Б01: 10.18721ДЕ.12302 УДК 330.322:004 (44)
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
ВО ФРАНЦИИ
Е.А. Юмаев, Т.В. Спиридонова
Омский государственный технический университет, г. Омск, Российская Федерация
Инвестиционная политика современной Франции направлена на обеспечение экологической устойчивости, построение общества знаний, повышение конкурентоспособности за счет инноваций, конструирование государства цифровой эпохи. Переход к цифровой экономике не является свершившимся фактом ни в одной из стран мира. Сформировалась группа государств-лидеров, которые ускоренными темпами форсируют переход к новому технологическому укладу. Построение цифровой экономики требует колоссальных инвестиций, которые необходимо изыскивать в условиях тотальной нехватки финансовых ресурсов, обусловленной мировыми экономическими потрясениями 2008—2009 гг. и 2014— 2015 гг. Большой научный и практический интерес вызывают особенности трансформации экономики, появление новых угроз, экономические потрясения и социальные взрывы в наиболее развитых странах, к числу которых, без сомнения, относится Франция. Выявлена проблема слабых темпов роста французской экономики, отставание в приросте валового внутреннего продукта от других стран Европейского Союза. Одновременно с этим население страны стабильно увеличивается, в результате чего уровень жизни снижается. Фактором, угрожающим Франции, является быстрый рост государственного долга. Значительные инвестиции Франции в экономику зарубежных стран при необходимости громадных вложений внутри страны на фоне роста государственного долга подтверждают мнение некоторых французских экономистов об утрате контроля над крупнейшими национальными компаниями страны. Первоначально цифровая экономика во Франции преимущественно отождествлялась с развитием сегмента продаж через интернет. Это было обусловлено поиском быстрых мер оживления экономики после кризиса 2008—2009 гг. В результате создана современная цифровая инфраструктура, которая позволяет Франции резко ускорять формирование принципиально новых цифровых индустрий. Несмотря на частично разнонаправленную динамику, общий объем ежегодных инвестиций в экономику Франции растет быстрыми темпами. По инвестициям в инновации Франция является второй страной Европейского Союза и входит в группу мировых лидеров. Выявлены факты, указывающие на наличие успехов Франции в реализации мероприятий по переходу к цифровой экономике. Раскрыты особенности политики правительства Франции по построению цифровой экономики, выявлены ключевые тенденции социально-экономического развития страны в условиях глобальной рецессии, сформировано понятие о влиянии инвестиций на экономический рост во Франции в условиях перехода к цифровой экономике. Результаты исследования расширяют знания о роли инвестиций при переходе национальной экономики к следующему технологическому укладу.
Ключевые слова: цифровая экономика, инвестиции, инвестиционная политика, мировой экономический кризис, Франция
Ссылка при цитировании: Юмаев Е.А., Спиридонова Т.В. Проблемы формирования цифровой экономики во Франции // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 12, № 3. С. 20-35. БОТ: 10.18721ДЕ.12302
PROBLEMS OF FORMATION OF DIGITAL ECONOMY IN FRANCE
E.A. Yumaev, T.V. Spiridonova
Omsk State Technical University, Omsk, Russian Federation
The investment policy of modern France is aimed at ensuring environmental sustainability, building a knowledge society, improving competitiveness through innovation, and construction of the state of the digital era. Transition to a digital economy is not a fait accompli in any country in the world. A group of leading countries has formed, which are accelerating the transition to a new technological structure. Building a digital economy requires tremendous investments that need to be sought in the face of a total lack of financial resources due to the global economic shocks of 2008— 2009 and 2014—2015. Study of peculiarities of transformation of the economy, emergence of new threats that cause economic shocks and social explosions in the most developed countries, including France, is of great scientific and practical interest. The problem of weak growth of the French economy, lagging behind other European Union countries in gross domestic product growth is revealed. At the same time, the country's population is steadily increasing, resulting in lower living standards. A factor threatening France is rapid growth of public debt. Significant French investments in the economy of foreign countries with the need for huge investments within the country against the background of rising public debt confirm the opinion of some French economists about the loss of control over the country's largest national companies. Initially, the digital economy in France was predominantly driven by the development of the online sales segment. This was due to search for quick measures of economic recovery after the crisis of 2008— 2009. As a result, a modern digital infrastructure was created, which should allow France to accelerate the formation of fundamentally new digital industries. Despite the partially multidirectional dynamics, the total annual investment in French economy is growing rapidly. In terms of investment in innovation, France is the second country in the European Union and one of the world leaders. The study revealed the facts indicating that France is successful in implementing measures for transition to digital economy. The study found the features of the policy of the French government to build a digital economy, to identify the key trends in socio-economic development of the country in the global recession, to form an understanding of the impact of investment on economic growth in France in transition to the digital economy. The results of the study expand knowledge about the role of investment in the transition of the national economy to the next technological stage.
Keywords: digital economy, investments, investment policy, world economic crisis, France
Citation: E.A. Yumaev, T.V. Spiridonova, Problems of formation of digital economy in France, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 12 (3) (2019) 20—35. DOI: 10.18721/JE.12302
Введение. Исторически во Франции наука рассматривается как преимущественно государственная сфера, а инновационная деятельность как преимущественно сфера частного бизнеса [1, с. 158]. Управление региональными инновационными системами и их инвестиционная поддержка, инвестиционное и информационное обеспечение технологического развития являются приоритетами экономической политики правительства страны [1, с. 159].
Расширяя свое присутствие в странах Центральной и Восточной Европы, Франция входит в число крупнейших инвесторов российской экономики. В первую очередь вложения делаются в топливно-энергетический, космический, авиационный, машиностроительный комплекс. Французские компании даже в условиях санкци-онного режима продолжают вкладывать средства в экономику регионов России, прежде всего, наиболее развитых, имеющих емкий региональ-
ный рынок и предпосылки ускоренного развития (например, Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Самарская, Ростовская области, Краснодарский край, Республика Татарстан) [2]. Имеются примеры сотрудничества отдельных регионов Франции и субъектов РФ по реализации совместных культурных, лингвистических, научно-технических проектов. В 2014-2015 гг. взаимодействие на уровне регионов резко сократилось не только по причине введения санкци-онного и контрсанкционного режимов, но и в связи с масштабной реформой административно-территориального устройства, «перекроившей» карту регионов континентальной части Франции [3, 4].
Объем прямых инвестиций Франции в Россию и России во Францию в 2015-2018 гг. представлен в табл. 1, составленной нами на основе информации раздела «Статистика внешнего сектора» Центрального банка РФ.
Таблица 1
Прямые инвестиции Франции в Россию и России во Францию, млн долл. США на начало года
Direct investments of France in Russia and Russia in France, million US dollars at the beginning of the year
Год Общие входящие прямые инвестиции Франции в Россию Общие исходящие прямые инвестиции России во Францию
2015 9698,5 3425,4
2016 10003,2 2855,1
2017 14653,4 2806,0
2018 15126,4 3005,8
Очевидно, что несмотря на режим экономических санкций, Франция не только не сворачивает свои инвестиционные проекты в России, но и развивает их. По состоянию на середину 2018 г. в качестве инвестиционных приоритетов особый интерес французов вызывали проекты по освоению месторождений углеводородов в российской Арктике. Так, компания Total объявила о намерении инвестировать в это направление 2,5 млрд долл. США. В России присутствует 500 французских предприятий, на
которых работают около 170 тыс. чел. Преимущественно они представлены в таких секторах, как энергетика, промышленность, финансы. В круг перспективных интересов французских инвесторов входят сельское хозяйство, космическая индустрия и цифровая экономика России. Вопрос оценки влияния французских инвестиций на формирование цифровой экономики России на сегодняшний день требует дополнительных исследований и накопления статистического материала.
Масштабный приток валютных финансовых средств из-за рубежа (выручка от продажи на мировом рынке углеводородов, прямые и портфельные иностранные инвестиции) определил текущее положение дел в экономике России. Благодаря ему было обеспечено расширение ряда отраслей промышленности (химия, нефтепереработка), а также финансовой деятельности, операций с недвижимым имуществом, торговых логистических сетей. Вслед за общемировой тенденцией взрывного развития информационно-коммуникационных технологий укрепился российский рынок связи, особенно мобильные операторы. Внешние средства позволили финансировать поток импортных поставок. Однако это сопровождалось примитивизацией отечественной промышленности, поскольку в основном увеличивалась доля мощностей по выпуску промежуточной экспортноори-ентированной продукции низких переделов в металлургии, производстве нефтепродуктов и кокса, химическом производстве, производстве резиновых и пластмассовых изделий [5, с. 59-60].
Проекты, в которых Россия одновременно с зарубежными инвестициями получила передовые технологии и, соответственно, сэкономила время на их изобретение и внедрение, в новейшей истории России единичны. За счет иностранных инвестиций создать технологический прорыв в российской промышленности не удалось. Иностранные инвестиции эксплуатируют внутренний спрос, не становятся очагами ни экономического роста, ни роста экспортного потенциала [6, с. 123-124].
Что касается Франции, то она беднеет с начала мирового финансово-экономического кризиса 2007—2008 гг. Эта ситуация беспрецедентна для последних десятилетий, поскольку после 1945 г. ВВП на душу населения неизменно возрастал. «Новизна» ситуации объясняет растерянность населения и правительства [7, с. 94]. Наблюдавшееся после 2007 г. сокращение инвестиций Ж. Сапир связывает с ослаблением спроса: в этих условиях мотивация бизнеса инвестировать уменьшается, даже если финансовые ограничения не усиливаются [7, с. 94]. Краткосрочная динамика экономического роста не стимулируется ни внутренним потреблением, ни инвестициями.
В условиях посткризисного (по отношению к 2008-2009 гг. и 2014-2015 гг.) развития, обострения социально-экономической ситуации в связи с развёртыванием Индустрии 4.0 («4-я технологическая революция») и строительством цифровой экономики и Россия и Франция сталкиваются со сходными проблемами. Одной из ключевых задач нового Правительства России является привлечение инвестиций [8]. На конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному будущему» министр экономического развития РФ М. Орешкин заявил о предстоящей трансформации системы государственного управления России с позиций ориентации на инвестиционный процесс [9]. Все вышеизложенное обосновывает высокую актуальность проведения исследований по изучению особенностей инвестиционной политики Франции в условиях революционных технологических изменений.
Методика исследования. Проведенное исследование базируется на таких методах, как анализ и синтез, системный подход и сравнение, табличный метод.
Использованы материалы портала Дирекции правовой информации Правительства Франции «Французская документация» / La documentation Française (г. Париж, Франция), Национального института статистики и экономических исследований / Institut national de la
statistique et des études économiques (г. Париж, Франция), Главной дирекции предприятий / Direction Générale des Entreprises (г. Париж, Франция), портала «Архивы Правительства Франции» / Les Archives de gouvernement, Банка Франции / Banque de France (г. Париж, Франция), портала «Стратегия Франции» / France Stratégie (г. Париж, Франция), Центрального банка РФ (г. Москва, Россия).
В ходе проведения исследования изучены труды авторитетных ученых крупных зарубежных университетов, таких как Университет Пари-Дофин / Université Paris-Dauphine (г. Париж, Франция), Высшая школа социальных наук / École des hautes études en sciences sociales (г. Париж, Франция), Институт экономики климата / Institute for Climate Economics (г. Париж, Франция), Бизнес-школа Монпелье / Montpellier Business School (г. Монпелье, Франция), Исследовательский институт менеджмента / Montpellier Research in Management (г. Монпелье, Франция), Университет Кот-Д'Азюр / Université Cote d'Azur (г. Ницца, Франция), ЕМ Лион Бизнес -школа / EM Lyon Business School (Франция), Варшавский университет / University of Warsaw (г. Варшава, Польша), Институт изучения общественного мнения и рынка во Франции и в мире / Institut d'étude opinion et marketing en France et a l'International (г. Париж, Франция).
Научные публикации специалистов и ученых Совета Федерации Федерального Собрания РФ (г. Москва, Россия), Института Европы РАН (г. Москва, Россия), Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН (г. Москва, Россия), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), Института макроэкономических исследований Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России (г. Москва, Россия), Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (г. Санкт-Петербург, Россия), Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского (г. Калуга, Россия), Крымского федерального университета (г. Симферополь, Россия) позволили расширить представление об изучаемом явлении.
Использованы публикации общенациональных, наиболее авторитетных средств массовой информации: «Le Monde», «Les Échos», «Le Figaro», «La Tribune», «Nice-matin», «Le Parisien», «La Daufiné Libéré», раскрывающие различные аспекты экономического развития Франции на современном этапе.
Перевод франкоязычных и англоязычных источников выполнен лично авторами статьи.
Развитие цифровой экономики во Франции. Отрицательные или близкие к нулевым темпы роста ВВП в период после 2008 г. заставили правительства зарубежных стран активизировать поиск новых возможностей ускорения экономического роста. Доминирующим направлением является переход к цифровой экономике в рамках 4-й промышленной революции (Индустрии 4.0), позволяющей повысить производительность труда не на несколько процентов, а на десятки процентов или даже в разы.
Коллективом ученых Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского сформулировано определение цифровой экономики, включающее три «грани» [10, с. 12]:
— тип экономики, характеризующийся активным внедрением и практическим использованием цифровых технологий сбора, хранения, обработки, преобразования и передачи информации во всех сферах человеческой деятельности;
— система социально-экономических и организационно-технических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-телекоммуникационных технологий;
— сложная организационно-техническая система технических, инфраструктурных, организационных, программных, нормативных, законодательных и др. элементов с распределенным взаимодействием и взаимным использованием экономическими агентами для обмена знаниями в условиях непрерывного развития.
Далеко не все государства планеты имеют одинаковые возможности в развертывании новых индустрий. Сформировалась группа, вклю-
чающая несколько промышленно развитых стран, наработавших серьезный технологический задел, который должен обеспечить им технологическое лидерство. К их числу, без сомнения, относится Франция. Изучение опыта этой страны представляет несомненный интерес для России, участвующей в гонке за лидерство.
Франция стала одной из первых стран мира, принявшей еще в 2008 г. национальный план развития цифровой экономики [11], направленный на следующее:
— всеобщий доступ к высокоскоростным и недорогим сетям и цифровым услугам;
— создание и предложение контента;
— использование технологий цифровой экономики предприятиями, администрациями и частными лицами;
— модернизация цифрового правительства.
На первом этапе (2008—2012 гг.) запланировано чуть более 150 мероприятий, более 90 % которых успешно реализованы.
Главный разработчик Э. Бессон (Eric Besson) отмечал, что цифровая революция потрясла основы жизненного уклада, отношения с близкими, культуру, сферу отдыха, образование, потребление.
В 2011 г. цифровая экономика Франции характеризовалась следующими показателями [12]:
— 3,7 % рабочих мест;
— вклад в ВВП страны на уровне 5,2 %;
— аккумулирует треть частных инвестиций в исследования и разработки;
— 12 % секторов полностью трансформировались под воздействием цифровой экономики;
— четвертая часть экономического роста обеспечивается цифровой экономикой;
— благодаря ранее принятым мерам в целом по экономике за счет распространения информационных и коммуникационных технологий (Technologies de l'Information et des Communications — TIC) создано 700 тысяч новых рабочих мест (не только в ИКТ, но и в других отраслях).
Показатели, характеризующие развитие информационных и коммуникационных технологий во Франции, представлены в табл. 2 [13].
Таблица 2
Развитие информационных и коммуникационных технологий во Франции
The development of information and communication technologies in France
Год Число предприятий и организаций, работающих в сфере ИКТ Численность занятых в секторе ИКТ, тыс. чел. Добавленная стоимость (без учета налогов) предприятий сферы ИКТ, млн евро
Общее количество В том числе промышленных предприятий
2013 118428 1688 662,4 73934
2014 111493 1614 685,6 75290
2015 108683 1695 685,9 78113
Результаты, представленные в табл. 2, показывают, что добавленная стоимость в 2013-2015 гг. поступательно возрастает. Численность занятых в сфере ИКТ выросла на 23 тыс. чел. в 2014 г. и практически не изменилась в 2015 г. Общее количество организаций в 2013-2015 гг. сократилось, что в сопоставлении с динамикой добавленной стоимости позволяет сделать вывод о повышении эффективности организаций этого сектора.
Как следует из текста национального плана развития цифровой экономики «France numérique 2012-2020. Bilan et perspectives» [14], на первом этапе разработки и внедрения национальной цифровой стратегии понимание цифровой экономики было достаточно узким. В нее включали: телекоммуникации (в первую очередь, развертывание инфраструктуры цифрового телевидения), аудиовизуальный сектор, предоставление услуг через интернет, программное обеспечение, электронику, информационные услуги. Как видим, революционирование промышленности и появление отраслей «на стыке» разных наук не просматривается. Скорее, речь идет о цифровой экономике как массовых технологических инновациях в сфере продажи товаров и услуг. Указанные сектора были выделены на основе регистрируемых темпов роста как наиболее быстрорастущие в мировой экономике в период ближайшего докризисного (по отношению к 2008 г.) развития [11].
Очевидно, что в 2011 г. глубокого понимания революционности грядущих перемен (несмотря на многочисленные заявления) еще не было. Цифровая экономика была призвана решать оперативные задачи вывода экономики Франции из
кризиса за счет оживления внутреннего спроса. В дальнейшем, к 2018—2019 гг. на надстрановом уровне сформировалось более глубокое представление о цифровой экономике, которая включает совокупность новых направлений, таких как искусственный интеллект, блокчейн, большие данные и др. В этом смысле национальный план развития цифровой экономики Франции подготовил соответствующий фундамент в более широком смысле в период после 2020 г., обеспечив глубокое проникновение высокоскоростного интернета по всей территории страны и появления «экосистемы цифровой экономики».
Конечно же, такой мега-проект, как национальный план развития цифровой экономики, требовал инвестиций. Непосредственно на реализацию плана «France numérique 2012—2020» правительство мобилизовало 4,5 млрд евро. Как отмечается в официальных документах, инвестиции в цифровую экономику являются мощным инструментом обеспечения экономического роста и гарантирования занятости населения [14]. Отмечается, что инвестиции в цифровую экономику идентифицируются как наиболее продуктивные, поскольку они не только вносят вклад в экономический рост, но и положительно влияют на конкурентоспособность народного хозяйства в целом.
Расходы на научные исследования в странах Европейского Союза в 2016 г. составляли 2 % ВВП; это меньше, чем в Южной Корее (4,2 % ВВП), Японии (3,3 % ВВП), США (2,8 %), но больше, чем в России (1,1 %) и ЮАР (0,7 %) [15]. Во Франции в этом же году расходы на науку составили 2,25 % ВВП.
На «старте» запуска национальной цифровой стратегии (2007—2008 гг.) угрозу для Франции представлял тот факт, что страна инвестировала в цифровые технологии в два раза меньше средств, чем США, и в три раза меньше средств, чем страны Северной Европы, Япония и Южная Корея [11]. Тревогу французских специалистов вызывает факт отставания в инвестировании и по сравнению с ближайшими соседями Франции. Однако здесь речь идет не о совокупных масштабах вливаний в цифровую экономику на национальном уровне. Анализируются отдельные «узкие участки» национального плана развития цифровой экономики, проводится сравнение, которое показывает отставание Франции по ряду важных направлений, например с Нидерландами [16].
Особое внимание уделяется тому, что, являясь членом Европейского Союза, Франция находится в едином экономическом пространстве, в котором значительно облегчены «трансграничные» инвестиции, что выводит на повестку дня необходимость формирования партнерской программы. Причем, французы не ограничивают это партнерство рамками Европейского Союза, говоря о целесообразности трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства [17].
Экономическое развитие Франции в условиях глобальной рецессии. Для изучения динамики показателей социально-экономического развития нами составлены таблицы на основе информации статистических сборников «Tableaux de l'économie française» (издания за 2010—2018 гг.), «L'économie française. Comptes et dossiers» (издания за 2006—2018 гг.), опубликованных Национальным институтом статистики и экономических исследований Франции в разделе «Insee Références» официального портала [15].
Численность населения страны возрастает стабильными, хотя и замедляющимися темпами, чего нельзя сказать о разнонаправленной динамике ВВП. Для обеспечения роста уровня жизни граждан темп роста ВВП должны превышать темп роста численности населения. Очевидно, что в 2006—2018 гг. правительству Франции эту задачу решить не удалось.
Таблица 3
Сопоставление динамики численности населения Франции и ВВП Франции
A comparison of the population dynamics of France and the GDP of France
Год Динамика численности населения, % Динамика ВВП Франции, в % к предыдущему году Справочно — Динамика ВВП стран ЕС, в % к предыдущему году
2006 0,72 2,2 3,1
2007 0,66 2,4 2,9
2008 0,57 -0,1 0,5
2009 0,54 -3,1 —4,3
2010 0,48 1,7 2,1
2011 0,49 2,0 1,6
2012 0,47 0,0 —0,4
2013 0,49 0,2 0,1
2014 0,86 0,2 1,4
2015 0,44 1,1 2,2
2016 0,41 1,2 1,9
2017 0,39 н.д. н.д.
2018 0,35 н.д. н.д.
Сальдо торгового баланса Франции в 20082016 гг. отрицательное, импорт превышает экспорт примерно на 40-50 млрд евро.
Таблица 4
Численность экономически активного населения Франции и безработных
The number of economically active population of France and unemployed citizens
Год Экономически активное население, млн чел. Число безработных, тыс. чел. Уровень безработицы, %
2008 28,0 2230 7,2
2009 28,3 2565 8,9
2010 28,3 2646 9,1
2011 28,4 2622 8,9
2012 28,6 2820 9,9
2013 28,6 3010 9,8
2014 28,6 3026 9,9
2015 28,7 3047 10,0
2016 29,6 2972 10,1
Таблица 5
Иностранные инвестиции во Франции и инвестиции Франции в зарубежные страны, млрд евро
Foreign investment in France and French investment in foreign countries, billion euros
Год Иностранные инвестиции во Францию Инвестиции Франции в зарубежные страны Накопленные иностранные инвестиции во Францию Накопленные иностранные инвестиции Франции в зарубежные страны
2007 75,9 123,5 645,6 877,4
2008 42,5 110,0 395,3 658,6
2009 42,9 105,9 408,4 726,1
2010 22,8 63,5 422,9 820,2
2011 26,5 50,1 443,8 852,7
2012 12,3 13,1 370,7 903,1
2013 12,7 7,5 491,5 935,1
2014 11,5 32,3 523,0 993,1
2015 35,7 33,8 632,3 1152,1
2016 25,6 51,8 661,8 1194,8
Таблица 6
Расходы на научные исследования во Франции Research expenditure in France
Год Расходы на научные исследования во Франции, млн евро Расходы на научные исследования во Франции, % к ВВП Справочно — Расходы на научные исследования в Европейском Союзе, % к ВВП
2007 38690 2,0 1,9
2008 41053 2,1 1,9
2009 42685 2,30 2,0
2010 43387 2,18 2,0
2011 45027 2,30 2,0
2012 46545 2,23 2,0
2013 47480 2,24 2,0
2014 47919 2,28 1,9
2015 49839 2,27 2,0
2016 н.д. 2,25 2,0
Численность безработных граждан растет быстрее, чем численность экономически активного населения, что дополнительно подтверждает, во-первых, бесперспективность модели роста, сформировавшейся после 3-й промышленной революции, во-вторых, факт старта перехода к 4-й промышленной революции и сокращение числа рабочих мест, им обусловленное.
Для мировой экономики Франция играет роль донора: в 2007—2016 гг. инвестиции Фран-
ции в экономику зарубежных стран, за редким исключением, значительно превосходят иностранные инвестиции во Францию. По нашему мнению, это отражает амбиции Франции как одной из мощнейших экономик мира, способствует расширению ее присутствия на национальных рынках других стран. В перспективе, благодаря развитию цифровой экономики и повышению доли новейшей наукоемкой продукции в экспорте, сальдо торгового баланса может стать более выгодным для Франции.
Таблица 7
Общий объем инвестиций и государственного долга Франции, млрд евро
Total investment and public debt of France, billion euros
Год Общий объем инвестиций Динамика общего объема инвестиций, в % к предыдущему году Государственный долг Франции
2004 316,0 н.д. н.д.
2005 336,6 -6,12 1190
2006 366,4 8,53 1193
2007 406,3 10,89 1252
2008 427,2 5,14 1357
2009 392,1 -8,21 1531
2010 373,3 -4,79 1632
2011 401,2 7,47 1754
2012 401,8 0,15 1868
2013 467,0 16,22 1953
2014 462,5 -0,96 2038
2015 469,2 1,45 2098
2016 489,4 4,3 2147
2017 515,9 5,41 2218
2018 н.д. н.д. 2300
Франция является одним из мировых лидеров по расходам на научные исследования. Правительство страны стремится выделять на развитие науки больше средств, чем в среднем по Европейскому Союзу, что является гарантией сохранения позиций как одной из ведущих технологических держав планеты.
В динамике общего объема инвестиций отчетливо прослеживается влияние мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. и его «второй волны» 2014-2015 гг. Доля инвестиций на развитие науки, как видим, колеблется около величины в 10 % от общего объема инвестиций. Правительство страны стремится во что бы то ни стало сохранить высокий объем инвестирования даже несмотря на угрожающие темпы роста государственного долга страны.
Влияние инвестиций на экономический рост во Франции в условиях перехода к цифровой экономике. Цифровая экономика Франции имеет серьезных «конкурентов» в борьбе за инвестиции. В частности, зарубежные исследователи отмечают, что результативность портфеля инвестиций опре-
деляется наличием вклада в винную отрасль и золото, причем инвестиции в винную индустрию выгодны даже в условиях экономического кризиса и замедления темпов экономического роста [18].
К 2018 г. в структуре инвестиционных расходов Франции особую роль заняли ассигнования в программное обеспечение и создание баз данных, — по этим позициям Франция идет на равных с США. Одновременно с этим расходы на инфраструктуру для информационных, и коммуникационных технологий незначительны, в сравнении с другими странами-лидерами. В целом инвестиции, которые делают предприятия, подвержены резким колебаниям, неустойчивы [19], что повышает значимость бюджетных ресурсов в качестве источника инвестиций.
Переход Франции к постугольной (low-carbon) и климатически нейтральной экономике (climate-neutral economy) требует беспрецедентно нарастить инвестиции и адаптировать финансы к новым социальным условиям [20]. Инвестиции, в том числе внешние прямые иностранные инвестиции, влияют на благосостояние общества, на уровень заработной платы [21]. Для привлечения внешних инвестиций и повышения доверия к национальной экономике (доверие, пожалуй, является ключевым элементом, определяющим инвестирование в современном мире) органам власти необходимо нивелировать действие коррупционного фактора [22]. В этом аспекте успехи правительства Франции не столь очевидны, что подтверждают результаты опроса середины января 2019 г.: 77 % опрошенных французов отметили, что во Франции не принимаются достаточные меры для противодействия коррупции; 67 % полагают, что избрание Эммануэля Макрона ничего не изменило в этой части, несмотря на принятие закона о прозрачности политической жизни; 50 % населения абсолютно не доверяют политическим партиям, заявляющим о противодействии коррупции [23]. Только 18 % французов считают, что правительство эффективно борется со взяточничеством [24].
Благодаря инвестициям предприятий и расходам домашних хозяйств, валовый внутренний продукт Франции вырос на 1,9 % в 2017 г., что стало лучшим результатом за последние 6 лет [25]. Инвестиции предприятий выросли на 4,3 % (в 2016 г. — на 3,4 %), расходы домохозяйств уве-
личились на 5,1 % (в 2016 г. - на 2,4 %). 2017 г. также стал рекордным для Франции по числу новых созданных предприятий и организаций (591 000), начиная с 2010 г.
Позитивная динамика сменилась замедлением темпов экономического роста в первой половине 2018 г. по причине «краха инвестиций»: так объяснило экономическое издание общенациональной газеты «Le Figaro» пересмотр прогнозов по росту ВВП Франции в сторону снижения темпов. Инвестиции предприятий в первые три месяца 2018 г. выросли всего на 0,1 % вместо ожидавшихся 0,5 %, причем, особую тревогу экономистов вызывает факт, что снижаются инвестиции в производство промышленных товаров. Инвестиции домохозяйств также «сдали назад» относительно прогнозов 2017 г.: всего 0,2 % роста вместо запланированных 0,6 %. Ослабление роли домохозяйств в формировании экономического роста объясняется скачками цен на нефть, вследствие которых возможности домохозяйств инвестировать объективно понижаются. Возможный вклад внешней торговли в экономический рост оценивается на нулевом уровне, в связи с тем, что сколько-нибудь серьезной динамики экспорта и импорта не наблюдается [26]. Покупательная способность французских граждан сократилась на 0,6 % в первые три месяца 2018 г. взамен роста на 0,1 % в последние три месяца 2017 г. [27].
Как отмечает влиятельная газета «Le Monde», эйфория декабря 2017 г. сменилась отрезвляющим толчком, «пузырь оптимизма» сдулся («l'explosion de la bulle d'optimisme»), желание предпринимателей инвестировать сменилось апатией. В этих условиях в качестве основной «надежды» на экономический рост остается запланированное увеличение государственных расходов [28].
В экстренном неотложном порядке Франция нуждается в плане «Сделано во Франции / 2025», направленном на переоснащение роботами всех секторов промышленности, чтобы повысить гамму и качество выпускаемой продукции. В 2014-2018 гг. экономический рост 18-ти партнеров Франции по Европейскому Союзу составил порядка 11 %. Французская же экономика в указанный период прибавила только 6,7 % [29].
Трудовые навыки французов ослабевают по сравнению с конкурентами. Французское произ-
водство не способно удовлетворить внутренний спрос. Дело в том, что за 20 лет (с 1997 по 2017 гг.) производство промышленных товаров не изменилось, тогда как продажи этих товаров выросли на 50 % (очевидно, не за счет развития производств во Франции). Таким образом, французские предприятия не производят то, что граждане страны хотели бы потреблять. То есть проблемой номер один французской экономики является проблема предложения, а отнюдь не спроса.
Франция быстро теряет контроль над своими корпорациями (Pechiney, Arcelor, Lafarge, Technip, Alcatel, Alstom и другие), исчезают пенсионные фонды, которые ранее являлись источниками «длинных» денег для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. В итоге собственно французских инвестиций в стране становится все меньше и меньше. Впрочем, вся «зона евро» подвержена негативным факторам в 2017—2018 гг. В их числе: повышение курса евро по отношению к доллару, рост цен на нефть, протекционистская напряженность. Эти и другие явления стали причиной замедления темпов роста экономики всей совокупности стран Европейского Союза [30].
Стоимость производства во Франции более высока, нежели, например, в Италии и Испании, при этом страны производят сходную гамму товаров. Исключением являются авиапромышленность и производство товаров класса люкс, по которым страна сильно превосходит соседние страны. Французская индустрия менее роботизирована, чем в других развитых странах. Так, по состоянию на декабрь 2017 г. на 10 тысяч работников промышленности во Франции имелось 126 роботов против 160 роботов в Италии и Испании, 270 — в Германии и Японии, 550 — в Южной Корее. Инвестиции в информационно-коммуникационные технологии во Франции в два раза отстают от средних по Европейскому Союзу и в три раза от США [29].
Все это объясняет резкое сокращение количества новых созданных рабочих мест: в 2018 г. по предварительным оценкам появилось 183 тысячи новых рабочих мест, тогда как в 2017 г. — 340 тыс. В результате безработица, несколько снизившись в 2017 г., практически не изменилась в 2018 г. [30].
Темпы инвестирования и экономического роста подрываются во Франции также вслед-
ствие непрерывных забастовок [31], проходящих по всей территории страны. Особо отметим масштабные беспорядки во Франции, вспыхнувшие в ноябре 2018 г. (движение «желтых жилетов» / le mouvement des Gilets jaunes). Они в том числе являются причиной «вялой», по выражению французских специалистов, динамики французской экономики согласно прогнозам на 2019 г. Оценить влияние массовых протестов на экономику страны — трудноразрешимая задача ввиду отсутствия методики проведения такой оценки (сопоставимые по масштабу протесты последний раз имели место в мае 1968 года). Специалисты по измерению экономических явлений находятся в поиске информации, которая позволила бы дать подобную оценку [32].
Очевидно, лишь по итогам 2019 г. можно будет косвенно оценить влияние небывалого за послед -ние 50 лет массового протеста французов на динамику ВВП, внутренних и внешних инвестиций. По самым примерным оценкам Национального института статистики и экономических исследований (L'Institut national de la statistique et des études économique) из-за движения «желтых жилетов» Франция потеряла от 0,1 до 0,2 проц. п. экономического роста в 4-м триместре 2018 г. [33] через сектора, наиболее сильно пострадавшие от действий протестующих (торговые учреждения и организации, рестораны, организации отдыха и досуга, туристические компании и некоторые другие) [32]. В целом негативное влияние феномена «желтых жилетов» почувствовали на себе практически все сектора французской экономики [34, 35].
Выводы. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют сделать следующие выводы:
1. Понимание категории «цифровая экономика» находится в стадии формирования, необходимо отметить определенную узость трактовки в профильных программах Франции, особенно на фоне определения, данного отечественными учеными (А.В. Бабкин, Д.Д. Буркальцева, Д.Г. Костень, Ю.Н. Воробьев) [10, с. 12]. Полагаем, что в дальнейшем, по мере развития цифровой экономики, ее трактовка во Франции будет трансформироваться.
2. Благодаря развертыванию элементов цифровой экономики, в предшествующие годы во
Франции было создано 700 тысяч новых рабочих мест. Однако более важным является то, сколько рабочих мест было ликвидировано из-за развертывания информационных и коммуникационных технологий. Резкое сокращение появления новых рабочих мест в 2018 г. может указывать на успехи в развертывании цифровой экономики. Собственно, именно это и должно произойти в условиях замещения человека роботами на промышленных предприятиях и не только. В этом ключе опыт Франции как одной из передовых стран представляет самый непосредственный интерес для дальнейшего изучения.
3. Выявлена проблема слабых темпов роста французской экономики, отставание в приросте ВВП от других стран Европейского Союза. Одновременно с этим население страны стабильно увеличивается, темпы роста численности населения обгоняют темпы роста экономики, в результате чего уровень жизни снижается. Проблема близких к нулевым темпам роста ВВП приобрела затяжной характер и может быть решена только за счет революционирования промышленности и создания полноценной цифровой экономики, повышения эффективности труда уже на десятки процентов.
4. Фактором, угрожающим Франции, является быстрый рост государственного долга, который к началу 2018 г. достиг психологической отметки в 100 % ВВП страны. Безопасный порог в 60 % от ВВП (согласно Маастрихтскому договору) был пройден в 2002 г. [36]. Сам по себе стремительный рост государственного долга значительно повышает вероятность негативного сценария. Но он происходит на фоне другого революционного излома - строительства индустрии 4.0, полноценной цифровой экономики. Граница смены технологических укладов характеризуется ростом социальной напряжённости: старые отрасли отмирают, граждане теряют работу, а новые еще не сформировались, у представителей бизнеса и органов власти еще нет четкого понимания, что создавать и куда двигаться. Подтверждением сказанного является вспыхнувшее в ноябре 2018 г. движение «желтых жилетов» [37]. Значительные инвестиции Франции в экономику зарубежных стран при необходимости громадных вложений внутри страны на фоне роста
государственного долга подтверждают мнение некоторых французских экономистов об утрате контроля над крупнейшими национальными (в недалеком прошлом) компаниями страны.
5. Несмотря на частично разнонаправленную динамику, общий объем ежегодных инвестиций в экономику Франции растет быстрыми темпами. По инвестициям в инновации Франция является второй страной Европейского Союза (после Германии) и входит в группу мировых лидеров. Очевидно, что невзирая на рост социального напряжения, правительство страны намерено ускоренными темпами развивать цифровую экономику, понимая, что без этого страна скатится в разряд второразрядных средне-технологичных государств. Учитывая невысокие темпы роста ВВП, можно констатировать, что пока полноценного перехода к Индустрии 4.0 во Франции не произошло, эффект инвестиций еще не проявил себя в полной мере. Поэтому нынешний этап можно определить как переходный к полноценной цифровой экономике.
6. В ходе исследования выявлены факты, указывающие на наличие успехов в реализации мероприятий по переходу к цифровой экономике. Организация объединенных наций в 2016 г. признала проект электронного правительства Франции лучшим из европейских и четверым в мире. Три из пяти французских предприятий перешли к использованию больших данных, для чего во Франции было подготовлено большое количество инженеров со специализацией по математике и статистике [38]. Более того, успехи в построении «цифрового правительства» вызвали бурную дискуссию во французском обществе о том, что декларируемый полный переход к цифровым органам власти будет нарушать права французских граждан, из которых в январе 2019 г. 500 тысяч вообще не имели доступа к интернету, для 13 млн граждан доступ в интернет затруднен. Низкий уровень образования многих французов не позволяет им на уровне пользователей разобраться в особенностях технологий электронного правительства [39].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Кутепов О.Е., Казакова С.П. Инвестиционная деятельность и инновации в странах Западной Европы: Германия, Швеция, Финляндия, Франция // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 6. С. 152-160.
[2] Четверикова А.С. Инвестиционное сотрудничество России и Франции: влияние санкций // Проблемы прогнозирования. 2017. № 2. С. 131-140.
[3] Щетинин М.П. Сотрудничество Алтайского края и региона Франш-Конте // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 7-10.
[4] Васильев А.П. Административно-территориальное деление Франции: историческое развитие и современное состояние // География в школе. 2017. № 5. С. 17-24.
[5] Замараев Б., Маршова Т. Инвестиционные процессы и структурная перестройка российской экономики // Вопросы экономики. 2017. № 12. С. 40-62.
[6] Кондратьева Н. Инвестиционная политика России: смена проблем и приоритетов // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 1. С. 123-127.
[7] Сапир Ж. Французская экономика в 2014 г.: кризис конъюнктурный и кризис структурный // Проблемы прогнозирования. 2015. № 2. С. 93-107.
[8] Базанова Е., Холявко А., Стеркин Ф. Правительству придется работать над своими же ошибками. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/05 /21/770079-pravitelstvu-nad-oshibkami (дата обращения: 20.01.2019).
[9] Орешкин М. Государственная система управления будет ориентирована на инвестиционный процесс. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure /depinvest/201811127 (дата обращения: 20.01.2019).
[10] Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 3. С. 9-25. DOI: 10.18721/JE.10301
[11] Plan de développement de l'économie numérique. Octobre 2008. URL: https://www.ladocumentation francaise.fr/var/storage/rapports-publics/084000664.pdf (дата обращения: 21.01.2019).
[12] De France numérique 2012 à France numérique 2020. URL: http://archives.gouvernement.fr/fillon_versi on2/gouvernement/de-france-numerique—2012-a-france-numerique-2020.html (дата обращения: 21.01.2019).
[13] Chiffres clés du Numérique. URL: https://www. entreprises.gouv.fr/etudes-et-statistiques/numerique-chiffres-cles (дата обращения: 02.02.2019).
[14] Plan France numérique 2012—2020: bilan et perspectives. Novembre 2011. URL: https://www.entrep ris-es.g ouv. fr/secteurs -professionnels/plan-france-numerique— 2012—2020-bilan-et-perspectives-novembre—2011 (дата обращения: 21.01.2019).
[15] Statistiques. URL: https://insee.fr/fr/statistiqu es?debut=0 (дата обращения: 02.02.2019).
[16] Pour un développement optimal du numérique au service de l'Économie. URL: https://www.innover-en-france.com/file/191958/ (дата обращения: 21.01.2019).
[17] Partenariat Transatlantique de commerce et d'investissement: faire du volet numérique un atout pour la négociation. URL: https://www.ladocumentationfrancaise. fr/rapports-publics/144000300-partenariat-transatlantique-de-commerce-et-d-investissement-faire-du-volet-numerique (дата обращения: 21.01.2019).
[18] Aytaç B., Hoang Th.-H.-V., Mandou C. Wine: To drink or invest in? A study of wine as an investment asset in French portfolios // Research in International Business and Finance. 2016. No. 36. P. 591—614.
[19] Guillou S. Le paradoxe de l'investissement des entreprises françaises. URL: https://www.strategie.gouv.fr /sites/strategie.gouv.fr/files/atoms/files/presentation_sarah _guillou_-_ofce_-_linvestissement_des_entreprises_en_fran ce.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
[20] Hainaut H., Cochran I. The Landscape of domestic climate investment and finance flows: Methodological lessons from five 2019s of application in France // International Economics. 2018. No. 155. P. 69—83.
[21] Laffineur C., Gazaniol A. Foreign direct investment and wage dispersion: Evidence from French employer-employee data // International Economics. Available online January 7, 2019. URL: https://www.sciencedir ect.com/science/article/abs/pii/S2110701718300507 (дата обращения: 24.01.2019).
[22] Cieslik A., Goczek L. Control of corruption, international investment, and economic growth — Evidence from panel data // World Development. 2018. No. 103. P. 323—335.
[23] Les français et la corruption des élus. URL: https://www.ifop.com/publication/les-francais-et-la-corru ption-des-elus-2/ (дата обращения: 24.01.2019).
[24] Pour les Français, la lutte contre la corruption des élus est «inefficace». URL: https://www.nicemati n.com/politique/pour-les-francais-la-lutte-contre-la-corru ption-des-elus-est-inefficace-291626 (дата обращения: 24.01.2019).
[25] La croissance en France au plus haut depuis six ans. URL: http://www.leparisien.fr/economie/la-croissance-en-france-au-plus-haut-depuis-six-ans-30-01—2018-7530492.php (дата обращения: 26.01.2019).
[26] La croissance française revue à la baisse en ce début d'année. URL: http://www.lefigaro.fr/conjoncture/2 018/05/30/20002—20180530ARTFIG00110-la-croissance-
revue-a-la-baisse-en-ce-debut-d-annee.php (дата обращения: 26.01.2019).
[27] La croissance économique de la France en forte baisse au premier trimester. URL: https://www.cbanqu e.com/actu/68643/la-croissance-economique-de-la-france -en-forte-baisse-au-premier-trimestre (дата обращения: 26.01.2019).
[28] Barthet E. La croissance économique a fortement ralenti au premier trimestre en France. URL: https://www. lemonde.fr/economie-francaise/article/2018/04/27/la-cro issance-francaise-a-ralenti-a-0-3-au-premier-trimestre_52 91353_1656968.html (дата обращения: 26.01.2019).
[29] Saint-Etienne Ch. «Pourquoi la croissance française est-elle si faible?». URL: https://www.lemonde.fr/ide es/article/2017/12/12/pourquoi-la-croissance-francaise-est-elle-si-faible_5228523_3232.html (дата обращения: 26.01.2019).
[30] Barthet E. Coup de frein sur la croissance française en 2018. URL: https://www.lemonde.fr/econo mie/article/2018/06/19/coup-de-frein-sur-la-croissance-fr ancaise_5317762_3234.html (дата обращения: 26.01.2019).
[31] Encelot M. La croissance économique de la France en ce début d'année est «médiocre», «rabougrie», selon les économistes. URL: https://investir.lesechos .fr/marches/actualites/la-croissance-economique-de-la-frn ce-en-ce-debut-d-annee-est-mediocre-rabougrie-selon-les-economistes-1760515.php# (дата обращения: 26.01.2019).
[32] Normand G. Croissance: l'économie française s'essouffle. URL: https://www.latribune.fr/economie/fra nce/croissance-l-economie-francaise-s-essouffle-801506.h tml (дата обращения: 26.01.2019).
[33] «Gilets jaunes»: la France perdra de0,1 à 0,2 point de croissance au quatrième trimestre. URL: http://www.lefigaro.fr/conjoncture/2018/12/10/20002-2018 1210ARTFIG00065-gilets-jaunes-la-france-perdra-de-01-a-02-point-de-croissance-en-2018.php (дата обращения: 26.01.2019).
[34] Normand G. «Gilets jaunes»: les craintes sur la croissance se multiplient. URL: https://www.latribu ne.fr/economie/france/gilets-jaunes-les-craintes-sur-la-cro issance-se-multiplient-800502.html (дата обращения: 26.01.2019).
[35] Conjoncture à fin décembre 2018: Industrie, services marchands et bâtiment. URL: https://www.banque-france.fr/sites/default/files/medias/documents/conjonctur e-industrie-services-batiment-decembre-2018.pdf (дата обращения: 26.01.2019).
[36] Lacoude Ph. Dette publique: la France s'approche de la barre symbolique de 100 % du PIB. URL: https://www.contrepoints.org/2018/03/26/312662-dette-publique-la-france-sapproche-de-la-barre-symbolique-de-100-du-pib (дата обращения: 01.02.2019).
[37] «Gilets jaunes»: près de 283.000 manifestants, une femme tuée en Savoie, des manifestants aux abords de
l'Élysée. URL: http://www.lefigaro.fr/actualite-france/201 8/11/17/01016—20181117LIVWWW00013-gilets-jaunes-la-journee-du-17-novembre-en-direct.php (дата обращения: 01.02.2019).
[38] Huit chiffres étonnants sur le numérique en France!. URL https://www.bpifrance.fr/A-la-une/Actuali
[1] O.Ye. Kutepov, S.P. Kazakova, Investitsionnaya deyatelnost i innovatsii v stranakh Zapadnoy Yevropy: Germaniya, Shvetsiya, Finlyandiya, Frantsiya [Investment activities and innovations in Western Europe: Germany, Sweden, Finland, France], Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskiy zhurnal, 6 (2015) 152—160.
[2] A.S. Chetverikova, Investitsionnoye sotrudnichestvo Rossii i Frantsii: vliyaniye sanktsiy [Investment cooperation between Russia and France: the impact of sanctions], Problemy prognozirovaniya, 2 (2017) 131—140.
[3] M.P. Shchetinin, Sotrudnichestvo Altayskogo kraya i regiona Fransh-Konte [Cooperation of the Altai Territory and the region of Franche-Comte], Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2 (2018) 7-10.
[4] A.P. Vasilyev, Administrativno-territorialnoye deleniye Frantsii: istoricheskoye razvitiye i sovremennoye sostoyaniye [Administrative and territorial division of France: historical development and current state], Geografiya v shkole, 5 (2017) 17-24.
[5] B. Zamarayev, T. Marshova, Investitsionnyye protsessy i strukturnaya perestroyka rossiyskoy ekonomiki [Investment processes and restructuring of the Russian economy], Voprosy ekonomiki, 12 (2017) 40-62.
[6] N. Kondratyeva, Investitsionnaya politika Rossii: smena problem i prioritetov [Russia's investment policy: changing problems and priorities], Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya, 1 (2018) 123-127.
[7] Zh. Sapir, Frantsuzskaya ekonomika v 2014 g.: krizis konyunkturnyy i krizis strukturnyy [French economy in 2014: a market crisis and a structural crisis], Problemy prognozirovaniya, 2 (2015) 93-107.
[8] Ye. Bazanova, A. Kholyavko, F. Sterkin, Pravitelstvu pridetsya rabotat nad svoimi zhe oshibkami [The government will have to work on their own mistakes.]. URL: https:// www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/05/21/770079-pra vitelstvu-nad-oshibkami (accessed January 20, 2019).
[9] M. Oreshkin, Gosudarstvennaya sistema upravleniya budet oriyentirovana na investitsionnyy protsess [The state management system will be focused on the investment process]. URL: http://economy.gov.ru/rn
tes/8-chiffres-etonnants-sur-le-numerique-en-France-!-9102 (дата обращения: 01.02.2019).
[39] Les chiffres qui montrent la fracture numérique en France. URL: https://www.ledauphine.com/france-monde/2019/01/17/les-chiffres-qui-montrent-la-fracture-numerique-en-france (дата обращения: 01.02.2019).
Статья поступила в редакцию: 10.02.2019
inec/about/structure/depinvest/201811127 (accessed January 20, 2019).
[10] A.V. Babkin, D.D. Burkaltseva, D.G. Vorobey, Yu.N. Kosten, Formation of digital economy in Russia: essence, features, technical normalization, development problems, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 3 (10) (2017) 9-25. DOI: 10.18721/JE.10301
[11] Plan de développement de l'économie numérique. Octobre 2008. URL: https://www.ladocumen tationfrancaise.fr/var/storage/rapports-publics/084000664.pdf (accessed January 21, 2019).
[12] De France numérique 2012 à France numérique 2020. URL: http://archives.gouvernement.fr/fillon_versio n2/gouvernement/de-france-numerique-2012-a-france-n umerique-2020.html (accessed January 21, 2019).
[13] Chiffres clés du Numérique. URL: https://www. entreprises.gouv.fr/etudes-et-statistiques/numerique-chiffres-cles (accessed February 02, 2019).
[14] Plan France numérique 2012-2020: bilan et perspectives. Novembre 2011. URL: https://www.ent reprises.gouv.fr/secteurs-professionnels/plan-france-nume rique-2012-2020-bilan-et-perspectives-novembre-2011 (accessed January 21, 2019).
[15] Statistiques. URL: https://insee.fr/fr/statistique s?debut=0 (accessed February 02, 2019).
[16] Pour un développement optimal du numérique au service de l'Économie. URL: https://www.innover-en-france.com/file/191958/ (accessed January 21, 2019).
[17] Partenariat Transatlantique de commerce et d'investissement: faire du volet numérique un atout pour la négociation. URL: https://www.ladocumentationfrancai se.fr/rapports-publics/144000300-partenariat-transatlantiq ue-de-commerce-et-d-investissement-faire-du-volet-num erique (accessed January 21, 2019).
[18] B. Aytaç, Th.-H.-V. Hoang, C. Mandou, Wine: To drink or invest in? A study of wine as an investment asset in French portfolios, Research in International Business and Finance, 36 (2016) 591-614.
[19] S. Guillou, Le paradoxe de l'investissement des entreprises françaises. URL: https://www.strategie.gouv. fr/sites/strategie.gouv.fr/files/atoms/files/presentation_sar
ЮМАЕВ Егор Александрович. E-mail: egorumaev@rambler.ru СПИРИДОНОВА Татьяна Викторовна. E-mail: tv.spir57@mail.ru
REFERENCES
ah_guillou_-_ofce_-_linvestissement_des_entreprises_en_ france.pdf (accessed February 01, 2019).
[20] H. Hainaut, I. Cochran, The Landscape of domestic climate investment and finance flows: Methodological lessons from five years of application in France, International Economics, 155 (2018) 69—83.
[21] C. Laffineur, A. Gazaniol, Foreign direct investment and wage dispersion: Evidence from French employer-employee data, International Economics. Available online January 7, 2019. URL: https://www.sci encedirect. com/science/article/abs/pii/S211070171830050 7 (accessed January 24, 2019).
[22] A. Cieslik, L. Goczek, Control of corruption, international investment, and economic growth — Evidence from panel data, World Development, 103 (2018) 323—335.
[23] Les français et la corruption des élus. URL: https://www.ifop.com/publication/les-francais-et-la-corruption-des-elus-2/ (accessed January 24, 2019).
[24] Pour les Français, la lutte contre la corruption des élus est «inefficace». URL: https://www.nicemat in.com/politique/pour-les-francais-la-lutte-contre-la-corr uption-des-elus-est-inefficace-291626 (accessed January 24, 2019).
[25] La croissance en France au plus haut depuis six ans. URL: http://www.leparisien.fr/economie/la-croissa nce-en-france-au-plus-haut-depuis-six-ans-30-01-2018-7 530492.php (accessed January 26, 2019).
[26] La croissance française revue à la baisse en ce début d'année. URL: http://www.lefigaro.fr/conjoncture/20 18/05/30/20002—20180530ARTFIG00110-la-croissance-re vue-a-la-baisse-en-ce-debut-d-annee.php (accessed January 26, 2019).
[27] La croissance économique de la France en forte baisse au premier trimester. URL: https://www.cbanq ue.com/actu/68643/la-croissance-economique-de-la-franc e-en-forte-baisse-au-premier-trimestre (accessed January 26, 2019).
[28] E. Barthet, La croissance économique a fortement ralenti au premier trimestre en France. URL: https://www.lemonde.fr/economie-francaise/article/2018/ 04/27/la-croissance-francaise-a-ralenti-a-0-3-au-premier-trimestre_5291353_1656968.html (accessed January 26, 2019).
[29] Ch. Saint-Etienne, «Pourquoi la croissance française est-elle si faible?». URL: https://www.lemond e.fr/idees/article/2017/12/12/pourquoi-la-croissance-franc aise-est-elle-si-faible_5228523_3232.html (accessed January 26, 2019).
YUMAEV Egor A. E-mail: egorumaev@rambler.ru
SPIRIDONOVA Tatiana V. E-mail: tv.spir57@mail.ru
[30] E. Barthet, Coup de frein sur la croissance française en 2018. URL: https://www.lemonde.fr/econ omie/article/2018/06/19/coup-de-frein-sur-la-croissance-francaise_5317762_3234.html (accessed January 26, 2019).
[31] M. Encelot, La croissance économique de la France en ce début d'année est «médiocre», «rabougrie», selon les économistes. URL: https://investir.lesechos.fr /marches/actualites/la-croissance-economique-de-la-fran ce-en-ce-debut-d-annee-est-mediocre-rabougrie-selon-les-ec onomistes-1760515.php# (accessed January 26, 2019).
[32] G. Normand, Croissance: l'économie française s'essouffle. URL: https://www.latribune.fr/economie/fran ce/croissance-l-economie-francaise-s-essouffle-801506.html (accessed January 26, 2019).
[33] «Gilets jaunes»: la France perdra de0,1 à 0,2 point de croissance au quatrième trimestre. URL: http:// www.lefigaro.fr/conjoncture/2018/12/10/20002-20181210 ARTFIG00065-gilets-jaunes-la-france-perdra-de-01-a-02-po int-de-croissance-en-2018.php (accessed January 26, 2019).
[34] G. Normand, «Gilets jaunes»: les craintes sur la croissance se multiplient. URL: https://www.latribune. fr/economie/france/gilets-jaunes-les-craintes-sur-la-croissa nce-se-multiplient-800502.html (accessed January 26, 2019).
[35] Conjoncture à fin décembre 2018: Industrie, services marchands et bâtiment. URL: https://www.banque-france.fr/sites/default/files/medias/documents/conjoncture-industrie-services-batiment-decembre-2018.pdf (accessed January 26, 2019).
[36] Ph. Lacoude, Dette publique: la France s'approche de la barre symbolique de 100 % du PIB. URL: https://www.contrepoints.org/2018/03/26/312662-dette-p ublique-la-france-sapproche-de-la-barre-symbolique-de-100-du-pib (accessed February 01, 2019).
[37] «Gilets jaunes»: près de 283.000 manifestants, une femme tuée en Savoie, des manifestants aux abords de l'Élysée. URL: http://www.lefigaro.fr/actualite-france/20 18/11/17/01016-20181117LIVWWW00013-gilets-jaunes-l a-journee-du-17-novembre-en-direct.php (accessed February 01, 2019).
[38] Huit chiffres étonnants sur le numérique en France!. URL https://www.bpifrance.fr/A-la-une/Actual ites/8-chiffres-etonnants-sur-le-numerique-en-France-!-9102 (accessed February 01, 2019).
[39] Les chiffres qui montrent la fracture numérique en France. URL: https://www.ledauphine.com/france-monde/2019/01/17/les-chiffres-qui-montrent-la-fracture-numerique-en-france (accessed February 01, 2019).
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019