Научная статья на тему 'Проблемы финансирования инновационной деятельности предприятий ОПК'

Проблемы финансирования инновационной деятельности предприятий ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринева М. А., Афанасьева Е. В.

Проводится анализ форм государственного финансирования предприятий ОПК, выявляются основные проблемы государственного расходования средств на национальную оборону. Государство инициирует не только рост военных расходов бюджета на финансирование обороны и безопасности страны, но и планирует разрабатывать механизмы для стимулирования инвестиций в отрасль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансирования инновационной деятельности предприятий ОПК»

Президент Российской Федерации В. В. Путин поручил представить предложения по созданию условий, стимулирующих организации оборонно-промышленного комплекса к использованию передовых технологий, повышению производительности труда, производству современных видов вооружения и военной техники [3].

В связи с этим были выявлены наиболее значимые проблемы и вынесены соответствующие предложения. На предприятиях существует проблема закрепления молодых специалистов. Предлагается - ввести порядок госзаказа выпускников вузов отдельных специальностей, с отработкой на предприятии не менее 5 лет. Также предлагается освободить от налога на прибыль затраты предприятий, направленные на обеспечение жильем молодых специалистов, или оплаты его аренды.

Многие предприятия не обходятся без проблемных вопросов в области таможенного и налогового законодательства. При ввозе импортных комплектующих для создания космической техники таможенные платежи (НДС и импортные пошлины) составляют от 20 до 35 %. Предлагается внести изменения в Налоговый кодекс РФ в части освобождения от налогообложения (НДС) ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, за исключением подакцизных, по перечню, утвержденному правительством Российской Федерации, используемых в качестве комплектующих для создания космической техники. Освобождение от уплаты импортных пошлин и налогов на ввозимые товары, используемые в качестве комплектующих для создания космической техники в рамках государственного оборонного заказа, позволило бы сократить затраты бюджета на создание космической техники.

На ряду с этим стоит вопрос корректировки налогового законодательства в части ввоза в Российскую Федерацию импортного научного и лабораторного оборудования, приборов, материалов и образцов в рамках реализации международных проектов.

Также не маловажным возникает вопрос увеличения нормы рентабельности. В настоящий момент при определении цены государственного контракта рентабельность по государственному оборонному заказу и заказам Роскосмоса не может превышать 1% затрат

поставщика на оплату покупных комплектующих изделий и 20 % остальных затрат поставщика [4]. Предлагается внести необходимые поправки в нормативно-правовые акты РФ, с целью восстановления формирования цены на продукцию по государственному оборонному заказу и заказам Роскосмоса в соответствии с «Методическими рекомендациями по определению уровня рентабельности при производстве продукции (работ, услуг) оборонного назначения, поставляемой по ГОЗ», утвержденными приказом ФСТ России от 15.12.2006 г. № 394 ДСП. Данные рекомендации формируют рентабельность по «расчетной формуле», при которой прибыль зависит от структуры затрат, доли покупных и собственных работ.

Очевидно, что для решения всех этих проблем необходима тщательная и системная работа в первую очередь руководства страны. Государство должно обеспечивать благоприятный инвестиционный климат с целью использования инвестиций для качественных изменений в инновационной деятельности, разрабатывать, отслеживать и дополнять правовую базу и следить за ее исполнением. Только так можно добиться ускоренного продвижения инноваций в производство и заметно повысить их конкурентоспособность [5].

Библиографические ссылки

1. Мязина Е. В. Россия не смогла решить ключевую проблему экономики. [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/tnews/index.

2. Мясников В. Модернизация ОПК остается несбыточной мечтой // Независимое военное обозрение. 2010.

3. Перечень поручений президента Российской Федерации по обеспечению неотложных задач социально-экономического развития Российской Федерации: Пр-1798 от 17.07.2012 г.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 441.

5. Володин А. Ю., Петров И. М., Титов О. О. Основные проблемы, препятствующие развитию и внедрению технологических инноваций // Альманах современной науки и образования. 2012. № 8 (63).

© Володин А. Ю., 2013

УДК 336.714

М. А. Гринева Научный руководитель - Е. В. Афанасьева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Аэрокосмический колледж, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК

Проводится анализ форм государственного финансирования предприятий ОПК, выявляются основные проблемы государственного расходования средств на национальную оборону. Государство инициирует не только рост военных расходов бюджета на финансирование обороны и безопасности страны, но и планирует разрабатывать механизмы для стимулирования инвестиций в отрасль.

В последнее время в работе крупнейших предпри- происходят серьезные изменения. Очевидно, что та-ятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) кой важной для государства отрасли необходим меха-

Секция «Экономика и бизнес»

низм трансформации, который как затронет инфраструктуру, так и создаст новые формы сотрудничества государства и частного капитала.

Объектом исследования являются предприятия ОПК, осуществляющие инновационную деятельность. Предмет исследования - формы финансирования инновационной деятельности.

Основная проблема отрасли состоит в том, что ей нужны новые драйверы роста, поскольку экспорт, за счет которого на протяжении последних 20 лет удавалось держаться на плаву наиболее сильным сегментам ОПК, не может обеспечить ее развитие в долгосрочной перспективе. В ближайшее десятилетие таким локомотивом станет беспрецедентная по масштабу государственная программа вооружения (ГПВ-2020), рассчитанная до 2020 года, по которой на перевооружение российской армии планируется выделить более 23 трлн рублей. Первоначально, в 2006 году была принята Государственная программа развития вооружений на 2007-2015 годы (ГПВ-2015). На её финансирование в общей сложности было выделено 4939,4 млрд рублей. Программа была не выполнена практически по всем показателям, поэтому в начале 2011 года заменена Программой ГПВ-2020 [2].

Сравнительные данные об утвержденных параметрах Государственной программы развития вооружений на 2007-2015 годы и Государственной программы вооружений на 2011-2020 годы, а также фактическом исполнении ГПВ-2015 представлены в табл. 1.

Анализ исполнения ГПВ - 2015 приводит к выводу об ее фактическом срыве: план поставок ОТРК «Искандер» выполнен на 20 %, самолетов - на 19 %, вертолетов - 38 %, зенитно-ракетных комплексов С-400 - на 22 %, кораблей - 8 %, атомных подводных лодок «Борей» - 14 %, нестратегические подводные

лодки на вооружение российской армии так и не поступили. Новая ГПВ увеличивает план поставок в сравнении с ГПВ-2015 в среднем в 5,4 раза. При этом объем финансирования программы предполагается увеличить в 4,6 раза [2].

На сегодняшний день и обозримую перспективу определяющим игроком на российском рынке вооружений остается государство. В структуре расходов бюджета на будущие годы доля военного бюджета одна из самых больших. Среднегодовой прирост расходов бюджета России в 2014 году прогнозируется в пределах 6 %, в 2015 году - 10 %, при этом темп прироста расходов на национальную оборону в 2014 году составляет 16,8 %, а в 2015 - более 23 %. Это подтверждает динамика изменения доли расходов от ВВП и общих расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» (табл. 2) [4].

Для сравнения стоит отметить, что в 2012 году по этому разделу законом о бюджете ассигновано 1 трлн 865 млрд руб. или 3,08 % ВВП.

Внутри раздела «Национальная оборона» более всего возрастут расходы по подразделу «Вооруженные Силы РФ» - на 17,3 % и расходы на оборонные НИОКР - на 16,1 % (достигнув 198 млрд руб.). Таким образом, наблюдается наращивание капитальных расходов при сдерживании роста текущих расходов, что переносит положительный эффект от расходов на дальнюю перспективу с соответствующими рисками для обороноспособности страны [1].

Приведенные цифры свидетельствуют о значительном увеличении расходов на оборону и гособо-ронзаказ, росте ВВП и удельного веса военных расходов в нем. Ассигнования по данной статье практически приблизились к обозначенному президентским указом уровню в 3,5 % от ВВП.

Таблица 1

Сравнение общих показателей ГПВ-2015 и ГПВ-2020

Виды вооружений Утверждено ГПВ 20062015 Фактически поставлено Утверждено ГПВ 2011-2020

ОТРК «Искандер» 5 бригад 1 бригада 10 бригад

Самолеты 116 22 600

Вертолеты 156 60 1 000

ЗРК С-400 18 дивизионов 4 дивизиона 56 дивизионов

Корабли 24 2 100

АПЛ 955 «Борей» 7 1 8

Нестратегические подводные лодки 6 0 20

Показатель 2013 г. (прогноз) 2014 г. (прогноз) 2015 г. (прогноз)

Объем ВВП, млрд руб. 66 515,0 73 993,0 82 937,0

Расходная часть бюджета, млрд руб. 13 387,34 14 207,00 15 626,28

Статья «Национальная оборона», млрд руб.

% от ВВП 2 141 2501,4 3 078

% от расходной части бюджета 3,2 3,4 3,7

16 17,6 19,7

Расходы на оснащение Вооруженных Сил, млрд руб. 842,12 886,56 924,57

Таблица 2

Динамика планируемых расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона»

Однако потребности оборонно-промышленного комплекса России в финансовых ресурсах значительно выше, чем имеющиеся у государства возможности. По данным Минобороны РФ, задача модернизации армии может быть решена только в том случае, если на государственную программу вооружений до 2020 года будет выделено 36 трлн руб. При этом принятая ГПВ-2020 рассчитана лишь на 23 трлн руб. с учетом коррекций 2013 года. В основном, по этой причине государство заинтересовано в использовании иных форм финансирования национальной обороны и безопасности.

Еще на состоявшемся в мае 2011 года совещании по развитию ОПК Дмитрий Медведев категорически потребовал решить вопрос с привлечением частных компаний. «Надо подумать над механизмами, кото-

рые используются для стимулирования инвестиций в отрасль», - отметил президент. Он подчеркнул, что во всем мире производство военной техники является прибыльным, «и в нем заинтересованы стратегические инвесторы» [3].

Библиографические ссылки

1. Братухин А. Г., Дмитриев О. Н., Ковальков Ю. А. Потенциал конверсии М. : Машиностроение, 2008.

2. Сайт ТС ВПК. URL: http://www.vpk.ru.

3. Сайт Информационного телеграфного агентства РФ. URL: http://www.itar-tass.com.

4. Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www.minfin.ru.

© Гринева М. А., 2013

УДК 338

Р. С. Гришкявичус Научный руководитель - Л. Ф. Ладыгина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНВЕСТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Рассмотрены возможные способы и проблемы инвестирования, а так же поиск наиболее оптимального инвестирования на мой взгляд.

Система финансирования научно-технического развития представляет собой весьма сложный и постоянно развивающийся механизм. До 1991 г. он в основном базировался на бюджетных ассигнованиях, а также децентрализованных источниках целевого назначения, которые образовывались в структурах управления по соответствующим жестким нормативам. В 1990-1991 гг. в нашей стране начались реорганизационные мероприятия, связанные с финансированием НТП. Было отменено регламентированное распределение прибыли по фондам экономического стимулирования, ликвидировано большинство отраслевых централизованных фондов, заметно упрощена система контроля за оплатой труда, либерализованы цены. Естественно, что все эти перемены имели весьма важное значение.

В связи с ресурсоемкостью аэрокосмической отрасли, требующей для реализации инновационных проектов значительных денежных средств, в частности, в интересах создания конкурентоспособной аэрокосмической техники, предприятиям приходится изыскивать способы финансирования как за счет внутренних ресурсов, так и за счет привлечения сторонних инвесторов.

В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования аэрокосмической отрасли, выступают:

- бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;

- средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются министерствами, федеральными и региональными органами управления;

- денежные средства различных типов коммерческих финансовых структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ и т. п.);

- кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

- конверсионные кредиты для ИП оборонного комплекса;

- иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;

- средства национальных и зарубежных научных фондов;

- частные накопления физических лиц.

К основным принципам организации финансирования инновационных проектов относятся:

1. Нацеленность на минимизацию сроков и максимизацию эффекта внедрения инноваций;

2. Четкое соответствие всех механизмов и этапов инновационного процесса

3. Сложившимся институционально-правовым нормам;

4. Максимально широкий спектр источников финансирования инноваций и их оптимальное сочетание;

5. Комплексность процесса разработки и практической реализации инновации;

6. Высокие гибкость и динамичность всего инновационного процесса.

В рамках многоаспектной системы источников финансирования инновационных проектов аэрокосмического комплекса весьма существенную роль выполняют государственные структуры на всех уровнях власти (на федеральном и муниципальном), как обес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.