Научная статья на тему 'Проблемы формирования национальной политики противодействия незаконному обороту древесины'

Проблемы формирования национальной политики противодействия незаконному обороту древесины Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
203
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ / ТОРГОВЛЯ ДРЕВЕСИНОЙ / ИСТОЩЕНИЕ ЛЕСОВ / ЛЕСНОЕ БРАКОНЬЕРСТВО / ЛЕСНОЙ КОДЕКС / СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / PROCUREMENT OF WOOD / TRADE OF WOOD / EXHAUSTION OF FORESTS / FOREST POACHING / FOREST CODE / PRODUCT CERTIFICATION / FOREST INDUSTRY / POLITICS OF COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Мясников С. В.

Статья посвящена вопросам нелегальной заготовки и торговли древесиной. Рассматривается проблема истощения и вырождения лесов, лесного браконьерства. Предлагается политика противодействия: изменение лесного кодекса России, введение сертификации продукции. Рассказывается о кризисе лесопромышленного комплекса России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation of the national politics of counteraction the illegal trade of wood

The article discusses the illegal procuring and trade of wood, describes the problem of exhaustion and degeneration of forests and forest poaching, and analyzes the crisis in Russia’s Forest industry. The author suggests a number of measures that could counteract these factors: change of Russia’s Forest Code, introduction of product stratification, etc.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования национальной политики противодействия незаконному обороту древесины»

А.Н. Грешневиков по этому поводу отмечает, что «Кодекс открыл дорогу для «черных лесорубов»... Ежегодные убытки от незаконного оборота древесины в стране оцениваются в 1 миллиард долларов, а правительственные чиновники создают очередную комиссию» [16. С. 18].

Руководители лесной программы «Гринпис Россия» подсчитали: «Число незаконных вырубок с введением в силу нового Лесного кодекса увеличилось почти в два раза». А вот браконьерскую статистику по паркам и заповедникам, увы, никто не ведет. Между тем, она печальна, там цифры преступлений в три-четыре раза выше. Особенно случаи грабежа заповедного богатства увеличились после принятия поправок в Лесной и Земельный кодексы, которые исключают понятие «лесопарк» [17. С. 20].

Будущие перспективы российского леса пока выглядят весьма неутешительно. Прогнозы свидетельствуют, что к 2020 г мировая потребность в деловой древесине вырастет примерно на 100 млн куб. м. И существует только один реальный источник покрытия этой потребности — леса России [18. С. 61].

На этом фоне дальнейшие перспективы для нормального развития лесного сектора выглядят весьма удручающими. А.И. Писаренко и В.В. Страхов подчеркивают, что «в России наблюдается устойчивый рост незаконных лесозаготовок и увеличение объемов поступлений на мировой рынок незаконно заготовленной российской древесины. По мнению экспертов, детально изучивших проблему, источником значительных и незаконных доходов в России стали все этапы пользования лесом» [19. С. 252].

В то же время наблюдается неуемное старание ответственных государственных лиц по сохранности лесных богатств, граничащее с абсурдом. Так, например, в настоящее время процедура получения разрешения на заготовку дров в ряде ситуаций доведена до откровенного парадокса. Любой отдыхающий или дачник по возможности, например, с удовольствием подобрал бы сушину или жердину в ближайшем лесу, но он не имеет права легально заготовить кубометр-другой сухостоя или валежа, хотя весь лес вокруг может быть им завален [20].

Многие специалисты лесного хозяйства возлагают большие надежды на распространение в России международных стандартов сертификации лесной продукции (прежде всего древесины). Есть много предложений о необходимости в законодательном порядке подтверждать легальность древесины и товаров из нее. Хотя эти вопросы пока еще не решены, но активная деятельность на этом направлении уже ведется. Так, например, большую работу ведет российское представительство Лесного попечительского совета (Forest Stewardship Council — FSC). Это, безусловно, затрагивает интересы весьма влиятельных в лесном

бизнесе групп. Ю.Н. Елдышев в этой связи отмечает: «Несмотря на то, что Правительство РФ приняло постановление о порядке проведения экологической сертификации в стране, Федеральный закон № 94, устанавливающий правила государственных закупок, запрещает предъявлять поставщикам «избыточные требования» экологической и социальной ответственности. У нас до сих пор считают, что такие требования будут противоречить условиям рыночной конкуренции и антимонопольным правилам, поэтому против их введения активно выступает и Федеральная антимонопольная служба (ФАС)» [21].

Лесной сектор страны сегодня нуждается в коренном усилении внимания и постоянной заботе со стороны государства. Для решения целого ряда проблем в лесном секторе необходимо разработать комплексную систему политических, экономических, организационных, экологических, юридических и мотивационных механизмов, направленных на защиту и приумножение лесного богатства. Налицо необходимость скорейшего воплощения в жизнь национальной лесной политической стратегии.

Разумеется, Федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз) в последние годы в этом направлении предпринимает активные шаги. И в этой области уже ощутимы позитивные сдвиги. Государство все чаще обращает внимание на проблемы, связанные с лесным богатством, федеральные и региональные структуры власти в гораздо большей степени демонстрируют усердие по его сохранению и приумножению, стали заметными усилия по устранению ошибок, совершенных в ходе лесной административной реформы начала 2000-х гг. и узаконивания откровенно провальных положений Лесного кодекса РФ 2006 года.

Появляются надежды, что скором времени ныне действующий кодекс может быть отправлен в архив и ему на смену придет новый, отвечающий требованиям времени, отражающий значение и реалии лесного хозяйства.

Сегодня очень важно организовать в российском обществе открытую дискуссию по лесной политической тематике. Значительный вклад в ходе ее проведения могут внести негосударственные общественные организации и общественные активисты, которые накопили много полезных идей и опыта. Их участие, несомненно, будет способствовать большему закреплению демократических процессов в лесной политике. Открытый характер полемики между государственными чиновниками, представителями ЛПК, учеными и практиками лесного хозяйства и экологически ориентированной общественностью должен дать позитивный результат.

Таким образом, кризисные процессы в российском лесном секторе могут быть переломлены, а у российского леса начнется новая эпоха.

Литература

1. Основы лесного хозяйства: учеб. пособ. / А.Н. Мартынов, Е.С. Мельников, В.Ф. Ковязин и др. — 2-е изд. — СПб.: Лань, 2010. — 384 с.

2. Леса (Природа мира) / А.Д. Букштынов, Б.И. Грошев, Г.В. Крылов и др. . — М.: Мысль, 1981. — 316 с.

3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 576 с.

4. Сеннов С.Н. Лесоведение и лесоводство: Учебник. — 3-е изд. — СПб.: Лань, 2011. — 336 с.

5. Комментарий к лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, М.И. Васильева, Ю.Г. Жариков. — М.: Проспект, 2010. — 400 с.

6. Шматков Н. Новое законодательство Евросоюза и США поможет бороться с незаконными рубками // http://www.wwf.ru (03.05.2012).

7. Ярошенко А. Незаконные рубки в России — ситуация на начало 2008 года // http://www.forest.ru (03.05.2012)

8. Елдышев Ю.Н. Русский лес без браконьеров: мечта или программа? // Экология и жизнь. — 2010. — № 5. — М. — С. 28-29.

9. Братцев В.И. Эффективность функционирования лесопромышленного комплекса в части использования ресурсного потенциала и его вклада в формировании доходной части федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ // Лесное хозяйство. — 2012. — № 1. — С. 17-19.

10. Писаренко А.И., Страхов В.В. О лесной политике России. — 2-е изд. — М.: Юриспруденция, 2012. — 600 с.

11. Бобров Р.В. Беседы о лесе. — 2-е изд. — М.: Мол. Гвардия, 1982. — 240 с.

12. Комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности лесозаготовительных предприятий. Практическое руководство / И.Р. Шегельман, М.Н. Рудаков, П.Е. Мощевикин. — СПб.: Профикс, 2006. — 336 с.

13. Писаренко А.И., Страхов В.В. Там же.

14. Грешнивиков А.Н. Спасем русский лес. Хроника лесной политики Российской Федерации. Конец XX — XXI века. — М.: Книжный мир, 2011. — 288 с.

15. Петров А.П. Лесной кодекс Российской Федерации как объект коррупционности // Лес и бизнес. 2008. № 7. — СПб. — С. 4-7.

16. Грешнивиков А.Н. Там же.

17. Там же.

18. Анализ и оценка финансового состояния организаций лесной отрасли при диагностике угрозы банкротства / Г.В. Федорова, В.В. Переверзева. — М.: Университетская книга, 2008. — 160 с.

19. Писаренко А.И., Страхов В.В. Там же.

20. Лесные новости // http://www.forest.ru (03.04.2012).

21. Елдышев Ю.Н. Нелегальные рубки. Почему они не прекращаются в наших лесах? // Экология и жизнь. — 2010. — № 7. — С. 24-25.

комплексный Подход к повышению эффективности предпринимательской деятельности в сфере ресурсосбережения и охраны окружающей среды (на примере оао «татнефть»)

И.Н. Глазкова,

старший преподаватель кафедры экономики предприятия Альметьевского государственного нефтяного института

glazkovain.mail.ru

В статье анализируются комплекс мер, направленный на повышение эффективности предпринимательской деятельности в области ресурсосбережения и охраны окружающей среды на примере ОАО «Татнефть».

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, ресурсосбережение, энергосбережение, охрана окружающей среды, ресурсоемкость, природно-ресурсный потенциал, инновационные технологии.

УДК 334 ББК 65.29

В результате нерациональной воспроизводственной структуры капитальных вложений и деформации размещения производительных сил в России сложилась неэффективная структура народного хозяйства, в которой преобладают базовые отрасли промышленности: энергетика, металлургия, горнодобывающая промышленность и другие, являющиеся основными загрязнителями природной среды. Так, ликвидация дефицита энергии и конструкционных материалов на протяжении многих лет велась путем наращивания их производства, а не путем внедрения технологий энерго- и ресурсосбережения, сокращения производственного потребления энергии и материалов. Избыточная мате-риало- и энергоемкость производства обусловливала, в свою очередь, огромные масштабы добычи полезных ископаемых и их переработки. По технологической цепочке это порождало образование дополнительных объемов отвалов пустой породы, золы и шлаков, вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты. Одновременно в народном хозяйстве сложился форсированный режим эксплуатации основных видов природных ресурсов.

Результатом такого положения стало снижение эффективности отраслей народного хозяйства, связанных с добычей и переработкой первичного природного сырья, необходимость увеличения доли ресурсов, направляемых в эти отрасли. В конечном итоге это привело к стагнации отраслевой структуры экономики и сдерживанию ее роста. В этих условиях необходима структурная трансформация сложившихся хозяйственных связей и пропорций в соответствии с экологическими требованиями.

Сегодня большинство индустриально развитых стран связывает долгосрочный устойчивый рост, прежде всего, с переходом на инновационный путь развития. К одной из важнейших стратегических задач России, требующих инновационных подходов к решению, относится сокращение ресурсоемкости ВВП и основных отраслей народного хозяйства. Наша страна по уровню потребления ресурсов в 2-3 раза превышает ведущие страны мира. Также остро вопрос об эффективном ресурсопотреблении стоит перед отечественной нефтегазовой отраслью, поскольку именно данный сектор экономики является одним из самых больших потребителей первичных ресурсов, в частности, различных видов энергии. Проблема сокращения ресурсоемкости нефтегазового сектора экономики во многом связана с тем, что он часто воспринимается не как потребляющий ресурсы, а как их производящий, в то же время именно данная сфера экономики характеризуется высоким уровнем ресурсо- и энергоемкости, которая в перспективе может возрастать под влиянием различного рода внешних и внутренних факторов, в частности, из-за прогнозируемого возрастания цен на энергоносители.

К настоящему времени в нефтегазовом секторе имеется ряд проблем, приводящих к росту объемов потребления ресурсов. Это, прежде всего состояние природно-ресурсного потенциала отрасли, ухудшение качества сырьевой базы нефтегазового

сектора и условий эксплуатации месторождений. В этой связи важнейшим направлением предпринимательской деятельности является система ресурсосбережения.

Поэтому в качестве мероприятий по управлению рисками, возникающих в разрезе данной проблемы, является система ресурсосбережения.

В целях снижения производственных затрат и, соответственно, себестоимости выпускаемой продукции, повышения конкурентоспособности при постоянно растущих тарифах естественных монополий (на энергоресурсы, транспортные услуги) и повышении стоимости добычи углеводородов из-за усложнения условий недропользования ОАО «Татнефть» придает большое значение проблеме экономии ресурсов. Компания предпринимает комплексные усилия по формированию максимальных резервов экономии по всем направлениям деятельности, включая энергосбережение.

Основная цель программы ресурсосбережения — обеспечение снижения абсолютного потребления ТЭР не менее чем на 7,4% к 2015 году и на 13,5% к 2020 году по сравнению с 2007 годом.

Приоритетными являются мероприятия по внедрению новых инновационных технологий в области энергосбережения, в т.ч. использование альтернативных источников для выработки электроэнергии.

Одним из основных направлений в системе ресурсосбережения ОАО «Татнефть» является постоянная работа по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду за счет сбора и утилизации отходов, образующихся в технологических процессах нефтедобычи [2].

В Компании создана комплексная система сбора и переработки отходов производства и потребления, использовании их в качестве сырья для получения товарной продукции. Эта система включает в себя: — переработку нефтешламов; переработку изношенных шин и других отработанных резинотехнических изделий; переработку полиэтиленовых отходов; переработку отработанного кабеля; переработку отработанных индустриальных и моторных масел.

Для переработки образующихся нефтешламов функционируют четыре нефтешламовые установки, дислоцированные равномерно по всей территории нефтедобычи.

Установка переработки изношенных автомобильных шин (УПАШ) позволяет утилизировать их в объеме 1,5 тыс. т в год, продукты переработки (металлокорд, жидкий растворитель) используются как вторичное сырье.

Линия гранулирования полиэтиленовых отходов позволяет перерабатывать все образующиеся пластиковые отходы и возвращать их в основное производство. За годы эксплуатации линий переработано более 2,5 тыс. т полиэтиленовых отходов.

Линия по переработке отработанного кабеля позволяет разделывать кабель по всем его составляющим (полиэтилен, жилы цветного металла, металлическая броня). Полученное вторичное сырье используется при производстве эмальпроводов,

37 1

ЭкономикА и Экология

полиэтиленовых катушек, различных технических изделий из полиэтилена и товаров народного потребления. Броня отправляется на переплавку. За годы эксплуатации установок разделки кабеля переработано более 18 тыс. км кабельной продукции и получено около 6 тыс. т медной проволоки, изготовлено более 3 тыс. т вторичного гранулированного полиэтилена.

Для регенерации отработанных масел применяется специальная установка фирмы «Клекнер». Очищенные по технологии «Клекнер» отработанные масла соответствуют техническим требованиям, предъявляемым к маслам для смазки нефтепромыслового оборудования. Установка позволяет перерабатывать более 4,8 тыс. т отработанных масел в год. Выход очищенных масел составляет 75%.

Большое внимание уделяется сбору и утилизации отходов черных металлов. В 2010 году через базы Управления «Татне-фтеснаб» было собрано и передано на переработку 23 тыс. т металлолома, в том числе структурными подразделениями ОАО «Татнефть» было сдано на переработку более 12 тыс. т металлолома.

Общее количество образовавшихся в 2010 году отходов производства составило 90,5 тыс. т, что на 3,7 тыс. т меньше по сравнению с 2009 годом. Удельное образование отходов на одну тонну добытой нефти составило 3,5 кг, что на 3% меньше показателя 2009 года.

Для обеспечения экологически безопасного управления и обращения с отходами производства и потребления работники структурных подразделений ОАО «Татнефть» регулярно проходят профессиональную подготовку.

Нефтегазовый сектор экономики подвержен высокой степени экологических рисков:

— опасность разлива нефти;

— текущая опасность загрязнения;

— выброс газа.

Особое внимание в природоохранной деятельности ОАО «Татнефть» уделяется соблюдению установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и дальнейшему снижению выбросов вредных веществ в атмосферу, сбросов загрязняющих веществ в подземную и поверхностную гидросферу, почво-грунты.

Это обеспечивается за счет следующих мероприятий:

— внедрения технологии улавливания легких фракций углеводородов (УЛф), выделяющихся из емкостного оборудования;

— снижения объемов попутного нефтяного газа, сжигаемого на факелах;

— ремонта и замены резервуаров и другого емкостного оборудования, нанесения на них антикоррозионного покрытия;

— сооружения ливневой канализации на промышленных объектах для сбора и обезвреживания стоков;

— гидроизоляции земляных амбаров, оснащения буровых установок герметичными циркуляционными системами;

— капитального ремонта и замены нефтепроводов, их электрохимической и ингибиторной защиты;

— оснащения бригад подземного и капитального ремонта специальным оборудованием для предотвращения разливов жидкости.

В настоящее время в Компании действуют 43 установки по улавливанию легких фракций углеводородов (УЛф).

Количество углеводородов, уловленных установками УЛф на резервуарных парках ОАО «Татнефть» в 2010 году, составило около 60 тыс. т, а с начала внедрения (с 1991 года) дополнительно получено более 1,4 млн т углеводородного сырья.

За 2010 год количество автотранспортной техники, задействованной в ОАО «Татнефть» и работающей на природном (сжиженном) газе, увеличилось на 386 единиц. Всего в настоящее время переоборудовано и работают на сжиженном газовом топливе 1932 единицы техники. Проводится регулярная проверка автотранспорта на токсичность выхлопных газов.

На 339 нефтепромысловых объектах НГДУ смонтированы системы промливневой канализации. Удельное количество загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты на тонну добытой нефти, в 2010 году составило 0,01 м3.

Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, защиты населения и окружающей среды от их вредного воздейс-

твия в ОАО «Татнефть» осуществляется по двум основным направлениям деятельности: 1)комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на повышение надежности производственного оборудования, своевременное обнаружение нефтеразливов и минимизацию потерь от них; 2)комплекс мероприятий, направленных на оперативное реагирование на данный вид ЧС [4].

В целях совершенствования последнего в подразделениях ОАО «Татнефть» разработано 55 планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Для ликвидации разливов создано 9 нештатных аварийно-спасательных формирований. Профессиональный газоспасательный отряд Управления «Татнефтегазпереработка» имеет свидетельство на право ведения данного вида работ. Все эти формирования прошли соответствующую подготовку и аттестацию, укомплектованы необходимым оборудованием и снаряжением. Созданы неснижаемые резервы материальных ресурсов, в том числе для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на водных объектах имеется 1 900 метров боновых заграждений, 15 ским-меров и 10 тонн сорбента.

В целях предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций, связанных с нефтеразливами, заключены договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями главного управления МЧС России по Республике Татарстан и ФГУ АСФ «Северо-Восточная противофонтанная военизированная часть» [3]. С целью предотвращения загрязнения поверхностных водотоков (рек) нефтью в работоспособном состоянии поддерживаются около 600 стационарных нефтеулавливающих сооружений, биопрудов.

В январе 2009 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках, направленных на увеличение платежей за выбросы загрязняющих веществ при сжигании попутного нефтяного газа». Согласно этому документу целевым показателем является использование попутного нефтяного газа с 2012 года на уровне не менее 95% от общего уровня добычи. В Компании утверждена специальная «Программа действий ОАО «Татнефть» по утилизации попутного нефтяного газа по объектам Компании на 2009-2013 гг.». Реализация программы позволит повысить коэффициент эффективного использования нефтяного газа в ОАО «Татнефть» до 95%. Ведется активная работа над дальнейшим снижением объемов сжигаемого на факелах попутного газа с использованием экономически оправданных путей решения проблемы.

В ОАО «Татнефть» проводится большая работа по снижению выбросов парниковых газов таким образом, чтобы свести к минимуму неблагоприятные последствия для окружающей среды, в том числе связанные с изменением климата. Одним из эффективных методов сокращения выбросов парниковых газов являются внедренные на объектах Компании системы улавливания легких фракций углеводородов (УЛФ) из резервуаров. К мерам по снижению выбросов парниковых газов относится реализуемая ОАО «Татнефть» специальная Программа мероприятий по озеленению притрассовых полос вдоль автодорог общего пользования, промысловых автодорог, производственных территорий в нефтяных районах Республики Татарстан. В рамках программы ежегодно высаживаются десятки тысяч саженцев различных пород деревьев.

Основой для планирования и реализации мероприятий по повышению надежности технологического оборудования являются результаты мониторинга его технического состояния. В первую очередь это обусловлено тем, что аварийность нефтепромыслового оборудования является наиболее значимым фактором техногенного воздействия нефтедобычи на окружающую среду. Результаты диагностирования нефтепромыслового оборудования служат базой для составления обоснованных программ планово-предупредительных ремонтов, позволяющих предотвращать различного рода аварии [7].

Для обеспечения устойчивой и безаварийной работы производственных объектов, повышения их промышленной и экологической безопасности в 2010 году Компанией произведено 773 км труб в антикоррозионном исполнении (314 км металлопластмассовых и 459 км полимерно-покрытых) и 7 019,6 т ингибиторов коррозии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.