Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
волонтерство / школьники / дети / педагоги / volunteer activity / primary school / children / teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гридина М.А., Шумакова А.В.

В статье дано определение волонтерской деятельности. Раскрыта сущность понятия «активная жизненная позиция детей младшего школьного возраста» как педагогическая проблема. Обоснованы особенности волонтерской деятельности в начальном образовании. Изучены проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при формировании активной жизненной позиции младших школьников средствами волонтерской деятельности. Описаны педагогические условия формирования активной жизненной позиции младших школьников средствами волонтерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гридина М.А., Шумакова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING ACTIVE LIFESTYLE POSITIONS OF YOUNGER STUDENTS BY MEANS OF VOLUNTEER ACTIVITIES

The article defines volunteer activity. The essence of the concept of "active life position of primary school children" as a pedagogical problem is revealed. The features of volunteer activity in primary education are substantiated. The problems faced by teachers in the formation of an active life position of younger schoolchildren by means of volunteer activities are studied. The pedagogical conditions for the formation of an active life position of younger schoolchildren by means of volunteer activity are described.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 373 Гридина М.А., Шумакова А.В.

Гридина М.А.

студентка 5 курса Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

Научный руководитель: Шумакова А.В.

доктор пед.наук, профессор Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье дано определение волонтерской деятельности. Раскрыта сущность понятия «активная жизненная позиция детей младшего школьного возраста» как педагогическая проблема. Обоснованы особенности волонтерской деятельности в начальном образовании. Изучены проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при формировании активной жизненной позиции младших школьников средствами волонтерской деятельности. Описаны педагогические условия формирования активной жизненной позиции младших школьников средствами волонтерской деятельности.

Ключевые слова: волонтерство, школьники, дети, педагоги.

В современном обществе важность активной жизненной позиции человека неоспорима. Это особенно актуально в контексте воспитания подрастающего поколения, в частности младших школьников. Активная жизненная позиция не только способствует личностному развитию ребенка, но и формирует основу для его будущего взаимодействия с обществом.

Формирование активной жизненной позиции младшего школьника связано с отвержением или принятием тех правил и требований, которые предъявляет к ребенку образовательная среда и его статус ученика. Одним из эффективных средств формирования такой позиции является волонтерская деятельность. Несмотря на её значимость, в процессе вовлечения младших школьников в волонтерство возникают определенные проблемы.

Формирование активной жизненной позиции осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Активная жизненная позиция личности проявляется в общественной деятельности учащихся. Действительно, если школьник участвует в общественной работе с желанием, деятельность и активность выступают в единстве. Если же работа выполняется не в силу внутреннего влечения, а только благодаря внешнему понуждению, она не может быть охарактеризована как активность личности [2, с. 122].

Активная жизненная позиция младшего школьника - это позиция ребенка, представляющая собой морально-волевое качество, гармонично сочетающее интерес к общественной работе, ответственность и инициативность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.

Волонтерская деятельность - это обширный круг деятельности, который включает традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия [4, с.299].

Волонтерская деятельность в контексте начального образования представляет собой добровольное участие учащихся начальных классов в различных формах социально полезной работы, а именно: организацию благотворительных акций, участие в экологических проектах, помощь пожилым людям или уход за животными и др. Такая деятельность направлена

не только на помощь нуждающимся, но и на формирование у детей навыков социального взаимодействия, развитие эмпатии, ответственности и гражданской активности. Включение волонтерских проектов в учебную программу начальных школ способствует разностороннему развитию детей, укрепляет их связь с обществом и формирует основу для их будущего активного участия в жизни общества [3, с.13].

На наш взгляд, важность волонтерской деятельности в начальных классах заключается в том, что она помогает детям понять значение самоотдачи и взаимопомощи в раннем возрасте. Дети учатся работать в команде, принимать решения и быть инициативными. Организация такой деятельности требует тщательного планирования и сотрудничества между учителями, родителями и местными сообществами, что также предоставляет возможность для педагогов внедрять обучение через практическую деятельность, что делает процесс обучения более динамичным и значимым для учащихся. Ведущая роль при организации волонтерской деятельности принадлежит именно учителю начальных классов, который организует всю образовательную деятельность младших школьников и является значимой фигурой для детей.

Волонтерская деятельность помогает в развитии таких навыков, как: умение защищать и отстаивать собственные интересы, инициативность, исполнительность, лидерские навыки, коммуникабельность, самоорганизация.

При формировании активной жизненной позиции младших школьников средствами волонтерской деятельности педагоги сталкиваются с проблемами:

- важным является возраст детей, на этом этапе развития ребенка его восприятие мира и социальная активность формируются, но в то же время ограничены его психологическими, физическими и эмоциональными возможностями. Поэтому выбор и организация волонтерских проектов для младших школьников требует особого внимания к их возрастным особенностям и интересам.

- проблемы с мотивацией. Для младших школьников основным стимулом к участию в волонтерской деятельности часто является желание

помогать другим, но этот аспект может быть не полностью понятен на таком раннем возрасте. Следовательно, задача взрослых - развивать в детях понимание важности помощи и сотрудничества, а также умение видеть результаты своих действий.

- включение волонтерской деятельности в учебный процесс. Необходимо найти баланс между образовательными задачами и волонтерскими проектами, чтобы не перегружать детей и в то же время предоставить им возможность для развития активной жизненной позиции.

- это поддержка со стороны родителей и учителей. Родители играют ключевую роль в мотивации и поддержке своих детей в волонтерской деятельности, а учителя могут интегрировать элементы волонтерства в учебные программы и проекты, тем самым способствуя формированию у детей социальной ответственности и активности [1, с.173].

Следовательно, волонтерская деятельность может быть мощным инструментом в формировании активной жизненной позиции младших школьников. Однако для эффективного вовлечения детей в этот процесс необходимо учитывать их возрастные особенности, развивать мотивацию, интегрировать волонтерство в образовательный процесс и обеспечивать поддержку со стороны взрослых. С учетом этих факторов волонтерская деятельность может значительно обогатить жизненный опыт младших школьников и подготовить их к активному участию в жизни общества.

Формирование активной жизненной позиции младших школьников средствами волонтерской деятельности требует создания определенных педагогических условий:

- интеграция волонтерских проектов в учебный процесс. Включение элементов волонтерской деятельности в школьную программу, например, через тематические уроки, проектные задания, и дискуссии, это помогает детям лучше понять значение волонтерства и его роль в обществе.

- организация разноплановых волонтерских мероприятий. Проекты должны соответствовать возрасту и способностям детей, быть интересными и достижимыми для них.

- поддержка и участие учителей и родителей. Активное участие взрослых в волонтерской деятельности, как пример для подражания, и как поддержка и наставничество для детей.

- развитие навыков рефлексии и самоанализа. Поощрение детей к размышлению о своем вкладе в волонтерские проекты и о том, как их действия влияют на других.

- поощрение инициативности и самостоятельности. Предоставление возможности детям самим выбирать проекты для участия, планировать их и принимать решения в ходе реализации проекта.

- создание безопасной и поддерживающей среды, чтобы дети чувствовали себя в безопасности и понимали, что их усилия будут объективно оценены.

- обеспечение обратной связи и признания усилий. Регулярное предоставление положительной обратной связи младшим школьникам о их вкладе в волонтерские проекты.

- содействие развитию эмпатии и социальной ответственности. Через обсуждение и рефлексию волонтерских действий, способствование развитию у детей понимания чувств и потребностей других людей.

- разнообразие волонтерских проектов. Предложение широкого спектра волонтерских мероприятий, чтобы дети могли исследовать различные способы помощи и участия в общественной жизни [5, с.38].

На наш взгляд, эти педагогические условия способствуют не только развитию активной жизненной позиции у младших школьников, но и обогащают их образовательный опыт, помогают формировать навыки взаимодействия в обществе и воспитывают чувство ответственности и сочувствия.

Таким образом, волонтерская деятельность играет ключевую роль в формировании активной жизненной позиции младших школьников, она не только способствует развитию личностных качеств, таких как инициативность, ответственность и социальная активность, но и обогащает образовательный процесс, включая элементы практического взаимодействия и рефлексии. Важность такой деятельности усиливается при поддержке и активном участии учителей, родителей и местных сообществ, что создает благоприятную среду для всестороннего развития детей, укрепляет их связь с обществом и подготавливает к активному участию в жизни общества. Однако, для эффективного вовлечения детей в волонтерскую деятельность необходимо учитывать их возрастные особенности, развивать мотивацию, интегрировать волонтерство в образовательный процесс и обеспечивать поддержку со стороны взрослых. С учетом этих факторов, волонтерская деятельность может значительно способствовать формированию активной жизненной позиции и социальной ответственности у младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Колокольникова, З.У. Формирование социальной активности у младших школьников посредством волонтерской деятельности / З. У. Колокольникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 172-176;

2. Спиридонова, А.А. Возможности организации волонтерской деятельности младших школьников в современных условиях / А. А. Спиридонова, И. В. Арябкина // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2021. -№ 1. - С. 120-126;

3. Талзи, С.С. Волонтерское движение как средство формирования активной жизненной позиции и самостоятельности младших школьников / С. С. Талзи // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации: сборник статей. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. - С. 12-14;

4. Хосонова, Н.В. Особенности организации волонтерской деятельности с младшими школьниками / Н. В. Хосонова, Ю. Д. Гакаме // Аспирант. - 2021. -№ 5(62). - С. 298-301;

5. Юнг, Т.Н. Формирование активной жизненной позиции младших школьников в системе волонтерского движения / Т. Н. Юнг, Н. Д. Богданова, Г. В. Сторожева // Образование и воспитание. - 2020. - № 4(30). - С. 37-39

Gridina M.A., Shumakova A. V.

Gridina M.A.

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)

Scientific advisor: Shumakova A.V.

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)

PROBLEMS OF FORMING ACTIVE LIFESTYLE POSITIONS OF YOUNGER STUDENTS BY MEANS OF VOLUNTEER ACTIVITIES

Abstract: the article defines volunteer activity. The essence of the concept of "active life position of primary school children" as a pedagogical problem is revealed. The features of volunteer activity in primary education are substantiated. The problems faced by teachers in the formation of an active life position of younger schoolchildren by means of volunteer activities are studied. The pedagogical conditions for the formation of an active life position of younger schoolchildren by means of volunteer activity are described.

Keywords: volunteer activity, primary school, children, teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.