ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе - от него требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и многое другое.
Т. Н. Сташкова
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада
Сташкова Татьяна Николаевна - педагог-психолог детских садов № 34 и № 47 Александровского района Владимирской области.
Такая ситуация потенциально содержит
в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования. Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости.
Синдром «выгорания» определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности, и поэтому рассматривается в аспекте личностной деформации под влиянием длительного профессионального стажа, неблагоприятного психологического климата в трудовом коллективе.
Ключевую роль в возникновении синдрома «выгорания» играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек - человек», например между руководителем
и подчиненными. Синдром «выгорания» характеризуется эмоциональным истощением, которое проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Также этот синдром связан с деперсонализацией, при которой наблюдаются нарушения отношений с другими людьми; излишняя конформность, чувство зависимости, повышение негативизма, скепсиса, а порой и проявление цинизма по отношению к подчиненным, воспитанникам, пациентам и т. д. При синдроме «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей, манкирование служебными обязанностями, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития. Эти психологические проявления объединяются термином «редукция личных достижений».
Синдром «выгорания» - весьма серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.
Наше исследование было проведено на базе детских садов № 34 и № 47 Александровского района. В нем приняли участие 24 педагога детского сада (воспитатели и специалисты).
На первом этапе было проведено исследование с использованием диагностики профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н. Водопьяновой).
Были выявлены следующие закономерности, влияющие на эмоциональное состояние воспитателей:
ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ
1. Стаж педагогической деятельности.
Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявления эмоционального выгорания являются невысокими (7-10%). В первом случае сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период, скорее всего, направлена на совершенствование воспитательной работы, оттачивание педагогического мастерства, а результаты деятельности пока не оказывают существенного влияния на его психоэмоциональное состояние.
У профессионалов со стажем 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявлений состояний «эмоционального выгорания» вновь повышается до 21%.
2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:
• 56% педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;
• 21% - 3-4 раза в год;
• 15% - более 5 раз;
• 8% - не испытывают вообще.
Следовательно, состояние эмоционального
выгорания характерно для педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет, чаще всего проявляется в педагогической деятельности 1-2 раза в течение года.
По длительности протекания состояний эмоционального выгорания большинство педагогов (69%) определяют срок от 3 до 5 и от 5 до 7 дней.
Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, большинство педагогов (89%) ставят на первое место начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания - адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.
3. Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было
потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.
Таким образом, причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:
• высокая эмоциональная включенность в деятельность - эмоциональная перегрузка (30%);
• отсутствие четкой связи между процессом воспитания и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (25%);
• жесткие временные рамки деятельности (занятие, окончание года);
• ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей (16%);
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (31%);
• организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование (42%);
• ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (37%);
• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (15%).
В педагогической деятельности целесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный и организационный.
С педагогами, которые определили свою степень эмоционального истощения как высокую, проводились коррекционно-профилак-тические занятия, давшие положительный результат. ■
Динамика диагностики эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н. Водопьяновой).
Участвовали 24 педагога д/с № 34
г. Струнино и д/с № 47, г. Александрова
Ниже нормы В норме Выше нормы
в на- в в на- в в на- в
Субшкала чале учебного конце учебного чале учебного конце учебного чале учебного конце учебного
года года года года года года
Степень
эмоционального 8-33,3% 9-37,5% 7-29,2% 8-33,3% 9-37,5% 7-29,2%
истощения
Деперсонализа- 8-33,3% 8-33,3% 9-37,5% 11-45,8% 7-29,2% 5-20,9%
ция
Редукция личностных 6-25% 7-29,2% 11-45,8% 11-45,8% 7-29,2% 6-25%
достижении