Н.Н. Парасоцкая
доцент кафедры “Бухгалтерский учет”
А.М. Либман студент Института МЭО
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР В РФ И ЗА РУБЕЖОМ
Процессы глобализации и транснационализации мирового хозяйства приводят к весьма существенным изменениям в сфере функционирования крупных компаний. В настоящее время интегрированные корпоративные структуры превращаются в один из важнейших субъектов мировой и национальной экономики. Данные объединения концентрируют значительную часть объемов рыночного производства и реализации, играют доминирующую роль в развитии экономики, занимают монопольное или олигопольное положение на рынке, наконец, являются важнейшими участниками процесса проведения НИОКР. В России также формируется целый ряд крупных интегрированных корпоративных структур, некоторые из которых выходят и на международные рынки. В этой связи деятельность метакорпораций весьма подробно регулируется государством. Очевидно, что бухгалтерский учет и отчетность в подобных структурах обладают определенной спецификой.
В экономической теории существует два подхода к определению интегрированной корпоративной структуры (метакорпорации). Первый из них — экономический — важен прежде всего для управленческого учета, поскольку касается правомочий структурных подразделений метакорпорации. Второй — экономико-правовой — влияет на финансовый учет и отчетность в интегрированной корпоративной структуре. В соответствии с ним метакорпорация — это объединение нескольких юридических лиц, само, как правило, не обладающее статусом юридического лица и удовлетворяющее следующим трем критериям:
— хотя бы часть юридических лиц в составе метакорпорации являются коммерческими организациями;
— хотя бы в некоторых отношениях все хозяйствующие субъекты в рамках метакорпорации выступают как единое целое;
— в метакорпорации присутствует единый центр принятия решений, оформленный в виде или юридического лица, или же группы
физических лиц (топменеджеров) [1]*.
Из данного определения следует, что в любой метакорпорации все юридические лица подразделяются на головную (основную) компанию, являющуюся “центральным элементом”, и множество зависимых и дочерних компаний, подконтрольных головной. При этом необходимо отметить, что в России многие интегрированные корпоративные структуры функционируют в виде сложных распределенных холдингов, в которых проследить роль того или иного основного элемента весьма сложно. Вследствие этого возникает целый ряд проблем, связанных с предоставлением подобными структурами отчетности.
В различных странах установлены различные правовые формы функционирования метакорпораций. К ним относятся, например:
• холдинги в Великобритании, США, Канаде и Австралии;
• концерны в ФРГ, Португалии и других странах Европы;
• сюданы и кэйрецу в Японии, чеболи в Южной Корее;
• финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги, союзы и ассоциации в России и ряде республик СНГ;
• промышленно-финансовые группы, концерны, консорциумы, ассоциации в Украине;
• хозяйственные группы в Белоруссии.
Помимо этого возникают и специфические правовые формы для деятельности транснациональных интегрированных структур — европейские компании в ЕС, транснациональные и межгосударственные ФПГ в СНГ.
Специфика деятельности интегрированных корпоративных структур обуславливает и специфику формируемой ими финансовой отчетности. В мировой практике используется три основных метода предоставления финансовой отчетности интегрированной структурой.
1. Каждая из компаний рассматривается как независимая и предоставляет только собственную отчетность.
2. Учитывается наличие хозяйственных взаимосвязей между элементами метакорпорации, т.е. в отчетности обособленно показываются инвестиции в другие компании метакорпорации, а также операции, осуществляемые внутри метакорпорации.
* Здесь и далее цифра указывает на источник или примечание в конце материала.
3. Метакорпорацией в целом (как единым хозяйствующим субъектом) предоставляется сводная (или консолидированная) отчетность.
Что касается первого подхода, то в большинстве стран сегодня наличие устойчивых взаимосвязей между элементами метакорпораций (особенно имущественных и договорных) учитывается законодательно, “группа лиц” признается субъектом правоотношений и, соответственно, устанавливаются требования к предоставляемой отчетности [2]. В то же время необходимо учитывать и то, что в некоторых странах государством устанавливаются лишь наиболее общие требования к отчетности, а детально она формируется самими предприятиями на основе стандартов, также принимаемых неправительственными учреждениями. Тем не менее в настоящее время наиболее активно используются именно вторая и третья модели. Однако в вопросах предоставления сводной (консолидированной) отчетности необходимо определить применяемые термины. В российском законодательстве эти два понятия используются как полные синонимы. Между тем целый ряд исследователей утверждает, что на практике сводная и консолидированная отчетность весьма существенно различаются.
Сводная отчетность составляется в случаях наличия у организации дочерних и зависимых обществ, а также в некоторых других случаях (не только в интегрированных корпоративных структурах) — формировании сводной отчетности федеральными органами исполнительной власти и составлении внутренней отчетности одного юридического лица на основании отчетности выделенных на отдельный баланс структурных подразделений (филиалов). Итак, сводная отчетность составляется одним собственником на основании данных о деятельности ряда предприятий и предоставляется министерствам финансов, экономики (экономического развития и торговли), Госкомстату. При этом некоторые авторы исключают из состава сводной отчетности отчетность компаний, в которых ряд подразделений выделены на отдельные балансы [3] — что позволяет ограничить сферу рассматриваемых хозяйствующих субъектов исключительно метакорпорациями.
Консолидированная отчетность, напротив, составляется несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу. Она основывается на необходимости исключения повторного счета в консолидированном отчете и стремлении показать внешним пользователям отчетности результаты финансово-хозяйственной деятельности взаимосвязанных предприятий - членов метакорпорации.
Итак, если сводная отчетность составляется головной компанией с учетом деятельности дочерних обществ, то консолидированная - группой предприятий, входящих в холдинг (финансово-промышленную группу) [4].
Указанные виды отчетности отличаются и методологически — например, для составления консолидированной отчетности не требуется применять целый ряд методов сводной отчетности, в частности консолидацию капитала, поскольку в ФПГ могут и не присутствовать холдинговые отношения.
В мировой практике значительное внимание сводной и консолидированной отчетности уделяется в рамках международных стандартов финансовой отчетности (МСФО, IAS) и стандартов GAAP, активно используемых в США и принимаемых за основу многими международными компаниями. В рамках МСФО существует развернутая система стандартов, связанных с отражением операций по присоединению и слиянию, формированию холдинговых групп и составлению консолидированной отчетности — стандарты IAS 27, IAS 14, IAS 22, IAS 28, IAS 31.
Между тем далеко не во всех странах сводная отчетность является общепринятой. Ярким примером может являться Великобритания. В ней используются четыре основных метода представления интегрированными корпоративными структурами своей отчетности.
© "Легальный балансовый отчет” — составляется только бухгал-
терский баланс для основной компании (holding), в составе которого активы и пассивы контролируемых компаний не учитываются. Достоинством данного метода считается его удобство для кредиторов, стремящихся четко выявить возможности конкретного общества отвечать по своим обязательствам. Однако если возникает необходимость привлечения значительных объемов инвестиций для всей группы (group), то данная форма отчетности уже не столь удобна. В связи с этим она дополняется т.н. “официальным отчетом о прибылях и убытках всех объединенных предприятий”. Нередко акционеры в подобных ситуациях обвиняют головную компанию в сокрытии информации о дочерних компаниях. Доля участия в дочерних обществах отражается в составе общих инвестиций и лишь иногда выделяется в статью “Стоимость акций в дочерних компаниях”. Все прочие отношения холдинга и дочерних компаний учитываются как капиталовложения, расчеты с разными дебиторами и кредиторами. Важнейшими проблемами анализа подобной отчетности является система трансфертных цен и анализ курса акций. Помимо этого, аудиторская компания холдинга не всегда обслуживает и дочерние компании, что еще больше понижает доверие к данному отчету.
© “Легальный балансовый отчет”, дополненный балансовыми отчетами других дочерних компаний, в т.ч. и “компаний-внучек”. Используется редко, так как существует опасность раскрытия информации о внутренних взаимоотношениях группы.
© “Легальный балансовый отчет”, дополненный сводкой активов и
пассивов всей группы.
© Сводный балансовый отчет, учитывающий как совокупные активы и пассивы, так и совокупные прибыли и убытки. Прямо в действующем законодательстве Великобритании не установлено требование предоставления сводной отчетности. Исключением является закон 1915 г., однако им регулируется лишь отчетность холдингов, сфера деятельности которых совпадает со сферой деятельности дочерних компаний. Достоинством сводных отчетов считается их прозрачность при обеспечении сохранности коммерческой тайны в организации внутренних взаимоотношений группы. Важнейшими проблемами являются учет взаимоотношений с прочими акционерами дочерних компаний и введение однородной классификации активов и пассивов [5].
Продолжительным являлся и путь становления системы консолидированной отчетности в Соединенных Штатах. Начало ее использованию было положено еще в конце XIX века. Эталоном считается отчет “Стальной корпорации” от 1901 г. Однако на протяжении весьма длительного времени Нью-Йоркская фондовая биржа требовала предоставления отчетности каждой компании, а не метакорпорации в целом. В указаниях ФРС, однако, банкам предписывалось при предоставлении крупных кредитов ориентироваться на сводную отчетность. Окончательно статус сводной отчетности был установлен в законах о налогообложении 19171921 гг. [см. 5].
Целый ряд актов по вопросам предоставления сводной отчетности был принят в Европейском Союзе. Прежде всего речь идет о 7-й директиве ЕС. Директива Совета ЕС №86/635 от 8.12.1986 г. о ежегодных сводных отчетах банков и других финансовых организаций и директива Совета ЕС №83/349 от 13.06.1983 г. по вопросу сводных отчетов устанавливают порядок предоставления сводной бухгалтерской отчетности банковскими метакорпорациями, а также разрешают дочерним компаниям не публиковать свой баланс; директива № 68/161 от 9.03.1968 г. о гласности и № 98/666, принятая в 1998 г., требуют предоставления иностранными филиалами отчетности как самостоятельными юридическими. Рекомендации по составлению сводной отчетности подготовлены и ОЭСР.
Во Франции, Италии, Голландии, Португалии и Испании многие компании освобождены от обязанности предоставлять консолидированную отчетность. Аналогичные льготы установлены 7-й директивой ЕС. Основанием для освобождения могут служить масштабы деятельности (объем реализации, стоимость активов, число сотрудников — в ЕС), соответствие сферы деятельности головной и дочерних компаний (Португалия, Франция, Италия), непропорционально высокие расходы на подготовку отчетности (ФРГ, Испания, Италия, Португалия, Великобритания), а
также другие факторы (ни одна из компаний метакорпорации не котируется на фондовой бирже; инвестиции в дочерние компании производятся в нематериальной форме; компании не имеют материальных средств и др.) [6].
Своей спецификой обладает бухгалтерская отчетность международных компаний. В отношении последней возникает целый ряд спорных вопросов:
• характер отражения в отчетности деятельности филиалов в различных странах с различным бухгалтерским законодательством;
• порядок пересчета валютных курсов, поскольку в своей деятельности транснациональные компании оперируют с большим количеством валют, а также порядок отражения относительных уровней инфляции в различных странах [7].
Сложность предоставления сводной отчетности обуславливает, по мнению исследователей, необходимость развития сегментированной сводной отчетности, - например, по отдельным географическим секторам деятельности или по отдельным продуктам [8].
На практике составление интегрированными корпоративными структурами отчетности предусматривает объединение множества различных методов. В основе отчетности лежит список компаний метакорпорации, отчетность по части из которых консолидируется, а по части — оставляется без консолидации [см. 8].
В Российской Федерации в соответствии с законодательством консолидированные (сводные) учет и отчетность осуществляются и составляются в холдингах и финансово-промышленных группах. Действует целый ряд нормативных актов, которыми регулируется порядок предоставления консолидированной и сводной отчетности.
Так, общие положения по сведению отчетности приведены в Положении по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Основным нормативным документом является приказ Министерства финансов РФ от 30.12.1996 г. “О методических рекомендациях по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности”. Для финансовопромышленных групп действует постановление Правительства РФ от 9.01.1997 г. №24 “О Порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы”, а общие вопросы установлены законом “О финансово-промышленных группах”. Аналогичным образом общие положения о консолидированной отчетности банковских групп установлены законом “О банках и банковской деятельности”, а детальное регулирование приводится в Положении ЦБ РФ №29-П от 12.05.1998 г. “О консолидированной отчетности кредитных организа-
ций”. Сразу заметим, что термины “сводная” и “консолидированная” отчетность употребляются в значении, отличном от определенного теорией.
Наконец, в отличие от системы МСФО в России действует только один стандарт учета, связанный с отчетностью интегрированных структур, — ПБУ 11/2000 “Информация об аффилированных лицах”, поскольку участники группы, как правило, находятся в отношениях аффилированности друг к другу. Помимо этого вопросы составления отчетности основными компаниями регулируются и другими ПБУ по вопросам отчетности, прежде всего ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации”, а также прочими приказами Министерства финансов РФ, касающимися формы и порядка составления отчетности. Отношения с дочерними компаниями в балансе обособляются по статьям “Вложения в дочерние общества”, “Вложения в зависимые общества”.
В результате можно утверждать, что система правового регулирования предоставления сводной и консолидированной отчетности является двухуровневой. На первом уровне находится федеральный закон, устанавливающий необходимость консолидации отчетности данным видом метакорпораций, на втором — конкретное положение. Такая система функционирует в отношении ФПГ и банковских холдингов (хотя по последним планируется и принятие специализированного закона “О банковских группах (холдингах)”. В отношении прочих холдинговых структур она существует лишь частично в виде Положения Минфина 1996 г. В перспективе в качестве акта первого уровня должен выступать федеральный закон “О холдингах”, принятый летом 2000 г. Федеральным Собранием, но отклоненный Президентом РФ.
Общее построение системы правового регулирования отчетности интегрированных структур после принятия всех указанных актов дано на приводимой ниже схеме.
В принципе консолидация отчетности складывается из следующих элементов:
• консолидация капитала;
• консолидация статей баланса, связанных с внутригрупповыми расчетами;
• консолидация финансовых результатов от внутригрупповых операций;
• консолидация взаимных доходов и расходов внутри группы;
• консолидация дивидендов основного и дочернего обществ [9].
Таким образом, консолидация затрагивает прежде всего две сферы: внутригрупповые расчеты — т.н. интернальные (внутрифирменные) рынки — и систему имущественных отношений между компаниями в составе
группы (а также отношений, сопряженных с последними — например, по выплате дивидендов).
система законодательного регулирования порядка предоставления отчетности интегрированными корпоративными структурами
(Пунктиром указаны акты, принятие которых планируется)
Определенной спецификой обладает предоставление консолидированной отчетности ФПГ и банковскими группами. Во-первых, в России предусмотрен конститутивный порядок образования финансовопромышленных групп. Следовательно, предоставление ими консолидированной отчетности возможно лишь после государственной регистрации группы, занесения ее в государственный реестр (заметим, что в соответствии с проектом закона “О холдингах” холдинговые группы также станут
субъектами сводной отчетности лишь после регистрации). Во-вторых, в состав группы могут входить и финансово-банковские учреждения (банки, страховые компании), учет в которых сильно отличается от учета в остальных организациях. Следовательно, по ним консолидированная отчетность должна предоставляться отдельно.
Значительные особенности существуют и в сфере банковской консолидированной (сводной) отчетности. Так, Положением ЦБ РФ установлено три метода предоставления консолидированной отчетности.
© Метод полной консолидации, или же постатейное суммирование показателей отчетности отдельных организаций, за исключением некоторых величин, подлежащих элиминированию.
© Метод пропорциональной консолидации, основанный на включении в консолидированный балансовый отчет и консолидированный отчет о прибылях и убытках соответственно активов и пассивов участника аналогично методу полной консолидации, но по величине, прямо пропорциональной доле участия группы в капитале участников.
Ф Метод эквивалентной стоимости, который заключается в замещении стоимости акций (долей) консолидируемого участника, отраженной в балансовых отчетах головной кредитной организации и/или других участников, на стоимостную оценку доли участия группы в собственных средствах (чистых активах) консолидируемого участника.
Подобная система дает участникам большую свободу в предоставлении отчетности и, как представляется, более совершенна, чем установленная для прочих организаций.
Можно выделить несколько основных проблем отчетности интегрированных структур в России.
О Освобождение относительно небольших компаний от обязанности предоставлять консолидированную отчетность (поскольку подготовка сводной или консолидированной отчетности — достаточно сложная и трудоемкая процедура), а также разработки альтернативных методов консолидации (как это уже осуществляется в отношении банковских групп).
о Окончательное формирование “двухступенчатой” системы правового регулирования отчетности метакорпорации за счет принятия соответствующих актов.
о Пересмотр состава консолидированной отчетности. За рубежом состав консолидированной и сводной отчетности сильно отли-
чается от состава отчетности обычной организации. Между тем в России подобная дифференциация не прослеживается.
о Унификация правил составления консолидированной отчетности в соответствии с МСФО [см. 6; 4]. В настоящее время сводная и консолидированная отчетность российских компаний нуждается в трансформации при ее использовании иностранными инвесторами. Аналогичная трансформация требуется и при использовании других методов предоставления отчетности компаниями группы — например, по статьям баланса “Инвестиции в дочерние компании” и “Инвестиции в зависимые компании” [10]. Во многом различия связаны с используемой терминологией — установленные российским законодательством термины “основное общество”, “зависимое общество”, “дочернее общество”, “холдинг”, “участник ФПГ” не полностью соответствуют мировой практике. В частности, необходимо точно установить, требуется ли консолидация отчетности по компаниям, приобретенным “на непродолжительный срок” и др. Данное направление сопряжено с общей реформой корпоративного законодательства.
о Решение проблем взаимосвязи консолидации отчетности и налогообложения. Логичным следствием предоставления консолидированной (сводной) отчетности было бы предоставление группе статуса консолидированного налогоплательщика. Данный вопрос был учтен при принятии закона “О финансовопромышленных группах”, однако не рассматривается в полной мере в Налоговом кодексе РФ (хотя в нем и установлены некоторые понятия, связанные с консолидацией налогообложения — например, термин “взаимозависимые лица” (ст. 20)). Значение данного направления отмечается многими исследователями [11].
В настоящее время важнейшим фактором, стимулирующим заинтересованность холдингов в принятии федерального закона “О холдингах”, является именно предоставление им статуса консолидированных налогоплательщиков [12] , который предоставлялся бы им после соответствующей регистрации. Однако в связи с этим встает вопрос об упорядочении системы отражения в отчетности трансфертных операций и ликвидации возможности двойного счета. В сводной отчетности внутренние операции группы элиминируются. Между тем, используя механизмы трансфертного ценообразования, метакорпорации добиваются значительного снижения налогообложения [13]; мало того, система трансфертных цен обеспечивает принципиально иную, отличную от общепринятой систему распределения прибыли, во многом повторяющую существовавшую в советское время [14]. В мировой практике предусмотрен целый ряд методов зако-
нодательного регулирования трансфертных цен. Так, в соответствии с законом ФРГ о налогообложении внешнеэкономической деятельности (Диэ-зе^еиегипдэдеэе^) при исчислении налоговой базы цены, используемые в международном концерне, должны быть пересчитаны на основе т.н. сопоставимых цен, ликвидационной стоимости или величины издержек, в некоторых случаях увеличенной на установленный процент рентабельности. Однако и за рубежом использование трансфертного ценообразования является достаточно успешным. Итак, необходимо выявить реальную эффективность трансфертного ценообразования (предусматривающего предоставление отчетности каждым из субъектов) и консолидированного налогообложения для компаний и для государственных органов.
Самостоятельным направлением является совершенствование статистической отчетности. ФПГ предоставляется статистическая отчетность по форме “1-ФПГ”. Однако многие эксперты утверждают, что статистической информации о ФПГ при сегодняшней системе отчетности пока недостаточно (так, в 1997 г. из 74 ФПГ отчеты представило лишь 49), да и утвержденная форма “1-ФПГ” подвергается критике.
В связи с этим можно прийти к выводу, что совершенствование правового регулирования отчетности интегрированных корпоративных структур является одним из важнейших направлений совершенствования системы бухгалтерского учета в России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Паппэ Я.Ш. “Олигархи”: Экономическая хроника 1992-2000. М.: ГУ ВШЭ. 2000. С.25.
2. Шиткина И. Закон о холдингах: Каким ему быть? // Хозяйство и право. 2000. № 11. С.15.
3. Сводная бухгалтерская отчетность // Бухгалтерский вестник. 2000. № 3. С. 6.
4. Терехова В.А. Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. М.: Перспектива, АКДИ Экономика и жизнь. 2000. С. 210218.
5. Азроянц Э.Н., Эрзикян Б.А. Холдинговые компании: Особенности, опыт, проблемы, перспективы. Кн. 1. М.: НИИУ. 1992. С. 58-89.
6. Гетьман В.Г. Консолидированная отчетность: Зарубежная и отечественная практика ее составления // Международный бухгалтерский учет. 1999. № 3. С. 2-5.
7. Дэниелс Д.Дж., Радеба Л.Х. Международный бизнес: Пер. с англ. М.: Дело,
1998. С. 633-656.
8. Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Поукока, А.Х. Тейлора. М.: ИНФРА М., 1996. С. 328-330.
9. Селезнева Н.Н., Скобелева И.П. Консолидированная бухгалтерская отчетность. М.: ЮНИТИ, 2000. С.13-14.
10.Литвиненко М.И. Трансформация российской бухгалтерской отчетности в соответствии со стандартами КМСФО // Международный бухгалтерский учет.
1999. №3. С. 8-12.
11.Попов И. Самофинансирование ФПГ. Возможности консолидированного баланса // Российский экономический журнал. 1996. № 7.
12.Ведомости. 20.03.2001.
13.Драчева Е.Л., Либман А.М. Формирование системы внутренних рынков транснациональных корпораций и место России в этом процессе // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 6.
14.Розинский И. Бизнес и бизнес-схемы // НГ-Политэкономия. 3.04.2001.