Научная статья на тему 'Проблемы философии на страницах “Учёных записок Казанского университета”'

Проблемы философии на страницах “Учёных записок Казанского университета” Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
261
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ / МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ИДЕАЛЬНОЕ / ПОЛИТЭКОНОМИЯ / ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ / ИСТОРИЯ / UNIVERSITY PHILOSOPHY / DIALECTICAL AND HISTORICAL MATERIALISM / MARXIST-LENINIST PHILOSOPHY / IDEAL / POLITICAL ECONOMY / NATURAL AND HISTORICAL / HISTORY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Юрий Николаевич, Королёв Валерий Васильевич

В статье анализируется процесс восстановления и развития философской мысли в Казанском университете в советский и постсоветский периоды на материале публикаций в “Учёных записках Казанского университета”. Раскрыта тематика научной деятельности кафедры философии, сделан вывод о том, что “Учёные записки” достаточно адекватно отразили уровень философской мысли учёных Казанского университета в указанный период.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Иванов Юрий Николаевич, Королёв Валерий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, we analyze the process of development of philosophical ideas at Kazan University during the Soviet and post-Soviet period and their reflection on the pages of the journal Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. We reveal areas of research carried out at the Department of Philosophy and make a conclusion that Uchenye Zapiski adequately reflected the level of philosophical thought at Kazan University in the given period.

Текст научной работы на тему «Проблемы философии на страницах “Учёных записок Казанского университета”»

Том 156, кн. 1

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гуманитарные науки

2014

УДК 1(091)

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НА СТРАНИЦАХ «УЧЁНЫХ ЗАПИСОК КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Ю.Н. Иванов, В. В. Королёв Аннотация

В статье анализируется процесс восстановления и развития философской мысли в Казанском университете в советский и постсоветский периоды на материале публикаций в «Учёных записках Казанского университета». Раскрыта тематика научной деятельности кафедры философии, сделан вывод о том, что «Учёные записки» достаточно адекватно отразили уровень философской мысли учёных Казанского университета в указанный период.

Ключевые слова: университетская философия, диалектический и исторический материализм, марксистско-ленинская философия, идеальное, политэкономия, естественно-исторический, история.

История философской мысли и философского образования в Казанском университете в последнее время стала предметом пристального научного внимания. В настоящей статье делается попытка охарактеризовать становление и развитие философии в университете в XX - начале XXI в. с позиции отражения этого процесса на страницах «Учёных записок». Мы не ставили перед собой задачи дать всестороннее исследование тех философских проблем, которые решались университетским философским сообществом, цель наша в другом: показать место и роль философских исследований в структуре университетской науки в рассматриваемый период.

Как хорошо известно, в силу целого ряда причин (рассмотрение которых выходит за рамки исследуемой нами проблемы) в первые годы советской власти преподавание гуманитарных наук было сведено к минимуму, философские дисциплины были исключены из него полностью, как это уже бывало и в предшествующей истории. Сложившаяся ситуация привела к полному разрыву традиции философского образования, к ликвидации имеющихся философских кадров. Когда же в 40-х годах ХХ в. преподавание было восстановлено, то оказалось, что вести курс было некому. Начался длительный и небезболезненный процесс формирования новых философских кадров, мыслящих категориями марксистско-ленинской философии, а с конца 80-х - не менее болезненный процесс вхождения в мировое философское поле. Всё это нашло своё отражение на страницах «Учёных записок».

1918 г. стал последним годом издания дореволюционных «Записок». На этом прекратилась традиция публикации философских работ. Возобновление

издания в 1925 г. свидетельствовало об острой потребности научного сообщества университета в своём собственном периодическом научном издании. В предуведомлении к первому выпуску редакция «Учёных записок» извещала о том, что «статьи должны соответствовать тем дисциплинам, которые читаются в настоящее время в Университете, то есть дисциплинам математическим, естественно-историческим, медицинским и общественно-педагогическим» (I, с. 3).

Как уже отмечалось, преподавание философии как самостоятельной дисциплины после революции было ликвидировано и восстановлено лишь в 1948 г., а первые публикации преподавателей кафедры диалектического и исторического материализма отмечены в «Записках» лишь в 1956 г. Это как нельзя лучше показывает сложность процесса восстановления философского образования (и особенно философской мысли) в университете. Если проблему чтения лекций решить было проще, то найти свою философскую проблематику - гораздо сложнее.

Такая ситуация ни в коей мере не означала, что философская мысль в это время полностью исчезла в научном сообществе университета. Анализ публикаций «Учёных записок» позволяет выделить некоторые тенденции её бытования. В первую очередь нужно отметить процесс активного освоения марксистской теории сохранившимися кадрами преподавателей общественных дисциплин. Показательны в этом отношении публикации историков. В первых двух книгах «Записок» за 1925 г. опубликовано всего три работы по четвёртому разделу (общественно-педагогическому). Статьи М.М. Корбута и В. Дитятина интересны прежде всего тем, что в них отмечается стремление исторической науки разрабатывать новую тематику, марксистскую методологию. Дитятин в начале публикации пытается показать свою приверженность марксизму, отмечая, что переход от феодализма к капитализму сопровождается «наиболее резкими и чёткими процессами классовой борьбы», подчёркивая «диалектическое развёртывание» этих процессов (II, с. 183). Подводя итог своему очерку, он «делает реверанс» М.Н. Покровскому и Государственному учёному совету РСФСР (отметившим, что его «опыт применения метода диалектического материализма... имеет своё значение»): «Особенно же дорога мне оценка её [работы] отцом русской исторической науки - М.Н. Покровским» (II, с. 186).

Применение диалектико-материалистического метода в своих исследованиях демонстрируют не только историки, но и правоведы, филологи, политэкономы. Публикация доцента И.И. Сакса, читающего лекционный курс политэкономии, посвящена критике буржуазной политэкономии (III). Содержание статьи пронизано духом классового подхода, хотя она и не лишена объективной оценки некоторых положений «теории предельной производительности».

Более интересно в этом отношении не менее критичное сочинение правоведа П.Н. Галанзы. Объектом его критики стали попытки соединения «психологической теории права» с марксизмом, предпринятые М. Рейснер. Приведём очень важную для нас цитату: «На основе критики этой теории и её модификации можно установить следующие необходимые требования для уяснения проблемы объективной, социологической, а не психологической, реальности права и государства. Эта проблема не может быть поставлена вне связи с философской проблемой реальности и природы наших понятий. Если Гегелевский идеализм разорвал нерасторжимую связь общего с частным и установил сферу реального

в сфере идеального (здесь и далее выделено авторами. - Ю.И., В.К.) в чистой существенности, обрекая конечные вещи на несамостоятельное и призрачное существо вещи, то диалектический материализм восстановил эту разорванную связь, утвердив истинную сферу реальности в мире конечных вещей, а их экстракт, понятия - в сфере сознания, которое отражает и концентрирует это разбросанное в многообразии единство. Так же обстоит дело с правом и государством, которые вовсе не иллюзорны, поскольку право представляет собой отражение в сознании логики общественных отношений, а государство есть определённым образом организованная деятельность людей, подчиняющих свою волю воле господствующего класса» (IV, с. 169-170). Как видим, автор показывает не только хорошее знание гегелевской диалектики, её марксистское толкование, но и умение использовать её в аргументации своей позиции.

В публикациях представителей филологических и литературоведческих дисциплин важное место занимают проблемы этики и эстетики, в работах же представителей естественнонаучного знания - овладение методом диалектического материализма ^-УШ). Особняком здесь стоит работа Е.К. Бахмутовой (VI), носящая апологетический характер. Можно предположить, что работа была заказной, так как филологи подверглись в это время уничтожающей критике в СМИ именно по вопросам языкознания. Однако это требует специального исследования.

Помимо статей по марксистской теории и методологии в «Учёных записках» присутствовали публикации, в которых поднимались вопросы истории философской мысли в Казанском университете. Прежде всего здесь следует назвать общие очерки истории университета, периодически появлявшиеся в связи с различными юбилейными датами. В них отражались не только аспекты истории философии в императорском университете, но и некоторые проблемы современного состояния философии. В частности, в очерках «Казанский университет им. В.И. Ульянова-Ленина в 1917-1946 гг.» отмечается острая нехватка доцентов на кафедре марксизма-ленинизма в 1941/42 учебном году (К, с. 66). Сообщается о важном для обществоведов университета событии - защите кандидатской диссертации Д.Г. Морозовым в 1946 г. в Институте философии АН СССР на тему «Чернышевский как материалист» (К, с. 71). Это действительно было для университета «эпохальным» событием, так как Морозов стал первым кандидатом философских наук не только в университете, но и в Казани. Именно ему будет поручено возглавить кафедру диалектического и исторического материализма, возникшую в 1948 г., и сформировать будущее лицо кафедры [1, с. 18]. Наряду с этим публиковались материалы и о философских воззрениях отдельных представителей университета (и не только). В частности, в 1930 г. появились сразу 3 статьи такого рода (Х-ХП).

Первый выход собственно философов на страницы «Учёных записок» произошёл в 1956 г. в общеуниверситетском сборнике. Это были статьи В.А. Кузина (XIII) и Л.Л. Тузова (XIV). С этого момента члены кафедры использовали практически любые возможности для публикации своих работ. Важной особенностью руководства кафедрой (во главе которой стоял вначале Д.Г. Морозов, а затем и М.И. Абдрахманов) было стремление обеспечить возможность публикации в первую очередь преподавателей, работающих над докторскими и кандидатскими диссертациями. И эта традиция, заложенная в начале существования

кафедры, сохраняется и по сей день, несмотря на то что статус «Записок» серьёзно изменился.

В следующем, 1957 году, самом «урожайном» для кафедры философии на публикации в «Записках», целая книга была отдана М.И. Абдрахманову на издание монографии, ставшей основой его докторской диссертации (XV). Кроме того, 8-я книга «Записок» также была полностью отдана под работы сотрудников кафедры (XVI), многие из которых смогли опубликовать свои статьи и в других книгах «Учёных записок» за этот год. Необходимо подчеркнуть, что в дальнейшем кафедра будет ориентироваться на проведение коллективных кафедральных исследований и публикацию их результатов на страницах «Записок». Изданная в 1961 г. коллективная монография «О некоторых категориях исторического материализма» (XVII) участвовала в конкурсе на лучшую научную публикацию года и получила призовое место.

Как свидетельствуют архивные материалы кафедры, М.И. Абдрахманов, ставший заведующим кафедрой после защиты докторской диссертации в 1959 г., уделял большое внимание проведению коллективных исследований, видя в этом важное условие повышения научно-исследовательского потенциала кафедры. Анализ имеющихся публикаций позволяет сделать вывод о том, что в них в полной мере отразилась проблематика философских исканий всего коллектива кафедры. Философия образования, история философской мысли и логики в университете, социальная философия (исторический материализм), философия естествознания, вопросы этики, эстетики, научного атеизма - вот далеко не полный перечень основных проблем кафедральных исследований тех лет.

Парадоксально, но факт: с начала 60-х годов ХХ столетия на страницах «Записок» прекращается публикация философских статей, хотя именно в это время заметно активизируется научно-исследовательская работа как преподавателей, так и аспирантов кафедры. Если для последних всё же издавались аспирантские сборники, то для преподавателей доступ к единственному периодическому изданию по непонятным причинам был закрыт. Можно, конечно, отметить, что с 1972 г. до начала 90-х годов «Учёные записки» вообще не выходили в свет. Но целое десятилетие до 1972 г. прошло без философских публикаций.

Период со второй половины 80-х годов XX в. до начала XXI столетия ознаменовался не только ломкой политического и экономического строя страны, но и серьёзными подвижками в общественном сознании. Философы кафедры пытаются найти свою новую проблематику, порой остро реагируют на реалии жизни, откликаясь на её вызовы. На страницах возобновившихся «Записок» появляются статьи, философски осмысливающие происходящее. Показательным в этом отношении является сборник 1998 г. Перечисление только названий некоторых статей красноречиво свидетельствует об умонастроениях философов кафедры, ср.: «Общество и образование на пороге XXI в.: к гуманистической парадигме развития» (М.Б. Садыков, Ф.Ф. Серебряков, М.Д. Щелкунов), «Собственность как комплексная система общественных отношений» (Б.К. Лебедев, М.Б. Садыков), «История без конца» (Н.А. Терещенко), «К проблеме человеческого измерения всеобщности труда как аспекту реализации родовой сущности человека» (З.З. Ибрагимова), «Социально-философские истоки утопизма» (В.Н. Комаров), «Самоутверждение личности как осуществление родовой

сущности человека: поиск общей логики» (Б.К. Лебедев, Г.К. Сайкина), «От чего мы уходим? Анатомия социализма в стиле "ретро"» (Т.М. Шатунова) (XVIII).

Конечно, это ни в коей мере не означает, что философы сосредоточились абсолютно на злобе дня. Справедливости ради нужно отметить, что главным недостатком современной мировой философии, по мнению американского учёного Пола Куртца, долгие годы возглавлявшего «Международный гуманистический и этический союз», как раз является её некоторая отстранённость от реалий [2, с. 19]. Как уже было отмечено, в конце ХХ в. наблюдается активный поиск новой проблематики или поворот старых тем в русло мировых философских тенденций. Появляются размышления о проблемах синергетики, постмодерна, философской антропологии и т. п.

В публикациях А.Б. Лебедева, Т.М. Шатуновой, Н.А. Терещенко, Е.М. Николаевой, Г.К. Сайкиной, А.В. Токранова, Г.В. Мелихова и других учёных, а также их аспирантов поднимаются любопытные и неоднозначные философские вопросы. Видимо, поэтому в «Предисловии ответственного редактора» к одному из первых сборников работ философов М.Б. Садыков счёл необходимым подчеркнуть такую ситуацию. В частности, он писал: «Содержание отдельных статей не лишено дискуссионности, что, по мнению редколлегии, не является препятствием для их опубликования в авторском исполнении. При этом представленные труды было бы преждевременно оценивать как полностью завершённые темы. Они скорее являют собой промежуточные стадии в осмыслении обозначенных проблем, ждущих дальнейшего философского осмысления» (ХК, с. 3).

Жизнь показала справедливость этого утверждения. У большинства преподавателей теперь уже не кафедры философии, а нескольких самостоятельных кафедр философского факультета определилась новая проблематика, что в полной мере отражается в их публикациях, в том числе и на страницах «Учёных записок». Развитие новых направлений подготовки бакалавров и магистров на философском факультете (религиоведение, теология) также постепенно реализуется в публикациях преподавателей: в статьях Л.С. Астаховой, З.З. Ибрагимовой, В.В. Королёва, А.В. Токранова, М.Л. Тузова формируется новая проблематика религиоведческого характера.

Придание «Учёным запискам» университета статуса рецензируемого издания, рекомендуемого ВАК, коренным образом изменило ситуацию для университетского научного сообщества, в том числе и философского. Прежде всего изменилась география авторов. На страницы «Записок» стремятся попасть преподаватели философии не только казанских вузов, но и других регионов. Соответственно расширяется и тематика публикаций, уровень квалификации, всё больше среди авторов становится соискателей учёных степеней, в том числе аспирантов. И хотя требования к публикациям постоянно ужесточаются, теоретический уровень статей далеко не всегда однороден.

Подводя итоги нашему исследованию, нужно отметить две прослеживающиеся тенденции. Во-первых, по мере становления профессиональной философии практически прекращаются публикации на философскую тематику учёных других научных областей, прежде всего естественнонаучного цикла. По-видимому, в этом отражается общая тенденция отторжения «естественниками» гуманитарного знания вообще и в первую очередь философского.

Во-вторых, все зигзаги и противоречия развития российского общества в XX столетии не могли не отразиться как на тематике, так и на содержании философских материалов в «Учёных записках». Следование одной (марксистской) философской традиции сменяется широким философским плюрализмом последних двух десятилетий.

В заключение немного статистики. За рассматриваемый период (с 1925 г.) до настоящего времени на страницах «Записок» опубликовано более 200 материалов, отражающих философские искания учёного сообщества университета. С 1925 по 1955 г. выявлено 15 материалов, с 1956 по 2013 г. - более 190. С 2005 г. все публикации (144) представлены как в печатном, так и в электронном варианте.

Summary

Yu.N. Ivanov, V.V. Korolev. Philosophical Issues on the Pages of Uchenye Zapiski Ka-zanskogo Universiteta (Proceedings of Kazan University).

In this article, we analyze the process of development of philosophical ideas at Kazan University during the Soviet and post-Soviet period and their reflection on the pages of the journal Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. We reveal areas of research carried out at the Department of Philosophy and make a conclusion that Uchenye Zapiski adequately reflected the level of philosophical thought at Kazan University in the given period.

Keywords: university philosophy, dialectical and historical materialism, Marxist-Leninist philosophy, ideal, political economy, natural and historical, history.

Источники

I - От редакции // Учён. зап. Казан. ун-та. - 1925. - Т. 85, кн. 1. - С. 3-4.

II - Дитятин В. Исследование по социально-экономической истории позднего средне-

вековья // Учён. зап. Казан. ун-та. - 1925. - Т. 85, кн. 1. - С. 183-186.

III - Сакс И.И. Политическая экономия североамериканского профессора Джона Бэтса

Кларка - модернизированного Кэрри-Бастиа (к вопросу о банкротстве буржуазной политэкономии) // Учён. зап. Казан. ун-та. - 1929. - Т. 89, кн. 5-6. - С. 893-948.

IV - Галанза П.Н. Психологическая теория права и марксизм // Учён. зап. Казан. ун-та. -

1929. - Т. 89, кн. 5-6. - С. 115-171.

V - Курляндская Г.Б. Проблема долга в романе «Дворянское гнездо» // Учён. зап. Казан.

ун-та. - 1951. - Т. 111, кн. 3. - С. 99-117.

VI - Бахмутова Е.К. Основные проблемы общего языкознания в свете учения И.В. Ста-

лина о языке // Учён. зап. Казан. ун-та. - 1952. - Т. 112, кн. 6. - С. 3-18.

VII - Колесникова Е.А. К вопросу о формировании эстетических взглядов раннего Горького // Учён. зап. Казан. ун-та. - 1954. - Т. 114, кн. 6. - С. 3-22.

VIII - Колесникова А. Борьба за материалистическую биологию в Казанском университете в 50-70-е годы XIX века // Учён. зап. Казан. ун-та. - Т. 114, кн. 9. - С. 137-170.

IX - Казанский университет им. В.И. Ульянова-Ленина в 1917-1946 гг.: Учён. зап. Казан.

ун-та. - 1947. - Т. 107, кн. 3. - 123 с.

X - Парфентьев Н.Н. Натурфилософия Н.И. Лобачевского // Учён. зап. Казан. ун-та. -

1930. - Т. 90, кн. 3. - С. 303-312.

XI - Бродовский П.К. Философские взгляды Рожкова // Учён. зап. Казан. ун-та. - 1930. -

Т. 90, кн. 4. - С. 745-758.

XII - Парфентьев Н.Н. А.В. Васильев как математик и философ // Учён. зап. Казан. ун-та. - 1930. - Т. 90, кн. 6. - С. 943-956.

XIII - Кузин В.А. Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом вопроса о роли народных масс в социальных революциях в статьях «Новой Рейнской газеты» (1848-1849 гг.) // Учён. зап. Казан. ун-та. - 1956. - Т. 116, кн. 5. - С. 263-267. \

XIV - Тузов Л.Л. Из истории философской мысли в Казанском университете (полемика А. С. Лубкина против Кантовской философии) // Учён. зап. Казан. ун-та. - 1956. -Т. 116, кн. 5. - С. 268-272.

XV -Абдрахманов М.И. О роли социалистических производственных отношений в развитии производительных сил: Учён. зап. Казан. ун-та. - 1957. - Т. 117, кн. 5. -161 с.

XVI - Сборник работ кафедры философии: Учён. зап. Казан. ун-та. - 1957. - Т. 117, кн. 8. - 147 с.

XVII - О некоторых категориях исторического материализма: Учён. зап. Казан. ун-та. -1961. - Т.121, кн. 1. - 329 с.

XVIII - Учён. зап. Казан. ун-та. - 1998. - Т. 137: Экономика. Философия. - 235 с.

XIX - [СадыковМ.Б.] Предисловие ответственного редактора // Учён. зап. Казан. ун-та. -2004. - Т. 146: Философские науки. - С. 3.

Литература

1. Щелкунов М.Д., Ибрагимова З.З., Иванов Ю.Н. Философия в Татарстане: советский и постсоветский периоды. - Казань: Казан. ун-т, 2012. - 71 с.

2. Куртц П. Искушение потусторонним. - М.: Акад. проект, 1999. - 601 с.

Поступила в редакцию 17.10.13

Иванов Юрий Николаевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры религиоведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: Ivanov52@rambler.ru

Королёв Валерий Васильевич - кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. Е-mail: Valeriy.Korolev@Kpfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.