Научная статья на тему 'Проблемы экологии души кинозрителя в расширяющемся медиапространстве'

Проблемы экологии души кинозрителя в расширяющемся медиапространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / КИНОЗРИТЕЛЬ / МЕДИА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саблукова Л. И.

Технические новшества влияют на социальную структуру общества, уклад, духовность. Мы стали обществом, основанном на информации. «Медиапространство» новая территория и единственная среда, в которой наша цивилизация может расширяться. В обычной семье сегодня находится больше информационных средств, чем десять лет назад в какойнибудь студии телевидения. Непрерывно расширяющиеся медиа стали настоящей средой обитания пространством, которое называется иносферой. Каждое достижение научно-технического прогресса может быть использовано во благо и во вред человечеству, поэтому сегодня, не успев постичь всех возможностей медиапространства, мы вынуждены говорить об опасностях, таящихся в глобальных медиасистемах, способных повлиять на дальнейшую судьбу человечества. Психологические проблемы, связанные с бурным развитием технологий СМИ, массовой мультимедийной продукции и Интернета, влияющие на дальнейшую судьбу человечества, сравнимы только с последствиями освоения атомной энергии, способной привести как к процветанию, так и к всеобщей гибели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы экологии души кинозрителя в расширяющемся медиапространстве»

Практика медиаобразования

Проблемы экологии души кинозрителя в расширяющемся

медиапространстве

Л.И. Саблукова, доцент

Технические

новшества влияют на социальную структуру общества, уклад, духовность. Мы стали обществом, основанном на информации. «Медиапространство» - новая территория и единственная среда, в которой наша цивилизация может расширяться. В обычной семье сегодня находится больше информационных средств, чем десять лет назад в какой- нибудь студии телевидения. Непрерывно расширяющиеся медиа стали настоящей средой обитания - пространством, которое называется иносферой.

Каждое достижение научно-технического прогресса может быть использовано во благо и во вред человечеству, поэтому сегодня, не успев постичь всех возможностей медиапространства, мы вынуждены говорить об опасностях, таящихся в глобальных медиасистемах, способных повлиять на дальнейшую судьбу человечества. Психологические проблемы, связанные с бурным развитием технологий СМИ, массовой мультимедийной продукции и Интернета, влияющие на дальнейшую судьбу человечества, сравнимы только с последствиями освоения атомной энергии, способной привести как к процветанию, так и к всеобщей гибели.

Доказано, что в зависимости от творческих и технических приёмов, воздействие медийной продукции способно:

- влиять на текущее и долгосрочное поведение при нейролингвистическом программировании;

- создавать физическое напряжение (например, меняя характер сердечных и дыхательных ритмов), переходящее в патологическое;

- вызывать у зрителей слуховой или обычный дискомфорт, приводящий к снижению функциональных возможностей организма и социальной активности;

- провоцировать обострение психических, психопатических и иных заболеваний;

- изменять генетические программы развития человека и биологических организмов вообще [Абрамов, Крапивина, 2001, с.35].

Особую озабоченность вызывает возможность преднамеренного использования экологически опасных технологий.

Печально известен случай непреднамеренного воздействия на душевное здоровье зрителей при просмотре анимационного фильма «Покемон» (Япония), что вызвало симптомы различной степени тяжести у 12950 детей.

В Китае, оберегая душевное здоровье, запретили демонстрацию фильмов ужасов. Но всё же во всём мире участились случаи, когда мотивом к совершению преступления послужил сюжет фильма. Часто преступники используют технологии преступления с методами его сокрытия, увиденные в фильмах.

По силе воздействия на человека кино занимает особое место. Оно способно влиять на мировоззренческие установки человека и его ценностные ориентации. Кино влияет на развитие и саморегуляцию личности. Это понимали и использовали в политике и идеологии многих стран. С развитием техники, информатики, связи медиапространство превратилось в арену сражений.

Благодаря разнообразию современных носителей кино не только вошло в наш дом, в нашу повседневную жизнь, но стало её составляющей. Кинозрители смотрят одно и то же зрелище, испытывает общее чувство страха, тревоги, любви, горечи, получает тему для общей беседы. Это коллективное восприятие, которое имеет огромный организующий и идеологический потенциал. В массе личные характеристики индивидуумов теряют значение в пользу массовой души. У неё могут быть и благородные и жестокие намеренья. Для неё нет ничего невозможного. Она легко возбуждается, она изменчива импульсивна. Кинофильм захватывает эмоции зрителей, но это влияние не осознаваемо; можно сказать, что человеку навязываются представления, которые по глубине переживания можно причислить к его собственному опыту.

Для тех, у кого собственного опыта пока ещё нет, кино является источником познания и учителем жизни. Чрезвычайно важно, какие стороны жизни откроет фильм любознательному подростку: возвышенное и низменное, позитивное и негативное, прекрасное и безобразное - весь спектр эстетических категорий, вариантность жизненных ситуаций, насущных проблем, многообразие человеческих типажей и соответствующих им образов мыслей.

Кино не только зеркально отражает жизнь людей, их духовную сущность, оно имеет способность предугадывать, предвосхищать, прогнозировать. Воздействие кино на зрителя может быть неосознанным, но результатом этого воздействия могут быть необратимые перемены в личности, обществе, мире.

Для одних зрителей кино является источником духовного обогащения, расширения социального опыта и кругозора, для других его функция исчерпывается бездумным развлечением, а для третьих оказывается фактором деформации ценностных ориентаций.

Наше общество становится всё более агрессивным. Особую тревогу вызывает агрессия в молодёжной среде. Практически еженедельно мы узнаем об очередной трагедии: расстрел учителей и учащихся в школе и университете (США, Германия, Англия), нападение на детей в детсаде (Дания), серия случаев жестокого обращения с одноклассниками, с приёмными и родными детьми, преступления на национальной и религиозной почве, наркозависимости, террористические акции. Порой в новостях такого рода наблюдается чрезмерное увлечение демонстрации трупов и крови, стенаний родных и пр. То же самое мы видим в художественных фильмах, но технические эффекты и монтаж позволяют создать шокирующие по своей жестокости или откровению сцены.

Жестокость широко распространилась в киноискусстве XX века. Если в начале она вызывала сильный эмоциональный отзыв, пробуждала чувства, то сейчас стала массовым явлением и воспринимается обыденно, привычно. Мировая экспансия американского кино повлияла на изменение репертуара отечественных кинотеатров. По мировым меркам прокат американского кино в

России в целом убыточен, но успехи в освоении рынка и воспитании кинозрителя, влиянии на формирование духовного и нравственного мира, культурных потребностей и интересов очевиден. Статистика утверждает, что из четырёх просмотренных в кинотеатре фильмов лишь один российский. Этот факт беспокоит общество и влияет на формирование государственной культурной политики в области кинематографии.

Известно, что основная зрительская аудитория - молодёжь и подростки -предпочитает зарубежный кинематограф, продукция которого изобилует сценами насилия, секса, смакованием пороков, мистики, сектантства и пр. Такие произведения притупляют нравственное чувство, снижают уровень нравственного сознания человека, рискуют вызывать нездоровый интерес и желание подражать. Следует отметить, что низкопробные американские фильмы подобного содержания, завезённые в Россию по бросовым ценам в конце 1980-х-начале 1990-х годов, воспитали целое поколение кинозрителей.

Многое изменилось с тех пор: российский зритель стал более требовательным, да и отечественный кинематограф порой способен составить серьёзную конкуренцию иностранным лентам, но хотим мы того или нет, киноиндустрия тоже подвержена процессу глобализации. Трудно вспомнить фильм с сюжетом, где отсутствовали бы сцены жестоких драк, погонь, перестрелок, убийства, секса. И эти сцены уже не поражают воображение зрителей не вызывают бурю эмоций. Зрители привыкают к кровавым сценам, к сознанию, что мир жесток, и в нём необходимо быть готовым к самозащите, а лучше держать этот мир в страхе. В кино эксплуатируют обнажённую натуру, создают культ оружия, демонстрируют все пороки, накопленные человечеством, и проецирует это не только на экран, но и в наше сознание.

Негативное влияние на формирование личности агрессивной экранной продукции вызывает тревогу во всём мире у учёных, политиков, родителей и учителей.

Понимать искусство кино, как и любое другое искусство, может только подготовленный зритель. Для того чтобы превратить кино из нейтрального, а порой негативно влияющего фактора, в средство воспитания подростков, нужно придать их контактам с кинематографом целенаправленный и организованный характер, что возможно при включении в коммуникативный процесс «кино -зритель» педагога - воспитателя.

Основы зрительской культуры закладываются так же с раннего детства в семье: с выбора анимационных фильмов, телевизионных программ, художественных фильмов, соответствующих возрасту ребёнка, их совместного просмотра и обсуждения. Семейные воскресные походы в кино воспринимаются ребёнком как событие, праздник, тем более что современные кинотеатры предлагают множество сопутствующих развлечений. Чрезмерная занятость родителей приводит к тому, что детям порой не уделяется достаточного внимания. Всё чаще общение с родителями подменяет телевидение, Интернет, компьютерные игры.

Свобода выбора досуговой деятельности в этом случае приводит к отчуждению, дети начинают чувствовать себя взрослыми и независимыми от мнений, вкусов и взглядов родителей, а нередко вступают с ними в

конфронтацию. Интенсивное общение со сверстниками, многие из которых являются носителями молодёжных субкультур, является одним из факторов формирования эстетических вкусов и интересов.

Кино принимает активное участие в процессе массовой коммуникации что повышает потенциал его социального воздействия.

В связи с этим актуальны проблемы экологии духовной культуры и душевного здоровья человека. Еще древние заметили способность искусства врачевать душу. Особая роль сегодня отводится экранным видам искусства, которые могут являться и причиной «болезни» и «средством лечения». Экология духовной культуры должна стать одним из важнейших направлений деятельности медиацентров.

Формирование постоянной потребности в освоении культурных ценностей, воспитание стремления к пониманию, сохранению и приумножению духовного богатства, выработка обоснованной, взвешенной оценки произведений искусства, умение правильно разбираться в основных процессах, происходящих в культуре. Вот, что составляет содержание культурно-экологического воспитания в школе кинозрителя. Оно призвано стать заслоном на пути проникновения имитации духовных ценностей поп-культуры, различного рода подделок и прямых диверсий, направленных на изменение нашего сознания. Духовное воспитание лежит в основе гуманитарного образования, что традиционно. Благодаря традициям, содержание культуры приобретает исторический аспект. Традиции закрепляют то, что складывалось в жизни народа из поколения в поколение. В них отражено эстетическое и общечеловеческое, превратившееся в народную мудрость. Именно в традициях сосредоточены единство и многообразие культурности и цивилизованности многих поколений людей. Традиции одновременно консервативны и динамичны.

Исходя из понимания традиций как устойчивых элементов культуры, передающихся из поколения к поколению, и новаций - как элементов творческих изобретаемых и вводимых в культуру, выдерживающих при этом проверку временем, становящихся общезначимыми, можно говорить о превращении новаций в традиции. Новации, сталкиваясь с традициями, вступают с ними сложное взаимодействие, образуют новые формы культуры [Запесоцкий, 1989, с. 87].

Именно сегодня мы переживаем время социальных мутаций, связанных с многочисленными средствами передачи и модификации информации и образов, являющихся залогом определённого рода эволюции. В киноискусстве наблюдается трансформация функций кино, попытка переосмысления его целей и задач, и определения роли и места кинематографа как социально значимого явления.

Перед отечественным кинематографом встаёт задача - на основе традиционного опыта и новых возможностей, создаваемых техникой, выработать эффективную систему средств совершенствования человека.

Медиапостранство - новая среда, в которой нам предстоит учиться жить. Академик Д.С.Лихачёв в своих трудах подчёркивал, что «...для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение

культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей среды» [Лихачев, 1985, с.50-51]. Е.А.Когай, рассматривая проблемы экологии духовной культуры, подчёркивал, что вещественно-культурные и мировоззренческие ценности, оказывают влияние на мироощущение человека, на его отношение к себе и к своему окружению, на наличие духовных, интеллектуальных интересов, запросов идеалов. Влияние на человека культурной среды неоспоримо [Когай, 2002, с.1-36].

Российский кинематограф как область искусства и культуры - как составляющий компонент культурной среды переживает второе рождение в связи с интеграцией в систему мировой «массовой культуры», медиапространство. Дальнейшее движение вперёд для современной цивилизации зависит от степени совершенствования человека, особенно его внутреннего, психического мира, его сознания - души. Этим объясняется актуальность проблем экологии духовной культуры и экологии души. В решении этих проблем необходимо обеспечить интеграцию всех сил: самого человека с его потенциалом саморазвития, государства и общества, создающих условия для духовного развития каждого индивида, семьи, школы и других социальных институтов, призванных осуществлять воспитательное влияние на процесс становления и развития духовно богатой, высоконравственной и общественно активной личности. В связи с этим особое значение приобретает социально-культурная деятельность, осуществляемая сетью учреждений культуры, в том числе кинотеатрами. Включаясь в единую систему медиаобразования и медиавоспитания организаторы публичного кинопоказа, специалисты культуры, педагоги, воспитатели, родители призваны:

- участвовать в формировании кинорепертуара, учитывая мировоззренческий аспект и культурологическую составляющую содержания фильмов и их возрастную адресность;

- расширить рамки пропаганды киноискусства и воспитывать интерес к театральному кинопоказу;

- систематически приобщать зрителей к лучшим образцам мирового киноискусства прошлого и настоящего;

- использовать действенные формы приобщения к искусству кино и развивать способности к медиатворчеству.

Кинозритель с развитым вкусом и знаниями основ искусства кино не опустится до дешёвых поделок разового пользования, а выступит заказчиком подлинно художественных произведений. Он условно является участником кинопроизводства, так как голосует своим присутствием или отсутствием в кинозале.

Кино же участвует в формирование не только зрителя, оно формирует личность с её менталитетом, мировоззрением, духовностью. Совершенствование личности - не только гуманный идеал, но и составляющая закономерного развития общества.

Примечания

Абрамов В.А., Крапивина Е.Н. Экологические проблемы телерадиовещания // Техника кино и телевидения. 2001.

№ 9. С.35.

Запесоцкий А.С. Традиции и новации в культуре молодёжи // Стиль и традиция в развитии культуры / Под ред. Э.В.

Соколова. Л., 1989. С.87.

Когай Е.А. Экология культуры: Предметное поле исследования // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5. С.1-36.

Лихачёв Д.С. Прошлое - будущему. М., 1985. С.50-51.

Практика медиаобразования

Сетевые медиасервисы в системе повышения квалификации

работников образования

М.В.Кузьмина

Глобальное информационное пространство открывает широкий простор для реализации замыслов творческих педагогов, активно внедряющих информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс, стремящихся к саморазвитию и готовых к демонстрации в интернете своих идей и своего педагогического опыта.

Интернет позволяет переносить в режим сетевого взаимодействия коллективную разработку учебно-методических материалов и их обсуждение, деятельность сетевых творческих лабораторий, что предоставляет равные возможности всем участникам данного полилога для самовыражения, проявления творческой активности, оценки и демонстрации результатов деятельности в определенном направлении.

Сетевые педагогические сообщества расширяют географию дистанционных партнеров, коллег, читателей, зрителей и дают возможность раскрыть глубину собственного познания и опыта, как педагогам новаторам, оперативно усваивающим информацию, так и сосредоточенным, но неторопливым участникам творческого педагогического общения, целью которого является получение личностно значимой информации из перенасыщенного и растущего информационного поля, преломление её в сознании педагога с учетом имеющегося «жизненного» и педагогического опыта, современных направлений в развитии педагогики и психологии. Интернет технологии предоставляют возможности как по поддержанию процесса обучения педагога на протяжении его профессиональной жизни, так и продуктивному обмену опытом и знаниями между педагогами с большим «педагогическим багажом» и молодыми коллегами, продолжению педагогической активности, обеспечению востребованности и самореализации учителей зрелого возраста. Конечным результатом этих деятельностных преобразований, с возможностью реализации передовых педагогических идей и креативных направлений, является разработка нового интеллектуального продукта, который может быть размещен в глобальной сети, прорецензирован, подкорректирован, обсужден и оценен на разных этапах работы.

Современное общество принято называть не только «информационным», но и «медиатизированным», то есть в большой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.