УДК 005:332.1:631.145
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Мамаев Иван Иванович доцент
Сахнкж Т атьяна Ивановна к.э.н., доцент
Сахнкж Павел Анатольевич к.т.н., доцент
Ставропольский государственный аграрный университет,
Ставрополь, Россия
В современных условиях реализации регулирующей роли государства в области природоохранной деятельности по устойчивому развитию сельскохозяйственного производства в первую очередь требуется определить конкретные параметры поставленной цели - четкие ориентиры развития
Ключевые слова: ЭКОЛОГИЗАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА
UDC 005:332.1:631.145
ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF AGRICULTURAL SECTOR OF THE STAVROPOL REGION: THE DYNAMICS OF DEVELOPMENT AND CURRENT STATUS
Mamaev Ivan Ivanovih associate professor
Sakhnyuk Tatiana Ivanovna
candidate of economic sciences, associate professor Sakhnyuk Pavel Anatolevih
candidate of technical sciences, associate professor Stavropol State Agrarian University Stavropol, Russia
In the present conditions of the regulatory role of the state in the field of environmental management for sustainable development of agricultural production in the first place we need to determine a specific goal - a clear direction of development
Keywords: GREENING, GOVERNMENT REGUEATION, AGRARIAN ECONOMY
Развитие рыночных отношений и переход к инновационным технологиям породили у человека чувство полной независимости от природы.
Наиболее остро эта проблема проявляется в агарном производстве.
Решение сложного многоуровнего переплетения вопросов экономики и экологии аграрного производства следует искать в создании экономического механизма, призванного стимулировать внедрение экологосберегающих технологий, и применении мер государственного регулирования. Вследствие этого экономика приобретает новое значение, поскольку экологические объекты, ценность которых начинает осознаваться, неизбежно становиться рыночным фактором и даже товаром.
В современных условиях реализации регулирующей роли государства в области природоохранной деятельности по устойчивому развитию сельскохозяйственного производства в первую очередь требуется определить конкретные параметры поставленной цели - четкие ориентиры развития. В тоже время, в социальных системах не может быть единой, универсальной цели, их всегда множество.
В Ставропольском крае прогноз эколого-экономического развития представлен четырьмя показателями: объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; объем сброса загрязняющих веществ в водные объекты; объем загрязнения земельных ресурсов; инвестиции в охрану окружающей среды.
Проблема взаимодействия индустриального общества с природной средой в последние десятилетия превратилась в одну из основных. В сферу жизнедеятельности человека вовлекается все больше веществ и энергии. Все больше становится наносимый биосфере ущерб(1).
ТЫС. тонн
тыс. тонн
80
60 4[1 20
О ™
52.4
51
4Є.5
40.3
2003
2005
201 0
2011
2012
Г оды
I Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников I Улавливание и обезвреживание загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников -* в % к отходящим
51.9І 52,4 51
46,5 46,9
2008 2009 2010 2011 2012 Годы
тыс. тонн
ТЫС. ТОНН
1500
1000
500
-% Образование отходов производства и потребления -% в том числе опасных л Использование и обезвреживание отходов производства и потребления
2003 2009 2010 2011 2012 Годы
366
I
64
2008
386
381
2009
201 О
61 2
2011
402
201 2
Г оды
Лесовосстановление, га [] Лесная площадь, пройденная пожарами, га 612 Число лесных пожаров, ед.
2003 2000 2010 201 1 2012 Годы
Рисунок 1 - Динамика изменения основных показателей, характеризующие воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы за 2008-2012 гг.
Состояние окружающей природной среды оказывает прямое влияние на здоровье людей. Существенную роль занимают такие факторы, как загрязненность атмосферного воздуха, накопление в воде и почве значительного количества вредных веществ, т.е. качество окружающей природной среды. Некоторые загрязняющие воздух вредные вещества могут избирательно действовать на определенные системы организма, обуславливая распространение заболеваний органов дыхательной системы, крови и онкологических заболеваний(2).
В крае за 2012 год зарегистрировано на 1000 взрослого населения 149 случаев заболеваний органов дыхания, 41 - случай возникновения новообразований; у подростков на 1000 человек соответствующего возраста, соответственно, 640 и 6 случаев, у детей (от 0 до 14лет) - 1031 и 6. Болезней системы кровообращения на 1000 взрослого населения зарегистрировано 179 случаев, у подростков - 26 и у детей (0-14 лет) -11.
Промышленное развитие неизбежно усиливает техногенную нагрузку на природную среду и нарушает экологический баланс (рис. 2).
2008 2009 2010 2011 2012
Годы
%
а -% Индекс промышленного производства
-% Обрабатывающие производства НО • ^ Добыча полезных ископаемых
^ Производство электроэнергии., газа и воды
105 / ^1.:---------•
100
95
2008 2009 2010 2011 2012 Годы
Рисунок 2 - Динамика изменения индексов производства по видам экономической деятельности (в
процентах к предыдущему году) за 2008-2012 гг.
По данным федерального статистического наблюдения в пределах края в 2012 г. осуществляли свою деятельность более 460 предприятий и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица, имеющих стационарные источники загрязнения, выбросы вредных веществ от которых оказывают негативное воздействие на атмосферный воздух.
98,9 % объема загрязняющих атмосферу веществ в 2012 году выбрасывалось юридическими лицами с установленными нормативами предельно-допустимых выбросов [6].
ТЫС. ТОНН
1 000 926
820 824 832832_ -
800
600
400
318
2008 2009 2010 2011 2012
Годы
тыс. тонн 1 ООО
800
600
820
824
832
332
926 — Количество организаций, имеющих выбросы загрязняющих веществ, ед.
| Количество загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников выделения в том числе выбрасывается без очистки Поступает на очистные сооружения | том числе уловлено и обезврежено 4- Выбросы загрязняющих атмосферу веществ
400
318
200
270 268
254
261
153
136
13Э
-ЧЬЬ
2008 2009 2010 2011 2012 Годы
Рисунок 3 - Основные показатели, характеризующие выбросы загрязняющих атмосферу веществ в крае за
2008-2012 гг.
г. Невинномысск
43634
В 11226 1519
г. Ставрополь
г. Мин - Воды
I
Количество загрязняющих веществ, тонн в том числе выброшено без очистки, тонн Источники выбросов загрязняющих веществ, ед.
г. Георгиевск
731 957
г. Лермонтов
1186 899
г. Пятигорск
^^—1117 1071
г. Ессентуки
756 618 597 488 481 481
202 155
Рисунок 4 - Основные показатели, характеризующие выбросы загрязняющих атмосферу веществ в
отдельных городах края в 2012 году
На территории края насчитывалось в 2012 году 33,1 тыс. стационарных источников выбросов загрязняющих атмосферу веществ, что на 1,9 тысяч больше, чем в 2011 году и на 2 тысячи больше - чем в 2008 году.
Количество загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников выбросов, в истекшем году по сравнению с 2011 годом увеличилось на 3,5 тыс. тонн (по сравнению с 2008 годом - на 28,8 тыс. тонн) и составило 130,4 тыс. тонн, в том числе выбрасывается в атмосферу, минуя очистные сооружения 66,7 тыс. тонн (51,2%). На очистные сооружения поступило 63,7 тыс. тонн загрязняющих веществ (48,8% от общего объема отходящих от стационарных источников выбросов), из них уловлено и обезврежено - 95,9 %, а 2,6 тыс. тонн (4,1%)
выброшены в атмосферу после прохождения очистных установок.
В результате за 2012 год объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, составил 69,3 тыс. тонн, что на 1,4 тыс. тонн больше чем за 2011 году и на 7,3 тыс. тонн меньше чем за 2008 год. В 2012 году удельный вес газообразных и жидких веществ составил 92,9% от общей массы зарегистрированных выбросов, отходящих от стационарных источников. Наибольший объем выбросов (61,8 %) приходился на 7 организаций, выбрасывавших в год 2,5 и более тыс. тонн загрязняющих атмосферу веществ [6].
Расчет показателя инвестиций на охрану окружающей среды практически не определен. Единственной методикой классификации инвестиций в области охраны окружающей среды является инструкция Госкомстата, регламентирующая порядок заполнения формы статотчетности 18-КС.
| Текущие (эксплуатационные) затраты, млн. руб.
на сбор и очистку сточных вод -% на охрану атмосферного воздуха . на обращение с отходами -% другие мероприятия
2008 2009 2010 2011 2012 Годы
Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему году -%■ на охрану водных ресурсов на охрану атмосферного воздуха на охрану и рациональное использование земель -%■ другие мероприятия
2008 2009 2010 2011 2012 Годы
Рисунок 5 - Динамика изменения затрат на охрану окружающей среды в Ставропольском крае (млн.
руб.) за 2008-2012 гг.
В структуре природоохранных расходов по Ставропольскому краю основную позицию занимают текущие затраты. 99,6% затрат произведено за счет собственных средств предприятий. На оплату услуг природоохранного назначения в истекшем году израсходовано 415,8 млн. рублей, из них за сбор и очистку сточных вод предприятия заплатили в истекшем году 141,8 млн. рублей, на обращение с отходами 67,5 млн. рублей, на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата 27,2 млн. рублей [6].
Следует заметить, что величина природоохранного капитального ремонта напрямую связана с
823,5
681,6
500
100
50
20
10
370,9
269,6
191,3
46,9
и
446,6
203,9
71,3
износом производственных фондов по охране окружающей среды.
В истекшем году обследуемыми предприятиями на капитальный ремонт основных производственных фондов по охране природной среды было израсходовано 98,8 млн. рублей.
Следующим из наиболее значимых элементов в структуре затрат на охрану окружающей среды являются природоохранные инвестиции в основной капитал.
Общий объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий, в 2012 году по краю составил
- 115,4 млрд. рублей. В общем, объеме инвестиций капиталовложения на охрану природы и рациональное
использование природных ресурсов составили только 0,7% (823,5 млн. руб.).
Из общего объема инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, инвестиции в сельском хозяйстве составили 4,6 млн. рублей (0,6%), в производство и распределение электроэнергии, газа и воды 62,0 млн. рублей (7,5 %), на транспорте и связи 68,8 (8,3%).
Источник финансирования
Я Федеральный бюджет 57%
Собственные средства предприятий 24%
Бюджеты субъектов Федерации и местный бюджет 20%
Рисунок 7 - Инвестиции в основной капитал, направленные в 2012 году на охрану окружающей среды,
по источникам финансирования В результате в бюджет края поступают незначительные средства на охрану водных, воздушных и земельных ресурсов. Сегодня, благодаря проводимой правительством края целенаправленной работе, в экологическом разделе краевого бюджета Ставропольского края содержится несколько разделов, защищающих отдельными строками соответствующие бюджетные расходы. Кроме того, отдельным приложением к бюджету оформляется смета расходов территориального бюджетного целевого экологического фонда. При этом, определить реальные расходы края на охрану окружающей среды, а главное - реальную потребность и допустимый минимальный уровень финансового обеспечения природоохранных нужд, сегодня еще не представляется возможным.
Однако решать проблемы экологизации аграрной экономики только на базе государственного регулирования в современном мире не удается. В реализации эколого-экономической политики следует выделить три механизма: рыночный механизм (экономическое стимулирование), прямое регулирование (государственное воздействие), смешанные механизмы(З).
Смешанные механизмы, позволяющие реализовывать эколого-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов, считается наиболее приемлемым.
Ведение эффективной эколого-экономической политики предполагает сочетание макроэкономических мер и мероприятий, имеющих собственно экологическую направленность.
К первой группе относятся меры, которые проводятся в рамках всей экономики или на уровне народнохозяйственных комплексов, секторов. Они могут не иметь в явном виде экологических целей. Во вторую группу входят экологоориентированные меры, часто носящие вспомогательный или компенсирующий характер по отношению к макроэкономическим мероприятиям.
Соответствующий экономический механизм природопользования и эффективная концепция рационализации природопользования в секторах могут быть разработаны и реализованы только в период разработки концепции развития самих секторов и всей экономики(5).
Можно выделить в общем виде три типа экономических механизмов природопользования: жесткий, снижающий и подавляющий развитие природоемких и загрязняющих видов деятельности; мягкий и "догоняющий", либеральный в экологическом отношении; стимулирующий развитие экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности.
Важно рассмотреть следующие основные элементы формирующегося экономического механизма природопользования в условиях перехода к рынку: создание рынка природных ресурсов;
совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей; экологические фонды; экологические программы; продажа прав на загрязнение; платность природопользования; система экономического стимулирования природоохранной деятельности; плата за загрязнение окружающей природной среды; экологическое страхование.
Провести переход к экологизации аграрной экономики государство может с помощью экологосбалансированных экономических реформ и создания соответствующей экономической среды на макроуровне. При проведения эффективной экологической политики на макроуровне важно понимать уровень и соподчиненность проводимых мероприятий, масштаб и границы их воздействия. Макроэкономические меры, которые проводятся в рамках всей экономики или на уровне народнохозяйственных комплексов, могут не иметь в явном виде экологических целей. Среди таких мероприятий можно выделить структурную перестройку, сокращение дефицита государственного бюджета, институциональные преобразования, реформы цен и программы налогообложения или субсидий в основных секторах экономики (сельское хозяйство), создание условий для иностранных инвестиций и т.д. Все эти мероприятия, механизмы и реформы неизбежно в той или иной степени сказываются на экологической ситуации.
Меры с четко выраженной экологической ориентацией: введение налогов, различного рода платежей и штрафов за загрязнение окружающей среды, принятие природоохранных стандартов и нормативов, реализация региональных или отраслевых экологических программ и т.д. Эти мероприятия в качестве своих объектов имеют охрану окружающей среды и улучшение использования природных
Научный журнал КубГАУ, №92(08), 2013 года ресурсов(4).
Ключевым моментом решения экологических проблем представляется государственное регулирование. Причем, основным инструментом воздействия государства в области охраны окружающей среды должны быть экономические механизмы: налоги, залоги, обеспечение
обязательств, возмещение ущерба, субсидии, а также административные механизмы.
Таким образом, хозяйственная деятельность человека и ухудшение экологической обстановки имеют прямую зависимость. Обнаружившиеся проблемы демографического, социального, международного, национального характера есть следствие экономического развития, не согласованного с принципами существования природы и окружающей среды. В существующих экономических моделях до настоящего времени не предложен реальный выход из создавшегося положения. Поиск путей решения проблемы эколого-экономического развития продолжается. Анализ глобальных процессов и зарубежного опыта возникновения и решения экологических проблем заставляет прогнозировать скорое обострение природоохранных вопросов в Северо-Кавказском федеральном округе. Природоохранные требования России конфликтуют с более жесткими экологическими стандартами за рубежом, что снижает инвестиционную привлекательность отечественного аграрного производства и конкурентоспособность сельскохозяйственных товаров на международном рынке
Литература
1. Сахнюк Т.Н., Сахнюк П.А., Левушкина С.В. Управление природоохранной деятельностью в региональном АПК на основе методов экономико-математического моделирования / Т.Н. Сахнюк, П.А. Сахнюк, С.В. Левушкина // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2011. - №72(08). - Шифр Информрегистра: 0421100012\0319. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/201 l/08/pdf/40.pdf
2. Беликова И.П., Сахнюк Т.Н. Малое предпринимательство и инновационная деятельность.
Научно-исследовательский журнал «Вестник» №3(32). - Ставрополь: изд-во ГОУ ВПО «Северо-Кавказский
государственный технический университет», 2012, с 207-210
3. Сахнюк Т.Н., Сахнюк П. А. Кластерный анализ состояния окружающей среды субъектов федерации Юга России
/ Т.Н. Сахнюк, П.А. Сахнюк // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - №82(08). -Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/08/pdf/37.pdf
4. Черникова Л.И. Состояние основных фондов в сельском хозяйстве ставропольского края Новый университет. Серия: Экономика и право. 2012. № 9. С. 24-28.
5. Мамаев И.И., Сахнюк П.А., Сахнюк Т.Н. Применение карт Кохонена для анализа основных социально-экономических показателей Административных районов Ставропольского края
/ Мамаев И.И., Сахнюк П.А., Сахнюк Т.И// Современные исследования социальных проблем [Электронный научный журнал]. 2012,- №12. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/12/sakhnyuk.pdf (дата обращения: 20.05.2011)
6. Охрана окружающей среды в Ставропольском крае. 2012 Статистический сборник / Территориальный орган РОССТАТА по Ставропольскому краю. - С., 2012 г. - 32с.
References
1. Sahnjuk T.I., Sahnjuk P.A., Levushkina S.V. Upravlenie prirodoohrannoj dejatel'nost'ju v regional'nom APK na osnove metodov jekonomiko-matematicheskogo modelirovanija / T.I. Sahnjuk, P.A. Sahnjuk, S.V. Levushkina // Nauchnyj zhurnal KubGAU [Jelektronnyj resurs], - Krasnodar: KubGAU, 2011. - №72(08). - Shifr Informregistra: 0421100012\0319. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/20ll/08/pdf/40.pdf
2. Belikova I.P., Sahnjuk T.I. Maloe predprinimatel'stvo i innovacionnaja dejatel'nost'. Nauchno-issledovatel'skij zhurnal «Vestnik» №3(32). - Stavropol': izd-vo GOU VPO «Severo-Kavkazskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet», 2012, s 207-210
3. Sahnjuk T.I., Sahnjuk P. A. Klastemyj analiz sostojanija okruzhajushhej sredy sub#ektov federacii Juga Rossii
/ T.I. Sahnjuk, P.A. Sahnjuk // Nauchnyj zhurnal KubGAU [Jelektronnyj resurs], - Krasnodar: KubGAU, 2012. - №82(08). -Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2012/08/pdf/37.pdf
4. Chemikova L.I. Sostojanie osnovnyh fondov v sel'skom hozjajstve Stavropol'skogo kraja Novyj universitet. Serija: Jekonomika i pravo. 2012. № 9. S. 24-28.
5. Mamaev I.I., Sahnjuk P.A., Sahnjuk T.I. Primenenie kart Kohonena dlja analiza osnovnyh social'no-jekonomicheskih pokazatelej Administrativnyh rajonov Stavropol'skogo kraja
/ Mamaev I.I., Sahnjuk P.A., Sahnjuk T.I// Sovremennye issledovanija social'nyh problem [Jelektronnyj nauchnyj zhurnal], 2012,-№12. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/12/sakhnyuk.pdf (data obrashhenija: 20.05.2011)
6. Ohrana okruzhajushhej sredy v Stavropol'skom krae. 2012 Statisticheskij sbornik / Territorial'nyj organ ROSSTATA po Stavropol'skomu kraju. - S., 2012 g. - 32s.