tence. Impotence. - J. A. M. A, 1993. - V. 270. -P. 83 - 90.
47. Porst H. The efficacy and tolerability of varden-afil, a new, oral, selective phosphodiesterase type 5 inhibitor, in patients with erectile dysfunction: the first at-home clinical trial /H. Porst, H. Padma-Nathan //Int. J. Import. Res. - 2001. - V. 13. -P. 192 - 199.
48. Prisant L. M. Fixed low-dose combination in first -line treatment of hypertension //J. Hypertens. -
2002. - V. 20. - №l. - P. 11 - 19.
49. Randomized trial of sildenafil for the treatment of erectile dysfunction in spinal cord injury /F. Giuli-ano, C. Hultling, W. S. Masry et al. //Ann. Neurol. -1999. - V. 46. - P. 15 - 21.
50. The international index of erectile function (IIEF): a multidimensional scale for assessment of erectile dysfunction /R. C. Rosen, A. Riley, G. Wagner et al. //Urology. - 1997. - V. 49. - 822 p.
Поступила 31.03.09
A. A. Kamalov, S. D. Dorofeyev, E. A. Efremov, A. A. Khamzin, S. K. Kuderinov ERECTILE DYSFUNCTION AND CARDIOVASCULAR DISEASES
Age, cardiovascular diseases (including arterial hypertension), endocrine disorders (first of all diabetes mellitus), by-effect of medical products, spinal cord traumas, depression, alcohol and smoking abuse, and diseases of prostate gland increase the risk of the erectile dysfunction. The cardiovascular diseases play the great role in the development of the erectile dysfunction among the risk factors. The common etiological agent of the development of the erectile dysfunction and the cardiovascular diseases is an andothelial dysfunction. At treatment of the patients with the erectile dysfunction, particularly of the advanced age, the examination of the state of the cardiovascular system is required for the determination of the development of the cardiovascular diseases and the possibility of medical products administration.
А. А. Камалов, С. Д. Дорофеев, Е. А. Ефремов, А. А. Хамзин, С. К. Кудеринов ЭРЕКТИЛЬД1 ДИСФУНКЦИЯ ЖЭНЕ ЖУРЕК-ТАМЫР АУРУЛАРЫ
Адамныч жасы, жYрек-тамыр аурулары (соныч шнде артериальды гипертензия), эндокриндi бузылушылык (бiрiншi кезекте кант диабет^, емдк препараттардыч косымша эсер^ жулын миыныч жаракаты, куйзелгс, спиртп шмдк шу жэне темек шегу, жыныс безi аурулары эректильдi дисфункция дертше шалдыру каупш елеулi турде улрайтады. К,ау^-катер факторлары арасында эректильдi дисфункцияны дамытудары Yлкен рольдi журек-тамыр аурулары алады. Эректильдi дисфункцияныч жэне журек-тамыр ауруларыныч дамуындары жалпы этиологиялык фактор - эндотелиалды дисфункция. Эректильдi дисфункция пациенттерш емдеуде, эсiресе карт адамдарды, журек-тамыр жYЙесiнiч жардайын зерттеу кажет. Бул осы аурулардыч даму катера аныктау жэне эртYрлi емдiк препараттарды тарайындау мYмкiндiгi Yшiн кажет.
С. П. Терехин, С. В. Ахметова, Е. В. Мацук, Р. К. Кемельбаева
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Кафедра гигиена №1 Карагандинской государственной медицинской академии
Известно, что здоровое питание - один из основополагающих моментов здорового образа жизни и, следовательно, сохранения и укрепления здоровья [1, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 17, 18, 24, 27, 28, 30, 36, 38, 39, 42, 43]. Питание наряду с физической активностью и психо-эмоциональным статусом относится к тем важнейшим факторам качества жизни, которые с момента рождения и до самых последних мгновений жизни воздействуют на организм человека. Это существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма. Если для взрослых рациональное питание - это здоровье, долголетие, высокая работоспособность, то для детей - это нормальное развитие и сама жизнь [2, 3, 4, 5, 7, 8, 12, 14, 15, 17, 21, 26, 27, 28, 30, 36, 38, 39, 42, 43].
Рядом исследований установлено, что рациональное питание обеспечивает гармоничное физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям и устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды [5, 6, 8,12, 16, 19, 20, 21, 23, 24, 29, 34, 36]. Вместе с тем в последнее время исследователи [1, 2, 3, 5, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 21, 34, 36] констатируют значительное ухудшение состояния здоровья у детей и подростков: изменение показателей физического развития, обменных процессов, заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, неврологические нарушения, различные аллергические проявления, возникающие еще в самом раннем возрасте и усугубляющиеся к школьному возрасту. Наряду с этим у детей школьного возраста зачастую наблюдается повышенная утомляемость, возникают различного рода депрессивные состояния, а также синдром хронической усталости.
Общеизвестно, что характер питания детей и подростков - важнейшее условие поддержания здоровья нации [1, 2, 5, 8, 11, 15, 36, 30, 43, 45]. Однако в настоящее время в Казахстане в силу сложившихся социально-экономических
условий только у очень немногих детей питание может считаться здоровым и сбалансированным [1, 2, 3, 8, 12, 13, 17, 20, 22, 30, 36, 42].
Установлено, что дети, как и все население Республики Казахстан в целом, потребляют в пищу слишком много насыщенных жиров, простых сахаров и недостаточно белка, витаминов и минеральных веществ [7, 8, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 26, 27, 28, 30, 36, 38, 39, 42, 43].
Несмотря на то, что в последние годы произошли положительные изменения в структуре потребления пищевых продуктов, рационы многих семей не соответствуют принципам здорового питания в части дефицита белков, витаминов, микронутриентов, избытка насыщенных жиров и простых сахаров. Негативное влияние на структуру питания оказали не только социально-экономические изменения в стране (снижение уровня жизни большинства населения, продолжающийся рост цен на основные продукты питания), но и низкий уровень знаний населения по вопросам рационального питания как составляющей здорового образа жизни. Исследователями также отмечается низкий уровень культуры питания у широких слоев населения страны, сложившиеся семейные традиции пищевого поведения. Основные знания по питанию дети обычно получают либо из рекламы, либо от родителей, которые не обладают гигиеническими знаниями в области рационального питания детей [1, 2, 18, 20, 22, 26, 27, 28, 29, 30, 36, 38, 39, 40, 42, 43, 44]. Вместе с тем, очень важно, чтобы предпочтение здорового питания и правильные пищевые привычки начинали формироваться с раннего детского возраста в семье, в детских дошкольных учреждениях и школах [1, 2, 3, 9, 17, 20, 22, 26, 27, 36, 39, 40, 42, 43, 44].
То, что продукты питания в Казахстане доступны, вовсе не означает, что их потребление обеспечивает сбалансированное рациональное питание [13, 15, 22, 3б]. Так, огромное распространение популярного среди наших детей «пищевого мусора» (чипсы, жевательные резинки, сладкие газированные напитки и прочее) часто вытесняет из их рациона более биологически ценные естественные продукты. Трудно представить, например, чтобы ребенок ежедневно съедал по 1 кг или выпивал 2 - 3 литра сока, способного удовлетворить суточную потребность детского организма в витамине С. Отсюда тревожная статистика: содержание этого важнейшего для поддержания иммунитета витамина в крови наших детей в 3 раза ниже допустимой нормы [1, 2, 3, 15, 18, 20, 22, 24, 29, 31, 32, 33, 34, 43].
Проблемы дефицита здорового питания значительно усугубляются в условиях Центрального Казахстана с его неблагоприятной экологической обстановкой [1, 2, 18, 36]. С одной стороны невозможно производить экологически чистые продукты питания в загрязненной среде. С другой стороны, проживание в загрязненной экосфере обуславливает повышенный расход микро-
нутриентов в организме для поддержания гомео-стаза и процессов дезинтоксикации.
Нутрициологи считают, что на формирование пищевого поведения детей большое влияние оказывают пищевые привычки их родителей [2, 8, 9, 10, 11, 19, 20, 22, 25, 26, 39, 40, 41, 42, 42, 44]. Так, первый этап формирования пищевых привычек, как правило, закладывается в семье. Ребенка заставляют есть против его воли: родители считают, что ребенок недоедает, особенно если мальчик или девочка отстают в физическом развитии от сверстников. Родители панически боятся недокормить ребенка, что часто перерождается в систематический перекорм ребенка [1, 3, 4, 5, 8, 20, 21, 22, 25, 26, 39, 40, 41, 42, 43, 44]. Ребенок сначала сопротивляется, а потом привыкает есть, когда есть уже не хочется, потому что «есть надо». Ребенку в качестве награды за хорошее поведение дают конфетку, шоколадку, пирожное, и ребенок приучается воспринимать эти продукты как высшее блаженство. А потом, повзрослев, будет «лечить» пирожными и шоколадками все свои душевные раны - и в результате возникает угроза ожирения [1, 2, 3, 4, 5, 8, 18, 20, 21, 22, 36]. В семье обычно все праздники сопровождаются обильными застольями с гастрономическими и кулинарными изысками, едят дружно и много. Ребенок все подмечает, и в мозгу у него откладывается: «Праздник - это большая еда». Потом эти памятные закладки будут мешать подросшему ребенку осваивать здоровый умеренный рацион и переучиваться во вкусовых пристрастиях: здоровая еда будет казаться ему пресной и невкусной, и он будет все солить, перчить, подслащать и запивать алкогольными напитками [1, 3, 4, 5, 8, 20, 21, 22] .
Специалисты считают, что в основе нарушений пищевого поведения подростков часто лежат проблемы психологического характера (страх, депрессия), связанные либо с самим процессом приема пищи, либо с определенными продуктами [1, 3, 4, 5, 8, 20, 21, 22, 25, 26, 27, 36, 43, 44]. Их появление нередко обусловлено формированием негативных ассоциаций собственно приема пищи или определенного продукта с пси-хотравмирующей ситуацией. Иногда стрессором могут быть собственные родители или имеющие влияние на ребенка сверстники, регулярно указывающие на изъяны в строении его тела и связывающие их наличие с приемом пищи вообще или конкретных продуктов в частности. Этому может способствовать и постоянная популяризация средствами массовой информации образов стройной изящной женщины и сухого, с развитой мускулатурой мужчины. Стремление во что бы то ни стало достичь желаемого идеала может приобрести у ребенка характер навязчивой идеи. Как следствие, отказ от приема пищи или ее чрезмерное и нерегулярное потребление, преобладание в пищевом рационе высококалорийных, но не вызывающих быстро чувства сытости, продуктов. [1, 2, 3, 4, 8, 9, 12, 14, 15, 19, 20, 22, 23,
25, 29, 31, 32, 33, 34, 43].
Установлено, что нездоровые пищевые привычки родителей, которые злоупотребляют «быстрой едой», водят ребенка в различные кафе быстрого питания, где гамбургеры с чизбургерами еще и сдобрены прилагаемой дешевой игрушкой в наборе, приводят к тому, что ребенок привыкает к подобному типу питания и другая, здоровая еда ему уже и не нужна [20, 21, 22]. Еще больше картина нерационального питания в семье усугубляется, если ребенку разрешают бесконтрольно потреблять конфеты, печенье и прочие сладости. [1, 2, 17, 20, 22, 26, 27].
Современная нутрицевтика считает, что кормить ребенка нужно разумно и правильно, не перекармливать, не делать из еды культа и метода поощрения, не приучать к соленым и копченым деликатесам и кондитерским десертам, не гурманствовать при нем, и ему не придется потом страдать от своих неправильных пищевых привычек и излишнего веса [1, 2, 17, 20, 22, 26, 27, 29, 31, 32, 33, 34, 43].
Известно, что нарушения в питании детей во многих семьях усугубляются недостатками в организации питания в школах [10, 11, 20, 22, 26]. Несбалансированное питание школьников является в настоящее время в республике Казахстан весьма актуальной проблемой. Не решена полностью проблема с обеспечением учащихся горячим питанием, соблюдением режима питания и калорийностью рациона [1, 2, 3, 17, 26, 27].
Для того чтобы рацион школьника обеспечивал необходимые для здорового организма пищевые вещества, следует в каждодневном питании придерживаться рекомендуемых величин потребления продуктов [1, 2, 3, 4, 8, 9, 12, 14, 15, 19, 21, 23, 25, 34, 36, 37, 38].
Установлено, что ребенок очень много тратит времени на дорогу к месту учебы, спортивных тренировок [1, 13, 15]. Зачастую в суточном бюджете времени дорога занимает от 2 до 4 - 5 ч. И это происходит практически ежедневно. Ребенок лишен возможности домашнего здорового питания и с самого раннего возраста знакомится с ассортиментом школьных буфетов, столовых и кафе спортивных комплексов. Несмотря на активно проводящуюся работу, которую было бы правильнее назвать борьбой за здоровое питание, наличие в школах и других учебных заведениях обязательных горячих завтраков и обедов зачастую остается только желаемым фактом, особенно у старшеклассников. Нередко ребенку предоставляется еще и право выбора - есть горячий завтрак или покупать себе что-то в школьном буфете, где в ассортименте представлены те самые чипсы, «марсы-сникерсы», «чупа-чупсы», соленые орешки и сухарики, пицца, хот-доги, разнообразные искусственные сладкие газированные напитки. Устоять перед соблазном ребенку практически невозможно. Так формируются и закрепляются привычки в питании, устойчивое пищевое поведение. Известно, как трудно его
изменить в сторону предпочтения здорового питания даже в случае крайней необходимости. Поэтому очень важно начинать формирование правильного пищевого поведения с раннего возраста, избегая привычки еды всухомятку, перекусываний [1, 2, 3, 4, 8, 9, 12, 14, 15, 18, 19, 23, 25].
Широкое распространение получила реклама, пропагандирующая пиво, различные энергетические напитки и пр. Создается ситуация, когда достижения высоких технологий (в т. ч. психотехнологий) идут не на пропаганду здорового питания и здорового образа жизни, а на его разрушение. И особенно пагубно это отражается на детях и подростках, которые наиболее восприимчивы и не защищены от такого рода агрессивного информационного натиска [3, 4, 8, 14, 15, 19, 20, 22, 23, 25, 29, 31].
Создание абсолютно нового информационного пространства - сети интернет, где подростки черпают лавину информации самого разного уровня и качества, в том числе и о питании, напитках, специализированных продуктах с самыми разными свойствами - также активно рекламируются и даются рекомендации по их применению и обещания фантастических результатов. И редко, где можно встретить напоминание о необходимости проконсультироваться с врачом по вопросам организации здорового питания детей [1, 2].
Известно, что пищевые привычки имеют различия и по половому признаку [1, 2, 8, 12, 14,
19, 18, 20, 21, 22]. Так исследованиями ряда авторов было установлено, что у мальчиков потребление энергии и макронутриентов выше, чем у девочек, но ниже рекомендуемых норм потребление железа, витамина А, фолата и цинка. Девочки существенно больше едят фруктов и овощей, чем мальчики, но одинаково часто и мальчики и девочки потребляют высокожировые легкие закуски.
Повседневный рацион большинства детей и подростков Казахстана - это «пища бедняков»: углеводисто-жировая, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов, микроэлементов [1, 2, 3, 7, 11, 10, 14, 24, 25, 27, 29, 31, 32, 33, 34, 43]. По мнению ряда авторов, наиболее характерными причинами дисбаланса рационов питания являются большое потребление хлеба и хлебопродуктов, картофеля, жиров животного происхождения, недостаточное потребление основных источников полноценного животного белка (мясо, рыба, молоко, яйца), растительных масел, свежих овощей и фруктов. В результате не удовлетворяется физиологическая потребность в пищевых веществах. [1, 2, 3, 18,
20, 22, 29, 31, 32, 33, 34, 36, 43]
Происходящее в настоящее время в Республике Казахстан укоренение новых пищевых привычек и смещение приоритетов питания в сторону фастфудов, высокожировых, рафинированных продуктов и блюд, искусственных сладких газированных напитков - разнообразные
фанты и колы, чипсы, гамбургеры, хот-доги, супы, лапша, пюре быстрого приготовления, «бутербродный» стиль питания. Уменьшение в рационе питания детей количества овощей, фруктов, кисломолочных продуктов, рыбы, мяса - это реалии сегодняшнего дня [1, 2, 6, 17, 18, 19, 20, 22, 29, 31, 32, 33, 34, 36, 43, 45].
Таким образом, все вышеизложенное диктует необходимость углубленного комплексного изучения состояния фактического питания, пищевых привычек и особенностей формирования пищевого поведения детского населения, проживающего в различных регионах Казахстана. ЛИТЕРАТУРА
1. Аимбетова Г. Е. Некоторые аспекты состояния здоровья школьников Республики Казахстан //Матер. междунар. науч.-практ. конф. - Ал-маты, 2004. - С. 34 - 36.
2. Бердыгалиев А. Б. Особенности фактического питания школьников в условиях крупного города /А. Б. Бердыгалиев, Ш. А. Балкимбеков // Матер. междунар. науч.-практ. конф. - Алматы, 2004. - С. 67 - 70.
3. Волкова Л. Ю. Анализ характера питания московских школьников с применением метода потребления частоты продуктов /Л. Ю. Волкова, И. Я. Конь, А. Н. Герасимов //Матер. междунар. научю-практ. конф., Алматы, 2004. - С. 74 - 76.
4. Вржесинская О. А. Обеспеченность витаминами и железом московских школьников /О. А. Вржесинская, В. М. Коденцова, А. В. Трофимен-ко //Вопросы дет. диетологии. - 2004. - №5(2). -С. 22 - 27.
5. Гаппаров М. М. Влияние биологических активных добавок к пище на энергетический обмен и массу тела человека //Вопросы питания. -1999. - №1. - С. 12 - 17.
6. Изучение фактического питания с помощью анализа частоты потребления пищи: создание опросника и оценка достоверности метода /А. Н. Мартинчик, А. К. Батурин, Б. С. Баева, Е. В. Пескова. - 1998. - №5. - С. 14 - 19.
7. Карсыбекова Н. М. Национальная политика питания: структура, основные функции //Актуал. вопр. нутрициологии. - Алматы, 1998. - Вып.1. -С. 9 - 13.
8. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1988. - С. 262 -304.
9. Конышев В. А. Наше питание: опасные игры //Мед. помощь. - 1999. - №3. - С. 35 - 38.
10. Конышев В. А. О пище и питании //Мед. помощь, 1998. - №3. - С. 24 -26.
11. Конышев В. А. Питание и болезни //Мед. помощь. - 1998. - №6. - С. 31 - 33.
12. Конышев В. А. Пищевые привычки и капризы вкуса //Мед. помощь. - 2002. - №1. - С. 39 - 42.
13. Конь И. Я. Рациональное питание в сохранении здоровья детей /В кн.: Физиология роста и развития детей и подростков; Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. - М., 2000. - С. 515 -545.
14. Кучма В. Р. Научно-методические основы государственной политики обеспечения здоровым питанием детей и подростков в образовательных учреждениях //Вест. СПб гос. мед. акад. им И. И. Мечникова. - 2007. - №2(8). - С. 18 - 22.
15. Кучма 3. Р. Состояние здоровья детей и подростков и современные подходы к его коррекции //Матер. всерос. конф. - М., 2002. - С. 15 -23.
16. Ладнова Г. Г. Фактическое питание и витаминный статус школьников Орловской области / Г. Г. Ладнова, А. В. Истомин, А. В. Николаев // Гигиена и санитария. - 2001. - №3. - С. 54 - 57.
17. Лючингер - Хирше М. Пропаганда здоровой пищи в течение всей жизни: просвещение по вопросам питания //Вопр. пит. - 1999. - №3. -С. 23 - 26.
18. Маймулов В. Г. Питание и здоровье детей /В. Г. Маймулов, И. Ш. Якубова, Т. С. Чернякина. -СПб, 2003. - С. 106 - 107.
19. Максимова Т. М. Особенности состояния здоровья детей в условиях социальной дифференциации населения /Т. М. Максимова, О. Н. Гаенко // Рос. пед. журн. - 2003. - №6. - С. 4 - 9.
20. Михалюк Н. С. Оценка фактического питания различных возрастных групп детского населения //Вопросы питания. - 2004. - №4. - С. 21 -27.
21. Мусабеков С. М. Анемия остается глобальной проблемой: тенденции и перспективы распространенности железодефицитной анемии в Казахстане //Актуальные проблемы железодефи-цитной анемии в Казахстане: Материалы респуб. науч.-практ. конф. - Алматы, 2001. - С. 46 - 47.
22. Мусабеков С. М. Динамика изменения питания и пищевого статуса учащихся Алматы за 30 лет //Здоровье и болезнь. - Алматы, 2001. - №1.
- С. 12 - 17.
23. Мусабеков С. М. Состояние питания детей, проживающих на разных расстояниях от Семипалатинского ядерного полигона: Матер. конф. круглого стола «Дети полигона». - Алматы, 2001.
- С. 20 - 23.
24. Мурох В. И. Питание в 21 веке //Материалы науч.-практ. конф. «75 лет санитарно-эпидемиологической службе Республики Беларусь», история, актуальные проблемы на современном этапе, перспективы развития. - Минск, 2001. - С. 162 - 166.
25. Нетребенко О. К. Социально-экономический статус семьи, влияние на питание и здоровье ребенка /О. К. Нетребенко, К. С. Ладодо //Вопр. пит. - 1997. - №1. - С. 42 - 43.
26. Нормы физиологических потребностей для детей разного возраста в основных пищевых веществах и энергии. - МЗ РФ, 1991.
27. Оганов Р. Г. Десять шагов к здоровому питанию: методическое пособие для врачей семейной и общей практики /Р. Г. Оганов, Н. Т. Киселева, Ю. М. Поздняков. - 2002. - №1. - С. 30 - 37.
28. Питание детей: XXI век: Материалы 1-го Всерос. конгр. с междунар. участием. - М., 2000. -
284 с.
29. Потемкина Р. А. Мониторирование поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний среди населения /Р. А. Потемкина, И. С. Глазунов, Р. Г. Оганов //Проф. заболеваний и укрепление здоровья. - 2005. - №5. - С. 8 - 23.
30. Сатпаева Х. К. Формирование здорового образа жизни - первостепенная социальная жизненная проблема //Вестн. Казахстанского нац. мед. ун-та. - 2006. - Прил. №2. - С. 132 - 133.
31. Спиричев В. Б., Л. Н. Шатнюк, В. М. Позня-ковский Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами /В. Б. Спири-чев, Л. Н. Шатнюк, В. М. Позняковский. - Новосибирск, 2004.
32. Спиричев В. Б. Обеспеченность витаминами детей в России //Вопр. пит. - 1996. - №5. - С. 45
- 53.
33. Спиричев В. Б. Сколько витаминов человеку надо. - М., 2000. - С. 48, 174.
34. Старостина Е. Расстройства приема пищи // Врач. - 2005. - №2. - С. 57 - 60.
35. Стунеева Г. И. Гигиеническая оценка питания школьников г.Рязани по материалам анкетировании //Гигиена и санитария. - М., 2002. -№2. - С. 40 - 41.
36. Тажибаев Ш. С. Обзор проблем питания в Казахстане //Здоровье и болезнь. - 2004. - №5.
- С. 4 - 7.
37. Терехин С. П. Проблемы оптимизации витаминной обеспеченности населения Центрального Казахстана /С. П. Терехин, С. В. Ахметова // Здоровье и болезнь. - 2004. - №5. - С. 30 - 35.
38. Терехин С. П. Формирование пищевых приоритетов /С. П. Терехин, С. В. Ахметова //Вест. Каз. нац. мед. ун-та. - 2006. - Прил. №2. -С. 141 - 142.
39. Тутельян В. Оптимальное питание с точки зрения врача //Врач. - 2000. - №7. - С. 23 - 26.
40. Gordon S. L. The socialization of children's emotions: emotional culture, competence, and exposure. In: Saami (Ed.) Children's understanding of emotion. Cambridge. - University Press, 1999. - Р. 319 - 349.
41. Keitner G. I. Family Functioning and Major depression: An overview /G. I. Keitner, I. W. Miller // Am. J. of Psychiatry. - 2000. - №147, 149. - Р. 1128 - 1138.
42. Leff J. The International J. of Social Psychiatry. - 1999. - V. 35. - №2. - Р. 133 - 145.
43. Parker S. Eskimo psychopathology in the context of eskimo personality and culture //American anthropologist. - 1962. - V. 64. - P. 76 - 96.
44. Vaughnn C. E. The influence of family and social factors on the course of psychiatric illness: a comparison of schizophrenic and depressed neurotic patients /C. E. Vaughnn, J. P. Leff //British Journal of Psychiatry. - 2005. - Р. 157 - 165.
S. P. Terekhin, S. V. Akhmetova, E. V. Matsuk, R. K. Kemelybaeva PROBLEMS OF FORMATION OF FOOD HABITS IN CHILDREN AND TEENAGERS
The basic problems of formation of food habits in children and teenagers are stated in the article. The influence of family, advertising and catering in the general educational establishments for children on the food behavior of children and teenagers is shown.
С. П. Терехин, С. В. Ахметова, Е. В. Мацук, Р. К. Кемельбаева
БАЛАЛАР МЕН ЖАС6СП1Р1МДЕРДЕ ТАРАМДЬЩ 8ДЕТТЕРГЕ ДАРДЫЛАНДЫРУ МЭСЕЛЕС1
Макалада балалар мен жасeспiрiмдерде тарамдык эдетке дардыландырудыч непзп мэселелерi керсетшген. Балалар мен жасeспiрiмдердiч тарамра байланысты мшез-кулкына жануяныч, жарнаманыч жэне жалпы б^м беру мекемелер^деп тамактануды уйымдастырудыч эсерi бертген.