Научная статья на тему 'Проблемы формирования ресурсного обеспечения инновационного процесса в сельском хозяйстве'

Проблемы формирования ресурсного обеспечения инновационного процесса в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования ресурсного обеспечения инновационного процесса в сельском хозяйстве»

ние результативности отрасли животноводства, поэтому при определении показателей эффективности необходимо использовать денежные потоки производства и реализации животноводческой продукции.

В условиях рыночных отношений, проектирование инновационных процессов предусматривает использование современных методов экономической оценки инноваций, которая осуществляется на основе следующих принципов:

- оценка финансовой реализуемости проекта на основе показателей денежного потока;

- обязательное приведение к настоящей стоимости вложенного капитала и величины денежных потоков;

- выбор дифференцированного дисконта в процессе дисконтирования денежного потока для различных проектов;

- комплексная экономическая оценка инноваций на основе учетных и дисконтных показателей.

В качестве интегральных показателей оценки экономической эффективности инноваций используются:

- чистый дисконтированный доход (ЧДД);

- индексы доходности дисконтированных затрат и инвестиций;

- простой и дисконтный периоды окупаемости;

- внутренняя норма доходности.

Рассматриваемая методика определения

экономической эффективности инноваций в кормопроизводстве использовалась при обосновании целесообразности внедрения технологии заготовки силоса в полимерные рукава с использованием добавки «Биотроф» в ООО «РАО «Наровчатское» На-ровчатского района Пензенской области.

Использование данной технологии в проектной организации предусматривает приобретение пресс-упаковщика УСМ-1, насоса - дозатора НВУ-3, консерванта «Биотроф», полимерных мешков (ОАО «Бобруйскагромаш»).

Затраты по заготовке силоса с использование проектной технологии определены по разработанной технологической карте. Себестоимость 1 ц силоса по годам реализации проекта снижается, в среднем за три года она составит 47 руб. Себестоимость силоса учтена при определении стоимости рациона и соответственно себестоимости молока, которая в среднем за три года составила 575 руб., что на 30 руб. ниже фактического уровня.

Показатели финансовых результатов по годам проекта характеризуются положительной динамикой. Чистая прибыль в третий год проекта составит 1300 тыс. руб., рентабельность затрат и продаж в среднем за три года - 16 и 13% соответственно.

Накопленная денежная наличность проекта имеет положительное значение (более 3 млн руб.), что свидетельствует о финансовой реализуемости проектных мероприятий.

При определении экономической эффективности проекта использовались учетные и дисконтные показатели (табл. 1). Проектная выручка от реализации продукции значительно превышает рассчитанный порог рентабельности, о чем свидетельствует положительное значение запаса финансовой прочности, зона безопасности проекта - 85%.

Чистый доход и чистый дисконтированный доход имеют положительное значение. Индексы доходности затрат и инвестиций больше единицы, внутренняя норма доходности - 55%, что значительно превышает выбранную ставку дисконтирования. Рассчитанные показатели экономической эффективности проекта свидетельствуют о целесообразности внедрения инновационной технологии заготовки силоса в ООО «РАО «Наровчатское», что позволит повысить качество кормовой базы и соответственно эффективность молочного скотоводства организации.

Таблица 1 - Экономическая эффективность внедрения инновационной технологии заготовки силоса

Показатель Значение показателя

Чистый дисконтированный доход 2216,15

Внутренняя норма доходности, % 55

Дисконтный период окупаемости, лет 1,40

Индекс доходности дисконтированных затрат 1,8

Индекс доходности дисконтированных инвестиций 2,05

Запас финансовой прочности, тыс. руб. 4649,36

Зона безопасности, % 85

Таким образом, экономическую оценку инноваций в кормопроизводстве целесообразно проводить в несколько этапов. На первом, дается сравнительная оценка производственно-экономических характеристик проектной и традиционной технологий заготовки кормов. На втором, определяется влияние проектной технологии на результативность отрасли животноводства. На третьем, формируются денежные потоки проекта, с учетом производства и реализации животноводческой продукции. На заключительном этапе, рассчитываются показатели эффективности использования инноваций, основанные на учетных и дисконтных оценках.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Ж.А. Телегина, д.э.н., доц. Российского аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева

Инновационная деятельность рассматривается как часть социально-экономической политики, определяющей цели и приоритеты инновационной стратегии, механизмы ее реализации. Инновационная направленность стратегии и тактики развития сельскохозяйственного производства предъявляет новые требования к содержанию, организации и методике управленческой деятельности, вызывая необходимость рассматривать управление научной и инновационной деятельностью как важнейшую составную часть

менеджмента любого объекта экономики. В условиях рыночной среды стратегический менеджмент инноваций не ограничивается технологическими и организационными нововведениями, а распространяется на процессы обновления элементов функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей на всех стадиях инновационного процесса (от стадии зарождения инновационной идеи до ее материального распространения и коммерческой реализации). Коммерциализация инноваций предполагает комплексное раз-

витие структурных подразделений сельскохозяйственных организаций, использование организационных и управленческих аспектов корпоративной стратегии. Готовность и способность сельскохозяйственной организации осуществить нововведения характеризует ее инновационный потенциал - совокупность различных видов проектов, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

Разработка инновационных стратегий в сельскохозяйственной организации основана на решении следующего комплекса задач: анализе тенденций в научнотехнической сфере; оценке возможностей и ресурсов хозяйствующего субъекта; разработке стратегических целей, определении инновационных стратегий и стратегических альтернатив; подготовке проектов, программ, планов, бюджетов; оценке деятельности стратегической хозяйственной единицы на основе критериев достижения инновационных целей. Реализация инновационной стратегии позволяет сельскохозяйственной организации обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества, опережающую адаптацию хозяйствующего субъекта в рыночной среде, выявить возможности его ресурсного потенциала, развить творческий потенциал сотрудников, перейти на новый уровень развития научно-технической и социально-экономической деятельности.

В современных условиях развитие и внедрение действительно инновационных технологий в сельском хозяйстве, создание соответствующих объектов и оборудования связано с затратами капитала, зачастую неподъемными для одного инвесто-ра-инициатора проекта. Обычной практикой при реализации крупных инновационных проектов является привлечение внешнего капитала в форме кредитов или долевого участия. Выбор рационального соотношения двух основных форм внешнего финансирования инновационных преобразований в сельском хозяйстве важен как для инвестора, так и для реципиента при оценке финансовой устойчивости проекта (определение финансового рычага), с точки зрения бухгалтерского учета операций по финансированию проекта, а также с точки зрения правовых последствий использования той или иной формы.

На практике все три основных механизма реализации инновационных преобразований в сельском хозяйстве - самофинансирование, прямое финансирование и кредитование тесно взаимоувязаны и используются, как правило, комплексно, причем именно прогнозы самофинансирования служат стартовой площадкой при оценке перспектив инновационного развития реципиента, при получении им прямых инвестиций или оценке кредитоспособности.

С этой точки зрения большие возможности кроются в рациональной организации финансовых потоков в прогнозах социально-экономического развития страны. Система прогнозирования социально-

экономического развития в настоящее время является одним из основных инструментов государственного регулирования российской экономики. Проектировки разрабатываемых прогнозов социально-экономического развития РФ не имеют обязательного характера. Однако в качестве целевых ориентиров воспроизводственного процесса и базы для формирования финансово-бюджетной политики государства они в значительной степени определяют условия функционирования сельского хозяйства и уровень инновационной активности. Поэтому повышение научной обоснованности и реальности прогнозных проектировок выступает предпосылкой обеспечения эффективности инвестиционной политики государства и создания макроэкономических условий для ее реализации.

Величина и структура инвестируемых в инновации финансовых ресурсов являются важным индикатором состояния аграрной экономики, показывая, на какой стадии экономического цикла находится сельское хозяйство - на стадии спада, стагнации или подъема. Ни о каком подъеме сельского хозяйства не может идти и речи, если величина инвестируемых в производство финансовых ресурсов меньше амортизационных отчислений, поскольку в этом случае валовые инвестиции не возмещают капитал, потребленный в производстве в текущем году. Величина инвестиций даже на уровне, равном потребленному капиталу, оказывает негативное влияние на качественные характеристики воспроизводства основных средств. Снижение инвестиций ниже величины амортизационных отчислений рассматривается как серьезная угроза национальной безопасности страны.

Именно поэтому вопросам активизации инвестиционной деятельности сельского хозяйства в экономически развитых странах уделяется огромное внимание, причем на государственном уровне. Динамично растущие инвестиции - это движущая сила развития сельскохозяйственного производства, способная обеспечить высокие темпы и качество экономического роста.

Оценивая в целом сложившуюся в российской экономике структуру финансовых ресурсов, инвестируемых в инновации аграрного сектора, можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день эта структура является деформированной, а потому малоэффективной. Она характеризуется преобладанием прибыли и амортизации, то есть собственных инвестиционных ресурсов субъектов хозяйствования.

Ресурсы кредитной системы и фондового рынка в отличие от стран с развитой рыночной экономикой играют крайне незначительную роль в процессе обновления технологий и капитала сельскохозяйственных организаций. Это, бесспорно, выступает факторами, оказывающими отрицательное воздействие не только на объем и структуру финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационное преобразование сельского хозяйства, но и на темпы и качество самого экономического роста.

Анализ тенденций, складывающихся в группе собственных источников финансирования инноваций, позволяет утверждать, что здесь для сельского хозяйства важно найти решение двух ключевых задач - добиться эффективного использования амортизационного фонда и разработать реальные, не противоречащие друг другу стимулы реинвестирования прибыли в производство. Кроме того, ограниченность источников инвестиционных ресурсов диктует необходимость выработки мер, направленных на достижение их эффективной структуры, а также на поиск новых источников привлечения средств.

При выборе конкретных источников инвестиционных ресурсов в группе собственных средств субъекты хозяйствования должны руководствоваться следующими критериями: добиваться привлечения наибольшего объема средств при наименьших затратах, сохраняя при этом финансовую устойчивость.

При формирований финансовых источников в составе заемных и привлеченных средств возникают свои проблемы, нерешенность которых затрудняет своевременное и полное обеспечение инновационной деятельности необходимыми ресурсами. В частности, отрицательное влияние оказывает, на наш взгляд, то, что в рамках проводимой государст-

венной инвестиционной политики недостаточное внимание уделяется развитию инфраструктурных институтов кредитного рынка. Крайне низким остается уровень информационной обеспеченности потенциальных кредиторов и заемщиков, равно как и методического обеспечения процесса экспертизы инновационных проектов. Практически отсутствуют гарантирование и страхование обязательств по кредитным договорам и облигационным займам. Все перечисленное, отражая недостатки процесса привлечения средств на инновационные цели, одновременно может рассматриваться как резерв роста инвестиционных финансовых ресурсов в случае нахождения конкретных путей мобилизации этого резерва.

Наряду с собственными, заемными и привлеченными источниками инвестирования средств в составе финансовых ресурсов, обеспечивающих инновационную деятельность в сельском хозяйстве, используются также бюджетные средства. Федеральные органы исполнительной власти никак не определятся с приоритетами инвестиционной политики по отношению к регионам, а те - по отношению к муниципальным образованиям, что, естественно, мешает проведению эффективной инновационной политики в сельском хозяйстве. В частности, отсутствуют пер-

спективные приоритеты развития отдельных регионов на уровне среднесрочного прогноза. В условиях явно обозначившегося переноса центра тяжести экономических и социальных реформ на региональный уровень это ведет к неэффективной аграрной политике. К тому же рост расходов по отдельным разделам функциональной классификации предусматривается ниже предполагаемого уровня инфляции, что неизбежно приведет к реальному сокращению выделяемых бюджетных средств на инновационные преобразования в сельском хозяйстве.

В связи с вышеизложенным представляется вполне правомерным утверждение, что резервы роста инновационных затрат сельского хозяйства во многом связаны не только и даже не столько с увеличением самих бюджетов, сколько с корректировкой методологии и методики формирования бюджетных расходов, изменением механизмов бюджетного финансирования инновационных затрат сельского хозяйства, совершенствованием бюджетного законодательства. В частности, ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов требует разработки соответствующих показателей, в расчете на которые должны выделяться бюджетные ассигнования.

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Е.А. Мягкова, к.э.н., ст. преп., И.П. Шаляпина, д.э.н., проф., зав. каф., Мичуринского государственного аграрного университета

Для многих предприятий, столкнувшихся с проблемами выживаемости в условиях рынка, главным условием успеха и эффективности управления выступает инновационная стратегия, целью которой является максимально полное удовлетворение требований потребителей к количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство.

Таким образом, инновационная стратегия -это весьма сложная и многогранная проблема, которая затрагивает весь комплекс отношений в экономических системах: исследования, разработки, производства, сбыта, сервисного обслуживания. Для решения этих задач необходимо наличие эффективной системы управления предприятиями агропромышленного комплекса. Однако важно помнить, что определяющим фактором является не только создание новых продуктов (нового рынка), более производительных технологий, но и насыщение рынка существующего продукта. В связи с этим основным подходом выступает рыночная перспективность инноваций во взаимосвязи с другими элементами деятельности предприятия (рис. 1).

Обеспечение динамического развития производства и поддержание соответствующего производственного уровня возможно за счет внедрения и инновационных технологий. Анализ данных о динамично развивающихся агропромышленных предприятиях различных организационно-правовых форм хозяйствования позволяет выявить направления внедрения инноваций.

Данные о направлениях инновационной деятельности свидетельствуют о том, что новые и усовершенствованные технологии производства и переработки продукции занимают первое место. Далее идет внедрение новых сортов, гибридов и улучшенных линий и пород животных. Наименьший

удельный вес составляет введение компьютерных технологий, используемых в учете и производственных процессах.

Значительное увеличение объемов производства, снижение затрат на продукцию, рост производительности труда обеспечивается за счет внедрения инновационных разработок. Это же способствует увеличению доходности сельскохозяйственного производства, сокращению сроков окупаемости вложенного капитала. Применение инноваций оказывает содействие установлению баланса между отраслями и повышает инвестиционную привлекательность предприятия.

Анализ по сельскохозяйственным предприятиям Липецкой области показывает, что вложение средств в инновационные технологии дает дополнительный финансовый эффект, позволяет снизить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность. Например, при возделывании сельскохозяйственных культур по новым технологиям их урожайность увеличивается в 1,5-2 раза, что положительно отражается на финансовом результате, который повышается в 2 раза. Это обеспечивает окупаемость инвестиций на третий год при уровне рентабельности на уровне 40-50%.

Однако инновационная деятельность на большинстве предприятий исследуемого региона осуществляется в незначительных объемах. Для оценки наличия требуемых инвестиционных ресурсов у сельскохозяйственных предприятий было исследовано их финансовое состояние, которое в течение последних лет остается неудовлетворительным.

При росте выручки от реализации продукции и услуг в сельскохозяйственных организациях за период с 2002 по 2007 г. в 2,2 раза затраты на них увеличились в 2,4 раза. В результате прибыль (до налогообложения) возросла на 59% и составила

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.