Научная статья на тему 'Проблемы формирования кадровой политики в аграрном секторе экономики'

Проблемы формирования кадровой политики в аграрном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
880
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / КАДРОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ АПК / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В КАДРАХ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов А. В.

Посвящена актуальной проблеме формирования кадровой политики в агропродовольственном комплексе. Рассмотрены методология, цели, принципы и задачи агропродовольственной политики, отмечена необходимость постоянной корректировки курса кадровой политики в рамках инновационного развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования кадровой политики в аграрном секторе экономики»

УДК 331.108.2:338.43

A.B. Козлов, зам. директора, канд. экон. наук, доцент, (495) 359-0665, (Россия, Москва, Рос. НИИ соц. и кадр. проблем АПК РАКО АПК)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Посвящена актуальной проблеме формирования кадровой политики в агропродоволъственном комплексе. Рассмотрены методология, цели, принципы и задачи агропродоволъственной политики, отмечена необходимость постоянной корректировки курса кадровой политики в рамках инновационного развития отрасли.

Ключевые слова: приоритетный национальный проект, аграрный сектор, кадровая политика, агропродовольственный комплекс, принципы и задачи агропродоволъственной политики, кадровая обеспеченность АПК,

прогнозирование потребности в кадрах, непрерывное образование.

Проводимые экономические реформы, реализация приоритетного национального проекта Развитие агропромышленного комплекса, переход на инновационный путь развития в соответствии с ФЗ «Развитие сельского хозяйства» потребовали формирования единой кадровой политики в агро-продовольственном комплексе страны (АКП). К сожалению, в ходе административной реформы 2004 г. в Минсельхозе России была ликвидирована функция формирования отраслевой кадровой политики, сохранено только два направления ее реализации: высшее и дополнительное профессиональное образование. В то же время действовавшие элементы АКП в модифицированном виде сохранились на региональном уровне в субъектах Российской Федерации и признаны актуальными многими специалистами по управлению персоналом. Однако консервативность и разобщенность региональных систем кадрового обеспечения АПК не обеспечила формирования эффективной системы расширенного воспроизводства качественного кадрового потенциала отрасли. Поэтому вопросы теоретического и методологического осмысления АКП приобрели особую актуальность.

АКП включает в себя принципы и действия государства, которые являются элементом системы кадрового обеспечения АПК. К основным из них относятся: подготовка и повышение квалификации и профессионализма кадров, их расстановка и социальная защищенность, повышение эффективности использования кадров и др. АКП является составной частью общей кадровой политики государства и агропродоволъственной политики. Формирование АКП происходит в тесной связи с другими составляющими аграрной политики, а именно: экономической, инвестиционной, инновационной, институциональной, социальной и др. В общегосударственной системе с кадровой политикой непосредственно взаимодействуют демографи-

ческая политика на селе, миграционная политика, политика занятости сельского населения и политика на рынке труда.

Рыночные условия хозяйствования изменили и усилили роль АКП в системе агропродоволъственной политики, особенно в вопросах ее взаимодействия с такими подсистемами как сельский рынок труда, мотивация труда в сельском хозяйстве, социальная инфраструктура и демографические ресурсы села.

Построение структурной схемы АКП во всей полноте отмеченных направлений и взаимосвязей является достаточно трудной задачей. Однако в упрощенном виде АКП в системе общей аграрной политики можно представлять как ресурсную подсистему наряду с такими ресурсами, как земля, капитал и др.

В рыночных условиях представляется важным несколько конкретизировать ключевые моменты, связанные с общим определением кадровой политики в аграрном секторе. По нашему мнению, АКП должен представлять собой совокупность конкретных принципов, мер и действий, направленных на достижение заблаговременно определенного результата, т. е. иметь целевую направленность. Исходя из данного уточнения можно определить основные атрибуты этой политики:

Конкретность — цели АКП должны быть поставлены ясно и желательно, чтобы они количественно оценивались.

Реализуемость — действия в рамках АКП должны быть поддержаны соответствующими ресурсами и четко привязаны к структуре системы управления качеством кадрового потенциала.

Адресность — должен быть определен конкретный объект воздействия (сфера деятельности, категория работников, соответствующие образовательные учреждения и т. д.). При этом важно определить, может ли решаться поставленная проблема в рамках АКП.

Эффективность — получение конкретных результатов, достигаемых вовлечением минимального количества ресурсов.

Особенности АКП на современном этапе, на наш взгляд, обуславливаются двумя основными группами факторов:

- внешняя группа факторов связана с противоречивыми тенденциями, присущими АПК в целом и обусловленными отсутствием четкой аграрной и социальной политики, направленной на создание эффективного агропромышленного производства и социальное обновление села;

- внутренняя группа факторов связана с состоянием, тенденциями развития непосредственно кадрового потенциала аграрного сектора, демографическими и социально-экономическими условиями его формирования и воспроизводства.

Внешний аспект развития АКП достаточно подробно рассмотрен в литературе и хорошо изучен. Вместе с тем обращает внимание факт, что вопреки мировому опыту передовых стран в аграрной политике нашей

страны ее роль в сельском хозяйстве по-прежнему остается невысокой. Это подтверждается основными направлениями агропродоволъственной политики Правительства Российской Федерации на 2003-2010 гг., где кадровая политика упоминается лишь один раз. Более того, в ходе проводимой в настоящее время административной реформы функция формирования отраслевой кадровой политики выпала из сферы деятельности Министерства и Федерального агентства сельского хозяйства Российской Федерации.

До недавнего времени проблема, связанная с внутренней группой факторов, вообще была снята с повестки дня. В настоящее время приходит ясное понимание того, что рыночные механизмы не столь универсальны, как это предполагалось, особенно в плане оптимального регулирования ресурсов труда и кадровой ситуации. Еще Д. Кейнс в свое время доказал, что рынок в период кризиса весьма индифферентно относится к проблеме полного использования трудового потенциала, вовлекая в производство лишь ту его часть, которая приносит экономический эффект. Истощенный демографический потенциал российского села и аграрный кризис в сочетании с практическим отсутствием рынка жилья на селе, элементарных социальноинфраструктурных условий воспроизводства трудового потенциала, более низкого по сравнению с городом образовательного и профессионального уровня кадров аграрного сектора подрывает фундамент воспроизводства кадрового потенциала и лишает его естественной основы. Нехватка кадров в недалекой перспективе может быть связана не с проблемами образовательного комплекса, как полагают многие руководители (в настоящее время в системе аграрного профессионального образования их ежегодно выпускается более 90 тыс. человек), она будет обусловлена исключительно неблагоприятным действием экономических, социальных и демографических факторов, а также качеством профессионального образования.

В высших эшелонах управления кадрами, включая Минсельхоз РФ, функции кадровых служб обычно ограничиваются направлениями, связанными с подготовкой и повышением квалификации кадров, вопросы политики оплаты труда, развития социальной инфраструктуры села, занятости сельского населения и т. д. закреплены за другими службами. В последние годы этот своеобразный вакуум в системе кадрового менеджмента на верхнем уровне стал преодолеваться за счет развития интеграционных процессов, в том числе на межотраслевом уровне. К ним можно отнести формирующиеся в регионах Центры по оценке персонала, организацию советов по кадровой политике и образованию, общественных советов по работе с сельской молодежью и другие структуры. На примере агрохолдингов, многие из которых входят в число 300 лучших предприятий АПК, можно проследить эволюцию АКП передовых сельскохозяйственных организаций в сторону значительного расширения и усложнения ее функций, изменения места и роли кадровых служб в системе управления.

Прогрессивным направлением в АКП является развитие направлений, связанных с образовательными информационными технологиями, в частности информационно-консультационных служб агропромышленного комплекса (ИКС АПК).

В настоящее время состав функций и направлений АКП непрерывно расширяется и усложняется, а ее роль объективно растет. В то же время наблюдается определенная расстыковка кадровой политики, проводимой непосредственно в сельскохозяйственных организациях и АКП на региональном и федеральном уровнях. В этой связи назрела необходимость проведения полномасштабного научно обоснованного мониторинга АКП и состояния кадрового потенциала и его осмысления в виде соответствующего ежегодного доклада.

При всем разнообразии подходов к формированию аграрной кадровой политики в развитых странах государство никогда не ослабляло рычагов воздействия на кадровую ситуацию в сельском хозяйстве. Без государственного протекционизма и рационального сочетания рыночных и индикативных методов регулирования кадрового потенциала вряд ли бы удалось создать мощный кадровый потенциал и систему его научного информационного обеспечения, которые характерны для сельского хозяйства США, Франции, Германии, Японии.

На сегодняшнем этапе развития аграрной реформы стало очевидным, что государству недостаточно только отслеживать количественные и качественные характеристики кадрового потенциала посредством ведомственного статистического наблюдения. Целостная же система знаний, которая может составить теоретико-методологическое основание для формирования теории АКП на сегодняшний день, еще только складывается.

АКП как стратегическая функция управленческой деятельности должна иметь конечную цель, задачи и принципы развития. Поскольку АКП является подсистемой аграрной политики, ее главной целью должно стать обеспечение агропродовольственного комплекса высокопрофессиональными кадрами, способными к эффективной творческой инновационной деятельности. При этом необходимо сформулировать стратегические и тактические цели. Целью стратегического характера АКП является надежное кадровое обеспечение АПК, адекватное основным направлениям формирования эффективного и устойчивого его развития, обеспечивающего продовольственную безопасность страны. Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию потребует от АКП (федерального и регионального уровней) кадровой политики каждой организации агропромышленного комплекса обеспечения конкурентоспособности отрасли с зарубежными сельхозтоваропроизводителями.

Тактической целью (первоочередного характера) должно стать восстановление кадрового потенциала АПК до уровня, обеспечивающего

снижение продовольственной зависимости страны от импорта, эффективную работу его отраслей.

В рыночной экономике подход к кадрам как к экономическому ресурсу, функционирующему наряду с другими ресурсами, обеспечивающими конкурентоспособность организаций на рынке, обусловливает необходимость определенной корректировки цели АКП. С этих позиций основная цель АКП может быть сформулирована, на наш взгляд, следующим образом: «внести максимальный вклад в осуществление основных направлений аграрной стратегии общества и способствовать развитию и эффективному использованию человеческого потенциала».

Исходя из данного определения прежняя цель, направленная на традиционное кадровое обеспечение производства, существенно видоизменяется. Во-первых, при этом подходе кадровый потенциал рассматривается как один из возможных и необходимых видов ресурсов. Появившаяся в рыночной экономике возможность выбора между использованием различных ресурсов ставит проблему кадрового обеспечения АПК в совершенно иную плоскость, придавая этой задаче не детерминированный, а вариантно-оптимизационный характер.

Вторая часть данной формулировки, касающаяся «развития человеческого потенциала», также переводит проблему кадрового обеспечения из сугубо технико-технологической в социальную плоскость. В АКП возникает самостоятельная подцель, связанная с опережающим развитием не только профессиональных знаний и навыков работника, которые очень быстро устаревают в условиях продолжающейся научно-технической революции, но и воспитанием совокупности базовых черт личности: честность, принципиальность, дисциплинированность, добропорядочность, культура, умение работать в команде с максимальной отдачей и др. Как показывает практика, данные элементы кадрового потенциала позволяют резко увеличить производительность труда без существенного повышения уровней профессиональной подготовки и капитальных затрат.

Третья часть сформулированной цели (использование человеческого потенциала) предполагает создание условий для возникновения положительного синергетического эффекта в организациях как социо-технических системах.

В связи с вышеизложенным, основными задачами и направлениями АКП на период до 2020 г. являются:

- формирование у руководителей и специалистов АПК высокого уровня профессиональной компетентности, инновационного мышления, управленческой культуры, психологической устойчивости для работы в новых экономических условиях;

- повышение уровня мотивации труда работников организаций АПК, обеспечивающей высокую эффективность производства, переработки и реализации продукции;

- улучшение работы по профессиональной ориентации учащихся сельских общеобразовательных школ в целях привлечения их на учебу в образовательные учреждения аграрного образования, закрепления на селе;

- усиление интеграции аграрной науки и образования путем дальнейшего формирования учебно-научно-производственных комплексов с широким использованием современных информационных технологий;

- совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников АПК, обеспечивающей непрерывность их обучения в течение всей трудовой деятельности;

- дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села как одного из главных факторов закрепления кадров, улучшения качества жизни на селе и обеспечения социальной защищенности тружеников сельского хозяйства;

- формирование и развитие системы сельскохозяйственного консультирования;

- разработка федеральной программы научных исследований по кадровым и социальным проблемам АПК на 2010-2015 гг.

Важной задачей является улучшение финансирования аграрных образовательных учреждений, укрепление их учебно-материальной базы, оснащение современной техникой, учебно-научным оборудованием и материалами. Ее решение возможно на основе перехода к трехканальному механизму финансирования. Средства на выплату заработной платы профессорско-преподавательскому составу и вспомогательному персоналу, стипендий и льготное питание студентов должны поступать из федерального бюджета, на коммунальные платежи и доплаты работникам — из бюджетов субъектов Российской Федерации (с учетом региональных условий), на текущий ремонт и обеспечение учебно-научного процесса — из собственного фонда учебного заведения.

При определении принципов кадровой политики исходим из предположения, что одни из них имеют объективную основу (например, законы взаимодействия систем и сред, законы организации первого и второго уровней, диалектические законы развития природы и общества и др.) и могут быть использованы при любых социально-экономических отношениях и формах хозяйствования. Другие порождаются новыми экономическими отношениями и прекращают свое действие или модифицируются при изменении кадровой политики, т. е. носят субъективный характер. Следует подчеркнуть, что на различных этапах развития аграрной политики принципы в значительной мере подвержены изменению, причем меняются не только они, но также и способы, формы и методы их реализации.

Все существующие принципы кадровой аграрной политики можно ус -ловно поделить на две части. Первая часть — это универсальные базовые принципы — демократизация управления, пропорциональность, сочетание централизованных методов управления кадрами с децентрализованными

(косвенными), комплексность, приоритетность направлений, опережающая подготовка кадров и некоторые другие. Вторая часть — принципы, отражающие специфику аграрного сектора и обусловленные влиянием на формирование кадрового потенциала фактора ограниченности трудовых ресурсов села, связанного со спецификой демографического развития и миграционных процессов; худшими по сравнению с другими отраслями условиями воспроизводства кадрового потенциала отрасли (низкий уровень мотивирования, развития социальной инфраструктуры села, оплаты труда и т. д.).

Изменения экономических условий требуют адаптивного механизма использования объективных законов и сформированных на их основе принципов, отвечающих перспективам развития новых форм хозяйствования на селе. В частности, требует корректировки принцип опережающей подготовки кадров. В дореформенный период он являлся одним из краеугольных в системе агрообразования и широкого развития плановых и балансовых методов планирования и прогнозирования.

В рыночных условиях этот важный принцип не отменяется, так как потребность производства в кадрах новых профессий и специальностей должна быстро «улавливаться» системой подготовки и в определенной мере работать с опережением. Однако в отличие от рынка товаров, где возможно работать точно по заказу, в кадровой сфере, особенно при подготовке работников по новым профессиям, из-за сложности, многовариантности, дифференцированное™ и подвижности требований к человеческому потенциалу планирование подготовки не поддается детальным расчетам, особенно в условиях развития непрерывного образования и динамики конъюнктуры рынка рабочей силы.

В настоящее время в большинстве развитых стран отказались от крупномасштабных детальных прогнозов определения потребности в кадрах как основы для планирования образовательной системы, однако актуальность разработки среднесрочных и долгосрочных стратегических прогнозов сохраняется. Эти прогнозы носят преимущественно индикативный (рекомендательный) характер и учитываются системой подготовки кадров и службами занятости при разработке конкретных планов кадрового обеспечения организаций АПК.

Другой важный принцип аграрной кадровой политики, получивший свое первоначальное развитие в 80-е гг., связан с необходимостью осуществления непрерывного образования кадров. В рыночных условиях также требуется его определенная корректировка.

Опыт развитых стан показывает, что становление системы непрерывного аграрного образования — это крупная проблема, включающая перестройку и «перестыковку» всех его ступеней сверху донизу. В ее основе должны лежать глубокие качественные изменения всего воспроизводственного цикла материальных и нематериальных факторов сельскохозяйственного производства, из которых вырастают дифференцированные требо-

вания к работнику, включая весь спектр личных и профессиональных качеств кадров, в том числе уровень его гуманитарного и моральноэтического развития.

Таким образом, необходимость постоянной корректировки принципов кадровой политики является крайне актуальной задачей, реализация которой будет способствовать формированию стройной гибкой системы, наиболее полно отвечающей задачам реализации аграрной политики.

A. V. Kozlov

Problems of formation of personnel strategy in agrarian sector of economy

Article is devoted to an actual problem offormation ofpersonnel selection in an agrofood complex. The purposes, principles and problems of an agrofood policy are considered methodology; necessity of constant updating of a course of personnel selection within the limits of innovative development of branch is noted.

УДК 339.187.62:005.584.1:347.47

Д.И. Кокин, аспирант, (4872)33-24-80, fim@tsu.tula.ru,

(Россия, Тула, ТулГУ)

МОНИТОРИНГ ПОРТФЕЛЯ ДОГОВОРОВ ЛИЗИНГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОРТФЕЛЕМ ЛИЗИНГОВЫХ СДЕЛОК

Рассмотрен мониторинг состояния портфеля заключенных договоров лизинга как составная часть системы эффективного управления портфелем договоров лизинга.

Ключевые слова: лизинг, мониторинг, эффективность, сделка, управление, прогнозирование.

В связи с тем, что в мировой и Российской экономике в последнее время наблюдаются негативные тенденции, связанные с глобальным финансовым кризисом, финансовые структуры, среди которых банки и лизинговые компании, начинают испытывать дефицит средств. Кроме того, во многих отраслях экономики наблюдается снижение платежеспособности организаций, связанное с недостатком финансовых ресурсов. В подобной ситуации весьма актуальной задачей для банков, имеющих или создающих при себе лизинговые компании, является обеспечение эффективного управления портфелями лизинговых сделок.

Различные схемы организации сделок довольно подробно рассмотрены в работах российских исследователей. При этом набор типовых операций в рамках сделок довольно стандартен [4]. Исключения могут составлять сделки международного лизинга [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.