Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА АВИАБИЛЕТЫ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА АВИАБИЛЕТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование цен на авиабилеты / тариф / авиаперевозчик / airfares pricing / tariff / airlines

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.Е. Колпакова, Н.В. Федорова

Статья посвящена ценообразованию в сфере услуг авиаперевозчиков. В работе рассмотрены основы порядка формирования цены на авиабилеты в зависимости от спроса на направление и тарифы, выставленные авиакомпаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIRFARES PRICE FORMATION

The article provides information about airfares pricing. The publication reveals basics of airfares price formation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА АВИАБИЛЕТЫ»

УДК 338.47

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА АВИАБИЛЕТЫ

Е.Е. Колпакова Научный руководитель - Н.В. Федорова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: catheriiine.kolpakova@gmail. com

Статья посвящена ценообразованию в сфере услуг авиаперевозчиков. В работе рассмотрены основы порядка формирования цены на авиабилеты в зависимости от спроса на направление и тарифы, выставленные авиакомпаниями.

Ключевые слова: формирование цен на авиабилеты, тариф, авиаперевозчик.

AIRFARES PRICE FORMATION

E.E. Kolpakova Scientific Supervisor - N.V. Fedorova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: catheriiine.kolpakova@gmail.com

The article provides information about airfares pricing. The publication reveals basics of airfares price formation.

Keywords: airfares pricing, tariff, airlines.

Огромное количество людей пользуется услугами авиаперевозчиков, предлагающих обслуживание самого различного уровня. Казалось бы, цена авиабилета может зависеть исключительно от выбранного класса и расстояния от места убытия до места назначения. Однако, не все так просто. На формирование стоимости влияет множество факторов, на первый взгляд не очевидных, не понятных. Компании отличаются друг от друга методами ценообразования и прейскурантом, что непременно вызывает спрос на каждое предложение. Пассажиропоток стремительно увеличивается благодаря гибким ценам и большому количеству выгодных предложений. Возможность выбирать между авиа, авто или ж/д перевозчиками становится все более доступной для разных слоев населения. В связи с эпидемией коронавируса в 2020 году ситуация, связанная с перемещением внутри страны, а также между государствами, усложнилась, но по направлениям, которых ограничения не так сильно коснулись, продолжают выполняться рейсы как прежде. Рассмотрим основные моменты, влияющие на формирование цен на авиабилеты.

Безусловно, самым известным и понятным остается сезонный фактор. Летом билеты будут стоить значительно дороже, нежели осенью. То же самое касается зимы и осени, в первом случае, особенно в разгар новогодних отпусков и каникул - спрос возрастет, соответственно и цена. Цена тарифных классов в каждой тарифной группе заранее определяется на конкретный сезон. Пассажиры выбирают тарифную группу, а система динамического ценообразования обозначает доступный тарифный класс для продажи и, соответственно, цену[1]. В течение этих периодов стоимость тоже имеет свойство

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

изменяться. Так, в выходные в дневное время, которое считается наиболее комфортным для перелетов, цена возрастет, и будет выше, чем у билетов на раннее утро или поздний вечер в один из дней с понедельника по пятницу. Российский лоукостер «Победа» осуществляет рейсы в менее удобное время, но и билеты у них остаются доступными для многих. Однако и здесь не все так стабильно, и цена одного и того же посадочного места может возрасти от трех тысяч рублей до семи тысяч рублей буквально за день[2]. Такой скачок обусловлен тем, что в ценовой политики авиакомпаний применяется динамический метод ценообразования. Данная система преследует ряд целей. Во-первых, увеличение доступности приобретения билетов для большинства, что становится возможным благодаря финансированию покупки дешевых билетов за счет продажи дорогих. При этом каждый пассажир может приобрести недорогой авиабилет. Во-вторых, обеспечение возможности купить билет в последний момент. Для этого авиакомпания должна обеспечивать постоянное наличие доступных для покупки билетов. Необходимость вызвана тем, что у людей возникают срочные и неотложные дела, требующие незамедлительного вылета. И у них всегда есть гарантия того, что билеты останутся в наличии. Да, будет завышена цена, но без этого их бы моментально скупили. Доступность тарифных классов может изменяться под влиянием целого ряда факторов, не всегда заметных на первый взгляд. Процент свободных кресел на борту или популярность направления также образуют стоимость[1].

Существуют внутренние направления с относительно небольшим расстоянием между пунктом отправления и назначения. Например, прямой, без пересадок, рейс «Красноярск -Томск» выполняет авиакомпания «КрасАвиа». Средняя цена места при минимальном тарифе за одного пассажира составит в среднем пять-шесть тысяч рублей в одну сторону, в зависимости от даты. Время полета составляет 1ч 15мин[3]. Казалось бы, цена сильно завышена для такого перелета. Одновременно средняя стоимость билета до Москвы будет с таким же тарифом (класс, дополнительные услуги, багаж) примерно одинаковой, даже ниже, и составит от трех до восьми тысяч рублей[2]. Вернемся к рейсу до Томска. Разумеется, при возможности выбора транспорта, люди предпочтут добраться на автобусе или поезде, сэкономив, хотя потратив больше времени. Время поездки «Красноярск-Томск» на автобусе составит 12 часов, цена билета - тысяча четыреста шестьдесят три рубля[4]. Но ведь, раз авиаперевозчик предлагает свои услуги, выходит, спрос все-таки есть, хоть и небольшой. В данном случае формирование цены зависит скорее от спроса и популярности маршрута, нежели от выбранного пассажиром тарифа. Направление «Красноярск - Москва» имеет пассажиропоток значительно больше, чем «Красноярск - Томск». Этим и объясняется разница в цене.

При покупке авиабилетов от количества дней до вылета цена тоже зависит. Чем раньше совершается приобретение, тем дешевле обойдется перелет. Возможность возврата, количество дней пребывания в месте назначения (чем дольше, тем меньше стоимость билетов), дополнительные услуги (выбор места) воздействуют на стоиомсть. Покупка билетов сразу в обе стороны обходится выгоднее, нежели только в одну. Зачастую денежные средства взимаются и за возможность смены личных данных пассажира, изменившихся после бронирования. Например, в день приобретения билетов серия и номер паспорта были одними, а в период до, непосредственно, вылета, человек поменял паспорт (допустим, достиг определенного возраста, и возникла такая необходимость). Следовательно, информация о нем стала другой. Авиаперевозчик «Победа» за такую услугу взимает четыреста девяносто девять рублей, а замену необходимо произвести не позднее четырех часов до регистрации[2].

Вернемся к динамическому ценообразованию[1]. У этой системы помимо преимуществ, имеются недостатки. И самым основным является непредсказуемость, что сказывается на покупательской способности. Иногда цены изменяются настолько внезапно, что отследить

причины, подстроиться и сделать прогноз очень трудно, поэтому приходится заниматься мониторингом цен сильно заблаговременно до поездки.

Большинство российских авиакомпаний начали вести открытую политику ценообразования. Каждый человек, у которого возникает вопрос к перевозчику о повышении цен, прекращении выполнения рейсов по определенному направлению, сможет найти на него ответ в конкретных разделах официальных сайтов. А также обратиться в службу поддержки, связавшись с оператором по телефону или с помощью электронной почты, предварительно оставив заявку на сайте с указанием самого вопроса и персональных данных для обратной связи[2].

Библиографические ссылки

1. Динамическое ценообразование [Электронный ресурс]. URL: Официальный сайт авиакомпании«Аэрофлот» https://www.aeroflot.ru/ (дата обращения 24.04.2021)

2. Авиакомпания «Победа» [Электронный ресурс]. URL: Официальный сайт авиакомпании «Победа» https://www.pobeda.aero/ (дата обращения: 24.04.2021)

3. Авиакомпания «КрасАвиа» [Электронный ресурс]. URL: Официальный сайт авиакомпании «КрасАвиа» https://www.ak-krasavia.ru/ (дата обращения: 25.04.2021)

4. Расписание автобуса Красноярск-Томск [Электронный ресурс]. URL: Официальный сайт «Автовокзал Красноярск» https://krasavtovokzal.ru/ (дата обращения: 25.04.2021)

© Колпакова Е Е. 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.