2. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2006.
3. Чернышев В.Н. Двинин А.П.. Человек и персонал в управлении. М.: Энергоатомиздат; Санкт-Петербургское отд-е, 1997.
4. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства. СПб: Изд-во СПбГУ, 2004.
5. Становление трудовых отношений в постсоветской России. М.: Академический проект, 2004.
6. Петрова Н.П. Искусство работать с людьми, или человеческий фактор в российском бизнесе. М: ЭКСМО, 2005.
7. Сервисная деятельность / Под ред.В.Романович. СПб: Питер, 2005.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Аз, 1996.
9. Меллер К., Хегедаль П. Качественный сервис через личностное развитие. М: Менеджер сервис, 1992.
10. Краткий словарь по социологии. М.:Политиздат,1988.
11. Нугаев P.M. Проблема роста социогуманитарного знания / /Вопросы философии. 2007. №8.
12. Пашковская И.Н., Королева Н.И. Менеджер в ситуации деятельности. Домоведение как новый вид социально-сервисной деятельности: Монография. СПб: Изд-во СПбГУ СЭ, 2009.
13. Пашковская И.Н., Королева Н.И. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО // Методические рекомендации для профессорско-^еподадательского состава. СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.
14. Маслоу о менеджменте: самоактуализация, просвещенный менеджмент, организационная теория. СПб: Питер,2003.
УДК 336.645.3 ББК 65.26
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Т. В. Майорова
Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетъмана
03680, Украина, г. Киев, пр. Победы, 54/1
Работа выполнена в рамках гранта Министерства образования и науки РФ (Соглашение № 14.В37.21.1995)
Геополитическая направленность современного цивилизационного мира определяется его глобализацией, прогрессивным ростом значимости гуманитарной сферы, прежде всего сферы образования, повышением роли интеллектуального капитала, социальных и гуманитарных факторов экономического прогресса, которые способствует не только экономическому росту, но и справедливому распределению его результатов между всеми членами общества.
Однако формирование нового поколения, которое имеет стратегическое значение в развитии и становлении общественного прогресса, укрепление авторитета страны на международной арене, особенно в условиях глобализации, зависит от достаточности финансового обеспечения.
Но, к сожалению, в посткризисном мире финансовые ресурсы многих стран стали более ограниченными, а рост экспорта
сдерживается потенциально более низкими темпами роста в странах-импортерах.
Так, в 2010 году в Париже на XX Генеральной конференции «Высшее образование в кардинально новом мире: сделать с наименьшими затратами» ученые рассмотрели глобальные проблемы управленческого и ресурсного обеспечения развития образования. Ими было отмечено, что высшее образование сейчас оказалась в условиях жесткого кризиса, подобно такому, какой был во времена Второй мировой войны [1].
В этой связи вопросы исследования проблем финансирования высшего образования в условиях глобализации экономического развития являются сегодня особенно актуальными.
Рассматривая глобализацию высшего образования как реальность, можно сказать, что она делает мировую экономику все более интегрированной, в частности, посредством распространения новых информаци-
онных и коммуникационных технологий, появления международной сети знаний, растущей роли английского языка и других сил, не зависящих от академических институтов.
Интернационализация вузов — это различные меры и программы, осуществляемые университетами и правительствами в ответ на глобализацию. Они обычно включают в себя отправку студентов на учебу за границу, создание филиала (кампуса) за рубежом или участие в некотором межведомственном и межстрановом партнерстве.
Таким образом, высшее образование все чаще видится одной из основных движущих сил экономического развития.
При всем этом налоговые поступления в странах не успевают за стремительным ростом расходов на высшее образование. Увеличение числа студентов стало серьезной проблемой для систем, где высшее образование традиционно бесплатно или в значительной степени субсидируется. С финансовой точки зрения такая модель больше не жизнеспособна, из-за чего системы вынуждены коренным образом реструктурировать «социальный контракт» между высшим образованием и обществом в целом.
Последние несколько десятилетий в высшем образовании все чаще видят личное благо, служащее интересам частных лиц, и это подразумевает, что учебные заведения и их студенты должны нести значительную часть расходов на высшее образование. Дефицит финансирования означает также, что системы и учреждения высшего образования должны сами получать все больший процент своих доходов. К примеру, некоторые университеты оказывают спонсорскую помощь издательствам, журналам, театральным труппам, некоммерческим радио и телевизионным станциям, а также служат ключевыми интеллектуальными центрами. Эти функции особенно важны в странах со слабой социальной и культурной инфраструктурой и недостатком институтов, способствующих развитию свободных дискуссий и диалога.
Рост во всем мире частного высшего образования и модели финансирования сектора высшего образования имеют важные
последствия для студентов и общества. Существующие тенденции ведут, как правило, к усилению экономии в университетах и других учреждениях высшего образования (переполненные аудитории, устаревшие библиотечные фонды, меньшая поддержка научной работы преподавателей, ухудшение состояния зданий, сокращение профессорско-преподавательского состава, утечка мозгов вследствие отъезда за границу наиболее талантливых представителей профессорско-преподавательского состава). Наиболее серьезная нехватка средств отмечается во всех развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
В докладе [2], подготовленном для Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию, отмечается, что финансирование высшего образования в первом десятилетии XXI века находится под влиянием двух явлений. Во-первых, высшее образование играет все более важную роль для экономики, людей и обществ, стремящихся к демократии и социальной справедливости, и, во-вторых, его стоимость заметно растет. Массификация, вызванная демографическими процессами, и высокий процент молодых людей, оканчивающих среднюю школу и желающих получить высшее образование, увеличивают удельные затраты на обучение и исследования. Общие затраты растут такими темпами, за которыми не в состоянии угнаться потоки государственных доходов в большинстве стран. Это очень важная тенденция, тем более что в большинстве стран мира некоторые, если не все, расходы на высшее образование традиционно покрывались за счет государственных доходов.
В ответ на финансовые проблемы университеты и национальные образовательные системы пытаются искать решения в плане оптимизации стоимости и спроса. Первое - увеличение размера аудиторий и нагрузки преподавателей, второе - замена штатных преподавателей на более дешевых совместителей.
Произошедший за последние десятилетия подъем частного высшего образования во всем мире является значительным событием, а модели финансирования в этом сек-
торе имеют большое значение для всех заинтересованных сторон, включая студентов и общество в целом. В большинстве случаев частные высшие учебные заведения зависят от доходов в виде платы за обучение. Зависимость от оплаты означает, что эти колледжи и университеты должны чрезвычайно внимательно управлять своим студенческим контингентом и расходами и что зачастую они материально неспособны выдержать неожиданный спад численности студентов. Кроме того, эти учебные заведения нередко ориентированы только на те группы населения, которые могут платить за обучение. Это может «усилить классовое или другое расслоение общества».
В мире есть примеры других, помимо платы за обучение, источников финансирования частных высших учебных заведений. Например, в США частные учебные заведения получают значительные финансовые пожертвования от выпускников, а также от индивидуальных и корпоративных доноров. Американские студенты аккредитованных частных колледжей и университетов могут получать государственную поддержку в форме федеральных студенческих грантов и кредитов.
В целом, анализируя мировые тенденции в финансировании высшего образования, можно выделить восемь направлений, каждое из которых имеет свои экономические, политические и социальные корни, а также свои последствия. Изменяясь в зависимости от контекста, эти направления формируют условия для повсеместной строгой экономии и принятия политических решений в области высшего образования. Такими тенденциями являются:
1. Развитие экономики, основанной на знаниях, где высшее образование все чаще рассматривается как один из главных двигателей экономического прогресса.
2. Увеличение спроса на высшее образование со стороны физических лиц, которое может далеко превышать возможности экономики знаний, приводя к росту числа безработных и частично занятых выпускников университетов. С другой стороны, темпы роста спроса на высшее образование отчасти обусловлены ужесточившейся конкуренцией на рынке труда и тем, что рабо-
тодатели используют квалификации высшего образования в качестве средства отбора при назначении на лучшие должности.
3. Затраты на одного студента растут быстрее, чем уровень инфляции, при этом их рост усугубляется увеличением числа студентов, из-за чего в большинстве стран совокупные затраты на высшее образование повышаются вне зависимости от уровня инфляции.
4. Отставание государственных налоговых поступлений от быстро растущих расходов на высшее образование. Это вызвано проблемами большинства экономик с введением эффективного и прогрессивного налогообложения, а также усилением конкуренции со стороны других политических и социальных потребностей общества.
5. Рост глобализации: среди прочего, глобализация обусловливает как увеличение спроса на высшее образование, так и недостаточность государственных доходов для его поддержки. Причиной снижения налоговых поступлений государства является перенос производства и капитала в страны с более дешевой рабочей силой и низкими налогами.
6. Рост практически во всех странах внебюджетного финансирования, что позволяет высшему образованию получать более высокие доходы. Платное обучение появляется в Европе, которая долгое время оставалась оплотом бесплатного государственного высшего образования, и все чаще его можно встретить в бывших коммунистических или социалистических странах.
7. Активизация роли других источников финансирования, в частности, образовательных кредитов, которые экономически более эффективны для сохранения доступа к высшему образованию в условиях роста расходов родителей и студентов.
8. Рост либерализации экономики, то есть ориентация на свободный рынок и частный сектор. Либерализация заставляет многие правительства отвечать на финансовые проблемы высшего образования путем корпоратизации и приватизации государственных университетов, внедрения новых инструментов государственного управления бюджетами и финансированием государственных университетов, а также
путем поддержки частных колледжей и университетов [3, с.79].
Исходя из этих тенденций, правительства западных стран, руководители ведущих мировых экономических организаций на международных форумах последних лет предлагают модель образования, обусловленную правилами свободной торговли, в основе которой лежат идеология и стратегии транснациональных корпораций. На сегодняшний день уже немало сделано в развитии тенденций, которые ведут образовательные системы многих стран по пути всемирной глобализации.
В частности, большая часть реформ связана с изменением механизмов распределения ресурсов, в основном за счет стремления к прямым взаимоотношениям между государственными ресурсами, результатами деятельности вузов и конкурентного подхода в общем распределении ресурсов (табл. 1).
Анализируя последние мировые тенденции в сфере высшего образования, Сал-ми Джамиль (специалист по экономическим вопросам образования, координатор программ и проектов в сфере высшего образования Всемирного банка, член экспертной группы ОЭСР по оценке результатов обучения в высшем образовании) предложила три альтернативных сценария возможного развития финансирования высшего образования в ближайшие годы.
В рамках первого сценария - «финансирование на основе предложения» (supply-side scenario) - рассматриваются последствия и разнообразные условия продолжения традиционных методов государственного финансирования образования. В соответствии с данной моделью учреждения высшего образования финансируются напрямую из государственных источников, чаще всего исходя из потребностей «на входе» и не учитывая критериев результативности.
До сегодняшнего дня во многих странах ОЭСР, особенно в странах Европы, высшее образование преимущественно финансировалось из государственных средств. Однако в будущем устойчивое развитие и
качество высшего образования в рамках этого сценария могут подвергаться сомнению, поскольку опыт использования этого типа финансирования заметно варьируется в глобальном масштабе.
Еще в 1998г. Всемирный банк заявил, что высшее образование «во всем мире находится в кризисе» [7] и выявил фискальную нестабильность, с которой сталкивается сектор высшего образования в развивающихся странах мира. Сценарий финансирования на основе предложения может оказаться трагическим для тех стран, которые долгое время находились в кризисе и оказались неспособны изменить характерную для них ситуацию стагнации. В будущем страны с преимущественно государственным сектором экономики, для которых типичны также динамично растущие показатели приема в учреждения среднего профессионального образования и ограниченные бюджетные ресурсы (или с недостаточными политическими обязательствами в отношении высшего образования), могут избежать упадка только при условии, что будет налажена система регулирования доступа к высшему образованию и выработан механизм распределения расходов. В противном случае им придется столкнуться с нестабильным ростом, падением качества и высоким уровнем безработицы среди выпускников из-за низких темпов создания рабочих мест.
Второй трансформационный сценарий применяется к странам и институтам высшего образования, которые уже прошли первое поколение реформ, связанное с разделением затрат на финансирование сектора, но в которых должны произойти определенные изменения для того, чтобы закрепить и улучшить позитивные последствия уже проведенных реформ или преодолеть некоторые их негативные результаты (часто непредвиденные). Это касается, прежде всего, стран Латинской Америки, стран с переходной экономикой в Восточной Евро-
пе и Центральной Азии, а также некоторых государств Восточной Азии.
Таблица 1. Инновационные модели распределения ресурсов в высшем образовании за последние годы ^_1_(выборка стран)*_^_
Модели распределения ресурсов Прямое финансирование (на основе предложения, supply-side) Согласованное распределение (Negotiated Allocations) Контракты на основе результативности (performance contracts) Австрия, Дания, Франция, Финляндия, Испания, Чили, США (Колорадо, Вирджиния) Выполнение плановых потребностей (performance set asides) ЮАР, США (Миссури, Нью-Джерси, Тен-неси, Южная Калифорния и Огайо) Конкурсные механизмы (Competitive Mechanisms) Конкурентные фонды (competitive funds) Индонезия, Шри-Ланка, Гана, Мозамбик, Аргентина, Чили, Боливия, Болгария, Венгрия, Египет, Тунис
Косвенное финансирование (на основе спроса, demand-side) Студенческие займы на основе доходов (income-contingent student loans) Таиланд, ЮАР, США, Швеция, Новая Зеландия, Австралия Контракты с учетом человеческого капитала (human capital contracts) Чили, Колумбия, Германия, США Универсальные ваучеры (universal vouchers) США (Колорадо), Болгария Счета для обучения в течение всей жизни (Lifelong learning accounts) Канада, Швеция, Великобритания Ваучеры, основанные на заслугах (merit-based vouchers) Казахстан, Чили, Грузия, Венгрия
""Источники: [4, 5, 6].
Примерами, отражающими происходящее на национальном уровне, могут выступать ситуации, при которых, например, через несколько лет после введения системы распределенного финансирования и студенческих займов для помощи студентам из малообеспеченных семей страны могут столкнуться с проблемой невозврата кредитов в результате высокого уровня безработицы среди выпускников университетов. В числе причин подобного развития событий может оказаться, как это случилось в США в 1980-х гг., выбор многими заемщиками для обучения учреждений высшего образования, предоставляющих услуги низкого качества. С одной стороны, такое положение дел может побудить страны к более жесткой процедуре аккредитации высших учебных заведений с целью снижения количества институтов высшего образования с низким уровнем качества образовательных услуг. С другой стороны, такая ситуация может возникнуть в случае, если правительствам, использующим при распределении государственных средств между вузами формульное финансирова-
ние, потребуется внести в используемую формулу какие-табо изменения в соответствии с новыми условиями.
Многие страны поощряли рост числа частных университетов и колледжей для дополнения, а иногда и для замещения государственного инвестирования в высшее образование. Но не всегда устранялись существовавшие барьеры, мешающие частным поставщикам услуг работать эффективно.
Иногда правительства считают более приемлемым заново ввести некоторые элементы модели финансирования на основе предложения, чем продолжать реформирование по переходу к разделению затрат. Это может быть объяснено особенностями культурных и социальных характеристик страны или продиктовано политическими соображениями.
Преимущество реформ второго поколения в финансировании и управлении состоит в том, что они обеспечивают возможности стран и институтов приспосабливаться к меняющимся внешним условиям, корректируя возможные искажения и луч-
ше подготавливаясь к ответу на новые вызовы. С другой стороны, некоторые реформы предполагают изменения, которые могут стать вызовом для действующих практик и установленных привилегий.
Таким образом, принятие трансформационного сценария, по мнению Дж. Салми, вероятно, будет поддерживаться все большим числом стран, сталкивающихся с необходимостью приведения национальных стратегий мобилизации ресурсов и их распределения в соответствии с изменениями в экономической и социальной сферах.
Третий сценарий финансирования на основе спроса предполагает, что система финансирования основана преимущественно на рыночных механизмах, в соответствии с которыми государственные ресурсы следуют за студентом, а не направляются напрямую в вузы, как это происходит сегодня практически во всех странах мира. Кроме того, в перспективе обучения в течение всей жизни государственное финансирование будет направлено не только на студентов, получающих высшее образование впервые, сразу после окончания школы, но также и на взрослых учащихся, проходящих переподготовку или повышение квалификации в процессе профессиональной жизни [8].
Инструменты для реализации данного подхода достаточно широки и включают гранты, стипендии, студенческие займы, контракты на человеческий капитал, ваучеры и др. Несмотря на то, что ни одна страна мира пока еще полностью не перешла к модели финансирования на основе спроса, в практике отдельных стран все же встречаются соответствующие релевантные примеры:
- Стипендии и гранты. Большинство стран и вузов предоставляют безвозмездную финансовую помощь в форме пособий для нуждающихся учащихся или стипендий на основе оценки успеваемости.
- Студенческие займы. Студенческие займы действуют в той или иной форме в более чем 60 странах. Значительная часть институтов высшего образования организуют и финансируют собственные программы по предоставлению студенческих займов.
- Контракты с учетом человеческого капитала. Такого рода контракты предоставляются частными компаниями и являют собой другую разновидность студенческих займов. Студенты - участники таких контрактов соглашаются компенсировать затраты инвесторов за счет части своих будущих доходов. В качестве пилотных проекты по заключению контрактов с учетом человеческого капитала осуществляются в Чили, Колумбии, Германии и США [9].
- Ваучеры. Например, Болгария, Чили, Грузия, Венгрия, Казахстан, США (штат Колорадо) применяют инструмент ваучеров для высшего образования. Студенты получают документ о праве на обучение в вузе по их выбору.
- Образовательные сберегательные счета. Образовательные сберегательные счета, иногда их называют персональными счетами на обучение (Individual Learning Accounts). Они используются для стимулирования накоплений семей или отдельных граждан на цели высшего образования.
В целом подход к финансированию на основе спроса имеет ряд преимуществ. Во-первых, студенты и фирмы, потребители услуг высшего образования, становятся ориентиром и движущей силой реформ в данном секторе. В условиях конкуренции за привлечение студентов вузы становятся более чуткими к требованиям повышения качества и релевантности предлагаемых ими курсов. Механизм финансирования на основе спроса способствует большей эффективности вузов с точки зрения стоимости предлагаемых услуг. Студенты могут более осознанно воспринимать ценность образования, они более мотивированы на продолжение обучения, что, в свою очередь, может привести к более высоким академическим результатам и повысить эффективность внутри вузов.
Во-вторых, механизм финансирования на основе спроса можно применять вне зависимости от источников поступления ресурсов. Источниками могут быть как государственные средства, так и частные ресурсы работодателей, студентов и их семей. Возможности существенного расширения и
развития программ обучения в течение всей жизни только за счет государственных средств представляется сомнительными. Использование финансовых механизмов на основе спроса могло бы способствовать мобилизации ресурсов за счет наращивания средств, поступающих из частных источников, - от отдельных граждан и фирм, для которых взаимосвязь между собственными инвестициями и выгодами с точки зрения более качественной профессиональной подготовки была бы более очевидна.
Тем не менее недостатком такого механизма финансирования является невозможность его применения для финансирования программ высшего образования, призванных служить целям общественного развития. Вузы, конкурирующие в борьбе за студентов, предлагают курсы и программы, непосредственно связанные с профессиональными интересами большинства студентов.
Еще одно ограничение данного подхода состоит в трудности его реализации в странах, которые являются частью региональных соглашений в сфере высшего образования, до тех пор пока все страны -участники соглашения - не примут единую модель финансирования.
Представляется, что этот финансовый сценарий вполне реализуем в странах с диверсифицированной системой высшего образования, которая включает и государственные, и частные институты, в том числе те, где уже достигнуто (или может быть достигнуто в будущем) общественное и политическое согласие о возможности перевода государственных средств в частные университеты посредством обучающихся в них студентов.
Таким образом, проведенные исследования глобальных тенденций в сфере финансирования высшего образования привели к следующим выводам.
Мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов в условиях глобализации являются приоритетными направлениями политики в области высшего образования во всех странах мира, отражая некоторые взаимосвязанные тенденции, напрямую влияющие на необходимость привлечения дополнительного фи-
нансирования: изменение демографической структуры, растущий спрос на высшее образование, особенно в развивающихся странах, переход к обучению течение жизни, а также растущая стоимость предоставления образовательных услуг.
Первая тенденция предполагает дальнейший рост разделения расходов в разных формах. Вторая тенденция связана с все большим развитием механизмов финансирования на основе результативности и качества. Третья предполагает усиливающуюся комбинацию различных финансовых инструментов в контексте каждой конкретной страны, в том числе возникновение механизмов финансирования на основе спроса. Полезность и ценность этих сценариев состоит в том, чтобы помочь правительствам и руководителям институтов понять, что они могут и должны делать сегодня для реализации необходимых реформ и изменений, чтобы обеспечить стабильное финансирование на ближайшее время и в среднесрочной перспективе.
Тем не менее реакция стран и институтов на эти общие тенденции будет различаться в зависимости от состояния экономики, социального и культурного контекста, политических условий, а также существующего стратегического видения роли высшего образования.
Независимо от пути, выбранного той или иной страной, правительствам необходимо помнить о пяти главных принципах эффективного финансирования, которыми можно руководствоваться в процессе проведения финансовой политики, в частности:
1) мобилизовать достаточные ресурсы, государственные и частные, чтобы в равной мере отвечать на потребности количественного роста и необходимость повышения качества;
2) гарантировать, что разделение расходов обязательно сопровождается предоставлением адекватной помощи студентам;
3) использовать финансовые механизмы, основанные на оценке качества и результатов, и, по возможности, распределять ресурсы на конкурсной основе;
4) обеспечивать полную совместимость и взаимодополняемость разнообразных инструментов финансирования;
5) придерживаться принципов прозрачности при разработке и использовании всех финансовых механизмов (постановка четких политических целей, указание правил и процедур распределения ресурсов).
Таким образом, реформа финансирования высшего образования не является самоцелью, она лишь служит цели достижения финансовой стабильности для расширения возможностей предоставления выс-
шего образования и совершенствования качества и релевантности предлагаемых образовательных услуг. Необходимо, чтобы эти реформы стали частью национальных дискуссий и программ будущего развития высшего образования, а также вкладом в социально-экономическое развитие. В то же время устойчивое финансирование является ключевым условием для сбалансированного развития высшего образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт ЮНЕСКО: Образование / URL: http://www.unesco.org/new/ru/education/ (дата обращения 17..07..2013).
2. Альтбах Ф. Дж., Райсберг Л., Рамбли Л. Тенденции в глобальном высшем образовании: мониторинг
http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001831/183168e.pdf (дата обращения 08.08..2013).
3. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
4. Osterbeek H., Patrinos H.A. Financing Lifelong Learning // Policy Research Working Paper 4569. The World Bank, Washington, D.C., 2008.
5. Schuetze H. Individual Learning Accounts and Other Models of Financing Lifelong Learning // International Journal of Lifelong Education. 2007. Vol. 26. No. 1. P. 5-23.
6. Salmi J., Hauptman A. M. Innovations in Tertiary Education Financing: A Comparative Evaluation of Allocation Mechanisms // Education Working Paper Series ccess: 27 April 2008, available at: / URL: www.univerityworldnews.com/article.php?story=20080424151856999 (дата обращения 09.08.2013).
7. Higher Education: Lessons of Experience. Washington, D.C.: World Bank, 1998. P. 1. / URL: http://gse.buffalo.edu/fas/Johnston/worldbank.htm (дата обращения 25.07.2013).
8. Салми Дж. Сценарии устойчивого финансирования высшего образования / Дж. Салми II Вестник международных организаций. 2010. № 1 (27). С.79-95.
9. Khaled A. Egypt: Academics Struggle with No Pay Rise for 25 years // University World News. Date of Course // University World News. Date of access: 8 June 2008, available at: / URL: www.universityworldnews.com/article.php?story=20080605160500554 (дата обращения 30.07.2013).
УДК 378.1 ББК 74.04
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГРАЖДАН РОССИИ
ЕЛ. Сысова
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Развитие общества и, те перемены системного характера, которые изменили социальные и производственные аспекты жизни людей в современном мире, привели к повышению ценности образования в целом и высшего профессионального обучения в частности. Объем знаний изменяется качественно и увеличивается количественно каждые 2-3 года. Сегодня обучение ста-
новится необходимостью на протяжении всей активной части жизни. Парадигма непрерывности образования сменила конструкцию «образование на всю жизнь».
Как особые экономические блага, образовательные услуги оказывают существенное влияние на другие сферы экономики. Очевидно, что преодоление негативных тенденций последних лет во многом будет