Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
119
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОБЛЕМЫ / ЧТЕНИЕ ВСЛУХ / УЧИТЕЛЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / НАВЫК ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севастьянова Т. П., Саттарова Л. С.

Данная статья рассматривает основные вопросы формирования и развития навыка чтения у младших школьников, а так же раскрывает пути преодоления существующих проблем. Показана роль обучения навыку чтения младших школьников и актуальность данной темы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 372.881.161.1

Севастьянова Т.П.

студентка 4 курса, факультет педагогики и психологии Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (Россия, г. Стерлитамак)

Саттарова Л.С.

аспирант кафедры психолого-педагогического образования Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (Россия, г. Стерлитамак)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: данная статья рассматривает основные вопросы формирования и развития навыка чтения у младших школьников, а так же раскрывает пути преодоления существующих проблем. Показана роль обучения навыку чтения младших школьников и актуальность данной темы.

Ключевые слова: младшие школьники, проблемы, чтение вслух, учитель, процесс обучения, навык чтения.

В современном мире невозможно представить человека, который не умел бы читать. Данный навык считается одним из базовых и говорит об образованности человека, его умственном развитии. Именно поэтому формирование и развитие которого очень важно и выступает одной из основополагающих задач образования. Совершенно естественно, что наибольшая ответственность лежит на учителях начальных классов, поскольку несформированность навыка чтения в младшем

школьном возрасте ведет к пагубным последствиям для обучающихся в дальнейшем. Но все ли так просто в обучении младших школьников чтению? Какие трудности могут возникать и как с ними бороться - вот актуальная тема для начальной школы.

В первую очередь, педагогу необходимо помнить об индивидуальных особенностях обучающихся. Некоторые дети приходят в первый класс уже с приобретенными базовыми умениями, благодаря родителям или программе дошкольного обучения. Другие, наоборот, могут быть совершенно неподготовленными к освоению данного навыка. Учителю необходимо, во-первых, выявить уровень владения навыком чтения у каждого школьника посредством эмпирических методов. Во-вторых, спланировать процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог чувствовать себя уверенно и получить все необходимые знания, умения и навыки наравне с остальными. В-третьих, необходимо проводить промежуточные исследования для выявления затруднений у того или иного обучающегося и делать акцент на них в процессе обучения. Индивидуальный подход поможет учителю добиться наивысшего показателя в обучении чтению [2, с. 11].

Чтение подразделяется на два вида: чтение вслух и чтение про себя. Первый вид, конечно, наиболее сложен, так как младшему школьнику нужно полностью включиться в процесс, используя мышление, восприятие, память, речь, фантазию, слуховые и зрительные анализаторы. Поэтому с данным видом возникает большое количество трудностей, и, в первую очередь, в младшем школьном возрасте необходимо овладеть именно этим видом чтения. Обучающихся необходимо научить выразительно и громко читать, так как этот вид рассчитан на слушателя.

Основные проблемы при обучении младших школьников чтению вслух заключается в неправильном подборе материала, неправильном построении процесса обучения, слишком быстром темпе обучения, то есть, иными словами, в методике работы учителя. Невозможно столкнуться сразу со всеми проблемами у конкретного учителя, но какие-то пробелы есть у многих. Кто-то уделяет мало внимания анализу текста, кто-то - соблюдению интонации и т.д. Каждому педагогу необходимо комплексно подходить к этому трудоемкому процессу, ведь от него зависит то, насколько обучающиеся будут владеть навыком чтения к пятому классу.

Для того чтобы справиться с данными проблемами, необходимо, в первую очередь, правильно подобрать материал для чтения. Конечно, в учебниках достаточно текстов на совершенно разные темы, отлично подобраны иллюстрации, а шрифт нужных размеров, но в процессе обучения чтению недостаточно опираться только на учебник. У учителя должна быть своя копилка с текстами, которые можно предложить младшим школьникам на том или ином этапе обучения. Главное следить за тем, чтобы текст соответствовал полученным ранее знаниям, умениям и навыкам. От урока в урок текст должен немного усложняться, чтобы у младших школьников наблюдался прогресс, а не застой в знаниях. Также необходимо следить за видом текста, то есть шрифт должен быть достаточно крупным, чтобы его было возможно прочитать в 1 классе. В последующих классах шрифт уменьшается, а в 4 классе дети могут уже читать детские книги со стандартным шрифтом.

Тексты лучше всего подбирать такие, чтобы в них была какая-то моральная составляющая, чтобы обсудить это с детьми. Так текст станет более запоминающийся для младших школьник, и они смогут вынести из него для себя какой-то урок [3, с.14].

Не следует слишком торопиться в процессе обучения чтению. Самое главное -всегда проверять уровень сформированности навыка на определенном этапе обучения и отталкиваться в дальнейшем от полученных показателей. Если слишком бежать вперед, то учащиеся просто упустят многое и это приведет только к еще большим затруднениям. Размеренный процесс, сопровождающийся систематическими проверками, приведет к наилучшему результату. Однако здесь появляется еще одна проблема, связанная уж непосредственно с тематическим планированием. Зачастую учителям приходиться торопиться и перескакивать с темы на тему, потому что они не успевают по плану. Познавательные способности некоторых детей позволяют идти вперед с высокой скоростью, но некоторые, к сожалению, не предрасположены к быстрому обучению, и им необходимо уделять больше времени. Что же делать в таком случае учителю?

Для начала учителю необходимо выработать свой собственный темп обучения, а затем приучить к нему младших школьников. Затем нужно направить все силы на то, чтобы научить детей читать не только выразительно, но и увеличить скорость своего

чтения. Наконец, необходимо на других уроках и внеурочных занятиях уделять свое место чтению: прочитать текст задания, прочитать свое пояснение к заданию и т.д. Во всем этом учителям помогают определенные упражнения, которые встречаются и в учебниках и можно легко найти самому. Самым распространенным способом научить детей читать быстрее является проверка скорости чтения на время. Для детей такой метод выступает как соревнование, и они активно тренируются, чтобы оказаться лучшим в классе или побить свой собственный рекорд [1, с.20].

Таким образом, в обучении младших школьников навыку чтения не существует нерешаемых проблем, но для того чтобы построить процесс обучения с учетом преодоления их всех, необходимо очень постараться. Затруднения будут всегда, учителю лишь необходимо проводить диагностику своей работы и исправлять собственные недочеты.

Использованные источники:

1. Адамович, Е.А. Как улучшить качество чтения. / Е.А. Адамович // Начальная школа. - 2009. - №1 - С.11-25.

2. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н.Н. Светловская // Начальная школа. - 2005. - №2. - С. 9-14

3. Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения. / В.И. Яковлева // Начальная школа. - 1996 г. - № 6. - С. 12-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.