Научная статья на тему 'Проблемы формирования и оценки компетенций будущих менеджеров'

Проблемы формирования и оценки компетенций будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОЦЕНКА УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветочкина Ирина Анатольевна

Рассматривается реализация компетентностного подхода в учебном процессе в вузе. Освещается использование интерактивных методов обучения в профессиональной подготовке будущих менеджеров. Приводится анализ оценки уровня компетентности студентов.The article discusses the implementation of competence-based approach in the educational process in high school. Teaches the use of interactive teaching methods in the training of future managers. competence-based approach, competence, interactive teaching methods, assessment of competence level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цветочкина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и оценки компетенций будущих менеджеров»

УДК 378.147

И.А. Цветочкина,

Сибирский федеральный университет

Проблемы формирования и оценки компетенций будущих менеджеров

Задачей первостепенной важности высшего профессионального образования является подготовка специалистов, соответствующих потребностям рынка труда. Для этого вузы должны разрабатывать основные образовательные программы, адекватные профессиональным стандартам и основанные на анализе профессиональной деятельности будущего выпускника. Целью таких программ является определение и создание условий для освоения студентами знаний, умений, навыков и личностных качеств, необхо-

димых для выполнения конкретных должностных обязанностей, и сокращение периода адаптации выпускника университета на предприятии.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения состоит в том, что они разработаны на базе компе-тентностного подхода. Компе-тентностный подход предполагает перенос внимания с качества образовательных программ и организации учебного процесса на

Сибирский федеральный университет

конечные результаты обучения и освоения программ. Основой компетентностного подхода является квалификационная модель в формате компетенций. Компетентность - это способность (готовность) на основе полученных знаний, умений, навыков и личностных качеств успешно осуществлять профессиональную деятельность.

Компетентностный подход акцентирует внимание не только на обладании необходимым объемом знаний, но и умении применять их в различных ситуациях.

© Цветочкина И.А., 2015

ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА ЦВЕТОЧКИНА

"> кандидат исторических наук, доцент Сибирского федерального университета. Сфера научных интересов: менеджмент, управле-' ние человеческими ресурсами, психология управления, интерак-

• с г 41 тивные методы обучения. Автор 46 публикаций

_

Рассматривается реализация компетентностного подхода в учебном процессе в вузе. Освещается использование интерактивных методов обучения в профессиональной подготовке будущих менеджеров. Приводится анализ оценки уровня компетентности студентов.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, интерактивные методы обучения, оценка уровня компетентности.

The article discusses the implementation of competence-based approach in the educational process in high school. Teaches the use of interactive teaching methods in the training of future managers. competence-based approach, competence, interactive teaching methods, assessment of competence level.

Качество подготовки, конкурентоспособность выпускника зависят от уровня приобретенных компетенций [2].

Приобретение компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и основной образовательной программой вуза, находит свое отражение при разработке рабочих программ конкретных учебных дисциплин. Современный учебный курс должен быть направлен на формирование у студентов такого набора знаний, умений и навыков, который позволит выпускникам добиться наибольшего успеха в сфере профессиональной деятельности. При разработке рабочих программ дисциплины необходимо определить набор компетенций, критерии и методы оценки полученных в этом курсе компетенций, создать ресурсную базу.

Целью дисциплины «Управление человеческими ресурсами» является формирование у будущего специалиста комплекса знаний, умений и навыков в области теории управления персоналом и способности применять их в практической деятельности на уровне организаций различных форм собственности в условиях глобализации и трансформации рос-

сийской экономики, становления новых социально-трудовых отношений.

Для подготовки менеджера с высоким профессиональным уровнем необходимо использовать интерактивные образовательные технологии, что позволит ему приобрести такие умения и навыки, которые обеспечат развитие его мышления и формирование навыков профессиональной деятельности. Интерактивность в обучении - это постоянное активное взаимодействие в режиме диалога. Вовлекаясь в интерактивную деятельность, студенты учатся критически мыслить, самостоятельно решать поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы.

Учебные занятия с использованием интерактивных методов обучения обладают существенными преимуществами. Их эффективность определяется следующими факторами:

- организация учебной деятельности студентов строится на групповых способах обучения;

- изменяется характер домашних заданий, которые направлены на творческую деятельность и способствуют выработке умений

и навыков применения полученных знаний на практике;

- используется гибкая структура учебного занятия, которая позволяет преподавателю варьировать содержание, методы, средства и формы работы со студентами в зависимости от творческого замысла учебного занятия [1].

Компетентностный подход предполагает, что основной акцент делается не просто на получение знаний и навыков, а на способность продемонстрировать модели поведения при решении профессиональных задач. В настоящее время отсутствует единая система оценки знаний, умений и навыков, а также возможностей и способностей применения их в профессиональной деятельности. Для оценки компетенций студентов применяется балльно-рейтинговая система, европейская система перевода и накопления кредитов (ЕСТБ), тесты и другие методы.

Для определения успешности изучения дисциплины и выявления уровня компетентности студентов в курсе «Управление человеческими ресурсами» автором применялся метод «360 градусов», который позволил использовать перекрестную оценку студентами друг друга, самооценку компетенций и их оценку преподавателем. Процесс оценки сводился к получению информации о проявлении в поведении деловых и личных качеств обучающихся на лекциях, практических занятиях и в ходе самостоятельной работы. Был разработан оценочный лист, в котором указаны ключевые компетенции, приобретаемые в ходе изучения курса «Управление человеческими ресурсами». Компетенция соответствует определенному уровню сформированности признака от одного до пяти баллов.

Студентам было предложено заполнить оценочные бланки на

себя и других студентов учебной группы, проставить баллы по каждой компетенции. Затем по полученным ответам находилось среднее значение сформированности компетенций отдельного студента. Так определялся уровень компетентности студента.

В своей системе оценки студентов преподаватель расширил количество критериев, которые учитывали усвоение теоретической части учебного курса, самостоятельную работу студентов, подготовку, организацию и проведение практических занятий, а также активность на занятиях, подготовленных другими студентами. Кроме оценки уровня компетентности студентов преподавателем оценивались и их деловые качества - дисциплинированность, ответственность, инициативность, целеустремленность,

настойчивость, решительность и самостоятельность. В ходе практических занятий определялись индивидуально-психологические и личностные качества студентов - мотивационная направленность, уровень интеллектуального развития, эмоциональная и нервно-психическая устойчивость, внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение), гибкость в общении, стиль межличностного поведения. Эти критерии также были оценены по 5-балльной системе.

Оценка уровня компетентности проводилась в трех группах студентов, получающих образование по направлению «Менеджмент». В исследовании приняли участие 60 студентов.

По результатам проведенного исследования можно отметить, что общей оценкой в 5 бал-

лов не был отмечен ни один студент. Оценку от 4,5 до 4,7 балла получили 18 студентов, от 4,0 до 4,5 - 24, от 3-х до 4-х - 12. И только 10 % студентов получили оценку от 2-х до 3-х баллов. Необходимо отметить, что оценка в 1 балл отсутствовала. Это показывает, что элементарные знания, умения и навыки всеми студентами были получены.

В перекрестной оценке средний балл составил 3,9, что говорит о довольно высоком уровне формирования компетентности студентов. Средняя самооценка составила 4,2 балла. Сравнивая эти баллы, можно отметить завышенный уровень самооценки, так как средняя оценка уровня компетентности студентов преподавателем составила 3,6 балла.

Необходимо отметить, что студенты испытывали некоторые сложности в определении уровня таких компетенций, как способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию, владение современными технологиями управления персоналом, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры. Было высказано мнение, что студенты оценивали знания, а способности и владение этими компетенциями можно определить только в непосредственной практической деятельности.

Высокий балл (выше 4-х) получили компетенции «стремление к личностному и профессиональному саморазвитию», «осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности», «способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач», «владе-

ние современными технологиями управления персоналом».

Ниже трех баллов были оценены «способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию», «способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды», «умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры».

Использованный нами метод позволил оценить средний балл каждой компетенции, приобретаемой студентами в рамках изучения дисциплины «Управление человеческими ресурсами».

По данным проведенного исследования была выявлена необходимость решения следующих задач:

- в процессе изучения курса акцентировать внимание на компетенциях, которые получили низкий балл;

- совершенствовать, расширять и разнообразить использование интерактивных методов обучения;

- разработать систему методов оценки;

- расширять взаимодействие с организациями, которые предоставляют место для прохождения учебной практики студентам;

- совместно с руководителями организаций разрабатывать программу прохождения практики;

- по результатам прохождения практики выставлять не только общую оценку, но и оценивать уровень компетентности студентов.

Метод «360 градусов» позволил комплексно решать проблему адекватного оценивания результатов обучения конкретно-

го студента, оценить не только его знания, умения и навыки, но и личностные характеристики. Мно-госубъектность оценки повышает ее репрезентативность. При этом преподаватель определил мотивацию студентов к обучению, их лидерские качества, отношения внутри группы.

Эта система оценки продемонстрировала эффективность интерактивных методов обучения и позволила внести определенные коррективы в технологию обучения.

В процессе обучения студентов необходимо не только проверять их знания, умения и навыки, но и оценивать уровень освоенных ими компетенций. Это возможно на базе учета выполнения практических работ, участия в деловых играх, решения конкретных управленческих задач, так как компетенции студентов можно сформировать только действиями. Для более глубокой и качественной оценки необходимо привлекать внешних субъектов (представителей организаций),

например, во время прохождения учебных и производственных практик.

Таким образом, на сегодняшний день не оспариваются потенциальные позитивные возможности компетентностного подхода. Для его дальнейшего развития необходимо расширять ресурсную базу, совершенствовать образовательные технологии, разрабатывать методы оценки уровня компетентности студентов.

Литература

1. Зарукина Е.В, Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 59 с.

2. Пак Ю.Н., Пак Д.Ю. Компетент-ностно-ориентированные образовательные программы в контексте государственных образовательных стандартов нового поколения // Высшее образование в России. 2012. № 2. С.130-136.

3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2007. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.