Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоскутова Ю. В.

В статье рассматриваются преимущества и недостатки использования дистанционной формы обучения с использованием современных технологий в образовательном процессе вуза и необходимость его дальнейшего развития в условиях нового информационного образовательного пространства. Необходимо сформировать электронную платформу для работы со студентами, которая оказывает поддержку для развития мотивации и обеспечивает непрерывность образовательного процесса, при котором обучающиеся чувствуют поддержку и имеют обратную связь со стороны преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лоскутова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING THE EDUCATIONAL PROCESS IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article discusses the advantages and disadvantages of using distance learning with the use of modern technologies in the educational process of the university and the need for its further development in the new information and educational space. It is necessary to form an electronic platform for working with students which supports the development of motivation and ensures the continuity of the educational process in which students feel supported and receive feedback from the teacher.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Ю.В. Лоскутова, аспирант1, преподаватель2

Новосибирский государственный педагогический университет 2Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-1-4-147-150

Аннотация. В статье рассматриваются преимущества и недостатки использования дистанционной формы обучения с использованием современных технологий в образовательном процессе вуза и необходимость его дальнейшего развития в условиях нового информационного образовательного пространства. Необходимо сформировать электронную платформу для работы со студентами, которая оказывает поддержку для развития мотивации и обеспечивает непрерывность образовательного процесса, при котором обучающиеся чувствуют поддержку и имеют обратную связь со стороны преподавателя.

Ключевые слова: дистанционное обучение, современные технологии, образовательный процесс, коммуникативный метод, обратная связь, мотивация.

В современном и постоянно развивающемся мире широкое использование и применение современных технологий неизбежно ведет к полной трансформации образовательной системы, в том числе и системы обучения иностранным языкам. С каждым годом расширяется спектр возможностей и открывается доступ к более обновленным условиям для организации современного образовательного процесса.

Именно поэтому процесс обучения иностранному языку во многом зависит от уровня развития технологий, которые все чаще применяются во время занятий [1]. Исследуя данный вопрос, мы должны упомянуть дистанционный формат обучения, который в условиях современной реальности стал активно внедряться, а при необходимости, полностью заменять реальный формат обучения. В последние годы определение дистанционное обучение (ДО) все чаще исследуется и впоследствии применяется для получения необходимых умений и навыков [2]. Но именно в настоящее время остро встает вопрос, который тесно связан с проблемами развития коммуникативной компетенции обучающихся на практических занятиях в формате дистанционного обучения. Коммуникативный метод, который широко применяется на практических занятиях по иностранно-

му языку, может серьезно пострадать в условиях, с которыми столкнулись преподаватели и обучающиеся во время пандемии Соу1ё-19 и все еще продолжают сталкиваться сейчас.

Дистанционное обучение (ДО) на данный момент является одним из самых доступных и популярных способов получения необходимых умений и навыков. Дистанционное образование - «целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельности и развитием лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и потому не вступающих в постоянный контакт с его педагогическим персоналом» [3].

В современном и постоянно развивающемся мире, ДО начинает играть ведущую роль в области образования [4]. Дистанционное обучение имеет как положительные, так и отрицательные стороны, которые обязательно необходимо учитывать при разработке учебных программ и планов. Современные технологии сделали все информационные источники универсально-доступными в любом месте и в любое время. Однако для полноценного внедрения ДО в образовательные учреждения необходимо понимать, что без открытого диалога между обучающимися дистанци-

онный формат обучения будет невозможен. Одним из ключевых фактов в данной ситуации является необходимость в постоянном взаимодействии обучающихся со своими преподавателями [5]. Для обучения дистанционно важна непрерывность образовательного процесса, чтобы обучающиеся чувствовали поддержку и имели обратную связь со стороны преподавателя. Обратная связь от преподавателя играет решающую роль в процессе дистанционного обучения. Она включает в себя гораздо больше, чем просто ответ преподавателя о проделанной работе студента. Она поддерживает сам образовательный процесс и усиливает интерес учащихся к работе [6]. Несмотря на особую важность обратной связи при изучении иностранного языка может возникнуть ряд сложностей [7]. В первую очередь эти проблемы связаны с возможностью неправильного истолкования из-за отсутствия живого общения и несоответствие в ожиданиях преподавателя и обучающихся. Причиной этого может быть в отсутствии опыта у преподавателя работать в дистанционном формате обучения или же неумение обучающегося формулировать собственные идеи вне учебной аудитории.

Еще одной задачей преподавателя в условиях ДО является необходимость активации и развития вдохновения у учащихся для самостоятельной познавательной деятельности [8]. Преподавателю необходимо четко сформировать собственную электронную платформу для работы со студентами, которая бы оказывала своего рода поддержку для развития мотивации. Мотивация играет огромную роль при обучении иностранному языку. Мотивация обучающегося может быть осложнена монотонной и однообразной работой, отсутствием активной социальной жизни и нехваткой коммуникации. Именно, в связи с этим, изучение мотивации необходимо для обеспечения качественного и продуктивного образовательного процесса особенно при ДО. Ошибочная организация образовательного процесса может сформировать у студентов определенное моти-вационное состояние, при котором дальнейшее развитие коммуникативной компе-

тенции может быть нарушено и затруднено [9]. Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация играет существенную роль не только для формирования коммуникативной компетенции студентов, но и для всего образовательного процесса в целом. Наиважнейшим навыком для преподавателя иностранного языка при дистанционной форме обучения является умение создать уникальные и индивидуальные для каждого обучающегося условия, при которых обучающиеся будут расположены к изучению языка, а также к самообразованию, что впоследствии приведет к успешному усвоению новых умений и навыков с помощью коммуникации.

Для ее создания во многом помогут цифровые и электронные ресурсы. Все образовательные платформы и ресурсы, которые преподаватель планирует включить в образовательную программу должны быть четко прописаны и оговорены с обучающимися [10]. При дистанционном обучении есть большая вероятность того, что студент не сможет справиться самостоятельно с потоком информации и решением организационных сложностей без текстовой опоры и разъяснений со стороны преподавателя

На основе вышеперечисленных ролей и задач преподавателя при ДО можно понять, что одной из главнейших ролей обучающегося является интерактивность и готовность коммуницировать, как с преподавателем, другими студентами, так и с самой обучающей средой [11]. Для создания мотивирующей атмосферы на занятии должна состояться коммуникация не только между преподавателем и обучающимся, но и между студентами, в частности. Только в таком случае ДО будет приносить практическую пользу образовательному процессу.

Таким образом, роль преподавателя при дистанционном обучении очень велика, и она значительно отличается от роли при очном образовательном процессе. Важным отличием является то, что при ДО преподаватель обязан дать обратную связь каждому своему студенту, учитывая особенности характера, интеллектуальные способности и уровень владения языком.

Из-за множества особенностей дистан- каждому студенту. При данных условиях, ционной формы обучения самообразова- процесс обучения будет проходить в атмо-ние обучающихся практически невозмож- сфере, которая будет мотивировать сту-но без контроля со стороны преподавателя дентов познавать новое. Также, необходи-и повышения мотивации в изучаемом мо отметить, что все перечисленное ранее предмете [12]. Именно поэтому возникает лишь доказывает возможное существова-острая необходимость для преподавателей ние такой актуальной проблемы, как за-научиться бороться с быстрой утомляемо- труднение формирования коммуникатив-стью студентов с помощью разнообразно- ной компетенции в условиях ДО. го материала и индивидуального подхода к

Библиографический список

1. Балан Д. В. Связь между темпераментом и трудностями в изучении иностранного языка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.festival.1september.ru.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. - М.: Юрайт.

- 2017.

3. Романцев Г.М. и др. Профессионально-педагогические понятия: словарь. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. - 2005.- С. 93.

4. Толеубаева З.М. Формирование коммуникативной компетенции при дистанционном обучении языку // Достижения вузовской науки. - 2015. - № 17.

5. Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2016. - № 5 (96).

6. White, C. Language learning in distance education // Cambridge, UK: Cambridge University Press. - 2003.

7. Chikileva L.S. The role of the tutor in the choice of pedagogical management tools for autonomous work in foreign languages // Интеграция образования. - 2019. - Vol. 23. - № 3. -С. 475-489.

8. Крук Б., Журавлева О., Струкова Е. Избранные главы теории и практики дистанционного обучения. - Litres, 2018.

9. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions // Contemporary educational psychology. - 2000. - Vol. 25. - № 1. - С. 54-67.

10. Rubtsova A.V., Almazova A.I., Eremin U.V. Innovative productive method of teaching foreign languages to international students // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, Proceedings of the 18th PCSF. - 2018. - С. 1-12.

11. Moore M.G. Three types of interaction // American journal of distance education. - 1989.

- № 3 (2). - P. 1-6.

12. Acar A. Teaching languages from a distance through multipoint videoconferencing // Foreign Language Annals. - 2007. - Vol. 40. - № 2. - С. 311-319.

PROBLEMS OF FORMING THE EDUCATIONAL PROCESS IN CONDITIONS OF

DISTANCE LEARNING

Y.V. Loskutova, Postgraduate Student1, Lecturer2 Novosibirsk State Pedagogical University 2Siberian State Transport University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article discusses the advantages and disadvantages of using distance learning with the use of modern technologies in the educational process of the university and the need for its further development in the new information and educational space. It is necessary to form an electronic platform for working with students which supports the development of motivation and ensures the continuity of the educational process in which students feel supported and receive feedback from the teacher.

Keywords: distance learning, modern technologies, educational process, communicative method, feedback, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.