Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАТОРСТВА В РФ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАТОРСТВА В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежное инноваторство / инновационная деятельность / экосистема / инновационный процесс / экосистема молодежного инноваторства / youth innovation / innovation activity / ecosystem / innovation process / ecosystem of youth innovation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Войтова Людмила Михайловна, Нургазина Гульмира Эсимбаевна

Необходимость всестороннего вовлечения молодежи в инновационную деятельность требует поиска новых моделей взаимодействия, инновационных форм и создания социальных институтов. Одной из наиболее эффективных моделей организации деятельности является экосистема, активно использующая цифровые сервисы, новые технологии. Переход к модели экосистемы в управлении бизнес-процессами в сфере интеллектуальной собственности может стать ответом на изменение потребностей молодежной аудитории участников инновационного процесса, так как экосистема существует и поддерживается именно благодаря цифровым площадкам наиболее популярным в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Войтова Людмила Михайловна, Нургазина Гульмира Эсимбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING AN ECOSYSTEM OF YOUTH INNOVATION IN THE RF

The need for comprehensive involvement of young people in innovative activities requires the search for new models of interaction, innovative forms and the creation of social institutions. One of the most effective business organization models is an ecosystem that actively uses digital services and new technologies. The transition to an ecosystem model in the management of business processes in the field of intellectual property can be a response to the changing needs of the youth audience of participants in the innovation process, since the ecosystem exists and is maintained precisely thanks to the digital platforms most popular among young people. 1

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАТОРСТВА В РФ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ УДК 338: 504

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ МОЛОДЕЖНОГО

ИННОВАТОРСТВА В РФ

PROBLEMS OF FORMING AN ECOSYSTEM OF YOUTH INNOVATION

IN THE RF

Войтова Л.М.,1 Нургазина Г.Э.2

Данная статья выполнена в рамках проведения НИР 12-ГЗ-2022 «Создание концепции экосистемы молодежного инноваторства для формирования рынка интеллектуальной собственности и развития интеллектуального потенциала России»

Необходимость всестороннего вовлечения молодежи в инновационную деятельность требует поиска новых моделей взаимодействия, инновационных форм и создания социальных институтов. Одной из наиболее эффективных моделей организации деятельности является экосистема, активно использующая цифровые сервисы, новые технологии. Переход к модели экосистемы в управлении бизнес-процессами в сфере интеллектуальной собственности может стать ответом на изменение потребностей молодежной аудитории участников инновационного процесса, так как экосистема существует и поддерживается именно благодаря цифровым площадкам наиболее популярным в молодежной среде.

The need for comprehensive involvement of young people in innovative activities requires the search for new models of interaction, innovative forms and the creation of social institutions. One of the most effective business organization models is an ecosystem that actively uses digital services and new technologies. The transition to an ecosystem model in the management of business processes in the field of intellectual property can be a response to the changing needs of the youth audience of participants in the innovation process, since the ecosystem exists and is maintained precisely thanks to the digital platforms most popular among young people.

1 Войтова Людмила Михайловна, к.с.н., доцент кафедры ЦЭиП Российской государственной академии интеллектуальной собственности

Voitova Lyudmila Mikhailovna, PhD, Associate Professor of the Department of Eip of the Russian State Academy of Intellectual Property

2 Нургазина Гульмира Эсимбаевна, к.э.н..доцент кафед ры ЦЭиП Российской государственной академии интеллектуальной собственности

Nurgazina Gulmira Yessimbaevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Eip of the Russian State Academy of Intellectual Property

Ключевые слова: молодежное инноваторство, инновационная деятельность, экосистема, инновационный процесс, экосистема молодежного инноваторства.

Key words: youth innovation, innovation activity, ecosystem, innovation process, ecosystem of youth innovation.

DOI: 10.31774/2658-7890-2023-5-3-31-46

Использование бизнес-модели экосистемы как наиболее прогрессивной формы организации бизнес-процессов может привести к повышению эффективности инновационной деятельности, раскрытию интеллектуального потенциала молодежи и более активному формированию рынка интеллектуальной собственности в РФ. Однако, создание бизнес-модели экосистемы в инновационной деятельности молодежи требует решения целого ряда задач: необходимо выявить необходимые элементы такой экосистемы, определить единого регулятора среди многочисленных субъектов управления молодежной политикой, цифровыми процессами, инновационной деятельностью, выявить недостающие меры государственной поддержки молодежного инноваторства, осуществить анализ действующих механизмов поддержки талантливой молодежи, выявить условия развития инновационного предпринимательства молодежи.

Формирование экосистемы, способствующей поддержке молодежных инновационных инициатив на всех этапах инновационного процесса позволит использовать преимущества новой бизнес-модели.

В настоящее время 7 из 12 крупнейших по рыночной капитализации мировых корпораций - Alibaba, Google, Amazon, Apple, Facebook, Microsoft и Tencent - являются цифровыми экосистемами. Развитие этого сектора обеспечивается растущим охватом населения интернетом, спросом на смартфоны, а также возможностью ведущих компаний по сбору и обработке большого массива данных.

По оценке экспертов McKinsey, к 2025 г. на экосистемы может прийтись около 30% глобального ВВП (60 трлн долл. США). Традиционно крупнейшими международными экосистемами считают четыре американские технологические компании: Google, Apple, Facebook и Amazon (GAFA) и две китайские: Alibaba и Tencent.

Преимущества бизнес-экосистем, которые приводят к росту их популярности и быстрому распространению заключаются в основном в использовании новых технологий и подходов к разработке программного обеспечения, постоянная работа с большим объемом данных и цифровые бизнес-процессы.

Несмотря на то, что само понятие экосистем произошло из биологии (британский ботаник Артура Тэнсли (1871 - 1955) - один из первых экологов в мире, который в 1935 году впервые ввел новый термин «экосистема» в своей статье «Правильное и неправильное использование ботанических терминов»), в бизнесе оно используется с 90-ых гг. В 1993 году бизнес-стратег Джеймс Мур в Harvard Business Review опубликовал статью «Хищники и жертвы: новая экология конкуренции». В данной статье автор впервые применил термин биологической экологической системы к бизнесу.4 Принцип заключается в том, что компания может развиваться не как отдельная организация в своей отрасли, а как член экосистемы, охватывая несколько дополнительных отраслей. Бизнес-модель экосистемы действует по такому же принципу как и природная экосистема: она создана так, что все участники сотрудничают или конкурируют. При этом в экосистеме должны находиться все участники - отсутствие одного члена может нарушить круговорот системы.

3 Insurance beyond digital: The rise of ecosystems and platforms// McKinsey&Company. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/financial-services/our-insights/insurance-beyond-digital-the-rise-of-ecosystems-and-platforms (дата обращения: 01.12.2022).

4 Джеймс Мур - Хищники и Жертвы. Новая экология конкуренции. Император.04.09.2019[Электронный ресурс] URL: https://impsa.ru/presscenter/business-ecosystem/dzheyms-mur-khishchniki-i-zhertvy-novaya-ekologiya-konkurentsii/ (дата обращения: 20.10.2021)

Экология и водное хозяйство. 2023. Т. 5, № 3 33

Таким образом, экосистема создает сеть организаций, в которую включены поставщики, производители, покупатели, дистрибьюторы, государственные органы, а также конкуренты. Они все взаимно влияют друг на друга и находятся в тесном сотрудничестве, параллельно конкурируя и развиваясь. Как и в биологической экосистеме, каждая организация в ней должна быть гибкой и адаптируемой, чтобы выжить, а любые изменения в организации оказывают влияние на всю систему. Отсутствие конкурентов (как и хищников в биологической экосистеме) приведет к отсутствию развития и повышению цен.

На данный момент под основным определением экосистемы понимается система взаимодействия компаний-провайдеров услуг, регуляторов и потребителей, которая включает в себя как конкуренцию, так и сотрудничество, для того чтобы предоставить пользователю тот или иной сервис.5

Также экосистема рассматривается как площадка, предоставляющая бесшовно интегрированные товары и услуги, закрывающие максимально объемный спектр потребностей клиентов.

Под экосистемой как саморазвивающейся организацией понимается организация, использующая инновационные подходы к управлению и рассматривающие компанию как «живой организм». Именно эта особенность модели экосистемы обуславливает возможность ее применения (использования) в среде молодежного инноваторства: множество элементов этой среды должны сосуществовать, конкурировать и формировать синергетический эффект для того. Такими элементами являются: детские, юношеские и молодежные инновационные проекты, научно-исследовательская деятельность молодежи, система образования, кружки

5 Экосистема Сбербанка (SberX). Tadviser. [Электронный ресурс]

URL:https://www.tadviser.ru/mdex.php/CraTM: Экоcиcтемa_Cбеpбaнкa_(SberX) (дата обращения: 20.10.2022).

технического развития (конструирование, моделирование), конкурсы молодежных проектов, и др.

Сущность инновационной деятельности предполагает последовательную систему действий по разработке новшеств, их внедрению, освоению в производстве, коммерциализации и диффузии. Именно поэтому экосистема молодежного инноваторства должна охватывать весь цикл инновационной деятельности, все бизнес-процессы, связанные с созданием РИД (результатов интеллектуальной деятельности) и их использованием. Переход к модели экосистемы является закономерным ответом на изменение потребностей всех участников на рынке и развитие технологий, так как экосистема существует и поддерживается именно благодаря цифровым площадкам. Становление экосистем обусловлено целым рядом объективных предпосылок:

- Клиентов привлекает возможность быстрого получения качественных продуктов или услуг через цифровые площадки;

- Молодежная аудитория открыто предоставляет компаниям доступ к своим персональным данным для получения персонализированных продуктовых предложений;

- Оптимальная коммуникация в онлайн среде;

- Высокая конкуренция с вышедшими на рынок инновационными компаниями, которые представляют более клиентоориентированный сервис.

В целом, развитие экосистем стало возможным благодаря активному внедрению технологий, которые позволяют организациям эффективно взаимодействовать с клиентами и партнерами.

Для того, чтобы использовать модель экосистемы как новую форму взаимодействия бизнеса и клиентов, необходимо выделить ее характерные черты и характеристики, отличающие ее от традиционных компаний и

альянсов, а также вертикально- и горизонтально- интегрированных компаний.

Прежде всего экосистемы обладают значительным количеством ресурсов для развития и значительным опыт в принятии управленческих решений. Переход к экосистеме совершили в экономике в первую очередь крупные и могущественные компании, обладающие целым рядом информационных, интеллектуальных, финансовых и прочих ресурсов: Alibaba, Google, Amazon, Apple, Facebook и др.

Во-вторых, компании, перешедшие на модель экосистемы активно используют новые технологии и подходы к разработке программного обеспечения.

В-третьих, экосистемы постоянно осуществляют работу с большим объемом данных (и прежде всего, это данные о клиентах и их характеристиках).

Все без исключения бизнес-экосистемы осуществляют свои бизнес-процессы в цифровой среде.

Из перечисленных характеристик наиболее существенным отличием модели экосистемы является положительный клиентский опыт и легкое перемещение пользователей между сервисами экосистемы. Благодаря хорошему клиентскому опыту экосистема привлекает больше участников, эффективно продвигает свои продукты и создает сетевой синергетический эффект.

Если рассматривать, какие преимущества может дать модель экосистемы в инновационной деятельности, то следует указать в первую очередь такие: способность экосистемы к самоорганизации без внешнего управления, когда изменения происходят в результате локальных взаимодействий; эмерджентность (свойство системы иметь характеристики, отсутствующие у отдельных элементов), кооперация приводит к получению

эффекта, который не возможно получить по отдельности; коэволюция (процесс взаимных изменений в ходе развития взаимосвязанных субъектов); высокая адаптивность к меняющимся условиям.

Следует отметить, что само определение инновационной экосистемы не является общепринятым и существуют различные точки зрения на то, что представляет инновационная экосистема. На данный момент есть следующие варианты определения:

Набор условий, обеспечивающих успешное создание и развитие инновационных предприятий (включает в себя создателей новшеств, инвесторов, научное сообщество).

Среда, необходимая для появления инновационных компаний.

Совокупность мер, направленных на обеспечение условий появления людей с инновационными идеями и проектами, а также создание условий для их развития (школьные программы, экономические условия, дополнительное образование и развитие и прочие).

Если говорить о молодежных инновационных экосистемах, то последний вариант наиболее точно отражает сущность данной экосистемы.

Наряду с понятием экосистема в экономической литературе используется понятие «инновационная экосистема». Инновационные экосистемы включают в себя: инновации, творческий и интеллектуальный потенциал (пул талантов), инвестиционную составляющую, инфраструктуру инновационной деятельности и др.

Инновационные экосистемы могут быть глобальными и объединять национальную инновационную экосистему на макроуровне, а могут представлять из себя «экосистему в экосистеме» - например, университетскую предпринимательскую экосистему.

Несмотря на наличие общих черт и элементов экосистемы, вместе с тем существенно отличаются друг от друга. На данный момент в практике

бизнеса можно наблюдать несколько разновидностей экосистем: платформа, цифровизатор сети и суперплатформа.

Тип экосистемы «Цифровизатор сети» в качестве основного стратегического вопроса компании включает вопрос о том, как осуществить цифровизацию имеющегося продукта с помощью партнеров при низкой управленческой сложности. Данный тип экосистемы лучше всего подойдет компаниям с сильными возможностями по созданию продуктов и узким фокусом на внешних партнерах. Многие существующие фирмы применяют экосистему «Цифровизатор сети», чтобы сделать товары или услуги интеллектуальными и связанными. Такой экосистеме приносят выгоды продукты, пользующиеся высоким спросом и с высокой добавленной стоимостью (к примеру, смартфоны), а также доходы от продаж увеличиваются благодаря внушительным премиальным ценам и генерированием дополнительного дохода от встроенных услуг. Вознаграждение партнеров, как правило, связано с качеством продаваемых продуктов и (или) с долей в доходах от дополнительных услуг.

Тип экосистемы «платформа» заключается в том, что основной стратегический вопрос компании - как связать свои продукты и потребителей на платформе и при этом обеспечить высокий уровень обслуживания при минимальном количестве проблем. Данная экосистема лучше всего подходит компаниям с сильными цифровыми возможностями и основным внешним фокусом на опыт и знания. Цифровые платформы усложняются, если обслуживание связано с материальными продуктами. Чтобы участники и пользователи были удовлетворены уровнем обслуживания, таким платформам приходится постоянно следить за балансом спроса и предложения. Для успеха данных платформ необходимо иметь привлекательный интерфейс, большую и вовлеченную базу пользователей и контролируемый баланс участников и пользователей, особенно когда на

платформе происходит обмен материальными товарами, как в электронной торговле.

Тип экосистемы «Суперплатформа» фокусируется на стратегический вопросе, который заключается в том, как объединить несколько платформ в единое целое с полностью интегрированным обслуживающим предложением, и при этом охватывающее данные о пользователях всех встроенных платформ. Данные экосистемы лучше всего подходят компаниям с продвинутыми цифровыми возможностями, открытостью к работе с внешними партнерами и с грамотно разработанной начальной платформой. Чтобы обеспечить рост суперплатформы, необходима сильная финансовая основа, из-за чего компании запускают широкие рекламные компании с целью привлечения новых пользователей и финансовые стимулы для увеличения уровня полезности и привлекательности данных платформ. Суперплатформа приносит прибыль преимущественно с помощью основанных на работе с данными смежных бизнесов, таких как реклама, электронные платежи и новые сервисные предложения. Для индивидуализации сервисных предложений и построения смежных бизнесов необходим широкий спектр информации о пользователях, поэтому суперплатформы активно ведут переговоры с партнерами об охране собственной информации и о получении доступа к информации встроенных платформ.

Следует отметить, что многие компании применяют более чем один тип экосистемы одновременно.

Таким образом, личностное творчество является основным компонентом инновационной деятельности и неотделимо от нее. Инновационная деятельность представляется способом воплощения, формой творчества, которое характеризуется тем, что его результатами являются

успешно реализованные в различных сферах общественной жизни идеи и подходы, именуемые инновациями.

Творчество и инновационную деятельность объединяет их субъект — инновационная личность, являющаяся движущей силой преобразования всех сфер жизнедеятельности общества. Именно условия развития творческой личности и реализация творческого потенциала молодежи являются главной целью создания молодежных инновационных экосистем локального уровня. Вместе с тем успех данных преобразований во многом зависит от результативности социального (коллективного) творчества, т.е. от того, насколько эффективно оно продуцирует инновационные социальные институты, являющиеся объективными формами успешной инновационной деятельности.

Место инноваций в любой системе любой деятельности очень значимо, однако не меньшую роль в инновационной деятельности играет личность или субъект данной деятельности. В системе управления инновационным развитием необходимо уделять внимание различным мероприятиям по формированию и развитию инновационного типа личности.

Необходимо отметить, что инновационная деятельность неотделима от творчества, т.к. оно обеспечивает генерацию новых идей, результатом реализации которых становятся инновации. Они представляют собой попытку внести содержательные и целенаправленные изменения в социокультурный потенциал социума. Инновации появляются вследствие осознанного и целенаправленного поиска возможностей для производства новшества, основой которого служит необходимость приобретения новых знаний. Следует согласиться с тем, что инновации являются результатом творчества, воплощением созданных идей (новый/улучшенный продукт/ услуга, процессы, методы, технологии).

Поток инноваций как применение идей и использование процессов для решения существующих проблем открывает новые возможности для личности. От нее требуются особые знания, творческое мышление, изобретательность и целеустремленность для достижения желаемого результата.

Итак, основой инновационного мышления является творческое мышление. Инновационное мышление, как отмечается в литературе, характеризуется целенаправленностью прорыва, развитием способности самопознания, самоорганизации, прогнозирования и моделирования инновационного процесса, а также акцентированием внимания на генерировании инноваций. Таким образом, инновационное мышление представляет собой аспект функционирования инновационного сознания, направленный на познание инновационных отношений, потребностей и интересов, а также инновационной деятельности в целом и ее преобразований, осуществляемых в ходе социально полезной практической деятельности.

Инновационные черты современной личности становятся качествами, которые сознательно культивируются и образуют имманентно присущий инновационному типу личности творческий потенциал.

В настоящее время общая инновационная направленность превращается в атрибутивное качество, являющееся основой инновационного потенциала не только личности, но и общества. Именно этот потенциал становится главным условием инновационной деятельности и инновационного вектора функционирования общества.

Для инновационной личности, как правильно отмечают современные исследователи, характерна мотивация к инновационной деятельности, высокий потенциал самореализации, готовность к изменению сложившихся поведенческих стереотипов, толерантность к неопределенности и другие

качества, которые входят в инновационный потенциал личности и обеспечивают участие личности в инновационной деятельности.

Для развития инновационного потенциала личности, а также ее способностей, направленных на реализацию социальных и культурно -технологических программ будущего, важную роль может выполнить новая модель - инновационная экосистема экосистема.

Одной из основных черт модели экосистемы является то, что она стремится увеличить комплекс решений, которые формируют простой и удобный переход клиентов между продуктами - бизнес-доменами. Осуществление таких решений требует введения сквозных кросс-доменных технических сервисов. Они являются архитектурными доминантами, обеспечивающими поддержку положительного клиентского опыта - главного преимущества и основного отличия экосистемы как бизнес-модели. При отсутствии кросс-доменных сервисов экосистема не будет являться новой моделью и системой, а останется набор независимых клиентских продуктов. На сегодняшний день сотрудничество участников экосистем полностью отличается от сотрудничества в прошлом - партнерство имеет другие цели, структуру и результаты. В научных и деловых публикациях анализируются следующие аспекты данных отличий: новый фокус на интеллектуальные, интегрированные решения; цели достижения инновационного лидерства и скорости на рынке; сдвиг от цепочки создания стоимости к сетям создания ценности.

Следует отметить, что модель экосистемы является новой формой организации деятельности. От творческих кластеров ее отличает цель создания, территория охвата, элементы, входящие в нее.

Бостонская консалтинговая группа провела исследование 40-ка экосистем и выявила четыре дополнительных аспекта новых цифровых экосистем, изменяющие сотрудничество компаний: географическая

Actual Problems of Modern Science and Practice

диверсификация участников, межотраслевой фокус, более короткие, но более гибкие структуры взаимодействия, взаимное непрерывное создание ценности.

Географическая диверсификация участников. С помощью интернета и новых технологий сотрудничество достигается вне географических, лингвистических и культурных границ. Исследование выявило, что 90% экосистем привлекает участников из более 5-ти стран, и 77% экосистем привлекает игроков из развитых и развивающихся стран.6 В экосистеме опыт, знания, информация, технологии и интеллектуальная собственность партнеров становятся объектом менее строгих регулирования и правил, так как компании пользуются всем совместно. Поэтому механизмы защиты имеют решающее значение.

Межотраслевой фокус. Многие экосистемы создаются для привлечения знаний и опыта из других отраслей. Выяснилось, что 83% цифровых экосистем привлекает партнеров более чем из 3 отраслей, и 53% - более чем из 5 отраслей. Партнеры из других отраслей могут иметь конфликтующие корпоративные культуры и противоположные ожидания относительно распределения времени и качества, поэтому процессы следует выстраивать в соответствии с потребностями партнеров.

Более гибкие деловые структуры. Кроме долгосрочных совместных предприятий между двумя сторонами экосистемы, следует также использовать более гибкие деловые структуры, такие как контрактные взаимоотношения, платформенные партнерства и миноритарные доли в венчурных инвестициях. Данные механизмы призваны обеспечить способность экосистемы быстро отвечать на изменяющиеся потребности

6 Lang N., Szczepanski von K. and Wurzer C. The Emerging Art of Ecosystem Management. Boston Consulting Group, Hendersen Istitute. 20.01.2019. [Электронный ресурс]. URL: http://im-age-src.bcg.com/Images/BCG-The-Emerging-Art-of-Ecosystem-Management-Jan-2019-rev_tcm27-212792.pdf. (дата обращения: 24.10.2021).

7 Физика цифрового пространства. Коммерсантъ. 28.06.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersantru/doc/4013487^ara обращения: 25.10.2021).

потребителей, новые технологии, возникающих конкурентов и на изменения в регулировании. Более того, благодаря таким механизмам компании могут легче формировать новые партнерства или выходить из уже существующих объединений.

Непрерывное создание ценности. Сильная экосистема приносит выгоду всем участникам и фокусируется на постоянном создании ценности. Экосистемы направляют компании к пересмотру того, как они взаимодействуют со своими партнерами, и позволяют всем участникам получать выгоду. Для этого используются следующие инструменты, помогающие всем членам достичь своих целей: объединенная эксплуатационный запас системы, объединение прибыли, совместное использование доходов и доля в венчурных бизнесах.

Учитывая выше обозначенные преимущества экосистемы как наиболее эффективной модели организации бизнес-процессов целесообразно рассмотреть использование такой модели экосистемы в организации деятельности, способствующей поддержке молодежных инновационных инициатив на всех этапах инновационного процесса. Использование модели экосистемы будет способствовать созданию механизмов поддержки активных творческих молодых людей в области изобретательства и инновационного предпринимательства, научной и исследовательской деятельности, раскрытию интеллектуального потенциала молодежи. Экосистема поможет поддержать молодежные инициативы на всех стадиях инновационного процесса.

Что может в себя включать инновационная экосистема макроуровня, например, инновационная экосистема молодежной инноватики? Предположительно в нее могут входить: технопарки и инкубаторы, внешний венчурный капитал, программы обучения и переподготовки в сфере ИС, центры передового опыта и ЦПТИ, трансфер технологий, лицензии и

патенты, научно-исследовательские центры и научно-исследовательская деятельность, научно-технологическое творчество, рационализаторская деятельность, информационные платформы, агентства по консультированию в сфере инноваций и ИС и прочие.

Инновационная деятельность тесно связана с творчеством. Новаторство, присущее личности в инновационном обществе, проявляется, прежде всего, в инновационной деятельности. Под инновацией понимается положительное, прогрессивное новшество (идея, деятельность, технология или материальный объект, ранее не применявшийся организационной системой). Инновационная деятельность включает в себя процессы, направленные на перевод результатов научных исследований или иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт и процесс, используемый в практической деятельности и представляет собой целесообразное изменение, преобразование различных сторон жизнедеятельности человека, в том числе рационализацию производства, обновление его технологической структуры с целью достижения желаемого социального и экономического результата.

Наиболее склонной к творческой деятельности является молодежная аудитория, что приводит к необходимости создания условий для расширения и развития инновационного предпринимательства молодежи с использованием преимуществ интеллектуальной собственности. Однако существует проблема, заключающаяся в низкой осведомленностью молодежи об институте интеллектуальной собственности и об экономических преимуществах, которые дает инноватору использование интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности. В силу специфики молодежной аудитории необходим поиск новых моделей вовлечения молодежи в инновационную деятельность, новых методов организации бизнес-процессов в сфере интеллектуальной собственности,

активно использующих цифровую среду как коммуникационный канал, наиболее популярный среди молодежи.

Инновационная молодежная экосистема как разновидность экономических экосистем позволит кооперировать усилия по созданию и продвижению новшеств на рынок.

Литература

1. Insurance beyond digital: The rise of ecosystems and platforms// McKinsey&Company. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/financial-services/our-insights/insurance-beyond-digital-the-rise-of-ecosystems-and-platforms (дата обращения: 01.12.2022).

2. Джеймс Мур. Хищники и Жертвы. Новая экология конкуренции. Император.04.09.2019[Электронный ресурс] URL: https://impsa.ru/presscenter/business-ecosystem/dzheyms-mur-khishchniki-i-zhertvy-novaya-ekologiya-konkurentsii/ (дата обращения: 20.10.2021)

3. Экосистема Сбербанка (SberX). Tadviser. [Электронный ресурс] URL : https : //www.tadviser.ru/index.php/Статья: Экосистема_Сбербанка_^ЬегХ) (дата обращения: 20.10.2022)

4. Lang N., Szczepanski von K. and Wurzer C. The Emerging Art of Ecosystem Management. Boston Consulting Group, Hendersen Istitute. 20.01.2019. [Электронный ресурс]. URL: http://im-age-src.bcg.com/Images/BCG-The-Emerging-Art-of-Ecosystem-Management-Jan-2019 - rev_tcm27-212792.pdf. (дата обращения: 24.10.2022).

5. Физика цифрового пространства. Коммерсантъ. 28.06.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4013487 (дата обращения: 25.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.