Научная статья на тему 'Проблемы формирования исследования социально-экономического регионального развития'

Проблемы формирования исследования социально-экономического регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
752
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / REGION / SOCIO-ECONOMIC / DEVELOPMENT / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чистов С. Ю.

Проблема исследования социально-экономического развития регионов России на современном этапе занимает важное место. Вопросами исследования в данном направлении занимаются многие ученые. Становится актуальным выбор наиболее приоритетного направления развития экономики и социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RESEARCH FORMING OF SOCIO-ECONOMIC REGIONAL DEVELOPMENT

The problem of research of socio-economic region development of the Russia predominates at the modern stage. Many scientists are involved in research of this direction. The choice of the most priority direction of socio-economic development becomes the topical.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования исследования социально-экономического регионального развития»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

С. Ю. ЧИСТОВ

Проблема исследования социально-экономического развития регионов России на современном этапе занимает важное место. Вопросами исследования в данном направлении занимаются многие ученые. Становится актуальным выбор наиболее приоритетного направления развития экономики и социальной сферы.

Ключевые слова: регион, социально-экономический, развитие, управление.

В современных условиях проблемам исследования социально-экономического развития регионов России отводится важное место. Проблемы в данном направлении исследовались и исследуются многими учеными. В настоящее время общепризнано, что никакое существенное повышение уровня жизни, уменьшение социального неравенства невозможно без экономического роста и наоборот - низкий уровень социального развития является важнейшим ограничением экономического развития.

Проблемы социально-экономического развития регионов обуславливаются не только общей социально-экономической ситуацией, но и недостаточной эффективностью региональной социально-экономической политики. Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов рассматривается как один из целевых ориентиров.

Исследование проблем социально-экономического развития регионов России осуществлялось многими отечественными учеными, такими как А. Г. Гранберг, Б. Л. Лексин, Т. Г. Морозова, А. Н. Швецов и др. В процессе исследований, учеными были выделены проблемы роста дифференциации регионов и основные направления снижения уровня дифференциации. Проблемы формирования факторов и показателей социально-экономического развития регионов рассматривали: В. П. Жданов, Д. С. Львов, А. Г. Поршнев, Ю. Н. Перский и др. Ими было исследовано влияние отдельных факторов на экономические характеристики региона, однако следует отметить недостаточную проработанность в направлении ко-

личественной взаимосвязи факторов социальноэкономического развития.

Эффективность федеральной и региональной политики социально-экономического развития рассматривали: А. Г. Гранберг, Б. Л. Климанов, Ю. Н. Перский, А. Н. Швецов и др. Результатом их исследования следует отметить разработанные методологические основы формирования региональной экономической политики и условия ее реализации на уровне федерации в целом, при этом в меньшей степени это рассматривалось в контексте регионального развития.

Из множества научных работ, в которых исследуется проблема социально-экономического развития регионов, особенно следует отметить работы А. Л. Гапоненко и В. Г. Полянского [1]. «Развитие региона можно представить как комплексный процесс изменений его экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящий к их качественным преобразованиям и, в конечном счете, - к изменению условий жизни самого человека». В такой постановке четко определяется основная цель развития региона - создание благоприятной среды для жизни населения и на этой основе устойчивый рост качества жизни населения, при сохранении благоприятной окружающей среды как основы качества жизни будущих поколений.

В процессе управления социально-экономическим развитием, регион выступает объектом и субъектом региональной политики. Поэтому принципиальное значение имеет не только целе-пологание, но и теоретическая и методическая разработка механизма управления социальноэкономическим развитием в соответствии.

Социально-экономическая ситуация в регионе определяется системой характеристик, отражающих:

- социальную ситуацию в регионе;

- финансово-экономическое положение;

- политическую ситуацию в регионе.

Следует отметить возможности противоречивости инструментов социально-экономического развития регионов. А. Г. Гранберг отмечал, что стремления регионов к экономической эффективности и социальной справедливости могут быть как совместимыми, так и конфликтными. Поэтому стремление к полному выравниванию социально-экономической ситуации в регионах не может быть целью государственной политики, поскольку может привести к снижению темпов экономического развития страны. Ориентация на эффективность производства в стране означает приоритетное развитие территорий, являющихся «точками экономического роста», дающими импульсы развития экономики в целом. Но задача снижения территориального неравенства является одной из приоритетных задач региональной экономической политики Федерации, поскольку диспропорции в социально-экономическом развитии регионов являются причиной многих социальнополитических конфликтов.

Оценка результативности социально-экономического развития является наименее разработанным в теории и обеспечиваемым в практике управления аспектом. Она предполагает не только учет взаимного влияния отдельных показателей, но и учет влияния на иные регионы, обеспечение национальной безопасности и устойчивости развития страны. Эти условия в том или ином виде реализованы в ряде официальных документов. Так, в «Методике расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств инвестиционного фонда России», утвержденных Минэкономики, Минфином № 7959 от 21.06.06, система оценок эффективности проекта развития представлена показателями корпоративной, бюджетной и народнохозяйственной эффективности (коммерческой, бюджетной и общеэкономической). Первые две группы показателей учитывают финансовые последствия для непосредственных участников проекта и для разноуровневых бюджетов (федерального, регионального или местного), а третья группа -затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов регионов.

Можно отметить три альтернативных подхода к формированию системы и механизмов феде-

ральных и региональных органов управления социально-экономическим развитием региона:

- регион рассматривается как квазигосударство, т. е. относительно обособленная подсистема государства и региональной экономики. В качестве типологического признака такой концепции считается «выполнение государственных функций» [1, с. 135]. Рассмотрение региона в этом случае состоит в трансформации государственных решений на уровень региона, в регулировании экономики региона. Такой подход, как показывает мировая практика и опыт СССР, ограничивает функции субъекта федерации ответственного за социально-экономическое развитие территории, снижает эффективность решения задач социально-экономического развития;

- регион рассматривается как квазикорпорация, т. е. крупный субъект собственности (региональной и муниципальной). Типологическими признаками такого подхода являются разделение собственности, наличие бездефицитного бюджета, возможность самофинансирования, ответственность органов управления за эффективность использования региональных ресурсов. Регионы являются участниками конкурентной борьбы на рынках ресурсов, товаров, капитала, обладают значительным ресурсным потенциалом для саморазвития. Цель органов управления состоит в обеспечении высоких темпов социально-экономического развития;

- регион как рынок рассматривается как подсистема, имеющая общие условия экономической деятельности и особенности рынков товаров, труда, ресурсов, в условиях предпринимательской деятельности [2].

Второй подход к формированию политики управления социально-экономическим развитием в большей степени соответствует современному этапу развития России. Он обеспечивает возможность системного учета социально-экономических проблем территории.

Основываясь на представлении региона как квазикорпорации, можно определить цель его развития как научно обоснованный, качественно определенный и количественно измеренный результат социального развития региона, достигнутый на основе обеспечивающего его экономического развития, который необходимо достигнуть на конкретный момент времени. Это определение содержит ряд признаков, обеспечивающих возможности и результативность его использования в управлении:

- приоритет целей социального развития;

- ориентация на самообеспечение (развитие экономики региона);

- необходимость количественной оценки;

Но качество управления социально-экономическим развитием региона как квазикорпорацией, помимо методологической и методической не-проработанности системы управления [5], связано также с тем, что регионы России в настоящее время не в полной мере отвечают характеристикам эффективно хозяйствующих субъектов в силу следующих причин.

1. Ограниченность бюджетных ресурсов значительной части регионов России в 2000-2010 гг., определяющаяся, прежде всего, бюджетной политикой центра, не позволяет субъектам России в полной мере реализовать свои полномочия по экономическому стимулированию приоритетных направлений социально-экономического развития.

2. Структура расходов региональных бюджетов не направлена на формирование условий инновационного развития производства. Органы управления регионами не в полной мере используют возможности и не несут ответственности за концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях развития, продолжается неэффективное использование региональных ресурсов, государственной и муниципальной собственности.

3. Сложившиеся в условиях плановой экономики специализация и технический уровень производства отдельных регионов России в условиях высокой конкуренции иностранных фирм создают значительные барьеры для экономического роста.

4. Значимым фактором остается низкий уровень конкурентоспособности промышленного производства, гипертрофированный сдвиг в сторону добывающих отраслей и другие последствия трансформационного периода в развитии рыночной системы.

В качестве основных форм государственного управления социально-экономическим развитием регионов в отечественной практике используются:

- механизм перераспределения части средств регионального бюджета между муниципальными образованиями;

- разработка и реализация целевых региональных программ развития (преимущественного социального) с долевым государственным финансированием;

- формирование условий (совершенствование нормативно-правового обеспечения, развитие инфраструктуры и т. д.), стимулирующих развитие бизнеса как источника собственных доходов бюджета;

- политика экономического развития региона, направленная на обеспечение его социального развития, должна реализовываться органами управления регионом в соответствии с возможно-

стями роста его стратегических конкурентных преимуществ и самофинансирования.

Инструментами влияния органов управления на экономическое развитие, обеспечивающее социальное развитие региона, являются:

- правовое закрепление в федеральных и субфедеральных нормативно-правовых актах прав и обязанностей региональных органов по регулированию рыночных отношений;

- договорные отношения федерального правительства и отдельных субъектов Федерации, а также практика самозакрепления за собой отдельных полномочий центра в ряде случаев оказывается положительной и является импульсом для последующего изменения федерального законодательства;

- ресурсные возможности регионов (бюджеты, региональная собственность) по стимулированию и инвестированию приоритетных направлений развития производств;

- рациональные формы взаимодействия власти и бизнеса и согласования их интересов формируют возможности для активизации социальной функции бизнеса, совершенствования корпоративного управления через обеспечение прав акционеров, содействие открытости компаний и т. п.

Основной проблемой социально-экономического развития считается ресурсное обеспечение. В связи с развитием федерализма основным источником развития территорий экономически развитых стран становятся местные бюджеты и социальные расходы бизнеса. Формирование в последние годы в России политики конкурентного федерализма является важным элементом ускорения социально-экономического развития регионов и снижения уровня их дифференциации.

В современных условиях методологические вопросы социально-экономического развития регионов имеют важное значение, с одной стороны, для проведения активной федеральной политики, направленной на укрепление экономической целостности страны, а с другой - для определения статуса каждого региона.

Следует отметить, что регионы России, имеющие серьезный научно-технический и промышленный потенциал, уже добились значительных успехов в социально-экономическом развитии. Однако существуют и такие регионы, которые характеризуются как отсталые, депрессивные [3]. Подобные масштабные различия российских регионов по всем предпосылкам развития и федеральное устройство станы практически обрекают на неудачу единообразные подходы к проведению реформ [4].

В настоящее время в России и в ее регионах сохраняет актуальность проблемы разработки фе-

деральных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, и комплексных программ социально-экономического развития, разрабатываемых и утверждаемых в регионах России. Важно продолжить формировать новую систему территориального регулирования с ее ориентацией на социально-экономическое развитие. Основными элементами такой системы могут являться стратегия, концепция, планы, прогнозы, программы. В целом развитие социально-экономического территориального регулирования целесообразно проводить на основе формирования новой области управленческой деятельности. Оно должно охватывать все звенья территориальной системы и предусматривать осуществление следующих видов взаимосвязанных работ:

- научно-методическое обеспечение комплексного социально-экономического развития области и входящих в его состав муниципальных районов и образований, разработка комплексной программы социально-экономического развития региона в целом и в разрезе районов, планов, прогнозов, целевых программ по приоритетным направлениям.

Объединяющим началом должна служить идея развития с соответствующим научным обоснованием и практическими механизмами ее реализации, стратегия развития отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития страны, составляя с ней единое целое.

Литература

1. Гапоненко А. Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М., 1999. С. 15-16.

2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М., 2001. С. 83-84.

3. Куркиев И. Б. Некоторые аспекты информационного обеспечения структурных преобразований экономик депрессивно-кризисных регионов // Вопросы статистики. 2007. № 5.

4. Курнышев В. В. Концептуальные подходы к снижению экономической, социальной и правовой асимметрии в развитии регионов Российской Федерации // Регион: экономика и социология. 1999. № 2.

5. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы. СПб., 2006.

* * *

PROBLEMS OF RESEARCH FORMING OF SOCIO-ECONOMIC REGIONAL DEVELOPMENT

S. Yu. Chistov

The problem of research of socio-economic region development of the Russia predominates at the modern stage. Many scientists are involved in research of this direction. The choice of the most priority direction of socio-economic development becomes the topical.

Key words: region, socio-economic, development, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.