Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / РАСКРЫТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СФОРМИРОВАННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОПЫТ СЛЕДСТВЕННОЙ РАБОТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Руслан Юрьевич

Актуальность статьи связана с поиском новых способов и методов повышения эффективности борьбы с преступностью, оперативного раскрытия преступлений, а также с набирающим популярность среди криминалистов направлением «криминалистического мышления», овладение навыками которого будет способствовать наиболее полноценному и объективному расследованию уголовных дел. Проблемным в настоящее время является недостаточное качество следствия и необходимость повышения когнитивных способностей следователей (дознавателей). Задачей исследования являлось выявление факторов, влияющих на развитие и формирование криминалистического мышления следователей. Цель работы - провести анализ составных частей процесса становления следователя и особенностей его практической деятельности, влияющих на когнитивные способности с точки зрения криминалистики, путем изучения и сравнения имеющихся материалов по данной тематике. Анализу подвергнуты личностные качества следователя, особенности образовательного процесса и влияние опыта на результаты работы, а также факторы, сопутствующие следственной деятельности (организация труда, уровень стресса, нагрузки и т. д.). Результат проведенного исследования выражен в определении проблемных факторов, влияющих на формирование криминалистического мышления следователя (дознавателя) и возможных путей их преодоления, важности такого мышления, которое остается знанием, постоянно сориентированным в сторону практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF THE INVESTIGATOR’S FORENSIC THINKING FORMATION

The relevance of the article is related to the search for new ways and methods to improve the effectiveness of the fight against crime, the prompt detection of crimes, as well as the trend of «forensic thinking», which is gaining popularity among criminalists, mastering the skills of which will contribute to the most complete and objective investigation of criminal cases. Problems at present are insufficient quality of investigation and the need to improve the cognitive abilities of investigators (inquirers). The task of the study was to identify factors that influence the development and formation of forensic thinking of investigators. The purpose of the work is- to analyze the components of the process of formation of an investigator and features of his practical activities affecting the cognitive abilities in terms of forensics by studying and comparing existing materials on this topic. The analysis is subjected to the personal qualities of an investigator, the peculiarities of the educational process and the impact of experience on the results of work, as well as factors associated with the investigative activity (organization of work, stress and stress levels, etc.). The result of the study is expressed in the definition of problematic factors affecting the formation of forensic thinking of an investigator (inquirer) and possible ways to overcome them, the importance of such thinking, which remains knowledge, constantly oriented towards practice

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ»

DOI 10.37523^1.2021.42.1.010 УДК 343.98.067

Павлов Руслан Юрьевич

заместитель руководителя Шенталинского межрайонного следственного отдела,

Следственное управление Следственного комитета РФ по Самарской области,

443099, Россия, г. Самара, ул. Степана Разина, 37, e-maП:шslanpavlov@myramЫer.ш

Ruslan J. Pavlov

Deputy Head of the Shentala Interdistrict Investigative Department,

Investigative Department of the Investigative Committee of the Russian Federation for the Samara Region, 37, Stepana Razina str., Samara, Russia, 443099, e-mail: ruslanpavlov@myrambler.ru, phone number 8

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Аннотация. Актуальность статьи связана с поиском новых способов и методов повышения эффективности борьбы с преступностью, оперативного раскрытия преступлений, а также с набирающим популярность среди криминалистов направлением «криминалистического мышления», овладение навыками которого будет способствовать наиболее полноценному и объективному расследованию уголовных дел.

Проблемным в настоящее время является недостаточное качество следствия и необходимость повышения когнитивных способностей следователей (дознавателей). Задачей исследования являлось выявление факторов, влияющих на развитие и формирование криминалистического мышления следователей. Цель работы - провести анализ составных частей процесса становления следователя и особенностей его практической деятельности, влияющих на когнитивные способности с точки зрения криминалистики, путем изучения и сравнения имеющихся материалов по данной тематике. Анализу подвергнуты личностные качества следователя, особенности образовательного процесса и влияние опыта на результаты работы, а также факторы, сопутствующие следственной деятельности (организация труда, уровень стресса, нагрузки и т. д.).

Результат проведенного исследования выражен в определении проблемных факторов, влияющих на формирование криминалистического мышления следователя (дознавателя) и возможных путей их преодоления, важности такого мышления, которое остается знанием, постоянно сориентированным в сторону практики.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, криминалистическое мышление, следователь, дознаватель, раскрытие и расследование преступлений, сформированность мышления, профессиональное мышление, опыт следственной работы, организация работы следователя.

THE PROBLEMS OF THE INVESTIGATOR'S FORENSIC THINKING FORMATION

Summary. The relevance of the article is related to the search for new ways and methods to improve the effectiveness of the fight against crime, the prompt detection of crimes, as well as the trend of ««forensic thinking», which is gaining popularity among criminalists, mastering the skills of which will contribute to the most complete and objective investigation of criminal cases.

Problems at present are insufficient quality of investigation and the need to improve the cognitive abilities of investigators (inquirers). The task of the study was to identify factors that influence the development and formation offorensic thinking of investigators. The purpose of the work is- to analyze the components of the process of formation of an investigator and features of his practical activities affecting the cognitive abilities in terms offoren-sics by studying and comparing existing materials on this topic. The analysis is subjected to the personal qualities of an investigator, the peculiarities of the educational process and the impact of experience on the results of work, as well as factors associated with the investigative activity (organization of work, stress and stress levels, etc.).

The result of the study is expressed in the definition of problematic factors affecting the formation of forensic thinking of an investigator (inquirer) and possible ways to overcome them, the importance of such thinking, which remains knowledge, constantly oriented towards practice.

Keywords: intellectual activity, forensic thinking, investigator, investigator crime detection and investigation, thinking maturity, professional thinking, experience in investigative work, organization of the investigator's work.

Современный следователь имеет в своем арсенале немало средств для эффективного раскрытия и расследования преступлений начиная от оснащенности разнообразными криминалистическими техническими средствами и заканчивая большими возможностями экспертных учреждений по применению специальных познаний.

© 2021 Павлов Р. Ю.

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вместе с тем поддержка следствия достижениями криминалистики не будет являться результативной без развитых способностей умелого использования следователем своего собственного интеллекта.

В настоящее время среди теоретиков и практиков следственной работы разгорается дискуссия относительно такой научной категории, как ©криминалистическое мышление». Ученые, поддерживающие данную концепцию, считают, что она способна повысить эффективность работы следователя, поможет избежать ошибок и найти выход из трудной (проблемной) ситуации с наименьшими затратами сил и средств, задействовав при этом только свои рефлексивные способности.

Не вдаваясь в подробности определений, данных разными авторами, можно сделать вывод, что криминалистическое мышление - это способность следователя (дознавателя) из окружающей его обстановки обнаружить и воспринять (уяснить) для себя криминалистически важную информацию и правильно ее реализовать в ходе расследования.

Определенный стиль мышления, направленный на выяснение закономерностей совершения преступлений, его раскрытия, расследования и профилактики, в разной степени присутствует у каждого следователя.

Проблемным в данном вопросе является то, каким образом развить у следователя данное мышление, выявить факторы, влияющие на уровень мыслительной деятельности, и устранить препятствия на пути повышения качества умственных способностей.

Проанализировав официальную статистику за 2019 г. о состоянии борьбы с преступностью, можно сделать вывод о некоторых пробелах в работе правоохранительных органов. Так, за указанный период количество приостановленных уголовных дел, по которым лица, совершившие преступления, не установлены, увеличилось на 6,6 %, что составило в абсолютных числах 895 020 преступлений [1, с. 5, 9]. На 10,2 % снизилось количество раскрытых преступлений, относящихся к категории дел «прошлых лет» [2, с. 5].

Приведенные показатели свидетельствуют о необходимости улучшения качества следствия и эрудированности самих следователей.

Криминалистическое мышление можно представить в двух аспектах: теоретико-содержательная и прикладная криминалистические категории. На практике процесс формирования такого мышления не происходит у следователей автоматически, как правильно подчеркивает Н. П. Яблоков, «выработка этого мышления сначала требует от изучающего криминалистику умения логически мыслить, выявлять логическую связь всех наблюдаемых событий и явлений, обнаруженных следов» [3, с. 158].

На рефлексивные способности в следственной работе свое влияние оказывает ряд факторов: личностные (индивидуальные) качества следователя (дознавателя); уровень образования и опыт работы; организация и процесс непосредственной деятельности. Таким образом, можно разделить факторы, влияющие на умственную работу следователя, на индивидуальные, общие и специальные.

Одним из существенных и исключительно индивидуальных качеств следователя (дознавателя) являются его интеллектуальные способности. Энциклопедическое определение интеллекта (от лат. т1е11ес1ш - познание, понимание, ум) традиционно трактует это неоднозначное понятие как способность к мышлению и рациональному познанию [4, с. 112].

Человек, выбравший своей профессией дело борьбы с преступностью, должен отличаться целеустремленностью и определенной направленностью мыслей, то есть обладать знаниями того, что нужно сделать и как этого достичь, адаптивностью - умением определять стратегию решения задачи, приспосабливаться к обстоятельствам, критически относиться или оценивать собственные мысли и действия [5, с. 44]. Указанные особенности необходимы не только субъекту уголовно-правового доказывания, они применимы во многих сферах деятельности, но без таких базовых качеств, как инициатива, способность к логическому размышлению, интуиция, общая эрудированность, внимательность и т. д., сформировать полноценное криминалистическое мышление у следователя (дознавателя) будет проблематично.

Следующая группа факторов, влияющих на сформированность криминалистического мышления, объединяет в себе образование и опыт работы следователя (дознавателя).

Представляется, что акцент на формирование основ криминалистического мышления должен быть сделан прежде всего на этапе обучения студентов. Данные основы, как отметил профессор Н. П. Яблоков, в основном зарождаются не в процессе изучения криминалистики, а уже на практике в ходе следственной и иной юридической деятельности при условии наличия желания и стремления уже состоявшегося работника его совершенствовать путем самообразования [6, с. 157].

В противном случае, как это верно заметил еще в начале XX в. известный ученый-криминалист Г. Ю. Маннс, «если следователь учится преимущественно во время практики и за ее счет, то он обучается за счет людей, которые имеют несчастье попасть в сферу его неумелой деятельности, или за счет интересов общества, которые он, терпя неудачу при раскрытии преступлений, не в состоянии в должной мере от них оградить» [7, с. 162].

Важное значение при изучении криминалистики имеет уровень и сформированность мышления. Обучение навыкам анализа информации о преступлении, механизме его совершения, способам его раскрытия и расследования, установлению причин и условий, способствовавших его совершению, выдвижению версий и выбору методики расследования - является ведущей задачей криминалистики, как это верно подмечено профессором В. Г. Коломацким в начале 1990-х гг. [8, с. 34]. Без достаточно развитого мышления, аналитических способностей и знаний логики полноценное освоение профессии следователя будет затруднительным.

Путь становления криминалистического мышления у обучающихся в настоящее время, пущен на самотек. Российские криминалисты стремятся разработать свою методологическую базу для создания научно обоснованных и апробированных практических рекомендаций для нужд следствия, в виде отдельной криминалистической теории. Однако в реальности обучающихся в меньшей степени интересуют теоретический аспект разрабатываемых методик и алгоритмов повышения эффективности мышления, а также овладение приемами и способами такого мышления.

Среди образовательных программ для курсантов/слушателей и курсов повышения квалификации для практических работников отсутствуют как методические рекомендации и дидактические материалы, так и образовательные программы с включением специальных разделов, посвященных криминалистическому мышлению.

Мониторинг сайтов крупнейших специализированных вузов, готовящих кадры для следственных подразделений (Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, Московская и Санкт-Петербургская академии Следственного комитета РФ, Российская таможенная академия, Нижегородская и Волгоградская академии МВД России), показал, что курс криминалистики входит в основную образовательную программу с формированием таких компетенций, как умение работы с криминалистически важной информацией, ее определение и использование для целей раскрытия преступлений. Однако специальные дисциплины по формированию криминалистического мышления в учебных планах отсутствуют.

Рабочая программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Московской академии Следственного комитета РФ по дисциплине «Современные проблемы криминалистической тактики» включает в себя тему «Криминалистическое мышление с использованием категорий: тактический прием, тактическая комбинация и операция, тактическая рекомендация и тактический риск», что свидетельствует о положительной тенденции развития такой научной категории, как криминалистическое мышление.

Относительно дидактических способов формирования рассматриваемого вида мышления можно предложить не только проведение лекций, семинарских и практических занятий, деловых игр, криминалистических учений, посещение музеев криминалистики, но и использование методик развития интеллекта, внимания и улучшения памяти, тренингов по искусству командоформи-рования (для развития умения работать в составе следственной бригады или следственно -оперативной группы), развитию навыков генерации альтернатив [9, с. 59].

Опыт и сформированность навыков следственной работы также оказывает свое влияние на стиль мышления. Нельзя отрицать тот факт, что сотрудники со стажем работы допускают меньше ошибок как в процессуальной деятельности, так и при выборе тактики и методики ведения следствия. Указанное обстоятельство свидетельствует о непрерывности формирования криминалистического мышления и способствовании его эффективности именно в практической деятельности.

Прикладной характер криминалистического мышления отмечается в работах и зарубежных современных исследователей: это уже известная стратегия американского репортера и частного детектива Д. Рея [10, с. 97], а также работа британских авторов С. Тонга, Р. Браяна и М. Хорват «Понимание уголовного расследования». В последнем труде рассматриваются общие формы рассуждений и аргументации с учетом конкретного контекста анализа интеллектуальных данных и теорий, сопровождающих уголовное расследование. Аналитикам спецслужб необходимо критически подходить к процессу рассуждений. Важно проанализировать то, как они приходят к выводам и выносят суждения, а не только содержание этих суждений и выводов. Нужно обучать людей тому, как искать и распознавать умственные препятствия и как разрабатывать процедуры, направленные на их устранение [11, с. 35-37].

ЮРИйИЧЕСКИЕ НАУКИ

Третьей группой факторов, влияющей на сформированность криминалистического мышления, являются вопросы, связанные непосредственно с организацией труда следователя, рабочей нагрузкой, микроклиматом в коллективе и уровнем стресса. Работа следователя всегда будет носить конфликтный характер с определенным уровнем стресса, на который влияют степень нагрузки, противодействие следствию, нехватка времени, тупиковая следственная ситуация, а также иные обстоятельства. В таких условиях проведение комплексного криминалистического анализа всей поступающей информации будет не столь объективным, а, чаще всего, будет носить неполноценный либо поверхностный характер, что может привести к неудачам в расследовании. Выходом из данной ситуации является принятие руководителем следователя полезных организационных решений, равномерное и с учетом специализации и опыта работы распределение нагрузки, выявление и помощь в преодолении конфликтных следственных ситуаций, обсуждение результатов расследования, ©мозговой штурм» и т. д.

Обращаясь к зарубежному опыту в данной части, можно отметить систему методических рекомендаций по вопросам расследования преступлений (АСРО Practice advice on Investigation Doctrine), подготовленную в 2005 г. Ассоциацией руководителей полиции и Национальным центром полицейской деятельности Великобритании. Кроме описания различных методик по ведению следствия, сбору доказательственной базы и установлению лиц, совершивших преступления, данная доктрина подразумевает наличие у полицейских умения работы с информацией и объектами, имеющими доказательственное значение. Совокупностью качественных характеристик, которыми должны обладать следователи, можно выделить некий особый тип мышления, включающий в себя:

- способность к аналитической и исследовательской деятельности, подразумевающую навыки работы с криминалистически важной информацией, умение выяснить источники ее появления и уяснить все характеристики, понимание сути всех элементов совершенного преступления, что поможет спланировать дальнейшую работу детективов;

- правильное использование тактических приемов и криминалистической техники, а именно умение эффективно применить комплекс знаний на практике, организация взаимодействия с экспертными службами, способность работы с вещественными доказательствами и иными следами преступления (их выявление, фиксация, изъятие и обеспечение сохранности).

Объективный и многосторонний подход к оценке всей полученной информации как отдельный элемент мышления следователя также прослеживается из описываемой доктрины [12, с. 412].

Несомненно, криминалистика играет важную роль в профессиональном становлении следователей, как это верно отметил профессор Р. С. Белкин [13, с. 211]. Отталкиваясь от его тезисов, можно обозначить значение криминалистического мышления, которое выражается в развитии системы взглядов, убеждений и принципов, обеспечивающих сознательный, творческий и инициативный подход к решению задач расследования преступлений.

В частности, взяв за основу предложения В.А. Егорова применительно к профессионально-аналитическому мышлению юристов, можно предложить следующие критерии сформированности у следователей криминалистического мышления:

- целеустремленность и неподдельное желание освоить профессию следователя;

- достаточный уровень образования с привитием навыков самостоятельной работы и их практической реализацией;

- мотивационная готовность к его применению в своей профессиональной деятельности и постоянному саморазвитию;

- осознанная потребность его постоянного осуществления при анализе следственных ситуаций и решении задач расследования конкретных преступлений [14, с. 17].

Подводя итог, укажем, что на сегодняшний день процесс формирования мышления осуществляется методом проб и ошибок, он лишен системного характера или весьма стохастический. Можно сказать, что криминалистика должна учить мыслить, так как это является основой деятельностью следователя. Создание определенного алгоритма как теоретической так и практической доктрины по формированию криминалистического мышления потребует тщательного пересмотра не только самого процесса обучения будущих следователей, но и программ по дальнейшему повышению их квалификации. Представляется, что для методического формирования рассматриваемого стиля мышления необходимо осознание этапов использования криминалистических дидактических средств, составляющих ключевые компетенции обучаемых. Процесс совершенствования рефлексивных способностей должен иметь непрерывный, системный характер, что влечет внедрение в программу повышения квалификации специализированных курсов по развитию мышления.

Библиографический список

1. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 г. Генеральная прокуратура РФ Главное управление правовой статистики и информационных технологий. М., 2020. 52 с.

2. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 г. МВД России Главный информационно-аналитический центр. М., 2020.

3. Яблоков Н. П. К вопросу о криминалистическом мышлении // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. ст. Томск, 2012. С. 156-159.

4. Энциклопедия современной юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 609 с.

5. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969. 304 с.

6. Маннс Г. Ю. Криминалистика как прикладная дисциплина и предмет преподавания // Сборник трудов профессоров и преподавателей государственного Иркутского университета. Иркутск, 1921. Вып. 2. С. 139-164.

7. Анушат Э. Искусство раскрытия преступлений и законы логики. М.: ЛексЭст, 2011. 100 с.

8. Бессонов А. А. Криминалистическое мышление как основа профессионализма работников следствия // Следственный комитет Российской Федерации: второе десятилетие на службе Отечеству / под общ. ред. А. М. Багмета. М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2019. 452 с.

9. Волчецкая Т. С., Шамшиев П. А., Краснов Е. В. Российский и американский подходы к изучению феномена ©криминалистическое мышление» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 9. С. 93-100.

10. Tong St., Bryant P., Horvath M. Understanding criminal investigation // John Wiley & Sons Ltd. 2009. Р. 35-37.

11. Roberts P. Criminal evidence. Oxford: Oxford University Press Inc., 2010. Р. 412.

12. Белкин Р. С. Курс криминалистики: в 3 т. Т. 3: Криминалистические средства, приемы и рекомендации. М.: Юристъ, 1997. 480 с.

13. Егоров В. А. Формирование профессионально-аналитического мышления студентов образовательного учреждения юриспруденции: автореф. ... д-ра пед. наук. Липецк, 2006. 23 с.

References

1. Sostojanie prestupnosti v Rossii za janvar'-dekabr' 2019 [State of crime in Russia for January-December 2019]. General'naja prokuratura RF Glavnoe upravlenie pravovoj statistiki i informacionnyh tehnologij [Prosecutor General's Office of the Russian Federation Main Directorate of Legal Statistics and Information Technologies]. Moscow, 2020, 52 p. [in Russian].

2. Sostojanie prestupnosti v Rossii za janvar'-dekabr' 2019 [State of crime in Russia for January-December 2019]. MVD RF Glavnyj informacionno-analiticheskij centr [Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Main information and analytical center]. Moscow, 2020 [in Russian].

3. Jablokov N. P. K voprosu o kriminalisticheskom myshlenii [On the question of forensic thinking]. Pravovye problemy ukreplenija rossijskoj gosudarstvennosti: sbornik statej [Legal problems of strengthening the Russian statehood]. Tomsk, 2012, p. 156-159 [in Russian].

4. Enciklopedija sovremennoj juridicheskoj psihologii [Encyclopedia of modern legal psychology]. Moscow, 2003, 609 p. [in Russian].

5. Tihomirov O. K. Struktura myslitel'noj dejatel'nosti cheloveka [The structure of human thought]. Moscow, 1969, 304 p. [in Russian].

6. Manns G. Ju. Kriminalistika kak prikladnaja disciplina i predmet prepodavanija [Forensics as an applied discipline and teaching subj ect]. Sbornik trudov professorov i prepodavatelej gosudarstvennogo Irkutskogo universiteta [Collection of works of professors and teachers of the State Irkutsk University]. Irkutsk, 1921, no. 2, pр. 139-164 [in Russian].

7. Anushat Je. Iskusstvo raskrytija prestuplenij i zakony logiki [The art of crime detection and the laws of logic]. Moscow, 2011, 100 p. [in Russian].

WPHAHHECKHE HAYKH

8. Bessonov A. A. Kriminalisticheskoe myshlenie kak osnova professionalizma rabotnikov sledstvija [Forensic thinking as the basis for the professionalism of investigators]. Sledstvennyj komitet Rossijskoj Federacii: vtoroe desjatiletie na sluzhbe Otechestvu [Investigative Committee of the Russian Federation: Second Decade in Service to the Fatherland], 2019, 452 p. [in Russian].

9. Volcheckaja T. S., Shamshiev P. A., Krasnov E. V. Rossijskij i amerikanskij podhody k izucheniju fenomena «kriminalisticheskoe myshlenie» [Russian and American approaches to studying the phenomenon of forensic thinking]. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta imeni. I. Kanta [Herald of the Kant Baltic Federal University], 2013, no. 9, pp. 93-100 [in Russian].

10. Tong St., Bryant P., Horvath M. Understanding criminal investigation. John Wiley & Sons Ltd, 2009, pp. 35-37 [in English].

11. Roberts P. Criminal evidence. Oxford, 2010, p. 412 [in English].

12. Belkin R. S. Kurs kriminalistiki: v 3 t. T. 3: Kriminalisticheskie sredstva, priemy i rek-omendacii [Forensic tools, techniques and recommendations]. Moscow, 1997, 480 p. [in Russian].

13. Egorov V. A. Formirovanie professional'no-analiticheskogo myshlenija studentov obra-zovatel'nogo uchrezhdenija jurisprudencii. Avtoref. diss. doctora ped. nauk [Formation of professional and analytical thinking of students of the educational institution of jurisprudence. Extended of doctoror's of Pedagogy thesis]. Lipeck, 2006, 23 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.