Научная статья на тему 'Проблемы формирования паритетной системы управления на современном этапе'

Проблемы формирования паритетной системы управления на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
585
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАРИТЕТ ИНТЕРЕСОВ / PARITY OF INTERESTS / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / WORLD ECONOMY / СИСТЕМА ПАРИТЕТНОСТИ / THE SYSTEM OF PARITY / ПРИНЦИП ПАРИТЕТНОСТИ / THE PRINCIPLE OF PARITY / ПАРНЫЕ ПАРИТЕТЫ ИНТЕРЕСОВ / THE PAIR OF PARITY OF INTERESTS / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / DEMOCRATIC STATEHOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Затеев М.Я., Щуковская М.А.

На современном этапе развития мировой экономической системы прослеживается нарастание диспропорций, искажающих модельное функционирование мирового экономического рыночного пространства как на уровне государств, так и на мегауровне. В странах с переходной экономикой они отрицательно влияют на становление государств в новом качестве, тормозят и искажают в первую очередь развитие демократической государственности, что как доказывает практика неоднозначности преодоления мирового кризиса в настоящее время можно считать серьезной проблемой для современной науки. В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования паритетной системы управления на современном этапе развития мировой экономической и политической системы. Определены элементы и компоненты мировой экономики, между которыми нарушается паритет интересов. Подчеркнута необходимость учета, анализа, прогноза и принятия соответствующих решений по всем структурным нарушениям данного паритета. Особое значение придается формированию демократической государственности. При этом подробно рассмотрены парные паритеты интересов, характерные для эпохи формирования новой государственности, и определены основные направления решения проблем интересов между государством и гражданином, государством и бизнес-структурами, а также бизнес-структурами и наемными работниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parity management system formation problems on the modern stage

On the modern stage of the world economic system development we can see growing disproportions which distort model functioning of the world economic market space, one the states’ and mega levels. For the countries with transitional economy they influence negatively on states’ formation in the new quality, and also slow down and distort development of democratic statehood, what in the conditions of ambiguous overcoming of the world’s crisis can be considered as a big problem of modern science. The article considers the urgent problems of parity management system formation on the modern stage of the world’s economic and political system’s formation. It defines the elements and components of the world economy, and between them there is a breach of interests’ parity. The authors underline the necessity of stocktaking, analysis, forecast and application of suitable decisions in all the structural breaches of the parity. The special attention is paid to formation of democratic statehood. Besides the article considers twin interests’ parities, distinctive for the epoch of new statehood formation, and also the article defines the main ways of these interests’ problems solutions between state and citizen, state and business structures, business structures and hired personnel.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования паритетной системы управления на современном этапе»

М.Я. Затеев, канд. экон. наук, доцент, М.А. Щуковская, ст. преподаватель, кафедра менеджмента, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск, Россия, kaf_da@festu.khv.ru shukovskaya@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРИТЕТНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

На современном этапе развития мировой экономической системы прослеживается нарастание диспропорций, искажающих модельное функционирование мирового экономического рыночного пространства как на уровне государств, так и на мегауровне. В странах с переходной экономикой они отрицательно влияют на становление государств в новом качестве, тормозят и искажают в первую очередь развитие демократической государственности, что — как доказывает практика неоднозначности преодоления мирового кризиса — в настоящее время можно считать серьезной проблемой для современной науки. В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования паритетной системы управления на современном этапе развития мировой экономической и политической системы. Определены элементы и компоненты мировой экономики, между которыми нарушается паритет интересов. Подчеркнута необходимость учета, анализа, прогноза и принятия соответствующих решений по всем структурным нарушениям данного паритета. Особое значение придается формированию демократической государственности. При этом подробно рассмотрены парные паритеты интересов, характерные для эпохи формирования новой государственности, и определены основные направления решения проблем интересов между государством и гражданином, государством и бизнес-структурами, а также бизнес-структурами и наемными работниками.

Ключевые слова: паритет интересов, мировая экономика, система паритетности, принцип паритетности, парные паритеты интересов, демократическая государственность.

Происходящие в мировой системе в настоящее время явления свидетельствуют о том, что модель глобального мирового рынка в перспективе не сможет функционировать в «старом» режиме.

На современном этапе деятельности мировой политической и экономической системы явно прослеживается нарастание диспропорций, нарушающих стабильное функционирование не только мирового социально-экономического рыночного пространства, но и многих отдельных стран, в том числе и России.

На наш взгляд, одним из важных факторов является проблема нарушения принципа паритетности на различных уровнях управления.

В основе понятия «паритет» лежит равноправное и равновесное взаимодействующее состояние каких либо элементов, событий, явлений или процессов. При этом паритет интересов можно понимать как равновесное и равноправное взаимодействующее и взаимозависимое состояние каких-либо элементов (субъектов), в основе которых лежит взаимное удовлетворение своих потребностей1.

Важным принципом проявления данной сущности будет считаться принцип соблюдения взаимовыгодных и взаимоприемлемых пропорций или условий, соответствующих требованиям теоретических экономических законов рыночного пространства, подтвержденных долгосрочной

практикой функционирования «здорового» рынка. Соответственно, тогда диспропорции в рыночном пространстве можно считать нарушением паритета интересов, которые, накапливаясь и увеличиваясь, в конечном итоге приводят к глобальной кризисной разбалансировке рынка.

Обращаясь к рассмотрению данного аспекта на уровне мировой экономической системы, необходимо отметить следующее.

Важным этапом формирования системы паритетности в мировом сообществе стало возникновение в середине прошлого столетия эффекта ядерного сдерживания, основанного на «ядерном паритете» между СССР и США. На основании этого долгие годы функционировала двухполярная модель мироустройства. С распадом СССР двухполяр-ная паритетная модель превратилась в одно-полярную, что привело к возникновению и возрастанию диспропорций в мировой политической и экономической системах2.

На уровне мировой экономики, по мнению авторов, разбалансировку паритета интересов можно обнаружить между следующими элементами, или компонентами, данной системы:

— развитыми и развивающимися странами и так называемой «периферией»;

— богатой группой населения и бедной;

— отдельными государствами, отстаивающими свои национальные интересы, и глобальной мировой экономической системой;

— рынком товаров и спекулятивным фондовым и валютным рынками;

— товарной массой и долларовой массой;

— достаточно быстрым ростом капитализации акций и ростом их реальной стоимости;

— объемом доходов населения (среднего класса) и их кредитной массы и т.д.

При анализе вышеперечисленных нарушений паритета интересов ясно прослеживается их прямая связь с основополагающим базовым условием устойчивости любого ры-

Важным этапом формирования системы паритетности в мировом сообществе стало возникновение

в середине прошлого столетия эффекта ядерного сдерживания,

основанного на «ядерном паритете» между СССР и США. На основании этого долгие годы функционировала двухполярная модель мироустройства.

ночного пространства, а именно с балансом предложения и спроса на рынке товаров и услуг. Все это значит, что по всем структурным нарушениям паритета интересов возникает потребность их учета, анализа, прогноза и принятия соответствующих коррекционных решений, то есть на данном этапе развития экономического и политического пространства возникла реальная необходимость формирования соответствующих принципов, методов и органов = управления. В данной системе паритетного управления должны работать как вновь созданные межнациональные механизмы, так и органы государственного управления (в том числе интеграционные объединения государств) — государств как «центра», так и «периферии».

Вместе с тем наблюдаемые процессы антиглобализационной направленности, активизированные в США, в частности изоляция и ослабление позиций РФ, свидетельствует о желании правительства США сохранить политический и экономический диспаритет однополярного мира. В этих условиях для России особое значение приобретает формирование демократической государственности. Базовой основой ее должен быть сложившийся взаимоприемлемый паритет интересов на всех уровнях общественно-политической и социально-экономической системы государства.

В первую очередь, выделим парные паритеты интересов, которые наблюдаются в государстве, переживающем, как Россия, эпоху формирования новой государственности, при этом основными будем считать следующие пары:

— государство и общество;

— государство и гражданин;

— государство и бизнес-структуры;

— собственник (дирекция) — наемные работники3.

Рассмотрим паритет интересов между государством и гражданином, так как эти отношения определяют смысловое качество паритета интересов, именно в этой «пограничной паре» формируется основа всей де-

мократической государственности. В основе данных отношений лежит целый набор элементов, таких как гражданская свобода, равенство прав всех граждан независимо от их положения, уважение прав государства и прав гражданина, за-конопослушание и других. Именно по ним оценивают уровень развития демократической государственности.

В решении проблемы паритета интересов между государством и гражданином в первую очередь следует отметить, что первичным организующим звеном в этой паре должно быть государство, то есть ему принадлежит роль инициатора. Об этом свидетельствует историческая практика формирования государственности, в том числе и демократической, во многих странах.

Обращаясь к основе этого паритета, можно выделить его следующие компоненты.

С одной стороны, гражданин — в соответствии с правом — должен иметь возможность участвовать в демократическом процессе формирования государственной власти, при этом в его обязанности входит соблюдение законов, уплата налогов и т. д. С другой стороны, государство должно соответствующим образом выполнять свои обязанности по отношению к гражданину, быть ему подотчетным, а главное — защищать его свободу и права.

Суть данного паритета интересов проста, но на практике его достижение требует достаточно больших усилий. В этом вопросе самое главное и трудное — решить проблему не декларированного, а реального обеспечения государством равенства прав всех граждан независимо от их статуса перед законом. При этом государству важно определить его место, а индивидууму — помочь обрести условия для более свободного развития и выбора образа жизни. В большей мере это зависит от качества работы органов государственной власти и института государственного управления. Только тогда, когда гражданин в стремлении к своему самоутверждению и материаль-

ному благополучию сможет противостоять могуществу государства, государственные институты перестанут быть для него непримиримым врагом и возникнет взаимное уважение государства к гражданину, а гражданина к государству.

По мнению авторов, государство, которое предпочитает зависимого верноподданного с рабской психологией свободному гражданину, наделенному правом свободного волеизъявления, не имеет права именовать себя демократическим. В равной степени и гражданская ответственность индивидуума призвана мириться с государственным понуждением. Отсюда вытекает необходимость формирования человеческого поведения, сообразного целям формирования демократической государственности. Такого поведения не добиться приказом, оно может быть только результатом правильного применения инструментария государственной социально-экономической политики, с помощью которой оказывается воздействие на человеческую деятельность в желательном направлении.

В первую очередь следует подчеркнуть, что потенциал этих взаимоотношений порождается динамикой свободного строя, он базируется прежде всего на современной общественной структуре, образующей основу для всех целенаправленных и долговременных культурных, научных, экономико-технических и социальных усилий.

В тоже время, подчеркивая вопрос о важности формирования доверия к государству со стороны общества, не следует забывать, что для этого необходимо добиться осознания того, что каждый отдельный человек и все вместе могут процветать только в том случае, если будут помнить об общности судьбы как народа, так и государства. Иначе налицо угроза захлебнуться в безответственном индивидуализме — именно по той причине, что многими неправильно толкуется понятие «свобода» и вопреки здравому смыслу представляется, что со свободой связано право делать или не де-

Только тогда, когда гражданин в стремлении к своему самоутверждению и материальному благополучию сможет противостоять могуществу государства, государственные институты перестанут быть для него непримиримым врагом и возникнет взаимное уважение государства к гражданину, а гражданина к государству.

лать то, что заблагорассудится отдельному человеку или какой-либо объединенной общими интересами группе. Свобода, которая не «встроена» в социально-экономическом или политическом плане в развернутую систему отношений «государство — личность — общество» или же свобода, которая не имеет никаких моральных тормозов, всегда выродится в хаос.

Так же и устремление только на безудержное повышение индивидуального жизненного уровня или на обогащение за счет большей части общества несет в себе не созидание, а разрушение, оно прямо или косвенно лишает государства тех средств, в которых оно нуждается для выполнения более высоких целей. Такая позиция, где бы она ни возникла — у личности, у группы или в политике государства, — разрушает основы демократической государственности.

При этом нельзя также допускать, чтобы государство жило для самого себя своей особой жизнью, отгородившись от проблем общества, а общество обособлялось от государства. Это серьезная проблема на пути установления паритета интересов.

Естественно, следует учитывать, что современное общество, ставящее во главу угла борьбу за наивысшие результаты, конечно, не свободно от противоречия интересов. Но последние должны выступать не элементами распада их единства, а становиться всё больше «мотором» постоянного баланса интересов с точки зрения всеобщего блага.

Успеха государство добьется лишь в том случае, если будет поступать созидательно, конструктивно и решительно в интересах большинства населения4.

Рассматривая важность формирования паритета интересов между бизнес-структурами и государством, необходимо отметить следующее.

Во-первых, учитывая, что гармония рыночного хозяйства основывается на свободном функционировании сил, стремящихся к сбалансированности и равновесию, экономической основой демократического государства является свобода предпринимательства. В силу этого задача государства — следить за тем, чтобы это основное право хозяйственника не было аннулировано частными или коллектив-

Свобода, которая не «встроена» в социально-экономическом или политическом плане в развернутую систему отношений «государство - личность - общество» или же свобода, которая не имеет никаких моральных тормозов, всегда выродится в хаос.

ными путами и договоренностями. Причем следует учитывать, что демократия — это не соперничество в отстаивании интересов, не борьба могущественных экономических объединений за главенство в государстве.

Во-вторых, необходимо четко разграничить ответственность за экономику между государством и бизнесом.

По твердому убеждению политиков многих стран, в XXI веке, в сегодняшних условиях глобализации, несмотря на всё возрастающее влияние корпораций, ответственность за экономику, а значит и за экономическую судьбу всех участвующих в ней людей, несет в первую очередь государство5.

Так, например, реальным механизмом, формирующим паритет интересов между государством и бизнесом, является определение приоритетных с точки зрения государства и общества направлений развития экономики и разработка государственной социально-экономической политики по данным направлениям. Причем выработанные на основе индикативного планирования государственные программы (национальные проекты) должны быть не только гласными, но и обеспеченными поддержкой государства — в первую очередь, стабильными условиями на период их реализации, что активизирует привлечение бизнеса в этот процесс.

Аксиомой можно также считать, что создание основ экономического строя и экономического порядка, а также поддержание таких основ — это = прерогатива государства и может быть прерогативой только государства.

Государство в особой степени ответственно и за социальные последствия экономической политики, и за обеспечение благоприятной конъюнктуры, и за устойчивость экономического подъема. Оно отвечает за формирование конкурентной среды, за сохранение конкурентоспособности национальной экономики и ее органическую интеграцию в мировое хозяйство.

Реальным механизмом, формирующим паритет интересов между государством и бизнесом, является определение приоритетных с точки зрения государства

и общества направлений развития экономики и разработка государственной социально-экономической политики по данным направлениям.

Предприниматель же несет ответственность за свою собственность, за свое предприятие, за свой трудовой коллектив — и это немало. Паритетная ответственность предпринимателя перед государством означает, в первую очередь, что предприниматель, выполняя задачу обеспечения своего успешного экономического существования, одновременно решает и общегосударственную задачу, в том числе и основную — обеспечение социального развития общества.

Для выстраивания паритета интересов, а в конечном итоге и демократической государственности, важно определить и создать государственно-общественные — с обязательным участием бизнес-структур — механизмы для обсуждения встававших проблем, стараться прийти к согласию или, по меньшей мере, к пониманию друг друга, когда по той или иной проблеме взгляды совпадают не полностью.

Анализируя проблему паритетности на уровне «бизнес-структура и наемный работник», в первую очередь необходимо отметить, что в данном случае под наемными работниками не будут подразумеваться наемные специалисты высшего звена. В этом аспекте паритет интересов упрощенно сводится к паритету труда и его оплаты, то есть к проблеме мотивации работника. При этом следует не нарушать принцип общественно-экономической значимости его труда (когда, например, специалист — учитель, решая проблему будущности интеллектуального потенциала страны, за свой труд в обще-= ственно значимом деле получает низкую оплату, а не стоит в первых рядах данного рейтинга).

Это касается также и проблемы оценки труда руководителей и специалистов. Естественно, труд руководителя по-своему сложен и ответственен и заслуживает более высокой оценки.

Но это не значит, что разница в его оплате и в оплате труда специалиста (труд которого тоже сложен и ответственен) должна различаться не в 5—8 раз (как трактует рыночная теория и примеры европейских стран), а намного больше —

иногда даже в 20—100 и более раз. Только создание и соблюдение общественно значимого паритета труда в экономике в целом и в конкретных его «элементарных структурных частицах» позволит решить проблему формирования демократической государственности.

Существенной причиной разрушения паритета интересов является занижение уровня оплаты труда, что в конечном итоге приводит не просто к снижению спроса (падает спрос — для кого =

тогда рост производства?), но заставляет людей увеличивать кредитную составляющую своего дохода. А это приводит к кризису платежеспособности, к банковскому кризису и даже способствует возникновению глобальных финансово-экономических кризисов, о чем свидетельствует практика Великой депрессии и глобальный кризис современности.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что на современном этапе мировая экономическая система, выйдя на определенный уровень глобализации, требует серьезных изменений и уже претерпевает их. Ее современное состояние характеризуется нарастанием значительных диспропорций как между интеграционными объединениями стран, так и между различными странами. Причем значительную роль здесь играет нарушение паритета интересов в пользу экономики США, которые не хотят потерять свое политическое и экономическое монопольное положение,

Паритетная ответственность предпринимателя перед государством означает, в первую очередь, что предприниматель, выполняя задачу обеспечения своего успешного экономического существования, одновременно решает и общегосударственную задачу, в том числе и основную - обеспечение социального развития общества.

используя все методы давления на государства, несогласные с данной ситуацией. Все это также вызывает дисбаланс интересов в отношениях бизнес-структур различного = уровня.

Разрешение проблемы паритетного управления на основе взаимоприемлемых интересов является сложной многоуровневой проблемой, то есть она должна решаться на всех уровнях управления — от межгосударственного и государственного до внутрифирменного. Особое значение разрешение этой проблемы имеет для Российской Федерации, которая должна—в условиях нестабильности мировой экономической системы и санкциях — в корне изменить парадигму своего экономического развития. ^

Литература

1. Затеев М.Я. Современные проблемы науки: формирование паритетной системы управления: монография / М.Я. Затеев, В.В. Комарова; ДВГУПС. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. 127 с.

2. Быков П. Кризиса хватит всем / П.Быков // Эксперт. 2009. № 8(647).

3. Затеев М.Я. Россия — кризис созидания (теория и практика переходных периодов): монография / М.Я. Затеев ; ДВГУПС. Каф. «Экономика транспорта». Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. 320 с.

4. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию / А.Кудрин // Вопросы экономики. 2009. № 3.

5. Тумусов Ф.С. Будущее мира и России: взгляд из Саха / Ф.С. Тумусов М.: Мысль. 2000. 237 с.

PARITY MANAGEMENT SYSTEM FORMATION PROBLEMS ON THE MODERN STAGE

M.Y. Zateev, Candidate of economics, Docent, M.A. Shukovskaya, senior lecturer, the department of management, Far Eastern State Transport University, Khabarovsk, Russia, kaf_da@festu.khv.ru shukovskaya@yandex.ru

On the modern stage of the world economic system development we can see growing disproportions which distort model functioning of the world economic market space, one the states' and mega levels. For the countries with transitional economy they influence negatively on states'formation in the new quality, and also slow down and distort development of democratic statehood, what in the conditions of ambiguous overcoming of the world's

crisis can be considered as a big problem of modern science. The article considers the urgent problems of parity management system formation on the modern stage of the world's economic and political system's formation. It defines the elements and components of the world economy, and between them there is a breach of interests' parity. The authors underline the necessity of stocktaking, analysis, forecast and application of suitable decisions in all the structural breaches of the parity. The special attention is paid to formation of democratic statehood. Besides the article considers twin interests' parities, distinctive for the epoch of new statehood formation, and also the article defines the main ways of these interests' problems solutions between state and citizen, state and business structures, business structures and hired personnel.

Key words: parity of interests, the world economy, the system of parity, the principle of parity, the pair of parity of interests, democratic statehood.

References

1. Zateev M.Ia. Sovremennye problemy nauki: of transitional periods): monograph]. Khabarovsk, Izd-vo formirovanie paritetnoi sistemy upravleniia: monografiia DVGUPS Publ., 2007. 320 p.

[Modern problems of science: the formation of a joint 4. Kudrin A. Mirovoi finansovyi krizis i ego vliianie management system: monograph]. Khabarovsk, Izd-vo na Rossiiu [The global financial crisis and its impact DVGUPS Publ., 2012. 127 p. on Russia]. Voprosy ekonomiki — Problems of Economics,

2. Bykov P. Krizisa khvatit vsem [Crisis will be enough for 2009, no. 3.

everyone]. Ekspert — Expert, 2009, no. 8(647). 5. Tumusov F.S. Budushchee mira iRossii: vzgliadizSakha

3. Zateev M.Ia. Rossiia — krizis sozidaniia (teoriia [The future of the world and Russia: a view from Saha]. i praktika perekhodnykh periodov): monografiia Moscow, Mysl' Publ., 2000. 237 p.

[Russia - the crisis of creation (the theory and practice

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.