Научная статья на тему 'Проблемы финансирования избирательной кампании в Российской Федерации'

Проблемы финансирования избирательной кампании в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3193
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ФОНД / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ELECTION CAMPAIGN / ELECTIONS / ELECTION FUND / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Досакаев Алиберди Базарбиевич

В статье автор подчеркивает, что в настоящее время одна из проблем, с которой сталкиваются кандидаты в депутаты и президенты, – это финансирование избирательной кампании, поскольку проведение выборов требует значительных материальных затрат как со стороны государства, так и со стороны кандидата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Досакаев Алиберди Базарбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INANCING PROBLEMS OF ELECTION CAMPAIGN IN THE RUSSIAN FEDERATION

In article the author emphasizes that now one of problems which candidates and presidents face, is a financing of election campaign since elections demand considerable material inputs both from the state, and from the candidate.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансирования избирательной кампании в Российской Федерации»

В статье автор подчеркивает, что в настоящее время одна из проблем, с которой сталкиваются кандидаты в депутаты и президенты, - это финансирование избирательной кампании, поскольку проведение выборов требует значительных материальных затрат как со стороны государства, так и со стороны кандидата.

Ключевые слова: избирательная кампания, выборы, избирательный фонд, субъект Российской Федерации.

A.B. Dosakaev, Teacher of a Chair of General Law Disciplines of the Stavropol Branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: onrio@mvd.stavedu.ru

Financing problems of election campaign in the Russian Federation

In article the author emphasizes that now one of problems which candidates and presidents face, is a financing of election campaign since elections demand considerable material inputs both from the state, and from the candidate.

Key words: election campaign, elections, election fund, subject of the Russian Federation.

Досакаев Алиберди Базарбиевич

преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России _(e-mail: onrio@mvd.stavedu.ru)

Проблемы финансирования избирательной кампании в Российской Федерации

В настоящее время одна из проблем, с которой сталкиваются кандидаты в депутаты и президенты, - это финансирование избирательной кампании, так как проведение выборов требует значительных материальных затрат как со стороны государства, так и со стороны кандидата. Без финансирования избирательной кампании в преддверии выборов не может быть и речи о качественном проведении предвыборной агитации кандидатом. Поэтому составной частью избирательной кампании является сбор средств, т.е. «фаунд рейзинг».

За рубежом финансирование политической жизни, как и финансирование избирательной кампании, служит предметом специального законодательного регулирования - достаточно упомянуть такие ставшие «модельными» для других стран законы, как австрийский Федеральный закон «О задачах финансирования и предвыборной агитации политических партий» (1975 г.).

Опыт по проведению всеобщих выборов свидетельствует об отсутствии в Российской Федерации правовой базы по вопросам финансирования выборов в период перехода от коммунистической идеологии к демократическим ценностям (начало 90-х гг. ХХ столетия).

В настоящее время с принятием отдельных законодательных актов, устанавливающих конституционные права граждан избирать и быть избранными, вопрос финансового обес-

печения выборов стал особым предметом законодательного регулирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. К нормативно-правовым актам, содержащим отдельные главы, посвященные финансированию выборов, относятся:

Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ (в ред. от 09.11.2009) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в ред. от 03.12.2012) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (в ред. от 02.05.2012) «О выборах Президента Российской Федерации»;

Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (в ред. от 02.05.2012) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

Закон Ставропольского края от 02.07.2012 № 67-КЗ (в ред. от 09.10.2012) «О выборах губернатора Ставропольского края»;

Закон Ставропольского края от 27.07.2006 № 68-КЗ (в ред. от 20.10.2011) «О выборах депутатов Думы Ставропольского края»;

Закон Ставропольского края от 26.06.2008 № 37-КЗ (в ред. от 10.04.2012) «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае».

17

Особое внимание во время проведения выборов в России уделяется вопросам формирования избирательного фонда кандидатов и его расходования. Так, например, в соответствии с пп. 3 и 4 ст. 58 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 400 млн руб., а предельная сумма всех расходов кандидата, по которому назначено повторное голосование, не может превышать 500 млн руб.

К тому же избирательные фонды кандидата в Президенты РФ могут формироваться только за счет следующих денежных средств:

собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 10% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, а для кандидатов, по которым назначено повторное голосование, - 15%;

средств, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией и которые в совокупности не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата;

добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 1,5% и 7% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с законодательством, для каждого гражданина, юридического лица.

Для финансирования своей избирательной кампании на выборах в Государственную Думу РФ политические партии при формировании своего избирательного фонда должны учитывать следующие обстоятельства, предусмотренные в ст. 64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»:

1. Избирательные фонды политических партий могут создаваться только за счет:

а) собственных средств политической партии, которые в совокупности не могут превышать 50% от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;

б) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 0,07% и 3,5% от установленной в соответствии с законодательством предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии.

2. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической

партии не может превышать 700 млн руб., при этом в указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии.

3. Избирательные фонды региональных отделений политических партий могут создаваться только за счет:

а) собственных средств политической партии (за исключением средств избирательного фонда политической партии), которые в совокупности не могут превышать 50% от установленной в соответствии с законодательством предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии;

б) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 5% и 50% от установленной в соответствии с законодательством предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии.

4. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии не может превышать:

а) 15 млн руб., если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано не более 100 тыс. избирателей;

б) 20 млн руб., если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано свыше 100 тыс., но не более 500 тыс. избирателей;

в) 25 млн руб., если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано свыше 500 тыс., но не более 1 млн избирателей;

г) 35 млн руб., если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов либо всем частям территории которого соответствуют региональные группы кандидатов, зарегистрировано свыше 1 млн, но не более 2 млн избирателей;

д) 55 млн руб., если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов либо всем частям территории которого соответствуют региональные группы кандидатов, зарегистрировано свыше 2 млн избирателей.

Следует отметить, что установленные в избирательном законодательстве предельные размеры расходования средств избирательного фонда кандидатов могут быть недостаточны, так как для более успешной и качественной

18

«пиар-кампании» с использованием новых «пиар-технологий» может потребоваться большая сумма денежных средств, чем предусмотрено в избирательном законодательстве. Свидетельством тому является заявление зарегистрированного кандидата в Президенты РФ М. Прохорова. В феврале 2012 г. он отметил, что для дальнейшего финансирования своей избирательной кампании в его избирательном фонде денежных средств нет. Немалое количество средств фонда было израсходовано на большое количество поездок в различные города России, на аренду помещений и бронирование гостиничных номеров, без чего не могут решаться организационные вопросы предвыборной агитации кандидата в Президенты РФ.

Напомним, что предельная сумма всех расходов кандидата в Президенты РФ из средств его избирательного фонда не может превышать 400 млн руб., а предельная сумма всех расходов кандидата, по которому назначено повторное голосование, не может превышать 500 млн руб. Поэтому установленные законом нормативы не всегда достаточны для финансирования избирательной кампании кандидата.

Отсюда широкое распространение так называемого «черного финансирования» [2] выборов, когда кандидаты оплачивают из средств избирательных фондов лишь те расходы, которые легко проверяются избирательными комиссиями. При выполнении работ и оказании услуг кандидатам, избирательным объединениям физическими и юридическими лицами в ходе избирательной кампании их оплата зачастую осуществляется из иных источников. Или же - что также распространено - лишь часть суммы выплачивается из средств избирательного фонда, а остальная - большая часть денег - поступает из других источников. Проследить такие нарушения и привлечь виновных лиц к ответственности довольно трудно.

При проведении федеральных избирательных кампаний большое значение имеет так называемая проблема «мягких денег» (soft money). Они представляют собой денежные средства, которые собираются и тратятся за рамками ограничений и запретов, установленных федеральным избирательным законодательством. Данные средства, как правило, передаются политическим партиям или блокам, создаваемым на уровне субъектов Российской Федерации. Они непосредственно не предназначены для расходования на цели избирательной кампании, однако используются на нужды «партийного строительства» так, что косвенно способны значительно повлиять на избирательную кампанию.

В настоящее время в Российской Федерации актуальна проблема противодействия экстре-

мизму (политическому экстремизму). Проблематичным остается контроль со стороны государства за избирательным процессом на предмет возможных проявлений политического экстремизма - в виде предоставления из-за рубежа финансовой помощи российским общественным организациям для проведения предвыборной агитации избирательной кампании.

Взаимосвязь избирательного процесса с проблемой противодействия политическому экстремизму обусловлена как социально-политическим значением выборов в системе народовластия, так и их важностью для защиты основ конституционного строя и обеспечения безопасности государства [1].

В период выборов серьезные опасения вызывает использование участниками избирательного процесса и зарубежными государствами средств массовой информации для нанесения ущерба суверенитету и территориальной целостности России, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, инспирирования сепаратистских настроений и межнациональных обострений в субъектах Федерации.

На фоне возрастающей информационной зависимости человека и общества отдельные спецслужбы зарубежных стран в период выборов предпринимают попытки скрытой информационно-пропагандистской, финансовой и иной поддержки тех кандидатов на выборные должности, деятельность которых носит экстремистский характер. Поэтому серьезную опасность для России могут представлять попытки конспиративного целенаправленного вмешательства ряда иностранных государств в организацию и проведение выборов.

Примерами подобного воздействия стали вмешательство США в организацию и проведение выборов Президента Югославии в 2000 г., целенаправленное формирование международного общественного мнения по итогам выборов в Парламент Грузии в 2003 г., поддержка оппозиции на выборах Президента Украины в 2004 г.

К примеру, Президент США Джордж Буш (младший) официально заявил, что для развития демократии в России необходимо выделять средства на финансирование выборов в Российской Федерации и дополнительное обучение российских журналистов.

Исходя из этого, необходимо отметить, что правовое регулирование организации и проведения выборов должно быть направлено на обеспечение законности финансирования избирательных кампаний. Это связано с тем, что в период выборов операции с денежными средствами и иным имуществом отдельных кандидатов и политических партий нередко сопряжены с отмыванием доходов, получен-

19

ных преступным путем или в результате взносов экстремистских организаций.

В избирательной практике даже появилось понятие «выстраивать очередь». Это один из способов формирования избирательного фонда, при котором практически невозможно установить, а тем более доказать, что вносимое гражданином пожертвование предварительно было вручено ему специально для этих целей.

Общеизвестно, что органы законодательной и исполнительной власти подвергаются влиянию со стороны различных «теневых» олигархических структур. Большинство важных решений в политике (в том числе, при проведении выборов на всех уровнях) и экономике принимается с учетом выдвигаемых ими требований, т.е. в России развита мощная лоббистская деятельность. Лоббизм в нашей стране возник еще в советские времена, но сейчас он превратился в реальный механизм воздействия на власть для выражения интересов определенных структур.

Еще одной проблемой финансирования избирательной кампании является использова-

ние «административного ресурса», который до сих пор, к сожалению, является печальной реальностью большинства проводимых в нашей стране избирательных кампаний. Например, неправомерное использование служебного автомобиля в ходе выборов.

Приведенный пример, естественно, является не самым масштабным по незаконному привлечению средств помимо средств избирательного фонда. Некоторые кандидаты получают от физических лиц, юридических лиц либо их филиалов помещения для размещения средств избирательных штабов или общественных приемных, электронно-вычислительную технику, иное оборудование для организации работы «штаба». Для выполнения тех или иных работ, связанных с избирательной кампанией, привлекаются специалисты и работники соответствующих предприятий. Все это так называемые каналы «черного финансирования», полностью пресечь которые, даже установив суровые санкции, на практике, к сожалению, невозможно .

1. Красинский В. В. Правовое регулирование выборов в контексте противодействия политическому экстремизму в Российской Федерации // Военно-политический журнал. 2006. № 5. См.: СПС «<КонсультантПлюс». URL: http: www.consultant.ru (дата обращения: 22.01.2013).

2. Чучелина Н.Н. Основы финансирования кампаний в Российской Федерации // Право и власть. 2002. № 3. См.: СПС «Консультант Плюс». URL: http: www.consultant.ru (дата обращения: 22.01.2013).

1. Krasinsky V.V. Legal regulation of elections in a counteraction context to political extremism in the Russian Federation // The Military-political magazine. 2006. № 5. See: HLS «<ConsultanPlus» URL: http: www.consultant.ru (address date: 22.01.2013).

2. Chuchelina N.N. Bases of financing of campaigns in the Russian Federation // Right and power. 2002. № 3. See: HLS «ConsultantPlus». URL: http: www.consultant.ru (address date: 22.01.2013).

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.