Научная статья на тему 'Проблемы формирования региональной инвестиционной инфраструктуры'

Проблемы формирования региональной инвестиционной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манохин А. Ю.

Practically all investment process participants are interested in a regional investment infrastructure formation directly or indirectly.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of a regional investment infrastructure formation

Practically all investment process participants are interested in a regional investment infrastructure formation directly or indirectly.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования региональной инвестиционной инфраструктуры»

аналогов. Для них ситуация резко ухудшилась. Исследования, проведенные Институтом сравнительных исследований трудовых отношений, показали, что финансовый кризис дал толчок развитию производства экспортной продукции, заставив предприятия осуществлять технологические новшества с целью расширения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке [11]. Кроме того, усилился интерес предприятий к использованию отечественной техники, и они стали более активно искать отечественных производителей техники или запасных частей для импортного оборудования.

В имеющихся исследованиях практически всегда предпринимается попытка увязать уровень инновационной активности и отраслевую принадлежность, размеры предприятий, форму собственности, а также территориальное расположение предприятий.

1. Рогатов М.Д., Савинский А.В. Государственная стратегия развития инновационного предпринимательства в экономике России. М., 2004.

2. Черенкова Ю.В. // Экономика и общество на этапе роста. М., 2004.

3. Авилова В.В., Хворова Е.В. // Социальное управление и регулирование в трансформирующемся обществе. Казань, 2003.

4. Макрушин М.А. // Экономика. Управление. Культура. 2003. Вып. 10. Ч. 1. С. 187-188.

5. Девитайкин А.Г., Погорелова В.Б., Богданов С.В. // Актуальные проблемы управления 2004: материалы междунар. науч.-практ. конф. (10-11 нояб. 2004 г.). М., 2004. Вып. 4. С. 11-13.

6. Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Воробьев В.П. Инновационный менеджмент. М., 2002.

7. Зинов В.Г., Цыганов С.А. // Инновации. 2003. № 2/3. С. 39-41.

8. Foyn F. Community Innovation Survey 1997/1998. Eurostat, Research and Development, Theme 9-2/1999.

9. Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. М., 2000.

10. Косалс Л.Я., Кузнецов М.И., Рывкина Р.В., Симагин Ю.А. Оборонные предприятия России: 1995-2000 гг. Социально-экономические итоги реформ на микроуровне. М., 2000.

11. Кабалина В. И. Инновации в постсоветской промышленности. Сыктывкар, 2000. Ч. I.

(Продолжение в следующем номере.)

Поступила в редакцию 22.06.2007 г.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

А.Ю. Манохин

Manohin A.Y. Problems of a regional investment infrastructure formation. Practically all investment process participants are interested in a regional investment infrastructure formation directly or indirectly. The reasons of it are different.

На современном этапе рыночных отношений наблюдается усиление конкурентной борьбы между отдельными административно-территориальными образованиями за инвестиционные ресурсы, активное привлечение которых необходимо для повышения эффективности предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, рационализации процесса текущего функционирования и перспективного развития организационно-правовых структур различных отрас-

лей региональной экономики. В этих условиях существенное увеличение объемов инвестиций в регион может быть достигнуто на основе рационального использования современного инструментария стимулирования инвестиционной деятельности, обеспечивающего результативное взаимодействие хозяйствующих субъектов и органов государственного управления всех уровней.

В период развивающихся рыночных отношений рационализация механизма стиму-

лирования инвестиционной деятельности является важнейшим условием повышения эффективности функционирования народного хозяйства страны как в краткосрочной перспективе, так и в стратегическом периоде времени. При усложнении взаимосвязей внутри макроэкономической системы становится необходимым формирование адаптационных механизмов стимулирования инвестиций, способствующих преодолению негативных тенденций в инвестиционной сфере [1].

В этой связи одним из основных условий устойчивого развития народного хозяйства Российской Федерации в целом, его региональных подсистем, отдельных организационно-правовых структур является повышение обоснованности экономико-организационных, нормативно-правовых и финансово-кредитных решений, направленных на совершенствование механизма стимулирования инвестиционной деятельности, рационализацию взаимодействия отдельных участников инвестиционного процесса.

Инфраструктуру поддержки (обеспечения) любой деятельности можно условно разбить на три основные сектора: технологический, финансовый и кадровый.

Если технологический сектор ассоциируется, в первую очередь, с материальными элементами, такими как бизнес-инкубаторы и торговые дома, инновационно-технологические центры и технопарки; а финансовый реализуется в виде разнообразных инвестиционных инструментов: стартовых и гарантийных фондов, а также различных фондов технической помощи, объединяющих бюджетные, общественные и частные средства; то кадровое обеспечение носит в основном нематериальный характер и представляет собой систему формальных и неформальных связей, реализуемых через различные ассоциации, объединения, клубы, а также систему консультационных услуг, обучения и переподготовку предпринимателей и менеджеров самых различных структур (от производственных фирм до венчурных фондов). При этом роль материальной составляющей инфраструктурного обеспечения зачастую преувеличивается в ущерб нематериальной -системы внешних и внутренних связей субъектов инвестиционного процесса.

Возвращаясь к ситуации в России, можно сказать, что если еще вчера основной риск

был связан с политической нестабильностью, то уже сегодня на первый план выходят проблемы несбалансированности и неупорядоченности нормативно-правовой базы экономических преобразований и неготовностью государственных и общественных структур, других субъектов хозяйственной деятельности к работе в рыночных условиях. Таким образом, можно сказать, что основной риск по-прежнему связан с отсутствием стабильности, но уже не политической, а организационной и экономической.

Создание более устойчивой, предсказуемой и упорядоченной ситуации на региональном уровне напрямую зависит от создания адекватной инфраструктуры, которая при стремлении к эффективности для потребителя всегда должна быть адресной и определяться исключительно запросами бизнеса.

Создаваться инфраструктура может как сверху: международными организациями,

федеральными и региональными властями, так и снизу - представителями различных видов бизнеса, заинтересованных в защите и продвижении своих интересов. Крайне важно найти правильный баланс между различными участниками и обеспечить трансформацию от централизованной системы поддержки промышленности и предпринимательства к децентрализованной, при которой международные организации и государственные структуры помогают частным найти и реализовать их собственные решения.

Практически все участники инвестиционного процесса прямо или косвенно заинтересованы в развитии региональной инвестиционной инфраструктуры, хотя и по разным причинам.

Администрация региона заинтересована в ускоренном социально-экономическом развитии региона. Для решения данной задачи федеральные органы власти стремятся увеличить инвестиционную привлекательность страны в целом, также как и региональные власти - привлекательность своих регионов.

Что же касается инвесторов и получателей инвестиций, то они имеют очень сильную экономическую мотивацию, стремясь, одновременно сотрудничая и соперничая, получить максимальную прибыль для себя при минимальном риске потерять свои инвестиции и свой бизнес.

При этом выгода для всех участников процесса носит косвенный характер и проявляется при успешном развитии основного бизнеса, а сама инфраструктура является лишь инструментом, требующим определенных затрат.

Однако инфраструктура может рассматриваться и как объект инвестиций с целью получения коммерческой выгоды. В этом случае применим в полной мере подход, обычный при проектном финансировании в сферу услуг.

Источниками для разработки данной проблемы стали фундаментальные исследования зарубежных и отечественных авторов, посвященные различным аспектам теории и практики инвестиционной деятельности; анализу инвестиционной среды и инвестиционного климата; институциональной теории, ее месту и роли в развитии современной экономической теории; созданию и функционированию инвестиционного механизма. В основе исследования проблем совершенствования инвестиционной деятельности в регионе лежат теория, методология и практика регионального воспроизводства. В разработке этих вопросов видное место занимают работы

A.Н. Алисова, Л.И. Абалкина, Ю.П. Алексеева, С.Б. Мельникова, А. Л. Гапоненко и др.

Методология изучения институциональных изменений разработана зарубежными авторами Т. Вебленом, Дж. Коммонсом, С. Уинтером, Р. Коузом, Р. Нельсоном,

М. Олсоном, Д. Нортом, О. Уильямсоном, и др. Роль институтов в российской экономике анализируется в работах М.А. Дерябиной, С.Г. Кирдиной, А.Н. Нестеренко, А.Н. Олейника, В.М. Полтеровича и др.

Созданию и функционированию механизма инвестиционной деятельности в регионе посвящены работы А.Я. Быстрякова,

B.С. Барда, И.А. Бланка, В.В. Бочарова,

В.П. Грицыной, Ю.В. Богатина Н.С. Гусько-ва, И.А. Зимина, Д.А. Ендовицкого и др.

Анализ проблем инвестиций содержится в работах зарубежных авторов Г.Дж. Александера, С.Б. Барнеса, Дж. Бейли, В. Беренса, Г. Бирмана, Л.Дж. Гитмана, М.Д. Джонка, Д. Норткотта, Д. Сигела, П. Хавранека и др.

При исследовании использовались федеральные законодательные акты, нормативноправовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие инвестиционную деятельность в регионах. Информационную базу

исследования составили материалы и документы Государственной Думы РФ и Правительства РФ, законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, а также данные территориальных управлений органов государственной статистики [2].

Однако проблемы формирования инфраструктуры инвестиционной сферы экономики исследованы в отечественной литературе недостаточно. Исследователи, как правило, ограничиваются перечислением некоторых институциональных факторов, действующих в экономической сфере и влияющих на инвестиционную активность. При этом недостаточно акцентируется внимание на комплексном подходе к данной проблеме. Отдельные вопросы инвестиционной деятельности институциональных инвесторов также еще не получили окончательного решения. В частности, в большинстве научных трудов рассматривается инвестиционная деятельность институциональных инвесторов с позиций национальной экономики безотносительно специфики их региональных особенностей.

Исследуем модели построения инвестиционной инфраструктуры в регионе.

Технологическая инфраструктура. На территории области сосредоточен значительный технологический и научный потенциал: ТГТУ и ТГУ им. Г.Р. Державина своим предназначением обязаны быть системой накопления и расширенного воспроизводства идеи, знаний и технологий. Однако они находятся под воздействием ряда негативных факторов объективного и субъективного характера, в том числе:

- малый объем финансирования НИОКР как со стороны государства, так и со стороны предприятий, организаций, компаний;

- незавершенность и низкая коммерческая готовность интеллектуальных продуктов и услуг университета;

- отсутствие опыта, стартового капитала и инфраструктуры для вовлечения инновационных технологий и интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

- отсутствие должного правового обеспечения процесса коммерциализации интеллектуальной собственности и вовлечения ее в хозяйственный оборот.

Таким образом, ТГТУ и ТГУ им. Г.Р. Державина, позиционируя себя как основной источник технологий для промышленности

Тамбовской области, в том числе и для одной из приоритетных ее отраслей - химической, могут попытаться минимизировать данные негативные факторы, заняв одно из центральных мест в предполагаемой инфраструктуре технологий Тамбовской области. При этом основная особенность университетов состоит в том, что они, с одной стороны, должны владеть всем циклом движения знания, а с другой - должны быть способны овладевать каждым элементом цикла, максимально его конкретизируя и специализируя деятельность по работе над ним на основе создания профилированных институциональных структур - лабораторий, исследовательских институтов, технопарков, центров инжиниринга, центров изучения смены идентичности, маркетинговых исследовательских сетей, кадровых центров и т. д. [3]. С этой точки зрения, университетский научноинновационный комплекс не может выступать в качестве простой организационной «надстройки» над университетским комплексом, не может рассматриваться в качестве еще одной, дополнительно создаваемой внутри университетской структуры. Инновационный комплекс является результатом освоения особого режима работы всем университетским организмом. Этот режим работы предполагает постоянное продвижение от фундаментальных научных прорывов к созданию новых технологий и освоению этих технологий в рамках инфраструктуры

Освоение всего цикла жизни знания делает университет принципиально открытым к предложениям и проектам любого типа. Это создает предпосылки для формирования межрегионального кластера химических технологий. При этом цикл жизни конкретного знания может быть максимально рассредоточен и распределен между разными научными корпоративными структурами. Так, учитывая тот факт, что Тамбовский государственный технический университет наряду с Мичуринским государственным аграрным университетом и Воронежской технологической академией, а также учреждениями СПО и НПО образуют ассоциативный университет им. В.И. Вернадского, на основе нового фундаментального физического знания, получаемого, к примеру, в Воронежской технологической академии, могут создаваться новые технологии в Тамбовском государственном

техническом университете (перерабатывающая промышленность), которые выступают основой построения новых предприятий промышленности в Тамбовской области. С другой стороны, результаты научной и инновационной деятельности ТГТУ и ТГУ им. Г.Р. Державина в области органического и неорганического синтеза, создания нанопродуктов функционального назначения могут стать предметом бизнеса для других корпоративных участников. С этой точки зрения выделенный единый цикл жизни знаний может выступать принципом корпоративного взаимодействия разных университетских комплексов.

Другим входом в систему кластера химических технологий Тамбовской области можно рассматривать традиционные инжиниринговые центры и бизнес-инкубаторы, в которых происходит освоение и апробирование принципиально новых промышленных технологий. На территории Тамбовской области функционирует НОУ Региональный Центр Управления и Культуры, который является единым общеобразовательным научно-производственным комплексом, включающим в себя:

- региональный учебный центр;

- тамбовский инновационный бизнес-инкубатор;

- информационно-ресурсный центр малого и среднего бизнеса;

- Тамбовский областной центр промышленной субконтрактации и партнерства.

В 2005-2006 гг. область была признана победителем федеральных конкурсов на создание и развитие бизнес-инкубаторов. Завершается реконструкция Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора. Общая стоимость проекта составляет более 23,5 млн руб.. финансируемых на паритетной основе из федерального и областного бюджетов. Его реализация позволит разместить в бизнес-инкубаторе порядка 30 малых предприятий, создать дополнительно 150 новых рабочих мест. Сейчас проводится конкурс по отбору клиентов бизнес-инкубатора.

Финансовая инфраструктура. Хотя в широком смысле этого слова к финансовой инфраструктуре следует отнести все финансовые институты, имеющие прямое или косвенное отношение к прямому инвестированию, более конструктивным, по-видимому,

будет рассматривать только те специфические финансовые инструменты, которые позволяют снижать инвестиционные риски и максимально эффективно использовать свободные денежные ресурсы.

В каком-то смысле ФИ играет роль ворот для инвесторов (особенно крупных). При этом сегодня венчурные фонды также позволяют таким инвесторам, как пенсионные фонды, страховые компании и крупные международные корпорации делать сравнительно небольшие по размерам инвестиции, обеспечивая, с одной стороны, адекватный контроль за использованием средств и соответствующую прибыль, а с другой - развитие перспективных направлений в рамках стратегических интересов инвесторов.

Именно этим соображением объясняется тот факт, что практически любая крупная корпорация сегодня имеет свой венчурный фонд. Однако венчурные вложения делаются, как правило, тогда, когда коммерциализация идеи уже достаточно продвинута. Разрыв в финансовой поддержке инновационной цепочки «идея - технология - промышленное производство» на стадии перехода от исследований и разработок к рыночному продукту не позволяет обеспечить поток интересных предложений для коммерческих инвестиций. Крайне важную роль играют финансовые институты, обеспечивающие прямое финансирование на этой стадии, либо уменьшаю-

щие риски кредиторов до приемлемого уровня (залоговые, гарантийные фонды) [4, 5].

В области активно ведется работа по финансово-кредитной поддержке малого предпринимательства. Ее основой является соглашение между администрацией области и Тамбовским отделением Сбербанка России, филиалом ОАО Внешторгбанка в г. Тамбове, ОАО АКБ «Тамбовкредитпромбанк». Ежегодно этими банками принимаются программы кредитования малого бизнеса.

Происходит постоянное увеличение количества кредитных организаций, так, в 2006 г. на территории области начали работать филиалы АКБ «Экспресс-Волга», «Газ-энергопромбанка» и ряда других банков. Серьезно активизировал свою работу Россельхозбанк, за 2006 г. им выдано кредитов малому бизнесу на сумму 527 млн руб., что в 3,3 выше, чем в 2005 г. 207 крестьянским (фермерским) хозяйствам за счет федерального и областного бюджетов в рамках национального проекта «Развитие АПК» произведено субсидирование процентной ставки по кредитам на общую сумму более 20 млн руб. (в т. ч. 1230 тыс. руб. из областного бюджета).

В 2006 г. объем кредитования субъектов малого предпринимательства составил более 16 млрд руб. (рис. 1).

Рис. 1. Динамика роста объема кредитования субъектов малого предпринимательства, млрд руб.

Всего за период с 2001 г. по 2006 г. было выдано кредитов и займов субъектам малого предпринимательства на сумму 46 млрд руб. За счет областного бюджета производится субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам субъектов малого предпринимательства. Несмотря на столь значительные объемы кредитования, сама процедура получения кредитов остается чрезвычайно сложной и громоздкой. По-прежнему большинство банков работают крайне консервативно, практически возлагая все риски на заемщиков. Необходимо принимать меры к упрощению этой процедуры. Как нам представляется, только ужесточение конкуренции между кредитными организациями может помочь в решении этой проблемы. В этой связи постоянное увеличение кредитных организаций в области только приветствуется. На региональном уровне главой администрации области О.И. Бетиным принято решение о выделении лимита залогового фонда при получении кредитов для промышленных предприятий в объёме 400 млн руб.

Активно развиваются лизинговые организации, при этом особое внимание заслуживает правовое обеспечение договорных отношений лизингодатель - лизингополучатель [6].

Кадровое обеспечение. Основной риск инвестора в любой стране и любом виде бизнеса связан с неадекватным менеджментом. Минимизация этого риска достигается повышением управленческой и предпринимательской культуры, качественным обучением и переподготовкой менеджеров всех уровней, обеспечением их необходимой поддержкой (консалтинговой и информационной).

Как уже было сказано выше, любое разделение инфраструктуры на сектора носит условный характер. Например, систему предоставления консультационных услуг в области маркетинга, финансирования, хозяйственного права и защиты прав интеллектуальной собственности можно отнести также как и информационное обеспечение, можно отнести к технологической инфраструктуре [7].

Представляется, тем не менее, целесообразным объединить вместе те направления

поддержки, где определяющую роль играет нематериальная составляющая. Естественно, создание и работа информационных систем требует достаточно больших капиталовложений. Однако основной результат достигается за счет углубления понимания и оперативного отслеживания ситуации. Процесс повышения квалификации менеджмента также определяется не только получением новых знаний в ходе обучения и консультаций, но и возникновением системы формальных и неформальных связей всех субъектов научно-технической и инновационной деятельности.

Специалистов по менеджменту, финансам, маркетингу, налогообложению готовят в ТГТУ, ТГУ им. Г.Р. Державина, МичГАУ, Российском новом университете и др.

Как уже было сказано выше, любая инфраструктура должна создаваться в соответствии с рыночными требованиями, и уже одно это подразумевает, что ей следует быть комплексной, т. е. предоставлять всестороннее обеспечение тому или иному бизнесу. Относительный вклад ее создателей может сильно варьироваться в зависимости от вида бизнеса. Но определяющую роль на всех этапах создания инфраструктуры играет конкретный инициатор - активно действующий человек или группа лиц, выдвигаемые или, по крайней мере, активно поддерживаемые предпринимательской средой. При этом существенное снижение инвестиционных рисков возможно только при условии, что все поставленные задачи будут решаться параллельно с созданием разноплановой сети формальных и неформальных объединений, ассоциаций, клубов, формирующих новый социальный слой людей, объединенных общностью целей и подходов к их достижению.

Нами предложена схема инвестиционной инфраструктуры для развития экономики области (рис. 2).

Администрация области, помимо факторов улучшения социально-экономической ситуации и политических дивидендов в случае удачи, получает интерфейс, позволяющий отслеживать, координировать, а в ряде случаев и регулировать частный бизнес.

Предприятия области (ОАО «Пигмент», ФКП «Тамбовский пороховой завод», «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С. Артемова»)

Рис. 2. Инвестиционная инфраструктура Тамбовской области

Формирование современной инфра-

структуры для каждого региона должно быть связано с поиском своей концепции развития, своего набора способов и элементов механизма реализации стратегических и тактических задач регионального развития.

1. Мельникова Е.В. // Стратегические аспекты инвестиционной деятельности фирмы: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 2007. С. 37-40.

2. Черемисина Н.В., Золотухина В.М. Современные аспекты становления и развития региональной и муниципальной статистики: моногр. Тамбов, 2006.

3. Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновацион-

ной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

4. Положение о залоговом фонде Тамбовской области, утвержденное постановлением администрации области № 14 от 13.01.2003 г.

5. Постановление Правительства РФ № 1249 от 12.11.1999 г. «Об утверждении Положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народнохозяйственной значимости».

6. Постановление Правительства РФ № 1020 от 3.09.1998 г. «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций».

7. Пауль Ф. Прямые иностранные инвестиции для России: Стратегия возрождения промышленности. М., 1999. С. 436.

Поступила в редакцию 4.08.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.