Научная статья на тему 'Проблемы формирования экологических ценностей будущих специалистов'

Проблемы формирования экологических ценностей будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
842
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ENVIRONMENTAL VALUES / EDUCATIONAL PROCESS / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаревич Н. А., Шайдурова О. В.

В статье обосновываются проблемы формирования экологических ценностей будущих специалистов, обусловленных необходимостью развития современной личности студента, обладающего устойчиво положительным отношением к природе и навыками защиты окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE ECOLOGICAL VALUE FORMATION FOR FUTURE SPECIALISTS

The article substantiates the problems of the ecological value formation for future specialists caused by the development need of the modern student personality, who has consistently positive attitude to the nature and environmental protection skills.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования экологических ценностей будущих специалистов»

3. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. - М.: Наука, 1990. - 205 с.

4. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.

5. Lane R.E. The Decline of Politics and Ideology in the Knowledgeable Society // American Sociological Review. - 1966. - Vol. 31. - P. 649-662.

УДК 37.033 Н.А. Гончаревич, О.В. Шайдурова

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье обосновываются проблемы формирования экологических ценностей будущих специалистов, обусловленных необходимостью развития современной личности студента, обладающего устойчиво положительным отношением к природе и навыками защиты окружающей среды.

Ключевые слова: экологические ценности, образовательный процесс, экологическое воспитание, экологическое сознание.

N.A. Goncharevich, O.V. Shaydurova

PROBLEMS OF THE ECOLOGICAL VALUE FORMATION FOR FUTURE SPECIALISTS

The article substantiates the problems of the ecological value formation for future specialists caused by the development need of the modern student personality, who has consistently positive attitude to the nature and environmental protection skills.

Key words: environmental values, educational process, environmental education, environmental consciousness.

Серьезнейший экологический кризис внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации, наполнил новыми смыслами понятие гармоничности отношений человека и природы, повлек изменения влияния человека на окружающую среду, в связи с чем повысилась актуальность экологической культуры и экологического воспитания. Проблема формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения, становления того спектра ценностей, которые определяли бы его отношение к окружающей среде, вызвала необходимость целенаправленного воспитательного и обучающего воздействия на сознание с целью формирования экологических ценностей.

В работе Т.В. Ивановой «Экологические ценности в общественном сознании» понятие «экологические ценности» раскрывается как отражение в сознании человека природных ценностей, которые могут рассматриваться как фактор, обеспечивающий определенный тип поведения в условиях конкурирующих внешних воздействий.

Необходимость формирования экологических ценностей у будущих специалистов обусловлена отсутствием потребности молодежи придерживаться основных моральных категорий, определяющих нравственное обязательство личности перед обществом и окружающей средой.

Проблема экологического воспитания, формирования экологических ценностей лежит на стыке таких наук, как психология, педагогика и экология и на сегодняшний день практически не разработана в научной литературе.

Образовательный процесс, основанный только на традиционном знаниево-ориентированном подходе, не может в полной мере обеспечить решение актуальных экологических проблем, потому что человек, усвоивший необходимые знания, еще не обязательно проявляет себя как субъект экологической культуры. Изменить такое положение дел можно при условии, что в процессе образования студента не только научат, как

правильно поступать, но и обеспечат оранизационно-педагогические условия для того, чтобы он осознавал себя носителем экологических норм и ценностей.

Экологическое воспитание позволяет личности обрести свой образ в природе, создать условия для гармоничного развития во взаимодействии с природой на основе принципов экоцентризма и превращения пассивного мыслителя в активного исследователя природных процессов и творца своего будущего. В этой связи в образовательной среде необходимо создать единый социально-педагогический режим, который будет способствовать развитию экологического сознания личности. По этой же причине содержание образования должно быть перестроено с позиций экологического императива: человек - прежде всего часть природы, биологический вид, поэтому он либо погибнет вместе с ней, либо отыщет пути дальнейшей совместной эволюции.

Человечество стоит перед необходимостью перейти от созерцательной констатации наиболее общих свойств природного мира и воспроизведению их в той или иной естественнонаучной картине к пониманию перспектив общественного развития, осмыслению активности человека, его устремленности к переустройству мира. Выход из экологического кризиса может стать управляемым лишь на основе участия в этом процессе людей, объединенных экологическим мировоззрением, основные установки которого заданы в образовательном процессе.

В этом заключается основная сущность проблемы экологического образования и воспитания, выступающей объектом исследования ученых с давних времен и до наших дней. Первыми представителями педагогической науки, изучавшими уникальную перспективу воспитания ребенка в тесной связи с природой, явились итальянские гуманисты.

Влияние природы на нравственно-экологическое развитие личности раскрыли великие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.В.А. Дистервег, А. Гумбольдт.

Теоретические основы нравственного воспитания подрастающего поколения в процессе общения с природой получили освещение в научных трудах таких известных деятелей отечественной педагогической науки и просвещения, как А.С. Макаренко, В.Г. Огородников, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, которые рассматривали природную красоту как фон для духовного развития человека, неисчерпаемый источник его эмоциональной и интеллектуальной жизни.

Важными являются работы видных просветителей воспитания: А.Г. Асмолова, А.И. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, С.Д. Дерябо, В.П. Ясвина и др. И.Д.Зверев определяет цель и задачи, принципы и перспективы экологического образования и воспитания школьников и подчеркивает идею о необходимости реализации экологического воспитания в системе всех направлений всестороннего развития личности. Большое внимание в исследованиях А.И. Захлебного уделено системе и содержанию природоохранного образования в средней школе и эффективным условиям реализации этой системы. И.Т. Суравегина в своих работах выявила содержание и методику изучения мира природы в курсе биологии, а также показала междисциплинарный характер данного аспекта воспитания. В ряде исследований подчеркивается необходимость реализации экологического воспитания путем воплощения его в поведении, образе жизни, системе ценностей, семейном воспитании и внутренней жизни в целом (Иогонзен Б.Г., Печко Л.П., Романова Э.О., Раков И.А., Черная Г.А.).

В научно-исследовательских трудах В.Н. Дикого, Е.М. Кудрявцевой, А.В. Миронова, Е.А. Соловьевой и др. раскрыта роль нравственного и эстетического воспитания в формировании экологической культуры личности.

Отдельным нравственным аспектам экологического воспитания школьников в процессе трудового обучения посвящены исследования Т.В. Денисовой, Н.Н. Пустовит, В.В. Серикова и др., в которых раскрывается сущность бережного отношения к природе путем организации эколого-краеведческой и биотехнической деятельности школьников.

Существенный вклад в развитие школьного краеведения внесли труды И.И. Баранского, М.И. Исхано-ва, В.П. Фомина, Н.Э. Якубовой, в которых подчеркивается необходимость формирования экологической личности путем вовлечения школьников в природоохранную деятельность и ознакомления каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает.

В своих психолого-педагогических исследованиях В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Ю.А. Миславский и др. раскрывают существующие подходы к экологическому воспитанию старшеклассников, целью которых является развитие у детей ценностного отношения к природе, а также формирование экологического мировоззрения.

Важная роль в изучении психолого-педагогических особенностей отношения к природе в юношеском возрасте принадлежит Л.И. Божович, А.В. Запорожец, С.Д. Дерябо, А.Н. Эльконину, Э. Эриксону, которые

указывают на необходимость учета возрастных особенностей школьников при разработке эффективных методов экологического воспитания.

Все перечисленные исследования внесли существенный вклад в изучение проблемы экологического воспитания, однако в настоящее время существует целый ряд противоречий, среди которых можно выделить противоречия между необходимостью нового подхода к оценке экологической ситуации и сложившимся общественным сознанием, между необходимостью изменения общественного сознания и отсутствием разработанной научно-теоретической базы формирования экологических ценностей.

В настоящее время уровень экологического воспитания соотносится с глобальным экологическим кризисом. Вследствие чего следует отметить, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире и находится в прямой зависимости от экологического воспитания.

Сущность экологического воспитания рассматривается не только как составная часть природоохранной системы - это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию в настоящее время придается особое общественное значение.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: сознание - мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе личностного развития и организации экологического воспитания.

Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет собой сферу общественного и индивидуального сознания, связанного с отражением природы как части бытия, которое также формируется в процессе экологического воспитания.

Формирование специфического восприятия мира природы и своеобразного отношения к этому миру способствует с течением времени развитию экологического сознания.

В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существенное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним.

Во второй половине прошлого века исследователи обратили внимание на необходимость выделения понятия экологического сознания и выявления его структуры. Первоначально понятие экологического сознания заменялось такими понятиями, как «экологическое мышление», «экологическая мудрость», «природоохранительное мышление» и др. Но достаточно быстро эти понятия были трансформированы в дефиницию «экологическое сознание». В начале 80-х годов XX столетия Р.У. Биджиевой предпринята попытка дать трактовку экологическому сознанию, адекватную тому времени. Автор понимает под экологическим сознанием комплекс экологических воззрений, оценок, теорий различных социальных групп, определяемых характером общественного производства вообще и экономическим положением группы в частности. В то же время реально содержание экологического сознания сводится к экологическим знаниям, хотя и подчеркивается, что ядро этих знаний составляют представления о природе как саморазвивающейся системе [1].

Немного позже А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Г. Васильев предприняли попытку изучить специфику развития экологического сознания, выступающего в качестве важного условия решения многих актуальных экологических проблем. По их мнению, экологическое сознание - это отражение социальных, природных и специфических социально-экологических законов функционирования системы «природа-общество», которые выступают объектом отражения этой формы сознания [2].

Представления об экологическом сознании меняются. В настоящее время предпринята попытка оценить экологическое сознание с точки зрения будущего (экологический оптимизм и экологический пессимизм), с позиции утилитарно-экономического подхода (сколько это будет стоить), а также с позиции экологического (ценностного) подхода, выявляющего ценности, которые в определенный момент времени значимы для человечества. Кроме того, на первый план выдвигается проблема собственного психолого-педагогического анализа содержания и структуры экологического сознания.

В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструктивно-творческого преобразования участвуют все психические процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение и др.), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит отражение в объективной действительности, в поведении. Все эти процессы сопровождаются эмоциональным откликом, который придает сознанию субъективность и пристрастность.

Экологическое сознание - сознание, имеющее свою направленность, специфику, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием.

B.А. Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения. В его понимании экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный, либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику. Таким образом, преодолеваются первоначальные попытки сведения экологического сознания только лишь к знаниям. Автор выявил структурно-временной аспект взаимосвязи мышления и эмоций как единиц экологического сознания. При этом он обращает внимание на предвосхищающе-прогностическую функцию экологического сознания. Опираясь на такого рода представления, В.А. Скребец предпринимает попытку выделить структурные компоненты экологического сознания и описать основные его свойства или признаки. В качестве структурных компонентов экологического сознания исследователь выделяет прежде всего центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, характерных для данного общества, конкретного поколения; сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурноисторического опыта, который усвоен как определенной категорией людей, так и конкретным индивидом. Этот опыт опосредован разрешениями и запретами, знаково-символическими функциями взаимодействия с миром, принятыми в данной социальной группе [3].

C.Д. Дерябо и В.А. Ясвин, выделяя противоположные типы экологического сознания (антропоцентрическое и экоцентрическое), ставят следующие вопросы: что представляет собой высшая ценность в существующем мире? Существует ли иерархическая картина мира? Какова цель взаимодействия человека с природой [4]?

В результате экологического воспитания должно быть уже сформировано экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формирующееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее ей отношение и поведение к природе, человеку, обществу [5,7].

В педагогическом процессе отношение как элемент системы экологического воспитания характеризуется психологическими установками обучающихся к природному и социальному окружению. В них проявляется система ценностей, выражающих сформированное мировоззрение. Отношения отражают психологический настрой обучающихся, особенности восприятия ими экологических проблем. Экологическое воспитание способствует формированию такой системы отношений, которая пронизана чувством глубокой ответственности за окружающую среду перед будущими поколениями и отражает гармоническое сочетание личных и общественных интересов.

Разумное и ответственное отношение к природе нужно в первую очередь самому человеку, чтобы он смог стать и быть человеком, оберегая и развивая полноту и достоинство своего человеческого бытия. Вместе с тем от того, какой тип человека будет формироваться в процессе образования, каким будет уровень его индивидуального сознания, характер и широта межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь, профессионализм и т.д., зависят и возможности решения глобальных проблем современности. От уровня зрелости экологического мышления зависит успешность природоохранной и природопреобразующей деятельности. Кроме того, через отношение к природе формируется нравственное отношение к социальному окружению, ведь природа - это общий дом всего человечества и забота о нем предполагает учет интересов как ныне живущих, так и будущих поколений. Формирование развитого экологического мышления является основанием формирования экологической культуры, развития гражданственности и патриотизма: нельзя быть гражданином и патриотом и не заботиться о сохранении качества природной среды.

Экологическая ситуация в нынешнее время такова, что современная педагогическая система на всех уровнях обучения должна обеспечивать не только возможности для развития личностных способностей, но и прививать самостоятельность в овладении знаниями, усвоении их в максимально полном объеме, что обеспечит формирование экологической компетентности, которая является необходимым условием преодоления бездумного отношения к природной среде.

Сегодняшняя экологическая ситуация формирует новые каноны культуры и образованности, которые должны стать ориентирами для разработки новых педагогических технологий и моделей профессионально-

образовательных учреждений. Конечным продуктом образовательной деятельности должен стать образованный человек, стремящийся к реализации высших ценностей и идеалов. В силу этого в процессе образования необходимо содействовать стимулированию самостоятельного развития способностей и готовности к высокой культуре самореализации личности.

Социальные преобразования, рост народонаселения привели к существенным изменениям значения экологических ценностей. В современном мире большая часть городского населения начинает воспринимать природу не только как источник материальных благ, но и в качестве эстетической и познавательной ценности. Она перестает служить только источником ресурсов, необходимых для экономической деятельности, и становится все более ценным компонентом благоприятной для жизни окружающей среды.

И.В. Макрушина пишет: «...Основываясь на исследованиях отечественных и зарубежных ученых, а также учитывая структурно-содержательную характеристику экологического сознания, важно использовать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования экологического воспитания будущих специалистов. Приоритетное значение в данной совокупности имеют гуманизация образовательного процесса, межпредметная интеграция содержания экологического образования, ориентация содержания, методов и форм преподавания на экологизацию образования. Реализация указанных педагогических условий возможна посредством внедрения в образовательный процесс вуза основных положений системного, гуманистического, интегративного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию студентов.» [6].

Необходимость развития у будущих профессионалов устойчиво положительного отношения к природе и навыков защиты окружающей среды влечет за собой необходимость решения ряда проблем.

В педагогическом процессе важно формировать систему экологических ценностей для обеспечения гармоничного взаимоотношения будущих специалистов с окружающей средой. Основными педагогическими условиями формирования экологических ценностей являются: побуждение к внутренней мотивации и рефлексии собственной социально-экологической деятельности; воспитание и формирование субъектной позиции в социально-экологической деятельности, управление системой формирования экологических ценностей; интеграция экологических знаний. Организационно-методическое обеспечение формирования у будущих специалистов экологических ценностей включает стимулирование интереса к экологическим проблемам и организацию учебной деятельности по межпредметному принципу, насыщение практических занятий эмоциональным содержанием экологического характера и создание благоприятной психологической атмосферы при освоении экологических идей и ценностей. Эти условия моделируются в специально организованных педагогических ситуациях. Для оценки сформированности экологических ценностей нам представляется актуальным и целесообразным выделить следующие критерии: познавательный (сформированность экологоэкономических знаний и социальной ответственности), нравственно-ценностный (осознание значимости и уровня развития социальной ответственности) и поведенческий (высокий уровень общественной активности и развитости социальной ответственности по отношению к природным ценностям).

Таким образом, экологизация образования обусловливает формирование системы экологических ценностей через проникновение идей, концепций, принципов, подходов экологического знания и культуры в систему подготовки специалистов.

Литература

1. Биджиева Р.У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма. - М., 1981. - С.13-14.

2. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильева Н.Г. Экологическое знание и сознание. - Новосибирск, 1987. -218 с.

3. Скребец В.А. Психологическая диагностика. - Киев, 2001. - 152 с.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.

5. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.

6. Макрушина И.В. Педагогические условия формирования экологического сознания у будущих учителей безопасности жизнедеятельности // Вестн. Адыгейского ГУ. - 2007. - № 3. - С. 258-266.

7. Ростовцева М.В., Машанов А.А. Основные подходы к исследованию адаптивности личности // Вестн.

КрасГАУ. - 2012. - № 7. - С.191-196.

---------♦'-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.