Научная статья на тему 'Проблемы формирования убеждений личности в психолого-педагогической литературе'

Проблемы формирования убеждений личности в психолого-педагогической литературе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
110
5
Поделиться
Ключевые слова
УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СТРУКТУРА УБЕЖДЕНИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ УБЕЖДЕНИЙ / ОБЩЕНАУЧНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / УБЕЖДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / КОУЧИНГ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Торопов А. Н.

Рассматривается история развития разных подходов к изучению процесса формирования убеждений личности. Дана общая оценка основных направлений по формированию убеждений, предложен авторский подход к исследованию данной проблемы.

PROBLEMS OF FORMATION OF CONVICTIONS OF THE PERSON IN THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL LITERATURE

In given article the history of development of various approaches to studying of process of formation of convictions of the person is considered. The author states the general estimation to the basic directions on formation of convictions and offers the approach to research of the given problem.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования убеждений личности в психолого-педагогической литературе»

ношений людей в семье и обществе, определялись наиболее полезные для человека приемы пищи, устанавливались посты воздержания и религиозные праздники. С учетом принятой духовной морали общества формировались системы воспитания, образования и просвещения и вырисовывалась вся культура жизни. И все это в целом направлено на формирование высоконравственного сознания человека».

Настало время переосмысления событий и фактов прошлых лет. Вакуум безыдейности необходимо заполнить всеобщими идеологическими ориентирами, выработанными многовековой историей человечества, где основным проводником и идейным вдохновителем была и остается церковь. Однако к проблемам духовности следует подходить деликатно, бережно и ответственно с учетом национальности, убеждений и вероисповеданий каждого индивидуума.

Только при активном участи государства, усилении влияния церкви, солидарности прогрессивной части общества и политической воли руководителей государства духовно-нравственное воспитание молодежи, в том числе будущих специалистов ОВД, можно добиться положительного результата. Остается рассчитывать на разум человека, на результаты исследований ученых, которые способны пробудить интерес человека к активной жизненной позиции во имя блага нынешнего и грядущих поколений.

1 Одинцов М.И. Конституция Российской Федерации о гарантиях религиозных свобод // Толерантность: объединяем усилия: мат-лы конф. М., 2002. С. 57—59.

2 Веремчук В.И. Социология религии: учеб. пособие. М., 2001. С. 127.

3 Одинцов М.И. Указ. соч.

4 Религии, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: справочник. М, 1997. С. 3.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УБЕЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

А.Н. ТОРОПОВ

Аннотация. Рассматривается история развития разных подходов к изучению процесса формирования убеждений личности. Дана общая оценка основных направлений по формированию убеждений, предложен авторский подход к исследованию данной проблемы.

Ключевые слова: убеждения личности, мировоззрение, структура убеждений, формирование убеждений, общенаучные убеждения, убеждения практического поведения, коучинг, системный подход в обучении.

PROBLEMS OF FORMATION OF CONVICTIONS OF THE PERSON IN THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL LITERATURE

A.N. TOROPOV

The summary. In given article the history of development of various approaches to studying of process of formation of convictions of the person is considered. The author states the general estimation to the basic directions on formation of convictions and offers the approach to research of the given problem.

Key words: conviction of the person, outlook, structure of conviction, formation of conviction, general scientific convictions, convictions of practical behavior, coaching, the system approach in training.

В психолого-педагогической науке исследованию проблемы формирования мировоззрения и убеждений личности уделялось большое внимание. Многие исследователи занимались проблемой формирования мировоззрения, но меньше проведено специальных исследований по выявлению психологических закономерностей образования убеждений. В поле зрения исследователей зачастую попадает изучение

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

только процесса формирования знаний. Сосредоточившись на этой важной, нуждающейся в дальнейшей разработке проблеме, психология недостаточное внимание уделяет действенно-практической функции мировоззрения, несформированность которой наносит серьезный ущерб общему развитию личности. Эта ситуация отражает нередко наблюдаемую в практике обучения и воспитания рассогласован-

ность между усваиваемыми личностью мировоззренческими установками и ее реальным поведением, разобщенность интеллектуального и нравственного опыта1.

Многие авторы уделяют большое внимание истории изучения проблемы формирования мировоззрения и убеждений: «На первом этапе исследования путей формирования мировоззрения у учащихся психологи рассматривали не единый учебно-воспитательный процесс, а отдельные две его стороны — обучение и воспитание. В настоящее время имеются условия для того, чтобы организовать психологические исследования процесса формирования мировоззрения, понимая его как единый процесс, охватывающий все стороны личности, ее интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы, складывающиеся под влиянием всей совокупности внешних воздействий в широком смысле слова»2.

В некоторых работах подводятся итоги деятельности научных коллективов, посвященной формированию убеждений. Первый путь — это аналитические исследования, направленные на изучение отдельных сторон психической деятельности, имеющих непосредственное значение для формирования убеждений.

Второй путь можно условно охарактеризовать, как «синтетический». Он направлен не на выявление отдельных сторон, а на изучение целостной личности. «Оба пути исследования дополняют друг друга, и каждый из них имеет свои преимущества — первый дает возможность собрать значительный в количественном отношении материал, второй имеет дело с отдельными индивидами или небольшими группами, но ограниченность охвата компенсируется длительностью изучения одних и тех же индивидов и значительно большей широтой их изучения. При сравнении этих двух путей обращает на себя внимание следующее: в первом случае за основу принимаются особенности интеллектуальных процессов, во втором — волевых. Тем самым мировоззрение и убеждения как бы замыкаются в рамках отдельных психический функций»3.

Не менее интересен подход к процессам, происходящим в области образования применительно к формированию убеждений личности, представлен А. Вербицким и О. Ларионовой4. Они приводят как наиболее продуктивный для реализации в системе образования гуманистических идей в целях эффективного процесса формирования убеждений подход К. Роджерса, в рамках которого человек рассматривается как субъект, инициирующий и организующий собственный процесс саморазвития. По Роджерсу, целью работы педагога, разделяющего идеи личност-но центрированного подхода, является стимулирование осмысленного учения, оказание помощи личности в осуществлении индивидуального саморазвития, т.е. так называемый коучинг. Английское понятие

«coaching» в буквальном переводе означает «тренировка», «подготовка», «сопровождение». В русле процесса гуманизации образования формы и методы обучения и повышения квалификации, подобные коучингу, конечно, будут развиваться и в профессиональном образовании, и в менеджменте. Именно в коучинге происходит стимулирование осмысленного учения, осуществляется личностно центрированный подход, т.е. наиболее ярко отражаются современные процессы изменения в сфере образования.

В психологии сложились несколько подходов к изучению процесса формирования убеждений личности, что и констатируется самими исследованиями: «Процесс формирования мировоззрения и убеждений сложен и многогранен, поэтому, естественно, что в психологии существуют разные точки зрения на данные явления.»5

Рассматривая попытки провести систематизацию научных исследований проблемы формирования мировоззрения и убеждений, мы видим, что авторы стремятся дать систематизацию с точки зрения содержательной стороны этого процесса. В частности, в одном случае за основу для систематизации берется формирование мировоззрения в учебном, воспитательном или учебно-воспитательном процессах (В.А. Крутецкий), в другом — изучение исследований, посвященных внутренним механизмам мировоззрения и убеждений и их связям с общей структурой личности (Г.Е Залесский и Н.А. Мен-чинская).

Несмотря на отсутствие единого определения, общепринято рассматривать убеждение как единство трех компонентов — интеллектуального, эмоционального и волевого. Различие авторских позиций проявляется в вопросе соотношения между собой этих компонентов, в определении конкретных показателей их выявления.

Общим во всех этих подходах является определение убеждения как сплава знаний, эмоций и воли. Различаются подходы соотношением этих компонентов, их доминированием, а также путями их изучения и формирования.

Выделяются три основных пути изучения проблемы, которые условно обозначим как функционально-аналитический, целостный, прикладной. Первые два пути являются в большей мере теоретическими, а третий — практическим.

Первоначально исследование проблемы формирования убеждений осуществлялось в рамках функционально-аналитического подхода, до конца 1960-х гг. преобладал функциональный подход. Изучение процесса становления научного мировоззрения, выработки собственных убеждений велось по отдельным линиям: формирование интеллектуальных процессов, эмоционально-волевой сферы, морального поведения не соотносились с особенностями личной направленности учащихся. Это затруд-

няло выявление психологических закономерностей исследуемого процесса.

Функционально-аналитический подход нашел свое выражение на страницах научных работ целого ряда исследователей. Ими были даны определения убеждений личности, выделены их характеристики, стадии развития и условия формирования. Так, мировоззрение определялось как система взглядов, детерминирующая линию поведения; под убеждениями личности понимались идеи, слитые с чувством, волей. В развитии убеждений выделялись следующие стадии: убеждения ситуативные, проявляющиеся от случая к случаю; убеждения устойчивые, но со слабой волевой подкрепленностью, не всегда проявляющиеся в экстремальных обстоятельствах; убеждения, ставшие принципами поведения в любых обстоятельствах. Для формирования и диагностирования убеждений предлагалось использовать специальные практические упражнения. С организационной точки зрения, исследования осуществлялись некоторыми авторами разрозненно, без использования экспериментальных данных и зачастую носили слишком общий, нередко декларативный характер.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Функционально-аналитический подход явился начальным путем исследования данной проблемы. Он определил перспективные направления дальнейшего изучения мировоззрения и убеждений, показал, что они возможны только при условии сочетания формирующего мировоззрения со всей личностью. В этом положительные моменты данного подхода. Вместе с тем он проявил ограниченность, неспособность ответить на многие вопросы, поставленные перед наукой практикой воспитания.

Начало второму, целостному, подходу к процессу формирования убеждений было положено публикацией книги «Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников» (под ред. Н.А. Менчинской).

В рамках целостного подхода были учтены достижения предыдущих исследований и начат системный подход к изучению этих явлений на экспериментальной основе. Центральное место в этих исследованиях занимает изучение разнообразных психических явлений и свойств, обусловливающих формирование убеждений и мировоззрения, в качестве которых рассматриваются: накопление профессиональных знаний, приобретение умений самостоятельно их использовать, соотношение этих умений с нравственной позицией личности, ее поведением6. В этих целях большое внимание было уделено поиску адекватных методов исследования.

В исследованиях прослеживается взаимосвязь складывающихся структурных компонентов целостного мировоззрения (взглядов, убеждений и идеалов) с формированием личности, изучаются разные аспекты процесса формирования мировоззрения в связи с развитием интеллектуальных, эмоциональ-

ных свойств личности, представления учащихся об идеальной красоте человека, его внутреннем духовном мире, его устремлениях и месте в обществе, а также с воспитанием готовности и умения отстаивать взгляды и убеждения, проявлять убежденность в конкретной общественной практической деятельности.

Выделяют этапы формирования убеждений: «Убеждения формируются на основе знаний и включают в себя эмоциональное отношение человека к усвоенным идеям, понятиям, к социальным явлениям; они неразрывно связанны с развитием волевых качеств, готовностью и потребностью личности действовать в соответствии с осознанными и принятыми идеями, принципами, взглядами»7.

Особенностью исследования убеждений в рамках целостного подхода является выделение нравственного и эстетического идеалов личности.

Широкое применение в целостном подходе получила идея о том, что осуществляемая с помощью познавательных задач ориентация учащихся на самостоятельное добывание и применение знаний способствует осознанию личной значимости усваиваемых профессиональных идей. Убеждения, образующиеся таким путем, по мнению представителей целостного подхода, являются более обобщенными и действенными по сравнению с убеждениями, возникшими из других источников (авторитет педагога, эмоциональное воздействие). Познавательные задачи также способствуют выработке у учащихся интеллектуальных умений анализировать социальные явления.

Следовательно, основным моментом этих исследований является выделение решения учащимися познавательных задач как средства формирования убеждений. К тому же познавательные задачи могут служить средством диагностики сформированности убеждений.

Несмотря на перспективность целостного подхода, не все обозначенные им проблемы были решены. Однако запросы практики воспитания требовали применения имеющихся по этим вопросам знаний в разных областях деятельности. Все это привело к появлению на стыке теории формирования мировоззрения и убеждений и практики этого вопроса прикладного пути изучения проблемы.

Представители третьего направления, взяв за основу общее, выработанное усилиями функционально-аналитического и целостного подходов, выделяют свои особенности при изучении процесса формирования мировоззрения и убеждений разных категорий людей: учащихся, молодежи, детей и т.д.

Выдвигаются разные концепции формирований убеждений и мировоззрения: ценностно-деятельная (Г.Е. Залесский), ценностного осознанно-эмоционального усвоения нравственности (П.И. Ру-винский), обобщенного способа исследования

процесса формирования научного мировоззрения и убеждения (Г.И. Школьник) и др. В этих концепциях процесс образования убеждений рассматривается как проходящий ряд этапов.

В качестве первого этапа предлагается подготовительный этап, создающий предпосылки последовательных действий и включающий в себя планирование мероприятий, изучение исходного мнения, подбор средств активизации и т.п.

Второй этап — ориентировочный, создается ориентировочная основа действия, формируется первичная установка. Углубление знаний и обоснование личностного отношения к этим знаниям выступает в качестве третьего этапа.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Четвертым, заключительным, этапом формирования убеждений является применение знаний и проявление определенной личной позиции, отношения, т.е. зрелая стадия процесса, в ходе которой возникают ситуации, требующие не только познавательной деятельности, но и общественной полезной.

Формирование нравственных качеств рассматривается как процесс поэтапной интериоризации деятельности, направленной на овладение социального морального поведения. В качестве уровня освоения педагогического образца выделяются образец-знание, образец-идея и личностный образец, образец-самовоспитание. На первом уровне учащиеся владеют знанием моральной нормы, знают, как нужно себя вести в соответствии с ее содержанием, но в действительности могут поступать иначе.

Второй уровень образца предполагает, что педагогический образец выступает как значимый для вос-питуемого, но пока не связанный с личностными целями. Человек поступает в соответствии с содержанием моральной нормы, но не принимает ее в качестве мотива деятельности.

Высшая ступень нравственного развития личности — это переход образца-ориентира в образец-самовоспитание, служащий сознательному совершенствованию самого себя.

Содержание педагогической деятельности должно определяться стремлением к органическому сочетанию моральных знаний и соответствующего им поведения.

В структуру нравственной убежденности включаются три компонента:

1) хорошее знание законов и требований морали;

2) тесная связь усвоенных нравственных знаний с соответствующими переживаниями, чувствами;

3) связь эмоционально принятых знаний с повседневной практической деятельностью личности, характером ее нравственной оценки и самооценки.

Выделяют четыре критерия для изучения уровней сформированности готовности учащихся совершать моральные действия: уровень нравственных знаний, умение с их помощью решать «нравственные задачи», осознание личностного смысла нрав-

ственных знаний и направленность реального поведения.

Для диагностирования моральной направленности предлагается использование конфликтных ситуаций: «По сравнению с обычными условиями человеческой деятельности конфликтные обстоятельства, особенно если они возникают внезапно, вызывают у человека состояние повышенной психической напряженности, резко снижающей, а иногда сводящей на нет его способность маскировать свои подлинные чувства, мысли, намерения»8.

Выделяются и своеобразные психологические условия превращения научных знаний во взгляды, а затем в убеждения, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

В понимании сущности убеждений имеется ряд подходов. При этом убеждения рассматриваются как устойчивые свойства личности, как психологические отношения, как знания, ставшие мотивами поведения, как устойчивый «сплав» познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Под убеждениями следует понимать психологически сложные образования, состоящие из познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов. Структурно это комплексное образование состоит из двух подсистем, условно обозначаемых как подсистемы верхнего и нижнего уровней. Первая подсистема является в большей мере общенаучной, теоретической, образуемой профессиональными знаниями. Вторая подсистема состоит из профессиональных убеждений практического поведения.

Разнообразие подходов хронологически и содержательно следует рассматривать по трем основным направлениям: аналитическом, целостном и прикладном.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Процесс изучения психологами проблемы формирования мировоззрения и убеждений личности приобретает определенные особенности, что находит свое выражение в следующем:

# происходит дальнейшее усиление научного интереса психологов к данной проблеме, о чем свидетельствует множество работ, посвященных ее исследованию;

# изучение этого вопроса целесообразно осуществлять по пути расширения прикладных исследований как наиболее отвечающих интересам практики;

# при изучении процесса формирования убеждений необходимо уделять внимание не только внутренним компонентам (знания, эмоциональные и смысловые реакции), но и внешним детерминирующим их информационным источникам, а также рассматривать внутренние (психические) и внешние (информационные) структуры как единую функционирующую систему.

1 Залесский Т.Е. Применение ценностно-нормативной методики для выявления уровня сформированности убеж-

дений учащихся // Формирование научного мировоззрения учащихся. М., 1992. С. 198—207.

2 Леонтьев А.А. Психология общения. М., 2007. С.365.

3 Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. С. 335.

4 Вербицкий А., Ларионова О. Гуманизация, компетентность, контекст — поиски оснований интеграции // Alma Mater. 2006. № 5.

5 Залесский Т.Е. Применение ценностно-нормативной методики для выявления уровня сформированности убеждений учащихся // Формирование научного мировоззрения учащихся. М., 1992. С. 98—207.

6 Мартынов В.А. Психологические условия перехода нравственных знаний в убеждения подростков : автореф. ... канд. психол. наук. М., 1996. С. 22.

7 Залесский Т.Е. Указ. соч. С. 38—107.

8 Леонтьев А.А. Указ. соч. С. 365.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д.П. ХАРИКИДИ,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

соискатель кафедры психологии Московского университета МВД России

Аннотация. Исследуется профессиональная готовность как фактор оптимизации образовательного процесса. Объективным подходом к выделению критериев сформированности психологической готовности студентов к профессиональной деятельности выступает оценивание ее не по одному показателю, но по их группе.

Ключевые слова: образование, профессиональная готовность, самооценка, формирование профессиональных качеств.

PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENT-LAWYER TO PROFESSIONAL ACTIVITY

D.P. HARIKIDI,

the competitor of chair of psychology the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The summary. In article professional readiness as the factor of optimisation of educational process is investigated. The author proves a conclusion that as objective enough approach to allocation of criteria of forming psychological readiness of students for professional work its estimation not on one indicator, but on group will act.

Key words: education, professional readiness, self-estimation, formation of professional qualities.

В психологической науке проведены многочисленные исследования, посвященные проблемам психологической готовности к профессиональной деятельности. Эффективность любой профессиональной деятельности определяется множеством условий и факторов.

В понимании сущности и роли факторов принято исходить из философского определения понятия фактора. Латинское слово Factor — делающий, производящий, легло в основу «теории факторов» — учения о множественности факторов (причин, условий), определяющих общественную жизнь. Суть теории сводится к утверждению, что в обществе в одинаковой мере важны разные причинные явления (экономические, идеологические, биологические и т.д.), которые выступают материальны-

ми, идеальными, объективными и субъективными факторами.

Применительно к психологической науке факторы могут рассматриваться как причины наблюдаемых, изучаемых психологических явлений, имеющие разное происхождение (экономическое, идеологическое, биологическое и т.д.).

Результаты теоретических и прикладных исследования в области определения факторов, содействующих или препятствующих оптимальному состоянию, функционированию, деятельности, свидетельствуют о том, что факторы могут быть как однородными (в смысле принадлежности к одному разряду), так и разноплановыми (А.А. Бодалев, Л.Б. Забенов, Л.Г. Лаптева, Л.А. Рудкевич, Е.Л. Скриптунова). Психологические факторы нацелены на достижение об-