ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
М.Х. Дзейтова,
Ингушский государственный университет
Проблемы формирования миротворческой деятельности
УДК 327.001
XX-XXI века отмечены увеличением числа войн, конфликтов и распространением терроризма. Психология ответила на этот вызов формированием самостоятельного направления в современной психологической науке - психологии мира (peace psychology).
Впрочем, на сегодняшний день она получила полноценное институциональное оформление лишь в Американской психологической ассоциации (American Psychological Association) в ходе работы 48-й секции Общества по изучению мира, конфликтов и насилия (The Society for the Study of Peace, Conflict and Violence). По этой тематике регулярно проводятся международные симпозиумы, ежеквартально выходит журнал «Мир и конфликт: журнал психологии мира»
Ингушский государственный университет
(Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology).
Психология мира имеет своей целью «разработку теорий и практических подходов, направленных на предотвращение и ослабление как прямого, так и структурного насилия, она способствует ненасильственному разрешению конфликтов и защите социальной справедливости» [4, с. 7]. Как отмечается в том же источнике, основными направлениями исследований в этой области являются изучение психологических механизмов прямого и структурного насилия, исследование эффективности различных методов его сдерживания, миротворчества и развития культуры мира [4]. В рамках этих направлений нас интересуют прежде всего проблемы психологии миротворчества и
развития культуры мира как интегрального качества личности.
В научной психолого-педагогической литературе задача формирования человека-миротворца, носителя культуры мира возлагается на совершенно определенное направление в теории и практике. Его идеологи концентрируют свои усилия на развитии человека, уважающего людей других национальностей, их культуру и образ жизни, осознающего тесную взаимозависимость всех народов и государств и необходимость мирного диалога при разрешении всех проблем. А для обозначения этого направления используются такие термины, как «педагогика мира» (peace pedagogy), «миротворческое воспитание» (peace education), «образование для культуры мира» (education for a culture of peace), «международное, глобальное воспитание» (global education), «миротворческое образование» (peace education) [5]. Причем далеко не все эти названия имеют эквиваленты одновременно в русском и английском языках.
И здесь обнаруживается проблема. Хотя в материалах ЮНЕСКО, различных конвенциях и в отдельных исследованиях предпринимаются попытки осмысления понятий «воспитание в духе мира», «миротворческое воспитание», но имеющиеся определения не отражают сущности изучаемого явления в полной мере. Как правило, они раскрывают это понятие посредством перечисления задач воспитания (правового, поликультурного, межэтнического и др.). Это утверждение особенно характерно для исследований отечественных ученых.
© Дзейтова М.Х., 2017
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
МАРЕТА ХАСАНОВНА ДЗЕИТОВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Ингушского государственного университета, председатель Совета «Общественного фонда социального развития "Генезис"» (Республика Ингушетия). Сфера научных интересов: социальная психология, психология мира, миротворческое образование. Автор 38 публикаций
Рассматриваются проблемы формирования миротворческого сознания и поведения личности в рамках одной из самых молодых областей науки - психологии мира. Показаны возможные направления дальнейших исследований по этой проблематике. Ключевые слова: психология мира, миротворчество, миротворческое сознание.
The article is devoted to the problems of formation of a peacemaking consciousness and behavior of a person in one of the newest areas of social sciences - peace psychology. The article outlined the possible areas for further research on this issue. Key words: peace psychology, peacemaking, peacekeeping consciousness.
Необходимо отметить, что термин «миротворческое образование» используется только в русском языке. В англоязычной же литературе ему соответствует «peace education». Довольно часто эти два термина используются исследователями как идентичные. Однако между ними имеется значительное смысловое различие. Мирное образование подразумевает передачу знаний как превентивную меру в избегании конфликтов. А миротворческое образование предполагает не только предупреждение противостояния, но и активное участие в преодолении последствий уже произошедших конфликтов и войн.
Главную смысловую нагрузку здесь имеет слово «миротворчество», которое содержит слова «мир» и «творить». «Мир» - это политическая, философская, этическая категория. А слово «творить» в словарях определяется как «творчески созидать что-либо, делать, совершать, осуществлять». Следовательно, миротворчество - это особая форма активности и самостоятельности личности, а под миротворческим образованием подразумевается активный, деятельный характер субъекта педагогического процесса.
Задачей психологии в этой области является поиск наиболее эффективных путей формирования миролюбивой, миротворческой личности. Она должна обладать умениями руководствоваться в по-
ведении гуманистическими принципами и навыками ненасильственного, конструктивного общения, являться носителем мировоззрения, которое характеризуется восприятием мира как среды обитания единой общечеловеческой семьи как высшего ценностного приоритета современности. Она призвана руководствоваться миротворческим
сознанием, сочетая свободное критическое мышление и автономию с принятием общечеловеческих ценностей и признанием права других людей на инаковость.
В перечне этих характеристик многое требует тщательного уточнения в силу фактического отсутствия ответа на ряд вопросов, среди которых главный «что такое миротворческое сознание?». Все предпринятые нами попытки найти определение этого понятия в отечественной литературе потерпели неудачу. Анализ публикаций того периода, за который в научный лексикон вошло это понятие, выявил, что внимания исследователей удостоились интернациональное, патриотическое, гражданское, экологическое и даже ноосферное сознание, тогда как миротворческое сознание существует пока лишь в виде нескольких довольно расплывчатых описаний общего плана.
Миру - мир!
I ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Что ставит перед нами еще одну исследовательскую проблему.
Особое значение приобретает также анализ ценностных ориен-таций миротворческой личности с учетом культурного контекста ее существования и ментальности, при этом необходимо помнить о существенных отличиях в понимании культуры между Востоком и Западом, коллективистскими и индивидуалистическими обществами. Последнее обстоятельство представляется важным, потому что подавляющее большинство подходов, использующихся в практике миротворческих образовательных и воспитательных программ, базируется на западной психологической концепции, сформировавшейся под влиянием западной индивидуалистической культуры. Между тем далеко не все они пригодны для использования в странах с коллективистской культурой, к которым не без основания можно отнести и нашу страну. А в субъектах Федерации России с высоким социальным напряжением бездумное использование таких подходов способно даже навредить, как это часто бывает, когда неприемлемая «упаковка» идеи мешает восприятию
ее позитивной сути. Это ставит отечественных педагогов и психологов перед необходимостью разрабатывать иные подходы, в большей мере отвечающие нуждам и потребностям нашего общества.
Другим направлением работы следует сделать создание практических инструментов актуализации и моделирования миротворческой мотивации личности, заинтересованности людей в миролюбивом общении и конструктивном разрешении конфликтов. Иными словами, речь идет о формировании про-социального поведения.
И на этом пути одной из самых существенных проблем по-прежнему является отсутствие надежной, достоверной и проверенной системы оценки осуществления программ и проектов миротворческого образования. Оценивать подобные программы трудно, поскольку для поставленных ими высоких целей подчас невозможно найти критерии оценки.
Видимо, именно это и стало причиной того, что имеется так мало информации об эффективности таких программ и проектов, хотя их количество неуклонно растет. Обзор литературы по этой теме еще в 2002 году провели Барух
Нево и Айрис Брем (Barukh Nevo & Iris Brem). Из него следует, что почти из 300 миротворческих образовательных программ, реализованных с 1981 по 2000 год, только одна треть включала элементы оценки эффективности. Авторы резюмировали: «очевидно, что сотни программ мирного образования введены и используются по всему земному шару, не будучи подвергнуты никакому акту эмпирического контроля» [6, с. 275].
Учитывая тот факт, что на сегодняшний день миротворчество как особый вид деятельности приобрело крайнюю актуальность, а формирование миролюбивой толерантной личности стало объективной социальной потребностью современного общества, решение рассмотренных в настоящей статье проблем становится одной из первоочередных задач специально спланированных для этого исследований. Начальный опыт такой работы в диссертационном жанре, дополненный полевой работой, уже имеется и теперь требует концептуального осмысления в социально-психологических терминах и в парадигме преобразующего (формирующего) воздействия [1, 3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Дзейтова М. Х. Миротворческое образование в условиях современного образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. Нальчик, 2007.
2. Дзейтова М. Х. К вопросу о психологических основах миротворческого образования // Актуальные проблемы психологии XXI века: сб. тр. I Всерос. науч.-практ. (заочной) конф. СПб., 2011.
3. Дзейтова М.Х. Об оценке эффективности проектов по миротворческому образованию // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2011. № 8.
Christie D.J., Wagner R.V., Winter D.D. (Eds). Peace, conflict, and violence: Peace psychology for the 21st century. Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall, 2001. Fountain Susan. Peace Education in UNICEF. Working Paper Education Section Program Division UNISEF. New York, 1999.
Peace Education: The Concept, Principles, and Practices around the World. Edited by Gavriel Salomon & Baruch Nevo. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. Mahwah, New Jersey, London, 2002.
LITERATURA
1. Dzeitova M.H. Mirotvorcheskoe obrazovanie v uslovijah sovremennogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija: dis. ... kand. ped. nauk. Nal'chik, 2007.
2. Dzeitova M.H. K voprosu o psihologicheskih osnovah mirotvorcheskogo obrazovanija // Aktual'nye problemy psihologii XXI veka: sb. tr. I Vseros. nauch.-prakt. (zaochnoj) konf. SPb., 2011.
3. Dzeitova M.H. Ob ocenke yeffektivnosti proektov po mirotvorcheskomu obrazovaniyu // European Social Science Journal (Evropeiskij zhurnal social'nyh nauk). 2011. № 8.
Christie D.J., Wagner R.V., Winter D.D. (Eds). Peace, conflict and violence: Peace psychology for the 21st century. Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall, 2001. Fountain Susan. Peace Education in UNICEF. Working Paper Education Section Program Division UNISEF. New York, 1999. Peace Education: The Concept, Principles and Practices around the World. Edited by Gavriel Salomon & Baruch Nevo. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. Mahwah, New Jersey, London, 2002.
5
6