваемых в образовательных организациях, прежде всего школе;

фрагментарностью изучения антиэкстремистской деятельности в образовательных организациях МВД России [4].

На основании вышеизложенного предлагается включать в образовательные программы профессионального обучения темы, раскрывающие проблему экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации и миру в целом.

1. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://crimestat.ru (дата обращения: 14.07.2018).

2. Социологическое исследование «Толерантность и причины проявления экстремизма» 2018 г. URL: http://dmoshans.ru/shans-press/ sociologicheskie-issledovaniya/ (дата обращения: 16.09.2018).

3. Нурыев Ф. Ф. Изучение отношения современной молодежи к проблеме экстремизма. URL: https://moluch.ru/archive/116/31309/ (дата обращения: 18.08.2018).

4. Рыкова И.Ю. Экстремизм в молодежной среде: причины возникновения, особенности и пути противодействия // Вестн. Краснодарского ун-та МВД России. 2018. № 4(42).

1. Portal of legal statistics of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. URL: http://crimestat.ru (date of access: 14.07.2018).

2. The sociological research «Tolerance and Reasons of Manifestation of Extremism» 2018. URL: http://dmoshans.ru/shans-press/ (date of access: 16.09.2018).

3. Nuryev F.F. Studying of the relation of modern youth to extremism problem. URL: https:// moluch.ru/archive/116/31309/ (date of access: 18.08.2018).

4. Rykova I.Yu. Extremism among young people: causes, features and ways of counteraction // Bull. Krasnodar University of Russian MIA. 2018. № 4(42).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Рыкова Ирина Юрьевна, кандидат юридических наук, профессор кафедры общеправовых дисциплин Брянского филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

I.Yu. Rykova, Candidate of Law, Professor of the Chair of General Legal Disciplines of the Bryansk branch of the Russian Institute of Advanced Training of Emploees of the Ministry of the Interior of Russian Federation; e-mail: [email protected]

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.