Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоханина Мария Евгеньевна

В современном обществе все больше приходит понимание того, что знания, получаемые во время основного обучения в ВУЗах устаревают уже в процессе обучения. И возникает потребность повышать компетенции специалистов достаточно регулярно, что приводит в большой потребности в программах профессиональной переподготовки. В связи с переходом мирового сообщества к концепции «непрерывного образования» получение дополнительного профессионального образования становится важной частью профессионального пути педагогов- хореографов. Однако нынешние программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки педагогов- хореографов несовершенны и нуждаются в модернизации и совершенствовании. О достоинствах и недостатках существующей системы дополнительного образования для педагогов- хореографов в России и о возможных путях её совершенствования и пойдет речь в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лоханина Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE FORMATION OF A CONTINUING EDUCATION SYSTEM FOR TEACHERS-CHOREOGRAPHERS IN RUSSIA

In modern society, there is an increasing understanding that the knowledge gained during basic education at universities becomes obsolete already in the learning process. And there is a need to improve the competence of specialists quite regularly, which leads to a great need for professional retraining programs. In connection with the popularization of «lifelong education» concept, additional professional education becoming an important part of the career path of teachers-choreographers. However, the current professional development and professional retraining programs for teacher-choreographers are imperfect and need modernization and improvement. The advantages and disadvantages of the existing system of additional education for teachers-choreographers in Russia and possible ways of its improvement will be discussed in this article.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В РОССИИ»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В РОССИИ

УДК: 37.013.42

https://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-144-124-132

Мария Евгеньевна ЛОХАНИНА,

Соискатель, кафедра психологии и педагогики Московского Института Культуры, кафедра Психологии и Педагогики; Москва, Россия, e-mail: ml_home@mail.ru

Аннотация: В современном обществе все больше приходит понимание того, что знания, получаемые во время основного обучения в ВУЗах устаревают уже в процессе обучения. И возникает потребность повышать компетенции специалистов достаточно регулярно, что приводит в большой потребности в программах профессиональной переподготовки. В связи с переходом мирового сообщества к концепции «непрерывного образования» получение дополнительного профессионального образования становится важной частью профессионального пути педагогов-хореографов. Однако нынешние программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки педагогов-хореографов несовершенны и нуждаются в модернизации и совершенствовании. О достоинствах и недостатках существующей системы дополнительного образования для педагогов-хореографов в России и о возможных путях её совершенствования и пойдет речь в данной статье.

Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование, хореографическое образование, педагог-хореограф, дополнительное образование хореографа.

Для цитирования: Лоханина М.Е. Проблемы формирования системы дополнительного профессионального образования для педагогов-хореографов в России // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2022. №1 (44). С. 124-132. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-144-124-132

PROBLEMS OF THE FORMATION

OF A CONTINUING EDUCATION SYSTEM

FOR TEACHERS-CHOREOGRAPHERS IN RUSSIA

Maria E. Lokhanina, PhD Student, Department of Psychology and Pedagogy, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia, e-mail: ml_home@mail.ru

Abstract: In modern society, there is an increasing understanding that the knowledge gained during basic education at universities becomes obsolete already in the learning process. And there is a need to improve the competence of specialists quite regularly, which leads to a great need for professional retraining programs. In connection with

the popularization of «lifelong education» concept, additional professional education becoming an important part of the career path of teachers-choreographers. However, the current professional development and professional retraining programs for teacher-choreographers are imperfect and need modernization and improvement. The advantages and disadvantages of the existing system of additional education for teachers-choreographers in Russia and possible ways of its improvement will be discussed in this article.

Keywords: additional education, additional professional education, choreographic education, teacher-choreographer, additional education of a choreographer.

For citation: Lokhanina M.E. Problems of forming a system of additional professional education for choreographers in Russia. Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2022, no. 1 (44), pp. 124-132. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-144-124-132

Данную статью хотелось бы начать с цитаты Н. Н. Равочкина, весьма точно характеризующей современный рынок труда и рынок образования: «в современных реалиях ускоряющейся социальной динамики с высокой долей неопределенности освоение профессии или специальности по принципу «раз и навсегда» не представляется возможным» [12, с. 96].

В современном обществе все больше приходит понимание того, что знания, получаемые во время основного обучения в ВУЗах устаревают уже в процессе обучения. И возникает потребность повышать компетенции специалистов достаточно регулярно, что приводит в большой потребности в программах профессиональной переподготовки.

Действительно, устаревание концепции однократного получения высшего или специального профессионального образования «на всю оставшуюся жизнь» является очевидным для представителей любых, даже самых консервативных профессиональных областей. И, наоборот, всё большую популярность приобретает концепция «непрерывного обучения», «обучения на протяжении всей жизни» (lifetime education).

Однако, если в случае с высокотехнологичными областями экономики необходимость постоянного обновления знаний в процессе осуществления повседневной профессиональной деятельности становится неизбежной необходимостью, то для работников сферы культуры необходимость получения дополнительного профессионального образования не всегда столь очевидна.

На данный момент в России существует сложившаяся система дополнительного профессионального образования для представителей многих профессий из сферы культуры и искусства, в том числе для педагогов-хореографов. Однако при этом её нельзя назвать совершенной.

Стоит также отметить, что неудивительно, что научная деятельность большинства исследователей в данной предметной области тесно сопряжена с разработкой методологии, непосредственным созданием и имплементацией программ ДПО для педагогов-хореографов в педагогическую практику. В по-

добном же сочетании ролей (исследователь и методист-практик) выступает и автор статьи, в рамках которой мы проведем анализ имеющихся научных трудов, связанных с развитием системы дополнительного профессионального образования как такового и программ повышения квалификации или профессиональной подготовки и переподготовки для педагогов-хореографов в частности.

По словам И. Л. Гоника и В. В. Шеховцова, «одной из функций ДПО на данный момент является обучение выпускников высшей школы под конкретного работодателя» [14, с. 102]. Хотя О. В.Флеров в своем исследовании, посвященном генезису отечественного ДПО, указывает на, что в основе ДПО «лежат идеи непрерывного образования и развития личности, профессионального и личностного роста, а также стремления к самосовершенствование и профессиональному развитию вне зависимости от рынка труда или формальных квалификационных требований, которые могут меняться, в то время как культура интеллектуального труда - остающееся на всю жизнь качество» [13, с. 58]. А потому степень востребованности дополнительного профессионального образования не зависит напрямую исключительно от конъюнктуры и запросов рынка.

Внутри ДПО законодательно выделяется два направления - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Группа исследователей в лице В. В. Шеховцова, И. Л. Гоника и А. С. Плотникова говорят о том, что «в силу требований времени к постоянному действительно серьезному повышению уровня компетентности, профессиональных знаний и умений специалистов все более значительная роль в системе дополнительного профессионального образования должна отводиться программам профессиональной переподготовки» [15, с. 103] как более объемным (не менее 250 учебных часов) и комплексным.

По состоянию на 2018 год, в систему ДПО в России было включено около 2000 образовательных учреждений, как самостоятельных, так и являющихся частью высшей школы и профессиональных училищ, а число учащихся программ ДПО ежегодно достигает около полутора миллионов человек. Но, несмотря на столь впечатляющие масштабы системы дополнительного профессионального образования в России, коллектив исследователей (В. С. Винокуров, Г. Ю. Протодьяконова и Т. Г. Абрамова) говорит о том, что «в системе дополнительного профессионального образования отсутствуют стандарты, подобные тем, что существуют в рамках среднего профессионального и высшего образования» [3, с. 8], что, с одной стороны, можно трактовать как преимущество, которое позволяет формировать гибкие образовательные программы, адаптирующиеся под запросы со стороны учеников и общества, но с другой - затрудняет оценку качества результатов.

В современных условиях сущностный подход к учреждениям, осуществляющим ДПО, безусловно, изменился - образовательные заведения сейчас все

больше рассматриваются в качестве экономических систем, а не просветительских ресурсов. При этом особую значимость приобретает «полезность» знания, а именно - его ориентированность на результат и способность принести экономическую выгоду здесь и сейчас. Однако рынок ДПО в России нельзя назвать полностью сложившимся.

Накладывают отпечаток на развитие системы дополнительного профессионального образования и новые «цифровые» реалии, сформировавшиеся в период пандемии - так, согласно статистике, приведенной А. А.Ахмет-шиным, в апреле 2020 года 95 % студентов на планете пришлось перейти на дистанционный или гибридный (частично удаленный) формат обучения [2, с. 229], а потому в сложившихся условиях необходимо обязательно формировать программы ДПО, используя в процессе современные технологии «электронного обучения».

Безусловно, подход к построению системы и программы дополнительного профессионального обучения должен быть иным по отношению к совершенствованию системы высшего, профессионального среднего и, тем более, школьного образования. Хотя бы потому, что взрослая аудитория отличается точностью и четкостью. Также важно осознавать, что, в связи с тем, что средний возраст большинства учащихся программ ДПО больше, чем у слушателей программами основного среднего или высшего профессионального образования, получение дополнительного профессионального образования, как правило, совмещено с выполнением повседневных трудовых обязанностей в рамках постоянной либо регулярной проектной работы, а также в связи с необходимостью выполнения обязанностей роли супруга/ супруги и отца/матери. В связи с этим, учащийся располагает меньшими временными и энергетическими ресурсами что, впрочем, зачастую компенсируется более целевым, осознанным и вдумчивым подходом к обучению.

Но при этом не стоит забывать о том, что что стремление к доказыванию своего профессионально мастерства путем получения дополнительного профессионального образования может в конечном счете привести к тому, что целью будет получение свидетельства, а не реальных знаний, что может негативно отразиться на качестве подобных программ. Поэтому факт наличия дополнительного профессионального образования может быть лишь косвенным показателем профессионального мастерства.

Появление в России системного профессионального хореографического образования как такового исследователи связывают с личностью балетмейстера Жан-Батиста Ланде, основавшего в 1738 году в Санкт-Петербурге Танцевальную Школу Её Императорского Величества [4, с. 166]. Впоследствии за свою двухсот восьмидесятитрёхлетнюю историю высшая хореографическая школа в нашей стране не раз претерпевала изменения - но, при этом, последние два столетия она оставалась одной из сильнейших в мире. Если рассматривать современные этапы развития, то с 1960-х по 1992 год - мы

наблюдали этап появления специализированных вузов, выпускающих кадры в сфере культуры и искусства, и, наконец, с 1992 года по настоящее время подготовка кадров ведется в соответствии с Болонской системой. Система хореографического образования в России позволяла отечественным педагогам-хореографам десятилетиями получать признание на международном уровне, однако нельзя не признать, что на данный момент система хореографического образования в России нуждается в реформировании.

Профессия педагога-хореографа, помимо изучения непосредственно танцевальных движений и техник, а также педагогики и методологии преподавания, предполагает получения опыта постановки, а также выполнения организационных и административных функций, а также наличия развитых коммуникационных навыков [16, с. 156].

Дискуссионным является вопрос о взаимодействии и взаимопроникновении педагогических и хореографических программ обучения - так, Л. А. Ка-симанова отмечает, что «в институтах культуры и искусств необоснованно отсутствуют образовательные программы педагогического образования, а в педагогических вузах - хореографического исполнительства» [5, с. 21]. В. Ю. Никитин соглашается, что некоторые формальные ограничения требуют корректировки и устранения - например, тот факт, что «вузы культуры и искусств, которые готовят специалистов в области хореографии, не имеют права готовить специалистов в области классического танца, также исключен из программ подготовки специалистов и бальный танец, отнесенный к спорту» [9, с. 286].

Говоря о несовершенстве существующей программы подготовки педагогов-хореографов, В. Ю. Никитин подчеркивает, что в современных программах подготовки педагогов-хореографов основное внимание уделяется обучению классическому танцу, на втором месте - танец народно-сценический и лишь по остаточному принципу разбираются современные эстрадные и социальные направления, хотя с точки зрения танцевального рынка спрос строится с точностью до наоборот - современный танец привлекает гораздо больше учеников-непрофессионалов, особенно среди взрослой аудитории. Всё это, по словам Никитина, «требует некоторой корректировки целей и задач на уровне учебных планов, программ и методического обеспечения» [01, с. 286].

На данный момент в России существует более 70 000 хореографических коллективов, руководители и педагоги которых регулярно проходят обучение, направленное на развитие профессиональных навыков.

Группой исследователей из Санкт-Петербурга экспериментальным методом доказано, что прохождение программ дополнительного образования и повышения квалификации повышает профессиональную самооценку педагогов-хореографов и помогает им легче адаптироваться под меняющиеся запросы рынка танцевальных услуг - так, если до участия в программах ДПО лишь чуть больше 20 % испытуемых считали себя полностью подготовленными

к профессиональной деятельности, а 13% и вовсе считали себя не готовыми, то после обучения на программе ДПО почти половина опрашиваемых (48 %) обладала высокой самооценкой и считала себя полностью готовой к профессиональной деятельности, число же участников исследования, считавших себя полностью не готовыми, упало до нуля [6, с. 60].

Еще одним важным назначением программ ДПО является переподготовка и переквалификация артистов классического балета, которые, в связи со сравнительно ранним завершением профессиональной сценической деятельности, находятся в кризисной и тревожной ситуации - как показывают опросы, 30 % артистов балета в возрасте 35 лет и старше «испытывают страх перед будущим», 10% - и вовсе ощущают душевную пустоту и разочарование в жизни, а 7 % подвергаются клинической депрессии [8, с. 47]. Более того, данные проблемы стоят перед всеми профессиональными исполнителями любых танцевальных направлений.

Одной из проблем в формировании системы ДПО для педагогов-хореографов является неравномерный стартовый уровень квалификации их участников. Подробно разбирая эту тему, А. А. Калыгина подмечает следующий нюанс - на практике танцевальными коллективами достаточно часто руководят люди, не имеющие ни фундаментального хореографического, ни основательного педагогического образования, и располагающими лишь либо опытом обучения на краткосрочных курсах, либо являющихся 100 % «самоучками». Более того, танцевальными коммерческими студиями по всей стране, в основном, руководят люди не имеющие профильного образования. Что приводит к тому, что и большинство педагогов в подобных студиях являются «самоучками» или специалистами без профильного образования.

Современное развитие образовательных и цифровых технологий может стать одним из катализаторов развития системы ДПО для педагогов-хореографов в России и помочь охватить максимум желающих профессионально совершенствоваться благодаря запуску заочных и дистанционных программ дополнительного профессионального образования.

Однако заочное и дистанционное обучение может и должно иметь свою специфику и не должно полностью «зеркалить» очные программы.

Очевидно, что система подготовки педагогических кадров в области хореографии в современных условиях требует оптимизации, поскольку для педагогов-хореографов становится важным умение проектировать свою профессиональную деятельность, ориентироваться в нестандартных ситуациях и меняться в ответ на запросы со стороны аудитории.

Происходит постепенное изменение однозначной роли педагога как наставника. В связи с большей доступностью программ, необходимо их делать понятными и интересными для аудитории. Для этого повышать не только профессиональные, но и коммуникативные навыки. Традиционно, учитель выступал в качестве источника информации и знаний (поставщика контента).

Однако в условиях глобализации, прежде всего информационной системы, основой учебного процесса, применительно к работе учителя станет, скорее, моделирование самостоятельной работы учащихся и поддержание их любопытства, стимулирование желания познавать окружающий мир и себя [1, с. 27].

Многие исследователи такие как ФетисоваО. В., ШеховцовВ. В., Па-лилей А. В., БондаренкоА. А. считают, что развитие ДПО является одним из самых актуальных направлений образовательной деятельности-.

При этом многие отмечают также, что существующей системе необходима модернизация, поскольку для педагогов-хореографов становится важным умение проектировать свою профессиональную деятельность, ориентироваться в нестандартных ситуациях и меняться в ответ на запросы со стороны аудитории.

Однако по-настоящему качественный результат прохождения программ ДПО для педагогов-хореографов возможен лишь при наличии сбалансированной системы традиционных и инновационных методов обучения-

От себя добавим, что, поскольку одним из основных конечных выгодопо-лучаетелей программ ДПО является бизнес (в данном случае - танцевальные школы, а также компании, занимающиеся организацией танцевально-спортивных соревнований и созданием шоу-программ), разумным будет предложить образовательным организациям усилить двустороннее сотрудничество по подготовке квалифицированных кадров. Бизнес-организации могут предоставить уникальный аналитический материал, который сможет (и должен будет) влиять на содержание образовательных программ ДПО, чтобы квалификация выпускников максимально соответствовала рыночным запросам.

Цитируя одного из исследователей, ещё раз подчеркнём, что «система профессиональной подготовки педагогов-хореографов - сложная социальная система, в которой функционирует огромное количество подструктур», а потому существует множество путей развития этой системы [7, с. 127]. Но при этом вспомним, что обучение танцам имеет большое общественное значение - ведь они «развивают эмоциональную и волевую сферу личности», ориентируют на ведение здорового образа жизни и «обеспечивают целенаправленное развитие жизненно важных духовных, интеллектуальных и физических качеств будущего поколения» [11, с. 283]. А потому, какие бы трудности не стояли на пути развития системы ДПО в России - проблема совершенствования программ подготовки педагогов-хореографов должна решаться.

Список литературы

1. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Дидактические аспекты формирования информационной культуры личности // Информатика и образование.- № 5 (244). 2013. С. 27-30.

2. АхметшинА. А. Особенности деятельности учреждений дополнительного профессионального образования в условиях пандемии коронавируса в России // Инновации и инвестиции - 2020.- № 8.- С. 229.

3. Винокуров В. С., Протодьяконова Г Ю., Абрамова Т. П Проблемы мониторинга качества дополнительного профессионального образования // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К.Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия.- 2019.- № 1 (13).- С. 8

4. Гинкевич И. В. Современное состояние хореографического образования в Российской Федерации: нормативные аспекты // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 166

5. КасимановаЛ. А. Анализ современного состояния профессиональной подготовки педагогов-хореографов в России и за рубежом //Академия профессионального образования. 2019. № 3 (82). С. 21.

6. Касиманова, Л. А. СуЖи-Ге Повышение квалификации педагогов-хореографов как условие становления профессионализма // Академия профессионального образования.- 2016 (11) - С. 60.

7. КасимановаЛ. А. Методология изучения содержания профессиональной подготовки педагогов-хореографов //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 127

8. Мацаренко Т. Н. Повышение квалификации артистов балета в период завершения сценической карьеры //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 1 (26). С. 47.

9. Никитин В. Ю. Хореографическое образование и обучение: тенденции и перспективы// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2014.- № 2 (58) - С. 286.

10. Никитин В. Ю. Хореографическое образование и обучение: тенденции и перспективы// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2014.- № 2 (58) - С. 286.

11. Никитин В. Ю. Хореографическое образование и обучение: тенденции и перспективы// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2014.- № 2 (58) - С. 283

12. РавочкинН. Н. Трансформация роли российского дополнительного профессионального образования в условиях компетентностного подхода // Вестник Международного института экономики и права.- 2017.- № 1 (26) - С. 96-104.

13. Флеров О. В. Генезис отечественного дополнительного профессионального образования: от истоков к современным проблемам // Современное образование.- 2017.- № 2 - С. 58.

14. Шеховцов В. В., Гоник И. Л. Проблемы и тенденции развития дополнительного профессионального образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки.- 2017.-№ 3.- С. 102.

15. Шеховцов В. В., ГоникИ. Л., Плотников А. С. Формирование системы дополнительного профессионального образования в регионе // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки - 2017 - № 1 - С. 103

16. ШукироваА. У. Профессиональное становление специалиста - педагога хореографии// Евразийский союз ученых. 2015. № 5-4 (14). С. 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.