формационными потоками. Среди этих технологий необходимо отметить, прежде всего, такие, как «Точно в срок», «Планирование потребностей / ресурсов), «Логистика, ориентированная на спрос»), «Логистика в масштабе реального времени», «Логистика добавленной стоимости», «Управление интегрированными цепями поставок», «Электронная логистика» и другие 4.
Указанные концепции и технологии поддерживаются сейчас корпоративными информационными системами. Так, концепция «Логистика добавленной стоимости» основана на идее, что любая логистическая операция добавляет стоимость продукту или услуге. Однако добавление стоимости еще не означает добавления ценности (полезности) с позиций потребителя. Концепция «Управление интегрированными цепями поставок» определяет логистический сервис как процесс создания существенных выгод, содержащих добавленную стоимость, в логистической цепи наиболее эффективным, с точки зрения потребителя, способом. Но главное, это определить (специфицировать) потребности клиента в логистических услугах и включить в логистический процесс только те операции / функции, которые действительно выполняются с минимальными затратами ресурсов.
Основные критерии оценки функционирования логистической системы называют ключевыми показателями результативности логистической деятельности, под которыми понимается необходимый и достаточный ряд сравнительно легко применимых показателей результативности (производительности), позволяющих связать выполнение логистического плана с основными функциями и результатами управления товарньим потоком (маркетингом/продажами, производством и логистикой) и таким образом определить потребность в корректирующих действиях.
За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся: общие логистические издержки; качество логистического сервиса; продолжительность логистических циклов; производительность.5
При создании логистической системы в организации с позиций качества необходимо проанализировать основные принципы логистической концепции и требований стандартов по созданию системы качества для оптимального сочетания принципов и определения основных объектов управления.
Таким образом, следует отметить, что процесс - это целенаправленная группа операций (работ, процедур) выполняемых последовательно или параллельно (с преобразованием входов в выходы) и приводящая к заданному конечному результату - выходу процесса, представляющему ценность для потребителя (внешнего или
внутреннего). Основные преимущества и достоинства процессного подхода в части выделения бизнес-процессов состоят в том, что, во-первых, бизнес-процессы - один из мощных инструментов повышения эффективности бизнеса; во-вторых, технология описания бизнес-процессов обеспечивает прозрачность всех операций бизнеса, позволяет анализировать возможные последствия сбоев на том или ином этапе выполнения работ, вовремя найти и исправить ошибку; и, в-третьих, еще одним достоинством технологии является управление операционными издержками, которое становится одним из основных условий выживания на рынке;
к преимуществам процессного подхода следует отнести значительное снижение значимости и силы действия бюрократического механизма, что позволяет экономить временные и финансовые ресурсы.
Процессно-ориентированный подход позволяет учесть такие важные аспекты бизнеса, как ориентация на конечный продукт, заинтересованность каждого исполнителя в повышении качества конечного продукта и, как следствие, в качественном выполнении своей работы; высокая гибкость и адаптивность системы управления, обусловленные большей саморегулируемостью системы и естественной ориентацией на потребителя; высокая динамичность системы и ее внутренних процессов, обусловленная сильной вертикальной интеграцией ресурсных потоков.
Литература:
1. Бандурин А.В. Деятельность корпораций М., 1999.
2. Беляева И.Ю. Организационное развитие корпоративных структур. М., 2006.
3. Гибсон Дж.Л. и др. Организации: поведение, структуры, процессы. М., 2000.
4. Гупер Ф. и др. Преобразование организации. М., 2000.
5. Денисов А.Ю. и др. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М., 2002.
6. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании. М., 2003.
7. Жданов С.А. Основы теорий экономического управления предприятиям. М., 2000.
8. Коуз Р. Природа фирмы. М., 2001.
9. Мильнер Б.З. (ред.). Управление современной корпорацией. М.. 2001.
10. Мусатова М.М. и др. Динамика слияний и поглощений в РФ: факторы, мотивы, взаимосвязи. Новосибирск, 2006.
11. Саймон Г. Административное поведение. М., 1996.
12. Третнев В.Н. Реформирование и реструктуризация предприятия. М., 1998.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Малышев И.В., кандидат экономических наук, доцент филиала ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» г. Апатиты
В статье рассмотрены сложности экологизации жилищной сферы Санкт-Петербурга, обусловленные высоким уровнем износа жилищного фонда и основных систем жизнеобеспечения города. Обосновано, что необходимо улучшать экологическую обстановку, функционально-потребительские параметры качества жизни, в том числе, жилищные и социально бытовые условия населения.
Ключевые слова: Экологизация жилищной сферы, уровень загрязнения, реконструкция жилищного фонда, очистные сооружения.
PROBLEMS OF THE ECOLOGIZATION OF THE HOUSING SPHERE OF SAINT-PETERSBURG
Malyshev I., GOU VPO «the St.-Petersburg state engineering-economic university»,
Cand.Econ.Sci., the senior lecturer of branch
In the article the complexities of the ecologization of the housing sphere of Saint-Petersburg, caused by the high level of the wear of available housing and main of the life-support system of city, are examined. It is substantiated, that it is necessary to improve the ecological situation, the functional-consumer parameters of the quality of life, including the housing and socially living conditions for population.
Key words: Ecologization of housing sphere, pollution level, the reconstruction of available housing, the cleaning construction
Результаты проводимых исследований свидетельствуют о том, ческих катаклизмов. Наличие имеющихся проблем обусловливает
что современная российская жилищная сфера (ЖС) - одна из круп- необходимость системного изучения, обобщения и критического
нейших отраслей отечественной экономики - стала тормозом раз- переосмысления сложившейся практики формирования и развития
вития национальной экономики, фактором социально-демографи- исследуемой в настоящей работе отрасли.
Санкт-Петербург по оценкам качества и доступности медицинского обслуживания, а также уровня загрязнения воздуха, воды, степени утилизации отходов и многих других факторов, в апреле 2008 г. признан одним из лучших в рейтинге уровня загрязнения мегаполисов мира. Всего три строчки отделяют вторую столицу России от 1го места. А самым нездоровым (215 место) признан Баку: столица Азербайджана получила такую оценку из-за низкого качества воды, а также уровня загрязнения воздуха, который, по мнению исследователей, связан с нефтедобычей. В итоге, лучшим городом в рейтинге признан канадский Калгари, 2-м стала столица Финляндии - Хельсинки, а 3-м - Петербург1.
Осуществляет проведение государственной политики в сфере содержания и ремонта жилищного фонда, государственное управление в жилищной сфере, а также координацию деятельности в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга, основными задачами которого являются проведение государственной политики Санкт-Петербурга в сфере содержания и ремонта, в т.ч. капитального, жилищного и нежилого фонда Санкт-Петербурга, а также реформирования ЖКХ и организация сбора, вывоза, размещения и переработки твердых бытовых отходов ТБО), осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с ТБО.
Проведенное специалистами обследование зданий различного назначения в Санкт-Петербурге показало, что вследствие нарушения горизонтальной и вертикальной гидроизоляции и протечек кровли 80-90% зданий и сооружений центральной части города поражены различными микроорганизмами, что ведет к снижению прочностных характеристик элементов несущих конструкций зданий и сооружений, разрушению отделочных слоев и, в конечном счете, к преждевременному старению и разрушению жилых зданий.
Поэтому в целях сохранения уникальной исторической среды в ноябре 1994 г. Правительством РФ было принято решение о разработке федеральной целевой программы «Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга» (поручение Правительства РФ от 14.11.1994 г. № ВЧ-П20-35643) и уже в июне 1995 г. Программа была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 594.
Следует подчеркнуть, что одновременно с решением проблемы реконструкции и реставрации исторических памятников учитываются другие проблемы исторического центра, во многом зависящие от состояния основных систем жизнеобеспечения центра города и Санкт-Петербурга в целом - инженерных коммуникаций и сооружений, внешнего транспорта, дорожно-транспортной инфраструктуры, экологической обстановки. Мероприятия Подпрограммы учитывают и другие не менее важные функционально-потребительские параметры качества жизни, в том числе жилищные и социально бытовые условия в центральной части города.
Многоплановость стоящих проблем обусловила необходимость дифференцировать задачи по трем направлениям, каждое из которых объединяет родственные задачи в самостоятельные блоки:
В 1-й блок - мероприятия по проведению реконструктивно-реставрационных работ в историческом центре Санкт-Петербурга, на реализацию которых предусматривается использование финансовых ресурсов из всех возможных источников - федеральный бюджет, бюджет Санкт-Петербурга и внебюджетные источники.
Во 2-й - мероприятия, позволяющие улучшить комфортность проживания в центральной части города, обеспечить рост культурного и социально-бытового обслуживания, улучшить экологическое состояние территории всего индустриального центра.
3-й блок - вопросы инвестиционных проектов, развития туристической сферы и экономической рентабельности программных мероприятий.
Подчеркнем, что Санкт-Петербург долгое время оставался одним из основных загрязнителей Балтийского моря. Водный бассейн, в котором расположен город, характеризуется медленным водообменом с океаном, который длится 25-40 лет. Это способствует накоплению антропогенных загрязнений непосредственно в акватории Балтики.
Планомерное проектирование и строительство очистных сооружений в городе на Неве началось только в 70-е гг. 20 века. Сейчас в Петербурге действует 20 очистных комплексов различной производительности. Среди них - Центральная и Северная станции аэра-
ции, крупнейшие в Европе. Фактическая производительность очистных сооружений города и пригородов составляет более 2,5 млн м? в сутки. Несмотря на наличие крупных комплексов, очистке до недавнего времени подвергались только 75% стоков, поступающих в систему коммунальной канализации мегаполиса. Остальные 25% (800 тыс. м? в сутки) сбрасывались без очистки в Неву через 179 прямых выпусков, находящихся на балансе «Водоканала Санкт-Петербурга».
Сброс неочищенных сточных вод в Санкт-Петербурге - серьезный фактор, который мешает выполнению международных обязательств по охране Балтийского моря и Положения Хельсинской Конвенции. Поэтому правительством города разработаны мероприятия, направленные на сокращение сбросов неочищенных сточных вод и защита города от наводнений, предусматривают осуществление нижеследующих инвестиционных проектов:
- строительство водоочистительной станции мощностью 1250 тыс. куб. метров в сутки и модернизация головных очистных сооружений;
- реконструкция и перевооружение гальванохимических производств предприятий оборонной промышленности (проект направлен на оздоровление Балтийского моря);
- строительство комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений длиной 25,4 км (реализация проекта наряду с защитой города от наводнений обеспечит надземную транспортную связь города Кронштадта со станцией Горская и городом Ломоносовым, а также позволит замкнуть кольцевую автомагистраль).
В рамках проводимого анализа следует подчеркнуть, что возникновение в мегаполисе экологических проблем обусловили необходимость того, что Санкт-Петербург стал одним из наиболее активных участников программ экологического партнерства «Северное измерение». Экологические проекты, реализуемые в мегаполисе, отличаются своими масштабами и высокой эффективностью, что позволяет мегаполису использовать не только свои ресурсы, но задействовать бюджет РФ и получать финансовую поддержку международного сообщества.
В частности, правительство России 15.10.98 г. приняло постановление о срочном завершении начатого еще в 1987 г. строительства очистных сооружений на Юго-Западе (ЮЗОС) Петербурга, но приостановленного из-за отсутствия финансирования. Не дождавшись финансовой помощи на федеральном уровне, правительство города и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» нашли поддержку у мэров Стокгольма и Хельсинки, а также у руководителей Водоканалов этих городов. В июле 1999 г. в Брюсселе на втором заседании Подкомитета по энергетике, ядерным вопросам и окружающей среды ряд стран Запада выразил готовность принять участие в финансировании проекта. В конце 1999 г. в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» были проведены первые предынвестиционные исследования, которые показали, что шансов достроить ЮЗОС при традиционной модели финансирования практически нет. Было принято решение пересмотреть структуру проекта и разработать иную модель финансирования.
Выбранная позже схема государственно-частного партнерства (ГЧП) позволила объединить для финансирования проекта несколько разных источников: собственные средства петербургского Водоканала, средства городского бюджета, гранты, кредиты иностранных финансовых структур и средства частного капитала без привлечения прямых гарантий субъекта федерации- города Санкт-Петербурга. Крупнейший инвестиционный проект получил поддержку правительств северных стран, организаций-доноров (СИДА, ФМОС, НДЕП, ТАСИС), европейских банков (ЕБРР, СИБ, ЕИБ, Шведфонд, ФинФонд). Схема ГЧП, объединившая 15 участников из разных стран, применена впервые. Она была высоко оценена европейским сообществом на саммите мэров городов в Париже в сентябре 2003 г.
Общий объем финансирования основных мероприятий Программы по строительству ЮЗОС с учетом затрат на возведение цеха по сжиганию осадка сточных вод, составил 173,7 млн. Евро, из них 116,8 млн. Евро - кредитные и заемные средства, 50,8 млн. Евро - это гранты и 6,1 млн. Евро - средства ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Принятие Законодательным собранием Санкт-Петербурга закона «О целевой программе Санкт-Петербурга» «О завершении строительства Юго-Западных очистных сооружений» позволило Санкт-Петербургу, как одному из главных организаторов этого проекта и самой заинтересованной стороне, гарантировать возврат заемных средств до 2017-го г. Контракт на проектирование и строительство на усло-
1 Результаты данного исследования были опубликованы международной консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting.
виях «под ключ» был подписан в мае 2002 г., а работы на площадке начались в 2003 г.
Ввод в строй ЮЗОС позволил довести до 85 % очистку сточных вод Санкт-Петербурга, что соответствует качеству очищенных сточных вод в соответствии с рекомендациями Хельсинской конвенции, что уже позволило Санкт-Петербургу выполнить свои международные обязательства по защите Балтийского моря.
В строительстве ЮЗОС приняли участие 856 фирм из России, Швеции, Финляндии, Германии. На новых очистных сооружениях нашли применение все современные технологии очистки стоков, включая их ультрафиолетовое обеззараживание перед сбросом в Финский залив. Благодаря использованию новейших технологий, соответствующих международным стандартам, управлять работой очистных сооружений, занимающих территорию в 76 гектаров, будут всего 46 человек. Ввод в строй очистных сооружений позволяет решить не только острые экологические проблемы, которые не решались десятилетиями, но и дает мощный импульс развития ЮгоЗападной территории города, строительству жилья (теперь на южном берегу Финского залива можно будет дополнительно построить свыше 4 млн м2 жилья).
Кроме того, на территории Санкт-Петербурга предполагается внедрение ресурсосберегающих технологий на таких предприятиях как АО «Ижорские заводы», Ленинградского оптико-механического объединения, АО «Адмиралтейские верфи», «Обуховский завод», «Балтийский завод» и др.
Правительством Санкт-Петербурга принято решение об экспериментальной реновации 2-х жилых кварталов Московского района. Возможность приступить к этой программе появилась после 01.01.07 г., когда вступил в силу новый Градостроительный кодекс
РФ. Расселение будет «веерным» - сначала на свободном участке строится новый многоэтажный дом, туда переселяют жильцов из расселяемого жилого дома, затем его сносят и продолжают строительство комфортного жилья на освободившейся территории.
Следует подчеркнуть, что с экономической точки зрения эксперимент в ЖС города будет очень сложным, его необходимо тщательно просчитать вместе с возможным инвестором. Для расселения 200 тыс. м2 жилья в домах на ул. Кубинской надо 340 тыс. м2, а построить в этих кварталах можно будет лишь 500 тыс. м2. Предварительная цена вопроса - примерно миллиард долларов, поскольку после возведения домов, в связи с увеличением потребления тепла, воды и электроэнергии, необходимо полностью обновить инженерные сети. Инвестору надо окупить расходы, а это произойдет не скоро. Поэтому город вложит в эксперимент свои средства, обеспечив территорию коммуникациями. Эксперимент по веерному расселению кварталов «хрущевской» застройки планируется провести в 5-ти районах Санкт-Петербурга. В дальнейшем будет подготовлена и комплексная программа реновации пятиэтажек, рассчитанная на 10 лет.
Таким образом, в настоящее время в Санкт-Петербурге сложилась ситуация, когда без качественных изменений может произойти крах всей ЖС города. Поэтому одновременно с решением проблемы реконструкции и реставрации исторических памятников необходимо развивать основные системы жизнеобеспечения не только центра города, но и всего мегаполиса в целом: инженерные коммуникации и сооружения, внешний транспорт, жилищно-коммунальную и дорожно-транспортную инфраструктуры, и, прежде всего, улучшать экологическую обстановку, функционально-потребительские параметры качества жизни, в том числе, жилищные и социально бытовые условия населения.
МЕТОДИКА ВНЕДРЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Степанов Р.В., Российская таможенная академия (РТА)
В статье уделено внимание разработке системы учета затрат и результатов в рамках контроллинга с целью повышения эффективности управления таможенными органами России. Ключевые слова: таможенная деятельность, таможенный орган, управление, контроллинг, система учета затрат и результатов.
Ключевые слова: учет затрат и результатов, таможенные органы, классификация видов затрат, формирования классификатора таможенных процессов, информационная система.
THE METHOD OF CONTROLLING IN MANAGEMENT SYSTEM CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIAN FEDERATION
Stepanov R., The Russian customs academy
This article is system of calculation costs and results in controlling for the purpose of effectiveness increase management system customs authorities of Russian Federation. Keywords: custom authority, management, controlling, system of calculation costs and results.
Key words: the account of expenses and results, customs houses, classification of kinds of expenses, formations of the qualifier of customs processes, information system.
Учет затрат и результатов (далее - УЗР) в таможенных органах РФ представляет собой систему из трех основных составляющих: учета затрат по их видам, местам возникновения и носителям затрат, и, организуется с целью определения стоимости всех таможенных услуг, оказанных подразделением за определенный период.
Первый вид учета, учет затрат по их видам, позволяет ответить на вопрос, какие затраты возникли в данном подразделении в отчетном периоде. Учет затрат по их носителям предоставляет информацию, для чего, в целях производства какого «конечного продукта» возникли затраты. Учет затрат по местам их возникновения отвечает на вопрос, где возникли затраты, то есть позволяет установить взаимосвязь между первым и вторым элементом УЗР и обоснованно отнести все затраты к тем или иным подразделениям или на стоимость тех или иных услуг.
Учет по видам затрат является первым составляющим элементом системы УЗР. Он позволяет сгруппировать все затраты на содержание таможенной службы в соответствии с целями УЗР и определить, какие затраты (или их группы) возникли в соответствующем расчетном периоде. На основе этой информации проводится анализ структуры и динамики затрат. Посредством учета по видам
затрат классифицируются и оцениваются ресурсы, использованные в процессе предоставления таможенной услуги, что необходимо для подготовки информации при принятии правильных управленческих и хозяйственных решений.
Учет затрат по местам их возникновения позволяет, во-первых, отнести все затраты на содержание таможенной службы на «конечные продукты» - носители затрат, а во-вторых, дает возможность проводить последующий анализ затрат и результатов в разрезе мест их возникновения. Под местами возникновения затрат подразумеваются структурные подразделения (отделы, участки деятельности), по которым организуется нормирование, планирование и учет затрат для управления ими.
Учет затрат по их носителям позволяет обоснованно отнести все затраты на стоимость таможенных процессов и услуг. Поэтому они рассматриваются в УЗР как носители затрат. В рамках УЗР под результатом понимаются работы, производимые сотрудниками таможенных органов при выполнении своих служебных обязанностей. Эта трактовка отличается от той, которая иногда обозначается в литературе как «результаты деятельности таможенной службы», т.е. объем перечисленных в бюджет платежей, количество оформ-