Demonstrates modern innovative forms of development of cooperatives, development of recommendations and practical orientation related to the activities for the implementation of comprehensive structural reforms based on government-cooperative partnership.
Key words: cooperative movement, small business, financial system, the Moscow Metropolitan area, rural areas, Kaluga region.
Krutikov V.K., doctor of Economics, professor, vkkrutikov@ mail.ru, Russia, Kaluga, Kaluga State University of K.E. Tsiolkovsky.
Fedorova O.V., PhD Econ., associate professor, nir@universitys.ru, Russia, Kaluga, Institute of Management, Business and Technologies Kaluga.
Scherbakova E.S., senior teacher of the Economy department and management, ys.shcherbakova@gmail.com, Russia, Tula. Tula Institute of Management and Business of N.D. Demidov
УДК 338
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)
А. С. Мартышкин
Рассматривается актуальная проблема экономической системы в социально-экономическом развитии региона, которая связана с обсуждением развития Самарской области, где сложился так называемый автомобилестроительный комплекс, важный для социально-экономического развития всей страны, для современной российской экономики.
Ключевые слова: автомобилестроение, машиностроительный кластер, экономическое развитие, регион, стратегия социально-экономического развития регион.
Значимость автомобилестроения - части машиностроительного комплекса Самарской области - для хозяйственной системы региона трудно переоценить, т.к. область с 1970-х гг. являлась автомобилестроительным центром СССР, РСФСР, а потом и РФ. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области до 2020 г. одним из приоритетных направлений устойчивого развития региональной экономики является автомобилестроение и производство автокомплектующих [1]. Это говорит об официальном признании со стороны региональных властей значимости автомобилестроения и может быть оценено только положительно.
Производство автомобилей в Самарской области осуществляется в рамках автомобильного кластера - мощной системы, в которую входят предприятия и организации по следующим направлениям деятельности:
- сборочное производство легковых автомобилей;
- производство автокомпонентов, материалов, узлов для автосборочных заводов;
- организации автосервиса и торговли, оказывающие сервисные услуги владельцам автомобилей;
- исследовательские, конструкторские, технологические, консалтинговые организации;
- организации, осуществляющие подготовку кадров для организаций кластера;
- финансовые организации, обеспечивающие текущее обслуживание, кредитование, страхование, деятельность на фондовом рынке [2] Автомобильный кластер Самарской области был официально признан в 2006 г., когда принималась Стратегия социально-экономического развития региона на период до 2020 года. Ядром кластера выступало Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ» - крупнейший в Российской Федерации производитель легковых автомобилей. В кластер также входили ряд организаций - сборщиков автомобилей на основе машинокомплектов, поставляемых с ОАО «АвтоВАЗ», а также поставщики компонентов, узлов и агрегатов, работ и услуг -всего более 320 компаний.
Автомобильный кластер Самарской области в 2009, 2014 - 2016 гг. испытывал серьезные трудности, связанные с общим спадом на автомобильном рынке Российской Федерации. Данный спад был, в свою очередь, обусловлен значительным снижением покупательной способности населения вследствие социально-экономических кризисов. Кроме того, отрицательную роль в финансово-экономическом положении организаций автомобильного кластера Самарской области сыграло то, что основной рынок сбыта готовой продукции ОАО «АвтоВАЗ», ЗАО «Джи-Эм-АвтоВАЗ», ЗАО «Супер-Авто Холдинг» расположен в пределах Российской Федерации. Это изначально ограничивает перспективы автосборочного производства. Далее, в силу значительной конкуренции на российском рынке, усилившейся за 15 лет, автомобильный кластер Самарской области даже здесь потерял значительную часть спроса.
В 2014 году произошло юридическое оформление автомобильного кластера Самарской области. Было создано некоммерческое партнерство «Автомобильный кластер Самарской области» (НП АКСО). Указанная организация объединяла в основном предприятия, занятые производством автокомпонентов. ОАО «АвтоВАЗ» в нее не вошло, как и ряд других фактических участников автомобильного кластера Самарской области. Задачами партнерства было развитие кооперационных связей внутри и за пределами кластера, встраивание компаний малого и среднего бизнеса в глобальную цепочку производств. В первую очередь некоммерческое партнерство «Автомобильный кластер Самарской области» было ориентировано на развитие предприятий автокомпонентной отрасли, и не предполагало участия производителя конечной продукции.
На 2015 год в автомобильном кластере Самарской области было сконцентрировано около 40 % производства, 40 % занятых, 65 % основных фон-
дов промышленности, 25 % затрат на исследования и разработки, 20 % экспорта Самарской области [3], однако юридически он был как бы разделен на две части: одна из них охватывалась некоммерческим партнерством «Автомобильный кластер Самарской области», другая входила в кластер фактически, но не формально. Весной 2016 г. вице-губернатор - министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области А.В. Кобенко сообщил, что на уровне Министерства промышленности и торговли Российской Федерации формируется программа поддержки промышленных кластеров, в которой планирует принять участие автомобильный кластер Самарской области. «Мы будем перезапускать автокластер, чтобы все автокомпонентные предприятия, которые работают на территории региона, стали учредителями управляющей организации, - сообщил А.В. Кобенко. - Это позволит нам получить федеральное финансирование на совместные проекты в рамках кластера» [4].
Таким образом, для получения поддержки автомобильного кластера Самарской области из федерального центра было необходимо структурно изменить данное экономическое объединение.
В 2016 году была сформирована Ассоциация предприятий машиностроения «Кластер автомобильной промышленности Самарской области» (АПМ КАПСО). В нее вошли, помимо ОАО «АвтоВАЗ», еще несколько десятков организаций фактически сложившегося автомобильного кластера Самарской области.
Следующим шагом стало принятое 22 декабря 2016 года решение об объединении двух кластеров: Некоммерческого партнерства «Автомобильный кластер Самарской области» и Ассоциации предприятий машиностроения «Кластер автомобильной промышленности Самарской области». Таким образом, завершился процесс реформирования автомобильного кластера Самарской области. Существовавшее с 2014 года НП АКСО было интегрировано в соответствующую требованиям Министерства промышленности и торговли Российской Федерации АПМ КАПСО. Предполагается, что ресурсы НП АКСО будут задействованы в проектах поиска новых потребителей для участников кластера, их выхода на новые рынки, в том числе зарубежные, а команда АПМ КАПСО продолжит работу по содействию локализации производства автокомпонентов на предприятиях-участниках кластера и импор-тозамещению как на уровне Альянса АВТОВАЗ-РЕНО-НИССАН, так и на уровне поставщиков первого уровня, а также запуску новых проектов [5].
Кластер автомобильной промышленности Самарской области сформировался в августе 2016 года, а 13 сентября между АПМ КАПСО и Правительством Самарской области было заключено Соглашение о создании промышленного кластера в сфере автомобильной промышленности Самарской области. Был проделан значительный объем работы, в результате чего Кластер автомобильной промышленности Самарской области успешно прошел отбор по включению в реестр Минпромторга России.
Включение в реестр открывает участникам кластера доступ к полному спектру государственной поддержки, в частности позволит претендовать на
получение государственной поддержки на реализацию совместных проектов участников кластера, направленных на импортозамещение или связанных с новым или модифицированным конечным продуктом Кластера - автомобилем.
В 2016 г. несколько улучшились финансовые показатели ядра автомобильного кластера Самарской области - ПАО «АвтоВАЗ». Так, при снижении общего количества проданных автомобилей к 2015 году выручка увеличилась, а финансовые расходы и чистый убыток уменьшились. Однако такие положительные результаты, полученные впервые с 2014 года, пока еще не стали устойчивой тенденцией. В полной мере эффект от формирования кластера должен наступить через 5 - 8 лет.
Список литературы
1. Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 года. Утверждена постановлением Правительства Самарской области от 9 октября 2006 г. №129. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.samregion.ru/social_no_ekonomicheskoe_razvi/9178/ (дата обращения: 30.08.2017).
2.Isupov, A.M.Thetheoreticalaspectofaircraft-buildingclusters' functioning / A.M. Isupov, S.A. Martyshkin, D.V. Prohorov // Proceedingsofthe 1stInternationalscientificandpracticalconference "Modernapproachestothemana-gementofeconomicsystemsintheconditionsoftheglobaltransformations" (St. Louis, MissouriMay 15th, 2015). - St. Louis, Missouri, USA: PublishingHouseScien-ceandlnnovationCenter, Ltd., 2015. P. 31 - 41.
3. Лобода, В. Конкурентоспособны всего 10 % «автокомпонентщиков» Самарской области / В. Лобода. [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostat.ru/news/21867/ (дата обращения: 30.08.2017).
4. Алешин, С. Региональный автомобильный кластер ждет перезагрузка / С. Алешин // Волжская коммуна. 2016. 12 сентября.
5. Состоялось объединение автомобильных кластеров Самарской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.samregion.ru/press_center/news/25.01.2017/date/1/84146/ (дата обращения: 30.08.2017).
Мартышкин Алесей Сергеевич, асп., martyshkin@bk.ru Россия, Самара, Самарский университет
PROBLEMS OF ECONOMICAL SYSTEM OF REGION (ON EXAMPLE OF AUTOMOBILE INDUSTRY OF SAMARA REGION)
A.S. Martyshkin
The article is devoted to the actual problem of economical system in the social and economical development of region. The actuality is connected with the discussion of this development of Samara region. In this region so called automobile industry cluster was formed. It is
very important to the strategy of both social and economical development of the whole state, to Russian economy today.
Key words: Automobile industry, automobile industry cluster, economical development, region, regional economical development, strategy of social and economical developmentof region.
Martyshkin Aleksey Sergeevich, postgraduate, martyshkin@,bk. ru, Russia, Samara, Samara University
УДК 330.332
ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
А.Н. Фомина
Рассматриваются актуальные вопросы формирования благоприятного инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона на примере Брянской области. Анализируя результаты региональной инвестиционной деятельности, автор выделяет нерешённые проблемы, которые негативно влияют на инвестиционную привлекательность территории. С целью решения существующих проблем предлагается комплексный механизм формирования региональной инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, региональные органы власти.
В условиях экономического кризиса повышение инвестиционной привлекательности региона, создание комфортных условий для инвесторов и формирование благоприятного инвестиционного климата является важной стратегической задачей региональных органов власти.
В научной литературе инвестиционная привлекательность определяется «как взаимосвязь инвестиционного потенциала (совокупность условий, факторов, привлекающих или отталкивающих инвесторов) и инвестиционных рисков (совокупность факторов, под воздействием которых складывается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в условиях неопределенности результатов инвестиционной деятельности или вероятность полного или частичного не достижения результатов для осуществления инвестиций)» [1].
Таким образом, инвестиционная привлекательность - это совокупность разнообразных факторов (экономических, социальных, организационных, природных, экологических, нормативно-правовых, политических), характеризующих региональный инвестиционный климат и их комплексная оценка со стороны инвесторов при принятии ими решений об осуществлении инвестиций в регион. Иными словами, инвестиционная привлекательность -