Научная статья на тему 'Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада'

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
396
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сташкова Татьяна Николаевна

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе от него требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и многое другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сташкова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада»



ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе - от него требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и многое другое.

Т. Н. Сташкова

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада

Сташкова Татьяна Николаевна - педагог-психолог детских садов № 34 и № 47 Александровского района Владимирской области.

Такая ситуация потенциально содержит

в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования. Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости.

Синдром «выгорания» определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности, и поэтому рассматривается в аспекте личностной деформации под влиянием длительного профессионального стажа, неблагоприятного психологического климата в трудовом коллективе.

Ключевую роль в возникновении синдрома «выгорания» играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек - человек», например между руководителем

и подчиненными. Синдром «выгорания» характеризуется эмоциональным истощением, которое проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Также этот синдром связан с деперсонализацией, при которой наблюдаются нарушения отношений с другими людьми; излишняя конформность, чувство зависимости, повышение негативизма, скепсиса, а порой и проявление цинизма по отношению к подчиненным, воспитанникам, пациентам и т. д. При синдроме «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей, манкирование служебными обязанностями, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития. Эти психологические проявления объединяются термином «редукция личных достижений».

Синдром «выгорания» - весьма серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.

Наше исследование было проведено на базе детских садов № 34 и № 47 Александровского района. В нем приняли участие 24 педагога детского сада (воспитатели и специалисты).

На первом этапе было проведено исследование с использованием диагностики профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н. Водопьяновой).

Были выявлены следующие закономерности, влияющие на эмоциональное состояние воспитателей:

ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ

1. Стаж педагогической деятельности.

Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявления эмоционального выгорания являются невысокими (7-10%). В первом случае сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период, скорее всего, направлена на совершенствование воспитательной работы, оттачивание педагогического мастерства, а результаты деятельности пока не оказывают существенного влияния на его психоэмоциональное состояние.

У профессионалов со стажем 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявлений состояний «эмоционального выгорания» вновь повышается до 21%.

2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:

• 56% педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;

• 21% - 3-4 раза в год;

• 15% - более 5 раз;

• 8% - не испытывают вообще.

Следовательно, состояние эмоционального

выгорания характерно для педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет, чаще всего проявляется в педагогической деятельности 1-2 раза в течение года.

По длительности протекания состояний эмоционального выгорания большинство педагогов (69%) определяют срок от 3 до 5 и от 5 до 7 дней.

Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, большинство педагогов (89%) ставят на первое место начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания - адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.

3. Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было

потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.

Таким образом, причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:

• высокая эмоциональная включенность в деятельность - эмоциональная перегрузка (30%);

• отсутствие четкой связи между процессом воспитания и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (25%);

• жесткие временные рамки деятельности (занятие, окончание года);

• ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей (16%);

• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (31%);

• организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование (42%);

• ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (37%);

• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (15%).

В педагогической деятельности целесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный и организационный.

С педагогами, которые определили свою степень эмоционального истощения как высокую, проводились коррекционно-профилак-тические занятия, давшие положительный результат. ■

Динамика диагностики эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н. Водопьяновой).

Участвовали 24 педагога д/с № 34

г. Струнино и д/с № 47, г. Александрова

Ниже нормы В норме Выше нормы

в на- в в на- в в на- в

Субшкала чале учебного конце учебного чале учебного конце учебного чале учебного конце учебного

года года года года года года

Степень

эмоционального 8-33,3% 9-37,5% 7-29,2% 8-33,3% 9-37,5% 7-29,2%

истощения

Деперсонализа- 8-33,3% 8-33,3% 9-37,5% 11-45,8% 7-29,2% 5-20,9%

ция

Редукция личностных 6-25% 7-29,2% 11-45,8% 11-45,8% 7-29,2% 6-25%

достижении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.