Научная статья на тему 'Проблемы формирования и направления развития туристско-рекреационных кластеров'

Проблемы формирования и направления развития туристско-рекреационных кластеров Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
193
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ТУРИЗМ / TOURISM / РЕКРЕАЦИЯ / RECREATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Саидов Руслан Абдулмуталимович

Современная практика государственного управления тесно связывает участие территории в глобальных обменах с кластерной формой территориально-отраслевой организации производства. В силу стремительных изменений в туристской отрасли, теория данного вопроса является неструктурированной и нуждается в дальнейшейразработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT TRENDS TOURIST RECREATIONAL CLUSTERS

Modern practice of the administrative management closely connects the participation of territory in global exchanges with cluster form of territory and branch organization of the production.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и направления развития туристско-рекреационных кластеров»

_САИДОВ P.A.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУ-РИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ

Современная практика государственного управления тесно связывает участие территории в глобальных обменах с кластерной формой территори-алъно-отраслевой организации производства. В силу стремительных изменений в туристской отрасли, теория данного вопроса является неструктурированной и нуждается в далънейшейразработке.

SAIDOV R.A.

PROBLEMS OF FORMATION AND DIRECTION OF TOURIST AND RECREATIONAL CLUSTERS DEVELOPMENT

Modern practice of the administrative management closely connects the participation of territory in global exchanges with cluster form of territory and branch organization of the production.

Ключевые слова: кластер, экономика, туризм, рекреация, управление. Keywords: cluster, economy, tourism, recreation, management.

Государственная политика в сфере туризма является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Современная государственная политика России в сфере туризма включает в себя систему вырабатываемых и реализуемых государством целей, приоритетов и способов государственного регулирования туристской деятельности, направленных на поддержку и развитие в Российской Федерации ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма. Туристская политика строится на основе соблюдения Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации.

Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма определены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года и других документах.

Целями современной государственной политики в сфере туризма являются: развитие туризма как необходимого условия достойной жизни и свободного развития человека в социальном государстве, решающего фактора нового качества жизни в современном обществе; защита прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, обеспечение безопасности туризма; формирование правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации; развитие туристской индустрии,

обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия; формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма [2]. Приоритетными направлениями государственной политики в сфере туризма является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Следует обратить внимание на то, что принятая в 2008 г. «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г.», на наш взгляд, не в полном объеме учитывает специфику российских регионов, которые отличаются чрезвычайным разнообразием территорий, природно-ландшафтными, климатическими характеристиками, традициями, этническим составом населения, ремеслами, промыслами, составляющими уникальность и самобытность конкретной республики (области, края) и района.

С учетом этого, необходимость разработки политики в области туризма региона определяется возможностями данной отрасли решить широкий круг социально-экономических проблем, среди которых немаловажную роль играет формирование конкурентоспособных туристско-рекреационных зон.

Целью создания туристско-рекреационных зон является, прежде всего, удовлетворение потребностей граждан в доступном и качественном отдыхе, а также в санаторно-курортном лечении в пределах территории Российской Федерации. Законодательно понятие «туристско-рекреационные особые экономические зоны» было закреплено Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который определяет особенности создания и прекращения существования туристско-рекреационных особых экономических зон, а также условия осуществления предпринимательской деятельности на их территории.

Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении турист -ско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом [3].

Формирование туристско-рекреационных зон стало признанием государством и обществом туризма как приоритетного направления социально-экономического развития страны. Создание в России туристско-рекреационных зон позволяет стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным промышленным потенциалом, способствует решению проблемы выравнивания уровня их экономи-

ческого развития, что неизбежно должно положительно сказаться на повышении качества жизни и занятости населения.

В феврале 2007 г. постановлениями Правительства Российской Федерации были созданы 7 туристско-рекреационных зон (в Республике Алтай, Республике Бурятия, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, Калининградской и Иркутской областях). За этот период были выбраны площадки, определены и утверждены границы всех туристско-рекреационных зон. В 2008 г. завершена разработка и утверждены концепции создания и развития каждой из особых экономических зон, включающие анализ рынка и определение позиционирования туристско-рекреационных зон, подготовку бизнес-планов, а также разработку маркетинговых стратегий продвижения и привлечения инвесторов. На основе концепции создания туристско-рекреационных зон были организованы и проведены конкурсы на разработку проектов планировки территорий. В 2008 г. начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры. В настоящее время в туристско-рекреационных зонах зарегистрировано 27 резидентов. В связи с экономическим кризисом из семи туристско-рекреационных особых экономических зон (на данном этапе их развития) реальное строительство продолжится лишь в трех - «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Алтайская долина» в Республике Алтай и «Байкальская гавань» в Бурятии.

В настоящее время Федеральное агентство по туризму является государственным заказчиком Федеральной целевой программы «Юг России (2008-2012 годы)» по реализации мероприятий раздела «Развитие туристско-рекреационных комплексов». Концепцией долгосрочного развития социально-экономического развития РФ до 2020г. «новым институтом развития, способствующим снятию барьеров в развитии экономических связей», признана кластерная политика [1]. Несмотря на то что формирование региональных туристско-рекреационных кластеров является принципиально новым подходом к управлению развитием в России, в некоторых российских регионах (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Самарская область, Бурятия) уже приняты подобные кластерные стратегии.

Следует отметить, что на момент создания туристско-рекреационного кластера земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки для создания туристско-рекреационной особой экономической зоны могут относиться к землям лесного фонда, землям особо охраняемых территорий и объектов, в том числе землям национальных парков.

С формированием и развитием туристско-рекреационных кластеров может быть расширена туристско-рекреационная деятельностью, под которой понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской

индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе, деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

Кроме этого, наряду с ростом отчислений в бюджет, развитием налогооблагаемой базы, могут быть решены важнейшие социальные проблемы: создание дополнительных рабочих мест, оздоровление населения, повышение его профессионального и интеллектуального уровня.

Например, для создания туристско-рекреационного кластера в Республике Дагестан необходима относительно большая территория и инвестиционные предложения по целому комплексу объектов. Это позволит раскрыть высокий туристско-рекреационный потенциал Республики Дагестан: 500 км. песчаного морского побережья, горные и предгорные районы, концентрация климатобальнеологических ресурсов на небольшой территории. Целевые установки проекта по созданию туристско-рекреационного кластера должны соответствовать приоритетам и целям социально-экономического развития Республики Дагестан.

Главные особенности Дагестана - наличие минеральных источников и лечебных грязей, обилие и разнообразие прекрасных ландшафтов, памятников истории и природы, мягкий климат, теплое море, ионизированный воздух и неповторимая самобытная культура и искусство народа, что придают региону большую социальную значимость. Учитывая имеющийся туристско-рекреационный потенциал республики, наличие неосвоенного морского побережья, термальных источников, лечебных грязей разнообразной консистенции, было принято решение о создании ряда объектов, основной услугой которых будет являться морской санаторно-курортный отдых и SPA. В рамках развития социально-экономического положения Республики Дагестан в соответствии с Распоряжением Председателя Государственного Совета Республики Дагестана от 15 апреля 2004 года была разработана Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года. Основной целью Программы является снижение общего уровня безработицы с 21,9 % в 2003 г. до 14,9 % в 2010 г., снижение масштабов бедности с 43,3% в 2003 г. до 21% в 2010 году, рост ВРП в 2,6 раз, реальных доходов граждан в 2,3 раза.

Достижение данной цели определяет необходимость комплексного решения ряда взаимоувязанных основных задач:

1. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата на основе совершенствования нормативно-законодательной базы региона в области развития агропромышленного комплекса, промышленности, малого предпринимательства, преодолении административных барьеров, укреплении инвестиционной инфраструктуры фондового и страхового рынка, защиты прав инвесторов, кре-

диторов, собственников, снижения доли теневого сектора экономики, эффективного применения инструментов государственной поддержки.

2. Обеспечение роста ВРП на 12-14 % в год, снижение дотационное™ республиканского бюджета до 51,2 %, прирост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в 2,9 раза.

Создание туристско-рекреационного кластера в Республике Дагестан будет способствовать достижению заявленных целей и задач в Программе.

Ожидаемые социально-экономические результаты от создания турист -ско- рекреационного кластера:

1. Увеличение количества рабочих мест в Республике примерно на 12 000 рабочих мест (только занятых непосредственно на объектах кластера, без учета прироста количества рабочих мест в смежных отраслях);

2. Снижение социальной напряженности в регионе;

3. Рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

4. Рост среднего уровня доходов населения;

5. Снижение потребности дотаций Республиканского бюджета со стороны федерального бюджета;

6. Повышение инвестиционного потенциала и положительного имиджа Республики.

В то же время туристско-рекреационные кластеры имеют свою специфику: недостаточно создать ограниченный земельный участок с необходимой инфраструктурой. Законодательство о туристско-рекреационной зоне содержит требования по документации, предоставляемой на конкурс. Подготавливаемые материалы имеют широкий охват, среди которых экономические расчеты, маркетинговый анализ, технические схемы, юридические документы, статистические данные. Большое значение имеет соблюдение многочисленных формальных требований при подготовке заявок.

Для рассмотрения конкурсной заявки необходимо выполнить требования, предъявляемые к составлению заявок на создание туристско-рекреационного кластера. К заявке прилагаются следующие сопроводительные документы, которые должны быть представлены Заказчиком:

❖ документ, определяющий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный для осуществления взаимодействия с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами, и копии его правоустанавливающих документов;

❖ документы, подтверждающие права собственности на земельные участки, на которых планируется создание особой экономической зоны (выписки из Единого государственного реестра земель, в том числе в форме кадастровых карт (планов) земельных участков);

❖ документы, подтверждающие права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, на которых планируется создание туристско-рекреационной зоны. В случае если

земельные участки, на которых планируется создание особой экономической зоны, и (или) расположенные на них объекты недвижимости находятся во владении и (или) пользовании юридических лиц, должны быть представлены их правоустанавливающие документы;

❖ документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и территориального планирования муниципального образования, на территориях которых предполагается создание турист -ско-рекреационной зоны;

❖ картографические материалы, характеризующие положение земельных участков, на которых планируется создание особой экономической зоны;

❖ документ, подтверждающий согласие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления обеспечить выполнение обязательств по созданию и функционированию определенного типа особой экономической зоны с указанием объемов предполагаемых расходов бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны;

❖ копии учредительных документов, документов государственной регистрации и постановки на налоговый учет объектов на территории экономической зоны;

❖ краткие характеристики потенциальных резидентов туристско-рекреационной зоны.

К подготовке конкурсной заявки возможно привлечение консалтинговой компании. Консультант окажет содействие в определении оптимальных границ туристско-рекреационного кластера, разработает ее концепцию, проведет экспертизу существующих инвестиционных проектов и дополнит их новыми, подготовит проекты инвестиционных соглашений, оценит затраты и экономические эффекты. Разработка конкурсной заявки должна проводиться в тесном взаимодействии с республиканской администрацией. Помощь властей необходима при формировании многочисленных информационные запросов, контроле получения информации, определении приоритетов, в организации встреч, в принятии своевременных решений согласно требованиям действующего законодательства.

Важным элементом формирования заявки является подготовка информации о потенциальных резидентах туристско-рекреационного кластера. Консультанты могут обеспечить достаточный уровень проработки предлагаемых проектов, подготовить соглашения о намерениях, однако контакты с инвесторами и переговоры должны быть обеспечены властями.

Мировой опыт показывает, что кластерный подход предполагает создание институциональных условий, развитие различных форм государственно-частного партнерства, реализацию программно-целевых методов управления, что требует мобильности и экономической эффективности системы регионального управления. С этих позиций кластерные стратегии субъектов РФ

должны быть согласованы и интегрированы в единую стратегию инновационного развития туристской отрасли.

_Литература_

1. Концепция долгосрочного развития социально-экономического развития РФ до 2020г.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 5 февраля 2007 года, №12-ФЗ.

3. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года, №116-ФЗ.

4. Федеральная целевая программа «Юг России (2008-2012 годы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.