Научная статья на тему 'Проблемы формирования кластеров на основе кооперации промышленных предприятий с научными организациями и образовательными учреждениями'

Проблемы формирования кластеров на основе кооперации промышленных предприятий с научными организациями и образовательными учреждениями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / РЕСУРСЫ / ТЕХНОЛОГИИ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / НАУКА / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КООПЕРАЦИЯ / CLUSTER / RESOURCES / TECHNOLOGIES / INDUSTRIAL COMPANIES / RESEARCH / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамаева Нелли Павловна

Рассматривается проблема формирования кластеров на основе кооперации усилий, материальных, технологических и людских ресурсов промышленных предприятий, научных организаций и высших учебных заведений, что позволит создать условия для экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шамаева Нелли Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of clusters development on the basis of cooperation between industrial companies, research centers and educational institutions

The article analyses the problems of clusters development on the basis of joining the efforts, material, technological and human resources of industrial companies, research centers and higher education institutions, which allows to create conditions for economic growth.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования кластеров на основе кооперации промышленных предприятий с научными организациями и образовательными учреждениями»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 332.1(045)

Н.П. Шамаева

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ НА ОСНОВЕ КООПЕРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Рассматривается проблема формирования кластеров на основе кооперации усилий, материальных, технологических и людских ресурсов промышленных предприятий, научных организаций и высших учебных заведений, что позволит создать условия для экономического роста.

Ключевые слова: кластер, ресурсы, технологии, промышленные предприятия, наука, высшие учебные заведения, кооперация.

Современный этап технологического развития цивилизации можно охарактеризовать только одним словом - ожидание. Это объясняется тем, что имевшие место возможности дальнейшего технологического развития практически полностью исчерпаны. Можно утверждать, не опасаясь ошибиться, что последними принципиальными технологическими изменениями, которые принципиально изменили жизнь человека, были персональный компьютер и мобильный телефон. Действительно, технологический прорыв, которые имел место в 70-80-е гг., позволил создать новые производства, что, в свою очередь, привело к появлению новых товаров. После этого никаких принципиальных новшеств не было. В то же время прекрасно известно, что именно технологические изменения являются одним из принципиальных стратегических условий экономического роста.

К сожалению, ситуация, которая сложилась в современной России, не может быть признана удовлетворительной. За счет огромных усилий и концентрации значительных ресурсов в Советском Союзе в течение 30-х гг. ХХ века удалось во многом ликвидировать значительное технологическое отставание от наиболее развитых стран. Однако этот положительный тренд не получил дальнейшего развития. В результате в период с 50-х гг. и вплоть до гибели СССР ситуация с использованием самых передовых технологий принципиально не улучшалась.

Для современной России это означает жестокую необходимость не только осознать стратегическую значимость данной проблемы, но и сформировать, а в дальнейшем реализовать собственную стратегию развития нанотехнологий с последующим их использованием в производстве.

Современная экономическая политика - это во многом политика в сфере управления инновациями. Ранее нами уже было отмечено, что при рассмотрении процессов технологического развития в исторической ретроспективе возникает достаточно сложный вопрос: почему одни страны достаточно быстро и успешно развиваются, другие топчутся на месте, а третьи вообще останавливаются в своем экономическом росте, а при самом негативном развитии событий даже прекращают свое существование [1].

В этих условиях особенно важно сформулировать условия успешности инновационного развития на основе использования кластеров.

Во-первых, для этого должны иметь место соответствующие экономические условия, где стратегическое значение принадлежит экономическому развитию.

Во-вторых, наличие высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций.

В-третьих, это целенаправленная государственная политика, которая должна сочетать в себе жесткую политическую волю и частную инициативу. Именно это позволило совершить принципиальный технологический прорыв в Китае, Гонконге, Японии, Тайване, Сингапуре. Здесь необходимо отметить, что любые реформы и нововведения всегда вызывают чье-то недовольство. И здесь огромная роль принадлежит государству, которое должно отстаивать не чьи-то сиюминутные корпоративные или территориальные интересы, а обеспечивать поступательное развитие национальной экономики за счет качественных изменений.

Инновационные кластеры можно классифицировать следующим образом:

- во-первых, это инновационные фирмы, появление и развитие которых есть результат достаточно редкого совпадения множества условий. Сюда можно отнести Кремниевую долину в США и государство Сингапур;

- во-вторых, это искусственно созданные кластеры. Здесь во главу угла были положены принципы не столько экономической, сколько политической целесообразности. Сюда прежде всего можно отнести Израиль и Тайвань;

2013. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

- в-третьих, это кластеры, которые создаются в странах с явно выраженными проблемами в использовании новейших технологий. Сюда можно отнести современную Россию (Сколково, Томск, Санкт-Петербург.) и Аргентину с Бразилией [2].

Именно этому посвящена только что утвержденная Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия - 2020». Данная Стратегия разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Данная стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок [3].

На практике это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 г. - занятие существенной доли (в 5-10%) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз - доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50%) (Там же).

Стратегия отмечает, что решение задач после кризисного восстановления национальной экономики и обеспечение ускоренного перехода на инновационный путь развития будет проходить в условиях воздействия на Россию ряда внешних и внутренних вызовов. Ключевыми из таких внешних вызовов в части инновационного развития являются:

во-первых, ускорение технологического развития мировой экономики;

во-вторых, это усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем;

в-третьих, это проблемы, характерные для современного этапа развития цивилизации - изменение климата, старение населения и вызовы здравоохранения, продовольственная безопасность.

Неспособность России ответить на современные вызовы означает сужение «окна возможностей» для перехода к инновационной экономике, утрату сохраняющегося научного потенциала, ослабление геополитических позиций. Это означает переход России в категорию стран с инновационной системой имитационного типа, не способных к производству нового знания и достижению глобального лидерства по ключевым технологическим направлениям, долговременное закрепление сырьевого характера российской экономики, низкие темпы экономического развития (Там же).

В настоящее время нанотехнологии трактуются как совокупность различных технологий и методов, основанных на использовании физических свойств, проявляющихся в нанометровом масштабе и отличающихся от тех, которые наблюдаются у объектов микро- и макромира [4].

Большинство прогнозов рынка нанотехнологий было подготовлено в начале 2000-х гг. с временным горизонтом до 2015 г. Наиболее известная оценка рынка технологий была дана в 2001 г. Национальным научным фондом США (National Science Foundation - NSF). Согласно оценке этого фонда рынок нанотехнологической продукции в 1 трлн. долл. к 2015 г. В зависимости от определения нанотехнологий и их вклада в добавленную стоимость конечного продукта, а также степени оптимизма другие многочисленные прогнозы варьируются от умеренной суммы в 150 млрд. долл. к 2010 г. до 2,6 трлн. долл. к 2014 г.

На рынке нанотехнологической продукции на текущий момент наиболее значительны доли наноустройств и нанобиотехнологий: приблизительно 420 и 415 млн. долл. Наноматериалам и наноинструментам принадлежат меньшие доли в 145 и 50 млн. долл. соответственно. По прогнозам на 2015 г. все эти секторы ожидает значительный рост. Например, рынок наноматериалов увеличится со 145 млн. до 340 млрд. долл., а доля наноэлектроники составит 300 млрд. долл. За ними следуют изменения в фармацевтической, химической и авиакосмической промышленности.

Согласно обзору различных нанотехнологических направлений, приложений и рынков, наиболее крупная рыночная доля будет приходиться на продукты, порожденные нанотехнологиями. Сектор наноэлектроники к 2015 г. оценивается примерно в 300 млрд. долл. и включает полупроводники, сверхъ-емкие конденсаторы, нанотехнологические накопители информации и наносенсоры. Прогнозы по рынку наноматериалов можно разбить на несколько более или менее значительных сегментов, в числе которых наночастицы, нанопленки и объемные наноструктуры. К 2010 г. совокупный объем рынка наноматериалов превысит 300 млрд. евро, что очень близко к оценке NSF (340 млрд. долл. к 2015 г.) [5].

Трехэтапная модель, предложенная Lux Research в 2004 г., является пока еще самым глубоким и детальным прогнозом развития рынка нанотехнологий. Согласно этой модели на первом этапе, до 2004 г., лишь некоторые нанотехнологии находили применение в высокотехнологичных продуктах. Следующий этап, который характеризуется прорывом в области нанотехнологических инноваций, длился до 2009 г. Доминирование на рынке при этом принадлежало наноэлектронике. На третьем этапе, начиная с 2010 г., нанотехнологии будут широко применяться в медицинских и биотехнологических товарах и станут проникать на рынки фармацевтики и медицинского оборудования. Нанобиотехнологии обеспечат существенный вклад в развитие фармацевтической промышленности. Lux Research оценивает долю нанобиотехнологической продукции в 4% от общего объема рынка продукции обрабатывающих производств в 2014 г., причем нанотехнологии будут применяться в 100% персональных компьютеров, в 85% бытовой электроники, в 23% фармацевтических продуктов и в 21% автомобильной продукции. Все это обеспечит нанотехнологиям долю в 15% от мирового объема продукции обрабатывающих производств в 2014 г. Аналогичным образом увеличивается и рыночная доля, хотя темп ее роста несколько ниже. В 2012 г. доходы от нанотехнологий на рынке целевой доставки лекарственных средств достигнут 4.8 млрд. долл., что соответствует 5.2% всего объема продаж. При сохранении подобного тренда эта доля вырастет до 7% к 2015 г. и до 10% к 2020 г. (Там же).

Национальная нанотехнологическая инициатива США (National Nanotechnology Initiative -NNI), вступившая в силу в 2001 г., означала старт глобальной гонки ведущих мировых экономик в сфере нанотехнологических исследовательских программ. Однако финансирование нанонауки уже осуществлялось во многих регионах мира. Так, в Европе еще с середины 1980-х гг. велись серьезные исследования наноматериалов. К настоящему времени страны Европейского Союза и ряд других государств направили значительные суммы на исследования и разработки в области нанотехнологий.

В Седьмой Рамочной программе (2007-2013 гг.) за нанотехнологиями сохраняется приоритет и ожидается по крайней мере двукратное увеличение бюджета за счет финансирования смежных областей по другим направлениям Седьмой Рамочной программы (здравоохранение, продукты питания, информационные и коммуникационные технологии, энергетика, социально-экономические исследования, безопасность) и программам (инфраструктура, развитие малого и среднего бизнеса, подготовка кадров, наука и общество). Особое внимание уделяется наноэлектронике и наномедицине в рамках Европейских технологических платформ.

Поскольку эти данные не отражают паритет покупательной способности валют, то нельзя не отметить вклад Китая, более чем значительный в мировом масштабе. Опережают всех США, где федеральные агентства и правительства штатов потратили в 2004 г. более 1,2 млрд. евро, а в 2005 г. -1,7 млрд. евро, что делает страну мировым лидером по объему государственного финансирования нанотехнологий. Но если рассматривать Европу в целом, то объем ее государственных затрат на нанотехнологии окажется на близком к США уровне.

С учетом частного финансирования общая картина выглядит иначе. В Европе только треть всех средств поступает от бизнеса. В США частные вложения покрывают 54% затрат, а в Японии - две трети. В остальных, прежде всего в азиатских развивающихся, странах бизнес финансирует около 36% затрат. В абсолютных цифрах расходы США на исследования в области нанотехнологий составляют более 3,5 млрд. евро, Японии - 2,7, а Европы - менее 2,5 млрд. евро.

Нанобиотехнологии - это наиболее привлекательный рынок для венчурных инвестиций, далее следуют наноустройства, тогда как наноматериалы и наноинструменты занимают незначительное место. Однако пропорции заметно меняются, нанобиотехнологии сохраняют лидирующую позицию, но их роль сокращается. Общий объем венчурного капитала вырос с 63 млн. долл. в 1999 г. до свыше 400 млн. долл. в 2002 г., то есть более чем на 500% за три года. В то же время некоторый спад в 20002002 гг., в частности в области нанобиотехнологий, свидетельствует о том, что рынок венчурного инвестирования может все еще занимать выжидательную позицию.

Создание компаний является важным индикатором развития и экономической значимости новой технологии. Новые компании, как правило, представляют собой стартапы, располагающие одним главным активом - патентом на новую технологию, которую они могут применять сами или продать лицензию другим компаниям, обладающим большими возможностями производства или распространения продукции. В этом секторе экономики, связанном с высокими технологиями, а значит и с высокими рисками, венчурный капитал является основным источником финансирования.

Что касается создания новых рабочих мест, то наибольший вклад дают стартапы, а также предприятия малого и среднего бизнеса. Многие из этих мест будут созданы малым и средним бизнесом.

2013. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Частные компании - не единственный тип организаций, занимающихся нанотехнологиями. Данные о числе организаций, осуществляющих научно-исследовательские разработки, либо производственную деятельность в области нанотехнологий, помогают идентифицировать структуру научного потенциала.

Приведенные сведения позволяют сделать вывод, что максимальный прогресс в создании и деятельности нанотехнологических компаний и развитии связанной с ними занятости наблюдается в США. В Европе наиболее значительную роль играет Германия, но на гораздо более скромном уровне, чем США. Главным соперником США выступает Япония. Что касается конкурентоспособности и создания новых рабочих мест, то здесь растет роль компаний, основанных на нанотехнологических изобретениях или внедряющих нанотехнологии в свой технологический портфель.

Выходящие на рынок нанотехнологий Китай, Индия и Россия готовы к началу активных действий и сближению с Европой. Хотя ни одна из этих стран не была существенным образом отражена в статистике компаний, можно предположить, что динамика их развития в следующие десятилетия будет существенной и они смогут стать серьезными конкурентами на мировом рынке и за нанопродукцию, и за размещение исследовательской базы и производств.

Высокий уровень государственного финансирования нанотехнологических исследований окажет позитивное воздействие на достижение научно-технологического превосходства Европы. Знания и интеллектуальная собственность создаются в исследовательских проектах, которые в значительной степени финансируются государством. Однако успешное внедрение технологий и создание на их основе коммерчески успешных продуктов зависит от интеграции подобных проектов с производством; она уже идет, но должна еще значительно углубиться.

В качестве явного преимущества государственного финансирования научных и технологических исследований можно назвать возможность принятия политических решений, направленных на их целевую поддержку. На практике это означает решение проблемы приоритета выбора тех исследований, которые представляются наиболее перспективными и эффективными, как с точки зрения экономического, так и, возможно, социального эффекта. Государство, оказывая воздействия, направленные на определение приоритетных нанотехнологических исследований, может привести их в соответствие с ожиданиями общества.

Для России сформулированная и обозначенная в государственных нормативно-правовых документах национальная идея о достижении первенства в развитии нанотехнологий или о стремлении к созданию общества, базирующегося на нанотехнологии как новой технико-экономической парадигме, позволит сформировать национальную стратегию, конечная цель которой - это выход на самые передовые рубежи технологических исследований и применения их на практике.

О. Жданова и В. Засько справедливо отмечают: «Проводя аналогию с управлением единичным предприятием, можно сравнить национальную идею с генеральной целью или с миссией фирмы, которая определяет все цели более низкого уровня, стратегию их достижения, программы, мероприятия и проекты. В настоящее время в регионах РФ набирает силу процесс формирования инфраструктуры наноиндустрии, принимающий в отдельных случаях специфические формы, что обусловливает своеобразие региональных стратегий развития и продвижения нанотехнологий.

В связи с этим необходимо изучать региональный аспект развития нанотехнологий, так как анализ динамики и выявление закономерностей в процессах формирования национальной инфраструктуры наноиндустрии позволит делать выводы о возможных векторах развития отдельных территорий и выработать рекомендации для корректировки региональной политики в соответствии с выявленными тенденциями» [6].

В силу того, что использование нанотехнологий является важным фактором перехода к инновационной модели развития и повышения конкурентоспособности экономики России в условиях преодоления последствий мирового кризиса и нарастания конкуренции в глобальной экономической системе, необходимо в максимальной степени использовать возможности различных вариантов нанотехнологического сотрудничества.

Таким образом, исследовательские разработки в области нанотехнологий и последующая их реализация однозначно предполагают тесную кооперацию как промышленных предприятий, так и научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений.

Для России принципиальная особенность проводимой политики по научным исследованиям, связанным с нанотехнологиями, с их последующей реализацией на практике стало создание в 2007 году государственной специализированной российской корпорации нанотехнологий (ГК «Роснано-

тех»). Главные функции этой Корпорации связаны с организационной и финансовой поддержкой инновационной деятельности в сфере нанотехнологий.

Основные направления деятельности данной Корпорации связаны с поддержкой развития исследований и разработок в области нанотехнологий и созданию условий для их последующей успешной практической реализации, что однозначно предполагает получение прибыли. Государственная корпорация принимает на себя часть коммерческих рисков, что необходимо либо для устранения, либо для существенного снижения барьеров. Это необходимо для того, чтобы реализация проектов, связанных с нанотехнологиями, оказалась экономически выгодной. В деятельности Корпорации можно выделить следующие основные направления:

- реализация государственной политики в области нанотехнологий;

- формирование инфраструктуры наноиндустрии;

- реализация проектов внедрения продуктов наноиндустрии.

Очень важным является тот факт, что Корпорация предполагает финансировать проекты только в целях повышения их привлекательности для частных инвесторов. Как только частный капитал проявит реальное намерение самостоятельно финансировать эти проекты, Корпорация прекращает свою финансовую поддержку.

В 2008 г. в ГК «Роснанотех» были приняты решения о финансировании 7 инвестиционных проектов на общую сумму 10,3 млрд. руб. (средства корпорации — 5,5 млрд. руб.). При этом была существенно недовыполнена закрепленная в «Стратегии деятельности государственной корпорации “Российская корпорация нанотехнологий” до 2020 года» задача на этот период - осуществить финансирование проектов в объеме 14 млрд. руб. Всего за два года работы ГК «Роснанотех» поддержала 36 проектов и начала финансирование только 8 из них. Предполагается, что к 2015 г. объем продаж компаний, созданных корпорацией ГК «Роснанотех», должен составить 300 млрд. руб., а общий объем продаж продукции, произведенной наноиндустрией России, — 900 млрд. руб. По оценкам экспертов ГК «Роснанотех», к этому времени потребность в кадрах, занятых на предприятиях российской наноиндустрии, составит 450—500 тыс. человек. Таким образом, объем производства на одного работника в наноиндустрии составит 1,8 млн. руб. в год (60 тыс. долл.), что соответствует среднеотраслевому показателю США и в два раза превышает среднеотраслевой показатель по России [5].

Каждый нанотехнологический кластер интегрирует в себе несколько разных схем взаимодействия:

1) организации системы производства, которая объединяет в своем составе фундаментальные науки, как физико-математические, так и гуманитарные, инновационную промышленность и образование;

2) организации промышленно-производственных платформ по сферам в виде процессов производства, воспроизводства, устойчивого функционирования, развития новых технологий, руководства, организации, управления, а также захоронения технологий предшествующего технопромышленного уклада;

3) организации практики, предполагающей организацию технологического проникновениия новых решений не по границам отраслей и переделов, а в соответствии с принципом инновационной восприимчивости различных групп инновационной инфраструктуры;

4) организации и одновременного использования постиндустриального уровня переделов и модернизируемой промышленной платформы (неоиндустриального уровня переделов), обеспечивающей формирование приборов нового поколения;

5) организации прорывного централизованно организуемого ядра и конкурентной рыночной среды, с разной скоростью и на разных принципах воспринимающей и реализующей технологии и продукты нового технопромышленного уклада;

6) конструирования продукции двойного назначения на основе серийных производств, обеспечивающих проверенное качество изделий;

7) двойного «маркетингового кольца» (от маркетинга продукта к маркетингу нового стиля жизни и от маркетинга человека, употребляющего данный продукт и услугу, к маркетингу вещи), обеспечивающего маркетинг нового типа приборов и технологических услуг по их реализации с маркетингом нового стиля жизни в России, с акцентом на создании творчески мыслящего человека;

8) инвестиционного проектирования и построения финансово-инжиниринговой компании, обеспечивающей реализацию мегапроектов на основе прослеживания всего альтернативного набора перспективных проектных продуктов и учета рисков, а не дисконтирования финансового потока [6].

2013. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Для характеристики развития кластера как инновационной системы необходимо рассмотреть алгоритм развития каждой отдельно взятой фирмы, функционирующей в данном кластере. Можно выделить четыре этапа. Первый этап - это этап подготовки. Здесь идет работа с академическими научными сообществами, высшими учебными заведениями для привлечения их интереса к процессу создания новых фирм и стимулирования новых предпринимателей.

На втором этапе формируются команды единомышленников, которые состоят из предпринимателей, исследователей, преподавателей, студентов. Этот этап представляет особый интерес, так как именно здесь генерируется очень много весьма интересных и перспективных идей. В то же время необходимо отметить, что достаточно много идей никогда не доходит до процесса практической реализации.

Третий этап - это стартап. Именно здесь создается фирма, которая предназначена для практической реализации технологических исследований и разработок.

Четвертый этап - это успешная реализация разработок и выход фирмы на новый более высокий уровень. Однако необходимо отметить, что конечного коммерческого успеха достигают далеко не все фирмы. Многие становятся банкротами именно на этом этапе.

В настоящее время Россия, к сожалению, является аутсайдером мировой технологической гонки. Определяющими условиями по развитию сектора нанотехнологий в России могут стать инновационные кластеры.

Все эти вышеназванные условия характерны и для ситуации с формированием и развитием кластеров в Удмуртской Республике.

Так, ещё в 2007 г. в Ижевске был организован инвестиционный форум «Удмуртия-2007», на котором было представлено около 300 инвестиционных проектов, разработанных на территории республики. Предполагалось, что такие форумы станут традиционными. В частности, было принято решение о создании Республиканского центра сопровождения приоритетных инвестиционных проектов, который будет осуществлять деятельность по принципу «единого окна» для инвесторов, создан Центр промышленной субконтрактации, который поможет в развитии межрегиональных кооперационных связей.

Для объединения усилий ведущих научных институтов и промышленных предприятий Удмуртии для развития наноиндустрии был организован Республиканский центр нанотехнологий. Этот центр провел работу по инвентаризации имеющихся в регионе патентов и производственных проектов в области наноматериалов и технологий. Были созданы бизнес-инкубаторы в Ижевске и Глазове, что позволяет надеяться на формирование благоприятных условий для адаптации вновь создаваемых и уже функционирующих малых предприятий.

При этом достаточно остро стоит проблема подготовки квалифицированных кадров для участия в новейших технологических разработках. Считается, что одним из вариантов решения вышеназванной проблемы может стать создание научно-образовательных центров (НОЦ).

Научно-образовательный центр - структурное подразделение (часть структурного подразделения или совокупность структурных подразделений) научной, научно-производственной организации или высшего учебного заведения, осуществляющее проведение исследований по общему научному направлению, подготовку кадров высшей научной квалификации, использующее результаты научных исследований в образовательном процессе [7].

К сожалению, не является секретом весьма печальный факт, что престижность работы в научноисследовательских организациях и высших учебных заведениях опустилась до прискорбно низкого уровня. А это напрямую влияет на конечные результаты исследовательских разработок. Не секрет, что выпускники российских вузов, зачастую, при первой возможности уезжают в поисках работы за рубеж.

Кроме того, необходимо кардинально улучшить материальную базу. Успешные исследования в области нанотехнологий в любой национальной экономике, в любом регионе, и Удмуртская Республика здесь не является исключением, требует хорошо подготовленных собственных научных и инженерных кадров. Однако в настоящее время ни один вуз в регионе не осуществляет подготовку бакалавров, магистров и специалистов в рамках направления «Нанотехнология» [7]. Хорошо известно, что любые исследования, связанные с технологическими разработками в области наноразработок, требуют соответствующей опытно-экспериментальной базы. Невозможно сформировать полноценные знания, навыки и умения без выполнения соответствующих учебно-исследовательских и практических работ на реальном оборудовании. Однако практически любая техника, которая используется для проведения исследований в области нанотехнологий, практически недоступна для подавляющего

большинства российских вузов по причине очень высоких цен. На практике необходима кооперация усилий высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий. Только в этом случае можно рассчитывать на получение реального конечного результата, который может принести какой-то положительный экономический эффект.

Необходимо согласиться с Н.В. Семакиной, В.И. Кодоловым и М.И. Плетневым, которые указывают, что обеспечить высокую степень мотивации молодежи к изучению нанотехнологий возможно только благодаря современной программе обучения и разнообразию форм обучения, а также созданием стабильных рабочих мест для выпускников вузов. По их мнению это должно обеспечить реализацию непрерывного образования в области нанотехнологий по всей цепочке: школа - вуз - предприятие (Там же).

Если рассматривать проблему кооперации усилий промышленных предприятий, научных организаций и высших учебных заведений, то весьма интересным является опыт ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет». Данное высшее учебное заведение является типичным для большинства регионов современной России: проблемы с финансированием, резкое снижение количества абитуриентов, плачевное состояние материальной базы. Однако именно поэтому опыт данного вуза может представлять большой интерес.

В УдГУ проводится большая работа, направленная на продвижение инновационных продуктов и технологий:

- теплоэнергетика (энергоаудит, разработка методики и аппаратуры эмиссионной диагностики топливных элементов и конструкций водородной энергетики, диагностика на стойкость трубопроводов габаритных конструкций промышленного строительства);

- физика (микроэлектроника, наноэлектроника);

- информационные технологии (создание многопроцессорных кластерных систем);

- экология;

- проектные работы в строительстве;

- география (картография, геодезия).

В УдГУ был создан «Центр маркетинга и трансфера технологий», который решает проблемы организации экономического, нормативного и технологического обеспечения инновационного процесса, в том числе, продвижение до реального производства инновационных технологических разработок, что в настоящее время является одной из самых сложных для решения проблем [8].

Для создания эффективной системы поддержки инноваций и инвестиций необходимо, чтобы промышленные предприятия республики активизировали свое участие в реализации механизмов государственно-частного партнерства. Предполагается, что, в первую очередь, необходимо решать проблемы, связанные с дорожным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, фундаментальными исследованиями. Кроме того, необходимо определить те отрасли региональной экономики, которые требуют особенно пристального внимания. Именно здесь наиболее актуально формирование кластеров.

В июле 2009 г. в Удмуртии была утверждена республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 гг.» [9].

Цель данной программы: формирование эффективной инновационной системы, обеспечивающей Удмуртскую Республику наукоемкими разработками (привлеченными, созданными в сотрудничестве российскими и иностранными научно-исследовательскими организациями, и собственными), направленными на технологическую модернизацию экономики, повышение ее конкурентоспособности и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого социально- экономического развития Удмуртской Республики.

Принятие данной Программы объясняется тем, что на данном этапе развития реальное положение дел в инновационном секторе Удмуртской Республики далеко не в полной мере соответствует потребностям ее социально-экономического развития. При наличии жесткой необходимости повышения конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции и наличии значительного количества инновационных разработок еще очень слабо организован процесс внедрения этих разработок в реальное производство с последующим получением положительного экономического результата. Данное положение дел определяется недостаточным уровнем развития инновационной системы Удмуртии. К сожалению, большинство промышленных предприятий и предпринимательских структур в Удмуртии достаточно настороженно относятся к новым технологическим разработкам, не видят для себя необходимости финансировать эти разработки и внедрять в собственное производство.

2013. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Кроме того, инновационная деятельность в Удмуртии существенно осложняется явно недостаточным уровнем развития собственной научно-исследовательской базы, острой нехваткой специалистов по инновационному менеджменту, низким уровнем развития, зачастую, полным отсутствием системы проектного и венчурного финансирования, слабой кооперацией с научно-исследовательскими организациями и высшими учебными заведениями.

На первом этапе реализации Программы (2010 г.) предполагается обеспечить текущую поддержку инновационной деятельности в Удмуртской Республике и осуществлять мероприятия, направленные на совершенствование инновационной системы, существующей в Удмуртской Республике.

На втором этапе (2011-2014 гг.) осуществляется текущая поддержка инновационной деятельности в Удмуртской Республике путем стимулирования инновационной активности предприятий Удмуртской Республики, одновременно вступает в заключительную фазу процесс совершенствования инновационной системы, существующей в Удмуртской Республике, обеспечивается дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры.

Оценка эффективности Программы будет осуществляться в соответствии со специальной системой индикаторов.

Реализация Программы положительно скажется на динамике социально-экономической и политической ситуации в Удмуртии, так как будет способствовать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- экономическому росту;

- повышению конкурентоспособности различных отраслей экономики;

- созданию новых рабочих мест;

- повышению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

- повышению качества жизни населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шамаева Н.П. Концептуальная основа управления развитием научно-производственной кооперации: монография. Ижевск: РИО КИГИТ, 2011. 109 с.

2. URL: http://www.ved.gov.ru/articles/1410

3. URL: http://www.economy.gov.ru

4. URL: http://ru.wikipedia.org/

5. Хульман А. Экономическое развитие нанотехнологий: обзор индикаторов. URL: http://ecsocman.hse.ru/

6. Жданова О., Засько В. Формирование институциональных условий развития нанотехнологий с применением кластерной модели // Экономическая политика. 2011, №5. URL: http://ep.ane.ru/archiv/2011/5

7. Семакина Н.В., Кодолов В.И., Плетнев М.И. Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров для наноиндустрии в Удмуртской Республике//Вестн. Удм. ун-та. Сер. Физика. Химия. 2012, вып. 2.

8. Удмуртский государственный университет: основные достижения, в цифрах и фактах / Г.В. Мерзлякова, Н.А. Трубицина, С.С. Савинский. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012.

9. URL: http://economy.udmurt.ru/prioriteti/innov/zakoni/republic/Normativ_catalog/rcp_innov_10-14. doc

Поступила в редакцию 17.02.13

N.P. Shamaeva

The problems of clusters development on the basis of cooperation between industrial companies, research centers and educational institutions

The article analyses the problems of clusters development on the basis of joining the efforts, material, technological and human resources of industrial companies, research centers and higher education institutions, which allows to create conditions for economic growth.

Keywords: cluster, resources, technologies, industrial companies, research, higher education institutions, cooperation.

Шамаева Нелли Павловна, кандидат экономических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: nelli_shamaeva@bk.ru

Shamaeva N.P.,

candidate of economics, associate professor

Udmurt State University,

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: nelli_shamaeva@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.