Научная статья на тему 'Проблемы финансирования политических партий России'

Проблемы финансирования политических партий России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1962
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Попова Л. В.

Финансовая сторона деятельности политических партий – одна из главных в системе отношений политических организаций и общества и требует специального законодательного регулирования. Политизация бизнеса обуславливает широкомасштабные «инвестиции», участие финансово-промышленного капитала в финансировании выборов и в связи с этим происходит удорожание избирательных компаний в сочетании с практикой купли-продажи голосов и кандидатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Попова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The financial aspect activity political parties are main instrument of the system respects of pollitical organizations and society. It is demand of special legislative regulation. The political of business is provided enormous political «investment» participation financial-industrial capital of finance electioncampaign is expensive in combination with practice of the buying-sale votes.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансирования политических партий России»

Попова Л.В., асп. СКАГС

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ

Финансовая сторона деятельности политических партий - одна из главных в системе отношений политических организаций и общества и требует специального законодательного регулирования. Политизация бизнеса обуславливает широкомасштабные «инвестиции», участие финансовопромышленного капитала в финансировании выборов и в связи с этим происходит удорожание избирательных компаний в сочетании с практикой купли-продажи голосов и кандидатов.

The financial aspect activity political parties are main instrument of the system respects ofpollitical organizations and society. It is demand of special legislative regulation. The political of business is provided enormous political «investment» participation financial-industrial capital of finance electioncampaign is expensive in combination with practice of the buying-sale votes.

Ключевые слова: политические партии, финансирование выборов, избирательное право, избирательные фонды.

Любое демократическое государство не существует без проведения выборов. Политические партии кардинально изменили мир политики, создав новые возможности для влияния граждан на власть. Через выборы граждане участвуют в осуществлении государственной власти.

Проблемы финансирования выборов в России последнее время имеют особую важность. Так, например, на проведение выборов федерального уровня затрачиваются средства федерального бюджета, которые нуждаются в рациональном и эффективном использовании.

Денежные средства политической партии формируются за счет вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политических партий; средств федерального бюджета; пожертвовании; поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, доходов от предпринимательской деятельности; поступлении от гражданско-правовых сделок; других не запрещенных законом поступлении.

Центральным институтом правового регулирования финансирования избирательных кампаний политических партий является институт избирательных фондов. В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав

и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательный фонд является единственным каналом поступления и расходования денежных средств, предназначенных на финансирование избирательной кампании. Собственно, появление в отечественном избирательном законодательстве у кандидатов возможности самостоятельно аккумулировать денежные средства и направлять их на свою избирательную кампанию берет свой отсчет с момента начала политических преобразований и утверждения института альтернативных выборов. За годы, прошедшие после введения в практику проведения альтернативных выборов, в Российской Федерации утвердилась смешанная модель финансирования избирательных кампаний: система публичного и частного финансирования.

Прямое публичное финансирование избирательной кампании перечисление денежных средств непосредственно из государственного бюджета. Этот способ финансирования не ограничивается рамками конкретной избирательной кампании, он тесно взаимосвязан с финансированием политических партий. В соответствии со ст. 33 № 95-ФЗ «О политических партиях» предусматривается, что государственное финансирование политических партий осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий за счет средств федерального бюджета. Таким образом, полученные финансовые ресурсы позволяют политической партии, пользующейся определенной поддержкой избирателей, возместить свои расходы, понесенные в ходе предвыборной борьбы, а также могут быть использованы политической партией посредством перечисления их в избирательный фонд.

Частное финансирование избирательной кампании осуществляется путем перечисления денежных средств в избирательный фонд кандидата или избирательного объединения со стороны юридических или физических лиц. По оценкам экспертов, потребность в официальных денежных средствах при проведении избирательных кампаний различных уровней относительно невелика и составляет в среднем от 30 до 50% реального бюджета. Наличие у определенной политической партии значительных финансовых ресурсов создает ей существенные преимущества в избирательной кампании. Трудности состоят в том, что средства, поступающие от физических лиц, практически полностью относятся к «теневой » части избирательного фонда, а сами эти лица либо являются сотрудниками предвыборных штабов, либо действуют по их просьбе. Аналогичным способом, средства, которые перечисляются со счетов юридических лиц, не всегда реально выделены руководством или собственниками соответствующих организаций. Иными

словами, затраты официальных спонсоров компенсируются теневыми участниками выборного процесса.

Для превращения не учтенных официально, наличных денег в безналичные средства, перечисляемые организациями в избирательные фонды, обычно используются подставные фирмы. Такие услуги оказывают своим доверенным клиентам банки через структуру финансистов-посредников. Посредники выполняют встречно направленные операции: одних клиентов (стремящихся минимизировать потери от налогообложения) интересует превращение официальных безналичных средств в «черный нал», других, наоборот, - конвертация «черного нала» в официальные деньги (в т.ч. и с целью перечисления их в избирательные фонды). В результате на одной операции посредники получают двойную маржу: бизнес платит за обналичивание, а политические инвесторы - за обезналичивайте. Деньги для финансирования кампаний федерального уровня могут накапливаться также в заграничных оффшорах, а затем ввозиться с использованием различных инструментов обналичивания.

Однако, «партия власти» не заинтересована в этих схемах: располагая административным ресурсом, она может принуждать предприятия перечислять в свой избирательный фонд легальные средства, а во всех остальных случаях выделяемые политическими инвесторами деньги сначала превращаются в «черный нал», затем передаются из рук в руки и только после этого попадают на избирательные счета либо на счета фондов, руководимых надежными партийными кадрами.

После этого попадают на избирательные счета либо на счета фондов, руководимых надежными партийными кадрами.

1. Так, например, КПРФ живет, в основном, на взносы коммунистов и пожертвования сторонников. На практике эта норма создает определенные трудности для разграничения законной косвенной поддержки партий и их финансирования, минуя избирательный фонд, являющегося правонарушением. КПРФ регулярно отчитывается перед Центральной избирательной комиссией о своих финансах. Избирательные кампании КПРФ - самые малозатратные из всех политических партий: работают за идею, бесплатно распространяют агитматериалы. Они вывели партмаксимум для депутатов и работников исполнительной власти, избранных от КПРФ. Это до 50% зарплаты депутатов и мэров, которые отчисляется в партийную кассу.

2. Финансирование «Единой России» крайне непрозрачно. По уставу, каждый член партии должен отчислять в казну полпроцента своего дохода. Так, она большую часть получает из фондов, а вот проследить, откуда берутся денежные средства у таких фондов, выяснить

очень сложно. После вступления в силу закона, запрещающего финансирование политических партий через некоммерческие организации, получающие бюджетное финансирование или финансирование из-за рубежа, сократился в десять раз.

3. Что касается ЛДПР, то партия с середины девяностых известна своими связями с большим бизнесом (перечисление денежных средств от юридических лиц).

4. По финансам «Справедливая Россия» стоит на втором месте после «Единой России». Основу поступлений в партийную кассу составляют пожертвования юридических лиц.

5.Никаких конкретных заявлений о финансировании «Гражданская сила» никто не делал. Единственное, что известно, одним из основных жертвователей партии, является инвестиционная компания «Социальная инициатива».

6. Денежные поступления «Яблока»: государственный бюджет, физические лица, юридические лица.

7. Основным спонсором «Патриоты России» является ее создатель Г.Ю. Семигин.

8. Каким образом будет происходить финансирование партии «Правое дело», пока не известно, так как она формируется взамен «Гражданской силы», «Демократической партии» и «Союза правых сил».

Косвенное публичное финансирование избирательных кампаний партий и кандидатов осуществляется посредством предоставления бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для целей предвыборной агитации в государственных и муниципальных СМИ, помещений для встреч с избирателями и мест для размещения печатных агитационных материалов и т.п.

Согласно закону о политических партиях, право на государственное финансирование, имеют не только те партии, которые прошли в Госдуму (преодолели 7% барьер), но и набравшие более 3% голосов избирателей. Выплата таким партиям также поднимается с пяти до 20 руб. за каждый поданный за кандидата голос. В настоящее время федеральный бюджет в год тратит на финансирование политических партий около 300 мил руб. Таким образом, финансирование партий увеличивается до 1,2 милд руб. в год.

Следует отметить, что формулировка «добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц» представляется не совсем правильной. С одной стороны, выборы определяются Законом об основных гарантиях избирательных прав как одна из форм прямого волеизъявления народа (ст. 2), что существенно сужает круг

отношений, на которые распространяется действие этой нормы. С другой стороны, подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, а не партии и кандидаты. Поэтому представляется более правильным говорить о финансировании через избирательный фонд применительно лишь к подготовке и проведению избирательной кампании кандидата, партии.

Стоимость лично выполненных работ, оказанных услуг Законом не ограничивается. Поэтому ссылка на это положение фактически позволяет партиям, кандидатам оплачивать наличными деньгами дорогостоящие предвыборные услуги юристов, бухгалтеров, политических консультантов минуя избирательный фонд, что доказать весьма сложно.

Таким образом, можно сказать, что косвенное государственное финансирование партий не только допустимо, но представляется более предпочтительным по сравнению с прямым финансированием (экономия бюджетных средств, возможность оказания целевой и легко контролируемой государственной поддержки, предоставления партиям наиболее ценных и дорогостоящих материальных ресурсов).

Вместе с тем, существующая российская система косвенного государственного финансирования политических партий требует некоторых изменений:

- постепенный переход к дифференцированному выделению ресурсов, с учетом результатов голосования на предыдущих выборах;

- законодатель должен также исходить из того, что предоставление бесплатного эфирного времени, печатной площади далеко не во всех случаях является государственным финансированием, государство лишь частично участвует в нем, перенося бремя расходов на соответствующие организации, осуществляющие распространение массовой информации, независимо от организационно-правовой формы и собственника имущества последних.

Что касается косвенного частного финансирования, то его запрет в целом необходимо сохранить. Существующие же его формы требуют дальнейшего и более детального правового регулирования. В частности, в законе необходимо прямо запретить использование любого, за исключением малоценного и не связанного с выполняемой работой, оказываемой услугой, имущества без оплаты из избирательного фонда.

10 ноября президент России Д.А. Медведев подписал федеральный закон, уточняющий условия финансирования политических партий в случае их реорганизации. Поправка в закон «О политических партиях» была внесена по инициативе депутатов от фракции ЛДПР и принята 17 октября Госдумой и 27 октября Советом федерации. Согласно действовавшему ранее закону, любая партия, набравшая на по-

следних выборах в Госдуму не менее 3% голосов избирателей, имела право на господдержку, теперь же партия может лишиться господдержки только в случае реорганизации, после которой партия прекращает свою деятельность.

О том, сколько стоит в нашей стране попасть в различные структуры власти, позволяют судить данные таблицы.

Уровень выборов Год Бюджет

Президент РФ. 1996 25 млн.

Президент РФ. 2000 300 млн.

Депутат городской думы (Москва). 2001 300-500 тыс.

Успешная компания партийного или блокового списка на выборах депутатов законодат. собрания в среднем регионе (0,8-1,2 млн избирателей, кроме северных регионов и столиц). 2004-2005 500тыс.-3 млн.

Эти данные, естественно, не являются официальными. Единственное, можно сказать, что выборы дорожают. И это притом, что бизнес ощущает инвестиционный голод. Очевидно, что в нынешней ситуации самые выгодные инвестиции в России делаются не в экономику, а в политику. Что же касается зарубежных стран, таких как Великобритания, то любые пожертвования свыше 200 фунтов от лиц или организаций, не указанных в перечне закона «О политических партиях», подлежат возврату. Анонимные пожертвования запрещаются.

Кроме прямой финансовой помощи или дарения, к пожертвованиям относится: неденежное финансирование (бесплатное предоставление помещений и другого имущества), спонсорская помощь проводимых партией мероприятий.

Политические партии обязаны ежеквартально предоставлять в Комиссию отчеты о полученных головной организацией и «отчетными единицами» пожертвованиях как в денежной, так и в неденежной формах. Когда наступают выборы, политические партии обязаны представлять еженедельные отчеты обо всех пожертвованиях свыше 5000 фунтов.

Кроме того, в Акте о политических партиях также регулируются вопросы расходования средств на избирательную кампанию (все расходы партии, связанные с избирательным процессом). Так же, закон предусматривает включение в состав расходов на ведение предвыборной кампании и «неявные расходы». Они возникают, когда партия получает определенную выгоду опосредованно. Это, когда, спонсор партии может оплатить часть расходов на рекламную компанию.

Таким образом, можно заключить, что на сегодняшний день проблема обеспечения законности в сфере финансирования избирательных кампаний по-прежнему остается актуальной. Естественно, закрепление в избирательном законодательстве мер юридической ответственности и их применение на практике является одним из обязательных условий для ее решения.

Литература

1. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. Ростов н/Д., 2008.

2. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантия участие в референдуме граждан Российской Федерации» //

3. Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

4. Вислова В.В. Финансирование федеральных выборов в России: соотношение публичного - правового и частного начал. Конституционно -правовое исследование: Дис.: канд. юр. наук. Благовещенск. 2004. С. 32-33.

5. Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

6. www/ yandex.ru, «прайс-лист». Головин А.Г. 2002.

7. Финансирование выборов в зарубежных странах //Право и политика. 2007. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.