Научная статья на тему 'Проблемы формирования перечня лекарственных препаратов для региональных льготников'

Проблемы формирования перечня лекарственных препаратов для региональных льготников Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
246
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / REIMBURSABLE DRUG COVERAGE / ЛЬГОТНЫЕ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН / PREFERENTIAL CATEGORIES OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Александрова Оксана Юрьевна, Бурцева Марфа Николаевна, Нагибин Олег Александрович

Рассмотрены проблемы формирования групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой. Проанализированы проблемы применения в субъектах РФ федеральных нормативных правовых актов по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Александрова Оксана Юрьевна, Бурцева Марфа Николаевна, Нагибин Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF THE LIST OF DRUGS FOR REGIONAL BENEFIT RECIPIENTS

The problems of formation of groups and categories of diseases in out-patient treatment which medicines and medical devices in accordance with the Russian legislation on medical prescription for free or with a 50-percent discount. The problems of application in the Russian Federation federal laws and regulations on the subject.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования перечня лекарственных препаратов для региональных льготников»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛЬГОТНИКОВ

О.Ю. Александрова1, М.Н. Бурцева2, О.А. Нагибин3

Первый Московский государственный медицинский университет им И.М. Сеченова

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), г. Якутск Городская поликлиника № 2, г. Рязань

Рассмотрены проблемы формирования групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой. Проанализированы проблемы применения в субъектах РФ федеральных нормативных правовых актов по данному вопросу.

Ключевые слова: льготное лекарственное обеспечение, льготные категории граждан

Федеральным Законом от 21.11.2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ «Об основах охраны здоровья») статьей 16 определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья [2].

В части 1 статьи 16 сказано:

«1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:

...3) разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных

1 Александрова Оксана Юрьевна — д-р мед. наук, профессор; профессор кафедры основ законодательства в здравоохранении ГБОУ ВПО Первый МГМУ им И.М. Сеченова; г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; тел. 8 (499) 766 83 46; aou18@mail.ru.

2 Бурцева Марфа Николаевна — главный специалист отдела лекарственного обеспечения населения и медицинской техники Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия).

3 Нагибин Олег Александрович — канд. мед. наук, главный врач ГБУЗ «Городская поликлиника № 2 г. Рязани».

гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования... »

В соответствии со статьей 81 ФЗ «Об основах охраны здоровья»:

«2. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают:

5) перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой...».

Льготные группы населения, указанные в п. 5) ч. 2 статьи 81 ФЗ «Об основах охраны здо-

ровья» относятся к так называемым «региональным льготникам».

Обращаем внимание, что в данном п. 5) ч. 2 ст. 81 ФЗ «Об основах охраны здоровья» нет указания на то, что «Перечень групп населения и категорий заболеваний» утверждается Правительством РФ. В отличие, например, от норм федеральных законов, определяющих полномочия Правительства РФ по формированию различных Перечней лекарственных препаратов, когда обеспечение лекарственными препаратами (ЛП) из данных перечней отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти.

Например.

Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178 «О государственной социальной помощи» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) определил меры социальной поддержки в виде предоставления дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение необходимыми ЛП по рецептам врача для отдельных категорий граждан (так называемых «федеральных льготников») за счет средств федерального бюджета (программа ОНЛП (ДЛО)) [2].

В соответствии со статьей 6.1. Закона № 178-ФЗ Перечень лекарственных средств, в том числе перечень лекарственных средств, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений... утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей (фельдшеров) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, впервые утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 02.12.2004 г. № 296 «Об утверждении Перечня лекарственных средств». С 2015 г. действует Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 г. № 2782-р [3].

Средства на финансовое обеспечение мер социальной поддержки федеральных льготников, проживающих в регионах, перечисляются из федерального бюджета в регионы в виде субвенций и межбюджетных трансфертов в соответствии с расчетами потребности, произведенными в зависимости от количества граждан, сохранивших право на набор социальных услуг в части лекарственного обеспечения.

Таким образом, на федеральном уровне утверждается перечень льготных категорий граждан, перечень лекарственных препаратов для обеспечения этих льготников, и финансирование этого льготного лекарственного обеспечения происходит из средств федерального бюджета.

По такому же принципу на федеральном уровне утверждается так называемая «Программа 7 нозологий». При этом закупку ЛП для больных в настоящее время проводит централизованно Минздрав России с последующим распределением по регионам в соответствии с утвержденной заявкой.

Начало данной программе дал приказ Минз-дравсоцразвития России от 9.03.2007 г. № 159 «О мерах по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами» [4].

В соответствии с данным приказом Минздрав-соцразвития России наиболее затратные с точки зрения лекарственного обеспечения заболевания (7 нозологий), были выведены из программы ДЛО (ОНЛП), основанной на принципе социального страхования, и переведены на непосредственное финансирование из федерального бюджета РФ. Соответственно, были выведены и дорогостоящие препараты для лечения указанных 7 наиболее высокозатратных нозологий.

В вышеуказанном Минздравсоцразвития России был сформирован список больных с определенными заболеваниями (гемофилия, муковис-цидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, некоторые злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянный склероз, лица после трансплантации органов и (или) тканей), для которых обеспечение лекарственными средствами происходит из средств федерального бюджета.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 г. № 2782-р также утвержден Перечень препаратов, предназначенных для обеспе-

чения лиц, больных гемофилией, муковисцидо-зом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, некоторые злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.

Средства на реализацию Программы «7 нозо-логий», также как и Программы ОНЛП предусмотрены в федеральном бюджете.

В Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сказано:

«За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение:

— закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации, гемофилией, муковис-цидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации и сформированному в установленном им порядке;

— предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной социальной помощи»...

Таким образом, снова, на федеральном уровне утверждается перечень высокозатратных но-зологий, перечень лекарственных препаратов для лечения этих заболеваний, и финансирование этого лекарственного обеспечения происходит из средств федерального бюджета.

То есть за перечнями лекарственных препаратов, утвержденными на федеральном уровне, следуют финансовые потоки из федерального бюджета РФ.

С региональными льготниками совсем иная ситуация.

В Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 2016 (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 г. № 1382) [5] (далее — ПГГ), как и в ПГГ предыдущих лет в разделе V «Финансовое обеспечение Программы» сказано: «За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется:

...обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно;

обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой...»

Соответственно, ЛП для обеспечения медицинской помощи в амбулаторных условиях региональным льготникам закупаются за счет средств бюджета субъекта РФ.

В разделе VIII ПГГ «Требования к территориальной программе в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи» сказано:

«Территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать:

...перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой...»

В территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи данные перечни лекарственных препаратов для «региональных

льготников» являются приложением к территориальной программе госгарантий.

Таким образом, ФЗ «Об основах охраны здоровья» и постановлением Правительства РФ полномочия по формированию вышеуказанного перечня лекарственных препаратов и полномочия по финансированию обеспечения ЛП в соответствии с данным перечнем отнесены к полномочиям субъектов РФ.

Вместе с тем, не отменено постановление Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (Постановление №890) [6].

Как следует из названия Постановления № 890, принятие данного постановления Правительством РФ направлено, прежде всего, на развитие фармацевтической промышленности в РФ в целях улучшения обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Из названия Постановления № 890 следует еще и цель обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения учреждений здравоохранения, хотя с повсеместным введением системы ОМС с 1994 г. ЛП в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, финансируются из средств ОМС.

В тексте Постановления № 890 имеются еще нормы, касающиеся поддержки аптечных организаций, и другие нормы, совершенно не соответствующие действующей на сегодняшний день идеологии разделения полномочий и финансовых потоков.

Например:

«5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников:

понижать для производств, выпускающих лекарственные средства и изделия медицинского назначения, тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.1997 г. № 1629);...

...осуществлять финансовую поддержку предприятий аптечной сети, испытывающих недостаток в оборотных средствах... »

Также Постановлением № 890 в 1994 г. на федеральном уровне для субъектов РФ (при отсутствии на тот период времени разделения полномочий в области лекарственного обеспечения населения) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1), и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (приложение № 2).

В приложении № 1 к Постановлению № 890 в виде таблицы представлены группы населения и перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно.

При формировании групп региональных льготников субъекты РФ, по-прежнему, ориентируются на Постановление № 890, которое официально не было отменено.

В связи с этим возникает ряд вопросов.

1. Должны ли субъекты РФ, реализуя свои полномочия в области лекарственного обеспечения «региональных льготников» руководствоваться вышеуказанным Постановлением Правительства РФ № 890 от 1994 г. То есть иметь в региональных льготниках только те категории граждан и группы заболеваний, и, соответственно, только те ЛП, которые указаны в постановлении Правительства РФ? Или субъекты РФ, реализуя собственные полномочия за счет собственных региональных бюджетов, должны (могут) формировать собственные перечни региональных льготников и ЛП для их обеспечения?

2. В случае, если Постановление Правительства РФ № 890 обязательно для исполнения, что считать под обеспечением «всем лекарственными средствами».

По первому вопросу эксперты высказывают противоположные позиции.

Ряд экспертов считает формирование перечня региональных льготников и ЛП, закупаемых из региональных бюджетов, полномочием субъектов РФ на основании норм части 1 статьи 16 и п. 5) ч. 2 статьи 81 ФЗ «Об основах охраны здоровья». С учетом требований статьи 73 Конституции РФ, в соответствии с которой «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий

Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти», субъекты РФ должны самостоятельно реализовывать полномочия по предметам ведения субъектов РФ [7].

Другие же эксперты считают, что регионы должны формировать Перечни на основании не отмененного федерального нормативного правового акта (Постановления № 890).

Если придерживаться второй точки зрения, то есть обязательного исполнения требований Постановления № 890, то возникает еще ряд вопросов.

Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые отпускаются по рецептам врачей бесплатно (графа 2 таблицы в Приложении № 1) состоит из определений: «все лекарственные средства»; «в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств»; «лекарственные средства для лечения данной категории заболеваний»; и при отдельных категориях заболеваний указаны перечни групп ЛП.

Практически для всех льготных категорий граждан по критерию «группы населения» (39 групп населения, включая детей первых трех лет жизни, а также детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет, инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет), а также ряда льготников по критерию «категория заболевания» (СПИД, ВИЧ-инфицированные; онкологические заболевания; лепра; диабет; психические заболевания (инвалиды I и II групп, а также больные, работающим в лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях, шизофрения и эпилепсия), предусмотрено обеспечение граждан с формулировкой «всеми лекарственными препаратами». Надо полагать, всеми ЛП, зарегистрированными на территории РФ.

Например, дети первых трех лет жизни и дети из многодетных семей в возрасте до шести лет в соответствии с Постановлением 890 имеют право на выписку врачами бесплатного рецепта на все лекарственные средства.

Таким образом, в принципе, не может быть никакого регионального перечня лекарственных препаратов для данных категорий граждан. Любой региональный перечень ЛП, состоящий не из всех зарегистрированных в РФ ЛП, будет ограничительным. А, следовательно, будет нарушать права граждан.

Но и это не все вопросы.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан РФ ЛП в соответствии с законодательством РФ. А законодательство РФ предусматривает возможность обеспечения граждан не только зарегистрированными, но и незарегистрированными на территории РФ лекарственными препаратами.

Обеспечение пациентов необходимыми лекарственными средствами, не зарегистрированными на территории РФ, регламентируется Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 г. № 771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации», приказом Минздрава России от 2.08.2012 г. № 58н «Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения экспертизы лекарственных средств в целях осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента».

В соответствие со статьей 47 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [8].

Например, на территории Республики Саха (Якутия) с 2014 г. получают лечение незарегистрированным ЛП «по жизненным показаниям» за счет средств регионального бюджета двое детей с редкими «орфанными» заболеваниями. Обеспечение больных орфанными заболеваниями ЛП, также, как и региональных льготников, осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ.

Таким образом, региональные списки ЛП для региональных льготников не могут быть ограничены даже зарегистрированными в РФ лекарственными препаратами.

Региональные перечни ЛП, поскольку ЛП в данных перечнях представлены единым списком для всех групп региональных льготников, должны содержать в себе все ЛП, зарегистрированные на территории РФ, да еще при необходимости, по жизненным показаниям, регион обязан обеспечить пациента не зарегистрированным ЛП.

Вывод: обязательность исполнения Постановления № 890 предполагает отсутствие какого-либо списка ЛП для обеспечения ЛП региональных льготников.

Возникает следующий вопрос: «Достаточно ли у регионов денежных средств для выполнения подобных обязательств?». Конечно же, нет. Если субъекты РФ жестко придерживаются требований Постановления Правительства № 890, то у них нет средств на реализацию всех своих полномочий.

Но есть риски и признания необязательности требований постановления 890.

Если субъекты РФ будут формировать исключительно самостоятельно свои группы региональных льготников и категории заболеваний в условиях дефицитных бюджетов, есть вероятность, что льготные категории граждан в регионах будут сведены к минимуму. Выводы представлены в таблице.

Необходимо обсудить еще одну проблему.

В нормативных правовых актах федерального уровня однозначно сказано, что перечень ЛП для региональных льготников должен содержать ЛП для оказания медицинской помощи «в амбулаторных условиях». Оказания медицинской помощи «в амбулаторных условиях» подразумевает назначение врачом ЛП и принятие ЛП самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны врача во время приема ЛП. Врач определяет дозировку ЛП для конкретного пациента, пациент самостоятельно принимает ЛП. Такое применение ЛП возможно для таблетированных препаратов, а также для ЛП, которые могут вводиться в условиях процедурного кабинета поликлиники или самостоятельно пациентом.

Позиция 1. Постановление Правительства № 890 обязательно для исполнения субъектами РФ при реализации полномочий субъекта РФ по обеспечению ЛП при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний Позиция 2. Субъекты РФ реализуют полномочия субъекта РФ по обеспечению ЛП при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний самостоятельно

Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой дублирует Перечни в Постановлении Правительства РФ № 890 Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой формируется самостоятельно в каждом субъекте РФ

Перечень ЛП должен включать в себя все ЛП, зарегистрированные в РФ (по жизненным показаниями — и не зарегистрированные ЛП) Перечень ЛП для региональных льготников формируется в субъекте РФ самостоятельно

Регионального перечня ЛП не должно быть

Приказ Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1175н «Об утверждении Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» пунктом 6 запрещает выписывать медицинским работникам рецепт на ЛП, не зарегистрированные на территории РФ и на ЛП, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используются только в медицинских организациях.

Таким образом, Перечень ЛП, выписываемых по рецептам врача для региональных льготников, в принципе не может содержать ЛП, которые в соответствии с инструкцией вводятся пациенту только в медицинской организации (при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара или стационара).

Если жестко следовать нормам Приказа № 1175н, необходимо исключить из перечней ЛП для региональных льготников все ЛП, применяемые в соответствии с инструкциями в медицинских организациях. По-сути, данные перечни должны содержать исключительно ЛП в таблети-рованной форме. В данном случае региональные льготники лишатся значительного количества ЛП, предоставляемых им сегодня в качестве мер социальной поддержки на бесплатной основе.

Таким образом, на сегодняшний день существует серьезная проблема реализации Постановления № 890. Данная проблема является не только финансовой, но и правовой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_121895/ (дата обращения: 12.12.2015).

2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178 «О государственной социальной помощи». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_23735/ (дата обращения: 12.12.2015).

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 02.12.04 № 296 «Об утверждении Перечня лекарственных средств». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_50623/ (дата обращения: 12.12.2015).

4. Приказ Минздравсоцразвития России от 9.03.2007 № 159 «О мерах по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=EXP;n=396149;dst= 100001/ (дата обращения: 12.12.2015).

5. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 2016 (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 № 1382). URL: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/45185.html (дата обращения: 12.12.2015).

6. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». URL: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=4208 (дата обращения: 12.12.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о рамках Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (дата обращения: 12.12.2015).

8. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/ (дата обращения: 12.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.