Научная статья на тему 'Проблемы формирования графической культуры как составляющей профессиональной культуры студента технического вуза в контексте компетентностной парадигмы образования'

Проблемы формирования графической культуры как составляющей профессиональной культуры студента технического вуза в контексте компетентностной парадигмы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / GRAPHIC CULTURE / PROFESSIONAL CULTURE / COMPETENCE / PROFESSIONALISM / ENGINEERING AND GRAPHIC DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ельцова Валентина Юрьевна, Ситникова Светлана Юрьевна

В статье поднимаются вопросы и акцентируются проблемы формирования графической культуры студента технического вуза в соответствии с требованиями компетентностного подхода. Авторами определяется связь графической культуры c профессиональной культурой выпускника. Исследуется феномен графической культуры в контексте компетентностной парадигмы образования. Представлены этапы формирования профессионализма будущего инженера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ельцова Валентина Юрьевна, Ситникова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of graphic culture as a component of professional culture of technical higher school students in the context of a competence-based education paradigm

The article discusses questions of development of graphic culture of technical higher school students in the framework of the competence-based approach. The authors consider the correlation of the graphic culture and professional culture of the graduate students. The paper studies the graphic culture phenomenon in the context of the competence-based education paradigm. The stages of development of the professional skills of future engineers are described.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования графической культуры как составляющей профессиональной культуры студента технического вуза в контексте компетентностной парадигмы образования»

УДК 378.091.313:744 Ельцова Валентина Юрьевна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры «Вычислительная техника

и компьютерная графика»

Дальневосточного государственного университета путей сообщения

Ситникова Светлана Юрьевна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры «Строительные конструкции,

здания и сооружения»

Дальневосточного государственного университета путей сообщения

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

В статье поднимаются вопросы и акцентируются проблемы формирования графической культуры студента технического вуза в соответствии с требованиями компетентностного подхода. Авторами определяется связь графической культуры c профессиональной культурой выпускника. Исследуется феномен графической культуры в контексте компетентностной парадигмы образования. Представлены этапы формирования профессионализма будущего инженера.

Ключевые слова:

графическая культура, профессиональная культура, компетентность, профессионализм, инженерно-графические дисциплины.

Eltsova Valentina Yuryevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Computer Engineering and Computer Graphics Department, Far Eastern State Transport University

Sitnikova Svetlana Yuryevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Engineering Structures, Buildings and Facilities Department, Far Eastern State Transport University

DEVELOPMENT OF GRAPHIC CULTURE AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL CULTURE OF TECHNICAL HIGHER SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF A COMPETENCE-BASED EDUCATION PARADIGM

Summary:

The article discusses questions of development of graphic culture of technical higher school students in the framework of the competence-based approach. The authors consider the correlation of the graphic culture and professional culture of the graduate students. The paper studies the graphic culture phenomenon in the context of the competence-based education paradigm. The stages of development of the professional skills of future engineers are described.

Keywords:

graphic culture, professional culture, competence, professionalism, engineering and graphic disciplines.

При рассмотрении современного инженерного образования много говорится о компетенциях, компетентности, профессионализме, компетентностной модели образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах определяются наборы необходимых компетенций будущего выпускника технического вуза и четко определены их перечень и содержание. Среди них ведущее место занимает проектно-конструкторская компетенция, выраженная в про-ектно-конструкторских знаниях, умениях и навыках. Разработчиками ФГОС предполагается, что формироваться эта компетенция должна на занятиях по инженерно-графическим дисциплинам и дисциплинам профессионального цикла.

На основании ФГОС на официальных сайтах Министерства образования и науки РФ представлены контрольно-измерительные материалы (тесты) для проверки инженерно-графических знаний студентов. Однако необходимо сделать акцент на том, что при наличии требований стандарта и поверочного инструмента, средств реализации этих требований на практике нет.

Несмотря на обсуждение на многих форумах и научных конференциях темы нехватки часов для усвоения необходимых инженерно-графических знаний, формирования инженерно-графических умений, вопросы формирования у студентов графической культуры, к сожалению, не получили нужного уровня реализации.

Формирование профессиональной компетентности специалиста невозможно без должного формирования какой-либо его компетенции. Говорить о сформированности проектно-конструк-торской компетенции невозможно без графической составляющей. Профессионализм инженера

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 8)

невозможен без профессиональной компетентности, профессиональная компетентность невозможна без проектно-конструкторской компетенции, проектно-конструкторская компетенция невозможна без инженерно-графических знаний, умений, навыков и опыта (рис. 1).

Профессионализм

-ту-

профессиональная компетентность -А-

проектно-конструкторская компетенция -7\-

инженерно-графические знания, умения, навыки и опыт

Рисунок 1 - Этапы формирования профессионализма будущего инженера

Профессионализм инженера, кроме прочего, невозможен без овладения индивидом элементами профессиональной культуры. А составляющей профессиональной культуры является графическая культура.

Культура - это интегральное динамическое образование, отражающее достигнутый уровень знаний и практических навыков, которые обеспечивают эффективность созидательной деятельности специалиста как меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах деятельности и общения, направленную на освоение, передачу и создание профессиональных ценностей и технологий [1].

В настоящее время существует достаточно распространенная точка зрения о том, что графическая культура уходит в прошлое вместе с ручной графикой и на ее место приходит машинная графика. Существует ошибочное мнение, что все сможет сделать компьютер и работа инженера сводится к роли оператора компьютера, для которого высшее образование не является необходимым.

Под «графической культурой» в педагогической литературе понимается часть профессиональной культуры, связанной с технической культурой общества как частью профессиональной [2]. Графическая культура включает в себя все три подхода к пониманию этого сложного феномена: ценностный подход к культуре человека как субъекта, получающего историческое наследие; культуру как совокупность способов претворения человеческих сил и способностей в социально значимые ценности и совокупность средств; культуру как совокупность сил и способностей деятельности, характеризующейся творческим, свободным и созидательным началами (рис. 2) [3].

Графическая культура

культура человека как субъекта, получающего историческое наследие культура как совокупность способов претворения человеческих сил и способностей в социально-значимые ценности и совокупность средств культура как совокупность сил и способностей деятельности, характеризующейся творческим, свободным и созидательным началами

Рисунок 2 - Трактовки понятия «графическая культура»

Такой подход к пониманию графической культуры, с нашей точки зрения, дает возможность представить ее как условие и предпосылку эффективной инженерной деятельности, как показатель профессиональной компетентности специалиста и как цель профессионального самосовершенствования [4].

Рассматривая феномен графической культуры в контексте компетентностной парадигмы образования, можно выделить следующие предпосылки, необходимые для ее формирования:

1. Ценностные ориентации личности. Известно, что знания, умения и навыки должны быть включены систему общественно значимых ценностей человека, его нравственных отношений. Образованный человек, у которого отсутствуют твердые нравственные устои, способен использовать приобретенные знания в сугубо прагматичных, личных целях. Специалист без нравственности и идеалов никогда не станет носителем культуры.

2. Гуманистическая направленность личности инженера, неотделимая от его нравственных устоев и состоящая в отношении к другому человеку как к самой большой ценности.

3. Высокоразвитые духовные интересы и потребности. Инженер должен иметь разносторонние интересы, испытывать глубокую потребность в интеллектуальном саморазвитии, постоянную духовную жажду.

4. Стремление к самосовершенствованию. Специалист современного производства не удовлетворяется достигнутым, он осознает необходимость постоянного самосовершенствования, творческой деятельности [5].

Содержательная составляющая инженерно-графических дисциплин в контексте формирования графической культуры отражается посредством отношений:

1) мировоззренческих - отношения к процессу познания графической культуры;

2) методологических - знания общих принципов изучения графического языка;

3) теоретических основ, способов репродуктивной и творческой деятельности в графической области;

4) технологических - знания способов и приемов самообучения, самообразования и самовоспитания.

Опыт графической деятельности является важным компонентом профессионально-технической культуры, который включает в себя: развитие общей графической культуры (накопленной человечеством в процессе развития инженерной графики); индивидуальный опыт личности; профессиональный опыт, накопленный в деятельности как труде, то есть деятельности, обусловленной значимыми устойчивыми социальными целями. В опыте графической деятельности общекультурный и индивидуальный опыт является единым. Именно профессиональный уровень опыта графической деятельности является для нас наиболее значимым.

Итак, графическая культура, являясь специфическим выражением общей и профессиональной культуры, представляет собой интегральное социальное качество личности инженера, которое объединяет в себе процесс и результат профессиональной деятельности и является обобщенным показателем профессиональной компетентности и целью профессионального самовоспитания. Графическая культура в контексте компетентностной парадигмы образования - это система, включающая профессионально значимые личностные качества инженера, профессионально необходимые знания, умения и навыки, творческий подход к решению инженерных задач.

Ссылки:

1. Ситникова С.Ю. Развитие графической культуры студентов в системе обучения технического вуза : дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 196 с.

2. Брыкова Л.В. Графическая культура студентов технического вуза как средство профессионального становления // Актуальные проблемы профессионального и технологического образования : материалы науч.-практ. междунар. конф. / под ред. З.А. Литовой. Курск, 2011. С. 49-52.

3. Кострюков А.В. Практика формирования графической культуры студентов в процессе обучения начертательной геометрии и инженерной графики: результаты экспериментального обучения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 5. С. 45-49.

4. Ситникова С.Ю. Указ. соч.

5. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.