Научная статья на тему 'Проблемы формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов нефизкультурного вуза'

Проблемы формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов нефизкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
881
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВУЗЫ НЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / SPORTS EDUCATION / PHYSICAL TRAINING / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF NON SPORTS PROFILE / HEALTHY STYLE OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавская Наталья Викторовна

Автором предпринята попытка рассмотрения особенностей преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» и ее важнейшей дидактической составляющей здорового образа жизни в нефизкультурном вузе. Проведенные исследования позволили сделать вывод о недостаточной мотивации у студентов к здоровому образу жизни, что и предопределяет необходимость значительной оптимизации учебного процесса за счет его личностно-ориентированной направленности и применения здоровьесберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавская Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author undertakes an attempt of consideration the features of educational discipline «Physical culture» teaching and its major didactical component healthy style of life in non sports high school. The carried out researches have allowed to make a conclusion about insufficient motivation among the students for healthy style of life that predetermines the necessity in significant optimization of educational process at the expense of learner-centered approach and application of health protecting technologies.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов нефизкультурного вуза»

воспитателей.

Контактная информация: gadjiev82@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Наталья Викторовна Журавская, доцент, заведующая кафедрой,

Орловский государственный институт искусств и культуры (ФГОУ ВПО «ОГИИК»)

Аннотация

Автором предпринята попытка рассмотрения особенностей преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» и ее важнейшей дидактической составляющей - здорового образа жизни - в нефизкультурном вузе. Проведенные исследования позволили сделать вывод о недостаточной мотивации у студентов к здоровому образу жизни, что и предопределяет необходимость значительной оптимизации учебного процесса за счет его личностно-ориентированной направленности и применения здоровьесберегающих технологий.

Ключевые слова: физкультурное образование, физическое воспитание, вузы не физкультурного профиля, здоровый образ жизни.

THE PROBLEMS OF FORMATION OF MOTIVATION FOR HEALTHY STYLE OF LIFE AMONG THE STUDENTS OF NON PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY

Natalya Victorovna Zhuravskaya, the senior lecturer, head of faculty Orel State Institute of Arts and Culture

Annotation

The author undertakes an attempt of consideration the features of educational discipline «Physical culture» teaching and its major didactical component - healthy style of life - in non sports high school. The carried out researches have allowed to make a conclusion about insufficient motivation among the students for healthy style of life that predetermines the necessity in significant optimization of educational process at the expense of learner-centered approach and application of health protecting technologies.

Key words: sports education, physical training, higher educational institutions of non sports profile, healthy style of life.

Как показала практика, один из наиболее социально значимых результатов физического воспитания - физическая подготовленность студентов по окончании обучения - на третьем курсе имеет устойчивую тенденцию к снижению или полной утрате, если обучающимися не предпринимаются попытки поддерживать ее самостоятельно.

По данным ежегодных медицинских осмотров, в Орловском государственном институте искусств и культуры число здоровых студентов уменьшается. Такая же тенденция наблюдается практически во всех вузах региона. Как отмечают многие исследователи, к концу обучения в вузе количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, увеличивается. Во многих вузах основной контингент занимающихся физической культурой - студенты специальной медицинской группы. При этом необходимо отметить, что даже примерная программа по физической культуре для данного контингента студентов на сегодняшний день отсутствует, и каждый отдельный вуз разрабатывает ее самостоятельно.

Вышеназванное позволяет говорить о том, что студенты не обладают достаточными знаниями как о здоровье и индивидуальных особенностях своего организма, так и о факторах, оказывающих на них значительное влияние. Недостаточная сформиро-ванность личностной ориентации и мотивации к физкультурной деятельности способна снижать результативность и физических, и профессионально значимых качеств личности, в результате чего у подавляющего большинства студентов обнаруживается низкий уровень отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. К сожалению, далеко не все студенты имеют верное представление о ЗОЖ, считая, что лишь только отказ от большинства вредных привычек способен дать положительный ре-

зультат.

Как показали наши исследования, содержание ЗОЖ студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, а также качество их общения и организации жизнедеятельности. Основными элементами ЗОЖ, по мнению студентов, выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, отказ от вредных привычек, занятия физической культурой. В таблице 1 представлены результаты анкетирования студентов 1-го курса Орловского государственного института искусств и культуры в целях выявления личной

ориентации студентов на ЗОЖ. Результаты анкетирования студентов Таблица 1

Отношение к правилам здорового образа жизни %

Систематически придерживаются правил ЗОЖ 16%

Почти всегда придерживаются правил ЗОЖ 21%

Иногда придерживаются правил ЗОЖ 29%

Почти никогда не придерживаются правил ЗОЖ 14%

Никогда не придерживаются правил ЗОЖ 20%

Как выяснилось, более 60% студентов не следуют правилам ЗОЖ. Количество студентов, регулярно следующих правилам здорового образа жизни (37%), практически совпадает с данными Минздрава Российской Федерации о количестве здоровых молодых людей до 20 лет (35%). Это еще раз доказывает то, что здоровье студентов в основном зависит от их образа жизни [2, 7].

Исходя из данных фактов, мы разработали еще одну анкету, в которой индивид оценивает степень своего поведенческого отношения к различным элементам ЗОЖ по 5-балльной шкале. Затем по среднему арифметическому высчитывался «вес» каждого элемента в баллах.

режим дня - 1,34

использование приемов закаливания - 2,96

режим питания 2,36

занятие

физическими

упражнениями

3,21

применение приемов психорегуляции -2,

отношение к наркотикам - 4,82

отношение к алкоголю - 3,68

отношение к курению - 3,49

нетрадиционные методы оздоровления - 2,51

использование приемов массажа -

3,07

выполнение гигиенических процедур - 3,89

знание методов самоконтроля - 2,39

Рис. 1. Степень поведенческого отношения студентов к различным элементам ЗОЖ

(по пятибалльной шкале)

Самый высокий балл, как выяснилось, имеет элемент ЗОЖ, обозначающий неупотребление наркотических веществ - 4,74. Вторым идет показатель, обозначающий гигиенические процедуры - 3,89 балла, третьим и четвертым - неупотребление алкоголя и никотина, соответственно, 3,64 и 3,51 балла. Не может не вызывать настороженности тот факт, что определяющий элемент ЗОЖ - двигательная активность - на-

брал всего 3,25 балла, при этом регулярно занимаются физическими упражнениями лишь 13% опрошенных. Последние места по количеству баллов заняли такие элементы, как режимы дня и питания, нетрадиционные системы оздоровления, приемы психорегуляции, закаливания и массажа. Это, видимо, связано с недостаточной информированностью студентов о благотворном влиянии названных факторов на здоровье и отсутствием навыков применения данных элементов ЗОЖ.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что одной из основных гуманистических задач физического воспитания в вузах должно являться формирование устойчивой мотивации к физическому самосовершенствованию. Решение этой задачи возможно путем разработки преподавателем специальных педагогических воздействий в процессе физического воспитания, позволяющих оказать позитивное влияние на эмоциональную и мотивационную сферы студентов. Причем, основными факторами, которые способствовали бы формированию мотивационной сферы, должны стать, прежде всего, содержание физического воспитания, способ его реализации и система предъявляемых требований.

В большинстве вузов страны в соответствии с Г осударственными образовательными стандартами обязательные занятия по физической культуре проводятся только на первом и втором курсах обучения. Все это не может удовлетворить потребности молодежи в физической активности. Две экзаменационные сессии в году и каникулы сводят на нет и без того скромные результаты, достигнутые в процессе учебнотренировочных занятий. После прекращения обязательных занятий физической культурой резко возрастает количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в 2-3 раза увеличивается количество пропусков учебных занятий по причине заболеваемости.

Анализ современных научных данных о путях становления двигательного потенциала и его вегетативного компонента, а также об объеме и условиях физических качеств, необходимых для развития их оптимального уровня, вызывает сомнение в реальности выполнения задач, поставленных перед вузовским физическим воспитанием [6]. Невозможность полноценного решения задачи по обеспечению высокого уровня физической подготовленности студентов позволяет говорить о проблеме несовершенства физической воспитания на сегодняшний день.

Образовательные задачи вузовского физического воспитания, призванные вооружать студентов знаниями, методическими умениями и навыками, решаются, как правило, недостаточно эффективно. Одна из причин - в исторически сложившемся утилитарном подходе к физическому воспитанию преимущественно как к средству физической подготовки молодежи. При таком подходе основным критерием эффективности физического воспитания является норматив или результат, отражающий уровень физической подготовленности.

Хотя необходимость и важность физкультурного образования осознается в современных условиях, но реально студенты не получают его в должном объеме. Причина, на наш взгляд, заключается, как в неготовности самих преподавателей физического воспитания дать студентам знания, соответствующие требованиям сегодняшнего дня, так и в отсутствии мотивации со стороны студентов. Как результат, обучающиеся оказываются не готовыми к самостоятельному использованию средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, поддержания высокого уровня психофизической подготовленности, столь необходимой для успешной самореализации в предстоящей профессиональной деятельности. При этом подчеркнем, что гарантией поддержания своего физического состояния, укрепления здоровья средствами физической культуры, продления творческого долголетия является способность человека делать это самостоятельно.

Таким образом, укрепление здоровья студентов в вузах не физкультурного профиля становится одной из главных гуманистических проблем. Как нам представляется, ее решение возможно только на основе придания физическому воспитанию и образо-

ванию компетентностной направленности, главной целью которой становится формирования у обучающихся осознанной личной необходимости в здоровом образе жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатырев, В.С. Исследование состояния здоровья студентов / В.С. Богатырев // Материалы Сателлитного симпозиума XX Съезда физиологов России «Экология и здоровье» / Рос. ун-т дружбы народов. - М., 2007. - С. 14-17.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М. : Гардарики, 2007. - 218 с.

3. Евсеев, Ю.И. Физическая культура : учеб. пособие / Ю.И. Евсеев. - 3-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 382 с. - (Высшее образование).

4. Ильинич, В.И. Физическая культура студентов и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2005. - 366 с.

5. Кислицын, Ю.Л. Физиологическое обоснование учебного процесса по физическому воспитанию учащейся молодежи : теоретические и методико-практические аспекты : учеб. пособие / Ю.Л. Кислицын, Л.Ю. Кислицына, И.А. Пермяков. - М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2006. - 169 с.

6. Кобяков, Ю.П. Двигательная активность студентов : структура, нормы, содержание / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5. -С. 44-46.

7. Чоговадзе, А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А.В. Чоговадзе, М.М. Рыжик // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 7. - С. 21-24.

Контактная информация: kitd@orel.ru ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ПРЕДДИКТОР ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У

ПОДРОСТКОВ

Качанова Ольга Борисовна, соискатель,

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

(СПбГИПСР)

Аннотация

В статье обобщены и систематизированы научные представления о феномене делинквентного поведения современных подростков. Представлена модель личности подростка с делинквентным поведением. Выделены условия, детерминирующие делинквентную направленность развития личности подростков, к которым относятся аддиктивность, способность к адаптации в асоциальной среде, эмоциональная неустойчивость, латентность личностных деформаций, проблемные семьи.

Ключевые слова: девиантность, воспитание, аддикция, деструктивная семья, депривация.

PROBLEM FAMILY AS A PREDICTOR OF DEVIANT BEHAVIOR OF

TEENAGERS Olga Borisovna Kachanova, the competitor,

The Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work

Annotation

The article summarizes and systematizes the scientific conceptions of the delinquent behavior phenomenon of present day teenagers. It presents the model of the personality of a teenager with delinquent behavior. It sorts out the conditions determining the delinquent direction of the development of the teenagers’ personality, which include addiction, ability for adaptation in asocial environment, emotional instability, latency of personal deformity, problem families.

Key words: deviation, upbringing, emotional instability, addiction, destructive family, deprivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.