Научная статья на тему 'Проблемы формирования системы конкурентоспособных, экономически эффективных, инновационно активных и социально ответственных предприятий'

Проблемы формирования системы конкурентоспособных, экономически эффективных, инновационно активных и социально ответственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ / ПРОБЛЕМА / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЦЕЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силаев Н.О.

Формирование в России системы конкурентоспособных, экономически эффективных, инновационно активных и социально ответственных предприятий, способных обеспечить долговременный устойчивый экономический рост и социальное развитие страны должно стать одной из главных целей экономической политики России. Основными объектами политики в сфере деятельности хозяйствующих субъектов являются самостоятельные предприятия, имеющие корпоративную организационно-правовую форму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования системы конкурентоспособных, экономически эффективных, инновационно активных и социально ответственных предприятий»

32 (287) - 2012

Анализ конкурентоспособности

УДК 338.45

проблемы формирования системы

конкурентоспособных, экономически эффективных, инновационно активных и социально ответственных предприятий

Н. О. СИЛАЕВ,

аспирант кафедры региональной экономики и управления E-mail: av6779@yandex. ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Формирование в России системы конкурентоспособных, экономически эффективных, инновационно активных и социально ответственных предприятий, способных обеспечить долговременный устойчивый экономический рост и социальное развитие страны, должно стать одной из главных целей экономической политики России. Основными объектами политики в сфере деятельности хозяйствующих субъектов являются самостоятельные предприятия, имеющие корпоративную организационно-правовую форму.

Ключевые слова: анализ состояния, проблема, предприятие, цель, экономическое направление.

В Едином государственном реестре юридических лиц России на 2009 г. было зарегистрировано 2 681 973 юридических лица, из них коммерческих организаций - 2 012 425, в том числе обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью -1 668 814, акционерных обществ - 185 361, полных товариществ - 522, товариществ на вере - 742, производственных кооперативов - 26 177, некоммерческих организаций - 547 238. В Едином государственном регистре предприятий и организаций числилось

4 343,5 тыс. коммерческих и некоммерческих организаций, филиалов, представительств и других обособленных подразделений юридических лиц. При этом основная часть промышленных организаций имеет форму хозяйственных обществ, для которых характерна ответственность учредителей в пределах их вкладов, т. е. ограниченная ответственность. Примерно 120 промышленных и сельскохозяйственных предприятий относятся к особой организационно-правовой форме - закрытых акционерных обществ работников (народных предприятий), где вне пределов предприятия может циркулировать не более 25 % акций, а голосование на общем собрании акционеров по большинству вопросов происходит по принципу «один акционер - один голос».

Важной характеристикой при изучении текущего состояния предприятий является анализ распределения собственности. В 2009 г. доли собственности инсайдеров, т. е. лиц, занятых на предприятии, и аутсайдеров были примерно равны (соответственно 48 и 45 %). При этом в составе инсайдеров неуклонно растет доля менеджеров (с 11 до 31 %), в то время как доля простых работников сокращается (с 43 до

16 %). Среди внешних собственников лидируют сторонние физические лица и другие предприятия (соответственно 20 и 18 % в 2011 г.). Доли занятых инсайдеров и аутсайдеров примерно равны. При этом владельцами крупнейшего пакета акций предприятий практически в 40 % случаев оказываются менеджеры (рис. 1, 2, табл. 1).

2005 2009 2011 2012

Рис. 1. Структура собственников предприятий в 2005-2011 гг. и прогноз на 2012 г., %

2001 2003 2005 2007 2009 2011 2012

Рис. 2. Доля собственности инсайдеров в 2001-2011 гг и прогноз на 2012 г, %

Таблица 1

Структура внешних собственников предприятий в 2001-2011 гг. и прогноз на 2012 г., %

Собственник 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2012

Сторонние и физические лица 11 15 20 22 21 20 16

Другие предприятия 16 16 13 12 15 18 15

Коммерческие банки 1 1 1 1 1 0 1

Инвестиционные фонды 4 4 3 3 2 2 0

Холдинговые компании 4 4 3 4 5 3 7

Иностранные инвесторы 1 2 2 0 2 2 2

Финансово-экономическое состояние промышленных предприятий в целом можно оценить как неудовлетворительное, что подтверждается данными Росстата и Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации.

В 2009 г. доля убыточных предприятий составила 42,3 % от общего числа промышленных

предприятий. При этом общая величина убытков составила 133 млрд руб., что составляет 1,4 % от объема промышленного производства в этот период. Особенно высок удельный вес убыточно работающих организаций в секторах, ориентированных в основном на внутренний рынок, прежде всего в угольной, легкой промышленности, электроэнергетике, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

В 2009 г. четвертая часть промышленных предприятий не делала капитальных вложений в течение шести месяцев и не предполагала их делать еще шесть месяцев. В этом же году немногим менее половины из обследованных предприятий (41 %) не закупали оборудование два и более месяца подряд (эта доля неизменно снижается, достигая 66 %).

Доля инновационно активных

и Менеджеры У Работники и Дочерние фирмы

предприятий в промышленности и сфере услуг колеблется около 11 %. Около 300 современных технологий в таких областях, как аэрокосмическая промышленность, производство высокочистых материалов, станков с числовым программным управлением, промышленных роботов, биотехнология, за период реформ утрачены, Не менее 80 % станкостроительных предприятий изменили свой профиль. Число конструкторских бюро снизилось на 49 %, число проектных и проектно-изыскатель-ских организаций - на 42 %. По данным исследования Центрального экономико-математического института РАН, в тяжелом состоянии находилось около 20 % предприятий; в нестабильном - 45; в устойчивом - около 30; на подъеме - 5 %. Таким образом, две трети предприятий находилось в состоянии, которое сами руководители предприятий расценивают как неудовлетворительное.

При этом в группу лидеров попали предприятия электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, строительных материалов, легкой и пищевой промышленности разных регионов страны (республики Башкортостан, Татарстан, Коми, Новгородская и Челябинская области, Красноярский край). Столь же разнообразен и состав предприятий, оказавшихся в тяжелом положении. Это означает, что ни отраслевая, ни территориальная принадлежность предприятий не могут рассматриваться как однозначные факторы успеха. Скорее всего, в современной российской экономике вообще нет одного такого фактора. Экономическое пространство в целом отличается разнообразием элементов (хозяйствующих агентов) и имеет мозаичный характер.

Нарекания вызывает и система управления предприятиями, допускающая нарушения интересов либо работников, либо потребителей, либо акционеров, либо государства в лице налоговых органов, либо все это вместе. На многих предприятиях не урегулированы отношения собственности, происходят конфликты между различными группами собственников, руководителями и трудовым коллективом.

Обращает на себя внимание полное равнодушие предприятий-лидеров к эмиссии ценных бумаг. Все без исключения представители указанных предприятий ответили на вопрос об использовании эмиссионных источников отрицательно. В связи с этим определенный интерес вызывает группа предприятий, активно использующая эмиссион-

ные источники финансирования. Эти предприятия отличаются от других тем, что работают устойчиво, активно пользуются услугами посредников, в процессе принятия решений в большей степени учитывают интересы собственника. Ни одно из них не охарактеризовало максимальным баллом учет интересов трудового коллектива. Таким образом, предприятия, ориентированные на внутренние социальные ценности, слабо совместимы с образом предприятия, ориентированного на внешние (эмиссионные) источники финансирования.

Основная часть предприятий не ощущает ни заметной поддержки, ни значимого противодействия со стороны как властей (федеральных и муниципальных), так и отраслевых (региональных) союзов или других крупных объединений - холдингов, финансово-промышленных групп и т. д. Большое влияние на предприятия оказывает криминально-теневая среда на самом предприятии. Это, прежде всего, связано с выводом активов с предприятия. Из этого можно сделать следующие выводы:

- российские предприятия отличаются крайней неоднородностью. Ни отраслевая, ни территориальная принадлежность сами по себе не определяют уровня их финансово-экономического состояния;

- институциональная среда предприятий также неоднородна. Российские промышленные предприятия в массе своей по-прежнему не испытывают давления фондового рынка как механизма общественной оценки деятельности предприятий. Однако состояние и динамика валютного рынка, судя по оценкам респондентов, оказывают существенное влияние на большинство предприятий. Чувствительность к состоянию этих рынков зависит от экономического положения предприятий: чем оно лучше, тем она сильнее;

- основная часть предприятий не ощущает ни существенной поддержки, ни значимого противодействия как со стороны федеральных и муниципальных властей, так и со стороны отраслевых (региональных) союзов или объединений - холдингов, финансово-промышленных групп и т. д. Вместе с тем значимое число предприятий учитывает интересы этих структур;

- низкий уровень инвестиционной активности можно рассматривать как характеристику недостаточного влияния инвестиционной среды предприятий, что в какой-то степени отража-

ется и в невысоком уровне кредитования предприятий со стороны банков (треть предприятий считают этот уровень низким и еще одна треть -средним).

- свыше 40 % опрошенных признают наличие значимых (высокий и средний уровень) административных препятствий и барьеров в деятельности предприятий;

- проблемными являются взаимоотношения предприятий не только с властями различных уровней, но и с собственниками. Более двух третей опрошенных считают, что ответственность за неэффективную деятельность предприятий несут крупные собственники.

Хотя в целом множество предприятий к настоящему времени структурировалось, вместе с тем нарастает внутреннее напряжение в экономике как внутри, так и вне предприятий. Утрата самостоятельности, превращение предприятий в своеобразные цеха крупных холдингов и бизнес-структур оборачивается кабалой. При этом предприятия не имеют поддержки друг от друга и становятся легкой добычей гринмейлеров и рейдеров. Противоречия между интересами предприятий и интересами акционеров нарастают. Организационно-правовая база функционирования предприятий неадекватна их реальным задачам и нуждается в изменении.

В корпоративном управлении отмечается интенсивный процесс формирования интегрированных бизнес-структур. По оценкам Всемирного банка, в России 35 % экономического потенциала контролируют 23 крупнейшие бизнес-группы. При этом при регулировании интегрированных структур необходимо учитывать специфику управления в них, особенность организации товарных и финансовых потоков, определение налогооблагаемой базы. Отсутствие четкого регулирования затрудняет не только нормальное функционирование холдингов, но и зачастую позволяет ущемлять интересы миноритарных акционеров, дочерних компаний и государства (когда оно является совладельцем частных компаний). В связи с этим необходимо решить ряд кардинальных вопросов в этой сфере, прежде всего увеличив ответственность собственников за деятельность предприятия.

Отлаженная система корпоративного управления на предприятии может рассматриваться как его конкурентное преимущество, поскольку основными условиями предоставления крупных кредитов являются следование кодексу корпоративного пове-

дения, повышение роли независимых директоров, создание при них специализированных комитетов -по аудиту, стратегическому планированию, отношениям с инвесторами и акционерами. Улучшение качества управления ведет и к совершенствованию системы корпоративной отчетности, снижает риск мошенничества и злоупотреблений.

Однако у большинства компаний по-прежнему структура собственности, размер вознаграждения топ-менеджеров и членов советов директоров, механизмы выбора и уровня оплаты услуг аудиторов, движение денежных потоков остаются непрозрачными, а вся система корпоративного управления неэффективной.

В течение последних лет в России ежегодно происходит свыше 100 тыс. корпоративных конфликтов общей стоимостью около 8 млрд долл. Такой шквал объясняется несовершенством отечественного корпоративного законодательства.

Для разрешения корпоративных проблем Минэкономразвития России в свое время разработало концепцию развития корпоративного законодательства. В рамках этой программы одним из основных приоритетов государственной политики были названы обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста, повышение деловой активности, устранение барьеров ведения предпринимательской деятельности. Концепция была нацелена на развитие механизмов защиты прав собственности, более качественный уровень системы корпоративного управления, создание стройной и логичной системы организационно-правовых форм юридических лиц, устранение пробелов и противоречий в корпоративном законодательстве.

В рамках данной концепции Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации разработало законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов. В частности, предлагалось дополнить ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следующим определением понятия корпоративного спора: это спор «о защите прав и интересов коммерческих организаций независимо от организационно-правовой формы, а также некоммерческих организаций в форме некоммерческих партнерств, ассоциаций, союзов, фондов, кредитных потребительских кооперативов, объединений работодателей, негосударственных пенсионных фондов или

их участников в связи с организацией деятельности, членством или участием в капитале».

Из этого определения можно прийти к выводу, что предметом такого спора являются защита прав и интересов коммерческих и некоммерческих организаций и спор должен возникать в связи с организацией деятельности, членством или участием в капитале. Таким образом, из содержания данного определения следует, что любой спор, возникший в связи с защитой прав и интересов юридического лица, является корпоративным. Данное определение корпоративного спора, видимо, было разработано для определения категории споров, которые должны рассматриваться в арбитражном суде по местонахождению юридического лица. Однако в связи с применением данного определения корпоративного спора могут возникнуть коллизии в правоприменительной деятельности.

Законопроект также направлен на решение проблемы подсудности рассмотрения корпоративных споров. Следует отметить, что некоторые из предлагаемых изменений создадут существенные затруднения защиты прав миноритарных акционеров. Например, предусматривается рассмотрение всех корпоративных споров но местонахождению юридического лица. Если учесть, что спор может возникнуть между акционерами, проживающими в одном городе, по поводу сделок с акциями предприятия, расположенного в другом городе, то не совсем корректной является норма, устанавливающая, что эти два акционера должны судиться в арбитражном суде того города, где расположено предприятие. К тому же в случае изменения мажоритарными акционерами местонахождения юридического лица на более отдаленное от места ведения основной деятельности, миноритарные акционеры фактически не смогут воспользоваться судебной защитой своих прав.

Следует обратить внимание и на то, что ни в корпоративном, ни в гражданском законодательстве нет самого понятия «поглощение». Наиболее корректным представляется определить поглощение как совокупность юридических и фактических действий, направленных на приобретение преобладающего участия в уставном капитале хозяйственного общества, либо возможности определять решения, принимаемые обществом. Поглощение фактически можно назвать процедурой смены собственника или изменения структуры собственности компании, сопровождающейся обязательным полу-

чением ведущего контроля за предприятием и/или активами предприятия. Такая процедура может проводиться не только на основе согласия, но и в результате конфликта.

Например, недружественное поглощение может произойти с согласия акционеров компании даже при отсутствии согласия менеджмента. Корпоративные конфликты могут возникать и в случае нарушения прав миноритарных акционеров или же в целях шантажа для более дорогой продажи своих акций (гринмейл). Также в судебной практике встречаются случаи, когда миноритарные акционеры подают иски об обеспечительных мерах (арест имущества, запрет голосовать на собрании акционеров или приостановление действия ведомственного акта), что может применяться для незаконного захвата имущества.

Действующий механизм обращения ценных бумаг часто используется рейдерами и самими владельцами компании для злоупотреблений. Существует несколько методов незаконного списания акций со счетов, наиболее распространенными из которых являются:

- списание крупных консолидированных пакетов акций компаний из сферы мелкого и среднего бизнеса для получения контроля за их имущественными активами. При таком списании фактически меняется владелец предприятия, и настоящий владелец вынужден доказывать свои права на акции путем обращения в правоохранительные органы, в то время как злоумышленникам открыт доступ для свободного распоряжения активами предприятия;

- предоставление в регистрирующий орган поддельных документов. Таким путем обычно похищаются небольшие пакеты ценных бумаг крупных компаний, акции которых обращаются на бирже. Мошенники используют такой метод для получения выгоды от продажи незаконно списанных акций и обычно успевают несколько раз перепродать полученные незаконным путем акции, до того как собственник обнаружит списание;

- злоупотребления акционеров в ходе внутрикорпоративного конфликта. Здесь преследуется отличная от предыдущих случаев цель - не хищение самих акций, а препятствование осуществлению прав другим акционером.

Так как бездокументарные акции представляют собой запись в специальном бумажном и/или ком-

пьютерном носителе, то их защита представляется особенно сложной. Законодательство, регулирующее вопросы учета прав на бездокументарные ценные бумаги и переход прав по ним, является несовершенным и неэффективно защищает права владельцев.

Процедура регистрации предусматривает представление регистратору подписанного акционером либо его представителем передаточного распоряжения. Регистратор сравнивает подписи и печати на передаточном распоряжении с хранящимися у него образцами и в случае сходства в трехдневный срок переводит акции со счета продавца на счет покупателя. При этом сотрудник не должен обладать специальными криминалистическими навыками и проверять подлинность подписи акционера, не должен запрашивать информацию у нотариуса, действительно ли выдавалась доверенность, уполномочивающая лицо на отчуждение акций. Зачастую подход регистратора к экспертизе документов является формальным по причине того, что он не несет ответственности перед акционерами, а ответственным лицом является эмитент.

Данное правило представляется коллизионным, так как согласно ст. 403 Гражданского кодекса Российской Федерации регистратор в данном правоотношении является третьим лицом. Должник (эмитент) отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства перед третьими лицами, на которых возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо. Так как законом не установлена ответственность регистратора перед акционерами за ущерб, причиненный незаконным списанием акций, то эмитент является лицом, на которое возложена обязанность по надлежащему ведению и хранению реестра, и несет ответственность перед владельцами ценных бумаг. То есть в случае хищения контрольного пакета акций его собственник может потребовать возмещения убытков от эмитента, т. е. от самого себя. Существующая система учета прав на бездокументарные ценные бумаги не обеспечивает гарантий нрав акционеров и позволяет регистраторам участвовать в корпоративном конфликте на стороне мошенников, в связи с чем необходимо предусмотреть меры, направленные на минимизацию незаконного списания акций.

Также пробелом корпоративного законодательства является отсутствие четких критериев оспоримости корпоративных решений и сделок,

совершенных хозяйствующим субъектом. Нормы гражданского законодательства о последствиях недействительности сделок в силу их ничтожности или признания таковых судом, неприменимы при оспаривании решений акционеров, поскольку решения общих собраний акционеров не относятся к категории гражданско-правовых сделок. К тому же законодательство не содержит понятия оспо-римости или ничтожности решения ни собрания акционеров (участников), ни совета директоров, указывая лишь на право обжаловать их.

В результате пробелов в правовом регулировании деятельности хозяйствующих субъектов повышаются риски инвестирования в российские компании, что создает значительные трансакци-онные издержки для хозяйствующих субъектов, негативно влияет на развитие фондового рынка как инструмента привлечения финансирования и в целом снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.

Недостаточно урегулированными являются вопросы ответственности членов совета директоров, а также ответственности членов коллегиального исполнительного органа. Такие пробелы законодательства влекут невозможность эффективного разрешения конфликтов, возникающих между органами юридического лица.

В российском законодательстве отсутствуют четкие критерии отнесения к аффилированным лицам. Само понятие аффилированных лиц закреплено в Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и ориентировано преимущественно на цели антимонопольного регулирования и защиты конкуренции. Однако понятие аффилированных лиц широко используется и в различных нормах корпоративного законодательства: при определении круга лиц, заинтересованных в совершении корпорацией сделки; при определении независимых директоров; при установлении перечня лиц, информация о которых раскрывается акционерным обществом; при определении перечня лиц, информация о которых предоставляется корпорации ее акционерами или участниками; при определении лиц, обязанных соблюдать определенный порядок приобретения крупного пакета акций.

Несмотря на широту признаков аффилиро-ванности, в их числе нет четкого указания на аффилированных лиц, занимающих управленческие должности в корпорации, и на аффилированность

физических лиц, не осуществляющих предпринимательской деятельности. Для повышения использования понятия аффилированности при регулировании корпоративных отношений следует конкретизировать перечень оснований аффилиро-ванности и разработать четкие критерии отнесения тех или иных лиц к аффилированным, включив соответствующие нормы в акты корпоративного законодательства.

Текущее состояние управления российских компаний характеризуется крайней неоднородностью. С одной стороны, проведенные исследования качества управления показывают, что в публичных корпорациях, акции которых являются ликвидными и обращаются на биржах, увеличивается информационная прозрачность, корпоративные процедуры и компетенции органов управления и контроля становятся более четкими и формализованными. С другой стороны, большая часть российских компаний остается по-прежнему не прозрачной для инвесторов, часто в таких компаниях не получает достаточного развития система внутреннего управления. Однако именно за этими компаниями видится основной потенциал экономического роста, повышения капитализации, роста инвестиций и развития финансового рынка. Поэтому важнейшей задачей настоящего этапа развития законодательства является стимулирование процессов повышения прозрачности и качества управления. Для этого необходимо предоставить российским компаниям законодательно закрепленный гибкий набор моделей управления и возможность выбора модели, соответствующей выбранной стратегии и уровню развития компании. В частности, необходимо адекватное распределение компетенции органов управления, прав и обязанностей лиц, составляющих органы управления.

В настоящее время в Российской Федерации процессы создания и ликвидации предприятий не могут служить средством замещения устаревших промышленных предприятий новыми конкурентоспособными, эффективными и социально ответственными,

В 2009 г. число вновь зарегистрированных предприятий в промышленности составило около 8 % от числа существующих, ликвидированных - 3 %. Однако учреждение новых юридических лиц не отражает процесса создания новых предприятий и новых рабочих мест в промышленности. Подавляющее большинство новых предприятий создается со спекулятивными целями, в попытках уйти от

налогообложения или выполнить те или иные незаконные операции.

Что касается процесса ликвидации предприятий, то он также реализует не естественный отбор наиболее необходимых рынку предприятий, а служит, как правило, средством достижения личных или групповых спекулятивных интересов. Банкротство (в судах России рассматривается около 40 тыс. дел о банкротстве) используется как способ захвата собственности. При этом предприятие оказывается беззащитным перед кредиторами, акционерами, порой и работниками. Эффективные с точки зрения рыночного потенциала предприятия часто становятся жертвой недобросовестных рей-дерских действий, осуществленных с участием коррумпированных судебных органов. Для надежды на повышение эффективности промышленного производства путем смены поколений предприятий в настоящее время оснований нет.

Относительно процессов учреждения новых предприятий в последнее время преобладает точка зрения, согласно которой следует ликвидировать административные барьеры, максимально облегчить этот процесс, сделать его уведомительным и т. п. При этом упускается из вида ответственность, которую должны брать на себя учредители, создавая юридическое лицо. Следует учесть распространенную в России практику несоблюдения договорных обязательств, неплатежей и т. п.

Процедура учреждения предприятия, особенно в промышленности, в сфере финансов, социальной сфере должна предусматривать возведение определенного барьера на пути недобросовестных или неспособных вести предпринимательскую деятельность лиц. С одной стороны, он должен исполнять запретительную функцию, с другой - играть защитную роль по отношению к деловым партнерам и работникам создаваемого предприятия.

Проблемы хозяйствующих субъектов во многом перекликаются с общеэкономическими и макроэкономическими проблемами, производны от них. Однако существуют и самостоятельные, специфические проблемы, и меры по их решению в рамках обсуждаемого сегмента экономической политики государства. Их совокупность составляет содержание модернизации экономической политики в отношении хозяйствующих субъектов. Цели экономической политики приведены в табл. 2.

Анализ состояния и проблем в сфере деятельности хозяйствующих субъектов позволяет выде-

Таблица 2

Цели экономической политики в сфере деятельности хозяйствующих субъектов

Ценности государственной экономической политики высшего порядка Специфические ценностные цели политики в сфере деятельности хозяйствующих субъектов

Экономический рост и развитие Создание благоприятных условий в налоговой, кредитной, таможенной, административной сферах для формирования и функционирования в России конкурентоспособных, экономически эффективных, инновационно активных и социально ответственных предприятий

Социальный гуманизм Достижение баланса интересов между хозяйствующими субъектами, обществом, государством. Поддержка в обеспечении кадрами

Устойчивость долгосрочного развития Защита от рейдерства и незаконных посягательств на собственность

лить следующие основные направления развития законодательства:

- развитие законодательства для предотвращения и урегулирования корпоративных конфликтов, пресечения недобросовестных корпоративных захватов;

- совершенствование управления: структура органов управления компании, распределение компетенции и ответственности, принципы оплаты труда;

- совершенствование системы организационно-правовых форм юридических лиц, развитие норм регулирования публичных и закрытых форм;

- развитие законодательства в сфере реорганизации и функционирования интегрированных бизне с-структур.

Таким образом, как ликвидация, так и создание новых промышленных предприятий должны требовать определенных условий: знаний, навыков, готовности нести ответственность за продукцию, технологию, персонал создаваемого или ликвидируемого предприятия. По-прежнему целесообразно лицензирование предпринимательской деятельности как средства входного контроля и регулирования со стороны государства. Рынок как совокупность ответственных, добросовестных и законопослушных товаропроизводителей и покупателей должен быть отделен от незаконных форм обменов, осуществляемых недобросовестными или безответственными участниками.

Список литературы

1. Кушлина И. В. Государственное регулирование рыночной экономики. М: РАГС, 2002.

2. Программа развития конкуренции // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/competition/ programconcur/.

3. Исаченко Н. А. Инвестиционная политика. URL: http://www. isachenko-na. ru/page252/page345/ page349/index. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.