Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВА И НОВЫХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВА И НОВЫХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
332
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ИКТ-СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (МЕХАНИЗМЫ) / ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полякова Татьяна Анатольевна, Шинкарецкая Галина Георгиевна

В статье рассматриваются актуальные и многогранные проблемы, связанные с развитием системы международной информационной безопасности и показаны усилия России в продвижении идей, направленных на обеспечение открытой, безопасной, стабильной, доступной и мирной информационно-коммуникационной среды, на основе невмешательства во внутренние дела других государств в информационной сфере. Акцентируется внимание на значении роли правил и принципов ответственного поведения государств в обеспечении информационной безопасности, как на международном, так и национальном уровне. Рассматривается влияние принятых и формирующихся на национальную политику России, включая российские инициативы в этой области и продвижение их на различных международных площадках, включая ООН. Обращается внимание на основные международно-правовые аспекты и сложности этих процессов в условиях трансформации международного права и новых мировых вызовов и угроз информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полякова Татьяна Анатольевна, Шинкарецкая Галина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING A SYSTEM OF INTERNATIONAL INFORMATION SECURITY IN THE FACE OF THE TRANSFORMATION OF THE LAW AND NEW CHALLENGES AND THREATS

The article discusses the formation of the international information security system and Russia's efforts to promote ideas designed to ensure an open, secure, stable, accessible and peaceful information and communication environment, and non-interference in the internal Affairs of other States in the information sphere, and the role of rules and principles of responsible behavior of States in ensuring information security. Taking into account the versatility of this topic, the author focuses on the role of Russia in these initiatives, the importance of Russian state policy in this area, and the promotion of positions on various international platforms aimed at forming an international agenda related to the legal provision of information security at the UN site. Attention is drawn to the main international legal problems and difficulties in the context of the transformation of international law.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВА И НОВЫХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ»

DOI 10.47643/1815-1337 2020 10 138

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВА И НОВЫХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ

ПОЛЯКОВА Татьяна Анатольевна,

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, главный научный сотрудник, и.о. заведующего сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: prigos@mail.ru;

ШИНКАРЕЦКАЯ Галина Георгиевна,

доктор юридических наук, главный научный сотрудник сектора международного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: prigos@mail.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-29-16012

Краткая аннотация: В статье рассматриваются актуальные и многогранные проблемы, связанные с развитием сис-

темы международной информационной безопасности и показаны усилия России в продвижении идей, направленных на обеспечение открытой, безопасной, стабильной, доступной и мирной информационно-коммуникационной среды, на основе невмешательства во внутренние дела других государств в информационной сфере. Акцентируется внимание на значении роли правил и принципов ответственного поведения государств в обеспечении информационной безопасности, как на международном, так и национальном уровне. Рассматривается влияние принятых и формирующихся на национальную политику России, включая российские инициативы в этой области и продвижение их на различных международных площадках, включая ООН. Обращается внимание на основные международно-правовые аспекты и сложности этих процессов в условиях трансформации международного права и новых мировых вызовов и угроз информационной безопасности.

Abstract: The article discusses the formation of the international information security system and Russia's efforts to promote ideas

designed to ensure an open, secure, stable, accessible and peaceful information and communication environment, and non-interference in the internal Affairs of other States in the information sphere, and the role of rules and principles of responsible behavior of States in ensuring information security. Taking into account the versatility of this topic, the author focuses on the role of Russia in these initiatives, the importance of Russian state policy in this area, and the promotion of positions on various international platforms aimed at forming an international agenda related to the legal provision of information security at the UN site. Attention is drawn to the main international legal problems and difficulties in the context of the transformation of international law.

Ключевые слова: международная информационная безопасность, правовое обеспечение, международное право, общепри-

знанные принципы, правила поведения ИКТ-среда, информационное право, трансформация, правовые инструменты (механизмы), вызовы и угрозы.

Keywords: international information security, legal support, international law, generally recognized principles, rules of conduct of the ICT environment, information law, legal instruments (mechanisms).

В условиях цифровой трансформации, происходящей сегодня, почти во всех государствах, развития глобального информационного общества, а с другой стороны кризиса глобализации и международного права, связанного с также с охватившей весь мир пандемией Соу1с1-19, драйвером развития системы международного и национального права, являются не только современные информационные технологии (прорывные, сквозные, конвергентные), но и правовое регулирование в этой области. В России особенно сегодня в связи с новыми вызовами и угрозами мирового (цивилизационного) кризиса развивается цифровая экономика, финансовая, информационно-образовательная, социальная, культурная сфера и т.д

В связи с этим одной из приоритетных тем научных исследований в условиях цифровой трансформации является развитие системы международного права и информационного права, правового обеспечения информационной безопасности и проблемы формирования системы международной информационной безопасности.

Эти проблемы имеют междисциплинарный характер, содержат значительный блок теоретико-методологических правовых вопросов применения норм, правил и принципов ответственного поведения государств, призванных способствовать обеспечению открытой, безопасной, стабильной, доступ-

мы международной информационной безопасности (далее -МИБ) в повестке международных организаций, то импульсом продвижения этого направления на международном уровне, можно считать инициативу Российской Федерации на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) - в 1998 г., когда впервые была принята Резолюция, в которой содержался призыв к государствам - членам ООН содействовать рассмотрению на многостороннем уровне существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности. Этот шаг можно назвать определенным прорывом, позволившим обратить внимание мировой общественности к этому вопросу на международном уровне, по сути, к созданию системы МИБ. Учитывая опасность развертывания гонки вооружения в области ИТ, было подписано совместное заявление Российской Федерации и США «Об общих вызовах безопасности на рубеже XXI века» (2 сентября 1998 г.), в котором было обращено внимание на «важность содействия положительным сторонам и ослабления отрицательных сторон происходящей научно-технологической революции, что является серьезной задачей в деле обеспечения стратегических интересов безопас-

ной и мирной информационно-коммуникационной среды (ИКТ-среды).

Если рассматривать процесс эволюции развития те-

ности наших двух стран в будущем».1

Так, по инициативе России перед международным сообществом впервые был поставлен вопрос о МИБ. В 1998 г была консенсусом принята Резолюция «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности», ставшая основой для развития российских инициатив и международного сотрудничества в этой области. В связи с этим Генеральному секретарю ООН поручалось подготовить доклад на 54-й сессии ООН о его точке зрения по данному вопросу, с общей оценкой проблем информационной безопасности, (определении основного понятийного аппарата в указанной сфере, включая, несанкционированное вмешательство (неправомерного использования информационных и телекоммуникационных систем и информационных ресурсов). Особенно следует отметить, что впервые было поручено включить в доклад вопрос о целесообразности разработки международных принципов, которые были бы направлены на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем. И таким определенным стар-тапом для развития этой темы на международном уровне более 20 лет назад принято считать опубликование указанного доклада Генерального секретаря ООН (10 августа 1999 г.). Именно в нем обозначено существование проблемы МИБ, и ее исключительная сложность, а также многоаспектность. В связи с этим впервые в декабре 1999 г. в новом проекте Резолюции был обозначен военный аспект проблемы МИБ.2 Кроме того, Россией в мае 2000 г. в Секретариат ООН был представлен проект «Принципов, касающихся международной информационной безопасности», сыгравший роль в продвижении в последующем идей изучения международных концепций, направленных на укрепление безопасности, и способствовавший поддержке международным сообществом российский предложений о создании (в 2004 г.)3 группы правительственных экспертов го-

1 Международная информационная безопасность: проблемы и решения, книга подготовлена коллективом авторов / под общей ред. С.А. Комова. М., 2011. 264 с. В связи с этим 23 сентября 1998 г. в адрес Генерального секретаря ООН было направлено специальное послание Министра иностранных дел Российской Федерации И.С. Иванова, распространенное в качестве официального документа 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

2 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/53/70 от 4 декабря 1998 г. // URL:https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N99/760/05/PDF/ N9976005.pdf?OpenElement.

Доклад Генерального секретаря ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», в подготовке которого по предложению России участвовали Белоруссия, Бруней, Куба, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Австралия, Великобритания и США. В нем отражены существенные различия в подходах и акценты государств относительно отдельных составляющих этой проблемы как на национальном, так и особенно на международном уровне. Документы ООН. А/54/12 3 от 10 августа 1999 г.

3 Крутских А.В., Стрельцов А.А. Международное право и проблема обеспечения международной информационной безопасности // Международное право. 2014, ноябрь.

Начиная с 2005 г., по решению ГА ООН была создана Группа экспертов, которую многие годы возглавлял А.В. Крутских. В ходе заседаний Группы, состоящей из представителей 15 государств, в соответствии с ее мандатом и большими усилиями российской стороны удалось выйти на согласованное понимание многих важных аспектов проблемы МИБ, включая определение возможных угроз, рисков и уязвимостей, а также совместных мер в области сотрудничества, рекомендаций по уменьшению потенциальных рисков и угроз («враждебное» использование государствами ИТ, компьютерная преступность и компьютерный терроризм, а также формирование глобальной культуры кибербезопасности и защиты крити-

сударств-членов (ГПЭ) ООН для анализа как существующих, так и потенциальных угроз в сфере МИБ, а также возможных совместных мер по их устранению, обеспечению. кибербезопас-ности и защиты критической инфраструктуры4. Было предложен мировому сообществу продолжить изучение данной проблематики на всех возможных международных и региональных форматах, включая Международный союз электросвязи (МСЭ), Совет Европы, ШОС, БРИКС, ОДКБ, СНГ, ЕАЭС и др.

В настоящее время, как указывает Министр иностранных дел России С.В. Лавров, задачи укрепления МИБ выходят на передний план межгосударственной повестки дня. Россия является последовательным сторонником консолидации усилий в интересах эффективного решения данной проблемы.5

В рамках настоящей статьи не представляется возможным остановиться на российских инициативах в области подробно, но тем не менее, следует отметить, что они в разные годы, отражены в целом ряде политико-правовых документов и внесли существенный вклад в разьяснение негативного потенциала использования ИКТ и влияние на информационную безопасность. Проекты документов, подготовленные по инициативе России, направлены на то, чтобы донести российскую позицию по вопросам формирования системы МИБ, безопасного функционирования и развития сети Интернет, определения правил поведения и суверенитета, действия норм международного права в информационном пространстве противодействия информационной преступности.

Кроме того, это одна из приоритетных направлений в российской государственной политике, что отражено в целом ряде документом стратегического планирования: в Основах государственной политики Российской Федерации в области МИБ на период до 2020 года6; Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, а также в Доктрине информационной безопасности, утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646, где в качестве целеполагания указана необходимость сохранения стратегической стабильности, в интересах которого государство в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российская Федерация «содействует формированию системы международной информационной безопасности».7

ческой инфраструктуры. Мировому сообществу было предложено продолжить

изучение данной проблематики на всех возможных международных и региональ-

ных форматах, включая Международный союз электросвязи, Совет Европы, ШОС, БРИКС, ОДКБ, СНГ, ЕАЭС и др.

4 Бойко С.М. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности // Международная жизнь. 2018, ноябрь. C. 24-35.

5 Международная информационная безопасность: теория и практика учебник для вузов под общ. ред. А.В. Крутских. М.: Аспект Пресс, 2019. С. 13.

6 Основы государственной политики Российской Федерации в области МИБ на период до 2020 года. Утверждены Президентом Российской Федерации 24 июля 2013 г., №-Пр 1753. URL: http://www.scf.gov.ru/security/information/document114, в настоящее время аппаратом Совета Безопасности РФ ведется активная работа по разработке новой редакции указанного политико-правового документа.

7 СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6886.

в Концепции внешней политики Российской Федерации, утв. Президентом РФ 30 ноября 2016 г.1, содержатся аналогичные подходы и позиция России по вопросам продвижения идей МИБ, включая вопросы противодействия глобальным угрозам применения ИКТ в противоправных целях, использованию их в военно-политических целях, не соответствующих нормам международного права, а также включая действия направленных на вмешательство во внутренние дела государств и представляющих вызовы и угрозы миру, безопасности и стабильности. Особое внимание в Концепции уделено теме необходимости под эгидой ООН принятия универсальных правил поведения государств в области обеспечения МИБ и участии в международном сотрудничестве, интернационализации сети Интернет и др,

Особо следует обратить внимание на значение Доклада ГПЭ по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности 22 июля 2015 г., п.2, A/70/174, поскольку он касается правовых проблем международного права и применимости принципов международного права в информационном пространстве, широко обсуждается.

Также важно отметить, что в январе 2015 г. в ООН внесена новая редакция Правил поведения в области обеспечения МИБ. И особенностью этого проекта, является миротворческий характер в отличие от концепций и стратегий кибервойн, а также позиция по вопросу интернационализации управления Интернетом.

Вместе с тем НАТО в настоящее время ведет деятельность по активизации научных исследований в области кибербезопасности, разрабатываются требования и стандарты, учебные программы, проводится мониторинг и сбор данных, осуществляется практическая поддержка учений и т.д. Известно всем и Таллинское руководство НАТО о кибервойнах, в котором содержится 95 Правил, касающихся агрессии (ответ на агрессию пропорционален контрмерам), кибератаки и т.д. В связи с этим возрастает значение постановки вопроса относительно применимости положений международного права к ки-бервойнам. Заслуживает внимания деятельность ранее названных региональных организаций и форумов, на которых приняты декларации, подписаны соглашения и различные заявления по вопросам МИБ.

Россия стала инициатором и участником, ряда многосторонних соглашении о сотрудничестве в области обеспечения МИБ,2 так и целого ряда двусторонних межправительствен-

1 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207990.

2 Соглашение между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 16 июня 2009 г.; Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности от 20 ноября 2013 г.; Соглашение о сотрудничестве государств - членов ОДКБ о коллективной безопасности в области обеспечения информационной безопасности от 30 ноября 2017 года.

ных соглашений о сотрудничестве в данной сфере (с Бразилией (2010,с Республикой Беларусь (2013), с Кубой (2014),с Китаем (2015), с Индией (2016),ЮАР(2016),Вьетнам (2018), Туркменистаном (2019).3

В различных форматах обращается внимание на проблему необходимости выработки правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве, в том числе в включая вопросы развития международного права применительно к сфере использования ИКТ.

Кроме того, важно отметить значение для научного осмысления процессов развития системы МИБ выпуска к 75-летию МГИМО первого учебника «Международная информационная безопасность: теория и практика», под ред. профессора А.В. Крутских, специального представителя Президента Российской Федерации. Впечатляющим является, как объем учебника (в 3-х томах, в котором не только предпринята попытка теоретического осмысления этой проблематики, но и определение логики и структуры проведенного исследования. Отметим, что в третий том включены материалы на английском языке, и это не просто уникально, поскольку такое собрание различных материалов, что дает возможность ознакомления с подлинниками документов. Этот учебник сыграет, несомненно, свою роль в просветительской и воспитательной, учебной работе и предоставит базу для исследований. В учебнике выделены проблемы обеспечения МИБ, находящиеся в фокусе внимания, как политических лидеров, так и экспертного сообщества, в том числе юристов.

В среде современной научной общественности идет активная дискуссия относительно применимости международного права к регулированию поведения субъектов в ИКТ-среде, поскольку многие специфические особенности этой среды делают невозможным упрощенный подход к установлению здесь эффективного правопорядка.

Действующее ныне международное право, как отмечает Президент Российской ассоциации международного права, профессор А.Я. Капустин, это, с одной стороны «систему норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками», с другой стороны, отмечает он «международное право представляет собой совокупность норм, которые государства воспринимают как обязательные для соблюдения и, таким образом, в общем, соблюдают их в отношениях друг с другом»4. Такая позиция высказывалась и С.В. Черниченко, в его работе «Контуры международного права: общие вопросы, М., 2014,

3 См.: Бойко С.М. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности // Международная жизнь. 2018, ноябрь

4 Капустин А.Я. Проблемы универсальности международного права и международного сообщества. Национальное и универсальное в прав: от традиций к постмодернизму: сборник материалов YII Международного конгресса сравнительного правоведения (Москва, 1-2 декабря 2017 г.) Т. Хабриева, Ю.А. Тихомиров, В.М. Сырых и др. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018. С. 37-56

С.14)1 в отличие от японского юриста- международника О. Ясуаки2,который рассматривает современное международное право, как отмечает А.Я Капустин, «как право международного сообщества, а поскольку оно включает в качестве своих участников помимо государств и некоторых негосударственных акторов, оно может быть охарактеризовано как право глобального общества».3

Исследование различных позиций и подходов относительно проблем универсальности международного права и международного сообщества, бесспорно, заслуживает внимания, так же как и вывод о том, что «в международном праве складываются общие представления о механизмах признания и применения наиболее важных норм международного права и международных обязательств. Можно согласиться с тем, что таковыми являются Совет Безопасности ООН и ООН в целом как универсальная международная межправительственная организация, как в отношении членства, так и с точки зрения ее компетенции и роли в поддержании международного мира и безопасности и основополагающих международно-правовых ценностей».4

Анализ проблем применимости международного права к регулированию новых сфер человеческих отношений идет также в неправительственных научных организациях. Отметим труды Международного исследовательского консорциума информационной безопасности и Национальной ассоциации международной информационной безопасности о проведении с участием зарубежных коллег научных исследований о методологических вопросах применения норм, правил и принципов ответственного поведения государств, призванных способствовать обеспечению открытой, безопасной, стабильной, доступной и мирной ИКТ-среды.5

Учитывая международные исследования, Группа экспертов ООН в п.Ь) параграфа 28 Доклада за 2015 утверждает: «в процессе использования ИКТ государства должны соблюдать наряду с другими принципами международного права, такие принципы, как государственный суверенитет, суверенное равенство, разрешение споров мирными средствами и невмешательство во внутренние дела других государств. В том же параграфе подчеркивается, что «государственный суверенитет и международные нормы и принципы, вытекающие из принципа

1 Черниченко С.В. Контуры международного права:общие вопросы. М..2014.,с.14.

2 По его мнению, эта перспектива позволяет «видеть, чувствовать, признавать, интерпретировать, оценивать и стремиться предлагать решения, для идей, деятельности, феномена и проблем, выходящих за пределы национальных границ, развивая когнитивные и оценочные рамки, основанные на признании плюрализма цивилизаций и культур, которые имеют длительное историческе существование».

3 См.: там же. С. 48.

4 См.: там же. С. 56.

5 В 2019 г. под редакцией профессора, доктора технических и юридических наук

А.А. Стрельцова и доктора Энекен Тикк был подготовлен и вынесен на обсужде-

ние Отчет по результатам такого международного исследования существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности и возможных

совместных мер по их устранению, а также концепций, направленных на укрепление МИБ.

государственного суверенитета, распространяются на поведение государств в рамках деятельности, связанной с использованием ИКТ, а также на юрисдикцию государств над ИКТ-инфраструктурой на их территории»6.

Правда, в Докладе оговаривается наличие и других мнений по данному вопросу: «новое измерение в развитии международных отношений» рождающееся благодаря ИКТ-среде, содействует возникновению новой среды международного права. Но при этом недостаточно ясно идет ли речь о трансформации международного права или о необходимости формирования какого-то иного права. Следует признать, что, несмотря на усилия российских экспертов, на данном этапе исследования, экспертам из разных стран не удалось пока прийти к единому мнению в оценке содержания добровольных, необязательных норм, правил и принципов ответственного поведения государств в ИКТ-среде, включая и методологические подходы.

Сегодня нуждаются в научных исследованиях механизмы трансформации международно-правовых норм, регулирующих вопросы информационной безопасности, в российскую правовую систему правового обеспечения информационной безопасности. Необходим анализ международного регулирования информационной безопасности, его современного состояния и проблем. В современных условиях мирового кризиса, вызванного пандемией, требуется разработка новых подходов к регулирование информационной безопасности, особенно в связи с появлением такой острой проблемы глобального характера, как «инфодемия». В связи с этим требуют изучения и прогнозирования перспективы развития международного регулирования информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе. Внимания заслуживает вопрос о разработке современных моделей и механизмов трансформации международных норм, регулирующих вопросы информационной безопасности, имплементации их в российскую систему правового обеспечения информационной безопасности, поскольку вся наша жизнь сегодня уже в значительной степени детерминирована переходом к цифровой эпохе, связанной с динамикой развития и влиянием цифровых технологий на самые разные сферы. 7

Наука информационного права, несмотря на проблемы развития и многочисленные дискуссии, активно развивается в условиях цифровой трансформации8 как один из способов познания мира, совокупность знаний, а они как показывает практика (юридическая деятельность как правотворческая, так и правоприменительная, исключительно востребованы мировым

6 Материалы Отчета официально не опубликованы.

7 Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Наумов В.Б. Форсайт-сессия «Информационная безопасность в XXI веке: вызовы и правовое регулирование» // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2018. Т. 13. № 5. С. 194-208.

8 Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Формирование системы информационного права как научного направления: этапы развития и перспективы // Государство и право. 2019. № 2. С. 80-92.

сообществом), это методология познания, информационная сфера стала неотъемлемой сферой человеческой деятельности. Во всех этих составляющих науки информационного права

в центре ее внимания интересы личности, общества и государства, поскольку переход к цифровой эпохе касается всех государств.

Библиография:

1. Бойко С.М. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности // Международная жизнь. 2018, ноябрь. С. 24-35.

2. Капустин А.Я. Проблемы универсальности международного права и международного сообщества. Национальное и универсальное в прав: от традиций к постмодернизму: сборник материалов VII Международного конгресса сравнительного правоведения (Москва, 1-2 декабря 2017 г.) под ред. Т. Хабриева, Ю.А. Тихомиров, В.М.Сырых и др. М.:ИЗИСП , 2018. С. 37-56.

3. Крутских А.В., Стрельцов А.А. Международное право и проблема обеспечения международной информационной безопасности // Международное право. 2014, ноябрь.

4. Международная информационная безопасность: Теория и практика: В трех томах. Том 1: Учебник для вузов / Под общ. Ред А.В.Крутских. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2019. 384 с.

5. Черниченко С.В. Контуры международного права: общие вопросы, М.,2014, С.14

6. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Формирование системы информационного права как научного направления: этапы развития и перспективы // Государство и право. 2019. № 2. С. 80-92.

7. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Наумов В.Б. Форсайт-сессия «Информационная безопасность в XXI веке: вызовы и правовое регулирование» // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2018. Т. 13. № 5. С. 194-208.

8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/53/70 от 4 декабря 1998 г. // URL:https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N99/760/05/PDF/ N9976005.pdf?OpenElement.

9. Доклад Группы правительствнных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности 2010 года. А/65/201 от 30 июля 2010 г. URL://https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/GEN/N05/453/65/PDF/N 0545365.pdf?OpenElement.

10. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (часть II), ст. 212

11. Основы государственной политики Российской Федерации в области МИБ на период до 2020 года // утв. Президентом Российской Федерации 24 июля 2013 г., №-Пр-1753 // URL:http://www.scf.gov.ru/security/information/document114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.