14. Чирко, В. В. Очерки юношеской наркологии (наркомании и токсикомании: клиника, течение, терапия) [Текст] / В. В. Чирко, М. В. Демина - М., 2002.
15. Чупров, В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы [Текст] / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок - М., 2000.
16. Шабанов, П. Д. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация [Текст] / П. Д. Шабанов, О. Ю. Штакельберг - СПб., 2000.
17. Шайдукова, Л. К. Наркомании, алкоголизм, вопросы профилактики и реабилитации [Текст] / Л. К. Шайдукова - Казань. 2002.
18. Шевченко, Ю. С. Медико-социальные аспекты психического здоровья детей и подростков России [Текст] // Актуальные проблемы детской и подростковой психоневрологии / Под ред. В. Т. Лекомцева и др. - Ижевск, 2001.
19. Шереги, Ф. Э. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция [Текст] / Ф. Э. Шереги, А. Л Арефьев, Н. В Вострокнутов, С. Б. Зайцев, Б. А. Никифоров - М., 2001.
УДК 32(02)
Евсюкова Лилия Ивановна
Аспирант ГОУ «Педагогическая Академия Последипломного Образования» Московской области, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 5, Lilija66@mail.ru, Хотьково
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Evsyukova Lilija Ivanovna
The postgradute student of Pedagogical Academy after Diploma Education Moskow region, а teacher of history and social knowledge ofa secondary school number 5, Lilija66@mail.ru, Khotkovo
THE PROBLEMS OF FORMATION OF CIVIL POSITION OF A SCHOOL - LEAVER IN MODERN SCHOOL
Современное общество претерпевает глобальные перемены на этапе формирования новой государственной системы. Процессы, происходящие в нем, часто носят нерегулируемый характер, так как отсутствует ясная позитивная государственная идеология, изменилась иерархия общественных ценностей, разрушились традиционные институты социализации подрастающего поколения и т. д. Все эти негативные черты современного общества обусловлены, прежде всего, ослаблением значимости нравственных норм или их не соблюдением. Нестабильная политическая и, как следствие, экономическая обстановка в обществе породила (и порождает) низкий уровень культуры поведения подростков и молодежи. Есть мнение, что «школа перестроеч-
ного и постперестроечного типа откровенно порвала свою связь с национальной историей, с традициями национальной жизни народов России, с историей русской педагогики и дидактики, предпочитая заимствования с Запада и Востока» [4].
Анализируя степень воспитанности современной молодежи в России, большинство исследователей (Г. М. Иващенко, Л. И. Маленкова, Т. М. Маль-ковская, Н. Д. Никандров, Г. Н. Филонов и др.), а также, сознательная общественность отмечают недостаточное развитие духовности и ответственного гражданского поведения у части старшеклассников, что проявляется в отсутствии активного стремления к общественной деятельности, преобладании в их среде потребительских и эгоистических настроений. Характерными чертами массового молодежного сознания стали правовой нигилизм и отсутствие социальной воли. На первый план вышли меркантилизм, материальные запросы, утрачены нити, связывающие разные поколения, потеряны нравственные ценности и традиции, возник дефицит духовности. Часто жизненная позиция приобретает социально-неприемлемую форму, что проявляется в безразличии, пассивности, беспринципности, вседозволенности, агрессивности.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами современной школы. «Целью гражданского общества является не экономика и не политика, а сам социум... Это общество, в котором граждане имеют возможность реально воздействовать на социальные процессы и тем самым разделять ответственность за то, что происходит в обществе» [2].
История развития человеческой цивилизации свидетельствует о том, что проблема усвоения правил и норм человеческого общежития, принятых в обществе - центральная проблема любого общества, переживающего кардинальные перемены на пути модернизации государства и изменений общественного уклада. Очевидно, что чем ниже уровень воспитанности человека, тем доступнее его сознание для манипулирования его волей и энергией.
Являясь одним из социальных институтов, школа играет особую роль в процессе формирования зрелой позиции школьников, так как именно она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества. «Школа... должна стать важнейшим фактором гуманизации общественноэкономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [6]. В настоящее время гражданское образование в России находится на этапе становления, которое включает в себя разработку содержания концепции гражданского образования и реализацию ее основных
положений в соответствии с социальными запросами и реальными условиями осуществления учебно-воспитательной деятельности.
Нормативные документы, образовательные программы и методические рекомендации определяют важность формирования гражданской позиции учащихся, указывают основной путь решения этой задачи - организация осмысления и оценки учебного материала сквозь призму гуманистических ценностей, к числу которых относятся и ценности гражданского общества -«самоопределение личности», «формирование человека - гражданина», «развитие гражданского общества», «утверждение правового государства». Подчеркивается особая роль правовой системы общества, структурным элементом которой является демократическое общество.
Наибольшими возможностями в плане формирования гражданской грамотности (как компетентности и гражданского выбора - позиции) обладают гуманитарные дисциплины, прежде всего: «История», «Обществоз-нание», элективные курсы «Основы политологии», «Политика и право», «Основы избирательного права», «Экономика и право» и т. д. Это учебные дисциплины, где внимание учащихся привлекается к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, поведения в различных ситуациях, требующих знания законодательства, развивают историческое мышление, позволяют учащимся осознать себя участниками конкретного исторического процесса, потребителями и творцами культуры, а значит, способствуют выбору пути, места и назначения в жизни.
По мнению О. С. Газмана, «научиться жить - значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней» [5]. И. Кант, определяя понятие «личность», утверждает, что необходимо быть «господином самому себе, благодаря добровольно выбранным жизненным принципам». Это значит, что человек свою жизненную позицию для себя определяет самостоятельно.
«Человек, не интересующийся прошлым, обедняет свое настоящее», -утверждал Д. С. Лихачев, а, по мнению В. О. Ключевского: «Не зная истории, мы не можем понять, зачем пришли на этот свет, зачем мы живем, к чему стремимся». Согласно положениям философского понимания истории Р. Коллингвуда, «мы изучаем историю для того, чтобы нам стала ясней та ситуация, в которой нам предстоит действовать».
Уроки истории и обществознания дают возможность осмысления информации из разнообразных источников, решения познавательных и практических задач, формирования собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации, наблюдения и оценки явлений и событий, происходящих в социальной жизни (с опорой на экономические, политические, правовые, культурологические знания), оценки собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, гуманности.
В процессе преподавания обществоведческих дисциплин решаются воспитательные задачи, которые могут быть отнесены к различным направлениям: духовно-нравственному, патриотическому, экологическому, экономическому, правовому, эстетическому и др. Этому способствует, прежде всего, содержание учебного материала, т. к. в нем аккумулирован социокультурный опыт человечества, позволяющий формировать научное мировоззрение, патриотические убеждения, гражданскую позицию, нравственное сознание, культуру поведения и межличностные отношения.
«Гражданское образование, утверждая демократические ценности, несет в себе уважение к точке зрения собеседника, бережное отношение к правам человека, строится на конструктивном диалоге, умении вести дискуссию, а потому ориентированно на использование интерактивных методов преподавания предметов, составляющих его основу» [7].
В преподавании обществоведческих дисциплин сегодня актуальны методы как традиционного, так и активного обучения. Через активные (деятельностные) технологии обучения (ситуативная игра, тренинг, дискуссия, дебаты, встречи с участниками исторических событий, работа с архивными материалами школьного музея, выполнение творческих работ по социально значимой тематике и т. п.) достигается воспитательная задача учебных курсов.
Метод проектов в последние годы утвердился как один из актуальных и действенных в определении гражданской позиции учащихся. В процессе проектной деятельности формируются не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. В основу метода проектов положена идея направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который должен быть получен при решении той или иной социально значимой проблемы.
Проектная деятельность призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданского становления, сконструировать и смоделировать воспитательное пространство формирующейся личности подростка.
Опираясь на положительный опыт проектной деятельности старшеклассников в рамках учебных дисциплин «история» и «обществознание», следует определить задачи совместной деятельности педагога и учащихся:
- Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами дисциплин обществоведческого цикла;
- Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;
- Развитие навыков нравственного поведения в социуме, способствующие успешности личности.
Условия учебно-воспитательной деятельности:
-применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
- самостоятельная деятельность подростков в ситуации выбора.
Предложенные варианты проектной деятельности (ролевой проект, исследовательский проект, социологический проект) могут быть использованы в коллективной, групповой и индивидуальной работе с учащимися.
Ролевой проект «Гражданин - Отечества достойный сын»
Группа учащихся «журналисты» изучает материалы современной прессы (печатные СМИ, ТВ, Интернет) о поступках гражданской направленности. После обмена информацией, выбирается лучший вариант и готовится минипрезентация.
Исследовательский проект «Социологический опрос»
Группа учащихся «социологи» проводит анкетирование учащихся, учителей, родителей на актуальные проблемы современности. Обработанные результаты (представленные в виде таблиц, диаграмм) могут использоваться для проведения классных часов и родительских собраний.
Творческий проект «История страны в судьбе моей семьи»
Индивидуальная работа учащихся и членов их семьи по изучению родословной (беседы, переписка, изучение архивных материалов). Соотнесение полученных сведений с официальными фактами истории страны. Результатом может являться письменный отчет, реферат, что в общем виде может называться «Книга памяти».
Однако гражданская позиция старшеклассников не может быть сформирована только средствами отдельно взятых учебных дисциплин (хотя в этом они играют огромную роль), необходимо комплексное воздействие всех социальных институтов, прежде всего семьи, общественных организаций и самого государства, создающие условия и благоприятную почву для успешности. Только в таком случае можно разрешить противоречие между темпами развития и современными требованиями общества к молодому поколению, с одной стороны, и готовностью выпускников соответствовать ожиданиям и социальному прогнозированию, с другой стороны.
Библиографический список
1. Абульханова, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Апресян, Р. Г. Толерантность и ценности гражданского общества [Текст] / Р. Г. Апресян - М.: Гардарики, 2001. - С. 110.
3. Бондаревская, Е. В. Моральная деятельность - основа формирования активной жизненной позиции школьника [Текст] / Е. В. Бондаревская // Формирование активной жизненной позиции школьника // Сборник научных трудов. - Ростов -на - Дону: РостГПИ, 1979. - 67 с.
4. Гагаевы, П. и А. Кого готовит школа [Текст] / П. и А. Гагаевы // Литературная Россия. - 08.06.2001. www.litrossia.ru
5. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века [Текст] / О. С. Газман // Новые ценности образования. Вып. 6. -М., 1996.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] - М.:ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004. -С.4
7. Методические занятия с педагогическим коллективом: гражданское образование и воспитание [Текст] / сост. В. Ю. Розка. - Волгоград: Учитель, 2007. - С. 3
8. Титова, Е. В. Сущность общественно - активной позиции личности подростков [Текст] / Е. В. Титова // Формирование социально-активной позиции школьников // Сборник научных трудов. Под ред. Т. Н. Мальковской. - М.: АПН СССР, 1984. - 128 с.
9. Цепелев, В. Н. Детская организация как средство формирования социальноприемлемой жизненной позиции подростков, диссертация [Текст] / В. Н. Цепелев
- Йошкар-Ола, 2004. - 209 с.
10. Чернобровкин, И. П. Формирование активной жизненной позиции школьника [Текст] / И. П. Чернобровкин // Формирование активной жизненной позиции школьника. Сборник научных трудов. Отв. ред. Н. Я. Скоморохов, Е. В. Бондарев-ская. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1979. - 68 с.
11. БсИгеШег, Basisbeitrag : Мй ОезсЫсМе umgehen 1егпеп Historische Kompetenz аиЛаиеп, www.ku - eichstatt.