Научная статья на тему 'Проблемы формирования угольного кластера на территории республики Тыва'

Проблемы формирования угольного кластера на территории республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА КЛАСТЕРИЗАЦИИ / ЯДРО КЛАСТЕРА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / CLUSTER'S NUCLEUS / ASSESSMENT OF POTENTIAL CLUSTERING / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чурашев Виктор Николаевич

Выявляются интересы потенциальных участников угольного кластера, анализируются условия и факторы, способствующие и препятствующие реализации кластера, обсуждаются формы государственной поддержки, необходимые для его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We identify the interests of potential participants coal cluster, analyze the conditions and factors that facilitate and impede the implementation of the cluster, discuss forms of state support, necessary for its formation.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования угольного кластера на территории республики Тыва»

УДК 338.45:622.33

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УГОЛЬНОГО КЛАСТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Виктор Николаевич Чурашев

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, тел. (383)330-36-82, e-mail: tch@ieie.nsc.ru

Выявляются интересы потенциальных участников угольного кластера, анализируются условия и факторы, способствующие и препятствующие реализации кластера, обсуждаются формы государственной поддержки, необходимые для его формирования.

Ключевые слова: оценка потенциала кластеризации, ядро кластера, организационно-экономический механизм, государственно-частное партнерство.

PROBLEMS OF FORMATION OF COAL CLUSTER ON THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF TYVA

Victor N. Churashev

Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Ac. Lavrentieva ave, Ph. D. (Economics), Chief researcher, tel. (383)330-36-82, e-mail: tch@ieie.nsc.ru

We identify the interests of potential participants coal cluster, analyze the conditions and factors that facilitate and impede the implementation of the cluster, discuss forms of state support, necessary for its formation.

Key words: assessment of potential clustering, cluster's nucleus, organizational-economic mechanism, public-private partnership.

Освоение богатейшего потенциала минерально-сырьевого комплекса Республики Тыва ограничивается слабым развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и требует огромных капитальных затрат. В сложившихся экономических условиях проблемы финансирования инвестиций не могут решаться за счет рыночных механизмов саморегулирования из-за отсутствия у частного бизнеса необходимых ресурсов, неадекватной институциональной базы и недостаточной коммерческой привлекательности инвестиционных проектов.

Представляется, что экономическая политика социально-экономического развития Республики Тыва должна предусматривать государственную «точечную» поддержку инвестиций в наиболее эффективные комплексы мероприятий, проекты и программы путем создания кластеров, под которыми понимаются отдельные территориальные совокупности юридически самостоятельных компаний, эффективно реализующих конкурентные преимущества данной территории в результате своего взаимодействия на договорных условиях. Для условий Республики Тыва наиболее значимых результатов в обеспечении устойчи-

вого развития региона можно ожидать от создания угольного кластера на основе освоения богатейших ресурсов Улуг-Хемского угольного бассейна.

Ресурсная база и качество углей, обеспечивающие целесообразность

создания кластера

Улуг-Хемский каменноугольный бассейн находится в центральной части Республики Тыва и обладает общегеологическими запасами в 20 млрд. т угля, 13,7 млрд. т из которых составляет коксующийся уголь марок: Г, ГЖ, Ж и К.

В целом, для каменных углей Улуг-Хемского бассейна характерны: низкая зольность и малосернистость, высокие показатели спекаемости и содержания летучих компонентов, относительная чистота по тяжелым металлам и токсичным элементам. Изучение спекаемости и коксуемости углей показало хорошую сочетаемость улуг-хемского угля как спекающей основы в смесях с разными типами отощающих углей.

Предложения о целесообразности освоения высококачественных угольных ресурсов Тывы ставились уже давно. Промышленное освоение Улуг-Хемского угольного бассейна было начато в середине 1960-х годов, разработка угля ведется открытым способом. Добываемый уголь (0,5 млн т в 2013 г.) отгружается в 19 районов республики (на ТЭЦ, котельные и на нужды населения) и вывозится автомобильным транспортом за пределы республики. В 2008 г. на Эле-гестском месторождении был веден в эксплуатацию Восточный участок добычи угля с целью получения необходимых данных для изучения качества угля и проведения испытаний на коксуемость в шихтах различной структуры. Но широкомасштабного развития добычи наиболее ценных коксующихся углей не происходит из-за отсутствия железной дороги.

Конъюнктура на рынках угля, возможные потребители и конкуренты тувинских углей

Для тувинских коксующихся углей складывается благоприятная конъюнктура на внешнем рынке. По прогнозам экспертов в ближайшие 20 лет объем мирового рынка коксующихся углей вырастет не менее чем на 20%. Наиболее привлекательным становится Азиатский рынок - здесь на фоне снижения поставок из Китая у тувинских углей есть шанс закрепиться в Японии, Корее, на Тайване.

В числе возможных конкурентов тувинских углей и традиционные экспортеры (Австралия и США) и неожиданные (например, Монголия в случае реализации заявленных проектов может войти в первую пятерку мировых поставщиков угля и кокса). Тем не менее, перспективные ниши для экспортных поставок тувинских коксующихся углей на Азиатский рынок есть и оцениваются на уровне 30-40 млн т.

Внутренними конкурентами для поставок тувинских коксующихся углей на экспорт в восточном направлении являются кузнецкие угли, объемы поставок которых могут по максимуму достичь к 2030г. 15 млн т, а также выигры-

вающие у тувинских углей по транспортным затратам угли Южной Якутии (эльгинские, чульмаканские и денисовские) общим объемом на уровне 25-40 млн т и апсатские угли (до 5 млн т) [1].

Возможности добычи углей в Республике Тыва, профильные участники, способные обеспечить формирование ядра угольного кластера

Если просуммировать перспективные объемы добычи угля, заявленные недропользователями, обладающими лицензиями на разведку и добычу угля в Улуг-Хемском угольном бассейне («Межегейуголь» - владелец «Evraz Group», «Улуг-ХемУголь» - «Северсталь-ресурс», «Тувинская горнорудная компания» - «En+ Group», «Тувинская энергетическая промышленная корпорация»), то можно выйти на уровень в 37 млн т, приведенный для Улуг-Хемского бассейна в декабре 2010 года в проекте «Долгосрочной программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года».

Однако в тексте утвержденной в июне 2014 г. Правительством Российской Федерации «Долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года» указывается, что «к 2030 году добыча угля в Республике Тыва достигнет 20 млн т». При этом в приложении №8 «Перечень инвестиционных проектов, направленных на реализацию Долгосрочной программы развития угольной промышленности на период до 2030 года», приводятся данные по проектам освоения Элегестского и Межегейского месторождений и участка «Центральный» Западной части Улугхемского угольного бассейна, из которых следует, что к 2030 г. намечается суммарный объем добычи довести до 30 млн т [2].

Расхождение приведенных цифр говорит об отсутствии согласованной позиции по перспективам добычи углей в Республике Тыва и высокой неопределенности состава профильных участников возможного угольного кластера.

К сожалению, в отечественной практике утрачены навыки долгосрочного планирования комплексного освоения ресурсов регионов. Нет системного подхода на государственном уровне. Нет желания выстроить чёткую и надёжную цепочку: проектирование, организация работ, эксплуатация, контроль. В частности, исчезли «Генеральные схемы развития угольных бассейнов», целью которых было комплексное рассмотрение развития и размещения угольных предприятий региона с учетом рационального использования его ресурсов, совместной эксплуатации объектов производственной, транспортной и социально-бытовой инфраструктуры.

Из-за отсутствия Генсхем бассейнов и становятся возможными такие нестыковки, когда проектная мощность железной дороги Кызыл-Курагино не соответствует заявленным компаниями объемам добычи. Не решены и вопросы размещения станций отгрузки для Улуг-Хемского бассейна, не ясно, каким образом уголь будет перевозиться до них через Енисей от угольных предприятий. Так гендиректор ТЭПК Руслан Байсаров заявил, что его компания собирается проложить под Енисеем тоннель от Элегестского месторождения, а в проект по

освоению рядом расположенного Межегейского месторождения компания «Evraz Group» включает строительство двух железнодорожной станций, железной дороги протяженностью 49 км и моста через реку Енисей.

Нет согласия и в разработке схемы электрообеспечения угольных предприятий. Энергетики сомневаются в целесообразности развития генерирующих мощностей на территории Республики Тыва и считают, что потребности республики могут быть удовлетворены за счет строительства новых ЛЭП и поставок электроэнергии из соседних избыточных энергосистем, угольные компании заявляют о намерении строить собственные энергоисточники, а региональные власти уверены, что решения о рациональных масштабах и структуре энергоге-нерирующих мощностей должны приниматься с учетом опережающего развития Енисейской территории, включающей в экономическую орбиту страны месторождения юга Красноярского края, Хакасии и Тувы.

Сейчас предпринимаются только первые шаги в создании угольного кластера. В 2014 г проект под названием «Строительство железной дороги Эле-гест-Кызыл-Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» (ответственный исполнитель по Проекту - ТЭПК) был включен в Реестр инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе [3].

Проект претендует на рассмотрение комплексного развития Республики Тыва и включает в себя строительство:

• железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино протяженностью 410 км;

• горно-обогатительного комплекса на Элегестском месторождении мощностью более 15 млн т концентрата коксующегося угля в год в составе угледобывающего предприятия и обогатительной фабрики;

• угольного портового терминала мощностью 15 млн т в год;

• тепловой электростанции в Республике Тыва;

• сопутствующей производственно-технологической, транспортной и социально-бытовой инфраструктуры на территории республики.

Здесь уже налицо проявление признаков кластеризации - помимо профильных участников кластера во взаимодействие втягиваются непрофильные участники - субъекты, деятельность которых напрямую не связано с функционированием объектов «ядра», но наличие которых обязательно для полноценного и эффективного их функционирования.

Организационно-экономический механизм

Сложность реализации кластерных проектов обусловливает необходимость разработки механизма организационно-экономического обеспечения и выполнения оценки межрегиональных и межотраслевых последствий их реализации.

На примере попыток мощной угольно-металлургической компании «Ме-чел» своими силами построить железную дорогу Улак — Эльга, которая необходима для освоения уникального Эльгинского месторождения каменного угля, частный бизнес наглядно увидел, как крупный инфраструктурный объект обескровливает компанию во многом за счет дорогих денег. После «Мечела» долгое время вряд ли кто-то из частных компаний еще рискнет строить за свой счет крупную инфраструктуру.

Реализация проектов кластерной организации в угольной промышленности Республики Тыва возможна только при поддержке государственных органов. Проект «Строительство железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» является одним из первых в России примеров реализации инфраструктурных проектов в рамках государственно-частного партнерства.

В проекте освоения Элегестского месторождения расписано участие финансовых институтов развития:

• Заемное финансирование составит 76 млрд. рублей - 35 % общего объема инвестиций (при участии господдержки в виде выдачи госгарантий) до 20 лет, предполагаемая доходность до 10 процентов.

• Собственный капитал составит 54,3 млрд. рублей - 25 % общего объема инвестиций.

• Средства Фонда национального благосостояния составит 86,86 млрд. рублей - 40 % общего объема инвестиций. Срок возврата - 20 лет. Отсрочка возврата основного долга и процентов - 6 лет. Доходность средств Фонда национального благосостояния определяется как индекс потребительских цен, рассчитанный в Российской Федерации за год, предшествующий году выплаты дохода, увеличенный на один процентный пункт.

Активизация взаимодействия частного бизнеса с государством в реализации Элегестского проекта наблюдается по нескольким направлениям.

РЖД и ТЭПК заключили соглашение о партнерстве в долгосрочной перспективе - до 2030 года. Документ предполагает серьезные вложения в развитие существующей железнодорожной сети и строительство дополнительной ветки. Строителям придется работать в сложных условиях низких температур и больших высот, предстоит проложить дорогу через три горных хребта, 8 тоннелей и 127 мостов. Все это потребует нестандартных инженерных решений, а также применения самой современной строительной техники.

В рамках проекта ТЭПК также планирует построить глубоководный морской терминал в порту Ванино в Хабаровском крае для экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

ТЭПК за счет своих средств построит также в Туве 18 площадок для торговли углем в каждом муниципальном образовании, чтобы жители республики могли «в шаговой доступности получать уголь у себя дома». В этом случае

уголь для потребителей будет обходиться дешевле, чем сейчас и это будет выполнением социальных обязательств, принятых на себя ТЭПК.

По соглашению о сотрудничестве в области развития тепловой и энергетической инфраструктуры ТЭПК берет на себя все обязательства по привлечению средств на строительство теплоэлектростанции, а также обеспечивает своевременную оплату всех налогов в бюджет и отвечает за создание новых рабочих мест. Власти Тывы, в свою очередь, помогут компании с привлечением и подготовкой кадров из числа местных жителей, а также будут способствовать привлечению внебюджетных инвестиций путем применения инструментов льготного налогообложения и понижения ставок аренды земельных участков.

По оценке правительства Республики Тыва в итоге реализация проекта позволит снять остроту проблемы безработицы — будет создано более 15 тысяч рабочих мест. Размеры налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты превысят 14 млрд. руб., а что крайне важно — дотационность республики снизится с сегодняшних 78 до 25 процентов [4].

Таким образом, исходя из наличия больших запасов высококачественных угольных ресурсов в Республике Тыва и благоприятной конъюнктуры на Азиатско-Тихоокеанском рынке коксующихся углей возможно создание крупного угольного кластера, способного выйти на уровень производства угля до 30-50 млн т, т.е. занять одно из ведущих мест по добыче угля на общероссийском уровне. Однако из приведенных данных видно, что в настоящее время государственная поддержка проекта ограничивается в основном только выделением средств из Фонда национального благосостояния, а реальные действия в формировании кластера со стороны частного бизнеса принимает только ТЭПК. Остальные крупные обладатели лицензий на разведку и добычу угля в Улуг-Хемском угольном бассейне предпочитают дожидаться введения в строй транспортной и энергетической инфраструктуры.

В условиях обострившейся ограниченности бюджетных возможностей необходимо активизировать усилия государства по принятию внятных и работоспособных схем привлечения частного капитала к финансированию и управлению инфраструктурными объектами, гарантирующих равноправные партнерские отношения бизнеса с государством.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Churashev V.N. Scenarios for the Development of the Kuznetsk Coal Basin // Regional Research of Russia. - 2013. - Vol. 3, No. 3. - P. 250-257.

2. Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N 1099-р г., [Электроный ресурс]. - 2014 - Режим доступа: (URL:http: //www.rg.ru/2014/06/27/ugol-site-dok.html)

3. Реестр инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе [Электронный

ресурс]. - 2014 - Режим доступа: (URL:http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect /economylib4/mer/activity/sections/strategicPlanning/assessment/investregistry).

4. Доклад Главы Республики Тыва Ш.В. Кара-оола на пленарном заседании Совета Федерации ФС РФ, 26 марта 2014 г., [Электрон. ресурс]. - 2014 - Режим доступа: (URL:http://gov.tuva.ru/press_center/news/activity/7617/).

© В. Н. Чурашев, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.