Научная статья на тему 'Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада'

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
103
22
Поделиться
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Сташкова Татьяна Николаевна

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе от него требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и многое другое.

Текст научной работы на тему «Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада»



ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе - от него требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и многое другое.

Т. Н. Сташкова

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада

Сташкова Татьяна Николаевна - педагог-психолог детских садов № 34 и № 47 Александровского района Владимирской области.

Такая ситуация потенциально содержит

в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования. Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости.

Синдром «выгорания» определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности, и поэтому рассматривается в аспекте личностной деформации под влиянием длительного профессионального стажа, неблагоприятного психологического климата в трудовом коллективе.

Ключевую роль в возникновении синдрома «выгорания» играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек - человек», например между руководителем

и подчиненными. Синдром «выгорания» характеризуется эмоциональным истощением, которое проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Также этот синдром связан с деперсонализацией, при которой наблюдаются нарушения отношений с другими людьми; излишняя конформность, чувство зависимости, повышение негативизма, скепсиса, а порой и проявление цинизма по отношению к подчиненным, воспитанникам, пациентам и т. д. При синдроме «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей, манкирование служебными обязанностями, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития. Эти психологические проявления объединяются термином «редукция личных достижений».

Синдром «выгорания» - весьма серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.

Наше исследование было проведено на базе детских садов № 34 и № 47 Александровского района. В нем приняли участие 24 педагога детского сада (воспитатели и специалисты).

На первом этапе было проведено исследование с использованием диагностики профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н. Водопьяновой).

Были выявлены следующие закономерности, влияющие на эмоциональное состояние воспитателей:

ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ

1. Стаж педагогической деятельности.

Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявления эмоционального выгорания являются невысокими (7-10%). В первом случае сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период, скорее всего, направлена на совершенствование воспитательной работы, оттачивание педагогического мастерства, а результаты деятельности пока не оказывают существенного влияния на его психоэмоциональное состояние.

У профессионалов со стажем 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявлений состояний «эмоционального выгорания» вновь повышается до 21%.

2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:

• 56% педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;

• 21% - 3-4 раза в год;

• 15% - более 5 раз;

• 8% - не испытывают вообще.

Следовательно, состояние эмоционального

выгорания характерно для педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет, чаще всего проявляется в педагогической деятельности 1-2 раза в течение года.

По длительности протекания состояний эмоционального выгорания большинство педагогов (69%) определяют срок от 3 до 5 и от 5 до 7 дней.

Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, большинство педагогов (89%) ставят на первое место начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания - адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.

3. Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было

потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.

Таким образом, причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:

• высокая эмоциональная включенность в деятельность - эмоциональная перегрузка (30%);

• отсутствие четкой связи между процессом воспитания и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (25%);

• жесткие временные рамки деятельности (занятие, окончание года);

• ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей (16%);

• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (31%);

• организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование (42%);

• ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (37%);

• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (15%).

В педагогической деятельности целесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный и организационный.

С педагогами, которые определили свою степень эмоционального истощения как высокую, проводились коррекционно-профилак-тические занятия, давшие положительный результат. ■

Динамика диагностики эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н. Водопьяновой).

Участвовали 24 педагога д/с № 34

г. Струнино и д/с № 47, г. Александрова

Ниже нормы В норме Выше нормы

в на- в в на- в в на- в

Субшкала чале учебного конце учебного чале учебного конце учебного чале учебного конце учебного

года года года года года года

Степень

эмоционального 8-33,3% 9-37,5% 7-29,2% 8-33,3% 9-37,5% 7-29,2%

истощения

Деперсонализа- 8-33,3% 8-33,3% 9-37,5% 11-45,8% 7-29,2% 5-20,9%

ция

Редукция личностных 6-25% 7-29,2% 11-45,8% 11-45,8% 7-29,2% 6-25%

достижении