Научная статья на тему 'Проблемы формирования и развития институтов гражданского общества в современной России'

Проблемы формирования и развития институтов гражданского общества в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
577
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА / ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ / CIVIL SOCIETY / CIVIL PARTICIPATION / CIVIC ACTIVITY / PUBLIC INITIATIVE / PUBLIC HEARINGS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козырева Л.Д.

В статье анализируются проблемы, возникающие в процессе формирования и трансформации институтов гражданского общества в России. Указано на то, что гражданский активизм реализуется в многочисленных формах. Особое внимание уделяется таким институтам, как общественные инициативы и публичные слушания. Предложены меры, направленные на совершенствование и повышение эффективности деятельности данных институтов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Козырева Л.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation and development of civil society institutions in modern Russia

The article analyzes the problems arising in the process of formation and transformation of civil society institutions in Russia. It is pointed out that civil activism is implemented in numerous forms. Special attention is paid to institutions such as public initiatives and public hearings. Measures aimed at improving and increasing the efficiency of these institutions are proposed

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и развития институтов гражданского общества в современной России»

Проблемы формирования и развития институтов гражданского общества в современной России

Козырева Л.Д.

В статье анализируются проблемы, возникающие в процессе формирования и трансформации институтов гражданского общества в России. Указано на то, что гражданский активизм реализуется в многочисленных формах. Особое внимание уделяется таким институтам, как общественные инициативы и публичные слушания. Предложены меры, направленные на совершенствование и повышение эффективности деятельности данных институтов.

Ключевые слова: гражданское общество, гражданское участие, гражданская активность, общественная инициатива, публичные слушания

Формирование гражданского общества - сложный многоплановый и длительный процесс. В некоторых странах формирование основ гражданского общества продолжалось около двух столетий, было полно проблем и противоречий. В нашей стране этот процесс идет всего несколько десятилетий, если не учитывать прерванный Октябрем 2017 богатейший опыт гражданского мироустройства. В этой связи социологический анализ институтов формирующегося гражданского общества представляется своевременным и актуальным, а анализ проблем, возникающих в процессе практической реализации функций институтов, имеет весьма важное теоретическое и практическое значение.

Проблемы развития гражданского общества и повышения эффективности функционирования его структур всегда были в центре внимания руководства страны. Об этом не в последнюю очередь свидетельствует 25-летняя деятельность Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, играющего роль многолетнего консультативного органа по содействию главе государства в реализации его полномочий в данной сфере. Президент особо подчеркивает, что сегодня перед Советом, как и всем российским обществом, стоят новые масштабные за-

дачи, которые подробно обозначены в майском указе о национальных целях развития страны на ближайшие шесть лет [1].

Президентом отмечено также, что гражданское общество в России в последние годы стало намного активнее, а общественное мнение с развитием современных коммуникаций является все более действенной и эффективной силой. В последние годы появились и активно развиваются самые различные институты гражданского участия, в число которых входят в первую очередь консультативные референдумы, а также различные консультативные общественные советы, активно проводимые общественные экспертизы нормативно-правовых актов, многочисленные общественные инициативы. В качестве примера можно назвать первые результаты деятельности нового института общественного самоуправления - общественных префектур, - на площадке которого происходит диалог между властью и гражданами, предоставляющий большую возможность для реализации гражданских инициатив [2, с.67-74].

Активно развиваются практические все институты гражданского участия - примерно тридцать семь организационно-правых форм организаций «третьего сектора». Главной функцией таких организаций является в той или иной степени расширение пределов свободы и наделение населения делегированной властью, вовлечение населения в процесс социальной активности и социальных изменений, а также непосредственно в процесс развития социальной защиты [3, с.146].

Активно распространяются гражданские и социальных инициативы,

являющиеся формой гражданского активизма. Они приобрели массовость с помощью современных Интернет-технологий. Специалисты выделяют 4 вида интерактивных коммуникационных Интернет-платформ, служащих делу создания и обеспечения функционирования массовых гражданских инициатив, а также решения значимых в обществе проблем публичной сферы: взаимодействие с обращениями граждан, платформы краудфандинга, сервисы волонтерских движений, группы по интересам для обмена мнениями граждан. Заручившись надежной поддержкой средств массовой информации, различные соцсети, мессенжеры и блоги могут довольно быстро мобилизовать человеческие и финансовые ресурсы, активизировать административный ресурс, подключить бизнес и общества к немедленному решению социальных задач [3, с.147].

Волонтерству сегодня уделяется огромное внимание государства по сравнению с другими практиками и институтами гражданского общества. Государственная политика в области волонтерства активно его развивает и помогает реализовать законотворчество и регулирование налогов, поддержку и моральное стимулирование, создание целой инфраструктуры для волонтерской деятельности. По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 89% российских граждан оказывали за прошедший год добровольную безвозмездную благотворительную помощь незнакомым людям в различных формах [4, с.8].

В последние годы к решению проблем гражданского общества ак-

тивно подключается молодежь. Талант, энергия и креативные способности молодых людей названы Президентом в числе «самых сильных конкурентных преимуществ России». Для молодых создана целая система проектов и конкурсов личностного роста: «ПроеКТОриЯ», «Мой первый бизнес», «Я - «профессионал », «Лидеры России» [5].

Следует отметить, что проблемы развития гражданского общества рассматриваются так или иначе во всех национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития, установленным Указом от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,

Однако на пути формирования «сильного гражданского общества» существует еще немало барьеров. Как сказал Президент, курс на снятие барьеров, укрепление институтов гражданского общества, на либерализацию законодательства отвечает, прежде всего, интересам и запросам наших граждан [6].

Для примера покажем проблемы функционирования двух институтов гражданского общества - общественных инициатив и публичных слушаний.

Институт общественных инициатив

Законодатель определяет «общественные инициативы» как предложения граждан России по вопросам совершенствования государственного и муниципального управления, а также социально-экономического развития страны [7].

Специфика работы этого, относительно нового института граждан-

ского общества, реализующего потенциал гражданского участия, заключается в том, что здесь население обращается не напрямую к властным структурам, а может направлять предложения на портал «Российская общественная инициатива» (РОИ). Портал РОИ создавался в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива». Предварительная юридическая экспертиза гражданских инициатив осуществляется некоммерческой организацией «Фонд информационной демократии».

Проблемы:

1. Наличие «административного фильтра» для гражданских инициатив. Этот «порок» нормативно-правового акта был замечен специалистами еще в 2013 г., но он до сих пор продолжает существовать. Так, специалисты отмечают, что в европейских государствах инициативы направляются в представительные органы власти. Указом Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» для федеральных, региональных, и местных инициатив существует орган исполнительной власти общей компетенции. Следовательно, происходит «фильтрация» инициатив граждан [8, с.109].

2. Низкая эффективность деятельности портала. На конец апреля 2019 г. на портале размещено

почти 15 тыс. инициатив, из них приняты 34 [9]. Показателен пример с инициативой «Мой дом - моя крепость» общественного движения «Право на оружие». Эта организация способствовала внесению российское законодательство «доктрину крепости», согласно которой признать допустимыми любые действия «для защиты имущества, здоровья и жизни близких, собственной жизни и здоровья». Данная инициатива не была принята, а аналогичные законопроекты в Государственной думе не прошли через фильтр соответствующих комитетов [10].

3. Портал РОИ малоинформативен, плохо структурирован. О нем не знают не только инициативные граждане, но и общественные организации, которые могли бы выступить в качестве инициаторов гражданских предложений.

Предложения, направленные на совершенствование института общественных инициатив:

1. Основываясь на значительном позитивном опыте реализации гражданских инициатив в европейских странах, внести изменения в Указ Президента от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», определив в качестве адресата инициатив представительный орган власти (федеральной, региональной, местной).

2. Для повышения эффективности деятельности Интернет-ресурса «РОИ» необходимо по каждой инициативе публиковать результаты ее экспертной оценки и проблемы

реализации. Необходимо разместить рекомендации для четкой и краткой формулировки идеи вносимого предложения-инициативы.

2. Подключив специалистов по позиционированию и продвижению бренда «Российская общественная инициатива», улучшить работу и привлекательность Интернет-ресурса, аккумулирующего гражданские инициативы. Организовать пропаганду деятельности интернет-портала «Российская общественная инициатива» в СМИ.

Институт публичных слушаний

Довольно новой в нашей стране формой участия граждан в управлении государственными и общественными делами стали публичные слушания. Нужно отметить, что законодательной базой права граждан на общественно-политическое участие является Конституция и некоторые федеральные законы и кодексы. Так, Федеральным законом от 21 июля 2014 № 212 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» установлено, что общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Публичные слушания сегодня являются заранее подготовленными собраниями заинтересованных граждан, властных структур, а также представителей СМИ с целью

ц Гп::& Д

обсуждения значимых социально-экономических проблем [11, с. 117].

Перечислим ряд имеющихся проблем:

1. Основной проблемой является не высокий уровень активности населения. Причины низкого уровня гражданского участия заключаются в недоверии к местной власти, нехватка у населения свободного времени (в том случае, если слушания проводятся в рабочее время), недостаток информации о слушаниях, разрыв во времени между процессом слушаний, моментом принятия решений, незаинтересованность некоторых категорий граждан в результатах слушаний, социальная апатия.

2. Другой проблемой в организации и проведении публичных слушаний являются противоречия между группами населения.

3. Недофинансирование публичных слушаний - третья проблема организационного характера и, как следствие низкое качество и небольшое количество материалов, не приспособленные помещения [11, с.119-120].

Предложения, направленные на совершенствование института публичных слушаний:

1. Для повышения уровня гражданского участия в публичных слушаниях, их должную подготовку и эффективное проведение необходимо:

- более широкое и заблаговременное информирование граждан о предстоящих публичных слушаниях, времени и месте ознакомления с материалами, выносимыми на обсуждение с помощью местных СМИ, лидеров общественного мнения, инициативных граждан;

- качественная подготовка материалов, выносимых на обсуждение, их предварительное экспертное обсуждение в формате форсайт-сессий с формулировкой экспертных заключений.

2. Необходимо разработать и внедрить новые социальные технологии по согласованию общественных интересов, в том числе специальные образовательные программы для всех потенциальных участников публичных слушаний, включая местные власти, проектировщиков, инвесторов, местных жителей. В этом отношении ценным представляется опыт применения метода «соотнесения с реальностью»., позволяющий агрегировать и предъявить мнения заинтересованных лиц. Данный метод, разработанный Urban Land Institute, направлен на достижение баланса интересов в процессе решения вопросов территориального развития. «Соотнесение с реальностью» подразумевает работу в группах из 8-Ю чел., являющихся лидерами в частном, государственном и некоммерческом секторах. Количество участников мероприятия может достигать 300 чел. Метод широко применяется в США с 2005 г. и доказал свою эффективность. Как показала практика, в ходе взаимодействия участники приходили к выводам, до этого им не очевидным, которые, однако, в большей степени будут соответствовать общественным интересам. общественным интересам [12].

3. Предусмотреть финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением публичных слушаний, при формировании бюджета местных органов власти. шире привлекать местный бизнес, заин-

тересованный в результатах публичных слушаний (исключая возможный лоббизм и подкуп участников публичных слушаний).

Заключение

«Сильное гражданское общество» с развитыми институтами гражданского участия - пока еще отдаленная перспектива. Современное состояние российского гражданского общества характеризуется низкой эффективностью функционирования, серьезными проблемами организации и проведения.

Нерешенность проблем гражданского общества находит отражение в резком росте протестных настроений. По данным Центра экономических и политических реформ, в течение года - с 1 октября

2017 г. по 30 сентября 2018 г. - произошел резкий рост протестной активности. Так, во II квартале 2018 г. зафиксировано примерно в 1,5 раза больше протестов по сравнению с I кварталом этого года и более чем на 40% больше протестов по сравнению со II кварталом прошлого года. В III квартале 2018 г. зафиксировано более чем в 3 раза больше протестов по сравнению с началом

2018 г. и примерно в 2,8 раз больше протестов по сравнению с соответствующим периодом 2017 г. Всего за год зафиксировано 2526 протестных акций [13].

Конечно, значительная часть протестов-2018 была направлена против изменений пенсионного законодательства, тем не менее в массе протестующих были и молодые люди, увидевшие негативные для себя последствия в увеличении пенсионного возраста. В ходе акций протеста поднимались такие острые вопросы как рост цен на бензин,

повышение НДС и т.д. Можно выделить и иные распространенные причины для протестной активности россиян - протест обманутых дольщиков, недовольство мусорными полигонами и мусоросжигательными заводами, политический протест и т.д. [13].

Еще велика социальная дистанция личной ответственности. Так, если ощущают ответственность за происходящее во дворе и доме -88% опрошенных, то ответственность за происходящее в стране -только 52% респондентов. Еще меньше (37%) опрошенных считают, что могут повлиять на то, что происходит в стране [14].

Однако, акцентируя внимание на проблемах развития институтов гражданского общества и их низкой эффективности, справедливости ради, следует сказать то, что эти институты сегодня все же поддерживают состояние равновесия в обществе, примиряя разнородные и разнонаправленные государственные и общественные интересы.

Литература

1. Стенографический отчет о заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека 11.12.2018 г. - URL: http://www.kremlin.ru/events/presiden t/news/59374

2. Ламонов Е.В. Общественные префектуры - важный институт гражданского общества (на примере работы общественных префектур г.Тамбова) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Право. 2018. № 4. С.67-74.

3. Никовская Л.И. Гражданский активизм и публичная политика в

России: состояние и вызовы /Государство и граждане в электронной среде. Труды XX Международной объединенной конференции «Интернет и современное общество», СПб: Университет ИТМО, 2017.

4. Эффективность волонтерской деятельности // Информационно-аналитический бюллетень о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора. 2018. № 1 (14)..

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 г. -URL:http://www.kremlin.ru/events/pre sident/news/59863

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 г. - URL: http://kremlin.ru/events/president/new s/56957

7. О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»: Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года N 183 - URL: https://base.garant.ru/70326884/

8. Филиппова Н.А. Новые институты гражданского участия в России как национальный вариант делега-тивной демократии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. 2013. Т.13. № 2. С.101-114.

9. Российская общественная инициатива: Интернет-портал -URL: https://www.roi.ru/

10. Эксперты поддержали идею инициативы «Мой дом — моя крепость». - URL: https://open.gov.ru/events/5509980

11. Козырева Л.Д. Публичные слушания как институт гражданского общества: проблемы организации и проведения // Управленческое консультирование. 2015. № 3 (75). С. 116-122.

12. Крымов С. А. Зарубежный опыт организации публичных слушаний в градостроительной деятельности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 4. С. 77-90.

13. Рост протестной активности в России: результаты всероссийского мониторинга 2017-2018 гг. - URL:

http://cepr.su/wp-œntent/uploads/2018/11/Протесты-в-РФ-всероссийский-мониторинг.pdf

14. Локус ответственности и возможность повлиять на происходящее на разных социальных дистанциях. Мониторинг состояния гражданского общества . - URL: https://www.hse.ru/monitoring/mcs/in dicators

Problems of formation and development of civil society institutions in modern Russia Kozyreva L.D.

North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration The article analyzes the problems arising in the process of formation and transformation of civil society institutions in Russia. It is pointed out that civil activism is implemented in numerous forms. Special attention is paid to institutions such as public initiatives and public hearings. Measures aimed at improving and increasing the efficiency of these institutions are proposed. Keywords: civil society, civil participation, civic activity, public initiative, public hearings

References

1. Verbatim record of the meeting of the Council for the Development of Civil Society and Human Rights on 12/11/2018 - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/new s/59374

I

CoupoflorHfl №6 2019

2. Lamonov EV Public prefectures are an important institution of civil society (on the example of the work of public prefectures of Tambov) // Bulletin of the Voronezh State University. Series Law. 2018. No. 4. P.67-74.

3. Nikovskaya L.I. Civil activism and public policy in Russia: state and challenges / State and citizens in the electronic environment. Proceedings of the XX International Joint Conference "Internet and Modern Society", St. Petersburg: ITMO University, 2017.

4. The effectiveness of volunteering // Information and analytical bulletin on the development of civil society and the nonprofit sector. 2018. No 1 (14) ..

5. Message from the President of the Russian

Federation to the Federal Assembly of February 20, 2019 - URL: http: //www.kremlin.ru/events/president/news/59 863

6. Message from the President of the Russian

Federation to the Federal Assembly dated 03/01/2018 - URL:

http://kremlin.ru/events/president/news/56957

7. On the consideration of public initiatives directed by citizens of the Russian Federation using the Russian Public Initiative Internet resource: Decree of the President of the Russian Federation of March 4, 2013 N 183 - URL: https://base.garant.ru/70326884/

8. Filippova N.A. New Institutions of Civil Participation in Russia as a National Option of Delegative Democracy // Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2013.V.13. No. 2. S.101-114.

9. Russian public initiative: Internet portal - URL:

https://www.roi.ru/

10. Experts supported the idea of the initiative "My home is my castle". - URL: https://open.gov.ru/events/5509980

11. Kozyreva L.D. Public hearings as an institution of civil society: problems of organization and conduct // Management Consulting. 2015. No 3 (75). S. 116-122.

12. Krymov S. A. Foreign experience in organizing public hearings in urban development // Vestnik Mosk. un-that. Ser. 21. Management (state and society). 2012. No. 4. P. 77-90.

13. The growth of protest activity in Russia: the results of the all-Russian monitoring 20172018. - URL:http://cepr.su/wp-content/uploads/2018/11/Protests-in-RF-All-Russian-monitoring.pdf

14. The locus of responsibility and the ability to influence what is happening at different social distances. Monitoring the state of civil society. - URL: https://www.hse.ru/monitoring/mcs/indicato rs

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.