Научная статья на тему 'Проблемы формирования инновационной среды на предприятиях сферы выставочной деятельности и потенциальные пути их решения'

Проблемы формирования инновационной среды на предприятиях сферы выставочной деятельности и потенциальные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROBLEMS OF FORMATION / INNOVATIVE ENVIRONMENT / AND EXHIBITION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стосенко В.Р., Тебекин А.В.

Рассмотрено место инновационной среды в инновационной деятельности экономических систем, содержание, сущность и базовые принципы формирования инновационной среды. Определены современные тенденции развития подходов к формированию инновационной среды в экономических системах сферы услуг. Выявлены проблемы формирования инновационной среды на предприятиях сферы выставочной деятельности и разработан алгоритм их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF THE INNOVATION ENVIRONMENT IN THE ENTERPRISES OF THE SPHERE OF EXHIBITION ACTIVITIES AND POTENTIAL SOLUTIONS

The place of the innovation environment in the innovation activity of economic systems, content, essence and basic principles of building an innovative environment are discussed. Defined modern trends in the development of approaches to innovation in economic systems services. Identified problems offormation of the innovation environment in the enterprises of the sphere of exhibition activities and developed an algorithm to solve them.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования инновационной среды на предприятиях сферы выставочной деятельности и потенциальные пути их решения»

и исследования технологических укладов экономики позволяет перейти к решению задачи выявления проблем исследования направлений и средств развития нового технологического уклада экономических систем, в интересах обеспечения рационального перехода национальной экономики от пятого к шестому технологическому укладу.

Литература:

1. Иванова Е.В. Технологическая модернизация российской экономики: теоретико-методологические аспекты: монография. -М.: Изд-во ВЗФЭИ, 2009.

2. Довбий И.П. Формирование механизма кредитования инновационной деятельности: монография. - Челябинск, Изд. центр ЮУрГУ, 2010.

3. Бевза С.А. Проблемы сбалансированности развития инновационного цикла и факторов производства. / // Вестник Института экономики Российской Академии Наук, №1, 2011.

4. Климова В.В. Технологические уклады - материальная

основа экономического развития общества // Вестник СамГУПС, выпуск 2(20), 2010.

5. Сытник А.А. Современные подходы к определению технологических укладов/ А.А. Сытник // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №3(37). С.41-43.

6. Доклад "Учет смены технологических укладов при реализации стратегии партнерства цивилизаций" академика РАН, Глазьева Сергея Юрьевича, на IV Цивилизационном форуме в Шанхае, октябрь 2010 г.

7. Тебекин А.В. Закономерности и современные тенденции развития мирового хозяйства: прогнозы экономической активности и перспективы менеджмента.// Инновации и инвестиции, №3, 2012.

8. Сапелкин Е.П.Формирование новых технологических укладов как фактор устойчивого инновационного развития Республики Беларусь. ШМеждународная заочная научно-практическая конференция Инновационные процессы и корпоративное управление», 1-15 марта 2011 г., г. Минск.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Стосенко В.Р., аспирант НОУВПО «Институт экономики и предпринимательства» Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, ГБОУ «Московский центр инноваций и научно-технического творчества»

Рассмотрено место инновационной среды в инновационной деятельности экономических систем, содержание, сущность и базовые принципы формирования инновационной среды. Определены современные тенденции развития подходов к формированию инновационной среды в экономических системах сферы услуг. Выявлены проблемы формирования инновационной среды на предприятиях сферы выставочной деятельности и разработан алгоритм их решения.

Ключевые слова: проблемы формирования,инновационная среда, выставочная деятельность.

PROBLEMS OF FORMATION OF THE INNOVATION ENVIRONMENT IN THE ENTERPRISES OF THE SPHERE OF EXHIBITION ACTIVITIES AND POTENTIAL

SOLUTIONS

Stosenko V., the post-graduate student, Institute of Economics and Business

Tebekin A., Doctor of Techniques, Doctor of Economics, professor, Moscow Center for innovation and scientific and technical creativity

The place ofthe innovation environment in the innovation activity of economic systems, content, essence and basic principles ofbuilding an innovative environment are discussed. Defined modern trends in the development of approaches to innovation in economic systems services. Identified problems offormation ofthe innovation environment in the enterprises ofthe sphere of exhibition activities and developed an algorithm to solve them.

Keywords: problems of formation, innovative environment, and exhibition activities.

Формирование и развитие конкурентоспособной предпринимательских структур во многом определяется эффективностью системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, включая формирование благоприятной инновационной среды. В полной мере это относится к предприятиям, осуществляющим выставочную деятельность, для которых роль эффективного инфраструктурного обеспечения в условиях роста конкуренции существенно возрастает.

Разработчики и производители инновационной продукции, в большей степени сосредоточенные на изыскательской и производственно-хозяйственной деятельности, в вопросах грамотного представления своей продукции потенциальным потребителям закономерно обращаются к специализированным структурам, профессионально занимающимся выставочной деятельностью. Последние в условиях жесткой рыночной конкуренции для обеспечения качественной презентации товаров разработчиков и производителей также должны иметь высокий уровень инновационного развития.

Предприятия, осуществляющие выставочную деятельность, выполняя функцию связующего звена между разработчиками и производителями, с одной стороны, потенциальными и фактическими потребителями, с другой стороны, в общем случае должны как минимум не снизить эффект от восприятия презентуемой продукции. Добиться этого предприятия, осуществляющие выставочную деятельность, могут, лишь обладая конкурентной инновационной средой, задача

1Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2012.

формирования которой для многих предприятий сферы выставочной деятельности к настоящему времени не решена.

Таким образом, предприятия, осуществляющие выставочную деятельность, должны реализовывать такие инновационные процессы, которые повышают эффективность взаимодействия разработчиков, производителей и потребителей продукции, обеспечивая, в том числе, рост доступности восприятия потребителями предлагаемой продукции, повышение скорости и расширение границ диффузии предлагаемых разработчиками и производителями инноваций.

При этом для эффективного развития предпринимательской деятельности предприятий выставочной сферы возникает необходимость создания перспективной инфраструктуры, включая формирование инновационной среды, под которой в данном исследовании понимается сложившаяся технико-технологическая, организационно-экономическая, политико-правовая, социально-психологическая атмосфера (обстановка), оказывающая непосредственное либо опосредованное воздействие на интенсивность и эффективность развития инновационной деятельности пред-приятия1.

Формирование благоприятной инновационной среды для предприятий сферы выставочной деятельности позволит рассматриваемым предприятиям одновременного решить совокупность задач своего предпринимательского развития.

Во-первых, формирование благоприятной инновационной

среды позволит предприятиям сферы выставочной деятельности повысить эффективность своей маркетинговой деятельности, включая прогнозирование перспективных инновационных разработок на ранних их стадиях как объектов потенциально высокого рыночного внимания.

Во-вторых, формирование благоприятной инновационной среды предприятиями сферы выставочной деятельности позволит им за счет реализации инновационных подходов вывести на высоко конкурентный уровень процессы планирования выставочной деятельности, взаимодействуя как разработчиками перспективной продукции, так с предприятиями, внедряющими в производство высокотехнологичные инновации.

В-третьих, инновационная среда, формируемая предприятиями сферы выставочной деятельности, позволит качественно повысить уровень организации их предпринимательской деятельности, базирующейся на инновационных принципах, При этом существенно расширяется спектр взаимодействия предприятия сферы выставочной деятельности со специализированными организациями инновационной инфраструктуры - технопарками, технополисами, бизнес-инкубаторами и т.д.

В-четвертых, формирование благоприятной инновационной среды предприятиями сферы выставочной деятельности позволит им расширить спектр и повысить уровень эффективности взаимодействия производителей и потребителей.

В-пятых, создавая инновационную среду предприятиями сферы выставочной деятельности, получает возможность формировать благоприятное мотивационное поле для всех участников выставочной деятельности.

Следовательно, в условиях создания инновационно-ориентированной экономики разработка методического похода к формированию благоприятной инновационной среды для предприятий сферы выставочной деятельности представляет собой актуальную научную задачу, имеющую большое значение для развития эффективного предпринимательства в России.

Комплексное решение задачи формирования инновационной среды для предприятий выставочной деятельности как самостоятельной, не нашло отражения в известных научных исследованиях.

Следует признать, что решение комплексное решение задачи формирования инновационной среды для предприятий выставочной деятельности связано со следующими проблемами:

- недостаточной изученностью сравнительных направлений, скоростей и подходов к инновационному развитию предпринимательских структур, нуждающихся в услугах предприятий выставочной деятельности и самих предприятий выставочной деятельности, испытывающих необходимость в инновационных преобразованиях;

- недостаточной методической проработкой содержания, технологий и инструментария обеспечения процессов управления инновационным развитием предприятий выставочной деятельности, отвечающей их роли связующего звена между производителями инновационной продукции, и потенциальными и фактическими потребителями;

- отсутствием проработки критериев оценки эффективности формирования инновационной среды предприятий выставочной деятельности, позволяющих усовершенствовать систему управления инновационным развитием;

- и т.д.

В этой связи возникла необходимость в разработкеметодиче-ского подхода к формированию инновационной среды предприятий сферы выставочной деятельности как важнейшего условия осуществления эффективных инноваций, способствующих переходу от экспортно-ориентированной сырьевой модели к инновационной модели национальной экономики.

Достижение поставленной цели предполагает решение комплекса следующихлогически взаимосвязанных научных задач:

- установление современных тенденций развития подходов к формированию инновационной среды в экономических системах сферы услуг;

- выявление проблем формирования инновационной среды предприятий выставочной деятельности и определение потенциальных путей их решения;

- анализ объективных внешних факторов и условий, определяющих эффективность осуществления инноваций предприятиями сфере выставочной деятельности;

- исследование влияния внутренних факторов предприятий

сфере выставочной деятельности, определяющих эффективность осуществления инноваций;

- формирование критериев оценки качества инновационной среды, обеспечивающей осуществления эффективных инноваций предприятиями сферы выставочной деятельности;

- определение потенциальных подходов и способов формирования благоприятной инновационной среды для предприятий сферы выставочной деятельности;

- разработка рационального механизма формирования благоприятной инновационной среды для предприятий сферы выставочной деятельности;

- разработку методических рекомендаций по формированию и развитию благоприятной инновационной среды для предприятий сферы выставочной деятельности.

В основу проводимого исследования была положена следующая гипотеза. Рассмотрим предприятие сферы выставочной деятельности как связующее звено в цепочке «создатель продукции -предприятие выставочной деятельности - потребитель» с позиций модели, аналогичной модели мотивационной теории ожиданий В. Врума:

Р ■ Рв ■ Рп ,

Рс й

где - вероятность того, что усилия создателей инновационной продукции потенциально способны обеспечить высокий уровень результатов на рынке,

Ре

- вероятность того, что деятельность предприятия сферы выставочной деятельности положительно повлияет на реакцию потребителей в отношении инновационной продукции,

Рп - й

- вероятность положительной оценки инновационной продукции, представленной предприятием сферы выставочной деятельности.

С позиций рассматриваемой модели предприятие сферы выставочной деятельности должно повысить интерес потенциальных потребителей к представляемой продукции. В противном случае, если инновационная активность предприятия сферы выставочной деятельности, определяемая ее инновационной средой, уступает инновационной активности производителей и инновационным ожиданиям потребителей, то при реализации операции свертки по цепи «производитель - предприятие сферы выставочной деятельности - потребитель» произойдет затухание активности предложения инновационной продукции потребителю.

Для того чтобы предприятие сферы выставочной деятельности повысило интерес потенциальных потребителей к представляемой инновационной продукции, ему необходимо добиться эффективного сотрудничества с изготовителями инновационной продукции и завоевать своей деятельностью симпатии максимального числа потенциальных потребителей. Решить эти задачи предприятию сферы выставочной деятельности возможно только добившись конкурентных преимуществ, посредством формирования инновационной среды. В противном случае предприятие сферы выставочной деятельности может не просто потерять конкурентные преимущества, но и выпасть из цепочки цепочке «создатель продукции - предприятие выставочной деятельности - потребитель», когда первый и последний предпочтут обойтись без промежуточного звена.

Если же предположить, что инновационная активность и продуктивность предприятия сферы выставочной деятельности будет выше инновационной активности производителей инновационной продукции, и выше ожиданий потребителей, то тогда, согласно модели произойдет рост вероятности положительного восприятия потенциальными потребителями представляемой продукции.

Для того чтобы обеспечить стабильно высокий уровень инновационной активности и продуктивности предприятия сферы выставочной деятельности, необходимо сформировать благоприятную инновационную среду.

Для формированияблагоприятной инновационной среды предприятий сферы выставочной деятельности необходимо определить условия эффективной деятельности предприятий выставочной сферы в подсистемах:

- «создатель инновационной продукции - предприятие сферы выставочной деятельности»;

- «предприятие сферы выставочной деятельности - предприятие сферы выставочной деятельности»;

- «предприятие сферы выставочной деятельности - потенциальные потребители инновационной продукции».

Представленная гипотеза формирования благоприятной инновационной среды для предприятий сферы выставочной деятельноучаствую-щих в преобразовании исходных материальных или нематериальных ресурсов в конечную продукцию (товары, работы, услуги) или рыночном продвижении последних;

стимулирующих тем самым воспроизводственные процессы в рамках цикла «производство - распределение - обмен - потребление»;

обеспечивающих развитие социально-экономических отношений между участниками рынка.

На основе сложившихся подходов понятия инновационной среды в былаопределена его сущность. Показано, что инновационную среду любой экономической системы(в частности предприятия) следует рассматривать как систему сложившихся в отношении предприятия формальных и неформальных социально-экономических, научно-технических, организационных, мотива-ционных, психологических, инфраструктурных и нормативно-правовых условий, сопровождающих инновационную деятельность предприятия на всех этапах ее осуществления, начиная с генерации инновационных идей и заканчивая реализацией и диффузией инноваций.

На основе всестороннего анализа инновационной среды предприятия, с учетом системного, комплексного, объектного, процессного, средо-вого и проектного подходов, определено место инновационной среды в предпринимательской деятельности предприятий (табл.1).

Таким образом, согласно системному подходу формирование инновационной среды предприятия ограничено в пространстве пространством,оказывающим влияние на рассматриваемую систему, ограничено во времени временем жизни системы, характеризуется структурой среды и скоростью ее развития как системы, и направлено на создание инновационной среды как самодостаточной устойчивой системы.

Согласно комплексному подходу формирование инновационной среды предприятия ограничено пространством, определяющим комплекс факторов взаимного влияния рассматриваемой системы, и окружающей среды, практически ограничено временем жизни рассматривае-могопредприятия, описывается комплексом оцениваемых параметров среды и изменением комплекса характеристик среды, и направлено создание инновационной среды как комплекса управляющих воздействий.

Исходя из объектного подхода формирование инновационной среды предприятия ограничено пределами распространения рассматриваемых объектов и временем их существования, характеризуется уровнем стабильности и возможностями развития объекта, и направлено на создание инновационной среды как объект управления.

В соответствии с процессным подходом формирование инновационной среды предприятия ограничено пределами связанности процессов для рассматриваемого объекта, временем, отпущенным на реализацию серий процессов в воспроизводственных циклах, характеризуется составом инновационных процессов, обеспечиваемых средой, а также ростом инновационной активности и результативности инновационной деятельности предприятия, обеспечиваемой реализуемыми процессами. Все это направлено

118 ТКАЫБРОЯТ ВШШЕББ Ш ЯШБТА | №6 2012 |

на получение высокоэффективных технологий реализации инновационных процессов, обеспечиваемых инновационной средой.

Исходя из средового подхода формирование инновационной среды предприятия ограничено пределами влияния среды на рассматриваемую систему (и наоборот - системы на среду), неограниченно во времени, характеризуется обеспечиваемым инновационной средой уровнем благоприятствования, ростом скорости и расширением границ диффузии инноваций, и направленное на обеспечение рациональной взаимосвязи внутренних и внешних составляющих инновационной среды.

Проектный подход к формированию инновационной среды предприятия связан с ограничениями, обусловленными пространством проектных задач и временем реализации проекта, характеризуется степенью соответствия среды целям проекта, обеспечиваемой средой относительной скоростью и качеством достижения промежуточных и конечных целей проекта, и направлен на оперативное создание благоприятной инновационной среды проекта.

С учетом результатов определения места инновационной среды в инновационной деятельности экономических систем в работе была определена система базовых принципов формирования инновационной среды предприятий (табл.2).

Система базовых принципов формирования инновационной среды предприятий была определена на основе использования комбинаторного метода с вычислением биномиального коэффициента П\

т\(п - т)\

применительно к следующим подходам формирования инновационной среды «системный-комплексный-

объектовый-процессный-средовой-проектный»: = 15

Во-первых, это принцип ориентации формируемой инновационной среды на долгосрочное развитие экономической системы, основанный на совместном использовании системного, комплексного, объектного и процессного подходов.

Во-вторых, это принцип обеспечения формируемой инновационной средой открытости инновационной системы для инноваций, на основе совместного использования системного, комплексного, объектного и средового подходов.

В-третьих, это принципрациональности при привлечении ресурсов для формирования инновационной среды по соотношению их цены и качества, направленный на поиск золотой середины между «дешевые, но плохие ресурсы» и «хорошие, но дорогие ресурсы», и основанный на совместном использовании системного, комплексного, объектного и проектного подходов.

В-четвертых, это принцип обеспечения формируемой инновационной средой устойчивостиинновационного развития экономической системы на основе системного, комплексного, процессного и средового подхода.

В-пятых, это принцип необходимого разнообразия, означающий, что формируемая инновационная среда должна обеспечивать выбор наиболее эффективных вариантов развития инновационной деятельности экономических систем, и обеспечиваемый совместным использованием комплексного, объектного, средового и проектного подходов.

В-шестых, это принцип обеспечения формируемой инновационной средой комплексности решения поставленных задач. Указанный принцип базируется на том, что процессыинновационного развития экономической системы, обеспечиваемые инновационной средой, взаимосвязаны и поэтому не могут быть сведены к простому независимому набору отдельных задач. Поэтому инновационная среда должна обеспечивать комплексное развитие, обслуживаемой экономической системы. Реализация этого принципа основана на совместном использовании системного, комплексного, средовогои проектного подхода.

В-седьмых, это принцип оптимизации числа инновационных процессов, обслуживаемых формируемой инновационной системой, основанный на совместном использовании системного, объектного, процессного и средового подходов.

В-восьмых, это принцип диверсификации, означающий, что формируемая инновационная среда должна позволять обслуживаемой экономической системе проникать во все новые области инновационной деятельности, снижая тем самым риски хозяйствования. Реализация этого принципа базируется на совместном использовании системного, объектного, процессного и проектного подходов.

В-девятых, это принцип обеспечения формируемой инновационной средой согласования пропускной способности звеньев обслуживаемой экономической системы. Он направлен на то, чтобы скорость переработки исходных ресурсов в конечный продукт в различных звеньях обслуживаемой экономической системы была согласована таким образом, чтобы избежать «узких мест» - перегрузок одних звеньев системы при недостаточной загрузке и простоях других звеньев. Реализация этого принципа базируется на совместном использовании системного, объектного, средового и проектного подходов.

В-десятых, это принцип обеспечения формируемой инновационной средой условий непрерывного развития инновационной деятельности экономической системы, базирующийся на совместном использовании системного, процессного, средовогои проектного подходов.

Таблица 2. Результаты определения системы базовых принципов формирования инновационной среды предприятий

№ Принцип Комбиация подходов Подходы

Системный Комплексный Объектный Процессный Средовой Проектный

1 Долгосрочного развития 1-2-3-4 + + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Открытости 1-2-3-5 + + + +

3 Рациональности привлечения ресурсов 1-2-3-6 + + + +

4 Устойчивости 1-2-4-5 + + + +

5 Необходимого разнообразия 1-2-4-6 + + + +

6 Комплексности решения задач 1-2-5-6 + + + +

7 Оптимизации числа обслуживаемых процессов 1-3-4-5 + + + +

8 Диверсификации 1-3-4-6 + + + +

9 Обеспечения согласования пропускной способности звеньев системы 1-3-5-6 + + + +

10 Непрерывности развития 1-4-5-6 + + + +

11 Развития по спирали 2-3-4-5 + + + +

12 Унификации 2-3-4-6 + + + +

13 Опережающего развития 2-3-5-6 + + + +

14 Сбалансированности 2-4-5-6 + + + +

15 Новых задач 3-4-5-6 + + + +

В-одиннадцатых, это принцип обеспечения формируемой инновационной средой развития инновационной деятельности экономической системы по спирали, означающий возврат вложенных средств на каждом новом цикле развития и реинвестирование средств в ее совершенствование на следующем более высоком уровне, объединяющий комплексный, объектный, процессный и средовой подход.

В-двенадцатых, это принцип унификации, предполагающий, что формируемая инновационная среда должна быть пригодна для решения максимально широкого спектра задач инновационного развития экономической системы. При этом степень унификации составляющих инновационной среды должна быть разумной, то есть исключать чрезмерное усложнение предлагаемых решений по мере наращивания количества решаемых задач. Реализация принципа унификации при формировании инновационной среды базируется на совместном использовании комплексного, объектного, процессного и проектного подходов.

В-тринадцатых, это принцип опережающего развития инновационной среды, направленный на предотвращений возможных ограничений инновационного развития экономической системы, и основанный на совместном использовании комплексного, объектного, средового и проектного подходов.

В-четырнадцатых, это принцип обеспечения формируемой инновационной средой сбалансированного инновационногоразви-тия экономической системы на основе совместного использования комплексного, процессного, средового и проектного подхода.

В-пятнадцатых, это принцип ориентации формируемой инновационной среды на решение новых задач, означающий, что создаваемая инновационная среда должна обеспечивать возможность качественно нового решения традиционных задач для экономической системы на новых этапах ее развития. Реализация это принципа основывается на совместном использовании объектного, процессного, средового и проектного подходов.

Таким образом, на основе использования комбинаторного метода с вычислением биномиального коэффициента применительно к следующим подходам формирования инновационной среды «системный-комплексный-объектовый-процессный-средовой-проектный» определена система базовых принципов формирования инновационной среды предприятий, включающая принципы: долгосрочного развития, открытости, рациональности привлечения ресурсов,устойчивости, необходимого разнообразия, комплексности решения поставленных задач, оптимизации числа обслуживаемых процессов, диверсификации, согласования пропускной способности звеньев обслуживаемой системы, непрерывного развития, развития по спирали, унификации, опережающего развития, сбалансированного развития, ориентации на решение новых задач.

Исследования проблем формирования инновационной среды для предприятий сферы выставочной деятельностипоказали, что

одной из основных проблем при освещении передовых разработок в той или иной отрасли является отсутствие механизма получения организаторами выставок полной и достоверной информации о развитии той или иной отрасли. Эта проблема, относящаяся к категории маркетинговых, осложняет процесс определения приоритетов при проведении выставок и затрудняет рациональное распределение инвестиций на их проведение.

Вторая важнейшая проблема формирования инновационной среды для предприятий сферы выставочной деятельностиносит технологический характер и связана с мониторингом и оценкой эффективности проведения выставочных мероприятий. Несмотря на наличие выставочного аудита, призванного дать объективную оценку проводимым мероприятиям, выставки, отличающиеся инновационной тематической направленностью, сложно оценить с помощью стандартных инструментов, что обусловлено целым комплексом факторов.

Поскольку любое инновационное решение всегда сопряжено с риском контакты, завязанные на выставке, между потенциальным продавцом и потенциальным покупателем даже оформленные протоколом или соглашением о намерениях, приводят к заключению контрактов лишь через месяцы или даже годы работы обеих заинтересованных сторон. Временной разрыв между моментом проведения выставки и моментом принятия решения о заключения контракта на приобретение инновации затрудняет оценку эффективности проведения выставочного мероприятия (это же относится и к оценке инновационных технологий и форм проведения самих выставок) и увеличивает риск неопределенности возможного исхода взаимодействия потенциального продавца и потенциального покупателя.

С одной стороны, проблемы, связанные с законодательством о коммерческой тайне, приводят к нежеланию разработчиков и производителей инновационной продукции предоставлять потенциальному покупателю подробную информацию о выставляемой инновации. С другой стороны, недостаток информации о выставляемой инновации затормаживает процесс принятия решения потенциальным покупателем и снижает вероятность его положительного исхода.

Третья важнейшая проблема формирования инновационной среды для предприятий сферы выставочной деятельноститакже носит технологический характер и связана с тем, что эффективность инноваций в сфере выставочной деятельности возможно только в том случае, когда скорость их разработки будет существенно опережать скорость разработки выставляемых инноваций в условиях ускорения научно-технического прогресса.

Для разрешения проблем формирования инновационной среды для предприятий сферы выставочной деятельности обоснован алгоритм их решения (рис.1), содержащий аналитический, синтетический и практико-внедренческий блоки.

Разработанный алгоритм решения проблем формирования инновационной среды для предприятий сферы выставочной деятельности

Анализ внешних факторов и условий, определяющих

эффективность осуществления инноваций в сфере

выставочной деятельности

Анализ влияния внутренних факторов, определяющих

эффективность осуществления инноваций в сфере

выставочной деятельности

Разработка требований и критериев качества инновационной среды, обеспечивающей осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности

Определение потенциальных подходов, форм и способов

создания благоприятных условий для осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности

Выявление рационального подхода кформирования инновационной среды для предприятий сферы выставочной деятельностиной деятельности

Разработка методических рекомендаций по развитию инновационной среды для предприятий сферы выставочной деятельности

Рис.1. Алгоритм решения проблем формирования инновационной среды для предприятий сферы выставочной деятельности

позволяет решить задачу выявления особенностей влияния объективных внешних и субъективных внутренних факторов на эффективность осуществления инноваций в сфере выставочной деятельности.

Литература:

1. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации: М.: Высшая школа менеджмента. 2006. - 415с.

2. Исламутдинов В.Ф. Проблемы формирования институциональной среды стимулирования инновационного поведения экономических субъектов (на примере УРФО) // Креативная экономика. - 2011. - № 3 (51). - с. 48-54.

3. Тебекин А.В. Динамика развития инновационного менеджмента как составляющей менеджмента организации. // Транспортное дело России, №7, 2011.

4. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2012. - 481с.

5. Формирование инновационной среды как важнейшее условие обеспечения конкурентности предпринимательских структур. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Поляков В.Л. - М.: Экономический журнал, 2012. -200с.

6. Черешнев В.А. Институциональные и организационно-правовые условия формирования инновационной среды для модернизации экономики //Инновации. 2010. № 5.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Горяинов М.В., к.э.н., докторант ИПР РАН, e-mail: mvgoryainiov@gmail.com

Учитывая степень технико-технологического отставания российских предприятий и целых отраслей, можно предположить, что неизбежным следствием структурных реформ может стать закрытие неэффективных производств и значительный рост безработицы. При этом необходимо помнить, что безработица, является фактором экономической безопасности страны. Стабильность занятости в условиях привычно низких доходов является традиционно неоспоримой ценностью в глазах очень значительной части российского населения, особенно в условиях, когда нет никаких иных альтернатив.

Ключевые слова: промышленная модернизация, социально-экономические проблемы, безработица, экономическая безопасность.

ECONOMIC SECURITY AND SOCIO-ECONOMIC IMPACTS OF INDUSTRIAL

MODERNIZATION

Goryainov M., Ph.D., doctorant, IPR RAN

Given the degree of technical and technological backwardness of Russian enterprises and industries, we can assume that the inevitable consequence of structural reforms may be closing in efficient production and a significant increase in unemployment. It should be remembered that unemployment is a factor of economic security. Stability of employment in the usual low income is traditionally indisputable value in the eyes of a very significant part of the Russian population, especially in an environment where there are no other alternatives.

Keywords: industrial modernization, social and economic problems, unemployment, and economic security.

Сырьевой характер российской экономики не позволяет обеспечивать приемлемый уровень доходов и, соответственно, достойную занятость, качество жизни значительной части населения страны, именно поэтому одной из первоочередных среди целого ряда стоящих перед страной задач является решение давно назревшей проблемы структурных преобразований в экономике или ее модернизации. Причем в силу масштабности накопившихся в этой области нерешенных задач, проблему следует из разряда экономических перевести в разряд социально-экономических и социально-политических, а также рассматривать ее с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны. Особенно очевидным это становится в условиях затянувшегося экономического кризиса, поскольку сырьевая экономика не формирует внутренних механизмов, позволяющих эффективно ему противостоять. Обо всех этих рисках достаточно давно и широко говориться и в экспертном сообществе, и в структурах, ответственных за принятие решений. [3]

Однако есть и обратная сторона медали, которая, в неявном виде все же осознается властью. Преобразование сложившейся структуры экономики потребует, в том числе, осуществления значительных по масштабам переливов рабочей силы между отраслями и регионами, что, в свою очередь, угрожает стабильности занятости.При этом необходимо помнить, что безработица, является фактором экономической безопасности страны. Учитывая степень технико-технологического отставания российских предприятий и целых отраслей, можно предположить, что неизбежным следствием структурных реформ может стать закрытие неэффективных производств и значительный рост безработицы. Очевидно, что именно это и вызывает опасения властей. И эта боязнь может в очередной раз «законсервировать» проблему «до лучших времен», которые могут и не наступить в случае непринятия самых решительных мер и действий. Как, собственно, это и происходило в 2008-2009 годах. Вспомним поведение властей всех уровней на рынке труда в период кризиса - недопущение высвобождений работников с предприятий - это было главной тактической и стратегической установкой того периода.[4]

Следует отметить, что опасения имеют под собой веские основания. Стабильность занятости в условиях привычно низких доходов является традиционно неоспоримой ценностью в глазах очень значительной части российского населения, особенно в условиях, когда нет никаких иных альтернатив. Попытка ликвидации производств, даже если они морально и физически устарели десятилетия назад, чревата очень серьезными социальными конфликтами. Достаточно вспомнить пример, когда в небольшом поселке городского типа с единственным градообразующим предприятием. Само производство давно устарело, что делало это предприятие нерентабельным.Тем не менее, когда собственник решил закрыть предприятие, работники вышли на улицу, перекрыли федеральную трассу и добились принятия решения «на самом верху» о сохранении производства. Казалось бы, зачем людям так отчаянно бороться за производство, труд на котором, даже с большой натяжкой нельзя назвать достойным, ни с точки зрения его условий, ни с точки зрения оплаты. Однако, если учесть, что никаких других возможностей заработать средства для жизни для себя и своей семьи у человека нет, как нет и перспектив пройти переподготовку и освоить новую профессию, которая была бы востребована на рынке труда, то ситуация выглядит в совершенно ином свете.

При современном технологическом уровне развития производства достаточно сложно сменить место работы, не пройдя серьезной переподготовки и переквалификации, а то и новой длительной профессиональной подготовки, как это происходило в начале 90-х годов, когда инженеры, учителя, врачи, научные работники в массовом порядке становились челноками-торговцами. Именно поэтому, собственно, реструктуризация российской экономики в 90-е годы не сопровождалась сколько-нибудь взрывным ростом безработицы - тогда квалифицированные работники с легкостью осваивали виды деятельности, не требовавшие высокого уровня квалификации и профессиональной подготовки - торговля, сфера услуг, а, кроме того, хотя и в гораздо меньших масштабах, появились новые сектора экономики, требовавшие высокой квалификации и образования и дававшие возможность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.