Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1644
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / SCIENTIFIC LITERACY STUDENTS / ШКОЛА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE SCHOOL PRINCIPAL OF SECONDARY EDUCATION / ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / THE TASK OF NATION-BUILDING / ТРЕБОВАНИЯ ФГОС / GEF REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разумовский Василий Григорьевич

Рассматривается проблема естественнонаучной грамотности учащихся основной школы; приводится сравнительный анализ зарубежного и российского образования; предлагается программа мероприятий по решению рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разумовский Василий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF NATURAL-SCIENCE LITERACY OF PUPILS OF THE BASIC SCHOOL

The problem of scientific literacy primary school pupils; It provides a comparative analysis of foreign and Russian education; It proposes a program of activities to address the problem.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

В.Г. Разумовский ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ1

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность школьников, школа основного общего среднего образования, задачи государственного строительства, требования ФГОС.

Аннотация: рассматривается проблема естественнонаучной грамотности учащихся основной школы; приводится сравнительный анализ зарубежного и российского образования; предлагается программа мероприятий по решению рассматриваемой проблемы.

Острым сигналом для постановки проблемы естественнонаучной грамотности школьников является установка Президента и Правительства на повышение эффективности научных исследований, развития высоконаучных технологий производства как средства экономического развития страны.

«...России нужна сильная, конкурентоспособная наука, которая может задавать новые направления научной мысли, обеспечивать технологическую независимость и суверенитет страны, работать на повышение качества жизни людей. ...

.Уже сейчас рождаются технологии, которые изменят мир, сам характер экономики, образ жизни миллионов, если не миллиардов людей.

И мы должны быть лидерами в этих процессах. Не потребителями или не только потребителями, а глобальными поставщиками продукции нового технологического уклада...» (Путин В.В. Заседание Совета по науке и образованию 8 декабря 2014).

Очевидно, что условием для решения этой проблемы должно быть конкурентоспособное научно грамотное население страны. Таким образом, повышаются требования к научной грамотности, за которую ответственна, прежде всего, школа основного общего среднего образования.

I. Проблема: требования ФГОС и реальность.

1. Понимание термина «научная грамотность» в современном мире.

Международные исследования PISA (Программа международной оценки достижений школьников) проводятся OECD «Организацией экономической кооперации и развития» (читай: и конкуренции тоже!). Вот как разъясняет задачи этих исследований американский журнал «The Physics Teacher»: «.Исследования профессора Джона Миллера, директора Международного Центра научной грамотности Мичиганского государственного университета, показывают, что индустриализованные демократические государства не могут выжить, если их граждане не обладают должным уровнем научной грамотности. Граждане демократических промышленно развитых стран должны быть решающей силой в выборе путей использования науки и техники. Научно безграмотное население в современных условиях -это предписание бедствия.

.Научная грамотность населения определяется двумя существенными параметрами. Первым параметром является владение элементарными знаниями ключевых научных понятий, таких как стволовая клетка, молекула, миллимикрон, нейрон, лазер, дНк,

1 По материалам доклада на Президиуме РАО 23.09.2015.

12

ядерная энергия, дрейф континентов, причина смены сезонов и возникновения парникового эффекта. Вторым параметром измерения является понимание науки как метода познания. Понимание того, что наука базирует свои заключения на свидетельстве фактов и выяснения причин, а не на эмоции, идеологии, древних текстах, ссылках на авторитеты, религии и суеверии... Научно грамотные люди должны понимать, что означает "научно изучить что-либо". Они должны быть в состоянии понимать такие слова, как "эксперимент" или "гипотеза", и сознавать, например, что астрология никак не является наукой» [1].

PISA 2006 конкретизирует понимание «научной грамотности» следующими требованиями к подготовке школьников:

- владение научными знаниями и применение этих знаний для распознавания проблем, научного объяснения явлений и приобретения новых знаний;

- понимание сущности науки как формы человеческого знания и результатов исследования; понимание разницы между результатами научных выводов и чьим-то персональным мнением;

- осведомленность о том, как наука и технологии создают нашу материальную и культурную среду;

- готовность к вступлению в связанную с наукой деятельность как сознательных граждан [2].

Сравнительный анализ документов показывает, что требования ФГОС к школьным достижениям учащихся перекрывают требования PISA. Следовательно, речь идет о выполнении школой требований Государственного стандарта [3].

2. Тревожное постоянство отставания наших школьников, которое отмечается в международных исследованиях на протяжении двадцати лет.

Отставание наших школьников в научной грамотности фиксируется в результатах международных исследований с 1995 года и стало почти стабильным. Очень сходные (почти одинаковые) результаты проверки наших школьников были получены в исследованиях PISA, проведенные (OECD) в 2006, 2009 и 2012 годах; наиболее низкие результаты из них пришлись на 2009 год (рис. 1).

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 2006 2009 2012

500 490 480 470

486

479

478

Рис. 1

Российские учащиеся 15-летнего возраста по естественнонаучной грамотности заняли 38-40-е места среди 65 стран. Лишь 4,2 % учащихся продемонстрировали высокий уровень естественнонаучной грамотности. Более 22 % российских учащихся не достигают порогового (2-го) уровня естественнонаучной грамотности (средний показатель по OECD -18 %). «По сравнению с 2006 годом, в 2012 году наблюдается некоторое незначительное повышение среднего балла российских учащихся по естественнонаучной грамотности с 479 до 486 (на 7 баллов), а по сравнению с 2009 годом - на 8 баллов» (По шкале 500 баллов!) [5].

Международные исследования школьной научной грамотности коррелируют со сравнительными данными о научной грамотности населения стран мира. Например, про-

педагогический журнпл спшкортостпнп n л (он), boi6 sssSsSs

веденный несколько лет назад в некоторых странах Европы, США и в России опрос показал, что при ответе на вопрос, считаете ли вы наукой астрологию, наиболее грамотными оказались финны и американцы - в Финляндии астрологию признали наукой 11 %, а в США 6 % (зато там было чуть больше сомневающихся). Россия, где в гороскопы верит 68 % граждан, оказалась в самом конце списка. Ученые выяснили и то, как относится население стран мира к науке в целом: например, тревожный факт - в США с утверждением о бесполезности научных знаний в обыденной жизни согласны 15 % опрошенных, а в России -36 % [6].

Отметим и такой не случайный факт, что по производительности труда Россия отстает от всех стран Евросоюза: «По среднему количеству часов, которое жители страны ежегодно проводят на работе, Россия с 1982 часами уступает только Греции с 2034 часами, свидетельствуют данные Организации экономической кооперации и развития (OECD)... При этом по производительности труда, которая измеряется как ВВП за час рабочего времени, Россия с $ 25,9 отстает от всех европейских стран. тогда как средний уровень в 28 странах Евросоюза составляет $ 50, показывают расчеты ОЭСР» (Москва. 10 августа. INTERFAX.RU).

Ситуация, сложившаяся в нашей общеобразовательной школе, уже сейчас грозит срывом планов о том, чтобы на основе научных достижений Россия могла стать «глобальным поставщиком продукции нового технологического уклада». В ближайшее время в России может сложиться ситуация, когда «некому будет заниматься техническими разработками и генерировать идеи, в том числе в сфере нанотехнологий». О такой опасности заявила Елена Соболева, директор департамента Фонда инфраструктурных и образовательных программ, выделенного в самостоятельную структуру при реорганизации госкорпорации «Роснано». Е. Соболева ссылается на статистику Минобрнауки, согласно которой из почти 1,47 млн. выпускников российских вузов только 1,6 % получили специальности в области физико-математических и естественных наук, необходимых для формирования корпуса инженеров, исследователей и инженеров-производственников [7]. Это печальное явление нужно расценивать, в том числе, и как следствие упадка школьного естественнонаучного образования в нашей стране. Если не принять срочных мер, все будет происходить так, как уже было: за фундаментальные исследования в области полупроводников советский ученый Жорес Иванович Алферов стал Нобелевским лауреатом, главную же экономическую, политическую, социальную, культурную и прочую выгоду от этого открытия получили американские Apple, Microsoft и другие зарубежные фирмы.

II. Наиболее общие недостатки, снижающие научный уровень грамотности наших школьников.

Следующие частные примеры свидетельствуют о типичных недостатках естественнонаучного образования. Речь идет о высоком проценте наших школьников, которые не понимают и не усваивают основные задачи и функции науки: (1) наблюдать и описывать явления, (2) обобщать их и выражать в научных понятиях, (3) выяснять и решать проблему для исследования, (4) объяснять явления, предвидеть результат развития явления и применять полученные знания на практике.

(1) Об отсутствии опыта наблюдать, измерять величины и описывать явления говорят следующие факты статистики выполнения контрольных заданий. Дело идет о знании элементарных исходных научных фактов [7]!

Задание 1. На четырех элементах рисунка 2 изображена девочка, которая читает книгу, освещенную солнцем. Требуется выбрать рисунок с правильным изображением хода луча, попадающего в глаз девочки. С этим заданием справились 52,2 % (!) наших школьников; в то время как 47,9 % не имеют достаточных умений и способностей применять знания по оптике для объяснения оптических явлений. Скорее всего, причина в том, что они не

имеют опыта наблюдения демонстрационных опытов и проведения лабораторных работ, которые являются фундаментом для понимания всех явлений лучевой оптики.

Рис. 2

Задание 2. Женя спланировал исследование, для того чтобы проверить, при помощи какого источника тепла можно быстрее нагреть воду.

Он налил по 200 мл воды в два одинаковых сосуда и измерил начальную температуру воды в каждом из сосудов (рис. 3).

Как Жене следует расположить термометр, чтобы снять более точные показания во время своего исследования? (54,6 %; здесь и в дальнейшем процент верных ответов будем указывать в скобках).

Непонимание того, что при лабораторном исследовании тепловых процессов для измерения начальной температуры воды в стакане головку термометра нужно поместить в центр жидкости означает, что сути явлений, связанных с «тепловым равновесием», ученик не понимает. Этот факт можно расценивать как следствие отсутствия у школьников нужного лабораторного опыта (оторванности его от изучаемой темы).

Рис. 3

(2) Об отсутствии минимального опыта обобщать наблюдения и выражать обобщения в научных понятиях свидетельствуют следующие примеры.

Задание 3. На рисунке 4 изображен бак с водой, которая выливается из отверстия и вращает мельничное колесо. Вопросы:

А. Какой энергией обладает вода, когда она находится в баке? (39,9 %)

Рис. 4

B. Какой энергией обладает вода непосредственно перед тем, как струя сталкивается с колесом? (35,5 %)

C. Что можно изменить в этой системе, чтобы колесо вращалось быстрее? Приведите один пример. (35,5 %)

Низкий процент верных ответов на вопросы, предполагающие элементарное понимание и способность к объяснению обыденных явлений, указывает на формализм обучения - зазубривание определений научных понятий, смысл которых школьниками не понят! И, совершенно ясно, что применить такие «знания» они не могут.

(3) О неспособности выяснить и решить простейшую научную проблему из текста задания свидетельствует следующий пример.

Задание 4. По графикам средней скорости ветра в четырех районах определить район, в котором целесообразно установить генератор, производящий энергию за счет ветра (рис. 5).

Вопрос 1: ПРОИЗВОДСТВО ЭНЕРГИИ ЗА СЧЕТ ВЕТРА

На графиках, представленных ниже, показано среднее значение скорости ветра в четырех различных местах на протяжении года Какой из графиков соответствует наиболее подходящему месту для сооружения генератора, производящего энергию за счет ветра*?

I

4

Д

5

I

| I

Рис. 5 16

Низкий процент верных ответов на данный вопрос указывает на неспособность практического применения основного закона - закона сохранения и превращения энергии! Этот факт указывает также на то, что научные понятия и законы изучаются в отрыве от сфер государственной важности: экономики, энергетики, экологии и др., не говоря уже о формировании интереса к изучению науки для совершенствования упомянутых сфер.

(4) Следующие примеры свидетельствует о значительном проценте школьников, которые не могут объяснять повседневно наблюдаемые явления, предвидеть результат их развития и применять полученные знания на практике.

Задание 5. Объясните, почему хирургические инструменты, используемые при проведении операции, стерилизуются? (19,4 %).

Задание 6. На рисунке 6 показан электрический звонок, помещенный в вакуумном колоколе. При включении звонка можно услышать его звук. Воздух выкачивают из сосуда. Что произойдет со звуком, когда воздух из сосуда будет выкачан? Поясните свой ответ. (45,6 %)

Неспособность предвидеть то, что в вакууме звук не будет слышен, можно объяснить только тем, что школьники никогда не наблюдали опытов, убеждающих в том, что звуковые волны могут распространяться только в упругой среде, то есть они не понимают основного - природы звука!

Задание 7. В каких случаях на ракету действует сила гравитации (рис. 7)? (46 %) Странность ошибочных ответов в том, что уже сама формулировка закона говорит о «всемирном тяготении», то есть сила гравитации действует на все тела и всегда.

Трубы К мкуумному -4СОСУ

\

Рис. 6

педагогический журнпл спшкортостпнп м 1 (6И), В016 ааааааё

Рис. 7

Менее половины верных ответов на это задание говорит о непонимании универсальности законов науки и о необходимости для понимания сути явления учитывать их в комплексе. Здесь нужно учитывать все силы, действующие на ракету. В случае 1 сила тяжести уравновешивается силой реакции опоры. В случае 2 реактивная сила двигателя больше силы тяжести. В случае 3 сила тяготения уравновешивается силой сопротивления воздуха, действующей на парашют. Следовательно, причиной ошибки в данном случае является отсутствие минимального опыта школьников по научному исследованию, пониманию элементарных явлений движения транспорта и других видов техники.

О неспособности выпускников основной школы к проведению простейшего самостоятельного исследования говорит и другой факт.

Задание 8. Некоторые люди используют никотиновый пластырь, чтобы помочь себе бросить курить. Пластырь прикрепляется на кожу и выделяет никотин в кровь. Это помогает ослабить желание курить и избавляет от симптомов, связанных с прекращением курения.

Чтобы исследовать эффективность никотинового пластыря, была случайным образом сформирована группа из 100 курильщиков, которые хотят бросить курить. Эта группа исследовалась в течение шести месяцев. Эффективность никотинового пластыря определялась числом человек из группы, которые в конце исследования не начали снова курить.

Какой из следующих планов эксперимента является наилучшим?

A. Все участники эксперимента в группе носят пластыри.

B. Все носят пластыри, кроме одного человека, который пытается бросить курить, не используя пластырь.

C. Люди сами выбирают, будут ли они пользоваться пластырем, чтобы бросить курить.

О. Случайно выбранная половина участников использует пластыри, а другая половина не использует их.

Верный ответ D. (38,2 %)

Таким образом, приведенные примеры говорят о том, что качество образования статистически среднего выпускника нашей школы не отвечает главному требованию научной грамотности - способности анализировать и объяснять явления окружающей дейст-

прослемы современной психологин и пеппгогиии

вительности, предвидеть новые явления и применять полученные научные знания на практике.

III. Причины показанных недостатков в обучении в основной школе и их преодоление.

1. Общая причина всех недостатков образования состоит в том, что с распадом Советского Союза по многим обстоятельствам разом были практически утрачены важные научные основы естественнонаучного образования, созданные отечественными учеными. «Дея-тельностный подход к образованию», в разработку которого важнейший вклад внес академик АПН СССР А.Н. Леонтьев, хотя и декларируется в тексте ФГОС, фактически никак не реализуется в разработке содержания предметов и в методике обучения. Интерес к науке (мотив, по А.Н. Леонтьеву) у школьников формируется слабо. Понятия и законы изучаются разрозненно, не как действия, составляющие деятельность, направленную на достижения главной цели: «овладение научными знаниями и применение этих знаний для распознавания проблем, для научного объяснения явлений и для приобретения новых знаний» [8]. Непонимание учащимися подчиненности действий мотиву познавательной деятельности приводит к потере смысла этих действий и, как следствие, к отрывочности и хаотичности разрозненных знаний.

В нашей современной (статистически средней по качеству образования) школе мотивация изучения физики как «направленность на осознание ценности науки, труда и творчества для человека и общества», хотя и декларируется ФГОС, но на практике не реализуется. Случилось то, о чем предупреждали академики РАО А.Ф. Киселев и А.А. Кузнецов: «Возникает опасная ситуация, когда (в отсутствие нормативного характера компонентов стандарта, направленных на определение результатов и содержания образования) эту нишу займет ЕГЭ и именно он и будет определять указанные нормативы» [9].

Задания ОГЭ, ГИА и ЕГЭ, требующие знания законов и понятий, умения делать лабораторные опыты и решать типовые задачи, как разрозненные действия, мотивом познавательной деятельности школьников выступать не могут. Эти промежуточные действия, которые должны быть направлены на достижение конечной цели, обозначенной мотивом, часто выступают в учебном процессе изолированно и потому теряют смысл. Интерес школьников к науке формируется слабо или пропадает совсем. В анкете на вопрос «Любишь ли ты физику?» один ученик ответил весьма конкретно: «Физику я люблю, но векторы и модули векторов меня не интересуют!»

Политехнический принцип обучения, разработанный академиками АПН СССР А.Г. Калашниковым, С.Г. Шаповаленко, М.Н. Скаткиным и другими учеными, забыт, почти не применяется в школьной практике. Он состоит в демонстрации того, что наука и технологии являются основой наших материальных, интеллектуальных и культурных достижений, что «проверкой правильности определения явления или закона природы служит применение его на практике в школе и на производстве.» [4]. Но ведь по существу принцип политехнизма декларирован в ФГОС!

2. Совсем не используются в преподавании методологические основы науки, разработанные многими отечественными учеными. Остаются без внимания и современные разработки, с помощью которых можно (и необходимо) решать многие задач, декларируемые ФГОС: «направленность на осознание ценности науки, на научное понимание явлений, на творческую деятельность». Между тем, практика экспериментальных площадок институтов РАО показывает эффективность таких разработок; в частности, обучения на основе научного метода [12, 30].

педагогический мсурнпл спшкортостпнп ы л (¿л), во 16 мавапа

Покажем это на примере исторического открытия существования атмосферного давления, сделанного итальянским ученым Э. Торричелли, который можно использовать в начале изучения физики в школе в целях ознакомления школьников с научным методом познания. На схеме (рис. 8) представлен цикл последовательности действий Э. Торричелли из четырех этапов.

Рис. 8

1) Он обнаружил странный факт и сформулировал проблему: почему поршневой насос поднимает воду из скважины не более чем на 10,3 м? (Бытовавшее ранее объяснение: «природа не любит пустоты» этим фактом опровергается!)

2) Э. Торричелли выдвинул гипотезу: в образующийся вакуум вслед за движением поршня вверх вода загоняется под действием атмосферного давления, которое равно давлению водяного столба высотой Л = 10,3 м.

3) Логический вывод ученого состоял в том, что ртуть в вакуумной трубке под действием атмосферного давления должна подняться на высоту Лг, во столько раз меньшую, во сколько раз плотность ртути рг больше плотности воды р1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) Экспериментальная проверка подтвердила этот вывод! Так были открыты существование и величина атмосферного давления. Одновременно был изобретен ртутный барометр и получил объяснение принцип действия водокачки. На этой основе строится и

работает вся поршневая система водоснабжения [10].

Ценность такого представления о цикле научного метода познания состоит в следующем:

- научный метод познания, в отличие от других методов, достоверен, поскольку исходные факты воспроизводимы, а теоретические выводы, сделанные на основе этих фактов, экспериментально проверяемы;

- научный метод ценен объяснительной и предсказательной силой; научные предсказания экспериментально проверяются и используются на практике в производстве; это достигается неразрывной связью в нем экспериментального и теоретического методов исследования;

- для учащихся научный метод может служить (по П.Я. Гальперину) «ориентировочной основой умственных действий» при самостоятельном овладении новыми знаниями [11].

- умелое использование научного метода познания - это мощный стимулятор эмоции удовлетворения и радости школьников, когда результат их собственного эксперимента совпадает с предварительным теоретическим выводом!

ОДйкЯ.вЗшмШ

ИН1

ФГОС и изучение физики в школе

ШЖАМьЛ.

7-11

В лаборатории обучения физике ИСМО РАО совместно с кафедрой Глазовского педагогического института разработана теория и технология организация самостоятельной познавательной деятельности школьников при изучении физики на основе научного метода познания. Систематическая познавательная деятельность обеспечивает развитие способностей учащихся самостоятельно учиться, мыслить и творчески действовать. Эта концепция воплощена авторами в трех монографиях [12-14], в учебнике «Физика» (7-11) [15] и «Методиках обучения физике» (7-9) [16]. Суть предлагаемой технологии состоит в следующем. Для того чтобы ученик в процессе обучения мог самостоятельно мыслить и творчески действовать, он должен знать, что делать и как это делать. Для этого с самого начала изучения курса физики в 7-м классе школьники знакомятся с научным методом познания. В отличие от других учебников, экспериментальный учебник содержит научный метод познания в явном виде - как руководство к познавательной деятельности.

педагогический журнал Башкортостана м 1 (¿л), во 16 мавапа

Весь комплект монографий, учебников и методических пособий прошел экспериментальную проверку в Татарстане, ряде школ Московской и Кировской областей и получил одобрение учителей, но, к сожалению, так и не дошел до учителей массовой школы (как и многие другие учебники, созданные с учетом требований новых стандартов и одобренные экспертизой).

Как видно из исследования Т.С. Назаровой [17], основная масса школ России (около 83 %) работает по старым учебникам физики, созданным в пятидесятые годы прошлого века. К тому же, в данном исследовании показано, что учителя многих школ не имеют нормальных условий для работы: для проведения демонстрационных и лабораторных работ надлежаще снабжены оборудованием примерно 30 % школ страны (табл.1).

Комплсюы учебного оборудования Степень оснащенности кабинета фнзнкн учебным оборудованием (школ)

СУ О) 90-ЮО°/« бО-80% бО-50 "/о с во%

Учебные приборы 7 24 6 3

Приборы и установки лпя монтажа электрооборудования 9 28 2 1

Комплект приборов для демонстрационных опытов 3 26 7 4

Комплект приборов для фронтальных лабораторных работ 4 26 6 4

Комплект приборов для лабораторных работ физического практикума 6 26 5 3

Таблицы демонстрационные (международная система единиц СИ, шкала электромагнитных излучений, инструкции по технике безопасности, таблицы выдающихся физиков) зо 7 3 о

Стенды настенные 28 8 4 о

Печатные пособия 16 24 О о

2. Задания ОГЭ и ЕГЭ не только отрывочны и хаотичны, но и по содержанию не соответствуют требованиям ФГОС. В отличие от заданий на научную грамотность, требующих понимания научных знаний и применения этих знаний для распознавания проблем и научного объяснения явлений, задания ОГЭ и ЕГЭ ориентируют, в основном, лишь на запоминание формулировок понятий, формул и решение типовых задач.

На рисунке изображена схема электрической цепи, содержащей два параллельно включенных резистора сопротивлением Л, и Я,. Какое из приведенных ниже соотношений справедливо для такого соединения резисторов? 1 /,

2)7-/, + /,

3)Я-Я, + Д,

4)/-/,- /2

/

Рис. 9

Пример из пособия [18] «Физика ОГЭ 2015» представлен на рисунке 9 - типовая задача на параллельное соединение проводников в цепь. Для выполнения этого задания в таком виде никакой идентификации теории с каким-либо реальным явлением не требуется. К тому же, найти правильный ответ (2) здесь не трудно, достаточно отбросить бессмысленные по отношению к данному рисунку ответы (1, 3 и 4). Громадную разницу можно увидеть в задании ITS на ту же тему:

Рис. 10

На рисунке 10 показана схема параллельного и последовательного включения в цепь трех ламп X, У, I. Все лампы одинаковы.

Какие из них светятся одинаково ярко?

Какую лампу нужно выключить, чтобы другие лампы погасли? [19].

Это задание, в отличие от предыдущего, требует от ученика идентифицировать, узнать в нем параллельное соединение проводников и понять, «увидеть» закон, которому «подчиняется» данное явление. После этого находится ответ: одинаково светятся лампочки, которые находятся под одинаковым напряжением, то есть включены в цепь параллельно (как на рисунке). К сожалению, такие полноценные задания на научную грамотность в ОГЭ и ГИА встречаются крайне редко. На практике экзаменационные задания не только не стимулируют исправление сложившейся ситуации по научной грамотности, но являются именно причиной такой ситуации. Как и предвидели ученые РАО, пособия по ОГЭ и ЕГЭ, а не требования ФГОС стали для учителей главными ориентирами [9]!

При экзаменационной проверке школьников нельзя ограничиваться лишь проверкой усвоения научных понятий, законов и умений решать задачи.

педагогический журнпл спшкортостпнп м 1 (6И), В016 ааааааё

3. Основное внимание в экзаменационных заданиях, в противоположность заданиям ОГЭ и ЕГЭ (и в отличие от текущих учебных заданий!), должно быть уделено проверке достижения завершающей цели - овладение наукой, обозначенной в ФГОС: научное понимание явлений природы и производства, способность научно объяснять эти явления и применять научные знания и методы исследования на практике. Приведем несколько примеров типов таких заданий.

в\ с\ й \

1 г

Рис. 11

Владение основными понятиями и законами физики и основными методами научного познания.

Девочка выбирает форму ледяной горки, с тем чтобы в конце горки достичь максимальной скорости (рис. 11). Какую форму горки следует выбрать: 1А, 2В, ЗС, 4D. (Ответ: в конце горки скорость будет одинакова во всех вариантах?) [20].

Осознание ценности науки, труда и творчества для человека и общества.

На каком рисунке (а, Ь, с, ф) изображены силы, действующие на самолет в разных ситуациях (рис. 12):

1. самолет покоится ( )?

2. самолет разгоняется и набирает высоту ( )?

3. самолет летит с постоянной скоростиью ( )?

4. самолет начинает тормозить и спускаться вниз ( )?

Проставьте в скобках нужные индексы рисунков в соответствии с каждым вопросом.

У V V V

Рис. 12

Умение применять полученные знания для объяснения физических явлений в природе и технике.

Рис. 13

Почему при электросварке (рис. 13) контакты 1 и 2, подводящие свариваемые детали к источнику тока, нагреваются слабо, а наибольший разогрев происходит между свариваемыми деталями в контакте 3? Действию, какого закона подчиняется это явление? (Закон Джоуля—Ленца, О = ¡2№ указывает на то, что при постоянном токе количество теплоты пропорционально сопротивлению проводника) [15].

Общая грамотность в культуре поведения, например, в спорте.

Хоккейная шайба скользит по льду слева направо (рис. 14). Жирная стрелка указывает направление удара клюшкой. По какой траектории движется шайба после удара клюшкой: А., В, С, й, Е? [20]

ь

4

в :с

• • • • •

|| || |

Рис. 14

Понимание принципа действия простых измерительных приборов.

На рисунке 15 изображена схема вольтметра постоянного тока. Металлические пластины (1), укрепленные на подвижной оси (3), изолированно помещены в пространстве между двумя металлическими камерами (2).

Опишите, что произойдет с пластинами (1), осью (3), стрелкой (4) и пружинкой при подаче напряжения к контактам? [3].

Ответ: при подаче постоянного напряжения к контактам пластины и камеры будут электризоваться и получат заряды «+» и «-», величина которых пропорциональна напряжению. Пластины (1) будут притягиваться к камерам (2), и подвижная ось (3) со стрелкой (4) повернутся на определенный угол, закручивая пружинку. Угол поворота стрелки зависит от напряжения. Его можно узнать по шкале прибора (5).

педагогический журнал Башкортостана м 1 (¿л), во 16 мавапа

Рис. 15

Мотивация на творчество и на инновационную деятельность. Нарисуйте устройство внутри ящика, которое смогло бы так преобразовать пучок света на выходе из ящика справа, как показано на рисунке.

(Слева - рисунок-задание, а справа - рисунок-решение: два зеркала делят пучок света на два и отражают противоположно друг другу) [21].

Рис. 15

Направленность на развитие интереса к научным исследованиям.

„ Дугообразный

Килимлоряш М11ПП1Т труби

' Иоакак» 2

Рис. 17

Как показано на рисунке 17, при лабораторном исследовании радиоактивного излучения с помощью трубки Гейгера - Мюллера обнаружено, что в отсутствие магнита максимум излучения находится в позиции 1.

Если же у выхода радиоактивного излучения поместить дугообразный магнит, то максимум излучения будет регистрироваться в позиции 2. Почему такое смещение является одним из доказательств того, что в данном случае регистрируется излучение ^-частиц? [22].

Ответ: отклонение заряженных частиц радиоактивного излучения в магнитном поле происходит по правилу левой руки, и в данном случае опыт свидетельствует о том, что поток регистрируемых частиц имеет отрицательный заряд.

прослемы современной психологин и пеппгогиии

4. Странным образом перед введением ФГОС были нарушены дидактические принципы систематичности и последовательности изучения предметов. Не понятно, по каким причинам, вопреки требованиям ФГОС, при его введении был исключен из учебного плана интегрированный курс «Естествознание» (вместе с сеткой часов!) в 5-6-х классах, благодаря которому школьники овладевали важнейшими научными понятиями, необходимыми для получения первичных исследовательских умений и навыков. К тому же, введение научных понятий сочеталось с показом того, как наука и технология создают нашу материальную и культурную среду - главное условие формирование интереса к науке. Это должно быть сделано (и делалось) до систематического изучения основ наук в курсе «Естествознание». Заметим, что уже в 6-м классе школьники получали те самые знания о возможности

использования энергии падающей воды, которых у них не оказалось для ответа на вопрос PISA, приведенный выше [23]! Теперь в 5-6-х классах (когда детям в наибольшей степени присуща научная любознательность!) в содержании школьного образования фактически отсутствует общий естественнонаучный компонент! Искусственный перерыв в два года приводит к утрате интереса к науке и всего того, что было получено в 1-4-м классах. Между тем во всех развитых странах на этой ступени дети получают первичные знания по физике, химии и биологии и занимаются увлекательными опытами. Курс «Естествознание» был исключен без всяких разъяснений о том, куда должен быть перенесен опущенный материал и за счет какого бюджета учебного времени?! Так происходит перегрузка учащихся и сокращение важных форм их учебной деятельности. Чаще всего это делается за счет сокращения демонстрационных опытов и лабораторных работ.

5. Перегрузка учебного процесса происходит и за счет произвольного нарушения бюджета времени, данного ФГОС на изучение предметов местной администрацией, что видно из следующих таблиц.

А. Недельный учебный план ФГОС основного общего образования (минимальный, в расчете на 5267 часов за весь период обучения) - таблица 2.

Таблица 2

области Учебные ■■ рел м ет ы Классы Количество чясоя н неделю

V | VI | VII | VIII | IX Всего

Обязательная часть

ФИЛОЛОГИЯ Русский язык 5 5 4 3 3 20

Л итература 3 2 2 2 3 12

Иностранный язык 3 3 3 3 3 15

Математика и информатика Математика S 5 IO

Алгебра 3 3 3 9

Геометрия 2 2 2 6

Информатика 1 1 1 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обществен ненаучные предметы История 2 2 2 2 2 1 О

Обшествотнаннс 1 1 1 ■ 4

Геофафия 1 1 2 2 6

Естественнонаучные предметы Физика 2 2 3 7

Химия 2 2 4

Биология 1 1 1 2 2 7

Вместо этого плана, как это показано для примера, в одной из московских школ в таблице Б на физику в 7-9-х классах нередко вместо 7-ми недельных часов местной адми-

педагогический журнал Башкортостана м 1 (¿л), во 16 мавапа

нистрацией отводится всего 5 часов, а иногда и того меньше. О каком же «стандарте» при этом может идти речь?!

Б. Сетка часов в 8-9-х классах в одной из московских школ (табл. 3).

Таблица 3

Учебные предметы Классы

8а,б (общ.) 8в (с угл. англ.) 8г (фм) 9а,г 96 (Ф») 9в (техн.)

Русский язык 3 3 3 2 2 2

Литература 2 2 2 2 2 2

Иностранный язык (англ./нем.) 3 5 3 3 3 3

Алгебра 3 3 4 3 4 4

Геометрия 2 2 2 2 2 2

Информатика и ИКТ 1 1 2 1 2 2

История 2 2 2 2 2 2

Обществознание (включая экономику и право) 1 1 1 1 1 1

География 2 2 2 1 1 1

Физика 2 2 2 1 3 1

Химия 2 2 2 1 1 1

Биология 2 2 2 1 1 1

Основы безопасности жизнедеятельности 1 1 1

Физическая культура 3 3 3 3 3 3

29 31 31 23 27 25

Часы по выбору 4 2 1 10 б 8

Итого: 33 33 33 33 33 33

Допустимая аудиторная нагрузка 5-дневная неделя 33 33 33 33 33 33

Рекомендуемый объём домашних заданий в день 2,5 до 3,5

Понятно, что при подобном волюнтаризме выбора учебного плана в каждой школе ни о каком государственном стандарте ни по какому признаку быть не может, как и о требованиях фГоС, определяющих научную грамотность.

IV. Реформирование школьного образования в США как условие экономической конкурентоспособности (Хроника фактов из иностранной печати)

1. Проблема стандарта общего школьного образования подрастающего поколения США была поставлена в 1983 году Национальной комиссией, назначенной Президентом Рейганом. Что же встревожило комиссию? Приведем некоторые выдержки из ее заключения:

«.наше общество и его система образования потеряли образ основной цели школьного образования, а также образ высоких требований и дисциплины для их достижения...

прослемы современной психологии и пеппгогиии

.Риск состоит не только в том, что японцы производят автомобили более эффективно, чем американцы. Он состоит не только в том, что Южная Корея недавно построила самый эффективный в мире сталепрокатный завод, и не только в том, что американское первенство в машиностроении смещено германским производством.

Риск состоит также в происходящем перераспределении в мире высокообразованных, высококвалифицированных кадров. Знания, обучение, информация и интеллектуальные навыки - это новый товар для международной коммерции.

.К 2000 г. американские школьники должны занять первое в мире по уровню подготовки в области математики и естествознания» [24].

2. В 1987-1988 годах Секретарь Департамента образования США Вильям Бенет опубликовал учебный план для основной и полной средней школы, который состоит из семи учебных предметов и предметных областей, проходящих сквозными линиями от первого до двенадцатого класса. Это фундаментальные науки, внутри которых на научной основе изучаются все прикладные вопросы и проблемы, входящие в круг образования и воспитания.

План для основной восьмилетней школы США [25] (табл. 4).

Таблица 4

The Program in Brief: A Plan for Kindergarten through Grade 8

SUBJECT KINDERGARTEN THROUGH GRADE 3 GRADES 4 THROUGH 6 GRADES 7 AND 8

INTRODUCTION TO READING AND WRITING Iphonics silent iml oral reading basic rules ol INTRODUCTION TO CRITICAL READING (children i literature. independent reading and Grade 7 SURVEY OF EI£MF.NTARY

ENGLISH grammar and spelling. vocabulary. writing and penmanship, elementary composition, and library skills) book reports; mure advanced Grade* SURVEY OF ELEMENTARY

composition skills! LITERARY ANALYSIS

SOCIAL INTRODUCTION TO HISTORY. GEOGRAPHY. AND CIVICS Grade 4 US HISTORY TO CIVIL WAR Grade 5; US HISTORY SINCE 1865 Grade 7 WORLD HISTORY FROM THE MIDDLE AGES TO 1900 Grade * WORLD GEIXiRAPHY

STUDIES (signilicanl American* explorers native Americans. American holidays, customs, and symbols, citrarnship, and landscape, climate, and mapwork) Grade 6 WORLD HISTORY

TO THE MIDDLE AGES US CONSTITUTIONAL GOVERNMENT

INTRODUCTION TO MATHEMATICS INTERMEDIATE ARITHMETIC - , jimiiim Ag hfltmytfu

MATHEMATICS «ле-мот courses

measurement ol length area, and volume; bar graphs: and estimation and demenlan statistics) percentages, and exponents, line graph*, the Pslhagurran theorem; and bask probability! GENERAL MATH PRF.A1jGF.BRA •in,! AUJF.HR\

SCIENCE INTRODUCTION TO SCIENCE {plants and animals, the food chain, the solar system, rocks and minerals, weaaher magnets, energy and motion, properties ol matter, and simple experiments) Grade 4; EARTH SCIENCE AND OTHER TOPICS .... - m fvrv

Grade f. PHYSICAL SCIENCE AND OTHER TOPICS Grade X CHEMISTRY AND PHYSICS

FOREIGN LANGUAGE [OPHONALl INTRODUCTION TO FOREIGN LANGUAGE (basic vocabulary, grammar, reading, writing, conversation, and cultural material) FORMAL LANGUAGE STUDY

MUSIC AND VISUAL ART (songs, recordings, musical sounds and instruments, painting, craltmaking. and MUSIC AND VISUAL ART (great composers, musical Ivies and lorms, elementary music theory, great painters. MUSK APPRECIATION

FINE ARTS and ART APPRECIATION

visual eflects) interpretation ol art. and creative projects)

PHYSICAL EDI CATION/ HEALTH PHYSICAL EDUCATION AND HEALTH (body control; litness; sports, games, and exercises; sportsmanship; safety; hygiene: PHYSICAL EDUCATION AND HEALTH PHYSICAL EDUCATION AND HEALTH

drug prevention education, and sell-assessment (or health, drug prevention education, and appropnate sex education!

План для полной двенадцатилетней школы США [26] (табл. 5).

педагогический журнал Башкортостана м i (6Z), eoi6 s®aasSs

Таблица 5

Заметим, что предметы по выбору начинают изучаться только с десятого класса. В 10-м классе - искусство; в 11-м классе - искусство, физкультура и иностранный язык; в 12-м классе к предметам по выбору добавляются естественные науки, математика и обществоведение.

13. В 1994 году учеными США было дано определение понятию «научная грамотность» населения страны как важ-Ч| 41 ' нейшему фактору конкурентоспособности. В том же году в США

EDUCATION Национальным фондом поддержки науки, Департаментом обра-

. " зования, Национальной Академией науки и другими фондами и

научными организациями был разработан документ [28] под названием «Стандарты школьного естественнонаучного образования», постепенная реализация которых должна быть достигнута в США к 2061 году.

Примечательны цели этого документа - развитие способности школьников к:

• получению научных знаний (с чувством восторга от понимания мира природы);

• использованию научных методов и принципов для принятия собственных суждений;

• компетентному участию в публичных дискуссиях о науке и высоких технологиях;

• использованию знаний и навыков научно грамотного гражданина в жизненной карьере для повышения экономической продуктивности.

4. В 1986 году в США издан Энциклопедический словарь для средней школы (Webster's School Dictionary. Merriam - Webster INC., Publishers Springfeld, Massachusetts,

U.S.A.) [30].

В словаре дано определение понятия «научный метод познания», которое включает в себя составляющие методы исследования, экспериментальный и теоретический: scientific method n : principles and procedures for the systematic pursuit of knowledge involving the recognition and formulation of a problem, the collection of data through observation and experiment, and the formulation and testing of hypotheses.

Научный метод: принципы и процедуры систематического установления истины, включающие распознавание и формулировку проблемы, систематизацию данных наблюдений и эксперимента, формулировку и проверку гипотезы. Ценность такой формулировки в том, что она указывает на неразрывную связь экспериментальных и теоретических методов исследования.

5. Введение нового стандарта оказалось для США весьма эффективным для повышения научной грамотности школьников. В 1990-1991 годах организация при ЮНЕСКО «Международная оценка достижений школьников в образовании» IATP и организация США «Тестирование в образовании» (ITS) провели первое сравнительное исследование достижений школьников 13-летнего возраста по естествознанию и математике «Learning science» [27], в котором участвовало 20 стран, в том числе и Советский Союз (табл. 6).

Таблица 6

педагогический журнал Башкортостана м 1 (¿л), во 16 мавапа

Несмотря на распад Союза, наши школьники оказались на пятом месте по естествознанию. Американские школьники заняли тринадцатое место. Даже в трудное время мы еще были готовы к состязанию по научной грамотности с другими странами, но уже тогда появилась «ахиллесова пята» в работе нашей школы - к проведению самостоятельных исследований ученики массовой школы были подготовлены слабо; в частности, трудным оказалось задание на способность экспериментально проверить гипотезу.

Задание. Выберите вариант А, В, С или й эксперимента для проверки гипотезы о том, большего или меньшего диаметра круглые тела скатываются с наклонной плоскости скорее (рис.18).

Рис. 18

Но уже следующее международное исследование ИМББ, проведенное в 1995 году, показало разительное снижение показателей качества школьного образования в России. Ученики массовой школы (96 %) показали очень низкие результаты. В списке стран-участниц сравнительных исследований естественнонаучной грамотности Россия оказалась на третьем месте снизу. Более низкие результаты показали школьники только двух стран: Южной Африки и Кипра (Третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования) [30]. Сравнительный анализ результатов показал, что по уровню естественнонаучной грамотности более высокие результаты, чем в России, имеют выпускники одиннадцати (из двадцати одной) стран - Швеции, Нидерландов, Исландии, Норвегии, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Швейцарии, Австрии, Словении и Дании. Выпускники семи стран - Германии, Франции, Чешской Республики, США, Италии, Венгрии и Литвы - не имеют значимых различий в результатах с Россией. И только две страны имеют еще более низкие результаты - Кипр и Южная Африка.

Распределение стран по уровню естественнонаучной грамотности выпускников средней школы показано в таблице 6 [29].

Таблица 6

Результаты существенно оышс. чем в России Различий в результатах нет Результаты существенно ниже, чем в России

ЕСТНСТВПIIIIОНЛУЧПАЯ ГРЛМОТНОСТЬ

1. Швеция 2. Нидерланды 3. Исландия 4. Нораегия 5. Канада 6. Новая Зеландия 7. Австралия 8. Швейцария 9. Австрия Ю. Словения 1 1. Дания 1. Германия 2. Франция 3. Чешская Республика А. США - 5. Л/палия 6. Венгрия 7. Литва 1. Кипр 2. Южная Африка

проЕлемы современной психологии и пеапгогики

И только учащиеся специализированных школ России показали по-прежнему высокие результаты, вошли в первую тройку стран, наряду со Швецией и Норвегией. К сожалению, такие школы составляют у нас всего лишь 4 % от общего числа средних школ. Для сравнения скажем, что в среднем состав подобных школ других стран, принявших участие в исследовании, составляет 14,5 %; в наиболее развитых и интенсивно развивающихся странах это число колеблется от 20 до 30 %.

Заключение

Анализ проблемы позволяет сделать следующие выводы. Для того чтобы соответствовать задачам государственного строительства и требованиям ФГОС, быть конкурентоспособными в решении проблемы естественнонаучной грамотности и выхода вновь на передовые позиции по качеству школьного образования, совершенно необходимо:

- восстановление непрерывной линии естественнонаучного образования от V до IX класса и жесткий стандарт недельных часов в основной школе;

- образцовые программы и учебники в соответствии с требованиями ФГОС с учетом современных достижений науки;

- современные полностью оборудованные кабинеты естественнонаучных предметов;

- планирование уроков на основе требуемой учебной деятельности в соответствии с сеткой часов ФГОС;

- конкретные образцы контрольных заданий на научную грамотность в соответствии с требованиями ФГОС;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- тематика экзаменационных заданий должна иметь воспитательный смысл и подбираться с учетом государственных интересов в области здравоохранения, экологии, передовой науки и технологии, экономики, культуры и других актуальных проблем;

- стандартная сетка часов в основной школе должна быть незыблемой; профилирование образования должно быть разрешено только в 10-11-х классах.

1 Art Hobson, University of Arkansas, Fayetteville, AR. THE PHYSICS TEACHER, Vol. 46, October 2008. С.

404-406.

2. Programme for International Student Assessment PISA™ 2006 Science Competencies for Tomorrow's Word Volume 1 - Analysis. OECD. С. 34-35.

3. Разумовский, В.Г. ФГОС и стандартизация оценки достижений школьников [Текст] // Физика в школе. 2014. С. 22-39.

4. Калашников, А.Г. Политехнический принцип в изучении наук естествознания [Текст] // Советская педагогика. 1961. № 3.

5. Ковалева, Г.С. и др. «Основные результаты международного исследования PISA - 2012». Центр оценки качества образования ИСМО РАО. С. 11.

6. Опрос. Научная грамотность стран мира [Электронный ресурс]. 15.05.2010. http://www.hs-pr.ru/.

7. Деловая газета, вторник, 26 мая 2015.

8. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст]. М., 1975. С.102-103.

9. Киселев, А.Ф., Кузнецов, А.А. Проблемы введения новых стандартов в практику школьного образования // Педагогика. 2013. № 3. С. 66.

10. Разумовский, В.Г. Методология науки как источник совершенствования содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС // Физика в школе. 2014. № 3. С.18-28.

11. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.

12. Разумовский, В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучение [Текст] / В.Г. Разумовский, В.В. Майер. - М. : Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2007. - 463 с. - (Библиотека учителя физики).

13. Разумовский, В.Г., Майер, В.В., Вараксина, Е.И. ФГОС и изучение физики в школе : о научной грамотности и развитии познавательной и творческой активности школьников [Текст] : монография. - М., СПб. : Нестор-История, 2014. - 208 с.

14. Разумовский, В.Г. Модернизация школьного курса физики [Текст] : 7-11 классы, методическое пособие / В.Г. Разумовский, А.Т. Глазунов, В.А. Орлов и др. ; под ред. В.А. Орлова, А.Т. Глазунова. - М. : Вентана-Граф, 2014. - 96 с. : ил.

15. Физика. Учебник для учащихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений / В. Г. Разумовский [и др.] ; под ред. В.Г. Разумовского, В.А. Орлова. - М. : Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2002 - 2011.

педагогический журнпл спшкортостпнп м л (он), sotó sSsSaas

16. Методика обучения физике.7 - 9 кл. / В.Г. Разумовский [и др.] ; под ред. В.Г. Разумовского, В.А. Орлова. - М. : Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2004-2010 — (Библиотека учителя физики).

17. Назарова, Т.С. и др. Аналитический доклад «Учебно-материальная база образовательного учреждения общего образования и здоровье школьника». - М., 2014.

18. Пурышева, Н.С. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Основной государственный экзамен 2015. Физика : учебное пособие / Н.С. Пурышева. - Москва : Интеллект-Центр, 2015. - С.19.

19. Report No. 22-CAEP-02, Center for the Assessment of Educational Progress at Educational Testing Service, Rosedale Road, Princeton, New Jersey 08541-0001. С.31.

20. David Hestenes and Malcolm Wells. A Mechanics Baseline Test // The Physics Teacher, 1992.

21. Physical Science Study Committee Physics. - Boston: D. C. Heath & Company, 1965, с. 239.

22. Роуэлл, Г., Герберт, С. Физика [Текст] / пер. с англ. ; под ред. В.Г. Разумовского. - М. : Просвещение, 1994. С. 561. - 576 с.

23. Естествознание : проб. учеб, для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.Г. Хрипкова, Л.Н. Дорохина, Р.Г. Иванова и др. ; под ред. А.Г. Хрипковой. - М. : Просвещение, 1994. - С. 105.

24. A Nation at Risk. The Imperative for educational Reform. The National Commission on Excellence in Education USA.

25. JAMES MADISON ELEMENTARY SCHOOL. A Curriculum For American Students. William J. Bennett, Secretary United States Department of Education August 1988.

26. JAMES MADISON HIGH SCHOOL. A Curriculum For American Students. William J. Bennett, Secretary United States Department of Education August 1987.

27. Learning Science. The International Assessment of Educational Progress. Educational Testing Service, February 1992, Report N 22-CAEP - 02.

28. NATIONAL SCIENCE EDUCATION STANDARDSNATIONAL ACADEMY PRESS WASHINGTON, DC.

29. Сравнительная оценка естественно-математической подготовки выпускников средних школ России (по результатам международного исследования - ТТМSS) [Текст] / под ред. Г.С. Ковалевой. Российская академия образования. - М., 1998. С. 81.

30. Webster"s School Dictionary. Merriam - Webster INC., Publishers Springfeld, Massachusetts, U.S.A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.